Где находится вавилон

Персидский и эллинистический периоды

Первоначально, при Кире и его преемниках на троне Персии, жизнь в Вавилоне существенно не изменилась. Клинописных документы, в которых записаны сделки вавилонских купцов и предпринимателей, показывают, что Вавилон был все еще богатым городом. Цари Персии проводили в Вавилоне зиму, и, кажется, были хорошо к нему расположены. Это было так, по крайней мере до царствования Ксеркса I (правил 486–465 до н.э.). Ксеркс был взбешен восстанием, поднятым вавилонянами, и выплеснул свой гнев на красивые постройки Навуходоносора, разрушив даже храм Мардука. Неясно, был ли храм когда-нибудь после того времени должным образом восстановлен. Ксеркс наложил на вавилонян непосильные налоги, как только подавил восстание.

Когда Александр Македонский (336–323 до н.э.) в 330 году до н.э. покорил Персидскую империю, он, кажется, попал под чары Вавилона. Он предполагал, что это будет одна из его столиц и строил грандиозные планы по восстановлению зиккурата храма Мардука. Его рабочие действительно преуспели в демонтаже руин раннего зиккурата, но новый вероятно так и не был построен до смерти Александра. Македонский царь умер в Вавилоне 13 июня 323 г. до н.э., возможно от малярии или алкогольного отравления.

Преемник Александра в Месопотамии, диодох (генерал Александра) Селевк (царствовал в Вавилоне 312–281 до н.э.), меньше любил Вавилон. Всего в 90 километрах к северу от Вавилона он построил город-конкурент и назвал его Селевкия, ставший царским городом в 275 г. до н. э.. Постепенно торговля и деловая активность начали перемещаться в Селевкию, делая Вавилон менее актуальным для местной или имперской экономики. Указ, изданный Антиохом I (281-261 до н.э.) требовал от всех вавилонских жителей переселиться в Селевкию. Ясно, однако, что не все этому подчинились, потому что Вавилон продолжал жить, хотя теперь он стал гораздо менее важным, чем было до этого. К первому веку до нашей эры в Вавилоне оставалось всего несколько зданий, окруженных все еще впечатляющей городской стеной. Широкие улицы, бывшие некогда между высокими зданиями, исчезли, превратившись в пастбища для коз и овец.

Рекомендуем также:

Карты Парижа: Прошлое и настоящее

Цехи и развитие ремесел в средние века

Иван IV — Грозный и Удивительный

Квебек – суровый Канадский городок

Взятие Казани Иваном Грозным

Железная корона лангобардов

Города Вавилонии

Политическими и экономическими центрами Вавилонии этого времени являлись крупные города — Вавилон, Сиппар, Ниппур, Урук и др.

Клинописные источники I тысячелетия до н. э. различают «царские города» — административные центры — и самоуправляющиеся города, обладающие рядом привилегий. Крупнейшие вавилонские города носили теперь торгово-ремесленный характер, что видно по содержанию деловых документов этого времени: если в старовавилонский и касситский периоды большинство документов имело отношение к куплепродаже земли, аренде, найму сельскохозяйственных работников, займу посевного зерна и т. п., то большинство документов нововавилонского времени относится к денежным операциям, к покупке городских участков, торговле и ремеслу. За время ассирийского владычества рабовладельческое производство заметно расширилось, значительно повысилась его товарность и увеличилась роль обмена. Количество рабов в частных хозяйствах достигало иногда нескольких сотен человек. Стоимость серебра понизилась, и увеличилось его количество в обороте при соответствующем росте цен. Известны попытки создания монеты. Вавилония издавна славилась высокоразвитым ремеслом; она играла роль посредствующего звена в торговле между Сирией и Ираном, Индией и Южной Аравией. Теперь эта роль Вавилонии особенно усилилась после уничтожения её ассирийских конкурентов.

Крупные города Вавилонии управлялись советом старейшин, главным образом из числа жрецов, во главе с верховным жрецом (в Сиппаре) или с храмовым экономом (в Уруке). Совет старейшин обладал судебными и административными функциями. В документах этого времени при упоминании свободных лиц называется и имя их предка: только лица, принадлежавшие к определённым родам, повидимому традиционно связанным с храмом городского божества и имевшим право на участие в храмовых доходах, обладали, как кажется, полными гражданскими правами в таком городе. Примерно то же самое наблюдается позднее в созданной уже при персах иерусалимской теократической общине в Палестине. Так складывается особая организация рабовладельцев, созданная для господства над всем остальным населением, в том.числе и над мелкими свободными земледельцами за пределами городов. Эта организация нередко выступает как единое целое, например в различных денежных Крупные города Вавилонии управлялись советом старейшин, главным образом из числа жрецов, во главе с верховным жрецом (в Сиппаре) или с храмовым экономом (в Уруке). Совет старейшин обладал судебными и административными функциями. В документах этого времени при упоминании свободных лиц называется и имя их предка: только лица, принадлежавшие к определённым родам, повидимому традиционно связанным с храмом городского божества и имевшим право на участие в храмовых доходах, обладали, как кажется, полными гражданскими правами в таком городе. Примерно то же самое наблюдается позднее в созданной уже при персах иерусалимской теократической общине в Палестине. Так складывается особая организация рабовладельцев, созданная для господства над всем остальным населением, в том.числе и над мелкими свободными земледельцами за пределами городов. Эта организация нередко выступает как единое целое, например в различных денежных

Стены Вавилона

Именно начиная с возвеличивания бога Мардука в Вавилоне началось масштабное строительство. Вскоре город стал одним из самых пышных и величественных на Ближнем Востоке. Сохранились сочинения древнегреческого ученого Геродота, описывающие Вавилон того времени.

Из того же описания, составленного Геродотом, можно выяснить, что в плане город был прямоугольной формы, каждая сторона которого достигала 120 локтей. По записям историка, место, где находится Вавилон, по периметру снаружи окружал широкий и глубокий ров с водой. Вынутую из рва глину использовали для создания традиционных для Междуречья глиняных кирпичей-сырцов. Правда, в отличие от предыдущих цивилизаций, на этой территории их потом обжигали в печи. Этот строительный материал использовали для возведения гигантской мощной городской стены. Кирпичи закрепляли на разогретый асфальт. В том месте, где находится Вавилон и ведутся раскопки, это хорошо видно.

Каждые 30 рядов перекладывали камышовыми циновками. Сначала так укрепили края, потом стенку рва. На стене установили сторожевые башни попарно с двух сторон — внутренней и внешней. Образовавшихся ворот получилось 100. Сделаны они были из меди.

Эта стена, ограничивающая территорию, где находится Вавилон, как писал Геродот, является «панцирем города». А внутри нее идет вторая, внутренняя стена, уже наружная и немного ниже.

Стражински снял вопрос «одни ли мы во вселенной», наполнив свой сериал инопланетянами всех мастей. И пошел еще дальше.

Про первый сезон «Вавилона» иногда говорят, как про необязательный: сериал очень медленно выруливает на основной сюжет, который разойдется к 3-4 сезону. В этой длинной экспозиции есть смысл — так постепенно нагоняется туман инопланетной интриги.

Начинается все в шестом эпизоде первого сезона — Mind Wars, когда Кэтрин Сакай отправляется в сектор Сигма-957 и чуть было не умирает, встретившись с неизвестным земной науке кораблем. Ей вовремя приходит на выручку Г’Кар; позже он в форме характерного для сериала эффектного монолога объясняет, что во вселенной есть существа, для которых все эти гуманоидные расы — словно муравьи для людей: мало того, что они разных размеров — им не понять нас, а нам не понять их.

Спустя небольшое время мы познакомимся с Тенями — древней расой и главными антагонистами «Вавилона-5», и стартует главная сюжетная линия сериала.

Но самое крутое, что все это время другая древнейшая раса находится на станции рядом с людьми и другими «молодыми» расами. 

Посол Ворлона, Кош Наранек — один из крутейших персонажей в фантастике: как внешне, так и внутренне. Номинально никто не знает, как он выглядит — существо скрывается в эпичном костюме гигеровского кроя. Кто там внутри — загадка, которую яростно (возможно, даже слишком) продвигают с пилотного фильма Gathering, как бы пытаясь заглянуть под таинственный подол.

Манера общения Коша интригует, как ничья другая в сериале (а сейчас еще и немного смешит). Типичный диалог с ворлонцем можно наблюдать в первой серии, когда капитан станции Синклер приходит к нему за советом по поводу конфликта Нарна и Центавра. 

Разговоры вокруг настоящего обличия Коша в итоге приведут к поистине гениальному диалогу в третьем сезоне, когда Деленн рассказывает капитану Шеридану о древнем происхождении Ворлона.

Вопиющая немногословность и загадочность Коша местами забавляют, но самое крутое, что все эти понты ворлонца совершенно оправданны. Включая фразу про то, что «все» его узнают: разумеется, мы увидим его без костюма, причем в самых удивительных обстоятельствах. Если вы собираетесь смотреть сериал с нуля, пропустите это видео — остальные, думаю, с радостью его пересмотрят:

Кош и некоторые инопланетяне (а также телепаты) несут в сериале предсказательный заряд — они в прямом смысле видят будущее или апеллируют к надежным пророчествам, создавая отсылки к будущим сериям. К мнению ворлонцев хочется прислушиваться особенно — больно таинственные.

Достижения Хаммурапи

Главное достижение этого царя — создание заповедей, которые были зафиксированы на знаменитой «Стеле Хаммурапи». Именно по ним суд должен был судить провинившихся. Преступников наказывали тем же, что они причинили жертве. В сложных случаях судьи обращались за советом к богам: обвиняемого погружали в речную воду. Если он тонул, то виновность считалась доказанной. Если нет — подсудимого оправдывали.

Хаммурапи позиционировал себя как посредник между людьми и богами, которому они передали власть над землями. Вторым достижением Хаммурапи было ограничение власти сословия жрецов.

При царе Хаммурапи в Вавилоне было возведено много величественных построек, большинство из которых до нашего времени не дошло. Лишь археологическая зона раскопок и остатки древних сооружений — вот, что такое Вавилон сейчас.

Литература и образование

В Вавилонском царстве на образование распространялись равные права мужчинам и женщинам.  Как и ранее шумеры, жители Вавилонии писали курсивным письмом. Кости и бамбук использовались в качестве стилуса, а таблички из глины в качестве бумаги, далее их высушивали на солнце. Конечно они внесли лепту и в мировую литературу, создавалась масса произведений эпос о Гильгамеше и миф о сотворении мира Энума Элиш. Царь Хаммурапи сыграл важную роль в строительстве школ, и есть исторические свидетельства того, что вавилоняне также имели библиотеки. Они жили согласно старой шумерской пословице: «Тот, кто хочет преуспеть в школе писцов, должен встать с рассветом».

«Вавилон (Вавилония, 1894-1595 гг. до н.э.)»

Вавилон, Вавилония, древневавилонское царство (1894-1595 гг. до н. э.) — государство Древнего Междуречья, созданное амореями. Столицей их централизованного государства стал Вавилон. Слово «Вавилон» происходит от семитского «bab-Illu», означающего «Врата Бога».

Процесс централизации происходил в течение ста лет в ходе упорной борьбы, завершился при царе Хаммурапи. Древневавилонское царство было прежде всего централизованной деспотией. Власть царя опиралась на аморейскую племенную знать. В результате носители прежних традиций раздробленности, местные шумерские и аккадские патеси, были окончательно уничтожены аморейскими завоевателями.

Вавилонские цари использовали опыт, накопленный царями урской династии Аккада. Так, например, в своде законов Хаммурапи повторяется почти без изменений ряд статей старых аккадских законов. А также в документах купли-продажи и в долговых актах сохраняются шумерские термины и формулы. Рабовладельческое государство представляло собой деспотию, безграничную власть царя. Царя управлял страной через многочисленных чиновников и судий.                         .

Была расширена ирригационная система, увеличилось применение бронзы при изготовлении орудий. В результате впервые стали использовать серебро как замену обмена и вознаграждения за труд натурой. Более того появилась посредническая торговля и ростовщичество. Но кроме рабов был развит и свободный труд батраков и ремесленников, работавших на заказ. А также допускалась купля-продажа земли.

Законы Хаммурапи — один из древний сводов законов, сформированный при царе Вавилонии Хаммурапи в XVIII в. до н, э. Свод из 282 законов был нанесен на черный базальтовый столб, найденный в ходе раскопок в 1901-1902 гг. в Сузах на территории древней Месопотамии. Как правило в провинциях устанавливались подобные стелы для ознакомления населения с законами. Объединенному при нем государству требовались единые законы. Законы Хаммурапи непосредственно вытекают прежде всего из шумерской правовой традиции.

В законах — развитые товарно-денежные отношения, частные рабовладельческие хозяйства, централизация государства и сильная царская власть

Основное внимание уделялось описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривают суровую систему наказаний: практически любая кража карается смертной казнью

В то же время отмечается, что из кодекса фактически вытекает современный принцип презумпции невиновности: «невиновен, пока не доказано обратное».

Государство Аккад

Аккад — древнее государство на территории Междуречья (на территории нынешнего Ирака). Аккадцы — семитские выходцы из Северной Аравии. Прежде всего царь города Аккад Шаррумкен (Саргон) хотел объединения месопотамских городов. Он предпринял походы в Малую Азию, Кипр, Сирию, Элам и Южный Иран. Держава была централизованной деспотией при нем и его сыне, однако уже внук Саргона столкнулся с массовыми восстаниями и нашествиями северных варваров.

После периода слабости власти при правлении Ур-Намму и других царей урской династии утвердилась форма правления, впоследствии обозначенная как восточная деспотия. Например, земля в Месопотамии принадлежала государству, а большая часть населения стала рабами. Цари обожествляли себя и опирались на огромный бюрократический аппарат. Знаменитый «Царский список», обосновывающий тиранию власти, а также судебники с целью централизации правовых отношений, издавались в Аккаде. В период своего расцвета держава Ура включала в себя Нижнюю Месопотамию, Сирию, часть Финикии, Элам и другие области.

Государство Аккад разрушено амореями (сутиями, халдеями).

Это конспект по теме «Вавилон (Вавилония, 1894-1595 гг. до н.э.)». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Ассирия (XIV-VII вв. до н.э.)
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Религиозные течения

В христианстве Вавилон олицетворяет апокалиптический город, погрязший в похоти и разврате. Он нередко сравнивался с Содомом и Гоморрой. Пророк Исаия предрекал ему мучительное разрушение.

Кроме того, Вавилон нередко упоминается не в прямом значении – авторы религиозных книг имеют в виду не Вавилон, а Рим, который когда-то звался Новым Вавилоном.

Другое упоминание встречается в Апокалипсисе, где Вавилон подразумевается как великий город, однако судя по описанию, ничего общего он с реальным Вавилоном не имеет. В растафарианстве Вавилон означает Запад, возведённый белыми людьми и поглощающий всё человеческое и человечное.

Впрочем, такой образ лишь привлёк больше внимания как со стороны религиоведов, так и со стороны исследователей и обычных путешественников, желающих воочию увидеть остатки былой столицы Междуречья.

Вавилон был прославлен многими культурными деятелями и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вавилонская пирамида

Но возвращаемся к общему описанию города Вавилона, данному в книге «Эскизы исторической архитектуры». Там говорится, что рядом с замком располагалась кирпичная пирамида, которая имела высоту 1 стадию  и длину каждой стороны также 1 стадию; это был мавзолей Белуса, разрушенный Ксерксом (Ксеркс — что означает «Царь героев» или «Герой среди царей» — персидский царь из династии Ахеменидов. Сын Дария I и Атоссы, дочери Кира II. правил в 486—465 годах до н. э.) Получается, что по размеру эта пирамида была сопоставима с самыми крупными египетскими пирамидами. Так пирамида Хеопса имеет сторону основания 230 м и высоту (когда еще была облицовка)  — 146,6м. В настоявшее время, без облицовки —  138,8м. Странно, однако, что в книге приводится высота пирамиды, но не приводится высота башни. Если смотреть по рисунку, то башня выглядит выше пирамиды, хотя и не намного. Если масштабу рисунка можно доверять, тем более, что рисунок дан в перспективе. Т.е. ближе расположенные объекты на нем выглядят крупнее. И далее из описания:

Интересно, каким образом пирамида была разрушена, если только ее руины 10 000 человек разгребали 2 месяца? В отличие от описания Афанасия Кирхера, в этой книге описывается, что башня была квадрантная в плане, а не круглая, но она была достроена и использовалась в качестве обсерватории. Какая именно машина располагалась внутри башни, не уточняется. Храм, на территории которого она располагалась, тоже имел квадратную форму. И опять же, говорится о разрушенном мавзолее и ни слова о разрушенной Вавилонской башне. Они что в 18-м веке Библию не читали? Или этого описания в Библии тогда еще не было?

Сериал, фильмы, особенности[править]

Вавилон 5 состоит из пяти сезонов, каждый сюжетно длиной в год и шести фильмов, раскрывающих или завершающих те или иные сюжетные линии, не вошедшие в сериал в силу разнообразных причин. Главной из этих причин является закрытие частично принадлежавшего финансировавшим сериал Warner Brothers телеканала PTEN, на котором Вавилон 5 и показывали, в 1997 году. В течение года никаких определенных известий о продолжении финансирования не было, поэтому Стражински заранее подготовился к самому плохому — завершению сериала после четвертого сезона. В конце концов деньги еще на один сезон были получены, но четвертый сезон к тому моменту уже начал выглядеть, как последний, основная сюжетная линия в нем была завершена, а на пятый сезон остались те арки, которые были слишком длинны для отдельного фильма. При просмотре не удивляйтесь.

Стены Вавилона

В рассматриваемой нами книге, написанной в 18-м веке, ничего об истории с башней не упоминается. В ней написано, что сам город Вавилон был одним из самых удивительных чудес света. И в первую очередь его стены, но не башня. Может, в Библии имелся в виду какой-то другой Вавилон? Описание из книги:

Кте́сий Кни́дский  — древнегреческий историк второй половины V — начала IV вв. до н. э.

Гай Юлий Соли́н (лат. Gaius Julius Solinus; III век — 1 января 400) — римский писатель.

Квинт Курций Руф (лат. Quintus Curtius Rufus) — римский историк, написавший «Историю Александра Великого Македонского» (Historiae Alexandri Magni Macedonis) — одно из наиболее полных жизнеописаний полководца, дошедших до наших дней.

И так примерно этот город выглядел:

Нин – царь Вавилонии, сын Бела, правнук Геракла, основатель Ниневии, столицы Ассирии. Считается вымышленным персонажем:

В отличие от его жены, Семирамиды, которая, вероятно, была женой Шамши-Адад V — царя Ассирии приблизительно в 824—811 годах до н. э. Короче говоря, мутная история с этими царями и правителями, а также датировками, но в данной статье мы более рассматриваем построенный объект, чем тех, кто его построил. Но еще пару слов об упомянутом в описании Юпитере Белусе. Юпитер Белус – он же Зевс Белос, или вавилонский бог Бель Мардук, один из последних гигантов:

Гиганты раньше жили не только в Вавилонии, а еще в Ханаане, и многих других частях света. Так в начале 18-го века, примерно в тоже время когда была написана рассматриваемая нами книга о Чудесах Света, голландская команда Якоба Роггевейна встретила последних, уже одичавших, гигантов на острове Пасхи. Подробнее об этом в статье «Великаны острова Пасхи». Возможно, Вавилон строила не Семирамида, а гигант Бел или Белус. Или один начал, другой достраивал. Крупным планом на картинке показана только центральная часть Вавилона. Весь город был размером 18,5х18,5км. Для сравнения, например, размер современного города Краснодара – 20,8х19км, население — около 900 тыс. человек. Т.е. даже по современным меркам это был довольно таки крупный город. Но в описании сказано, что современные авторам книги азиатские города в основном имеют такие же размеры. Далее описание Вавилона из книги:

Первая династия Вавилона достигла своих самых больших высот под Хаммурапи.

О правлении первых пяти правителей аморитов известно немногое. Они победили некоторые близлежащие города и, пятый царь, Син-Мубаллит, работал над укреплением Вавилона против его соседей. Шестой правитель Первой династии Вавилона, Хаммурапи, провел крупные строительные работы в Вавилоне, превратив его из маленького города в большой город. Хаммурапи начал серию завоеваний, чтобы расширить свою империю. Сначала он совершил набег на ряд городов и поселков; а затем победил основные державы на севере, востоке и юге Вавилона. К концу своего правления он привел всю южную Месопотамию и часть Ассирии под вавилонское правление. Хаммурапи был очень эффективным правителем. Он установил бюрократию с налогообложением и централизованным управлением. Первая династия Вавилона или Старо-Вавилонская империя достигла своей наибольшей высоты, с точки зрения территории и власти, под Хаммурапи. Тем не менее, он наиболее известен своим юридическим кодексом, Кодекс Хаммурапи, который был одним из самых ранних и полных правовых кодексов в истории. Именно во время правления Хаммурапи южная Месопотамия стала известна как Вавилония, и Вавилон затмил Ниппур как его священный город.

Шестой правитель Первой династии Вавилона, Хаммурапи

Вавилонский мост

Жаль, не описано, как они сооружали опоры под водой. В настоящее время, чтобы соорудить что-то под водой используют способ, названный коффердам, что в переводе с голландского означает дамба-сундук. И вот так примерно это выглядит:

Т.е. берут металлическую конструкцию, погружают ее в дно водоема, откачают изнутри воду и работают в сухом пространстве, затем после окончания работ убирают металлическую конструкцию. Все не вручную, конечно. Но Вавилонский мост, хоть и назван чудом, все же был далеко не единственным мостом в древности. В давние времена умели создавать даже искусственные острова , о чем уже писала в статье «Античные порты и затонувшая Атлантида» , но возвращаемся к описанию Вавилона.

Роль жречества

Ассирийские цари в области внутренней политики опирались то на жреческо-торговую, то на военную группировку крупных рабовладельцев. В Вавилонии же сильной военной группировки не было, и цари там были в полной мере ставленниками жречества. Показное смирение царей в их надписях, отсутствие упоминаний в этих надписях о каких-либо деяниях, кроме строительства храмов, производившегося в грандиозных размерах, причём расширялись старые и основывались новые храмы к вящему увеличению могущества и доходов жречества,— всё это свидетельствует о преобладающей роли в государстве жречества, бывшего выразителем интересов торгово-рабовладельческои верхушки общества. «Попечитель Эсагилы (храма бога Мардука в Вавилоне) и Эзиды (храма бога Набу в Борсиппе)» становится постоянной частью титулатуры нововавилонских царей. Наиболее характерным проявлением полной зависимости царя от жречества был связанный с мифом об умирании и воскресании природы, но теперь получивший новый смысл, ежегодно повторяемый новогодний обряд возведения на трон царя. При выполнении этого обряда царь подвергался унизительным церемониям (правда, не лично,— вместо него выступало подставное лицо), после чего получал знаки царской власти из рук верховного жреца бога Мардука.

Лейтмотивом всей деятельности нововавилонских царей, по крайней мере как она излагается в официальных надписях, было восстановление древних культов, обрядов и храмов в их первоначальном, освящённом религиозными обычаями виде. Зодчие стремятся воспроизводить внешние формы и планы древних храмов; писцы подражают языку и письменности, характерным для III и начала II тысячелетия до н. э.; разыскиваются древние записи обрядов и порядка жертвоприношений, надписи древних обожествлённых царей. Жречество настойчивее, чем прежде, стремится усилить значение главного бога города Вавилона—Мардука и тем закрепить положение жреческой верхушки этого центра: так, известны попытки объявить различные божества образами Мардука. Одновременно возникают новые религиозные учения; в религиозной идеологии угнетённых масс, среди тех, кто отчаялся в возможности улучшения своего положения собственными силами, как, например, среди пленных иудеев, возникает вера в возможность чудесного избавления от страданий в этой жизни—мессианизм—вера в грядущего спасителя

Эта вера впоследствии была широко использована идеологами господствующего класса и заняла важное место в религиях Передней Азии

Рабовладельческая верхушка Вавилонии своими религиозными учениями стремилась создать идеологическое оправдание собственного существования и господства.

Искусство и архитектура

Искусство древнего Вавилона было прекрасным и удивительным. Мастера города были виртуозны как в ювелирном деле, так и в монументальной архитектуре. Их ювелирное дело проложило путь для наших современных проектов, поскольку они были первыми, кто включил драгоценные камни и металлы, чтобы сделать красивые ювелирные изделия.

Их огромные дворцы и стелы демонстрировали свое мастерство в архитектурном проектировании. Ярким апогеем этого явился зиккурат, созданный во время нахождения у власти Хаммурапи, он имеет высоту 91,5 метра и строился в ознаменование главного бога Мардука. Удивительные врата Иштар, восьмые городские ворота, это еще один пример знаменитого архитектурного искусства древнего Вавилона. Для того чтобы сохранить урожай они строили зернохранилища.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector