Усть-ордынский бурятский автономный округ

Агинский Бурятский автономный округ

В соответствии с Конституцией СССР 1977 года и РСФСР 1978 года Агинский округ в числе 10 национальных округов РСФСР получил статус автономного округа и официальное наименование – Агинский Бурятский автономный округ. Впервые в истории Конституции обозначены автономные округа как административно-территориальные единицы в составе Российской Федерации с правом вхождения в край или область.

Выборные представители переименованы в народных депутатов. Советы народных депутатов, от округов до Съезда народных депутатов Российской Федерации, образовали систему представительных органов государственной власти в Российской Федерации. С 1939 года окружной Совет созывался 21 раз.

4 марта 1990 года избраны депутаты окружного Совета XXI созыва. На первом организационном заседании, состоявшемся 20 марта 1990 года, утверждена структура, которая состояла из президиума, председателя и его заместителя и 10 постоянных комиссий.

29 апреля 1992 года прекращена деятельность Президиума окружного Совета и избран Малый Совет окружного Совета народных депутатов в составе 15 членов в соответствии с Законом РСФСР «О некоторых вопросах правового регулирования деятельности краевых областных Советов народных депутатов».

15 октября 1993 года на XV сессии окружного Совета было принято решение «О реформе представительного органа и органов местного самоуправления в Агинском Бурятском автономном округе». В декабре 1993 года Малый Совет окружного Совета народных депутатов утвердил ряд актов: «Положение о системе и структуре органов местного самоуправления в Агинском Бурятском автономном округе», «Временное положение о представительном органе государственной власти Агинского Бурятского автономного округа – Агинской Бурятской окружной Думе–Парламенте» и «Положение о выборах в Агинскую Бурятскую окружную Думу–Парламент».

20 марта 1994 года были проведены выборы депутатов Агинской Бурятской окружной Думы–Парламента первого созыва, избрано 15 депутатов с двухлетним сроком полномочий. Председателем окружной Думы был избран В.Р. Рабданов, заместителем председателя – В.Н. Кириллов.

27 октября 1996 года состоялись выборы депутатов Агинской Бурятской окружной Думы второго созыва. В соответствии с Уставом округа Дума была избрана на 4 года в составе 15 депутатов. Председателем окружной Думы был избран Д.Ц. Дугаров, заместителем председателя –   Ц.Ц. Дамдинов.

29 октября 2000 года состоялись выборы депутатов Агинской Бурятской окружной Думы третьего созыва со сроком полномочий 5 лет. Председателем избран Д.Ц. Дугаров.

30 октября 2005 года состоялись выборы депутатов Агинской Бурятской окружной Думы четвертого созыва. В условиях реформирования политической системы и соответствующего изменения законодательства в парламент округа избраны 18 депутатов по смешанной избирательной системе на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом половина депутатских мандатов была распределена по мажоритарной избирательной системе, вторая половина – по пропорциональной избирательной системе. Председателем вновь избран Д.Ц. Дугаров.

1 марта 2008 года в связи с образованием нового субъекта Российской Федерации – Забайкальского края в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, в границах территории округа создана административно-территориальная единица с особым статусом – Агинский Бурятский округ.

Население

Численность населения округа на 01.01. 2002 г. составляла 141,1 тыс. человек, представляющих более 70 национальностей. Коренные жители – буряты 37,5%, преобладают русские свыше 55%. Из этнонациональных групп наиболее многочисленными являются украинцы и татары. Наряду с ними в округе проживают поляки, чуваши, белорусы, литовцы, мордва, и др. Средняя плотность – 6,4 человек на один кв.км.. Села расположены преимущественно по долинам рек, и население в целом сельское (в округе нет городов).

Округ относится к числу регионов России с относительно высоким уровнем рождаемости. В нем сложилась структура населения с высокой долей детей и подростков и невысокой долей лиц старшего возраста. Численность населения в трудоспособном возрасте составила 51%. Уровень рождаемости в 2002 г. в целом по округу составляет 13,9 на 1000 населения 

УТЕС САГАН-ЗАБА

Беломраморный утес Саган-Заба выделяется среди серых скал побережья. Скала Саган-Заба от своих серых собратьев отличается тем, что похожа на утес, вытесанный из белого мрамора. Утес был открыт исследователем Окладниковым и стал известен благодаря большому количествы наскальных рисунков.

Наскальные изображения, открытые в 1881 г., сильно пострадали от времени. В 2-3 м от кромки воды на мраморной скале уцелело лишь пять фрагментов прежних больших композиций рисунков. Ученые считают, что самые древние из них относятся к новокаменному и бронзовому векам (конец II тыс. до н.э.).

Петроглифы Саган-Забы

Фигуры выполнены точечной набивкой, процарапаны на камне или нарисованы краской — охрой. Наскальный иконостас Саган-Забы включает изображения древних танцующих шаманов, увенчанных рогами, с поднятыми вверх руками, бегущих оленей и лебедей. Рисунки получили мировую известность.

Древний человек считал себя кровно связанным с определенным зверем или птицей, от них он вел свое происхождение. Предания гласят, что каждый бурятский род происходит от своего тотемного животного или птицы. У эхирит-булагатов это был бык, у ольхонских бурят — орел, у хоринского племени — лебедь. Поэтому на петроглифах Саган-Забы можно встретить изображения мифических прародителей — птиц, лебедей. Когда-то, очень давно на Байкале жили лебеди, их изображения древние люди на века запечатлели в наскальных рисунках. Коренные жители этих мест — буряты, считали их священными птицами.

Культура Усть-Ордынского Бурятского автономного округа

До середины XIX в. в Предбайкалье господствовала традиционная бурятская культура. Основным религиозным культом западных бурят являлся шаманизм. Среди аборигенов было распростра­нено почитание предков (онгов). В XVII — начале XVIII в. начались контакты коренного населения с христианскими мис­сионерами. Незначительная часть бурят приняла правосла­вие. Во второй половине XVIII в. в Предбайкалье возникли первые ламаистские духовные центры. Под перекрестным влиянием различных религий в бурятских улусах зародился своеобразный феномен поликонфессиональности — двое- и троеверие.

Во второй половине XIX в. на территории округа возникли элементы светской бурятской культуры. Значительная роль в ее формиро­вании сыграли представители зарождавшейся национальной ин­теллигенции. В 1863 Я.А. Болдонов выпустил перевод книги «О мироздании», ставшей 1-м печным изданием на бурятском языке. С русского на бурятский язык были переведены произведения Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. В начале XX в. получило разви­тие национальное литературное творчество. В 1908-13 появилась улусная рукописная литература. У ее истоков стояли бурятские писатели А.Д. Абашеев, В.И. Барлуков, И.Г. Салтыков. В годы советской власти на территории округа развивалась сеть культурных учреждений, появилась бурятская письменность. В 1922 в Ангарском и Эхирит-Булагатском аймаках действовали 27 б-к, 9 народных домов, 7 клубов. В 1930 старомонгольская ли­нейная письменность была заменена бурятским латинизированным алфавитом. В 1939 в его основу положена кириллица. В 1940 в округе насчитывалось 4 дома культуры, 110 колхозных клубов, 45 изб-читален. В 1944 в поселке Усть- Ордынском открыты драматический театр и краеведческий музей. В 1987 на территории округа 180 клубов и домов культуры, 240 передвижных и стационарных киноустановок. В начале XXI в. в Усть-Ордынском бурятском автономном округе функционировали Центр народного творчества, Окружная национальная библиотека, 4 музея, Государственный ансамбль песни и танца «Степные напевы». В регионе отмечаются традиционные бурятские праздники — Сагаалган (Новый год по лунному календарю), Сурхарбаан.

Лит.: История Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ, 1954. Т. 1; Дамешек Л.М. Ясачная политика царизма в Сибири в XIX — начале XX века. Иркутск, 1983; Он же. Внутренняя политика ца­ризма и народы Сибири в XIX — начале XX века. Иркутск, 1986; История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. М., 1995; Тармаханов Е.Е., Дамешек Л.М., Санжиева Т.Е. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: Учеб. пособие. Улан-Удэ, 2003; Регионы России. Основные характеристики субъ­ектов РФ. 2005: Стат. сб. М., 2006.

Л.В. Лбова, Р.Е. Романов

Административно-территориальное устройство и местное самоуправление

Районы и районные центры

  1. Аларский район — п. Кутулик

  2. Баяндаевский район — п. Баяндай

  3. Боханский район — п. Бохан

  4. Нукутский район — п. Новонукутский

  5. Осинский район — п. Оса

  6. Эхирит-Булагатский район — п. Усть-Ордынский

Муниципальные образования

С 2004 в округе существовало 83 муниципальных образования — 6 муниципальных районов (Аларский, Баяндаевский, Боханский, Нукутский, Осинский, Эхирит-Булагатский) и 77 сельских поселений. 

Руководители

  1. Батагаев, Алексей Николаевич (26 декабря 1991 — 19 ноября 1996)

  2. Малеев, Валерий Геннадьевич (19 ноября 1996 — 26 января 2007)

  3. Каньков, Олег Григорьевич (и.о., 26 января 2007 — 12 февраля 2007)

  4. Ребриков, Владимир Александрович (12 февраля 2007 — 1 января 2008)

  5. Дьячков, Анатолий Михайлович (с 1 января 2008)

Туризм

Туризм Усть-Ордынского Бурятского округа может сыграть значительную роль в расширении налогооблагаемой базы, это мы видим на примере соседней Монголии, чьи природные условия во многом схожи.

Районы Усть-Ордынского Бурятского округа, являясь неотъемлемой частью Прибайкалья, в то же время отличаются от других территорий, например, структурой своего туристско-рекреационного потенциала, степенью его вовлечения в эффективный хозяйственный оборот.

Если для большинства районов Иркутской области характерны лесные ландшафты с редкими открытыми участками — поляны, поймы рек, то районы Усть-Ордынского Бурятского округа богаты степными просторами, где хорошо путешествовать, например, верхом. Здесь сохранились элементы древнейшей степной культуры, например — такие как охота, на лис, на волка верхом с гончими собаками, и даже сохранились сами собаки, чья породная линия, по утверждению кинологов, имеет древнее происхождение.

Возрождению этого древнего промысла может способствовать туризм — ведь такая экзотическая охота возможна только здесь, поскольку в лесу верхом не разгонишься. При этом такая охота — для настоящих мужчин, умеющих и верхом ездить, и стрелять на скаку. Это намного сложнее, чем преследовать животных на джипе с фарами, но и намного увлекательнее. При этом прибыль от туризма может быть достаточно весомой, чтобы нашлись желающие попробовать заняться таким бизнесом. И уже есть проекты возрождения облавных охот или зэгэтэ-аба, которые еще со времен Чингисхана проводились по всей Центральной Азии, в том числе и на западе бурятской ойкумены. Зэгэтэ-аба были не только способом обеспечения продовольственных запасов, но и особой формой единения этноса

В наше время участие в таких охотах, приобретение навыков, без которых она невозможна — это возможность приобщиться к традиционной кочевой культуре Республики Бурятия, что особенно важно для городских бурятских семей. Это, одновременно, и способ физического воспитания молодежи, ее допризывной подготовки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector