Всенощное бдение

Порядок службы в храме с пояснениями

Перед непосредственно самым началом проведения литургии прихожане оставляют записки с именами близких, живых и ушедших. Само богослужение состоит из нескольких этапов, идущих традиционно в определенной последовательности.

Начинается служение с чтения Часов. Священник совершает проскодимию. Заготавливаются вино и хлеб, которые символизируют кровь и плоть Христа Спасителя. Параллельно происходит чтение молитв за живых и ушедших. Из хлеба извлекаются частицы, символизирующие членов церкви, а вино смешивают с водой. Пять частиц хлеба раскладывают на блюдце, рядом ставится звездица и накрывается покрывалом. Выходит священник с кадилом, которое традиционно символизирует Божественную Любовь и Святой Дух.

Часы заканчиваются, и начинается следующий этап – литургия Оглашенных. Прославляется Святая Троица. Священник с дьяконом выходят перед иконостасом. Читается святое Евангелие.

Следом за литургией Оглашенных идет литургия Верных. Дары Христовы – вино и хлеб, переносятся на престол. Священник выходит с чашей перед иконостасом и произносит молитву. Начинается «Святое возношение». Поется «Отче наш». Далее начинается причастие. Первыми делом причащаться идут священнослужители, после них – прихожане храма.

Состав вечерней службы

Вечернее богослужение в Православной Церкви открывается последованием, именуемым «вечерня». Это благодарение Господа за уходящий день. Будничная вечерня называется вседневной, а праздничная – великой. Последняя служится, как правило, в составе всенощного бдения, о котором будет сказано ниже. На вечерне совершается каждение, поются псалмы, ектении, стихиры, тропари. Главными песнопениями вечерни являются «Ныне отпущаеши», «Господи воззвах», «Свете тихий», «Сподоби Господи».

Название «утреня» связано с тем, что традиционно данное богослужение совершалось в утреннее время. Это благодарение Всевышнего за пережитую ночь и призывание Его благословения на предстоящий день. Чин утрени включает исполнение псалмов, тропарей, канонов, ектений и каждение храма. Праздничная утреня может дополняться полиелеем – торжественными песнопениями, после которых происходит помазание молящихся освящённым маслом. Воскресная утреня также включает чтение Евангелия.

Наконец, 1-й час – краткое последование, дополняющее вечернюю службу. Оно состоит, в основном, из псалмов и призвано освятить начавшийся церковный день.

Краткая история

Исторически бдение восходит к ночным богослужениями первых христиан, распространенных с I в. Впоследствии традиция совершения особых молений ночью сохранилась большей частью у иноческих обителей. Некоторые из них, например, так называемый монастырь «Неусыпающих» (с IV-V вв.), основанный прп. Александром, вообще старались совершать службы непрерывно, во исполнение заповеди св. Павла «непрестанно молитесь» (1 Фес.5:17).

Полезные материалы

Многие святые отцы особенно советовали верным прилежать к ночной молитве.

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Преклони колена, воздыхай, моли Господа твоего быть милостивым к тебе; Он особенно преклоняется (на милость) ночными молитвами, когда ты время отдохновения делаешь временем плача». А прп. Исаак Сирин утверждает: «Всякая молитва, которую совершаем ночью, да будет в очах твоих досточестнее всех дневных деяний».

Сложилось так, что эти советы особенно ревностно исполняли иноки монастыря прп. Саввы Освященного (с VI в.). По Уставу обители, всю седмицу они проводили в уединенном безмолвии, лишь накануне праздников сходясь на общую церковную молитву. Ночное бдение было для них духовным утешением, подкреплением среди подвигов. Так постепенно сформировалось последование, которое затем, вместе с Уставом св. Саввы, также именуемым Иерусалимским (по месту расположения монастыря), перешло на Русь. Но в отличие от Византии, бдение стало служиться также по приходским храмам.

Постепенно сложилось общепринятое мнение о всенощной как одной из главных служб, обязательных для подготовки к Причастию.

1

Ноября

1893 года

Свт. Феофан Затворник писал, отвечая на вопрос одному из мирян о порядке подготовки к Причастию: «Побывать в церкви у вечерни, всенощной или у заутрени и затем за обедней причаститься – можно. А прочие дни говения можете все службы заменять поклонами с молитвою Иисусовою».

До середины XVII в. бдение совершалось по Уставу прп. Саввы. Затем, после богослужебной реформы патриарха Никона, последование постепенно сократилось, ныне его продолжительность только 2-3 часа.

Особенности службы на Сретение Господне

Это особый праздник, который считается великим. Его относят, однако, к Богородичным, а не «Господским», то есть посвященным Христу. Всенощная Сретения имеет некоторые особенности.

Время совершения

Праздник отмечается 15 февраля, так что иногда он выпадает на время приготовления к Великому Посту, а иногда – на его первый день, понедельник (не позже).

Праздник, воскресный день

Если так случилось, служба празднику совершается накануне, на Прощеное Воскресенье. При этом (как и вообще, если Сретение выпадает на воскресный день) песнопения Воскресения Христова поются вместе с праздничными.

Подготовка к Великому Посту

Если же Сретение празднуется во время дней подготовки к Великому Посту, когда поются уже покаянные песнопения, они также исполняются вместе с праздничными.

Интересный фактА вот если праздник выпадает на Мясопустную (предшествующую Масленице) Родительскую Субботу, то служба по усопшим происходит на неделю раньше. Существует также практике переноса этой службы на четверг Мясопустной седмицы.

Праздничные чтения

Паремии, отрывки из Ветхого Завета, читаемые на Сретение, посвящены Богородице. Это

  • фрагменты книг Исход, Левит о первенцах, посвящаемых Богу;
  • пророчество Исайи о попалении грехов человека «углем горящим», прикоснувшимся к его устам;
  • 10 глава книги того же пророка о явлении Господа в Египте, падении идолов, что, по преданию, действительно случилось по Рождестве Христовом.

Пример службы

Содержание проскомидии:

  • изъятие Святого Агнца из первой просфоры;
  • поставление Агнца на дискосе и наполнение чаши вином с водою;
  • изъятие частиц из прочих четырех просфор;
  • поставление звездицы над дискосом;
  • покрытие дискоса и потира покровами;
  • каждение приготовленных Агнца и частиц;
  • чтение молитвы о принятии Святых Даров и отпуст.

Литургия оглашенных:

  • начинательные возгласы;
  • великая ектения;
  • псалом 102;
  • малая ектения;
  • псалом 145;
  • пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий»;
  • малая ектения;
  • пение Евангельских Блаженств;
  • малый Вход с Евангелием;
  • пение «Придите поклонимся»;
  • пение тропаря и кондака;
  • возглас диакона: «Господи, спаси благочестивый»;
  • пение «Трисвятого»;
  • пение «Прокимна»;
  • чтение Апостола;
  • чтение Святого Евангелия;
  • сугубая ектения;
  • ектения за усопших;
  • ектения за оглашенных;
  • ектения с повелением оглашенным оставить храм.

Литургия верных:

  • сокращенная великая ектения;
  • Херувимская песнь (1-я часть);
  • Великий вход и перенос Святых Даров;
  • Херувимская песнь (2-я часть);
  • просительная ектения (1-я);
  • внушение диаконом мира, любви и единомыслия;
  • пение «Символа веры»;
  • «Станем добре»;
  • евхаристическая молитва;
  • освящение Святых Даров;
  • «Достойно есть»;
  • поминовение живых и умерших;
  • внушение священником мира, любви и единомыслия;
  • просительная ектения (2-я);
  • пение «Отче Наш»;
  • возношение Святых Даров;
  • причащение священнослужителей;
  • причащение мирян;
  • возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и «Видихом свет истинный»;
  • «Да исполнятся уста наши»;
  • благодарственная ектения за причащение;
  • заамвонная молитва;
  • «Буди имя Господне» и 33-й псалом;
  • последнее благословение священника.

Литургия длится 1,5 часа. Окончание службы затягивается, если в храме много причащающихся.

Разъяснения церковного вечернего богослужения

В древности так именовали особое моление, длившееся всю ночь, а завершавшееся с рассветом. Символика бдения традиционно связывается со словами Господа о необходимости «бдить и молиться», а также с ожиданием Второго Пришествия.

У монахов

Впоследствии такая служба стала совершаться в иноческих обителях. Считается, что одним из первых ввел всенощную в Устав прп. Савва Освященный. Монахи его монастыря всю седмицу проводили в молитвенном уединении, приходя на общую службу лишь накануне воскресений, праздников. Поэтому они желали как можно более напитать душу совместной молитвой, а служба длилась всю ночь.

Устав для мирян

В Русской Церкви служба известна с XIV в. Тогда в обиход введен так называемый Иерусалимский богослужебный Устав, восходящий к традиции обители прп. Саввы. Так как приходского богослужебного Устава на Руси не существовало, монашеское бдение стало принадлежностью мирских храмов. Впоследствии возникла практика сокращения этого богослужения, которое, будучи проведено по Уставу, продолжалось бы не менее 8 часов.

Современное служение

Ныне в приходских церквях бдение также совершается только вечером по субботам, а также накануне праздников. Это особенно торжественная служба, которая отличается от обычного вечернего богослужения:

  • более продолжительными молитвами;
  • обязательным помазанием верующих елеем;
  • чтением пророческих, апостольских писаний, посвященных празднуемому дню.

Служба обычно начинается с 5 или 6 часов вечера. Во многих храмах до ее начала проводится Таинство Исповеди, которое, в зависимости от количества исповедующихся, может продолжаться до конца богослужения, а при большом количестве людей – даже после его завершения.

Что представляет из себя литургия?

В каждой религии или конфессии есть самые важные служения в церквях. В христианстве используется слово «литургия», которое само по себе имеет перевод с греческого языка и обозначает «общее дело». Каждый человек, знающий обозначение этого термина по-своему толкует его значение, но если обратится к официальным источникам, то получим такой ответ: литургия – главнейшее христианское богослужение, которое сопровождается таинством Евхаристии.

Евхаристия – это причащение хлебом и вином, как заповедал Иисус Христос, для Его воспоминания, ведь именно он, по мнению богословов, совершил первую Литургию. Другими словами, если производится таинство Евхаристии, то такое служение носит характер Литургии.

Время проведения главнейших христианских богослужений

В современных богослужениях различают три основных вида Литургии, истоки которой были заложены еще в начале первого тысячелетия нашей эры. Существуют определенные правила, по которым расставляются такие богослужения на весь год. Они не должны пересекать друг друга, и в конечном итоге наполняют православный календарь с пометками для каждой отдельной Литургии.

Литургии святого Иоанна Златоуста совершаются постоянно, когда не проводят две другие:

  • Литургий для святого Василия Великого насчитывается всего десять. Их совершают только в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья. Данный вид богослужения ведут в Великий четверг и субботний день на Страстной неделе. Обязательным богослужением является проведение Литургии в сам День Василия Великого – 14 января, чтобы почтить память этого святого.
  • И последним праздником, когда проводят Литургию святого является Рождество и Крещение Господне.
  • Третий тип Литургии имеет несколько названий в зависимости от места проведения и конфессии. К ней относятся Литургии: двоеслова, Папы Римского, прежде освященных Даров, святого Григория Великого. Их проводят только в среду и пятницу, но также один раз в четверг пятой седмицы Великого поста. На страстной седмице Литургия проводится в первые три дня недели.
  • Также, это богослужение ставят 9 и 22 марта в память Иоанна Предтечи и сорока мучеников Севастийских. Если храм имеет богатую историю и своих святых, которых почитают другие христиане, то в значимый день проводят именно эту Литургию.

Из чего состоит Литургия

Все три типа важнейших богослужений состоят также из трех частей:

  • Проскомидия – приготовление Евхаристии. Священнослужитель совершает необходимые ритуалы у алтаря для освящения просфоры (хлеба и вина). Во время этого этапа поминаются души всех живых и усопших – священник сначала вынимает просфоры (дробит хлеб) и отдельно за каждого погружает его в вино, сопровождая это специальной молитвой. Такая молитва считается самой действенной при очищении грехов за других людей. Прихожане в это время читают Часы (сопроводительные молитвы и псалмы).
  • Второй этап богослужения – Литургия оглашенных. Если в первой части собрания могли участвовать и присутствовать только крещенные люди, то во время второй части находятся и те люди, которых готовят к крещению. Второй этап богослужения ведет диакон, получивший благословение от священника. Его речь начинается и оканчивается одними и теми же словами. Вначале он благословляет Святую Троицу и произносит Великую ектенью. Во время Литургии оглашенных принято хору петь антифоны (псалмы, которые по очереди поются левой и правой частью).
  • Завершительный этап богослужения называется Литургия верных. По церковному уставу в этой части служения могут брать участие только воцерковленные люди и те, к кому нет личных замечаний со стороны священника и диакона.

На практике, на Литургии верных присутствуют все желающие. Священники считают, что основной духовный смысл открывается только верным, поэтому присутствие невоцерковленных не мешает завершению богослужения. Самым важным действием во время всего собрания является Анафора, что подразумевает собой освящение даров. Начинается действие с того, что Дары переносятся с жертвенника на престол. Верующие готовятся к освящению, производится ритуал Анафоры, который сопровождается молитвами со стороны священнослужителей и песнопениями прихожан.

После этого верующие совершают Причащение. Священник молится, диакон вторит ему благословениям и производится отпуст прихожан.
На самом деле, перечисленные элементы Литургии являются костяком служения, а в каждом храме оно проводится по-своему. Как правило, священник определяет сам порядок и прохождение некоторых ритуалов, но в целом они не отличаются друг от друга.

Божественная литургия: что это и как проходит — с объяснениями

Главное для каждого христианина богослужение предваряется часами – третьим и шестым. Читаемые на них псалмы, молитвы напоминают события земной жизни Господа, Его Распятие, готовят всех пришедших к храму, к главному Таинству Церкви.

Начало литургии – возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» знаменует грядущее Царствие Божие, которое ныне, по слову Господа «внутрь есть» (Лк.17:21) у каждого, любящего Бога.

«Оглашенных»

Таково древнее название этой части службы, сохранившееся до сих пор. Эта часть Литургии – молитвы, на которые допускались готовящиеся к Крещению, «огласившиеся», то есть узнавшие уже учение Христа, но еще не члены общины.

Эти предварительные моления включают:

  • ектении – краткие прошения о мире, стране, «властях и воинстве», о всех предстоящих;
  • антифоны, псалмы, поющиеся попеременно двумя хорами (в практике богослужения хор может быть один);
  • песнь «Единородный Сыне и Слове Божий…»; ее составление приписывается императору Византии Юстиниану Великому;

Затем следует пение третьего антифона. Но если первые два представляют собой псалмы, то эта песнь целиком взята из Нагорной проповеди Христа и содержит Заповеди Блаженства. В время ее совершается Вход с Евангелием в преднесении свечи.

Затем поются песнопения дня, праздника и одно из древнейших песнопений Церкви – Трисвятое, обращенное к Св. Троице. Им предваряется чтение Писания: Апостола и дневного Евангелия.

Последнее моление – о готовящихся к Крещению, после чего диакон возглашает: «Оглашенные, изыдите!»

Интересный фактСейчас молитвы об оглашенных читаются, как говорят многие, по традиции, так как институт оглашенных в Церкви не принят. В Греческой церкви эти молитвы вовсе опускаются. Однако, современные служители алтаря в России часто говорят, что «оглашенными» можно считать случайно зашедших в церковь, сочувствующих, а потому молитвы о них не должны убираться из богослужения. Некоторые миряне говорят, что в этот момент стараются помолиться о своих неверующих родных, друзьях, их обращении к Богу.

Святые Дары

«Верных»

Затем начинается само таинство Евхаристии. Его предваряет так называемая Херувимская песнь – не столько молитва, сколько призыв к верным уподобиться Ангелам, отложить все земное. Под это пение богослужебные сосуды торжественной процессией переносятся с жертвенника на святой престол.

После Херувимской священник не может прервать службу по какой бы то ни было причине.

1

Мая
1497 года

В житии свт. Макария, митр. Киевского, есть такой эпизод: во время служения литургии он узнал о приближении татарского отряда, но не покинул церковь до завершения службы. Святителя убили ворвавшиеся в храм иноверцы.

По окончании Херувимской песни в древности совершалось таинство Крещения. К этой практике восходит пение христианами Символа Веры. Ныне это имеет несколько иное значение: свидетельство твердого упования на Бога.

Анафора

Это самая важная, таинственная часть службы, название которой переводится как «возношение». В этот момент верующие призываются к сугубой молитве и вниманию. По-другому Анафора именуется Евхаристическим Каноном. Она включает четыре священнические молитвы, читаемые в алтаре. Во время третьей из них, призывающей Духа Святого, таинственно, неведомо для разума совершается «преложение» хлеба и вина в Тело и Кровь Господа. Это – кульминация всей службы, главное чудо христианства, превышающее все другие.

Прав. Иоанн Кронштадский говорит:

Причастие

После Анафоры совершается сначала Причастие священнослужителей, которое происходит в алтаре при закрытых вратах, задернутой завесе. Во время Пасхи и Светлой Седмицы врата открыты, так что верующие могут видеть, как совершается Таинство.

Иногда во время Причастия священства врата открываются в другие дни. Например, после объединения Русской Церкви и Русской Православной Церкви за границей первое совместное служение патриарха Алексия II и митрополита Лавра 17 мая 2007 г. по просьбе прихожан проходило полностью при открытых царских вратах.

Затем происходит Причастие мирян. Обычно принято:

  • подходить крестообразно сложенными руками, при этом правая — сверху;
  • отчетливо называть свое крещенное имя;
  • не совершать крестное знамение перед Чашей, дабы не задеть ее неосторожным движением.

Перед Причастием необходима Исповедь, так как таинство для человека, отягощенного грехами, совершается в осуждение. Причастие без исповеди в практике Русской Церкви возможно только для часто исповедующихся мирян, и то по особому благословению священника, хорошо знающего духовное состояние причастника.

Устав Всенощной для клироса

Бдение – одна из самых сложных по своей структуре служб с разнообразным богослужебным материалом. При этом хор играет особую роль в совершении службы, исполняя ее важнейшие песнопения.

Когда бдение окончательно утвердилось в Русской Церкви, к началу XVI в. появляются специальные книги для клироса – Певческие Обиходы, содержащие песнопения суточного круга, литургии, всенощной. Они расположены по порядку совершения службы. Первоначально Обиходы представляли песнопения в так называемой «крюковой» нотации, в новейших их изданиях обычно следует текст песнопения, после него – он же, положенный на более привычные современному человеку ноты.

Кроме этого, существует целый ряд пособий для клироса, посвященных всенощной. Они особенно популярны у учащихся духовных школ – семинарий, регентских курсов. Они могут представлять собой:

  • полное последование, по которому можно видеть общую схему, порядок службы; как правило, здесь приводятся тексты молитв, псалмов, ектений, но при этом имеются богослужебные указания для поющих;
  • ноты важнейших песнопений, расположенные по порядку бдения;
  • наконец, есть пособия, совмещающие оба подхода; здесь помещено как сама последовательность всенощной, так и ноты, песнопений; как правило, одно песнопение может быть представлено в разных вариантах, положенное на музыку разными авторами. Такие пособия сближаются с собственно богослужебной книгой «Обиход».

Из каких частей состоит Всенощная?

В большинстве храмов в нее входят:

  • Вечерня;
  • Утреня;
  • Последование 1 часа.

Перед большими праздниками служба может дополняться:

  • литией;
  • освящением хлебов, вина, елея, которым затем помазуют верующих.

Символическое содержание службы – воспоминание пути человечества от Сотворения мира до Воплощения, проповеди, смерти и Воскресения Христа, а также Божия домостроительства спасения людей.

Вечерня

Бдение начинается со славословия Триединого Бога, Святой Троицы. Затем, при пении хором 103 псалма, прославляющего созданный Господом мир, священник кадит храм, обходя его по кругу. Это символизирует Самого Господа, ходившего в насажденном Им Раю во времена Адама.

Как правильно вести себя во время каждения?

В большинстве приходов верующие в этот момент стараются посторониться, давая дорогу священнику.

Существуют также разные мнения о том, следует ли во время каждения поворачиваться вслед за обходящим храм священником. Устав не содержит никаких пояснений по этому вопросу, так как предполагалось, что монахи – для которых он написан – молятся во время службы в стасидиях, высоких креслах, в которых можно как стоять, так и присесть. Расположены они были по стенам храма, соответственно, священник кадил каждого монаха.

Современные пастыри дают разные рекомендации:

  • иерей Сергий Савенков на страницах журнала «Фома» утверждает, что «крутиться» за кадящим не нужно, достаточно небольшого поклона, как выражения смирения.
  • существует также мнение, что неблагочестиво поворачиваться спиной к алтарю, поэтому молиться во время каждения надо повернувшись к нему лицом;
  • а вот прот. Константин Пархоменко считает иначе: «Дело в том, что проблема поворачиваться спиной к алтарю совершенно надуманная. Священнослужители много раз за время службы поворачиваются спиной к алтарю. Думаю, что делать проблему из того, что человек повернулся спиной к алтарю, чтобы поклониться… во время каждения – крайность. А законов таких нет, это все обычаи».

Во всяком случае, во время каждения не принято делать замечания «неправильно» ведущим себя окружающим. Благодать, передаваемую через курение фимиама, следует принимать с должным благоговением.

Всенощное бдение

После каждения

Царские врата закрываются, символизируя потерю Рая после отступления от Бога. Последующие молитвы, песнопения, чтения – покаяние согрешивших, ожидание спасения. Среди них:

  • ектения перед закрытыми царскими дверями;
  • отрывки из Ветхого Завета (паремии).

После песней, посвященных празднику или воскресному дню врата открываются. При пении «Свете Тихий святыя Славы…» происходит вечерний вход.

Завершается служба:

  • молитвой прав. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего…»; его старец произнес, приняв на руки в Иерусалимском храме Младенца, принесенного туда согласно Закону;
  • песнопением, прославляющим Матерь Божию, «Богородице Дево, радуйся…»

Утреня

Все это богослужение посвящено Иисусу Христу, Его Рождеству, земной жизни, смерти, Воскресению. Именно поэтому первые слова службы – Ангельское песнопение, которое услышали пастухи в ночь Рождения Мессии: «Слава в вышних Богу…»

Но после этого праздничного гимна в храме гасятся свечи. В темноте начинается чтение Шестопсалмия – 6 псалмов царя Давида, в которых – покаяние, ожидание спасения, благословения Бога.

Инок Трофим (Татарников), один из трех монахов Оптиной пустыни, убитых на Пасху 1993 г., однажды сказал о Шестопсалмии монастырскому труднику, который намеревался по делам выйти из храма: «Не уходи сейчас. Лучше раньше уйти или позже, а на Шестопсалмии выходить нельзя, Шестопсалмие — это Страшный Суд».

Центральный момент службы – Евангелие воскресного дня или праздника, перед чтением которого вновь следует каждение храма.

После этого читается Канон, посвященный празднику, воскресному дню, празднуемому святому (чаще всего несколько канонов совмещаются).

Богослужение завершается Великим Славословием, которым христиане приветствуют новый день. Тому же посвящено следующее далее последование первого часа.

Что это значит

Среди простых людей чаще всего встречается такое название данного обряда как всенощная. Данный вид богослужения может проводится накануне вечером особо чтимых церковных праздников. Этот ритуал несет в себе объединение вечернего и утреннего богослужения, которые проводятся при большем освещении храма, нежели в другие дни.

Сколько длится по времени всенощное бдение? Изначально, свое название такая процессия получила из-за того, что начиналась поздно вечером и длилась всю ночь до рассвета

Но позже внимание было обращено на немощи верующих и длительность сократили, но название так и осталось

Наиболее чаще божественная литургия всенощного бдения проводится накануне:

Полезные статьи:

«ЗА САШУ…»
События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь. Где её взять? У детей.Первым встал на защиту мальчишек �… Читайте далее

О молитве последних Оптинских старцев
Протоиерей Андрей Ткачев о молитве для тех, кто не успевает молиться.
Верующий должен молиться, ничего тут нового. Он должен хотеть молиться, что уже сложнее, ибо не каждый и хочет. Нужно понуждать себя на молитву. А правило длинное, времени мало, и мы устаем, и мы мучаемся, и �… Читайте далее

«10 интересных фактов о святителе Спиридоне»
Греческая делегация Православной Церкви 30 октября привезла в Киев дар православным христианам — икону святителя Спиридона Тримифунтского и башмачок от святых мощей преподобного. Приведем интересные факты о святом Спиридоне Тримифунтском.1. Преподобный всю свою жизн… Читайте далее

Кот с большой буквы
Кот живет 3 года на кладбище… Хочу чтобы многие прочли и вдумались в то, что мы делаем для братьев наших меньших и что они для нас…
Я частенько наведываюсь проведать своих умерших предков на местное кладбище деревни N. Сегодня я в очередной раз там побывал после зимы. Но мен… Читайте далее

дней храмовых праздников,воскресных дней,праздников, которые отмечены особенным знаком в Типиконе,двунадесятых праздников,любого праздника по пожеланию настоятеля храма или относительно местных традиций.

Особенности проведения данного ритуала:

После проведения вечерни может проводится освящение вина, растительного масла, хлеба и пшеницы.Полное соблюдение всенощного бдения подразумевает чтение отрывков из Евангелии во время утрени, а также пение великого славословия, в котором человек благодарит Господа за прожитый день и просит помощи в ограждении от грехов.После богослужения происходит помазывание елеем верующих.

Устав Всенощной для клироса

Бдение – одна из самых сложных по своей структуре служб с разнообразным богослужебным материалом. При этом хор играет особую роль в совершении службы, исполняя ее важнейшие песнопения.

Когда бдение окончательно утвердилось в Русской Церкви, к началу XVI в. появляются специальные книги для клироса – Певческие Обиходы, содержащие песнопения суточного круга, литургии, всенощной. Они расположены по порядку совершения службы. Первоначально Обиходы представляли песнопения в так называемой «крюковой» нотации, в новейших их изданиях обычно следует текст песнопения, после него – он же, положенный на более привычные современному человеку ноты.

Кроме этого, существует целый ряд пособий для клироса, посвященных всенощной. Они особенно популярны у учащихся духовных школ – семинарий, регентских курсов. Они могут представлять собой:

  • полное последование, по которому можно видеть общую схему, порядок службы; как правило, здесь приводятся тексты молитв, псалмов, ектений, но при этом имеются богослужебные указания для поющих;
  • ноты важнейших песнопений, расположенные по порядку бдения;
  • наконец, есть пособия, совмещающие оба подхода; здесь помещено как сама последовательность всенощной, так и ноты, песнопений; как правило, одно песнопение может быть представлено в разных вариантах, положенное на музыку разными авторами. Такие пособия сближаются с собственно богослужебной книгой «Обиход».

Всенóщное бдение← Глава пятая →

Далее следует утреня (не утренняя, не утреняя, а именно утреня) в составе бдения.

Давайте взглянем на схему. 

1. После оканчивающего великую вечерню возгласа священника: «Благословение Господне на вас…» — и ответа хора: «Аминь» — следует Малое славословие (Часослов, стр. 43), состоящее их троекратного повторения Ангельской Рождественской песни: «Слава в Вышних Богу…» и двукратного «Господи, устне мои отверзиши…»

2. Следом сразу начинается чтение Шестопсалмия (Часослов, стр. 44-55. По традиции чтение Шестпсалмия совершается перед праздничной иконой, лежащей на центральном аналое), во время которого священник читает Утренние молитвы.

3. По окончании Шестопсалмия вновь произносится Великая ектения.

Повторюсь: тут все понятно. Открываем нотки и поем на каждое прошение: «Господи, помилуй», — внимательно слушая, чтобы не пропустить прошение «Пресвятую, Пречистую…», — на которое мы должны ответить: «Тебе, Господи», ну и не забываем про завершающий ектению возглас священника, на который отвечаем: «Аминь»

4. Далее вновь обратимся к схеме: видим, что после Великой ектении положено пение «Бог Господь…» (Часослов, стр. 56). «Бог Господь…» поется по гласу следующего за ним тропаря. смотрим в БУ: На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й

В случае с нашим образцом это глас 8.

Я видел несколько способов исполнения  этого места богослужения. В служебнике четко прописано четырехкратное повторение «Бог Господь…», но применив нехитрые арифметические методы, мы узнаем, что кроме самого стиха «Бог Господь…» есть еще 4 стиха. То есть если хор начнет петь «Бог Господь…» после каждого стиха, включая первый, то получится пятикратное повторение. Какой выход: мы поем так, как указано в последованиях, которые составляет ваш покорный слуга. Наглядно можно увидеть на разбираемом нами примере: диакон возглашает: «Бог Господь…», — и следующий за ним стих: «Исповедайтеся Господеви…», — и только после этого стиха хор начинает первый раз петь: «Бог Господь…» и на остальные три стиха по разу, и получается в итоге четырехкратное повторение.

Другой вариант таков. Диакон возглашает: «Бог Господь…», — хор повторяет, затем после каждого из следующих трех стихов («Исповедайтеся…», «Обышедше…» и «Не умру…») хор повторяет: «Бог Господь», а вот после последнего стиха: «Камень, Егоже небрегоша…», — хор сразу начинает петь тропари.

И еще один вариант (который мне не совсем нравится), когда после возглашения диаконом «Бог Господь…» хот тараторит четырежды, «Бог Господь…», — не останавливаясь и не слушая диакона, и сразу начинает тропари, а диакону, в свою очередь, ничего не остается, как перекрикивая хор, тараторить стихи на Бог Господь. (Почему не нравится? Да потому что каша получается. Но на вкус и цвет, как говорится, фломастеры разные.)

5. Как уже оказалось понятным из прошлого пункта, вслед за пением «Бог Господь», следует пение тропаря. Смотрим в БУ: На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла…».

Как мы должны уже запомнить гласовые службы дней недели даны в Октоихе. Туда мы и смотрим (Октоих, 2 том, стр. 463) , ища воскресный тропарь восьмого гласа. В Октоихе воскресные тропари (и Богородичны там же, запомним это) размещаются в конце великой вечерни.

Тропарь празднуемого святого, как и в 4 пункте 4 главы, находим в Минее, В нашем случае тропарь апостола находится в Минее Сентябрь стр. 736.

Далее. Мы запомнили, что Богородичен воскресный писан вслед за тропарем того же гласа в Октоихе в конце великой вечерни. В БУ регулярно встречается фраза: «по гласу «Славы»». Понятно что речь идет не об имени, хоть и написано с заглавной буквы, а о песнопении (в данном случае тропаре), которое поется после  «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». В разбираемом последовании на «Слава» поется тропарь апостола на второй глас, значит и Богородичен будем искать в Октоихе в службе второго гласа в завершении великой вечерни (Октоих, 1 том, стр. 199). Более того, о. Сергий Ванюков (составитель БУ) оставляет и тут нам подсказку в виде первых слов Богородична, так что ошибиться становиться невозможно.

Дальше будет «Заход» и кафизмы, но не сейчас.

Когда совершается богослужение

Богослужения проходят в храмах круглосуточно. Литургия — часть ежедневной или воскресной службы.

Утренняя

Служба складывается из трех частей:

  • полунощницы;
  • утрени;
  • первого часа.

Начало первый части — в 12 часов ночи. Служба напоминает прихожанам о грядущем Страшном Суде. Первый час начинают в 7 утра.

Дневная

Последовательность дневной службы:

  • третий час;
  • шестой;
  • литургия.

9 часов утра равняются третьему часу, а полдень приходится на шестой.

Вечерняя

Богослужение проводится с 15.00 и включает:

  • девятый час;
  • вечерню;
  • повечерие.

Служба девятого часа совершается редко.

Праздничная

В рождественскую и пасхальную ночь, еженедельно накануне воскресенья проходит непрерывная ночная служба. По современной традиции, она идет 2-4 часа.

Сутки, по канону Православной Церкви, начинаются с 18.00. Храмовые службы заключены в суточный круг проведения.

Воскресная

Богослужение в воскресенье сравнимо с Пасхой, которая венчает церковный год. Это начало церковной недели, ее первый день. Его также называют евхаристическим. Начало — в 7 утра.

Толкование и объяснение

С древности ночные моления связывались с будущим Вторым Пришествием и исполнением слов Христа: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть» (Мф. 26: 41). Действительно, продолжительная служба учит сосредоточенности, вниманию к себе.

Еще один смысл службы связан с благоговением перед творением Божиим, его красотой. По слову свт. Василия Великого, «отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но в тот час, как он наступал, приносили благодарение».

Наконец, бдение, отрешая от земной суеты, готовит верующих к празднику, сердцем и основой которого всегда является Божественная Литургия.

Один из современных проповедников утверждает, что если Литургия – дар, который Господь дает нам, то всенощная – наше приношение и жертва Ему, когда мы, пусть немощные, показываем свое стремление к Богу. Мир души, который ощущают многие из усердно молившихся за бдением – и есть награда за понесенные труды.

Наталья Сазонова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector