Властителям и судиям. державин г.р. анализ оды

Стихотворение «Властителям и судиям»: краткое содержание

Значение стихотворения — автор «Фелицы», восхваляющей «добродетели» императрицы и искренне верящей в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судиям» предстал в совершенно новом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открыл в русской литературе одну из ее важнейших тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но и для современного нам с вами читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не общенародных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными и в наши дни.

История создания — необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода.

Анализ стихотворения «Властителям и судиям»

Стихотворение представляет собой переложение 81-го псалма. Поэт обращает псалом в гневное обличение «богов земных», которые забыли о своем долге:

Ваш долг есть: сохранять законы,На лица сильных не взирать.Без помощи, без обороныСирот и вдов не оставлять.Ваш долг: спасать от бед невинных,Несчастливым подать покров;От сильных защищать бессильных,Исторгнуть бедных из оков.

Однако цари не исполняют своего долга: «Не внемлют! видят- и не знают! Покрыты мздою очеса…» Державин углубляет (в сравнении с псалмом) тему несправедливости, делая неправду вселенской:

Злодействы землю потрясают,Неправда зыблет небеса.

Высший, Божий суд над земными царями непременно должен свершиться, ибо правление их неправедное:

Воскресни, Боже! Боже правых!И их молению внемли:Приди, суди, карай лукавыхИ будь един царем земли!

В стихотворении «Властителям и судиям» обращение к Богу вызвано причинами социально-нравственного характера. В оде «Бог» поэт философски раздумывает о «начале всех начал», его величии, непостижимости:

О ты, пространством бесконечный,Живый вдвиженьи вещества.Теченьем времени предвечный,Без лиц, в грех лицах божества!

Но к размышлениям Державина о Боге присоединяются раздумья о судьбе человека, его месте в мире. Кульминацией стихотворения является девятая строфа, в которой определяется глубокая суть человека: Я царь — я раб, я червь — я — Бог!

Противоречия человека, совмещающего в себе и высокое, божественное, небесное, и низкое, ничтожное, земное, становятся одной из постоянных тем не только Державина, но и всей русской литературы. Не случайно эту строку державинского стихотворения можно услышать из уст героев романов Достоевского.

Гавриил Романович Державин

Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина

Екатерина II, испытывавшая интерес к французским революционерам поощряла среди служителей пера высказывания своего мнения в адрес власти и государственного строя. Именно поэтому данное стихотворение Державина, написанное в 1780г, получило огласку. В данное время Гаврила Романович как раз занимался государственной деятельностью, и как никто другой был максимально близок с теми, кто стал героями его обличительного стиха.

Основная идея данного произведения заключена в том, чтобы указать людям, обладающим властью, на их слабые стороны, а главное донести происходящие злодейства до ушей императрицы. Державин в данном тексте выступает в роли своеобразного народного глашатая, который словно бичом бьет по больным местам монархической системы 19века.

В первом стихотворном элементе перед нами предстает образ всевышнего бога, который пытается судить земных богов, под которыми подразумеваются короли и цари всей земли, и не только Российский правитель. Удивительным образом эти люди, возвысили себя до уровня богов, заставили поклоняться себе своих подданных, забыв о простых истинах, которые далее раскрываются по тексту.

Во второй части своего текста поэт напоминает о том, в чем заключается истинная работа «властителей». Со своей деятельностью никто из них не справляется, все погрязли во взяточничестве, все боятся быть наказанными за справедливость кем-то, кто обладает большей, чем они властью, несправедливость, царящая на земле, уже достигает небес, за счет молитв и плача униженных людей. Далее поэт абсолютно разочаровывается в царствующих особах, спускает их с пьедестала почета, указывая на то, что они так же обладают своими слабостями, страстью к деньгам, славе, власти. А самое главное, они не смотря на все свои богатства все же остаются смертными, и уйдут из этого мира незаметно, подобно опавшему листу.

В момент их ухода все их регалии падут и будут они наравне со своими подданными, так как похоронят их в одну и ту же землю. Последняя часть стихотворения является своеобразным криком о помощи всему человечеству. И люди, потеряв всякую надежду на справедливость властителей, молят лишь Господа о спасении. Именно он, благодаря своей справедливости, имеет право называть себя единым царем земли. Именно в этом и заключено различие богов земных и Господа, он честен в первую очередь перед собой, а после перед теми, кто вверил ему свои жизни и судьбы. Он не боится наказывать сильных, он слышит призывы слабых, его власть заключена в равной доле любви и наказания, ко всем, кто заслуживает этого.

Анализ стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»

Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По характеру своему он был «горяч и в правде черт»; его возмущало злоупотребление властью, неправосудие. Державин, как и многие образованные люди того времени, наивно полагал, что строгое соблюдение законов, установленных в самодержавно крепостническом государстве, может принести мир и покой стране, охваченной народными волнениями. В оде «Властителям и судиям» Державин гневно порицает властителей именно за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом:

…Ваш долг – спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков. Но, по словам поэта, «властители и судии»: Не внемлют! – видят и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса.

В оде содержится прозрачный намек на то, что «злодействы» не пресекаются всесильным монархом:

Цари! Я мнил: вы боги властны, Никто над вами не судья; Но вы, как я, подобно страстны И так же смертны, как и я.

Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы». Державин вспоминал: «В 1779 г. был перестроен Сенат, а особливо зала общего собрания, украшенная лепными барельефами. Между прочими фигурами была изображена скульптором Рашетом Истина нагая, и стоял тот барельеф к лицу сенаторов, присутствующих за столом; когда изготовлена была та зала, и генерал прокурор, князь Вяземский осматривал оную, то, увидев обнаженную Истину, сказал экзекутору: „Вели ее, брат, несколько прикрыть“. И подлинно, с тех пор стали от часу более прикрывать правду в правительстве». Обличительная ода «Властителям и судиям» стоит у истоков гражданской поэзии, развитой позднее поэтами декабристами, Пушкиным, Лермонтовым. Недаром декабрист В. К. Кюхельбекер писал, что Державин «был в своей стране Органом истины свободной порочным властителям и судиям» Державин противопоставил людей чести и подвига. В одной из державинских од мы читаем проникновенные строки:

А слава тех не умирает, Кто за Отечество умрет: Она так вечно и сияет, Как в море ночью лунный свет.

По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Державин подчеркивает национальный характер своего творчества. На этот существенный признак державинской поэзии спустя полвека указывал В. Г. Белинский: «…мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II». Державин свел поэзию с заоблачных высот, приблизил ее к жизни. Его произведения насыщены множеством реальных примет времени, конкретными подробностями, в которых запечатлелись быт и нравы современной ему эпохи. Державин выражал интересы государства, родины; цари и царедворцы слышали от него порою очень горькую правду. Убедительный пример тому – ода «Властителям и судиям».

Домашнее задание на тему: Анализ стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям».

Идея и тематика

Основная тема работы автора — самоуправство и произвол чиновников всех уровней и государственных деятелей. Их любовь к власти и подлость не знают границ. Они считают себя «земными царями», однако даже не стараются понять простых людей, не желают оказывать им помощь. Глаза у них покрыты мглой, из-за которой не видно страданий окружающих.

Лирический герой не побоялся спорить с властью и взбунтоваться против режима. Он понимает, что дальше так не может продолжаться. Персонаж спрашивает у правителей, до каких пор в стране будет царить произвол. Эти строки автора внушают читателям уверенность в необходимости перемен.

Монархия, чуждая к бедам и горестям окружающих, для простого народа стала огромной трагедией

Судьи и правители, призванные помогать обездоленным, обращают внимание на властвующих и зажиточных. Их поступки и праздное существование идут вразрез с божьим законом

Державин утверждает, что правящий режим не умеет сострадать, достучаться до жестокосердных властей просто невозможно, они не знают терминов совести и чести. В суде Всевышнего автор видит единственный выход. Он надеется, что Господь накажет обидчиков.

Анализ стиха Властителям и судиям Державина

Державин внес весомый вклад в развитие Российской империи. Гавриил Романович оставил в истории память о себе не только в качестве влиятельного государственного деятеля в годы правления Екатерины II, Павла I и Александра I, но и в качестве одаренного поэта, прозаика и драматурга. Гений Державина придал литературе восемнадцатого века новое развитие. Его смелые, критические произведения пролили свет на все сферы жизнедеятельности общества, обнажили яркие социальные, политические, духовные и нравственные проблемы того времени. Некоторые его произведения содержали в себе столько решительной критики власть имущих, что едва не обернулись для Державина изгнанием. Ярким примером таких критических произведений служит «гневная ода», как сам называл свое произведение автор, ода «Властителям и судиям». В нем Державин раскрыл всю несправедливость царской власти, ее и невнимательность к проблемам своего народа.

«Властителям и судиям» — представляет собой переложенную на новый лад восемьдесят первую псалму Ветхого Завета, написанную царем Давидом. Основной мыслью оды Державина, как и в Псалтыре Давида, является тема беззаконности. Православный Державин напоминает власти, забывшей свое истинное предназначение, о том, что по мимо их несправедливого суда есть высший суд, перед которым они предстанут, как и обычные люди.

«Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?»

Поэт напрочь рушит привычный в то время стиль классицизма и развивает новое поэтическое направление мысли. В оде часто употребляются устаревшие слова, присущие библейской речи: «во сонме», «мздою», «очеса», «внемли». Это и тот факт, что в основе произведения содержится Ветхозаветный сюжет, позволяет нам отнести его к жанру духовной оды. Все стихотворение по своему звучанию величественно, торжественно и громогласно, этому способствует использование в тексте восклицательных и вопросительных предложений; обращений к властям; языковых средств, таких как повтор слов «ваш долг», на котором автор делает упор; отрицание при помощи частиц «не»

Четким, пропитанным нелюбовью к беззаконности, ритмом ода привлекает внимание читателя к центральной ее теме, позволяя задуматься о судьбе не только несправедливо лишенных правды людей, но и о судьбе Родины в целом. Гневная лирика автора пробуждает по большей части не ответные отрицательные эмоции, она заставляет проникнуться мыслью об искоренении пороков и лжи в мире

Современники Державина, приближенные к царице Екатерине, сочли оду «Властителям и судиям» революционной. Они видели в ней прямую отсылку к свержению власти. Первую редакцию произведения, имевшего название «Псалом 81» вырезали из печатанных новостей. Вторая редакция, вышедшая в 1780 году, смягченная цензурой и доработанная автором, воспринялась не лучше предыдущей. «Неправедные», «злые», «падете» — эти и другие фразы сгубили репутацию Державина, восхвалявшего прежде в своих стихотворениях личность Екатерины и ее мудрое правление.

Таким образом «гневная ода» в свое время не дошла до простого народа, но несмотря на это использование поэтом прямой критики правителей, позволило зародится в русской литературе новому направлению, которое в последующие годы было поддержано великими литераторами, в числе которых были Пушкин и Лермонтов, и предшествовало своей идеей новым политическим и социальным взглядам всей страны.

К большому сожалению, смысл этой оды, пройденный через века, понятен и доступен читателю двадцать первого века. Немало в современном обществе примеров несправедливости власти, но вслед за Державиным нам остается верить, что наступит день, когда беззаконность падет и главных закон – закон справедливости будет властвовать над всем.

7, 9 класс, кратко по плану

Тема и идея стихотворения

Главная тема – произвол, безнаказанность, самоуправство высших чиновников и государственных деятелей. Их подлость, алчность, властолюбие не имеет предела. Они – земные цари – не могут понять простой народ, помочь ему не хотят. Глаза их покрыты пеленой, из-за которой они не замечают страданий других.

Лирический герой восстал против существующего режима, осмелился спорить с властью. Он видит и понимает, что жить так дальше невозможно. Спрашивает правителей и судей, до каких же пор будет в государстве царить произвол и беззаконие? Строки эти внушают уверенность в необходимости жизненных перемен.

Для простого российского народа монархия, равнодушная к чужим бедам и горестям, явилась огромной трагедией. Цари и судьи, призванные помогать сиротам и обездоленным, благоволят только богатым и властвующим. Их поступки и вся их праздная жизнь совершенно непохожи на Божьи.

Автор убежден, что правящий класс просто не способен на сострадание и сочувствие. Достучаться до жестокосердных сердец невозможно. Им не знакомы понятия совести и чести. Единственный выход и спасение Державин видит в суде Божьем. Он надеется, что всевышний покарает обидчиков и злодеев.

Последние слова героя-обличителя звучат гневно, грозно, громогласно. Неизбежность и необходимость справедливого наказания владык, живущих по своим лживым и порочным законам – основная мысль революционного произведения.

Вариант №4

За время своего пребывания на государственных службах Державин сделал вывод о том, что в империи России неоднократно происходит нарушения законов. Он пытался всеми силами противостоять этому, но его попытки не увенчались успехом, так как поэта не нашел помощи в обществе. Все кто нарушал закон, без проблем обходили наказание стороной и выходили сухими из воды. И именно в тот момент отчаяния Державин решил писать псалом.

Первый написанный псалом поэт пробовал протолкнуть в одну популярную в те времена газету Санкт-Петербурга, но работники газеты, побоявшись публикации, вырезали его , не допустив в тираж. Поэт на этом не остановился и в обновленном виде через пять лет, придав стихотворению некую напыщенность, опубликовал свое произведение. Вдобавок к этому ему пришлось сменить привычное название псалма на название «Властителям и судиям».

Главная тема произведения заключается в том, что Державин сталкивается с несправедливостью вокруг себя, видит как происходит нарушение законов, как издеваются над беспомощными людьми, как происходит правление зла и ненависти в мире.

Поэт обладает множеством разных идей и никогда не стоит на месте. Он создает собственный поэтический стиль, который не оставляет неравнодушных людей. Под конец жизни поэт даже выпускает различные сборники с объяснениями своего своеобразного творчества. Там он детально описывает жанры и концепции своих од. Произведение Властителям и судиям для поэта является гневным, несмотря на то, что его основная часть — это библейская поэзия. Наличие множества образов, своеобразного стиля присущего поэту, а также различных восклицаний, обращений, вопросов и других пунктов формирует и создает это произведение.

Все эти приемы создают для оды особое звучание, благодаря которому Державин получил огромную аудиторию читателей. И, несомненно, перед слушателями открывается та самая гневная ода, отражающая все негодование поэта, который видит перед собой несправедливость жизни, и который призывает исправляться и не совершать грехов.

Это произведение найдет своего читателя и в наше время, так как актуальная проблема высокой власти, пренебрежение законами, остается и по сей день.

История создания

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.

Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

Суть стихотворения

Произведение можно условно разделить на две части. В первой Державин описывает обязанности, которые не исполняют нечистые на руку государственные деятели. Основной задачей высшего порядка для них должно быть соблюдение закона высшей, божественной справедливости, который они игнорируют, действуя в своих интересах. Строки Державина очень эмоциональны. Он говорит прямо и не лукавя о том, что государственный аппарат прогнил насквозь и те, кто должен защищать и помогать слабым, наоборот, потворствует и прикрывает сильных мира сего. Угнетение, которое происходит вокруг, усугубляется неправомерными и подлыми действиями тех, кто должен охранять справедливость и закон. Это не только вызывает возмущение автора, но и «зыблет небеса». Во второй части автор подчеркивает, что высокий статус имеет значение только в мирском свете, а в остальном, любой человек, облеченный властью, такой же как нищий или ребенок, ему тоже предначертано жить и умереть. От текста веет угрозой о высшей каре, которая ждет всех лгунов, взяточников и трусов. Множество восклицательных знаков создает ощущение отчаянного крика, проявившегося от переизбытка эмоций, вызванных несправедливостью и злобой. Заканчивается произведение воззванием к Богу, который должен, по мнению Гавриила Романовича, прислушаться к мнению праведных людей, к их страданиям и просьбам, и прийти на землю для того чтобы твердо и справедливо судить, и карать всех, кто нарушает принципы нравственности. Автор просит, даже требует справедливости, которую божественные силы должны привнести в земную жизнь. Он заявляет, что истинная власть может быть, да и должна быть исключительно у Бога. Можно сделать вывод, что «Властителям и судиям» — эмоциональная гражданская лирика, призванная не только показать «царям», что они не замечают окружающих их страданий, но и буквально угрозами о справедливом божественном наказании заставить их соблюдать высшие нравственные законы. Эта попытка вырвать реальность из оков несправедливости и придать ей более нравственный оттенок вполне актуальна и на сегодняшний день.

ШколеNET

Стихотворение написано в 1780 году, но не было допущено к публикации цензурой. Напечатано в 1788 году в журнале «Зеркало». Державин сам называл его «гневной одой». Это произведение чуть не стало причиной изгнания и опалы поэта. Императрица Екатерина Вторая отозвалась на появление этого стихотворения резко: «Якобинец!» На что Державин, переложивший в этом стихотворении 81-й псалом (библейское песнопение) царя Давида, ответил: «Тогда и ветхозаветный царь Давид был якобинцем!» Тема Стихотворение «Властителям и судиям» — гневное обращение поэта к «земным царям», поправшим законы справедливости и милосердия, позволяющим твориться беззаконию в их владениях. Главная мысль (идея) Поэт осуждает бездействие правителей, их равнодушие к бедам народов, которыми они правят, и предупреждает их об ответственности перед Божьим судом. Стихотворение основано на библейском тексте, но, безусловно, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Он видит здесь попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла. В стихотворении Державин говорит о долге «земных царей» перед их народами: …Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных. Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков… Властители, пренебрегающие исполнением своего долга, с точки зрения поэта, непременно падут и утратят свою власть. Именно в этих строках императрица усматривала революционный призыв: И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Но Державин не столько призывает народ к бунту, сколько говорит в стихотворении о высшей справедливости, об исполнении Божьего гнева и закона: Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли! Поэтика Стихотворение можно назвать образцом высокого «штиля», по М. В. Ломоносову, характерным для поэзии эпохи классицизма. Жанр стихотворения — ода. Учитывая, что это произведение является переложением 81-го псалма царя Давида, можно отнести его к жанру «духовной оды», характерному для поэзии XVIII века. Стихотворный метр — четырехстопный ямб. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм. Произведение построено четко и лаконично. В нем слышна как торжественная, так и сатирически-обличительная интонация. В стихотворении 7 строф. По композиции произведение состоит из 3 частей: первые 3 строфы — напоминание царям об их обязанностях перед народом. 4 строфа — констатация того факта, что они «не внемлют», они слепы и глухи к мольбам народа. 5—7 строфы — указание на то, что все люди смертны и предстанут перед Божьим судом, страстный призыв к Богу покарать виновных: «Приди, суди, карай лукавых!..» Взволнованность тона создается риторическими вопросами и восклицаниями: «Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?», «И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! боже правых!» Лексика и образы стихотворения подчеркнуто возвышенны, восходят к библейской поэтичности (во сонме их; покрыты мздою очеса; их молению внемли и др.). Обилие старославянизмов, особых синтаксических средств придает стихотворению ораторское звучание, которое должно воздействовать на восприятие читателей и слушателей, вызывая у них высокие гражданские чувства: не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков. Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных. Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков. Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса. Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, И так же смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли! 1780(?) более месяца назад

Исторический контекст

В середине XIX века в кружке одного поэта-петрашевца кто-то сказал, что Гавриил Державин напоминает скорее «напыщенного ритора и низкопоклонного панегириста, чем великого поэта». Тогда один из членов объединения писатель Федор Достоевский гневно возмутился: «Как? Да разве у Державина не было поэтических, вдохновенных порывов? Вот это разве не высокая поэзия?» И он прочел наизусть стихотворение «Властителям и судиям» так, что никто из идейных товарищей больше не сомневался в величии поэта XVIII века.

Творческий взлет и продвижение по карьерной лестнице Державина пришлись на период царствования Екатерины Второй. В эти годы политическая и военная мощь страны усиливались с каждым днем, империя одерживала грандиозные победы. Власть сосредотачивалась на проблемах государственного развития и расширения империи. Русская культура также переживала времена небывалого подъема.

Алексей Петрович Антропов. Портрет Екатерины II. 1766

Западноевропейские (зачастую, связанные с модой на масонство) идеи Просвещения приписывали знаниям и искусствам поистине мессианское значение, обещая преображение общества, тон в котором будут задавать люди эрудированные, гармонично развитые и гуманные. Независимо от отношения к масонству, тенденцию эту не могли игнорировать ни люди власти, ни образованные и талантливые «наследники» петровских реформ. Для кого-то Просвещение было модой; для кого-то поиском предназначения: с огромной творческой энергией люди (среди которых, например, великий поэт и ученый Михаил Ломоносов) ринулись в развитии наук, изящных искусств, литературы и образования, в создание Университета и академий. Литературная и книгоиздательская деятельность в стране получает колоссальный размах. В 1772 году Николай Новиков (известный публицист и создатель первого для России мощного частного книгоиздательского проекта) насчитал в стране около 220 своих современников – литераторов разного калибра. Для той эпохи цифра колоссальная.

Однако идея общества всеобщей гармонии, при всей привлекательности, была все же идеалистической, далекой от реальности. А мощное расширение империи достигалось тяжёлой ценой – мобилизациями, человеческими потерями, ужесточением положения низших сословий. Поиск ресурсов под имперский проект вызывал радикальные меры, как например, в церковной сфере, изъятие монастырских земель и доходов в пользу государства – так называемая секуляризация.

Станислав Молодых “Пугачевщина”

В 1773 году прогремела пугачёвщина — крестьянское восстание под предводительством казака Емельяна Пугачева, всколыхнувшее всю Российскую империю. А спустя чуть более пятнадцати лет во Франции началась кровавая революция, в которой главным инструментом решения проблем стало вовсе не просвещение, а террор и нож гильотины. Екатерина вовсе не была восторженной идеалисткой, хотя образ верховной просветительницы ей и нравился. Однако она неоднократно, самым жестоким образом проводила черту, заступ за которую мог очень дорого стоить.

Само значение науки, литературы и искусства, начиная с екатерининской эпохи, никогда не подвергалось в России сомнению. Но в отношении критиков системы это означало особенно пристальное и пристрастное отношение власти. Такие колебания высшего начальства в вопросе, что дозволено, а что нет стороннику исправления нравов в России, прекрасно прочувствовал на себе Гавриил Романович Державин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector