Усть-кут

Топонимика

Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).

Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.

Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.

Станция Лена названа по имени реки Лены, восходящему к эвенк. елю эне («большая река»).

Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954.

Геральдика

Герб

у Усть-Кута впервые появился в 1974 (официально не являлся гербом, имел статус знака). Он представлял собой изумрудный щит с изображениями куницы, якоря и надписью «1631 г.» на фоне стилизованного изображения устья реки.

10 февраля 2009 был принят новый герб. На щите зелёного цвета изображены золотые соболь, якорь и башня, символизирующая острог. Геральдическое описание: «В зелёном поле серебряная повышенная левая перевязь, однократно волнисто изогнутая (справа выгнутая), соединенная слева внизу с правой перевязью того же металла, также однократно волнисто изогнутой (справа вогнутой). Перевязи сопровождены вверху золотой идущим и обернувшимся соболем, внизу якорем (наподобие морского), также золотым, а слева — бревенчатой башней того же металла, имеющей остроконечную кровлю и арку без порога, причем меньшая перевязь проходит поверх правой опоры арки и позади низа левой опоры».

Флаг

города, принятый также 10 февраля 2009, повторяет рисунок герба.

Ископаемые ресурсы

На правом берету Куты, недалеко от ее устья, находится Усть-Кутский минеральный источник. Его вода по своему составу является сульфидным хлоридио-натриевым рассолом высокой минерализации (122-117 г/л) с содержанием брома и радона. Эта минеральная вода (вместе с сульфидной иловой грязью озера Соленого) используется в качестве основного лечебного фактора в санатории «Усть-Кут». Профиль санатория лечение опорно-двигательного аппарата, заболеваний суставов и позвоночника, центральной и периферической нервной системы и др.

В настоящее время в районе санатория найдена также минеральная вода казанского типа, которую можно использовать в качестве питьевой лечебно-столовой для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Источник вблизи устья Куты с его чудодейственными водой и грязями был известен местному населению еще до прихода русских. В начальный период освоения Приленья известный казак-землепроходец Е.П. Хабаров основал здесь первый в Сибири солеваренный завод. Целебные свойства источника впервые описал в 1736 г. профессор И. Гмелин, участник Второй Камчатской экспедиции.

В конце XIX в. местное купечество организовало на солезаводе небольшую грязелечебницу. В советское время по инициативе речников здесь создали небольшой курорт, который до начала 1950-х гг. функционировал вместе с солезаводом. В середине 1960-х гг. источник изучали специалисты НИИ курортологии АН СССР, сделавшие заключение о лечебных свойствах его воды. Было отмечено, что вода здесь по степени минерализации, химическому составу и лечебным свойствам близка к водам известных здравниц Трускавца (Западная Украина) и Белокурихи (Алтайский край).

Как добраться[править]

На самолётеправить

Из Иркутска до аэропорта «Усть-Кут» ежедневно отправляются регулярные рейсы, обслуживаемые авиакомпанией «Ангара». Стоимость перелёта — ок. 7000 руб.

Аэропорт находится в 10 км к северу от города. Сообщение с городом только на такси.

На поездеправить

Из Москвы ежедневно поездами «Москва — Тында» (через Казань) или «Москва — Северобайкальск» (через Нижний Новгород и Пермь).

Из Иркутска поездами «Иркутск — Северобайкальск» (через день; летом ежедневно) и «Иркутск — Лена» (еженедельно, только летом).

С юга России поездами «Кисловодск — Тында (еженедельно, круглый год)» и «Адлер — Северобайкальск» (еженедельно, только летом)

Из Братска (имеет международный аэропорт) всеми обозначенными поездами, на поезде «Красноярск — Северобайкальск» или электропоездом «Вихоревка — Лена».

В летнее время количество поездов на маршрутах увеличивается почти вдвое; вводятся дополнительные маршруты из Томска, Новосибирска, Анапы в направлении Северобайкальска и Тынды.

Обратите внимание, что если вы едете в Усть-Кут, билет обычно следует покупать до станци Лена. Это основная станция, расположенная в центре города

Поезда дальнего следования обычно стоят здесь 30—40 минут, и встречать вас, скорее всего, будут там.

Станция Усть-Кут находится в старой деревянной части города, покупать до неё билет целесообразно только если ваш пункт назначения — микрорайон Старый Усть-Кут. При необходимости попасть сразу в восточные микрорайоны города — Нефтебазу, Якурим и Мостоотряд, — можно взять билет до станции Лена-Восточная (стоянка поезда до 5 минут).

На автомобилеправить

От федеральной дороги М53 «Байкал» в Тулуне северный выезд на бывшую региональную автодорогу Р419 (с 2007 года она стала федеральной и называется «Вилюй»). Далее через Братск до Усть-Кута (въезд с восточной стороны).

На автобусеправить

Из Иркутска ежедневно отправляются рейсовые автобусы через Тулун и Братск. Отправление из Иркутска и Усть-Кута вечером, прибытие в конечный пункт — утром следующего дня. Стоимость проезда — около 1000 рублей.

Автостанции в Усть-Куте нет. Прибытие и отправление автобусов осуществляется с площади железнодорожного вокзала Лена.

Понять[править]

Туризмправить

Путешественнику Усть-Кут интересен прежде всего как транспортный узел и «ворота Севера» — это единственное место на Лене, сообщающееся с железной дорогой, крупнейший речной порт России Осетрово и станция Лена — отправная точка комсомольской «стройки века» — Байкало-Амурской магистрали 1974 года. Зимой отсюда выходит крупнейший автозимник в Якутию.

В остальном город с точки зрения традиционного туризма малопривлекателен, наиболее развит лечебный туризм: в черте города находится одноимённый санаторий с уникальными лечебными грязями, по своим свойствам не уступающим кавказским лечебницам.

Возможен экологический туризм: со всех сторон город окружён тайгой, а земли южной части района практически неосвоены. Однако операторов, обслуживающих экотуристов, здесь нет, и поездку можно совершить только «дикарём».

Историяправить

Усть-Кут — второй по старшинству из ныне существующих городов Иркутской области. История города начинается с Усть-Кутского острога, основанного в 1631 году у слияния рек Лены и Куты. Во времена освоения Сибири острог стал важным пунктом перевалки: здесь проходили маршруты многих первооткрывателей и исследователей, в том числе Северные экспедиции Витуса Беринга, для которой в Усть-Куте строились суда-дощаники.

До XX века село было местом ссылки политических заключённых, в 1900 году здесь отбывал ссылку Лев Троцкий. Во время гражданской войны здесь разворачивались крупные партизанские бои за выход к золотым приискам Лены. Во время Второй мировой войны через Усть-Кут проходила трасса АлСиб, о чём сейчас напоминают останки двух самолётов, разбившихся в окрестностях села. А тридцать лет спустя, в 1974 году, Усть-Кут, 20 лет до этого ставший городом, был объявлен отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали — знаменитой «стройки веки».

Облик города

Усть-Кут вытянут узкой полосой вдоль берегов Лены и Куты более чем на 30 км. Ширина его застройки — около 1 км (максимальная — около 3 км).Основное занятие жителей Усть-Кута — работа на предприятиях железнодорожного и водного транспорта, в лесоперерабатывающей промышленности и бюджетных учреждениях города.

Столь необычная планировка Усть-Кута создает у приезжих образ «города с одной улицей». Но это не совсем так. Большинство микрорайонов связывает вторая, объездная дорога, расположенная чуть выше городской застройки. Да и реку Лену, основной водный путь Усть-Кута, тоже можно условно назвать главной транспортной улицей города, как и железную дорогу.

Хотя город расположен по обоим берегам Лены и Куты, основная его часть находится на левых берегах этих рек. На правом берегу разместились всего два микрорайона. Обе части города соединены двумя арочными металлическими мостами — автомобильным и железнодорожным.

Административно город не разделен, хотя в действительности состоит из отдельных, во многом самостоятельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными временными поселками.

Ядром Усть-Кута являются два микрорайона — Лена и Речники. Они застроены современными каменными многоэтажными и полностью благоустроенными домами. Здесь проживает основная часть населения Усть-Кута, размещены важнейшие социально-культурные объекты. Городским центром считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Остальные микрорайоны и поселки находятся от центра ниже и выше по течению Лены. Старая часть города (бывшее село Усть-Кут) располагается в устье реки Куты. Здесь же находится остров Домашний — любимое место отдыха горожан. На окраинах и в старой части преобладают деревянные одноэтажные дома, построенные в начале и середине прошлого века. Сохранились исторические здания. Сравнительно недавно в состав города включены два отдаленных поселка — Минган (в 1995 г.) и Турука (в 2004 г.).

Усть-Кут окружен горами и тайгой. Некоторые горные склоны образуют скалистые утесы, имеющие названия и овеянные городскими легендами (например, скала Любви, Чертова скала, Бубнов камень, Мир и др.).

Своих гостей город встречает разными названиями (Усть-Кут известен как город трех имен): пассажиров поезда — станция Лена, прибывших водным транспортом — порт Осетрово и только прилетающих самолетом — аэропорт Усть-Кут.

История

Усть-Кут — третье по счёту русское поселение на территории современной Иркутской области и второе из существующих в наше время. Старше Усть-Кута из ныне существующих только город Киренск (1630). Областной центр Иркутск основан на 30 лет позже Усть-Кута.

Некоторые события истории Усть-Кута

1631 Основан Усть-Кутский острог
1639 На соляных источниках устья Куты открыты первые солеварни, давшие начало знаменитому Усть-Кутскому солеваренному заводу, ставшему первым в Сибири (завод проработал более 310 лет и был закрыт в начале 1950-х)
1736 Целебные свойства Усть-Кутского соляного источника впервые описал профессор И. Гмелин, участник Второй Камчатской экспедиции В. Беринга
1885 Пароходное сообщение по Лене начало осуществляться строго по расписанию
Конец XIX Местные промышленники и купечество организуют при солеваренном заводе грязелечебницу, в которой устанавливают несколько деревянных ванн. В 1902 устанавливается первая железная ванна, используемая в лечебных целях. Лечебница действует до 1913
1900 В Усть-Куте отбывает ссылку Л.Д. Троцкий, впоследствии один из организаторов Октябрьской социалистической революции
1914 Начаты инженерные изыскания будущей железнодорожной трассы на участке Тайшет — Усть-Кут
1925 Усть-Кут становится административным центром Усть-Кутского района, образованного на базе трех волостей Киренского уезда — Марковской, Орлингской и Усть-Кутской
1928 По инициативе речников баскомфлота СССР и Северного речного пароходства на территории Усть-Кутского солеваренного завода возобновляется работа лечебницы, которая преобразуется в курорт. Основана Осетровская пристань.
1932 Возобновлены изыскания железнодорожной трассы Тайшет – Лена
1934 Вблизи Усть-Кута создается крупнейшая перевалочная база нефтепродуктов
1940 Село Усть-Кут преобразовано в рабочий поселок
1946 Возобновлены (прерванные войной) строительные работы на железнодорожной магистрали Тайшет – Лена
1950 Железная дорога Тайшет – Лена доходит до поселка Осетрово (к месту будущего речного порта), где строится станция Лена. В поселке Осетрово развернуто строительство речного порта
1954 Путем слияния поселков Усть-Кут и Осетрово образован город Усть-Кут. В то время он являлся городом районного подчинения (уровня). На железнодорожной станции лена построено новое здание вокзала
1963 Усть-Кут становится городом областного подчинения (уровня). Открыт новый аэропорт Усть-Кут (прежний, отработавший 15 лет, был на правом берегу Лены, в районе современного поселка РЭБ)
1974 На строительство БАМа прибывают прибыли посланцы XVII съезда ВЛКСМ
1980 Сдан первый в городе девятиэтажный дом
1985 Завершена электрификация Западного участка БАМа
1987 В город пришел первый скорый поезд Москва – Северобайкальск
2007 Севернее Усть-Кута проложен магистральный нефтепровод «ВСТО»

Российские первопроходцы появились в устье Куты в конце 1620-х. В 1628 (по другим данным — в 1629) казацкий десятник Василий Бугор поставил здесь зимовьё. Годом же основания поселения считается 1631, когда отряд под предводительством атамана Ивана Галкина основал Усть-Кутский острог.

Транспортная доступность

Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.

Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.

Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.

Железнодорожный транспорт

Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:

грузопассажирские станции: Усть-Кут, Якурим, Лена-Восточная;

исключительно грузовые станции: Лена-Перевалка, Портовая, Якурим-Перевалка. (В едином технологическом процессе с портом Осетрово.)

До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.

Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).

Пассажирское сообщение. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:

• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.

•  в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.

Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).

Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951  — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги (ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958. В 1974 Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.

Воздушный транспорт

Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.

Речной транспорт

Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).

Пассажирское сообщение вверх по Лене до посёлка Жигалова, вниз — до Пеледуя. Осуществляется теплоходами типа «Заря» и «Полесье».

Автомобильный транспорт

Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу «Байкал» через Братск в Тулуне).

В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй». 

На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).

Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.

Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.

Автобусное сообщение

В Усть-Куте создано 12 городских маршрутов. Существует сеть пригородных маршрутов — до дач «Ветеран» (села Турука), аэропорта, посёлков Казарки, Верхнемарково, Ния. Работает один междугородный маршрут — до Иркутска. В летнее время также выполняются перевозки в направлении дачных посёлков, круглогодично до Киренска частными микроавтобусами. Автовокзала нет.

Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:

• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);
• по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);
• прямым воздушным путём — 520 км.

Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).

Рельеф

Усть-Кут расположен на Лено-Ангарском плато, в пойменной долине реки Лены, на высоте 295 м над уровнем моря.

Город находится среди покрытых тайгой холмов с абсолютными отметками вершин от 558 до 757 м над уровнем моря.

На пологой пойменной территории рек Лены и Куты имеются небольшие участки, пригодные для сельскохозяйственной деятельности. Почвы здесь дерново-карбонатные и дерново-подзолистые, в луговой части — средне- и легкосуглинистые. Эти земли осваивались русскими крестьянами со второй половины XVII в. и использовались для сенокосов, выпаса скота, выращивания овощей и некоторых зерновых. В настоящее время почти все эти участки заняты жилой застройкой современного Усть-Кута.

Транспорт[править]

Городской транспорт представлен только маршрутными такси. Все действующие на 2010 год маршруты начинаются с остановки «Станция Лена» или проходят через неё. Основной маршрут — № 1 из старого города через центр до Восточного порта. До санатория — маршрут № 7 «Восточный порт — станция Лена — Курорт». Стоимость проезда — 16 рублей.

Общественный транспорт в Усть-Куте — одна из самых проблемных тем, и поездка на нём сопряжена с рядом неудобств

Важно помнить:

  • расписания на большинстве маршрутов имеют декларативный характер, фактически маршрутки редко его придерживаются;
  • в «часы пик» выходящих на линии машин не хватает, чтобы перевезти всех желающих. Большинство маршруток — «Газели», поэтому перегруз, давка и стоящие в полусогнутом положении пассажиры — нормальная практика;
  • количество машин на маршрутах заметно уменьшается между 13:00 и 16:30 и сразу по окончании вечернего «часа пик». В эти промежутки время ожидания может составлять более получаса. На большинстве маршрутов после 19:00 выполняется один-два рейса, а к 21:00 движение общественного транспорта практически прекращается.

Перед началом и после окончания рабочего дня через город проходят электропоезда, однако остановочные платформы достаточно редки (через 3—5 километров).

Развита система такси, которое довезёт до любого дома в городе, даже если он находится на неасфальтированной разбитой улице. Проезд из окраины в центр обойдётся днём в 200 рублей, по центральным микрорайонам — до 100 рублей.

Экономика

Градообразующей основой Усть-Кута являются транспортный комплекс и промышленность.

В настоящее время доля Усть-Кута в общем объеме промышленного производства Иркутской области составляет 0,9 % (в советский период — около 2 %). Ведущей отраслью промышленности является лесная и деревообрабатывающая. В последние годы она получила хорошее развитие. В восточной части города построено несколько современных лесоперерабатывающих производств.

У ряда компаний, в том числе зарубежных, имеются намерения создать здесь новые лесоперерабатывающие предприятия. В частности, малайзийская компания «Ta Ann Holdings Berhard» рассматривала возможность формирования в Усть-Куте производства облицовочной фанеры и шпона (инвестиции — 25 млн. дол., потребность в круглом лесе — 500 тыс. м3); китайская компания «Asia Pulp and Paper Co» предлагала строительство целлюлозного завода (мощностью до 500 тыс. т целлюлозы в год) и т.д.

В период строительства железной дороги Тайшет-Лена и БАМа в городе был развит строительный комплекс. Здесь в 1956 г. пущен полигон железобетонных изделий, с 1974 г. действовал трест «Мостострой-9», а с 1980 г. был создан крупный всесоюзный трест «Лена-БАМстрой».

В городе в 1934 г. открыта нефтебаза (ныне ООО «Иркутсктер-минал»), ставшая одной из крупнейших на востоке страны (с ежегодным оборотом до 1 млн. т нефтепродуктов, в том числе для Республики Саха — более 500 тыс. т). Она оказывает услуги по приему, хранению и отгрузке нефти и нефтепродуктов для перевозки железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. Поставки осуществляются в северные районы Иркутской области, в Якутию, на север Красноярского края, в Чукотский автономный округ и т.д.

Среди других отраслей выделяется пищевая промышленность, представленная хлебокомбинатом, частными пекарнями, молокозаводом. Стабильно работавший ранее Усть-Кутский мясокомбинат прекратил свою деятельность.

В городе 124 малых предприятия, из них на сферу торговли и общественного питания приходится 30 %, примерно столько же действует в промышленном производстве, остальная часть занята в строительстве, ЖКХ и ряде других сфер.

Уроженцы и жители

  1. Задорожная Елена Анатольевна, Болсун Елена Ивановна — легкоатлетки, участницы Олимпиад, уроженки Усть-Кута.
  2. Акулич Олег Александрович — российский и белорусский актёр, детство и юность провёл в Усть-Куте. Выпускник Осетровского речного училища.
  3. Марков Нектарий Константинович — заслуженный учитель России, краевед, в 1955–1984 директор Усть-Кутской средней школы № 2, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, почетный гражданин города Усть-Кута.
  4. Троцкий Лев Давидович — российский политический деятель, один из лидеров Октябрьской революции, отбывал ссылку в Усть-Куте в 1900.

Герои Советского Союза (участники Великой Отечественной войны):

  1. Андреев Михаил Александрович;
  2. Антипин Иван Николаевич;
  3. Пестерев Алексей Иванович;
  4. Тюрнев Пётр Фёдорович.

Герои России:

  1. Рудых Александр Витальевич — участник боевых действий в Афганистане и в других «горячих точках».
  2. Шерстянников Андрей Николаевич — участник антитеррористической операции в Чечне.

Социальная сфера

Образование

По состоянию на 2021 в Усть-Куте работали 12 общеобразовательных учреждений. Также имеются:

• Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Кутский промышленный техникум»;

• Филиал негосударственного образовательного профессионального образования «Иркутский гуманитарно-технический колледж»;

• Усть-Кутский институт водного транспорта (филиал) Сибирского государственного университета водного транспорта (СГУВТ)1.

Здравоохранение

Муниципальные учреждения здравоохранения по состоянию на 2018:

• Центральная районная больница;

• Железнодорожная линейная больница, в том числе станция скорой помощи.

Частные медицинские учреждения:

• ООО «Доктор» (ул.Реброва-Денисова, 8);

• ООО «Стомкомфорт» (ул.Речников, 45),

• кабинет ультразвуковой диагностики Григорьева И.Н. (ул.Кирова, 124),

• ООО «Санаторий «Эйсейра» (ул.Речников, 1а),

• ООО «Стоматологическая поликлиника Проскоков И К» (ул.Кирова, 90 кв.45) и другие1.

Культура

В городе имеются дома культуры, библиотеки, музей, детская школа искусств, кинотеатр.

Спорт

По состоянию на 2021 в городе имелись: один стадион, две детско-юношеские спортивные школы, 42 спортивных зала1.

Карта

  
Усть-Кут: карты

Усть-Кут: фото из космоса (Google Maps)Усть-Кут: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Усть-Кут. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Железногорск-Илимский 101 (136) З
2 Новая Игирма 117 (186) З
3 Магистральный 124 (198) ЮВ
4 Казачинское 125 (213) ЮВ
5 Улькан 160 (241) ЮВ
6 Киренск 180 (268) СВ
7 Железнодорожный 217 () СЗ
8 Жигалово 221 (688) Ю
9 Усть-Илимск 222 (336) СЗ
10 Северобайкальск 254 (364) ЮВ
11 Нижнеангарск (Республика Бурятия) 260 (389) ЮВ
12 Братск 262 (353) З
13 Вихоревка 290 (383) З
14 Качуг 314 (553) Ю

Краткая характеристика

Расположен на севере Лено-Ангарского плато, у впадения р. Кут в Лену, в 610 км от Иркутска (воздушным путём). Речной порт (на Лене). Ж.д. станция. Пункт перевалки речных и ж.д. грузов.

Климат резко континентальный. Средняя температура января -25С, июля +17С. Осадков 350 мм в год, главным образом летом.

В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт. Санаторий, водогрязелчебница. Минеральные источники открыты в 17 в. русским землепроходцем Е.П. Хабаровым. Используются в лечебных целях с 1908 г. Курорт основан в 1925 г.

Территория (кв. км): 56

Исторический очерк

В 1628 г. десятник Василий Бугор построил близ устья реки Кут зимовье. В 1631 г. русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным основали близ устья р. Кут Усть-Кутский острог. Гидроним Кута связан с характером долины реки: эвенкийское кута — «торфяное болото, топкое место, трясина».

В 1639 г. служилые люди Е.П. Хабарова неподалёку от «острожка» открыли солеварни.

В середине 17 в

острог, утратив своё военное значение, стал важной пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Ишима и Верхней Лены.. Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г

Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).

Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г. Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).

Судоверфь, предприятия лесной промышленности, молочный завод.

Основные предприятия

Культура, наука, образование

Речное училище.

Краеведческий музей.

Памятники: партизанам, павшим за Усть-Кут (1957), партизанскому командарму Гражданской войны Д.Е. Звереву (1969) и др.

ВУЗы города

Осетровский филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта (в г. Усть-Куте)

Архитектура, достопримечательности

Усть-Кут вытянут вдоль реки Лена на 30 км и состоит из отдельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей.

Численность населения по годам (тыс. жит)
1939 4.0 1992 61.8 2007 45.8 2016 42.5
1959 21.3 1996 62.4 2008 45.3 2017 42.3
1967 29 1998 59.6 2010 44.5 2018 41.7
1970 33.2 2000 57.1 2011 45.4 2019 41.1
1979 49.6 2001 56.2 2012 44.8 2020 40.8
1982 53 2003 50.0 2013 44.3 2021 40.3
1986 57 2005 47.6 2014 43.6    
1989 61.2 2006 46.6 2015 43.0    

Литература

  1. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 435
  2. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 624
  3. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 496
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector