Картины о великой отечественной войне

Картина “Фашист пролетел” (А. А. Пластов): описание

Второе полотно — «Фашист пролетел» — написал Аркадий Александрович Пластов, крупный советский живописец, пришедший в искусство от крестьянского труда. Решив посвятить себя искусству, А. А. Пластов упорно работает, пишет этюды, разрабатывает эскизы будущих картин. Его первые работы на колхозную тему стали заметным явлением в советском искусстве 30-х годов. Они подкупали глубоким знанием изображаемого, богатством цвета.

А. А. Пластов — автор широко известных и любимых зрителем полотен «Купание коней», «Сенокос», «Жатва», «Ужин трактористов». Среди них написанная в 1942 году и показанная на выставке «Великая Отечественная война» картина «Фашист пролетел». Это одно из самых проникновенных произведений советского искусства.

Описание картины. К военной теме художник обратился не впервые. В начале войны он создал картины «Немцы пришли», «Защита родного очага», отличающиеся активным, боевым духом и изображающие крестьян, готовых дать отпор врагу.

По-иному воспринимается картина «Фашист пролетел». Она решена в лирическом плане, и если в полотне «Мать партизана» нас захватывает глубина конфликта, то у Пластова действие минимально. Уже при первом взгляде на картину мы ощущаем грусть — изображен хмурый день русской осени, опушка березовой рощи со взъерошенными ветром деревцами, желто-бурый косогор, уходящее вдаль темно-зеленое озимое поле. И вот чувство лирической грусти уступает место щемящей тоске, готовой выплеснуться в ненависть, когда замечаешь справа уткнувшегося в землю убитого мальчика и воющую возле тела собаку, а чуть поодаль — разбредшееся стадо и несколько убитых животных. Далеко на горизонте виден уходящий самолет. Фашист пролетел…

Полотно Пластова, в котором так много места уделено пейзажу — не вспомогательному, а активному средству создания образа, воспринимается как философское раздумье о жизни, только начавшейся и безвременно прерванной, о бесчеловечности врага, и действенная сила этого произведения, вызывающего чувства ненависти и отвращения к фашизму, огромна.

Метки: сочинение на тему “Фашист пролетел”, сочинение по картине “Мать партизана” художника Герасимова, картины про войну, Отечественная война картинах, картины на тему “Война”.

По материалам старого советского журнала…

Картина “Мать партизана” (С. В. Герасимов): описание

«Мать партизана» — картина на тему войны, написанная в 1943 году. Ее автор — народный художник СССР Сергей Васильевич Герасимов. Один из зачинателей советского искусства, живописец высокой культуры, крупнейший пейзажист, с необычайной тонкостью воспевший природу родного Подмосковья, талантливый иллюстратор Пушкина, Некрасова, Островского, М. Горького, общественный деятель и педагог, С. В. Герасимов чутко понимал горе и гнев советских людей, оказавшихся на временно оккупированной гитлеровцами территории. Народ не покорился, народ борется, народ победит — такие мысли вызывает картина «Мать партизана».

Трагический конфликт, лежащий в основе сюжета картины, понятен с первого взгляда: гитлеровцы схватили партизана, проникшего в родное село. К месту допроса сына привели мать, надеясь с ее помощью заставить заговорить партизанского разведчика. Почему же этот, казалось бы, совсем не новый сюжет так волнует нас в произведении Герасимова, в чем сила картины, властно влекущая нас к себе, заставляющая и через 70 лет пристально вглядываться в происходящее и поражаться, и восхищаться, и переживать вместе с героями? Эта сила — волшебство искусства, вызывающее к жизни образы, неподвластные времени. В картине все просто, но простота эта глубоко продумана художником.

Описание картины. Немец в зеленом мундире с хлыстом в руке стоит боком к зрителю. Он написан, можно сказать, изучен, прослежен художником внимательно, правдиво, без гротеска — представитель «нового порядка», насаждаемого огнем и мечом, экземпляр из породы палачей, выведенной фашизмом. Он чуть подался к женщине, и, не видя, мы чувствуем, какой звериной злобой искажено его лицо. И переводим взгляд на нее, на мать. И поражаемся и восхищаемся ею. Чувствуется, что она — центр происходящего, более того — хозяйка положения. За ее спиной рвется к ней из рук конвоиров сын, совсем еще мальчик. Но не на него смотрит она, и не увидеть слез материнского отчаяния фашистам. Мать стоит босая, с опущенными вдоль тела руками, ее фигура, осанка полны достоинства, неповторимо выражение лица, на котором сдерживаемое горе смешано со спокойным презрением. Мы чувствуем, что ее не могут унизить и сломить ни положение пленницы, ни отчаяние. Она противопоставлена фашисту. Их конфликт воспринимается скорее в моральном плане.

Раздражению, гневу немца противостоит спокойная уверенность матери, его угловатой, в резком движении фигуре — ее неподвижная, какая-то спокойно-монументальная фигура. И понимаешь, что вооруженный фашист бессилен перед безоружной женщиной, и в этом огромный человеческий смысл замечательного произведения С. В. Герасимова.

Последние статьи

  •   5 незаслуженно забытых самых влиятельных правителей Древнего Египта сегодня, 22:04
  •   Бразильский художник мастерски вписывает унылые стены в городские пейзажи сегодня, 19:46
  •   В чём секрет картин Истмена Джонсона, которого современники называли «американский Рембрандт» сегодня, 17:44
  •   Кто такие менады — женщины Вакха, и какие обряды и с ним связаны сегодня, 16:39
  •   11 волшебных мультфильмов, которые очаруют не только девочек сегодня, 14:55
  •   Почему Наполеон и Гитлер гонялись за Копьём судьбы, и Где оно хранится сегодня, 13:01
  •   Почему внучку Олега Янковского унижали в школе, и Как она справилась с детскими травмами сегодня, 11:37
  •   7 трогательных фильмов о любви, которые основаны на реальных событиях сегодня, 10:04
  •   Трудное счастье Светланы Ивановой: Почему звезда сериалов избегает вопросов о личной жизни сегодня, 09:10
  •   Зачем одной женщине было несколько мужей и другие странные брачные традиции 3.10.2021, 23:17

Все статьи

Ход занятия:

I.Воспитатель:

– Ребята, кто скажет какой праздник мы отмечаем 9 мая?

– Сколько лет прошло с того времени, как наш народ одержал знаменательную победу над фашистскими захватчиками?

Многие художники в своих произведениях отображали события, происходящие в те страшные годы. Мы с вами в течение всего года рассматриваем такие произведения живописи на наших занятиях. Благодаря им, мы больше знаем о Великой Отечественной войне, о людях, которые подарили нам мир.

Земли немало кровью оросили,

И вечно будет помнить мир о том,

Как шли сыны и дочери России

Сквозь гром войны

К победе над врагом!

Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрим последнюю репродукцию с картины о военных годах. В отличие от тех произведений с которыми мы познакомились раньше и которые как бы пропитаны кровью, муками, страданиями, эта картина очень светлая, нежная тёплая. Именно поэтому, что добро не только в сказке, но и в жизни побеждает зло, мы закончим знакомство с произведениями живописи о войне именно на этой картине.

Но прежде чем показать её, я хотела бы, чтобы вы вспомнили – многое из того, о чём мы с вами беседовали по произведениям в течение года и провести небольшую викторину.

Вопросы викторины:

1. Как зовут трех сыновей принцессы живописи? (пейзаж, натюрморт, портрет).

2. Портрет какого, самого главного из военноначальников мы рассматривали с вами на занятии? (портрет «Маршал Жуков»).

3. Кто из художников написал этот портрет? (Павел Корин).

4. Какой художник и в каком своём произведении изобразил самое начало войны, её первые бои? (П. А. Кривоногов «Защитники Брестской крепости»).

5. Как называется картина П. А. Кривоногова, которая, наоборот, изображает конец войны? («Победа»).

6. Кто из художников на своём полотне изобразил подвиг моряков в годы Великой Отечественной войны? (А. А. Дейнека «Оборона Севастополя»).

7. Как называется картина художника М. И. Самсонова, показывающая подвиг женщин на войне? (М. И. Самсонов «Сестрица»).

8. Какие художники и в каких произведения показали, какие испытания пришлись на долю народа в тылу врага? (Б. С. Угаров «Ленинградка 1941г.», Т. К. Гапоненко «После изгнания фашистов»).

9. Что изображает в своих произведениях художники-баталисты?

II.Воспитатель:

А теперь мы познакомимся с произведением Александра Лактионова «Письмо с фронта». Это произведение живописи для нас имеет ещё большее значение потому, что Александр Лактионов – наш земляк – родился в Ростове-на-Дону 16 мая 1910 года, а это значит, что в мае этого года ему исполнилось бы 100 лет.

Вопросы по содержанию картины:

1. Как вы думаете, о чем рассказывает эта картина?

2. Где происходит действие картины?

3. Как художнику удалось передать радость людей от полученного письма с фронта?

4. Кто принес это письмо?

5. Кто читает письмо, кто его внимательно слушает?

6. Как вы думаете, о чем написано в этом письме?

7. Какие, по-вашему, мнению происходили события в этой семье до получения письма?

8. Какие детали на картине говорят о том, что семья очень бедствовала в годы войны без своего кормильца?

9. Как художник показал, что все самое страшное позади, а впереди людей ждет светлая мирная жизнь?

Обобщение:

В своей картине «Письмо с фронта» художник А. И. Лактионов показал жизнь советских людей в дни войны. Сюжет её прост, в каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненный боец, мальчик читает письмо отца в слух, бережно держа перед собой дорогие листки.

Покосившийся порог, прогнившие доски, старые стоптанные туфли женщины всё говорит о той разрухе которую принесла война.

Все мы как бы стоим вместе с героями картины в дверном проёме и радуемся долгожданной весточке. Написанная светлыми,ликующими красками композиция буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки, кажется, что светится сам воздух. Во всём ощутимо дыхание близкой и такой желанной победы!

Кто они – «Воины Апокалипсиса»?

Первый из всадников восседает на белом коне. В его руках – лук, тетива которого уже натянута, а стрела готова вот-вот вырваться из рук воина, чтобы поразить свою цель. Это – Чума, которого также нередко отождествляют с образом Антихриста или Завоевателя.

Белый конь – не просто ездовое животное, это не менее красноречивый символ. Именно на таких лошадях появлялись победители, а значит, Чума празднует свой триумф. Под копытами его зверя разрушаются города, люди умирают в страшных мучениях. Казалось бы, нет ничего страшнее этого всадника, но нет. Рядом с ним – ещё более кошмарный образ.

Всадник на белом коне – Чума. Его также нередко отождествляют с образом Антихриста или Завоевателя

Второй воин мчится на огненно-рыжем коне, он размахивает своим мечом, а за ним разгорается кровавый месяц. Он – Война. Под ним – люди что рвутся в бой ради убийства своих собратьев. Этот воин приносит не меньше разрушений и гибели, чем его соратник, Чума. В Откровении Иоанна Богослова так рассказывается о нём:

Второй воин на огненно-рыжем коне, он размахивает мечом, а за ним разгорается кровавый месяц. Он – Война

Вороной конь несёт третьего всадника – Голод. Появление этого воина в Откровении сопровождается фразой, что произносится одним из животных:

Вороной конь несёт третьего всадника – Голод

Это символизирует разделение пшеницы и хлеба, высокие цены на пищу, из-за чего далеко не каждый сумеет приобрести её

Особое внимание привлекают глаза третьего воина. Они безумны

а его тело – иссушено голодом, что напоминает внешний облик и муки людей, умирающих такой кошмарной смертью.

О том, что последний всадник на картине «Воины Апокалипсиса», догадаться несложно. Голый череп вместо головы, призрачное одеяние, бледный конь – такой облик самой Смерти на полотне Васнецова. Он завершает путь трёх своих предшественников, кося тех, кто выжил после Чумы, Войны и Голода.

Голый череп вместо головы, призрачное одеяние, бледный конь – такой облик самой Смерти на полотне Васнецова

Смерть не щадит ни молодых, ни старых, ни бедных, ни богатых. Грешник или праведник, честный или лжец – каждый попадёт под копыта страшного кон этого воина. Его путь устлан мертвецами, а саван Смерти развевается подобно победному знамени Конца света.

Картина Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса» действительно вызывает массу эмоций, позволяет находить немало важных деталей и символических образов

Несмотря на столь мрачный сюжет, она заставляет нас понять, насколько ценна жизнь, насколько важно любить её и радоваться возможности встречать каждый новый день

История картины

«Воины Апокалипсиса» – одно из легендарных полотен знаменитого русского художника Виктора Васнецова. Оно хранится в золотой коллекции Музея музыки, а его история неразрывно связана с именем ещё одного выдающегося человека – Фёдора Шаляпина.

Васнецов написал картину в 1887 году, когда уже являлся почётным членом «Товарищества передвижных художественных выставок». Творение было преподнесено в качестве дара великому певцу. Об этом свидетельствует надпись на картине: “Ф.И. Шаляпину В. Васнецов 1887 г.”.

Свою картину Васнецов подарил великому певцу Фёдору Ивановичу Шаляпину

Хочу отметить, что подобный сюжет не раз изображался на картинах художников самых разных стран. На мой взгляд, всадники Васнецова вышли особенно реалистичными и “говорящими” – каждый из них отражает особые символы и смысл. Используя свои мастерство и неповторимый дар живописца, он сумел передать страх и боль, что явно чувствуются в картине.

Однако история картины «Воины Апокалипсиса» и имя Шаляпина так и остались неразрывными. Через много десятков лет после написания полотна, в 1983 году, дочь Фёдора Ивановича передала полотно Васнецова Музею музыки. Это событие было приурочено к открытию Мемориальной усадьбы Ф.И.Шаляпина. Сегодня же картину можно увидеть в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге.

Виктор Михайлович Васнецов «Автопортрет», 1873 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Немного из биографии художника

«Жизнь для меня — это краски, без красок нет жизни»,

Летний день. (1915 год). Музей русского импрессионизма. Художник: Константин Горбатов.


Жизнь на реке. Художник: Константин Горбатов.

Как сын волжского сапожника стал культовым художником русского авангарда: Кузьма Петров-Водкин.

Венеция. Художник: Константин Горбатов.


Осень. Холст на картоне, масло. 51 x 61 см. Художник: Константин Горбатов.

«С детства привыкший к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов — художник неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки».

Зима. 1919. Художник: Константин Горбатов.


Отдых на веранде. Портрет жены художника. Художник: Константин Горбатов.


Окраина. Художник: Константин Горбатов.

«Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинград…»

Интерьер с букетом летних цветов. Художник: Константин Горбатов.


Зимний пейзаж. Художник: Константин Горбатов.


Натюрморт. Капри. Художник: Константин Горбатов.


Подсолнухи. Холст, масло. 90х70 см. (1933 год). Художник: Константин Горбатов.


Как сложилась жизнь богемного художника во Франции после эмиграции, читайте в нашей публикации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector