Что такое судный день в православном понимании?
Содержание:
- Что говорит о Страшном Суде Евангелие
- Значение карты Страшный суд в любви в прямом положении
- Борьба за правду
- Таро Суд Общее значение
- Откуда название Страшный?
- Как узнать ведьму?
- Определение понятия «судный день»
- Трубный глас
- История сложения
- Значение карты Страшный суд в перевернутом положении
- Страшный Суд Божий — видение
- Смысл Небесного Суда [↑]
- история
Что говорит о Страшном Суде Евангелие
Наиболее полно суть грядущего раскрывает нам апостол Матфей в 25 главе. Христос детально описывает признаки Своего пришествия, которое в этот раз будет совершенно иным, в славе и с силой. Если о первом приходе Мессии в мир первыми узнали только лишь пастухи, то второе пришествие будет сразу для всех народов, и невозможно будет не увидеть происходящего.
Притча о Страшном суде записана в Евангелии от Матфея
Страшный Суд начнется с того, что все люди, когда-либо жившие на Земле, воскреснут в новом обновленном теле и предстанут пред Господом. Те же, кто физически доживет до этих времен — переменятся, ибо невозможно будет в тленном страстном теле предстоять перед величием Божьей Славы.
Господь взойдет во всей Своей Славе, а Ангелы небесные соберут на Его суд все породы земные. Праведников он отделит и поставит от Себя с правой стороны, а грешников — с левой. И скажет Господь праведникам, чтобы они шли в чертоги Отца Небесного, поскольку накормили Христа, когда Он был голоден, напоили, когда хотел пить и одели, когда Он в этом нуждался.
Возникнет неподдельное удивление — когда, Господи, мы накормили Тебя, когда одели? И Господь объяснит, что все, что вы сделали милостивого для каждого человека, вы сделали для Меня. Когда подали нищему — подали Мне. Когда приютили странника — приютили Меня. Когда помогли вдове или сироте — помогли Мне. Так идите теперь и наследуйте Царство Небесное. Так говорит Евангелие об участи праведников.
Далее Господь обращает свое внимание на тех, кто стоит по левую руку. Им Он скажет — а вы отказали Мне, когда Я был голоден и хотел пить
Вы не помогли Мне и бросили Меня. Идите теперь прочь во тьму вечную и мучение!
И те, кто стоял по левую руку, с удивлением будут спрашивать — а когда это мы видели Тебя, и не помогли? Когда не дали есть и пить, когда Ты нуждался? И Господь объяснит им, что когда отказали в помощи ближнему, когда прошли мимо нуждающегося, когда не накормили голодного — вот тогда оттолкнули от себя Самого Господа.
Так, с помощью языка притч, Господь показывает своим ученикам, насколько важны добрые дела и милосердие для спасения человеческой души.
Важно! Можно сказать, что на Страшном Суде будет оцениваться общая направленность человеческой души — повернут ли был человек в земной жизни к добру, или же ко злу. Если человек всю свою жизнь жил нечестиво, не соблюдал Заповеди, не каялся — то и после своей смерти он просто не сможет вынести света Славы Господа
Если человек всю свою жизнь жил нечестиво, не соблюдал Заповеди, не каялся — то и после своей смерти он просто не сможет вынести света Славы Господа.
Значение карты Страшный суд в любви в прямом положении
Карта встречи с прошлым, духовной привязанности к человеку, взаимной любви на духовном уровне и возрождении былого чувства и симпатии. Такая карта может указывать на сильную любовь, которая имеет глубинные подсознательные корни и которая может иметь отношение к периоду детства или ранней юности.
Любовницам такая карта предвещает то, что муж вернется к жене и прекратит связи на стороне. В некоторых случаях карта указывает на попытку возобновить прошлые отношения и вернуть чувства, которые со временем угасли.
Ключевые моменты
- Неожиданная встреча;
- Взаимная любовь;
- Любовь из прошлого;
- Счастье;
- Нежность;
- Взаимность;
- Попытка воскресить отношения;
- Новая любовь;
- Окончание черной полосы;
- Хорошие новости.
Борьба за правду
До наших времен дошли некоторые письменные источники о том, как это происходило полторы тысячи лет назад. Так вот, во времена раннего Средневековья Божий суд ставил своей главной задачей выявление виновных.
Суд Божий, или ордалии (от латинского слова ordalium – приговор, суд), в Средневековье допускался только тогда, когда все остальные поиски истины были исчерпаны. Формы проведения этого суда были различными: на практике применялись жребий, присяга и так далее. Но нас сейчас интересуют ордалии в узком смысле и судебный поединок. В узком смысле это было жестоко, предусматривались испытания огнём, водой и железом.
Пьер Бартелеми участвует в ордалии. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. 1460 год
Испытуемые должны были сделать что-нибудь такое, что в нормальной жизни будет для них гибельно. Вот здесь и должны были включиться высшие силы, чтобы сделать эти горести безвредными для невиновного. Испытание огнём состояло в держании руки в огне, в переходе через горящий костёр (одежда для пущего эффекта ещё и пропитывалась воском) или в держании голыми руками раскалённого металла.
Испытания водой также не отличались гуманностью. Здесь следовало из кипящей воды достать кольцо. Обвиняемый оправдывался только в том случае, если извлекал его без вреда для себя, что вообще-то невозможно. А при испытании холодной водой обвиняемого бросали в воду, и если он умел плавать и оставался на поверхности, то считался виновным, если же шёл на дно, то считался невиновным. Дополнительно испытуемого обвязывали веревкой, и если он не проходил испытания, то справедливость должна была настигнуть его на берегу.
Таро Суд Общее значение
Прямое положение
В целом значение карты скорее положительное. Суд свидетельствует о совершающейся или предстоящей трансформации личности – появлении новых целей или открытии новых способностей. При этом Суд указывает на то, что на этом пути придется освободиться от каких-то старых стереотипов, привязанностей, привычек, что сейчас только тормозят движение к цели.
Бесплатный личный расклад ТАРО
Естественно, все это получится не без усилий. Суд говорит, что человек должен быть готов к трудностям и неприятностям и ему придется потратить немало энергии, чтобы достичь желаемого, но цель является достижимой. Все проблемы имеют временный характер и при наличии упорства и целеустремленности будут преодолены.
Перевернутое положение
Обычно такое положение карты говорит о нежелании человека принимать изменения в жизни. Перевернутый Суд свидетельствует о том, что движение к цели замедлилось или вовсе остановилось, что имеются некие внешние или внутренние факторы, что не дают человеку развиваться, оставляют его в стагнации.
Перевернутый Суд может указать и на некоторые причины застоя. Так, он может говорить о том, что человек переоценил собственные силы и взялся решать слишком сложную для него задачу, или же что он полагается на то, что положение исправится само собой. Нередко перевернутый Суд говорит о том, что в своих суждениях человек пользуется неверными представлениями, что его идеалы искажены.
Откуда название Страшный?
Фото: Flickr.com Так назвали этот день пророки, например, Пророк Иоиль назвал день второго Пришествия Днём Господним, великим и страшным. То есть ужасным будет не лик Господа. Он предстанет в самом божественно величественном и славном виде. Страшным будет состояние грешников, которым придется ответить за все грехи, что они содеяли. Вскрыто будет все – тайное и явное, сделанное и то, о чем мечталось в греховных мыслях, но не удалось реализовать.
Но самое ужасное, что все это будет вскрыто перед всем миром, перед небесным воинством, перед миллиардами людей, в том числе, самыми близкими. Обмануть и отговориться занятостью, работой, болезнью и другими удобными в земной жизни отговорками, никак не удастся. Господь видит в наших душах, как в открытой книге. Это ли не страшно?
Как узнать ведьму?
В Европе также практиковалось испытание крестом. Истец и ответчик ставились у креста с поднятыми руками, и тот, кто первым опускал руки и падал, считался виновным.
Испытание водой. Миниатюра из швейцарской хроники «Luzerner Schilling». XVI век
А вот ещё одно распространённое проявление суда Божьего. В народе ходило поверье, что если к убитому подвести убийцу или дать к нему прикоснуться, то из ран выступит кровь. Дактилоскопия, группа крови и другие привычные нам современные криминалистические тонкости просто отдыхают. Правда, эти методики были распространены только при выявлении вины несвободных людей, за которых не хотели присягать их господа. Свободным людям было чуть полегче, им предоставлялось право судебного поединка или присяги. Особенно «эффективен» оказался суд Божий, когда стали устраивать процессы против ведьм. Вот на этих бедных созданиях организаторы таких судов проявляли себя в полную силу.
Со временем в Англии суд Божий заменили судом присяжных, но святая инквизиция ещё долго не могла от него отказаться. Суд Божий начал выходить из употребления только к середине XII века. Но если вы думаете, что с уходом Божьего суда испытуемым стало легче, вы неправы. На смену испытаниям огнём и водой пришли пытки, где огонь и вода применялись тоже.
Определение понятия «судный день»
Судный день в православной традиции имеет синонимичные названия:
- день Господень;
- страшный суд;
- день гнева Божия;
-
второе пришествие Христово.
Дню Господню будет предшествовать всеобщее воскресение мёртвых, которые вместе с оставшимися живыми на тот момент предстанут на суд, где Христос с ангелами определит соответствующее место каждому по делам его. Рай или ад ожидает нас в зависимости от направленности дел, мыслей, слов. Вера и добрые дела ведут в Царство Небесное, а пристанищем злых и ненавидящих Бога станет тьма кромешная. Убеждённость католической церкви в существовании пограничного состояния — чистилища, в котором души отмывают свои грехи, не находит подтверждения в Священном Писании и творениях святых отцов.
Представление о страшном суде характерно ещё для Ветхого Завета (Еккл.11: 9). Наиболее полно тема о воздаянии раскрывается именно в Новом Завете. Накануне крестной смерти Христос открывает ученикам тайну о Своём втором пришествии, когда Он придёт судить мир (Мф. 25: 31-33). Критериями, по которым будет происходить правосудие, Господь называет дела милосердия к ближним, принимаемые Богом в Свой адрес.
Потребность правосудия обусловлена нравственной ответственностью человека перед Богом и ближними. Страшный суд начинает действовать уже в земной жизни человека — при выборе в каждой конкретной ситуации сделать добро или зло. Православная церковь трактует слова Христа о посмертном возмездии как о призыве к милосердию. Бог — есть Любовь, и судить Он будет по милосердию, не выискивая в человеке, за что бы кинуть его в ад, а желая найти оправдание и спасти. Если человек закостенел во зле и не желает раскаиваться, то это его личный выбор, и Господь насильно никогда не будет спасать людей.
В православии есть также понятие частного суда, когда после смерти определяется временное пристанище души: в предвкушении рая или ада. До всеобщего воскресения мёртвых участь усопших может поменяться, благодаря молитвам Церкви и отдельного христианина за своих почивших сродников, близких, друзей, знакомых. После Судного дня судьба человека определяется на вечность и пересмотру не подлежит.
Трубный глас
В английском языке « трещина судьбы» — это старый термин, используемый для обозначения Судного дня, в частности, для обозначения звука труб, знаменующего конец света в главе 8 Книги Откровений . А «трещина» имела смысл любого громкого шума, сохранившийся в фразе «трещине грома» и «думы» был термином для Последнего Суда , а конец света все — таки есть.
Эта фраза широко используется Уильямом Шекспиром в « Макбете» , где на пустоши Три ведьмы показывают Макбету линию королей, которая будет исходить от Банко
- «Зачем вы мне это показываете? Четвертый! Старт, глаза!
- Что, линия протянется до трещины судьбы?
- Еще один! Седьмой! Я больше не увижу ». (Акт 4, сцена 1, 112–117)
Смысл в том, что линия Банко продержится до Судного Дня, лесть королю Якову I , который заявил о своем происхождении от Банко.
История сложения
Изображать сцены Страшного суда иконописцы начали уже очень давно. Первые росписи и образа такого типа появились еще в Византии. Известно, к примеру, несколько подобных икон и храмовых росписей, датируемых IV веком. В то время в Византии подобные изображения обычно описывали притчи о разделении овец и козлов, а также о десяти девах.
Икона «Страшный суд», конец XIV– начало XV века (Москва, Успенский собор)
Канонический сюжет Страшного суда был сформирован также в Византии, примерно к XVIII веку. На Руси подобные иконы начали писать практически с самого крещения. Но самое первое такое изображение было зафиксировано историками на стенах киевского Кириллового монастыря. Несколько позднее сюжеты Страшного суда появились в Дмитровском соборе, церкви Спаса Нередицы и Георгиевском храме.
Тема 1. Второе пришествие Иисуса Христа. Спаситель — доминанта иконы. Его часто можно увидеть в окружении Божией матери, Иоанна Предтечи, ангелов или апостолов. Иисус Христос выступает в качестве судьи, который делит людей на праведников и грешников.
Тема 2. Обновление мира. Это различные признаки перемен. Здесь ангелы сражаются с демонами и трубят, нечистые духи и грешники горят в геенне огненной, а души выстраиваются в очередь перед судилищем. Всюду воскресают мёртвые. Аллегорическая земля в виде женщины извергает покойников, то же самое делают птицы и рыбы.
Тема 3. Небесный Иерусалим. Почти всегда вверху изображается город, в котором обитают праведники. Некоторые ещё только направляются туда и изображены в полёте. Обычно это схимники. Всюду парят ангелы, а двое из них сворачивают свиток (небо) — это символ конца мира.
Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь. Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.
На самых ранних иконах изображался не только сам суд, но и сцены из Апокалипсиса. Позднее два этих сюжета были разделены. Изначально канонами определялось лишь то, какие именно сцены должны быть изображены на образе. Их месторасположение иконописцы выбирали сами. Полностью утверждены сюжет и композиция Церковью были только к XVI-XVII веку. К этому времени каждая сцена Страшного суда заняла на иконах свое место.
Тексты, которые повлияли на иконографию Страшного Суда
В разработанной форме иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях: «Слова» Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, «Жития Василия Нового» и других произведений византийской и древнерусской литературы; в следующий период в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов.
- Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного суда, было Житие Василия Нового (X век).
- Видение пророка Даниила (Дан.10—12) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвёртое — в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощённому в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).
- Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие — по грудь, и лишь третьи — по шею », в зависимости от степени их вины.
Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния
Покаяние как непременное условие достижения Царства Божия — является одним из основополагающих положений христианского вероучения, и эта проблема была особенно актуальна для рубежа XI—XII веков, времени проникновения сюжета на Русь.
Значение карты Страшный суд в перевернутом положении
В перевернутом виде такая карта предвещает неудачную попытку изменить обстоятельства и выйти из порочного круга. Скорее всего, рано будет еще действовать и предпринимать попытки изменить свою жизнь, обстоятельства. Возможно, что в скором времени вы сумеете справиться со всеми трудностями только если будете действовать в более подходящий момент. Карта предвещает внезапный провал, трудности в завершении начатого дела, улучшении материальных возможностей, разрешения ситуации.
Перевернутая карта предвещает незаконные действия, безнаказанность преступников, отчаяние и несправедливость в жизни, большие переживания из-за невозможности выбраться из порочного круга.
Ключевые моменты
- Неудача;
- Упущенная возможность;
- Провал планов;
- Переживания;
- Порочный круг;
- Крах надежд;
- Недостижение цели;
- Болезни;
- Рутина;
- Затягивание неприятной ситуации.
Страшный Суд Божий — видение
Страшный Суд Божий – это встреча с Иисусом Христом. Он судить людей станет не как ангел (тому неведомы человеческие грехи, слабости и борьба с ними). Судить будет не как Сверхчеловек. Судить народы будет как Сын Божий и Сын Человеческий. В писании сказано:
Деление на овец и козлищ
Но Бог Отец одних подсудных людей перед направлением к Богу Сыну благословляет (ставит на них печать божию), а других нет. Тем самым он делит их на овец и козлищ. В настоящий момент мысль о Страшном Суде почти 100 % людей приводит в удручающее состояние. Причем как тех, кто не верует в Бога, так и прихожан воцерковленных (кто молится Ему, заботится о спасении своей души).
Страшный Суд Божий на фреске Микеланджело
Нечестивые люди настолько погрязли в грехах, что не надеются на прощение Богом на Страшном Суде. А вот ранние христиане, хотя считали себя грешниками, истово верили в Божественное милосердие Христа. Они уверовали, что когда Страшный Суд Божий для умершего человека и живого придет, то это будет нечто радостное, светлое. На нем Христос Спаситель вытрет слезы на лицах людей. На Земле люди надеются на справедливость суда. А Божий Суд можно считать справедливым? Святые отцы однозначно говорят – да. Божественная справедливость заключается вот в чем. Страшный Суд Божий грозен будет для живых лицемеров, беззаконников, а также умерших подлецов. Для остальных Божий Суд – милосерден. Люди подсудны перед Богом. Но каждому дозволено самому перечислить те законы, по которым Он будет его судить! Ибо, в Евангелии, сказано:
Логика элементарна. Если человека осуждаешь за неблаговидные поступки, значит, знаешь – это грех. А если судишь по этому критерию других, но сам его нарушаешь – виновен вдвойне. Если в первое пришествие Христос не отличался от других людей, то во время Страшного Суда он явится во Славе своей, в окружении Ангелов. Страшный Суд Божий будет скорым. На Суде Господь не станет разбираться в соблюдениях или нарушениях божьих заповедей. На Суде Бог спросит о конкретных делах: Принял ли странника? Накормил ли голодного? Одел ли нагого? Напоил ли жаждущего? Посетил ли больного или того, кто в тюрьме?
Страшный Суд Божий и Частный — разница
Нужно понимать, что Страшный Суд Божий не так грозен тем умершим, которые прошли после смерти суд Частный. Те души, которые не были осуждены на частном Суде и попали в Рай, не могут быть осуждены на Страшном суде. А вот душа, осужденная на частном Суде и находящаяся в аду, может быть помилована и оправдана на Страшном Суде. Поэтому посмертные мытарства души и Страшный суд Божий связаны церковными молитвами живых за усопших грешников. Нужно в молитвы вкладывать надежду на упование Бога, связанную с тем, что грешники не только творили свои мерзкие дела, но они еще — частицы тела Господня. Ведь мы все созданы по его образу и подобию. Следует просить Бога не уничтожать творение рук Своих.
Когда ждать пришествия Страшного Суда
Люди относятся к Страшному Суду как к отвлеченному, далекому событию, в то время как Бог уже стоит у дверей, вся трагедия разворачивается уже сейчас. Бог не оставит без внимания тех, кого мир отрицает, сбрасывает со своих счетов. Опозоренные и одинокие, старые и безнадежно больные, прозябающие в бедности и отчаивающиеся добиться правды – ощутят поддержку Бога, его милость. И наоборот, он отвернется от тех, кто стремится к земному успеху, погряз в удовлетворении своих страстей, пороков. Ложь, бесстыдство, деградация людей стремительно приближают момент Страшного Суда над всем человечеством. Внимательный наблюдатель видит, как нравственный, духовный, умственный паралич охватил не только людей далеких от Бога, но и часть людей верующих, исполняющих церковные обряды. Если церковь перестает нормально реагировать на зло – это говорит о нездоровом организме Божьего Дома. Он не сопротивляется дьявольскому нашествию, а это приведет к печальному концу. По словам апостола Павла (1 Пет 4,17) Суд Божий начнется с Дома Божия, потому что Церковь отвечает и за себя, и за остальных людей. Именно к членам Церкви обращено грозное предупреждение апостола Павла:
Бог – это Свет. В нем нет тьмы, зла, нелюбви. Понятно рассказывается о Страшном Божьем Суде на семинаре иеромонаха Никодима Шматько, видео которого приведено в конце статьи.
Смысл Небесного Суда [↑]
Небесный Суд над человеческими грехами — это не отмщение, а исправление его души. Иногда человек должен пройти медицинскую процедуру, причиняющую ему боль, но ведущую к излечению, — так и Небесный Суд причиняет боль, но излечивает человека, ведет его к выздоровлению и к счастливой вечной жизни.
И хотя мы даже представить себе не можем, насколько ужасны страдания Геинома, все же лучше человеку претерпеть их и обрести Будущий мир. Таким образом, любой приговор Небесного Суда направлен на благо человека.
В отличие от хирургической операции, во время которой лечит не боль, а сама операция, когда Небесный Суд выносит приговор, само страдание и есть лечение — и стоит претерпеть эти страдания ради того, чтобы заслужить вечную жизнь.
история
Идея Божьего суда может возникнуть в зороастризме , в вавилонском царстве богов и в древнеегипетских представлениях о загробной жизни . Как предшественник монотеистических эсхатологий , зороастризм уже утверждает суд над мертвыми и окончательную историческую битву между добром и злом при принятии решений как мировое суждение. Как верховный судья на этой стороне, Бог-Царь Вавилона охраняет космический порядок; Древний Египет знает идею потусторонних, индивидуальных судей мертвых в текстах пирамид , книгах о загробной жизни и в книге мертвых .
Иудаизм объединяет космологический с временной производительностью на идее эсхатологического мирового суда и последующего мессианских царствования ( Исы 2,4 , Ez 7 , Dan 7,10 ). Танах знает « день Господень » или «судный день» как пророческий топос , которую Новый Завет принимает. Согласно Юргену Мольтманну, еврейская концепция «теологизирует» идею справедливости : божественный судья находится за пределами космоса, а не является его неотъемлемой частью, как в Вавилоне.
Новый Завет преувеличивает эту идею в качестве напоминания о приближении суда всех живых и мертвых. Он решает небеса и вечное проклятие и является необходимым моментом для окончательного и полного установления Царства Божьего . Верующие могут рассчитывать на день суда, зная , что их искупление тянет (после этого выступления Lk 21,28 ) , так как повторное пришествия Христа наказания на кресте уже несут ( Mt 8.17 ). Эта мысль также появляется в которые, как говорят, были замечены во время Страстей Христовых. Новый Завет завершается богато иллюстрированным изображением суда в Апокалипсисе Иоанна .
Вера в Страшный суд как конец истории и возвращение к Аллаху является центральной темой Корана , зародившейся в 7 веке нашей эры, и основным компонентом исламского вероучения, следуя библейским идеям ; всякий, кто отрицает Божий суд в этой жизни, как неверующий в вечное осуждение, подлежит наказанию «правителя (ов) в день суда».
Концепция Страшного суда сыграла важную роль в средневековой Европе . С того времени, когда люди постоянно были в вере , это становится конкретным историческим событием неизбежным, они старались сделать все возможное для Бога, чтобы показать свою веру и, таким образом, достичь небес .