Страшный суд и реки золотых нимбов. что еще оставили нам ярославские иконописцы

Почитание

Православный мир дважды в год на богослужениях воздает дань памяти святому 30 августа и 11 октября, вспоминая о нем в молитвах в день Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Антониевы пещеры с начала 12 века хранят мощи преподобного Алипия, причисленного к лику святых православной церковью. Историки не берутся с точностью определить иконы, написанные святым иконописцем.

Известно, что Великая Панагия была написана Алипием, потом она подарена Владимиром Мономахом Ростовскому собору Успения Богородицы. Кисти великого художника приписывают и Свенскую Печерскую икону Богородицы.

https://youtube.com/watch?v=VA-D63B8ha8

Житие преподобного Алипия, иконописца Печерского

Автор бессмертной «Троицы»

Приняв монашеский постриг с именем Андрея (мирское его имя неизвестно) в 1405 году, мастер принимал участие в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, а затем Успенского во Владимире. Эти масштабные работы Андрей Рублёв выполнял вместе с двумя другими выдающимися мастерами – Феофаном Греком и Даниилом Чёрным, речь о которых пойдёт ниже.

Творчество мастера считается вершиной в российской иконописи, достичь которой не смог ни один из мастеров. Наиболее ярким и известным его произведением является «Троица» – икона Рублева, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее Москвы.

Используя ветхозаветный сюжет, в основу которого положен эпизод, описанный в 18-й главе Книги Бытия (Гостеприимство Авраама), мастер создал композицию, при всей своей традиционности, намного превзошедшую все прочие аналоги

Отказавшись от лишних, на его взгляд, повествовательных деталей, он сконцентрировал внимание зрителя на трёх ангельских фигурах, символизирующих собой Триипостасного Бога – видимым образом Которого и является Святая Троица

Икона «Троица»

Андрей Рублев приступил к созданию самой известной своей работы — иконы «Троица» в 1411 или 1425–1427 годах. Такая расплывчатая датировка связана с тем, что неизвестно, для какого именно храма предназначался образ: раннего деревянного собора Троицкого монастыря или же построенного на его месте каменного. В первом случае икону могли просто перенести в новый храм, во втором — иконописец работал над ней одновременно со всеми остальными образами иконостаса.

За основу «Троицы» (второе название образа — «Гостеприимство Авраама») Рублев взял ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились три ангела под видом странников. Авраам и его жена Сарра встретили их с почтением, омыли ноги по древнему обычаю, закололи для них тельца и пригласили за стол. Ангелы же предсказали пожилым бездетным супругам, что у них родится сын, а сам Авраам станет родоначальником целого народа.

Андрей Рублев отказался от многих деталей, которые принято было изображать по канону: на иконе отсутствует Сарра, нет сцен омовения ног гостям и заклания тельца, а ангелы не трапезничают, а беседуют. Фигуры ангелов образуют подобие круга, взгляд не останавливается на одной из них, воспринимает все три целиком: так иконописец воплотил христианское представление о триединстве Бога.

Для «Троицы» автор выбрал яркие, чистые краски — более насыщенные, чем в ранних работах. Он написал фон золотисто-желтым, одежды ангелов — розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска — ляпис-лазурь — в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее назвали «рублевским голубцом».

До революции 1917 года икона «Троица» хранилась в Троице-Сергиевой лавре. С конца XVI до начала ХХ века она была помещена в золотой оклад, из-под которого видны были только лица и руки ангелов. В 1904 году иконописец Василий Гурьянов занялся ее реставрацией: снял потемневшую олифу и поздние слои краски, которыми поновляли первоначальный образ, а затем записал ее заново. Впоследствии гурьяновский слой также сняли, оставив только работу самого Андрея Рублева. Сейчас «Троица» хранится в Третьяковской галерее.

Между 1422 и 1427 годом Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным руководил артелью иконописцев, которая расписывала Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Затем Рублев поселился в московском Спасо-Андрониковом монастыре и занялся росписью Спасского собора. В январе 1430 года иконописец скончался. Его похоронили на территории монастыря.

В 1947 году ученые Игорь Грабарь, Петр Барановский, Павел Максимов и Николай Воронин основали в Андрониковом монастыре Музей имени Андрея Рублева. В 1985 году его переименовали в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. У входа установлен памятник иконописцу работы скульптора Олега Комова. В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Рублева в лике преподобных святых.

Биография иконописца Андрея Рублёва

Историки предполагают, что знаменитый иконописец родился, примерно, в 1360 году (не ранее 1340 и не позднее 1370). Место рождения точно не известно. Случилось это событие или в Московском княжестве, или на землях Великого Новгорода. И звали новорождённого совсем не Андрей – это имя иконописец получил позднее, при совершении монашеского пострига. Есть вопросы и к фамилии. Дело в том, что в те времена фамилии имели только знатные или образованные люди. Однако, у знатного человека не могло быть фамилии Рублёв. А «Рублёв» происходит не от рубля, а от инструмента для выделки кож «рубеля».

В каких краях и как проходило детство будущего иконописца, как прошло отрочество и где он учился, достоверных сведений нет. В 1405 году Андрей Рублёв постригся в монахи, в московской Спасо-Андрониковом монастыре. В том же году была сделана запись в «Троицкой летописи» о росписи домовой церкви московского князя Василия I (старшего сына князя Дмитрия Донского):

Из этой записи следует, что чернец Рублёв был младшим членом артели иконописцев. Впрочем, примечателен сам факт – заказ почётный и сложный. И к такому заказу не мог быть допущен начинающий иконописец. В 1405 году Рублёв уже признанный мастер. В противном случае его работы были бы анонимными, как у большинства старорусских иконописцев, чьи труды дошли до нашего времени.

Три года спустя, в 1408 году, что следует из «Троицкой летописи», Даниил Чёрный и Андрей Рублёв начали роспись Владимирского Успенского собора, который был сооружён в двенадцатом веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Больше Гнездо. После ордынского набега в начале пятнадцатого века собор сильно пострадал и московский князь Василий I решил начать восстановительные работы в соборе.

До наших дней от трудов Рублёва и Чёрного в Успенском соборе сохранились лишь часть иконостаса (самого большого в России) и небольшие фрагменты настенной росписи. Иконы деисусного ряда (с изображением Христа) достигают в высоту до 3,5 метра. При написании этих икон Рублёв совместил художественные традиции Византии и традиции московской школы иконописи Феофана Грека. При этом Рублёв уже допускает  отступления от принятых канонов: живописец по-своему трактует образы Христа и Богоматери, и изображённых на иконах святых. Искусствоведы отмечают, что фрагмент Страшного Суда написан, как праздник справедливости и вечной жизни для праведников. До Рублёва Страшный Суд писали, как мрачную сцену наказания грешников.

Помимо написания икон и создания фресок Андрей Рублёв много времени уделял иллюстрирования книг: в частности, было создано несколько рисунков к Евангелию Хитрово (Евангелие названо по имени его владельца боярина Богдана Хитрово).

Особенности иконописи Андрея Рублёва

«Спас Вседержитель» (1410 — 1420-е годы)Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. 158 x 106смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Ранние работы Андрея Рублёва в полной мере соответствуют принятым на начало пятнадцатого века правилам иконописи – в те времена на православных образах изображали святых с суровыми и аскетичными ликами, которым были присущи византийские черты: высокий лоб и большие глаза, тонкие губы и прямой греческий профиль. При этом иконописцы писали, в основном, сдержанными и тёмными цветами (коричневый, тёмно-красный, охристо-жёлтый).

Работы раннего Рублёва, по заключению реставратора и иконописца начала ХХ века Василия Гурьянова:

Впоследствии Рублёв постепенно отходит от принятых канонов иконописи. Всё чаще мастер пользуется светлыми и лёгкими красками: золотисто-жёлтой, розовой и светло-голубой. Изменяются и лики на рублёвских иконах: проступает всё больше славянских черт – округлый овал лица, русые волосы и светлые глаза, широкий лоб. Изменяется и выражение ликов: святые и ангелы становятся радостными и светлыми, с одухотворённым взглядом, а некоторые чуть заметно улыбаются.

В поздних работах Рублёв всё чаще использует приём лессировки (на основной слой краски наносится ещё одни, тонкий и полупрозрачный. И на этом слое Рублёв выписывает более тонкие детали изображения). В результате у иконописца получались плавные линии и плавные переходы цвета.

Иконы кисти ниже перечисленных святых

Первые рукописные иконы были посвящены Пресвятой Богородице, как и это песнопение:

«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,Ангельский собор и человеческий род,Освященный Храме и Раю Словесный,Девственная похвало. из Неяже Бог воплотисяИ Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.Ложесна бо Твоя Престол сотвори.И чрево Твое пространнее небес содела.О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе»

Святой Иоанн Дамаскин (Деятельность Иоанна Дамаскина. Иконописный канон.)

Главные труды Леонида Александровича Успенского («Богословие иконы Православной Церкви» и «Смысл икон»)

Немного из биографии художника

«Жизнь для меня — это краски, без красок нет жизни»,

Летний день. (1915 год). Музей русского импрессионизма. Художник: Константин Горбатов.


Жизнь на реке. Художник: Константин Горбатов.

Как сын волжского сапожника стал культовым художником русского авангарда: Кузьма Петров-Водкин.

Венеция. Художник: Константин Горбатов.


Осень. Холст на картоне, масло. 51 x 61 см. Художник: Константин Горбатов.

«С детства привыкший к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов — художник неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки».

Зима. 1919. Художник: Константин Горбатов.


Отдых на веранде. Портрет жены художника. Художник: Константин Горбатов.


Окраина. Художник: Константин Горбатов.

«Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинград…»

Интерьер с букетом летних цветов. Художник: Константин Горбатов.


Зимний пейзаж. Художник: Константин Горбатов.


Натюрморт. Капри. Художник: Константин Горбатов.


Подсолнухи. Холст, масло. 90х70 см. (1933 год). Художник: Константин Горбатов.


Как сложилась жизнь богемного художника во Франции после эмиграции, читайте в нашей публикации.

Псалтырь Пресвятой Богородице

Свя­тые ­апо­столы Иоанн Богослов и Лу­ка из­древ­ле счи­та­ют­ся по­кро­ви­те­лями ико­но­пис­цев.

Молитвы о помощи в иконописании

«О свя­тый апо­сто­ле и еван­ге­ли­сте Иоанне Бо­го­сло­ве! Ты, при­па­дав­ший ко Хри­сту на Тай­ной Ве­че­ре, да­руй мне зна­ние и по­мо­ги пи­сать бо­го­угод­но, как ты по­мог то­му пас­ту­ху, что чер­тил на пес­ке твой об­раз. Аминь.».

О, преславный апостоле Луко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Вселенские святые-иконописцы: Св. апостол и евангелист Лука (Иконы святого апостола и евангелиста Луки), апостол Анания, св. Никодим, епископ Мартин, Мефодий, епископ Моравский, Царь Мануил Палеолог, Лазарь, епископ Евандрийский, Герман, патриарх Цареградский, препод. Иероним Палестинский, препод. Лазарь Константинопольский (Иконы святого Лазаря Константинопольского).

Святые-иконописцы Руси: св. Алимпий Киево-Печерский (Иконы святого Алипия Киево-Печерского), Григорий Киево-Печерский,   Андрей Рублев (Иконы святого Андрея Рублева) и Даниил (Черный) (Иконы святого Даниила Радонежского по прозванию Черного) Радонежские, препод. Иоаким Шартомский (Иконы святого Иоакима Шартомского),митрополит Киевский и всея Руси Петр (Иконы святого митрополита Петра), Макарий митрополит Московский и всея Руси (Иконы, поновленные святым митрополитом Макарием), Афанасий митрополит Московский и всея Руси (Иконы святого Митрополита Московского и Всея Руси Афанасия),  Федор архиепископ, Ростовский чудотворец (Иконы архиепископа Ростовского Феодора), препод. Дионисий Глушицкий (Иконы святого Дионисия Глушицкого),  св. Антоний Сийский (Иконы святого Антония Сийского), Андреян, игумен Пошехонский и Вологодский чудотворец, препод. Отец Игнатий Иконописец (Иконы святого Игнатия Иконописца), Преподобный Антоний пресвитер, 12 греческих строителей Успенского собора Киево-Печерской Лавры,  св. Геннадий Черниговский (Иконы святого Геннадия Черниговского).

Возможно будут канонизированы как святые: иконописцы из монастырей Афона отцы Иамвлих,  Иероним, игумен Серафим, игумен Герасим с братией, архидиакон Лукиан, иеромонах Василий, иеросхимонах Антоний, иеросхимонах Пантелеимон с братией, монах Феодорит, живописцы, трудившиеся на Афоне Макарий, Михаил Васильев,Федор Малявин (Тайна афонских иконописцев: почему иконы становятся чудотворными), Феофан Критский (Стрелидзас) (Иконы Феофана Критского (Стрелидзас) ), иконописец Мануил Панселин (Иконы Мануила Панселина),  иеромонах Арсений Хитроша (Икона иеромонаха Арсения Хитроша), иконописец Дионисий (Фрески Дионисия),

иконописец Оружейной Палаты Кирилл Уланов (Иконы работы Кирилла Уланова), иконописец Григорий Журавлев (Иконы Григория Журавлева), Вера Молчальница, Архимандрит Антонин (Капустин) (Икона кисти архимандрита Антонина (Капустина)), иеромонах Алипий (Константинов) (Иконы Иеромонаха Алипия (Алексея Константинова) ), иеромонах Даниил (Иконы иеромонаха Даниила (Болотова)), Архимандрит Алипий Псково-Печерского монастыря (Икона Архимандрита Алипия Псково-Печерского), сестра Иоанна (Иконы сестры Иоанны (Рейтлингер) ), Мария Соколова (Иконы Марии Соколовой), Леонид Успенский (Иконы Леонида Успенского), инок Григорий (Иконы инока Григория (Григория Круга)).

Ико­на «Слад­кое Лоб­за­ние»Источник https://azbyka.ru/days/ikona-sladkoe-lobzanie-glikofilussa

Молитвы ниже перечисленным святым

Вселенские святые-иконописцы: Св. апостол и евангелист Лука (Молитвы святому апостолу Луке), апостол Анания (Молитвы святому апостолу Анании), св. Никодим (Молитва святому Никодиму), епископ Мартин (Молитва епископу Мартину), равноапостольный Мефодий, архиепископ Моравский (Молитвы равноапостольному Мефодию, архиепископу Моравскому),император Мануил II Палеолог — препод. Матфей (Молитва препод. Матфею), Лазарь, епископ Евандрийский (Молитва Лазарю, епископу Евандрийскому), Святитель Герман, Патриарх Константинопольский (Молитвы Святителю Герману, Патриарху Константинопольскому), блаж. Иероним Стридонский (Молитвы блаженному Иерониму Стридонскому), Лазарь Константинопольский (Молитвы Лазарю Константинопольскому), преподобному Пимену Зографскому (Молитвы святому Пимену Зографскому).

Святые-иконописцы Руси: препод. Алимпий, иконописец Печерский (Молитвы святому Алимпию), препод. Григорий, чудотворец Печерский (Молитвы святому Григорию Печерскому),  препод. Андрей Рублев (Молитвы святому Андрею Рублеву, Радонежскому) и препод. Даниил Радонежские (Молитвы святому Даниилу иконописцу, Радонежскому), препод. Иоаким Шартомский (Молитвы Иоакиму Шартомскому), Петр митрополит Киевский и всея Руси (Молитвы святому Митрополиту Киевскому и всея Руси Петру), Макарий, митр. Московский и всея Росии (Молитвы святому Митрополиту Московскому и Всея России Макарию), Афанасий, митр. Московский, всея Росии (Молитвы святому Митрополиту Московскому и Всея России Афанасию),  Феодор, Архиепископ Ростовский (Молитвы святому Федору архиепископу Ростовскому), препод. Дионисий, игумен Глушицкий (Молитвы святому Дионисию, игумену Глушицкому), препод. Антоний Сийский (Молитвы святому Антонию Сийскому), Андреян, игумен Пошехонский и Вологодский чудотворец (Молитвы святому Андреяну, игумену Пошехонскому и Вологодскому), препод. Игнатий Златый (Молитвы святому Игнатию Златому), Преподобный Антоний пресвитер (Молитвы святому Антонию пресвитеру), 12 греческих строителей Успенского собора Киево-Печерской Лавры (Молитвы святым 12 греческим строителям), Геннадий Черниговский (Молитвы святому Геннадию Черниговскому).

Новые святые иконописцы: препод. Дионисий Ставровунитский (Молитва препод. Дионисию Первому Ставровунитскому ), благочестивый Дионисий Младший Ставровунийский (Молитва благочестивому Дионисию Младшему Ставровунитскому), митрополит Игнатий Мариупольский (Молитвы святому Митрополиту Игнатию Мариупольскому), преподобный Савва Новый (Молитвы святому Савве Новому).

Достойный приемник мастеров прошлого

Продолжателем художественных традиций, заложенных Андреем Рублёвым и его современниками, стал Дионисий – иконописец, иконы которого, выполненные для соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы Иосифо-Волоколамского монастыря, а также фрески и иконостас Ферапонтового монастыря, навсегда вошли в сокровищницу российской культуры.

Известно, что Дионисий, в отличие от большинства отечественных иконописцев, не был монахом. Большинство заказов он выполнял вместе со своими сыновьями Владимиром и Феодосием. До наших дней сохранилось довольно много произведений, выполненных либо самим художником, либо возглавляемой им артелью. Наиболее известными из них являются иконы – «Крещение Господне», «Богоматерь Одигитрия» (следующее фото), «Сошествие во ад», а также ряд других работ.

Годы его жизни точно не установлены, известно лишь, что родился мастер около 1444 года, а датой смерти называют приблизительно 1502-1508 год. Но его вклад не только в российскую, но и в мировую культуру столь велик, что решением ЮНЕСКО 2002 год был объявлен годом Дионисия.

Даниил Черный (около 1350 — 1428)

На миниатюре: Фреска «Лоно Авраамово» кисти Даниила Черного. Множество книг и статей о русском иконописании также зачастую вспоминают о монахе Данииле только в контексте его совместной работы с автором великой «Троицы», однако, на деле его заслуги перед русской культурой этим отнюдь не исчерпываются.

Даниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка.

Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)

Интересный факт:совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века. Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно и все приметы «старого» иконописания — дело его рук.

Иконопись в наше время

Современная иконопись в течение последних пары десятилетий переживает очень интересный период: — то, что созидалось веками, было вдруг стерто с лица земли за несколько десятков лет.

Богоматерь Донская. Конец XIV века. ГТГ

Современная иконопись, считают многие специалисты, ещё не установилась как самостоятельная школа. По понятным причинам, из-за гонений на церковь, в этом ремесле произошёл серьёзный перерыв, который остановил развития русской иконописной школы. 

Современные художники сейчас полагаются на старые школы, в основном копируя старинные работы.

  • Успение (1392)
  • Борис и Глеб. Конец XIV века. ГТГ.
  • Святые Борис и Глеб. Икона второй половины XIII века. Музей русского искусства в Киеве.
  • Преображение. Икона из Переславля-Залесского. Около 1403 года.
  • Белозерская икона Богоматери. XIII век. ГРМ.
  • Мученицы Параскева, Варвара и Ульяна. Конец XIV века. ГТГ.
  • Крещение. Середина XIV века. ГЭ.
  • Димитрий Солунский(русская икона, 1275—1300 годы)
  • Деисус. Псковская икона XIV века.
  • Николай Чудотворец в житии со святыми Косьмой и Дамианом. Икона из погоста Озерёво. Первая половина XIV века.

Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0, авторство фото: 1 — Alex Bakharev, CC BY-SA 3.0; 3-7— Public Domain; 8 — Georg761, CC BY-SA 3.0.

Ангел Златые Власа. XII век. Русский музей.

Неизвестный мастер. Ангел Златые Власа (Архангел Гавриил или Михаил). Вторая половина XII века (происхождение: Великий Новгород). Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru. «Ангел Златые Власа» был когда-то частью деисусного чина. Это группа из нескольких икон. Посередине размещался Христос Вседержитель. А слева и справа — иконы с Богородицей, Иоанном Крестителем и другими ангелами и святыми. Они как бы просят Сына Божьего отпустить человеку его грехи.

Вот среди таких заступников и находился наш «Ангел».

С помощью техники ассист его голова покрыта тонкими полосками сусального золота. Отсюда и название иконы — «Ангел Златые Власа».

К сожалению, икона дошла до нас в изменённом виде. Ведь поверхность всегда покрывали лаком, который лет через 100 сильно темнел.

И художники уже новой эпохи поновляли икону. Нет, не реставрировали, а писали поверх темного слоя тот же образ. Но часто добавляли особенности уже нового времени.

Поэтому золотой фон «Ангела Златые Власа» в XVII веке был изменён на зеленый. Были также изменены цвет и контур одеяния Ангела.

Но все же сам образ остался почти прежним.

Русский мастер взял за основу канонический византийский образ Ангела.

Слева: Миниатюра с изображением Архангела Михаила. Конец XI века. Национальная библиотека в Париже. Рускатолик.рф.

Казалось бы, образы очень похожи. Но все же мы видим некоторые особенности в русской иконе.

Мастер укрупняет и удлиняет глаза, опуская их внешние уголки вниз. При этом верхнюю часть зрачков прячет под веками. В результате получились грустные и добрые глаза.

Деталь иконы «Ангел Златые Власа». XII век. Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru.

А в уголки губ добавляет тени, которые создают иллюзию легкой улыбки.

И вот такое сочетание грустных глаз и улыбки создаёт невероятное ощущение лёгкой, радостной грусти. Это глаза любящего, сочувствующего и просящего за Вас существа.

Русский мастер не просто повторяет образ. Он делает все, чтобы показать внеземную природу Ангела. Его безграничную любовь и готовность вечно просить за нас.

Краткая биография

Достоверных дат, связанных с жизнью Андрея Рублева, к огромному сожалению, история почти не сохранила. Летописцы зафиксировали лишь отдельные факты, позволяющие составить очень общую картину его биографии. Приведенные здесь даты, взятые из летописных сводов — это все, что сохранило для нас время.

  1. 1405 год — постриг в монахи.
  2. 1405 год — работа над росписью Благовещенского собора Кремля вместе со знаменитыми мастерами Феофаном Греком и Прохором с Городца. поскольку имя Рублева написано в летописном тексте последним, логично предположить, что он был младшим и по возрасту, и по званию, являясь учеником прославленных мастеров.
  3. 1408 год — начало росписи вместе с иконописцем Даниилом Чёрным пострадавшего от нашествия Орды Успенского собора во Владимире, построенного еще в XII веке. фрески собора, частично сохранившиеся до наших дней — единственная точно датированная рублевская работа.
  4. 1411 год — начало работы над иконой «Троица».
  5. 1425–1427 годы — начало работы над иконой «Троица» по второй версии. Двойная дата объясняется тем, что достоверно неизвестно, для какого храма писалась эта икона: раннего деревянного или более позднего каменного.
  6. 1422(1425)—1427 годы — работа над росписью Троицкого собора и над его иконостасом. Скорее всего именно для этого иконостаса создана икона «Троица» — его единственная дошедшая до наших дней работа в жанре иконописи.
  7. 1428 год, 17 октября — кончина преподобного Андрея Московского во время страшной эпидемии в Москве, где он тогда работал, как свидетельствуют летописцы, над фресками Спасского собора.
  8. 1430 год, январь — смерть иконописца по другой версии. Похоронен на территории Андроникова монастыря, где Рублев провел значительную часть своей жизни.

Икона преподобного Андрея Рублева

Жизнь великого человека никогда не заканчивается датой его смерти:

  • 1947 год — Спасо-Андроников монастырь был объявлен заповедной территорией.
  • 1985 год — создан Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. перед входом в музей установлен памятник мастеру.
  • 1966 год — Андрей Тарковский снял свой легендарный фильм «Андрей Рублев», трактующий образ иконописца как фигуру всемирно-исторического масштаба.
  • 1988 год — канонизация Андрея Рублева в лике преподобных святых.

В небольшом старинном городе Городце имя Андрея Рублёва с 1964 года носит одна из улиц, входящая в исторический Музейный квартал. Кратеру на Меркурии решено было дать имя гениального русского иконописца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector