Никольский адриано-андрусовский монастырь

История Свято-Троицкого Островоезерского монастыря

Островоезерский монастырь был построен посреди Ворсменского озера в конце XVI в. На протяжении практически двух столетий им занималось несколько поколений княжеского рода Черкасских, известных своим египетским происхождением. В 1580 г. они построили два храма с деревянными кельями, а в XVII в. князья Черкасские на свои личные средства отстроили здания церквей в камне. Значительное участие в жизни Свято-Троицкого монастыря также приняли Шереметевы, представители одного из известнейших боярских родов Русского царства и Российской империи. С 1743 г. они обеспечивали храм денежными средствами, провизией, деревом и различными материалами для устройства церкви.

В 1930-е гг. монастырь упразднили, а в 1950-е подверглись разрушению два храма — Троицкий и Казанский. В полуразрушенном состоянии остались фрагменты ограды, Храм Михаила Малеина и братский корпус. Однако спустя долгое время, в 1995 г., территория, на которой располагался монастырь, вместе с остатками построений начала охраняться государством.

Невосстановленная часть комплекса, farcom

В 2007 г. впервые было объявлено о намерении возродить православный монастырь. В этом же году на территории храмов был совершен первый молебен, а также отреставрирована одна башня, в которой расположилась новая часовня. Спустя еще год Нижегородский и Арзамасский архиепископ благословил принимать сестер в женскую общину при монастыре, а в 2009 г. на месте разрушенного Троицкого храма был установлен поклонный крест. Реставрация Свято-Троицкого монастыря осуществлялась довольно стремительно — уже в 2011 г. в отстроенном заново Троицком соборе провели первую Божественную литургию.

Монастырь сегодня и его достопримечательности

Паломники, другие верующие и обычные туристы на территории монастыря могут прикоснуться сразу к нескольким христианским святыням, в числе которых щепки Креста Господнего, частички Мамврийского дуба, мощи многих почитаемых христианами святых.

Кроме этого, можно посетить древние храмы, часовню на воде и святой источник им. пр. Геннадия, помолиться перед древнейшими иконами, насладиться безмятежной и уютной атмосферой обители, а также увидеть местных котов, которые являются полноправной частью аутентичного колорита.

Как добраться

Благословенная, омоленная миллионами земля находится всего в 50 км от Олонца. Добраться до монастыря можно несколькими способами. Первый – это организованный экскурсионный тур, второй – личный автотранспорт и третий – общественный транспорт. Выезжая из Санкт-Петербурга на своем авто, необходимо 340 км следовать по направлению из Мурманска к указателю «Интерпоселок», а затем свернуть по указателю и проехать еще 12 км до монастыря. На общественном транспорте из Петрозаводска нужно доехать любым маршрутом, направляющимся к Олонцу, к указателю «Интерпоселок», затем преодолеть еще 12 км на попутках.

Монастырь проводит организованные информативные экскурсии по многим своим святыням и по большинству территории. Он открыт для посещений с 4.00 до 20.00.

Расписание богослужений

Так как обитель действующая, вход в нее свободный. В монастыре ежедневно совершаются богослужения и молебны, читаются акафисты перед святыми иконами. График чтения утренних и вечерних молитв традиционный. К данному действию всегда могут присоединиться посетители комплекса. Здесь же организуют панихиды, отпевают и практикуют многодневные поминовения и Сорокоусты о тяжелобольных. Гости монастыря также могут воспользоваться свечным ящиком и поставить свечу за желаемого человека.

Официального сайта у Острово-Езерского комплекса нет, интересующую информацию можно уточнить по телефону.

Вячеслав Маслов

История

Важеозерский монастырь (Задне-Никифоровская, Спасская Важеозерская Геннадиево-Никифоровская пустынь) основан около 1500—1520 гг. преподобным Геннадием и продолжен преподобным Никифором, учениками святого Александра Свирского. Изначально был мужским.

Первым храмом монастыря была деревянная церковь в честь Преображения Господня. В XVII веке монастырь серьёзно пострадал от литовско-польских захватчиков. В июле 1723 году обитель была приписана к Сяндемской пустыни, а в конце XVIII в. упразднена с сохранением штата священнослужителей церковного прихода.

В 1800 году Важеозерская пустынь восстановлена в качестве приписной к Александро-Свирскому монастырю.

В 1830 году по благословению Санкт-Петербургского митрополита Серафима монастырь возглавил монах Коневецкого монастыря Исайя (в миру Иоанн Софронов, 1780—1852). Ему удалось наладить хозяйственную жизнь монастыря. В 1846 году пустынь стала самостоятельной. В 1849 году отец Исайя принял схиму с именем Игнатий. Погребён под алтарём храма Всех Святых, почитается как подвижник благочестия.

В 1918 году пустынь закрыта, а имущество передано местному совхозу.

В 1991 году монастырь был возрождён как женский. Были восстановлены Преображенский храм, колокольня, каменный зимний храм Всех Святых и надвратная церковь преподобного Иоанна Рыльского.

В ноябре 2000 года монастырь преобразован в мужской.

28 июля 2000 года в монастырь из Санкт-Петербурга были перенесены мощи блаженного инока Владимира (в миру Владимир Алексеев, 1862—1927), чудотворца, постриженника Важеозерской пустыни. 30 ноября епископ Выборгский Назарий передал благочинному Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря иеромонаху Иоанну мощевик с частицами мощей святого благоверного князя Александра Невского.

К юбилею монастыря в 2020 году планируется восстановление исторического корпуса братии монастыря.

Территории нужные всем

Олонецкий район, занимающий площадь почти 4 тысячи км2, всегда играл важное стратегическое значение для России. Еще в 1649 году молодой царь Алексей Михайлович повелел выстроить на Олонецкой равнине, между реками Олонка и Мегрега, крепость, которая служила бы форпостом, оберегавшим северные рубежи государства от вторжения грозной Швеции

В 1919 году уже не Швеция, а Финляндия покусилась на северные рубежи России. В Хельсинки представители карельской интеллигенции и купечества при поддержке финского руководства создали исполнительный комитет, целью которого являлся поход в Олонецкую область. Коммерсанты и правительство Финляндии выделили на это предприятие 5 миллионов финских марок.

Страны Антанты планы Финляндии по поддержке карельского сепаратизма не одобрили, заявив, что подобные действия нужно согласовывать с русской эмиграцией и правительством Колчака. Негативно отнесся к этой затее и финский премьер Лаури Ингман, не желая вступать в конфликт с Россией. Однако 17 апреля 1919 года кабинет Ингмана ушел в отставку, и новый глава правительства Каарло Кастрен, опасаясь, что его опередят британцы, дал «Олонецкой экспедиции» зеленый свет.

В срочном порядке из финнов и карелов начинается формирование добровольческой армии. За короткий срок удалось набрать около 3 тысяч человек, в основном студенчество, интеллигенцию и военных. Уже через несколько дней после начала операции сепаратисты одерживают первые победы. 23 апреля захвачен Олонец, на следующий день взят Александро-Свирский монастырь, под угрозой захвата оказывается Лодейное поле.

Храмы и часовни монастыря

Церковь Всех Святых Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря

  • Храм в честь Преображения Господня. Храм построен и освящён в 1596 году. После пожара 1885 года на верхней площадке церкви был устроен пятиглавый деревянный храм на каменном фундаменте, освящённый в 1892 году святым Иоанном Кронштадтским. Храм построен в русском стиле, с резными карнизами и наличниками по углам и окрашен в белый, синий и жёлтый цвета. Имеет три входа — крыльца с резными перилами и колоннами с полукруглой крышей. Восстановлен в 1990-е гг.
  • Храм во имя святых преподобных отцов Никифора и Геннадия Важеозерских чудотворцев. Построен в 1858 году., в храме под спудом находились мощи Никифора и Геннадия Важеозерских. Каменный храм во имя Всех Святых восстановлен в 1990-х гг.
  • Часовня во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Построена в конце 1990-х гг.
  • Часовня Геннадия и Никифора Важеозерских. Построена в 2007—2008 гг.
  • Часовня во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Построена в конце 1990-х гг.
  • Часовня Иоанна Предтечи с купальней. Построена в 2002 году.
  • Часовня во имя святого великомученика Никиты. Построена в 1990—2000-х гг.
  • Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
  • Надвратная церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского. Построена в 1896 году. Восстановлена в 1990-х гг.
  • Кроме храмов на собственной территории, у монастыря была часовня на 47 версте тракте Петрозаводск — Петербург.

Конец республики

Бурная деятельность «Олонецкого правительства» не могла остаться незамеченной. С одной стороны, она вызывала раздражение белогвардейцев, которые требовали передачи олонецких землей «белому движению». С другой стороны, находящийся под боком очаг сепаратизма мешал большевикам. Именно силами красных и была атакована «Олонецкая республика». После упорных боев красноармейский десант захватил Видлицу и вынудил добровольческую армию отступить в Финляндию.

Историки видят причину потери контроля над Олонецким краем в первую очередь в несогласованной позиции держав Антанты и Финляндии. Вышло так, что разнонаправленными действиями и отсутствием четкой политики в отношении оккупированных земель две стороны только мешали друг другу.

Идеей создания «Олонецкой республики» история завоевания Карелии не ограничилась. В конце апреля 1920 года делегация Карельского временного правительства на встрече с представителями Советской России потребовала от последних отказаться от пяти волостей Архангельской губернии. Снова при поддержке Финляндии сепаратисты намеревались создать Северокарельское государство со столицей в Ухте.

Части Красной Армии решили и эту проблему, оттеснив сторонников карельской независимости в Вокнаволок. Тем не менее, непростой вопрос советско-финского разграничения и сепаратизма в Карелии пришлось все же улаживать политическим путем. 14 октября 1920 года между РСФСР и Финляндией был подписан Тартуский мирный договор, где советская сторона пошла на ряд уступок своему северному соседу. Эти границы сохранялись вплоть до 1940 года, когда началась новая советско-финская война.

Епископы

Корельская епископия (кафедра в городе Корела)

  • Сильвестр (1598—1612)
  • Павел (1613—1616)

Олонецкие и Каргопольские (кафедра в Троицком Александро-Свирском монастыре)

  • Иоанн (Никитин) (15 июля 1764 — 9 июня 1767)
  • Антоний (Феофанов) (12 августа 1767 — 7 июня 1774)
  • Вениамин (Румовский-Краснопевков) (13 июля 1774 — 1 апреля 1775)
  • Иоанникий (Микрицкий) (2 апреля 1775 — 10 марта 1782)
  • Виктор (Онисимов) (3 июля 1782 — 22 сентября 1783)
  • Амвросий (Серебряников) (26 декабря 1783 — 28 ноября 1786)

Олонецкая и Архангельская епархия (управлялась из Архангельска)

Вениамин (Румовский-Краснопевков) (1787—1798)

Олонецкая и Петрозаводская епархия
  • Игнатий (Семёнов) (22 мая 1828 — 17 октября 1842)
  • Венедикт (Григорович) (14 ноября 1842 — 7 декабря 1850)
  • Дамаскин (Россов) (19 декабря 1850 — 7 февраля 1851) в епархию не приезжал
  • Аркадий (Фёдоров) (29 марта 1851 — 7 июля 1869)
  • Ионафан (Руднев) (29 августа 1869 — 28 февраля 1877)
  • Палладий (Пьянков) (28 февраля 1877 — 7 января 1882)
  • Павел (Доброхотов) (23 января 1882 — 21 октября 1897)
  • Назарий (Кириллов) (21 октября 1897 — 20 января 1901)
  • Анастасий (Опоцкий) (20 января 1901 — 7 декабря 1905)
  • Мисаил (Крылов) (24 декабря 1905 — 21 ноября 1908)
  • Никанор (Надеждин) (28 ноября 1908 — 6 ноября 1916)
  • Иоанникий (Дьячков) (30 ноября 1916—1919)
  • Вениамин (Казанский) (1919) в/у
  • Евгений (Мерцалов) (17 ноября 1919 — 7 мая 1920)
  • Евфимий (Лапин) (июнь 1920 — конец 1927)
  • Венедикт (Плотников) (1924—1925) в/у еп. Кронштадтский
  • Григорий (Лебедев) (1926) в/у
  • Гавриил (Воеводин) (1926—1927) в/у
  • Василий (Дохторов) (1927—1928) в/у, еп. Вытегорский
  • Сергий (Гришин) (16 апреля — 18 мая 1928)
  • Артемий (Ильинский) (19 мая 1928 — 3 апреля 1930)
  • Феодор (Яковцевский) (4 апреля 1930 — 30 ноября 1935)
  • Борис (Шипулин) (январь (?) — 26 февраля 1936) в управление не вступал
  • Палладий (Шерстенников) (31 марта 1936—1936)
Петрозаводская и Олонецкая епархия
  • Григорий (Чуков) (28 августа 1944 — 29 июня 1947) в/у, архиеп. Псковский, с 7 сент. 1945 — митр. Ленинградский
  • Нектарий (Григорьев) (29 июня 1947 — 3 июня 1948)
  • Венедикт (Пляскин)

    в 1949—1990 годах епархия находилась в управлении митрополитов Ленинградских

    (3 июля 1948 — 4 марта 1949)

  • Мануил (Павлов) (14 августа 1990 — 17 июля 1996)
Петрозаводская и Карельская епархия

Мануил (Павлов) (17 июля 1996 — 29 мая 2013)

Петрозаводская епархия в составе Карельской митрополии
  • Мануил (Павлов) (29 мая 2013 — 7 марта 2015)
  • Лев (Церпицкий) (7 марта 2015 — 5 мая 2015) в/у, митр. Новгородский
  • Константин (Горянов) (с 5 мая 2015)

Святыни женского монастыря

Наиболее значимая святыня Островоезерского комплекса — икона Божией Матери «Экономисса» (она же «Домостроительница»). Она расположена в Храме Михаила Маленина и представляет собой точную копию чудотворной иконы, принадлежащей монастырю Великая Лавра на святой горе Афон. Данная икона создана монахами Великой лавры специально для Островоезерской обители. На её обратной стороне монахи афонского русского Свято-Пантелеймонова монастыря оставили свои подписи в знак духовного единства двух обителей.

Lyudmila_Klyopova

В этом же храме можно увидеть список чудотворной иконы «Старица» (или «Геронтисса»), привезенный со святой горы Афон из монастыря Пантократор, и икону Преподобного Силуана Афонского. На многих посетителей производит впечатление икона Николая Чудотворца, так как она единственная сохранилась от старого монастыря.

Свято-Троицкий собор отличается иконой Святого Великомученика Пантелеймона Целителя с частицей мощей. К ней обращаются за помощью в исцелении недугов.

Настоятели монастыря

  • Никифор, игумен (1520—1557)
  • Дорофей, игумен (1588—1612) (убит литовцами)
  • Антоний, игумен (1640)
  • Тарасий, игумен (по 1764)
  • Исайя (1830)
  • Митрофан, строитель, иеромонах (1846—1853)
  • Даниил (1853—1870), во время его командирования в Палеостров в 1853—1856 гг. управляющим обителью был иеромонах Феофан.
  • Сильвестр (1871—1877), игумен с 1875 г.
  • Азарий (с 1877)
  • Геннадий (Борисов) (1885)
  • Вениамин (1886)
  • Вениамин, иеромонах (1880-нач. 1890-е гг.)
  • Филарет, иеромонах (1894).
  • Иона (1898)
  • Иоанн, иеромонах (1890-е гг.)
  • Митрофан (Воезерский), игумен (1899—1901).
  • Георгий (1902—1910)
  • Василий, игумен, иеромонах (1911—1912)
  • Владимир, игумен, с 1915 — архимандрит (1912—1917)
  • Паисий, игумен (1917— ?)
  • Серафима (1992-1995)
  • Мария (1997-2000)
  • Паисий (Ковалев) (2000-2003)
  • Иларион (Кильганов) (с 2003)

Независимость на бумаге, помощь на деле

Находившийся в то время в Хельсинки белый генерал Владимир Марушевский выяснил, что финское правительство имело свои виды на Олонецкий край. Путем свободного плебисцита в некоторых уездах Олонецкой губернии оно намеревалось присоединить эти районы к Финляндии. За вхождение в состав Финляндии было и «Олонецкое правительство». Однако ни у официального Хельсинки, ни у временной олонецкой администрации не было должной решимости и достаточных сил довести затею до конца.

В июне сторонниками независимости была разработана программа военных и административных мер по захвату и освоению южной Карелии, которая получила одобрение руководства Финляндии. Предоставленные реорганизованному «Олонецкому правительству» новые займы на 16 миллионов финских марок должны были вернуться природными богатствами оккупированного края.

В деревне Погранкондуши прошло Народной собрание, на котором обсуждались вопросы военного, административного, экономического, финансового и продовольственного характера. В итоге постановили вывести «Олонецкую республику» из состава РСФСР и провозгласить ее независимость. Также решили обратиться к правительству Финляндии с просьбой о включении в состав страны «Олонецкой Карелии» и направлении ее представителей на Парижскую мирную конференцию.

Как добраться до Островоезерского монастыря

Обитель находится в 65 км от Нижнего Новогорода. Добраться до этого места можно двумя способами (на автомобиле и на автобусе), которые мало чем отличаются друг от друга.

Если вы решили поехать на автобусе, то от Нижнего Новгорода необходимо доехать до г. Ворсмы, а затем от автостанции пройти пешком 2 км к Ворсменскому озеру. Монастырь находится по левую сторону при въезде в городок, его достаточно хорошо видно с дороги, и это может послужить вам ориентиром. В Нижнем Новгороде следует садиться в автобус с направлением Павлово на автовокзале «Щербинки».

Пеший маршрут от автостанции Ворсмы до монастыря

На автомобиле следует доехать до Ворсмы по Богородской трассе, а на въезде свернуть налево к гостиничному комплексу «Медведь». Ориентиром вам послужит большой указатель гостиницы. Автомобиль можно оставить на бесплатной парковке у озера.

Свято-Троицкий Островоезерский монастырь на панораме Google-карт

Островоезерский монастырь на видео

Использованные материалы

  • Страница официального сайта епархии:

  • Страница епархии на официальном сайте Русской Православной Церкви:

  • Щипков, Александр, «Православная провинция. Петрозаводск», 28 февраля 2006 (статья написана в апреле 1994 года, опубликована в Religion, State and Sosiety, Oxford, 1997, vol. 25, 2:

  • Кожевникова Ю. Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII-начале XX в. : Дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 СПб., 2006

  Дмитриев А. П., «История Корельской (Кексгольмской) епархии» // Приозерский краеведческий альманах «Вуокса», Приозерск. 2000-2001,

  РГИА. Ф. 796. Оп. 68. Д. 94 (Указ Святейшего Правительствующего Синода от 15 марта 1787 г.). Л. 22

  Святители Новгородской земли XVIII век. Гавриил (Петров), митрополит Новгородский // Сайт Новгородской епархии РПЦ МП,

  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

  Щипков, Александр, «Православная провинция. Петрозаводск», 28 февраля 2006 (статья написана в апреле 1994 года, опубликована в Religion, State and Sosiety, Oxford, 1997, vol. 25, 2,

  По данным официального сайта епархии,

  «Краткие сведения о епархии», страница официального сайта епархии:

  От назначения отказался, в Петрозаводск не поехал. Был уволен на покой.

  Продолжал именоваться епископом Олонецким до июля 1927 года.

Фото и описание

Спасо-Преображенский монастырь был основан учениками Александра Свирского Геннадием и Никифором. Старец Геннадий, живший на берегу озера Важе, в небольшой пещерке, своими подвигами, чудесам и исцелениями подготовил и освятил это место к приходу другого последователя Александра Свирского — преподобного Никифора. Уже в 1520 году на берегу Важеозера была выстроена Преображенская церковь, полностью сделанная из дерева. Первым игуменом Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря стал преподобный Никифор, который служил своему делу вплоть до своей кончины в 1557 году.

Иван Грозный составил грамоту, по которой основанная обитель получила некоторую часть землевладения. Кроме этого, царь повелевал проводить очистительный работы в близлежащем лесу и вспахивать свои земли без помощи наемной рабочей силы. Таким образом, по этой грамоте монастырю полностью запрещалось владеть крестьянами, деревнями, а работы должны выполняться только руками самих монахов. После того, как умер преподобный Никифор, настоятелем монастыря был назначен игумен Дорофей, при котором была поставлена часовня прямо над могилами основателей церкви.

Смутное время, которое настигло Русь в 17 веке, не могло не коснуться и Спасо-Преображенского монастыря. Толпы шведов разграбили и опустошили Никифоровскую пустыню, уничтожив, опустошив и разграбив все ее имущество. Отшельники просто не могли оказать сопротивление нападающим. Могилы монахов еще долгое время являлись местом паломничества.

После беспощадного разорения церкви, она еще очень долгое время не восстанавливалась. По свидетельствам исторических книг 1619 и 1623 годов становится ясно, что церковная братия была слишком мала. В 1640 году настоятелем монастыря стал игумен Антоний, который в значительной мере пожертвовал ценное Евангелие и который выстроил церковь на собственные деньги. Антоний назначил казначея, келаря, 4-х старцев и 6 служанок, хотя состояние обители все еще оценивалось как очень скудное.

Продолжателем деяний Антония стал старец Варлаам, которого в 1680 году сменил старец Савватий. По итогам вновь проведенной описи видно, что монастырское имущество значительно приумножилось, а скотоводческая деятельность стала намного прибыльнее. Количество рабочих и иноков к тому моменту увеличилось до 22-х человек. Но наиболее лучшее положение обитель приобрела в 1685 и 1697 годы, когда церковная утварь и монастырское имущество стали достаточно ценными.

В 1800 году церковь была приписана к Александро-Свирскому монастырю и состояла в его составе до 1846 года. В 1885 году сокрушительный пожар уничтожил практически все монастырские деревянные постройки. Церковная братия разошлась по оставшимся монастырям.

После пожара Спаси-Преображенский монастырь был отстроен не только с материальной, но и духовной помощью «Всероссийского батюшки», которым был Иоанн Кронштадский. Подлежал восстановлению храм Всех Святых, а также был выстроен пятиглавый храм из дерева, названный в честь Преображения Господня. Была восстановлена надвратная церковь, гостиничные и игуменские корпуса. В начале 20 века монастырь уже полностью был обложен кирпичной оградой. В монастыре стали действовать сапожная и портняжная мастерские, а также мукомольная мельница и завод, где получали смолу, скипидар и деготь.

История обители

Монастырю, что находится на берегу карельского озера Важа, более пяти веков. Примерно в 1500 году в этих скалистых, безлюдных, покрытых густым лесом и обдуваемых северными ветрами местах поселился последователь Александра Свирского – инок Геннадий. Для своего бытия он выбрал небольшую пещеру в скале, чтобы ничто мирское не отвлекало его от молитв. Благодаря своей неистовой вере и молитвенному просветлению еще при жизни Геннадий сыскал славу провидца. Однако прожил преподобный в таких условиях всего 16 лет.

Через 4 года после его смерти в эти суровые края пришел еще один ученик Свирского – отец Никифор со своими соратниками. Они построили несколько келий и простой деревянный храм Преображения Господня. Позже это подворье и стало называться Важеозерским монастырем, а преподобный Никифор получил звание его иегумена. Еще при его жизни царь Иван Грозный своим указом подарил обители пахотные земли вокруг нее. Отец Никифор умер в 1557 году, но степенная жизнь монастыря продолжалась.

Смутные времена для Никифировской обители начались в XVII веке. Литовские разбойники, орудующие на севере Российской империи, не пощадили монастырь. Зверски убив тогдашнего настоятеля отца Дорофея и еще нескольких монахов, они полностью разграбили монастырское подворье и храмы. С тех пор и до 1830 года обитель была в запустении, пока в ней не поселились выходцы Коневского монастыря – отец Исайя и три его сподвижника.

К 1846 году здесь проживали уже 22 монаха, которые, кроме богослужений, активно занимались реконструкцией монастыря. Их усилия увенчались успехом к 1858 году, когда было закончено строительство каменного Храма Всех Святых, в котором хранились мощи преподобных Геннадия и Никифора, чудом уцелевшие после набега литовцев. Но, к сожалению, масштабный пожар 1885 года уничтожил практически все постройки обители, а братьям-монахам пришлось разойтись по разным монастырям. Однако уже через полгода Иоанн Кронштадтский инициировал процесс восстановления пустыни и первым внес пожертвование на это благое дело.

Общими усилиями монахов и других верующих удалось быстро восстановить каменную церковь. Ее прихожане щедро жертвовали на реконструкцию обители, и уже к концу столетия в монастыре была достроена колокольня, полностью восстановлена древнейшая деревянная церковь, возведены еще несколько храмов, иегуменский корпус, постоялое помещение для паломников, здания мастерских, мукомольного цеха и небольшой деревообрабатывающей фабрики по производству скипидара и дегтя.

После революции жизнь монастыря и всего Олонецкого района кардинально изменилась. Все имущество обители национализировали, создав на ее территории совхоз. В 1935 году большая часть помещений пустыни была полностью разорена, а в храмах организованы спортзал и клуб. После войны на территории бывшего монастыря создали колонию для несовершеннолетних преступников и психиатрическую больницу. И только в 1992 году обитель постепенно начала возвращаться к своему первозданному облику.

Церкви пустыни были восстановлены, площадь вокруг них облагорожена. Кроме этого, были найдены и возвращены в собственность монастыря древние иконы, утерянные во времена, когда в церковных помещениях организовывали конюшни. К слову, до 2001 года Важеозерский монастырь был женским, и именно женщины приложили максимум усилий для возрождения древних построек и традиций. Через несколько лет обряды пустыни возродились практически полостью, и его иноками стали мужчины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector