Афанасий александрийский

Детство и юношество

16 июля в 1887 году, когда православным мир отмечал христианский праздник, в семье Сахаровых родился мальчик Сергей. Его отец Григорий и мать Матрона, проживающие в Паревке Тамбовского округа, славились в округе своей добротой и благочестием. Единственного сына благочестивые родители назвали Сергеем, в честь Сергия Радонежского.


Святитель Афанасий Сахаров

Выросший в благодатной семье, наполненной беззаветной любовью к православию и Родине, Сергей с детства мечтал о монашестве. Судьба порой жестока, мальчик в возрасте 2 лет лишился отца. Всю любовь он черпал от матери, которая мечтала о дне, когда сын станет монахом.

Мальчик с радостью черпал знания в церковно-приходской школе, хотя они давались ему с трудом, никогда не уходил раньше времени с продолжительных богослужений. Его ровесники вспоминали, что с самого детства Сергей гордо заявлял, что приедет в родной город, как архиерей. Отрок, выросший без отца, старался постичь все ремесла. Он прекрасно шил и даже вышивал одежду для священников.

Пребывая в ссылках, отец Афанасий использовал приобретенное в отрочестве умение для вышивания иконных риз. Он собственноручно вышил антиминс, в котором проводил богослужения для ссыльных.

Отрок Сергий учился с трудом, поступив в 1896 году в духовное училище Шуйска, но прилежнее ученика учителя не встречали. Благословением Всевышнего святитель Афанасий считал то, что некогда ученик, с трудом воспринимавший учебу, успешно прошел 6 лет обучения (1902-1908 г.) во Владимирской духовной семинарии.

  • Во время учебы в семинарии исполнял обязанности рипидоносца и иподиакона при архиепископе Николае (Налимове).
  • В 1907 году посвящается в чтецы.
  • 1908-1912 года — время обучения в Московской духовной академии.
  • Литургика и агиология были особо почитаемыми предметами будущего святого, он буквально упивался богослужебными текстами.
  • Гимнология осталась любимым детищем архиепископа Сахарова до конца жизни. Время написания первого тропаря Богородице пришлось на пребывание в училище.


Святитель Афанасий стал автором тропарей и кондаков

Своими талантами молодой Сергий обязан духовному наставнику и первому учителю архиепископу Владимирскому Николаю (Налимову).

Часто в своих письмах владыка Афанасий вспоминал известного богослова аскета, ректора епископа Феодора (Поздеевского), который совершил постриг Сергей в монахи в 1912 году, 12 октября, дав имя Афанасий, в честь патриарха Афанасия Цареградского, уже 14 октября идет рукоположение иеродиаконом, а 17 октября — иеромонахом.

В 1912 году Полтавская духовная семинария получила молодого, но талантливого преподавателя, который в полную силу раскрыл свой талант благовестника слова, в конце августа 1913 года переводится преподавателем во Владимирскую семинарию и смотрителем в духовное волынское училище в селе Клевать.

В Епархиальном совете, куда иеромонах Сахаров был введен в 1918 году, он отвечает за приходские проповеди, принимая участие в освещении злободневных вопросов текущего времени.

Революция застала отца Афанасия в возрасте 30 лет, это было время потрясений не только в политике, но и религиозных устоях. Враждебные выпады против правил православия нуждались в надежной и защите, стойким воином которой оставался свт. Афанасий Сахаров.


Рождественский монастырь во Владимире

1920 год Афанасий встречает в сане архиепископа, он назначается наместником монастыря Рождества Христова во Владимире. Во время всего своего служения уделяет много время:

  • исследованию ведения богослужений;
  • пишет проповеди;
  • принимает участие в составлении книг по богословию;
  • прорабатывает вопросы церковной дисциплины;
  • составляет статуты по чествованию местных святых.

Архиепископ Афанасий Сахаров неоднократно поднимал вопросы по правилам канонизации русских святых и составлял порядки ведения службы на праздники в честь святых.

С 1921 года стал настоятелем Боголюбовской обители. 10 июля состоялась хиротонизация Афанасия, которую благословил патриарх Тихон, епископом Ковровским, викарием епархии Владимирской области.

Хиротония была совершена митрополитом Владимирским и Шуйским Сергием (Страгородским), архиепископом Нижегородским и Арзамасским Евдокимом (Мещерским), епископом Печерским, викарием Нижегородским Варнавой (Беляевым).

Монах и преподаватель

12 октября 1912 года пострижен в монашество; 14 октября посвящён в сан иеродиакона и 17 октября — в сан иеромонаха.

С 6 октября 1912 года — преподаватель пастырских предметов в Полтавской духовной семинарии.

С 28 августа 1913 года — смотритель Клеванского духовного училища Волынской епархии.

С 3 сентября 1913 — преподаватель во Владимирской духовной семинарии по кафедре гомилетики, заведующий религиозно-нравственными чтениями и народными собеседованиями при кафедральном Успенском соборе во Владимире, награждён набедренником.

С 1914 года член совета Православного братства св. Александра Невского. В 1917 году делегат епархиального и Всероссийского съездов духовенства и мирян, 2-го Всероссийского монашеского съезда, член Владимирского епархиального временного исполнительного комитета, награждён наперсным крестом, игумен.

В 1918—1920 годах — член Владимирского епархиального совета от монашествующих.

20 января 1920 года возведён в сан архимандрита.

В 1920—1921 годах — наместник владимирского Рождественского монастыря.

Участие в Поместном соборе

В 1917 году на монашеском съезде в Троице-Сергиевой лавре избран заместителем члена Всероссийского Поместного собора. С января 1918 — член Собора, работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым», «Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых». В отдел о церковной дисциплине представил доклад «О присвоении богослужебных отличий определённым церковным служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград» (доклад был одобрен отделом). На пленарном заседании выступал в качестве содокладчика по докладу о правилах канонизации святых в Русской церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых, в Русской земле просиявших, принимал участие вместе с профессором Петроградского университета Борисом Тураевым в составлении службы на этот праздник.

Краткая биографическая справка

Дата рождения : 2 июля 1887 г.Место рождения : с. Паревка Кирсановского уезда Тамбовской губернииПринял постриг : 12 октября 1912 г.Рукоположен во диакона : 14 октября 1912 г.Рукоположен во иерея : 17 октября 1912 г.Рукоположен во епископа Ковровского : 10 июля 1921 г.Дата смерти : 28 октября 1962 г.Место смерти : г. Петушки Владимирской области

Владыка Афанасий (Сахаров), в 2000 году прославленный как святитель и исповедник, занимает особенное место в ряду лиц Русской церкви XX века.

Непримиримый борец с расколом «живоцерковников», отказавшийся признать законность присвоения митрополитом Сергием (Страгородским) титула митрополита Московского и Коломенского в 1930 г. и ставший одним из самых влиятельных епископов «катакомбной» церкви, духовно окормлявший самые разные общины «непоминающих», он же в 1945 году признает законность избрания патриарха Алексия I и призывает к этому духовных чад.

Большая часть его епископства, по составленным им самим «Датам и этапам моей жизни» (почти 30 из 42 лет) проходит в лагерях и ссылках, еще 10 лет, в том числе и 8 последних, он на свободе, но не на епархиальном служении. После освобождения из последней ссылки владыка оказывается вынужден служить у себя дома.

Сергей Иосифович Фудель познакомился с еп. Афанасием в 1923 г., в первой ссылке. Он был одним из трех архиереев, кто присутствовал на венчании С.И. Фуделя и Веры Максимовны Сытиной. Продолжилось их духовное общение и после окончания последней ссылки владыки, когда он, поселившись в г. Петушки, благословил семью Фуделей поселиться в находящемся неподалеку г. Покров.

Почти современники

Начало общецерковного почитания новомучеников и исповедников Российскихдало нам совершенно уникальный опыт постижения святости. Еще совсем недавно нашу жизнь отделяли от земной жизни святых многие столетия. Эта временная дистанция лишала нас возможности, читая о раннехристианских мучениках, примерять их подвиги на себя. В житийных текстах мы искали моральный урок, наслаждались изысканностью стиля византийских агиографов, вычитывали исторические подробности.

Мы не могли лишь одного: представить тот страх и ту боль, которую живой человек чувствовал, оказавшись на арене среди диких зверей.


Еп. Афанасий Сахаров, фото 1962 г.

Читать житие как запись очевидца люди разучились давно, не одно столетие назад. Не случайно историки литературы писали о принципиальной абстрактности житий, отказе их авторов от конкретных исторических деталей.

В свое время Д. С. Лихачевуказывал на то, что авторы житий русских святых, повествуя о вполне конкретных событиях, стремились говорить описательно, не прибегая к современной им политической терминологии. Вместо «посадник» говорится «вельможа некий», «старейшина»; вместо «князь» — «властитель той земли». Из житий изгонялись имена эпизодических персонажей, заменяясь на описательное «муж един», «некая дева» и т. д. В практике Русской Церкви канонизация осуществлялась по прошествии значительного времени.

Канонизация новомучеников и исповедников сделала невозможным уход от исторической конкретики. Новопрославленные святые являются для нас почти что современниками. Они ровесники наших бабушек или прабабушек, а значит, их жизнь принадлежит к тому времени, о котором мы знаем не только из книг, но и из рассказов старших.

В этих житиях абстрактный «властитель граду» появиться не может. Не может хотя бы потому, что портреты этих властителей висели в школе, где учились наши родители. И дети в красных галстуках, потомками которых являемся мы с вами, вручали этим властителям цветы в годовщины революции.

Освобождение, дом инвалидов

Долгожданное освобождение пришло на два года позже конца фактического срока заключения. Наконец выпустили. Но не на свободу, а перевели в дом инвалидов – специализированное учреждение закрытого типа в Мордовии. Условия содержания в доме сильно напоминали лагерные: прогулки строго на территории придомового участка, нормального медобслуживания нет, на переписку накладывались ограничения. Несколько раз владыка просит, чтобы его отпустили. Но он – старый немощный человек, и по правилам его могут отпустить только под чью-нибудь опеку. 

Интересный факт
Из дневника владыки: «27 июня (по старому стилю) 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 2 года 9 месяцев 2 дня; на свободе, но не у дел — 2 года 8 месяцев 2 дня; в изгнании — 6 лет 7 месяцев 24 дня; в узах и «горьких работах» 21 год 11 месяцев 12 дней».

Наконец, благодаря помощи своего давнего знакомого, владыка перебирается в Тутаев, а оттуда – в Петушки, где проходят последние годы его жизни.

Творения

Его «История ариан для монахов» написана в строго православном духе и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698 г.). Дополнением к ним служит второй том «Bibliotheca patrum» Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей «Bibliotheca patrum graecorum dogmatica» (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения Афанасия

Важное значение для летосчисления имеют сохранившияся на сирийском языке: «Описания праздников», составленные Афанасием.

Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого, с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие.

На русском языке издано:

  1. Творения. Части 1-4. Под ред. проф. А. П. Шостьина. М., 1851-1854. ( «Творения святых отцев в рус. пер.», изд. при МДА, тт. 17, 19, 21, 22). То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Части 1, 2, СТСЛ, 1902. Части 3, 4. СТСЛ, 1903 (Отд. пригож. к ж. «Богословский вестник», 1902, 1903).
  2. О пользе чтения Священного Писания. В кн.: «Выписки из писаний святых церковноучителей и других писателей о необходимости и пользе чтения Священного Писания». Изд. А. фон Эссом. Пер. с нем. СПб., 1817.
  3. Из ХХХIХ письма о праздниках. В кн.: «Сочинения и переводы Евсевия, архиепископа Карталинского. Ч. I. Переводы из творений святых отцев.» СПб., 1858. То же. «Христианское чтение», 1838, III, с. 188 слл.
  4. Из беседы на слова: «Вся мне предана суть Отцем Моим». — Из беседы о слепорожденном. — В кн.: Поторжинский М. А. Святоотеческая хрестоматия. Киев. 1877. То же: «Христианское чтение», 1835, II, с. 119 слл.; 1837, III, c. 150 слл. 5. Краткое обозрение Святого Писания Ветхого Завета. — «Христианское чтение», 1841, IV, с. 217 слл.; с. 324 слл.
  5. Обозрение Посланий Святых Апостолов и Откровения Иоанна. — Там же, 1842, I, с. 157.
  6. О девстве или о подвижничестве. — Там же, 1833, III, с. 117 слл.
  7. О начале и распространении идолопоклонства. — Там же, 1837, IV, c. 3 слл. 9. О том, что человек может познавать Бога в душе своей умом, и что душа человеческая разумна и бессмертна. — Там же, 1837, IV, с. 113 слл.
  8. О причинах воплощения Бога-Слова. — Там же, 1837, IV, с. 275 слл.
  9. О воплотившемся Боге-Слове против ариан. — Там же, 1840, III, с. 165 слл.
  10. О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. — Там же, 1841, II, с. 84 слл.
  11. О терпении. — Там же, 1837, II, с. 120 слл.
  12. О происхождении нравственного зла. — Там же, 1837, III, с. 25 слл.
  13. О крестной смерти Иисуса Христа. — Там же, 1838, II, с. 132 слл.
  14. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. — Там же, 1831, ХVII, с. 127 слл.
  15. Жизнь преп. Синклитикии. — Там же, 1824, ХVI, с. 3 слл.
  16. Письма. — Там же, 1838, IV, с. 118 слл.; 1839, IV, с. 133; 1842, II, с. 212 слл., 236 слл.
  17. На богомерзких и проклятых злохульных ариан. — В кн.: Богодухновенные книги великих пастырей церковных и учителей всея Вселенныя. Пер. с эллиногреч. яз. на славянорос. иером. Епифания (Славинецкого). М., 1656.

Последние годы Владыки на покое

Святитель Афанасий (Сахаров)

Вернувшись во Владимирскую область, архиерей активно занимается писательством, торопясь закончить свои церковные труды. Ненадолго его привлекают к административной работе в комиссии по Церковному уставу, но святитель входит в конфронтацию во взглядах на устав с другими членами комиссии и возвращается к своему домашнему затворничеству. Его часто посещают друзья, духовные чада, еще чаще – пишут любимому пастырю письма. К концу жизни епископ получал до восьмисот писем в год, и на каждое отвечал…Его эпистолярное творчество позже было упорядочено и издано отдельным сборником в 2001 году.

Письменные труды 

Главным делом своей жизни владыка считал исправление и доработку церковных служб

Особое внимание он уделял осторожной русификации церковнославянских текстов «дабы приблизить наше дивное богослужение, наши чудные песнопения к уму русского народа»

Руке епископа принадлежат следующие труды:

  • о шестопсалмии;
  • о поминовении усопших по уставу Православной Церкви;
  • служба Всем Святым в земле Русской просиявшим;
  • настроение верующей души по Триоди Постной.

Все то огромное количество писем, которое епископ написал в течение жизни, также можно считать его духовным наследием.

Находясь в Петушках, епископ Афанасий без устали собирал материалы о житии местночтимых святых, каталогизировал имена и редактировал службы угодникам. Составил сборник молебных песнопений.

Особого внимания заслуживает колоссальная работа, проделанная епископом, над текстом всех Миней, нуждавшихся, по мнению современных священнослужителей, в упрощении языковых форм. Плодом этого труда стал выпуск в 1978—1989 годах месячных Миней (они же Служебные, они же Зеленые), представлявших собой расширенное и дополненное издание дореволюционных Миней.

Занимался этим трудоемким делом епископ Афанасий по большей части по собственному почину. Он был уверен, что в будущем такая книжная «модернизация» начнется повсеместно.

Завершающие годы жизни святого

Афанасий Сахаров, епископ Ковровский в последние годы своей жизни

7 ноября 1943 года епископ все еще находился в ссылке, когда за ним снова пришли и арестовали. После чего святого отправили в Москву на очередной допрос. 10 апреля 1944 года Афанасий произнес слова, ставшие причиной очередного приговора:

После этой фразы приговор оказался довольно суров. Немолодого уже мужчину отправили в сибирские лагеря сроком на восемь лет. Там Сахаров работал ассенизатором и плел лапти.

Начиная с 1947 года переведен на группу инвалидности, по причине преклонного возраста. Святой не прекращал следить за новостями и положительно воспринял назначение патриархом Алексия I. По мнению святого Алексий не имеет грехов и не был никем осужден.

Из-под стражи освободился в конце 1954 года, после чего поступил на содержание в Зубово-Полянский дом инвалидов. Там святой отец жил до марта 1955 года. Дождавшись разрешения на въезд в город Тутаев, он временно остановился в нем. Уже из Тутаева Афанасий отправился к последнему месту жительства – селу Петушки.

27 октября 1962
в этот день Афанасий Сахаров умер

Многочисленные аресты и заключения не сломили дух Афанасия. В последние годы жития, уже после переезда в Петушки, он занимался изучением православных наук и жизнеописаний святых. Исправлял православный календарь, который выпускали в Москве.

Это рака, в которой хранятся мощи новомученика Афанасия Ковровского

Иконография

Святитель Афанасий Ковровский. Икона

В 1999-2000 гг., к прославлению
Афанасия, на основе его фотографий было создано неск.
икон с поясным изображением святителя в саккосе и митре,
с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой
руке (с текстом из стихиры рус. святым): иконописцем Н.
Е. Алдошиной — для Владимирской епархии, инокиней
Ермионией (Карзевич) — для Боголюбова мон-ря близ
Владимира, а также в иконописной мастерской ц. свт.
Николая в Клённиках. К перенесению мощей святого Н. В.
Масюковой (иконописная школа МДА) была написана икона,
на к-рой Афанасий представлен с непокрытой головой, в
левой руке — Евангелие. На иконе Собора новомучеников и
исповедников Российских, выполненной в иконописной
мастерской ПСТБи (в наст. время находится в храме Христа
Спасителя, одна из копий, 2001 г.,- в храме Казанской
иконы Божией Матери в Реутове), образ Афанасия  помещен
3-м слева от престола, за иконой сщмч. митр. Кирилла
(Смирнова).

Я. Э. Зеленина

Литургическое творчество[править | править код]

В 1920-е годы начал дополнять и совершенствовать утверждённую Собором 1917—1918 годов службу Всем русским святым, «а вместе с тем явилась мысль о желательности и необходимости установления и ещё одного дня для общего празднования всех Русских святых, сверх установленного Собором», в связи с чем он предложил установить второй, непереходящий праздник в честь Всех русских святых, когда во всех русских храмах «могла бы быть совершаема только одна полная праздничная служба, не стесняемая никакой другой». Епископ Афанасий (Сахаров) объяснил это в предисловии к службе Всем святым, в земле Русской просиявшим: «При этом казалось бы более всего соответствующим совершать празднование Всем Святым, в земле Русской просиявшим, 16 (29) июля непосредственно за праздником просветителя Русской земли святого равноапостольного великого князя Владимира. Тогда праздник нашего Равноапостола будет как бы предпразднством к празднику Всех Святых, процветших в той земле, в которую он всеял спасительные семена веры Православной. И самый праздник Всех Русских Святых тогда будет начинаться прославлением князя Владимира на 9-м часе пред праздничной малой вечерней. Праздник Всех Русских Святых есть праздник всей святой Руси».

В 1946 году вышла в свет «Служба Всем святым, в земли Российской просиявшим», изданная Московской патриархией, отредактированная епископом Афанасием (Сахаровым), после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. При публикации были допущены цензурные искажения, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту «правку» выполнил инспектор Ленинградской духовной академии профессор Лев Парийский).

Вернувшись из лагеря и поселившись в Петушках, епископ Афанасий начал работу по сбору и систематизации служб русским святым. В его письмах, адресованных разным людям, содержались просьбы найти и прислать те или иные службы местночтимым святым. На основе полученного материала он уточнял детали житий, составлял списки местных святых. Присланные материалы были тщательно отредактированы и приведены к единообразию в языковом и стилистическом отношении.

Таким образом в архив епископа Афанасия попали несколько сот служб и акафистов, он делал правки и примечания. На основе этих материалов он готовил «Дополнительные Минеи», содержащие службы русским святым, которые не вошли в стандартные дореволюционные Минеи.

Составил несколько молебных последований, в том числе «О хотящих по воздуху шествовати», «О сущих в различных обстояниях», «Благодарение о получении милостыни», «О мире всего мира и о прекращении войн» и др.

Реализацией идей епископа Афанасия стали вышедшие в 1978—1989 годах Служебные минеи (неофициально «Зелёные минеи»), в состав которой вошёл и окончательный текст службы всем российским святым, более полный по сравнению с текстом первых изданий. Туда же было включено огромное количество богослужебных текстов, прежде не входивших в основной круг богослужебных книг. В рецензии на сентябрьский и октябрьские тома игумен Иннокентий (Просвирнин) отмечал: «Богослужебно-календарная комиссия <…>, осуществляя пожелание Богослужебного отдела Поместного Собора 1917—1918 гг., по указанию святейшего Патриарха Алексия, ставила вопрос о необходимости соединения служб русским святым со службами святым Поместных Православных Церквей, чтобы не нарушался Устав всей Восточной Церкви и вместе были учтены богослужебная практика и богатство агиологии Русской церкви. Председатель Комиссии, епископ Афанасий (Сахаров), участник Поместного Собора 1917—1918 гг. дал необходимое решение этого сложного литургического вопроса в „Богослужебных указаниях на 1957 и 1958 гг.“ Он осуществил редактирование текста всех Миней, чтобы приблизить к пониманию современников церковнославянские языковые формы. Много труда он положил также на собирание отдельно изданных служб».

Литература

  • «Церк. Вед.» 1913, № 36, с. 451.
  • «ЖМП» 1957, № 1, с. 28-29.
  • «Церк. и Жизнь» (обн.) 1922, № 3, с. 5.
  • «ЖМП» 1957, № 2, с. 20, 1958, № 11, с. 19, № 12, с. 9, 1959, № 1, с. 13, 1963, № 3, с. 76-77.
  • ФПС I, № 121, с. 5, III, с. 2.
  • ФАМ I, № 38, с. 4.
  • «Именной список ректор. и инспектор. Дух. Академ. и семинарий на 1917 год», с. 43.
  • Письмо епископа Афанасия от 9/22 мая 1955 года.
  • Автобиография епископа Афанасия (Сахарова). «Вестн. Свящ. Синода» 1926, № 7, с. 8.
  • Архимандрит Иоанн (Снычев): «Церковные расколы 20-х и 30-х годов», с. 384.
  • Vest. russ. chr. dv. 81(1966)13-17.
  • ZMP 1962, 12, 15-17.
  • Es war noch vor der Loealitatserklarung Sergijs.

Сбор и исправление служб отдельным русским святым

Ирмологий с правкой святителя Афанасия (Сахарова) Ковровского

Поместным Собором была подготовлена
программа работ по внесению в месяцеслов памятей всех
рус. святых. Подготовка полного месяцеслова «с точным
указанием всех празднеств в честь икон Божией Матери и
всех памятей святых, как вселенских, так и русских,
общецерковно и местно чтимых» была поручена комиссии под
председательством архим. Неофита (Осипова), членом к-рой
стал Афанасий. Комиссия не успела приступить к работе,
но в 50-60-х гг. XX в. Афанасий, единственный оставшийся
в живых член этой комиссии, начал работу по сбору и
систематизации служб рус. святым. Ему удалось найти и
исправить более 200 служб, в большинстве своем
неопубликованных. Результатом этой работы стали
материалы к дополнительным рус. Минеям, причем
сентябрьский том был подготовлен целиком. В кон. 70-х
гг. XX в., когда Изд-во Московской Патриархии приступило
к изданию служебных Миней, дополнительные Минеи
Афанасия, а главное, сама идея расширения состава
служебных Миней были использованы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector