Протоиерей валериан кречетов
Содержание:
И спросила кроха
– Отец Валериан, социологи из МГУ подсчитали: через 50 лет население России сократится вдвое – примерно до 70 млн человек. Но свято место пусто не бывает – российские просторы кто-то займет? Нас ожидает мультикультурализм, процветающий в Европе?
– Так нигде не рожают – некому просторы занимать. Даже Китай отказался от некогда заявленного принципа «одна семья – один ребенок», разрешив иметь второго, потому что население стареет. В Европе чуть ли не 40% детей сегодня рождается вне брака.
Родители отца Валериана Кречетова
– У нас ненамного меньше: по подсчетам социологов из МГУ – 32%.
– Ну, над этим потрудились. Федор Михайлович Достоевский писал в «Бесах» о современном разложении: «Одно или два поколения разврата теперь необходимо. Разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую и себялюбивую мразь». 45 лет назад я беседовал с Григорием Ивановичем Суворовым, директором 31-й школы в Москве, и он сказал: «У нас семьи нет и не будет, мы идем к краху».
Разрушение семьи – это всемирный процесс. Семьи практически нет. Теперь разврат – так называемые однополые браки – назвали семьей. Но это не брак. Во все времена люди жили в дружеских отношениях, даже в любви – любовь царила между сестрами, братьями и сестрами, соседями, бескорыстная дружба мужская воспевалась в песнях. Были и побратимы, но никогда это не называлось семьей. Сегодня, к несчастью, понятие семьи свели до сексуального процесса, все равно с кем: можно с собаками семью заводить, со всяким скотом. А разрушение семьи, естественно, приводит к сокращению деторождения. Потому что цель-то семьи была, как Господь сказал:
Но что будет – сказать трудно. Еще недавно прогнозировали, что у нас будет коммунизм, но что-то прогнозы не осуществились – построили капитализм, да и то в какой-то извращенной форме. Были прогнозы, что последнего попа покажут по телевизору. Видимо, поэтому мне приходится по телевизору теперь выступать – я, действительно, и есть самый «последний» поп. Кто бы мог подумать, что у нас будут православные праздники на государственном уровне отмечать? Я уж не говорю о строительстве храмов, о возвращении монастырей Церкви.
Братья Кречетовы Николай, Петр и Валериан в 1956 году
То же самое касается прогнозов в отношении семьи, деторождения: как это будет – еще вопрос. Преподобный Серафим Вырицкий предсказал некоторое возрождение в духовном смысле: кто-то все-таки одумается. Но так всегда было: росла пшеница, росли и плевелы. Дети (а они же вырастут) сейчас такие вопросы задают, которые, знаете, и в голову не могут прийти многим взрослым. Как у меня один ребенок спросил: «Батюшка, а зачем Бог сотворил человека?» Понятно: глядя на то, что происходит вокруг, он задумался – как же так? И я сказал, что Бог сотворил человека не для того, чтобы он так жил, что Бог есть любовь: «Ты маму, папу любишь, они тебя любят, все любят друг друга. Когда люди живут в любви, это и есть жизнь. А любовь не может замыкаться в себе, она должна изливаться, она всегда желает, чтобы другие разумные существа жили в этой любви. Господь сотворил человека по образу Своему, чтобы он жил в любви. Вот ты – то слушаешься, то не слушаешься. Когда слушаешься, значит – живешь в любви, а когда не слушаешься – это не в любви».
А другая девочка спросила бабушку:
– А что такое «хорошо»?
Бабушка сказала:
– Хорошо слушаться старших, хорошо помогать друг другу. А вот капризничать – плохо.
– Бабушка, я спрашивала, что хорошо, а не что плохо.
Маяковский, непростой был человек, между прочим, пророчествовал: «…и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Кроха спросила. Видите, приходит время, когда, действительно, кроха спрашивает, что такое хорошо, что такое плохо. Потому что этот вопрос – извечный, такой же, как «что делать?» и «кто виноват?». Наши современные юмористы написали:
«Душа отпылала, погасла, состарилась, влезла в халат,
Но ей, как и прежде, не ясно: что делать? и кто виноват?»
Действительно, с чем больше всего приходится соприкасаться батюшке – так это выяснять, что делать и кто виноват. Обычно винят всех, кроме себя. А что делать? Очень просто – каяться, молиться, просить помощи Божией и исправляться. А остальное Господь соделает.
В Переделкине с семьей
Лень – матушка, прогресс – батюшка
– Батюшка, насколько демографическая проблема связана с проблемами в экономике, в частности с безработицей?
– В некоторой степени взаимосвязь существует. На что же кормить детей? Но, увы, мало детей часто бывает как раз у тех, у кого денег немерено. А много детей – у тех, кто еле концы с концами сводит. Так что экономический фактор здесь не является главным.
– А где жить семье – разве не важно?
– Где жить? Мы жили в одной комнатке – пять человек, на ночь раскладывали кровати, утром убирали…
– Молодым хочется жить в своей квартире…
– Вы правильно сказали – «хочется в своей». А когда ее нет, живешь там, где придется. Я, например, сначала думал в кооператив вступить. Но вдруг оказалось – нам выдали квартиру – 26,9 м – уже была радость! В одной комнате я жил с женой, тремя детьми и бабушкой, в другой маленькой комнатке была прабабушка. И ничего, все выросли.
Помните анекдот, когда один человек приходит к раввину, говорит: «Равви, тяжело мне, тесно». Тот отвечает: «Возьми козу». Потом еще овцу… Человек через некоторое время приходит: невыносимо! Раввин отвечает: продай тогда козу, овцу. Тот возвращается: «О, – говорит, – теперь живу нормально!».
– У нас все рейтинги популярности побила статья «Муж на диване», в ней затрагивается тема инфантильности мужчин, которые лежат на диване, и женщин, которые все взяли на себя.
– …даже мужские брюки. С мужа сняли брюки, ему неудобно ходить без штанов, поэтому он сидит на диване.
– Тем не менее в современном обществе мужчины чаще всего страдают зависимостями – от компьютера, телевизора, алкоголя, наркотиков…
– У нас теперь все рвутся к равноправию, и, я думаю, здесь также положение уравнивается: женщины не отстают и в отношении интернета, и в отношении диванов: если есть возможность – каждый пользуется. Кто-то очень хорошо сказал, что двигатель прогресса – это лень. И результат прогресса – это тоже лень. Это общее состояние сейчас. Смотришь иногда – собираются люди, и не на диване, а просто так сидят и смотрят в мобильные телефоны, на кнопки нажимают. Мы как-то путешествовали в довольно отдаленных от центра местах, едем – наслаждаемся: кругом – леса, плавучий мостик, птицы… Вдруг видим – девочка. Откуда она взялась, непонятно. Ребенок сидит, нажимает кнопки эти. Она даже не видела, что мимо нее машина проезжала – и не взглянула – была занята. Я думаю – бедный ребенок, я уж не говорю о природе – она ничего не видит.
Греки, оказывается, слово «уныние» переводят как любопытство. Философ Александр Ильин отмечал, что любопытство – как пылесос, затягивает все подряд, не смотрит, что именно, лишь бы что-то новое. Но новое ли это? Это как «последние известия». Во-первых, они – одни и те же, а во-вторых, уже не последние. Когда передают, это давно уже было… Это просто такая уже своего рода наркомания, есть ведь теленаркомания, мелонаркомания и т.д.
– А есть средство от интернет-наркомании, от теленаркомании?
– Средство? Отключить – и все. А так, человек настолько безвольный, что не может ни в чем себе отказать. Вообще принцип духовный заключается в том, что человека к чему-то приучают. Нам тоже хотелось побегать, поиграть. Но нужно было воду таскать, дрова колоть, копать, сажать, полоть, поливать, окучивать. Жизнь заставляла: не потопаешь – не полопаешь. Наше поколение прошло войну, послевоенные годы, я школу окончил с керосиновой лампой, электричества не было. Какие там телевизоры… Нужно было засветло сделать уроки, потому что могут сказать «керосина не хватает». И я думаю, что хорошо вижу до сих пор именно потому, что вырос с керосиновой лампой. Недавно менял права, проверял зрение – предпоследнюю строчку прочитал.
Библиография
Что говорят прихожане о своем духовном отце, каковым является протоиерей Валериан Кречетов? Отзывы всегда благодарственные, добрые. Кроме основной службы, митрофорный прот. Валериан является духовным писателем, чьи книги ищут с большим ажиотажем и читают с неподдельным интересом, о чем можно прочитать в отзывах и услышать от прихожан. Книги Валериана Кречетова обращены к широкому кругу православных читателей. Некоторые хотят получить духовное утешение, другие – совет, а третьи – вразумление и наставление. Каждый найдет то, что ему по душе. Представляем аннотации некоторых из книг.
«Изведи из темницы душу мою», 2012 г.
Книга адресована разным категориям людей: от начинающих христиан до воцерковленных прихожан. Душа человека нуждается в духовном росте. Каждый раз, побеждая грехи и делая усилия над собой, мы поднимаемся на одну ступеньку выше на пути к спасению. При этом соблюдение поста и искренняя регулярная молитва являются главными помощниками на пути восхождения.
«Как нам обустроить себя?», 2013 г.
В книге отец Валериан учит соединять движение ума и сердца во единый порыв. Наше сердце и наш ум должны одновременно хотеть просимое у Бога. Тогда мы сможем получить то, что просим. Автор проводит параллель наших душ с душами святых. Души святых всегда настроены на одну волну, а нас все время куда-то заносит: то влево, то вправо. Родители должны сами заботиться о своих душах и детей наделять чистым и светлым наполнением. Это главные мысли, изложенные в книге.
«Ключ к настоящему — в прошлом», 2014 г.
В книгу вошли интервью, данные журналу «Покров» и радио «Радонеж». Прот. Валериан, отвечая на вопросы, поясняет, что все наши проблемы и неурядицы идут из прошлого. Поэтому ключ от счастливой жизни можно найти, только исправив ошибки прошлого. Батюшка отвечает на вопросы о счастье, о радости, о достойной смене, о правильной жизни в Церкви и др.
«Марфа или Мария?», 2006 г., 2012 г.
Первая книга с таким названием вышла в 2006 году и была отмечена верующими как интересная и познавательная. Поэтому в 2012 г. вышло продолжение первого издания Валериана Кречетова. В книгах освящаются сложные темы. О. Валериан простым языком поясняет сложные вещи. В конце своего творения он вспоминает об о. Николае Гурьянове.
«Несть наша брань к крови и плоти…», 2011 г.
В книге изложены проповеди Валериана Кречетова. Духовная борьба – главная тема этой книги. Борьба не на материальном, а на духовном уровне, которая ведется в сердцах людей и является самой тяжелой. Победить духовную брань – вот главная задача христианина.
«О самом важном», 2011 г.
Название книги красноречиво говорит за себя. В ней действительно собраны главные беседы батюшки. В книге затрагиваются важные вопросы: жизнь и смерть; грех и покаяние; страх Божий и страх вражий; семейное счастье. Эти и многие другие темы подняты в этом издании.
«От суеты земной к жизни истинной», 2012 г.
В книге собраны духовные беседы, которые затрагивают самые актуальные вопросы. Зачем поститься? Как поступать с обидчиками? Частота причащений и соборований. Зачем нужны несчастья? Как за светской суетой не потерять духовность? Что важнее — храм или наличие добрых дел? Эти и многие другие вопросы освящаются в этой книге, прочитав которую, читатель сможет найти в себе физические и духовные силы.
«Размышления перед исповедью», 2014 г.
Новая книга предназначена для людей, готовящихся исповедоваться, а также для сомневающихся в необходимости покаяния. Батюшка простым и доступным языком объясняет значение этого великого таинства. Нужно ли исповедоваться, если никого не убил, не ограбил? Зачем каяться? Что говорить на исповеди, если ничего плохого не делал? На эти и на многие другие вопросы о. Валериан дает четкие, живые и проникновенные ответы. Каждый прочитавший эту книгу почувствует необходимость покаяния.
Книги
Наставления и проповеди отца Валериана опубликованы в виде нескольких книг. Изучив их, люди, начинающие свой духовный путь, могут найти советы для укрепления духа и веры. Слова проповедника дают страждущим людям утешение и душевный покой.
Книга В. Кречетова «Счастье жить в истине»
В настоящее время изданы следующие книги протоиерея Валериана Кречетова:
- «Вера маленького мальчика», которая освещает основные вопросы православного воспитания детей.
- «Всё ли равно, как верить?» — сборник статей об особенностях становления духовной жизни современных людей.
- «Размышления перед исповедью» рассказывает о необходимости регулярной исповеди и подготовки к ней.
- «Ключ к настоящему — в прошлом» — сборник интервью, в которых священник отвечает на вопросы, связанные с духовной жизнью людей, устройством церкви и основами православной веры.
От рода нашего
– Есть мнение, что Матерь Божия особо покровительствует священническим родам…
– Дело все в том, что сказано: Иисус Христос, Богочеловек – Архиерей, Родоначальник архиерейства православного –
А Матерь Божия – Его Матерь. Почему архиереи и носят панагию, знаменующую особый Покров Матери Божией. И когда на Вселенском Соборе в свое время решили, что Святитель Николай дерзко поступил, дав пощечину богохульнику Арию, то святительский омофор Николаю Чудотворцу вернула Матерь Божия.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово
Да и потом, какая же мать не будет любить тех, кто любит ее детей? Как не любить Ей того, кто любит Сына Божия, Ее Сына? Иоанн Богослов – тот, кто особенно любил Спасителя, любимый ученик Его – был усыновлен Ею при Кресте:
Бог есть любовь. Как писал преподобный Иустин (Попович),
Поэтому любовь и все, что связано с любовью – Божественное, – всегда связано и с Матерью Божией.
Мы знаем историю иконы «Нечаянная Радость», когда грешник имел обыкновение преклоняться перед образом Матери Божией, принося ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою», – а грешить продолжал. И однажды он увидел на иконе проистекающую кровь из ран Младенца. Пав на землю, грешник вскричал: «О, Госпожа, кто это сделал?» «Ты и прочие грешники, – отвечала ему Божия Матерь, – вновь распинаете Моего Сына». Потрясенный грешник просил Божию Матерь умолить Ее Сына, чтобы Он простил его. И Она дважды обращалась к Спасителю с просьбой о помиловании грешника – пока тот не был прощен, после чего, конечно, исправился.
Есть неписаное церковное предание среди монашествующих, о котором мне рассказывал один исповедник, прошедший тюрьму: когда на Страшном суде уже будет изречен приговор, все встанут одесную и ошую Спасителя, Матерь Божия станет умолять за тех грешников, кто Ее призывал, и Господь еще отделит некоторых осужденных в ад и помилует.
Родители отца Валериана — Михаил Валерианович и Любовь Владимировна Кречетовы
Общецерковная деятельность
Отец Валериан не только «добрый пастырь своих овец», ответственный настоятель, трудолюбивый строитель, он возрождает миссионерскую, катехизаторскую деятельность. По его благословению прихожане ведут активную социальную политику, в частности, они принимали непосредственное участие в ремонте воскресной школы, посещают стариков в домах престарелых.
Воскресная школа
При воскресной школе открываются различные кружки и секции, например, дети занимаются рукопашным боем, валянием шерсти, художественным вязанием, изобразительным искусством, прикладным рукоделием, фотографией, конструированием. Они поют в церковном хоре, ставят театральные постановки. Воспитанники с удовольствием отправляются в паломнические поездки.
В 2003 батюшка создал воскресную школу для взрослых. Они посещают Библейско-богословские курсы им. Сергия Радонежского.
Воскресная школа имеет три детских и одну взрослую группы. Общее количество детей — примерно 80 человек, а взрослых – 50 человек.
В воскресной школе проходят занятия по воскресным дням по Закону Божьему, по Основам православной нравственности, по Катехизису. А взрослые слушатели прослушивают курс по Основам православного мировоззрения.
Биография
Он один из немногих ветеранов-первопроходцев промышлявших в Зоне задолго до второго Сверхвыброса. Свою деятельность начинал ещё в 2006 году, когда организовал группу друзей в первую сталкерскую команду, совершавшую походы по окраинам зарождавшейся Зоны. Именно эта команда нашла первый артефакт, положив начало настоящему нашествию искателей приключений и наживы в Чернобыльскую Зону отчуждения.
Из-за пристрастия к высокопарным выражениям получил «священническое» прозвище, но тем не менее, Отец Валерьян пользуется огромным уважением и наибольшим авторитетом в среде одиночек. Благодаря своим лидерским качествам, смелости и предприимчивости, он помог пережить сталкерскому движению один из наиболее кризисных периодов развития Зоны — так называемую «войну кланов», в которой в схватке за передел сфер влияния сошлись несколько враждующих группировок.
Сталкеры пытались взять под свой полный контроль Кордон и Свалку, чтобы обезопасить наиболее развитый маршрут вглубь Зоны. Заключив соглашение с майором Халецким, Валерьян, в обмен на артефакты, через военных начал добывать для своей группировки оружие, снаряжение, информацию и боеприпасы. Однако вскоре сотрудничеству пришёл конец. Халецкий начал нарушать ранние договорённости, и стал «сливать» бандитам информацию о сталкерах, заняв откровенно враждебную позицию к последним. Валерьян принял волевое решение наказать предавшего майора. Последний, под видом переговоров был заманен в ловушку и схвачен. Припёртый к стенке, Халецкий вскоре сломался и был вынужден возобновить «деловые отношения». Тем не менее, чтобы не допустить выхода ситуации из-под контроля, Валерьян начал связываться с командирами других сталкерских отрядов — Василием, Гоблином, Косым и Пузо для отражения возможной агрессии военных.
Матушка-голубушка
– Исповедником был и ваш отец – священник Михаил Кречетов. Минувшим летом исполнилось 30 лет со дня его кончины. Принятие священства в годы гонений – это, конечно, подвиг. Но подвиг в том числе и вашей мамы, которая вышла замуж за осужденного…
– Это, знаете, как на войне: подвиг тех, кто сражается, – видимый. Они жертвуют своей жизнью, поражают врага, отстаивают свою землю. Но без тыла, без сестер милосердия, пропитания, обеспечения армия не может существовать. Пока одни сражались, сидели в окопах, другие сутками работали на производстве – чтобы обеспечить армию оружием, боеприпасами, питанием. Собирали теплые вещи, передавали на фронт. Тыл – это как раз тот крепкий фундамент, подчас незаметный, в земле, но на котором выстраивается здание, красивое в своих победах.
Мама моя, когда папа ушел на войну, написала ему письмо, которое он, уже истертое, все время носил с собой. В нем были такие слова: «Где бы ты ни был, что бы с тобой ни случилось, если ты будешь без рук, без ног, я всегда тебя найду. И ты не думай, мы проживем, иди, исполняй свой долг».
Это были жены… Да и невеста-то она была такая, что пошла замуж за осужденного, «политического», так называемого «врага народа» (хотя никаким врагом он не был – а был тем самым народом). И она с тремя маленькими детьми на руках писала: ты не беспокойся, мы проживем.
Протоиерей Валериан Кречетов у могилы матери
Сейчас у нас говорят: а кто их будет обеспечивать? А она вырастила нас – папа учился в семинарии, и не было такой стипендии, на которую можно было бы кормить семью. Современным людям непонятно. А тогда это был именно подвиг веры.
Она была псаломщицей, а кормились с огорода. И когда ее вызывали, спрашивали, почему вы детей водите в храм, она отвечала: Церковь помогает мне воспитывать детей. И когда я этим летом был в Зарайске на празднике Святителя Николая Чудотворца Зарайского (городу исполнилось 670 лет. – Ред.), услышал рассказ одной рабы Божией, Ольги Владимировны, отец которой работал учителем в нашей школе, о том, как ее папа в свое время передавал дома разговоры в учительской: дескать, можно было бы дать медали Кречетовым, но нельзя, потому что они ходят в церковь. И только сейчас я об этом узнал.
– Сегодня можно услышать: у православных хуже, чем у атеистов, – венчаются и расходятся, семьи разваливаются.
– Да ничего подобного! Не совсем так. Кто проводил такую статистику? Просто сейчас многие семьи разваливаются. И православные тоже находятся в многоконфессиональном обществе, воспитанном в атеистическом духе, да еще под воздействием СМИ, где царит дух разложения целомудрия, развращения и самоубийства семьи в виде так называемых «однополых браков», насаждаемых из-за границы даже принудительно. Как сказано пророком Давидом, «с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:26–27). К сожалению, молодежь слаба, им трудно противостоять всем этим «соблазнам» мира. Тут скорее можно удивляться, что среди этого моря искушений еще что-то остается и живет, как во времена потопа и Содома и Гоморры. Ведь появление «гражданских браков» – это как раз плод атеистов. В этом, что ли, они лучше православных? Или отлучение родителей от воспитания собственных детей при помощи соответствующих законов?
Когда оба человека истинно православные, семья не рассыпается. Распадаются не православные семьи, а полуправославные или «наполовину православные», когда одна сторона считает так, а другая – так, у каждого свое «православие».
Поэтому духовник моего отца, дед ректора ПСТГУ, священник Владимир Воробьев (1876–1940), сказал: бери жену, чтобы была христианка, как кремень. И чтобы христианская семья из нее перла. То есть чтобы были христианские семейные устои. Разговор проходил в алтаре, он повел папу к Горнему месту и сказал: «Даст тебе Господь жену, которая возьмет тебя и поведет в Царство Небесное. Ты думаешь – ты идешь? Нет, она тебя ведет».
Поэтому о ма¬моч¬ке – именно за ¬ее терпение, за смирение – в конце жизни папа и говорил: по имени твоему тако и житие твое. А она была Любовь.
Веяние тишины
– Отец Валериан, что вы пожелаете читателям «Покрова» на праздник Покрова Пресвятой Богородицы?
– Пожелание всем только одно: чтобы люди молились Матери Божией, потому что много может молитва Богородицы. Да и молитва матери родной, как сказано, со дна моря достает. Поэтому пожелание, чтобы молились и помнили о том, что Матерь Божия нас любит больше нас самих и любит всех наших детей. Она утешается, когда мы живем как подобает.
Есть такое выражение: дети познаются в отсутствие родителей. Когда они окажутся одни, тогда и проявится в полной мере то, как они воспитаны.
Иногда некоторые моменты сокрыты, но в любом случае радость матери приносит честная, добрая жизнь детей. Поэтому надо быть не только потребителями, а еще и приносить радость – и своим родителям, и Матери Божией. Нужно так жить, чтобы не оскорблять Божие Величество и предстательство Матери Божией…
– Как вы думаете, есть какая-то отличительная особенность у Богородичных праздников?
– Отличаются эти праздники тем, чем отличается Матерь Божия от всего рода человеческого: «…Яко призре на смирение рабы Своея». Праздники Матери Божией – тихие, мирные. Например, на Успение Божией Матери поется: «Апостоли от конец совокупльшеся зде в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое. И Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой…» В этих песнопениях особая, как сказано в молитвах соборования, печать тихости, то есть печать тишины. А это именно Дух Божий, потому что, когда Господь являлся пророку Илии на горе Хорив, сказано, что сначала подул сильный ветер: «…Дух велик и крепок разоряя горы и сокрушая камение в горе пред Господем, но не в дусе Господь», – затем – землетрясение и огонь: «…и по дусе трус, и не в трусе Господь; и по трусе огнь, и не во огни Господь», а потом уже: повеял «глас хлада тонка, и тамо Господь» (3 Цар. 19:11–12).
То есть веяние тишины и есть особое веяние праздников Матери Божией.
Дмитрий Симонов, Ольга Каменева
В кого вселяются бесы?
На службах отца Валериана (Смиловичи — городское поселение в Беларуси) происходят страшные вещи. Сам священник рассказывает, в кого могут вселяться бесы. Это люди, которые не ходят в храм, не приступают к Божественным Таинствам. Часто «лукашки» выбирают жертву по грехам ее. Например, вселяются в женщин, делающих аборт и не раскаявшихся в этом.
Сейчас наблюдается беснование младенцев. В скромной церкви, где проводятся отчитки, собираются дети с родителями. И как «ломает» детей, когда священник читает особые молитвы, страшно рассказывать.
Один мальчик, по свидетельствам очевидцев, начал тонко лаять. Он сидел в инвалидной коляске, но резко поднимался из нее. Не переставая лаять. Мальца крепко держал отец богатырского сложения. И с трудом удерживал его.
Еще один мальчишка начал кричать басом. Он слал проклятия отцу Валериану, а потом решил наказать его за вмешательство. И пошел на батюшку, вытянув руки. Люди в храме не позволили ему добраться до священника, образовав живую стену.
Свидетельства очевидцев
Отзывы об отце Валериане (Смиловичи, церковь Георгия Победоносца) только хорошие. Этот батюшка — один из двух священников, который проводит молебны о недужных. Благословил его на это дело митрополит.
Как проходит чин отчитки, мы рассказали выше. А теперь поговорим о том, чем делятся люди, побывавшие на таком молебне.
Вот, что говорят люди, которым довелось увидеть сеанс собственными глазами.
В храме собирается множество людей. Кто-то дремлет в ожидании батюшки, иные просто сидят. Все сидячие места всегда заняты, люди располагаются даже на дощатом полу.
И вот началась служба. Рвался ввысь голос отца Валериана. Тут-то и началось сумасшествие. Про мальчика, который принялся тявкать, мы рассказали выше. Но это были пустяки в сравнении с тем, что происходит за спинами прихожан. Кто-то кашлял басом. Сильно, натужно и громко. Казалось, что человека сейчас разорвет от кашля. Кашель перешел в громкий стон. Этот стон усиливался на определенных словах, произносимых священником. Когда батюшка замолчал, умолкли и стоны. Оказалось, что страшные звуки издавала девушка. Хрупкая и нежная, она стояла и улыбалась своей подруге. Кто бы мог подумать, замечают прихожане, что такая милая девушка способна издавать столь пугающие звуки.