Неделя фомина, антипасха. избранные службы цветной триоди
Содержание:
- Задать вопрос
- Фомина неделя. Событие и история
- Великие прокимны
- Глас 1
- Священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского (тропарь, кондак и молитвы)
- Уверение апостола Фома. Иконы
- Прокимен: что это такое?
- Фомина неделя: народные традиции и обряды
- Тропарь всем святым, Глас 2
- Радоница. Народные традиции
- В СУББОТУ,
- Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня (тропарь, кондак, задостойник, молитвы и величание)
Задать вопрос
17 Октябрь 2017
галина спрашивает:
какого числа были проводы Масленицы в 1930
Андрей Х отвечает:
Сыропустная неделя (воскресенье) в 1930 году выпала на 23 февраля. Сырная седмица (Масленица) проходила с 24 февраля по 1 марта.
13 Октябрь 2017
Наташа спрашивает:
Спаси Вас Господи!
Андрей Х отвечает:
Во славу Божию.
13 Октябрь 2017
Сергей спрашивает:
Можно ли принимать душ на день покрова
Андрей Х отвечает:
Принимать душ правила не запрещают.Нельзя в большие праздники посещать бани.
12 Октябрь 2017
Наташа спрашивает:
Где можно посмотреть богословский анализ праздника Сретенье и дать толкование содержание 9-ой песни канона праздника
Андрей Х отвечает:
Наташа, к сожалению, я не знаю.
11 Октябрь 2017
Татьяна спрашивает:
Спаси Господи!
Андрей Х отвечает:
Во славу Божию!
11 Октябрь 2017
Татьяна спрашивает:
У нас в храме во вторник служится молебен с акафистом муч.Иоанну Воину. На Бог Господь после тропарей И.Воину какой Богородичен? Брать из Октоиха отпустительный Богородичен вторника?
Андрей Х отвечает:
В данном случае берется Богородичен из числа воскресных, 3 приложение.
10 Октябрь 2017
Катерина спрашивает:
Есть ли отдельно схема Архиерейского Богослужения ? Если да,то где можно посмотреть?
Андрей Х отвечает:
Катерина, насчет схемы не знаю. А порядок архиерейских богослужений можно посмотреть здесь
http://deacon.ru/library/bogoslugenie-ukazaniya/54-ostrovsky.html
05 Октябрь 2017
Роман спрашивает:
Заменяется ли пение Взбранной Воеводе после отпуста 1 часа на кондак праздника во дни попразднества двунадесятых праздников? И зависит ли это от знака праздника (бдение, полиелей, славословие…)?
Андрей Х отвечает:
Да, такой обычай существует, на двунадесятый праздник и до его отдания вместо «Взбранной Воеводе» поется кондак этого праздника. Праздничный знак других служб при этом не имеет значения.
02 Октябрь 2017
Наталия спрашивает:
Сегодня у нашего настоятеля, о.Игоря, именины. И он вчера вечером благословил служить всенощное бдение князю Игорю. У нас возникло затруднение, какие отпустительные тропари петь перед благословением хлебов, т.к. еще и попразднство. В итоге, спели тропарь праздника, «Богородице Дево…» и тропарь князю. Было ли это правильно для бденной службы седмичного дня в период попразднства?
Андрей Х отвечает:
В данном случае поется тропарь святого дважды и тропарь праздника.
02 Октябрь 2017
наталья спрашивает:
расскажите о приложениях
Андрей Х отвечает:
Наталья, я не совсем понял суть вопроса. О каких приложениях идет речь и что именно рассказать.
Фомина неделя. Событие и история
Богослужение первой послепасхальной недели посвящается воспоминанию явления святым апостолам Христа Спасителя на восьмой день по Своем Воскресении. Фома (в переводе с евр. «близнец»), родом из галилейского города Панеады, был избран Исусом Христом как один из двенадцати апостолов, о чем нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16). Иоанн Богослов сообщает об участии ап. Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. В самый день Воскресения Христова, вечером, все апостолы, кроме Фомы, были вместе, и двери были заперты. Вдруг явился им Исус Христос и приветствовал их словами: «Мир вам!». Ученики испугались, думая, что это привидение. Но Он сказал им: «Что смущаетесь? Это Я Сам», — и при этом показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики возрадовались, что видят Господа. Потом Он дунул на них и сказал: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, а на ком оставите, на том останутся». Когда пришел Фома, другие ученики говорят ему: «Мы видели Господа». Но Фома ответил им, что он до тех пор не поверит, пока сам не увидит и не осяжет ран на Теле Господа (Ин. 20:25). Через восемь дней ученики снова были вместе и Фома с ними. Двери были заперты. Исус Христос явился им и сказал: «Мир вам!». Потом, обратившись к Фоме, прибавил: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28), точно исповедуя, таким образом, как пишет бл. Феофилакт Болгарский, Божественное и человеческое естество Христа Спасителя. А Исус Христос сказал ему: «Ты поверил потому, что увидел Меня, но блаженны не видевшие и поверившие!». Господь, снисходя к немощи человеческой, явился вновь, чтобы позволить неверовавшему апостолу чувственно убедиться в истине произошедшего великого события: ибо Он воскрес в той же самой плоти, в которой пострадал на кресте.
Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа. По преданию, св. Фома имел от рождения два сросшихся между собой средних перста, но как только он сподобился вложить их в ребра Господни, они тотчас приняли обычное положение. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии. Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным и обозначает недоверчивого человека.
Великие прокимны
Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.
Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:
На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:
На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:
Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:
На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.
Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом).
Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)
В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).
Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).
Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).
Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.
Глас 1
Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим
Пречистое Тело Твое, воскресл еси тридневный Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради Силы небесныя
вопияху Ти, Жизнодавче: слава воскресению Твоему,
Христе, слава Царствию Твоему, едине Человеколюбче.
Камени запечатану от иудей, и воином
стрегущим Пречистое Тело Твое — хотя камень был
запечатан иудеями и воины стерегли Пречистое Тело Твое.
Сего ради — поэтому. Вопияху Ти — взывали к Тебе.
Смотрение — провидение, Промысл.
Камени запечатану от иудей, и воином
стрегущим Пречистое Тело Твое… Они пошли и поставили у
гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф.27:66).
Камени запечатану от иудей, и воином
стрегущим Пречистое Тело Твое… Перед нами характерный
для церковнославянского языка оборот речи: так
называемый дательный самостоятельный. Эта конструкция
несет значение обстоятельства. На современный русский
язык это значение переводится совсем другим оборотом
(придаточным предложением).
Священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского (тропарь, кондак и молитвы)
Тропарь, глас 4:
И́дольския ле́сти упраздни́л еси́, Анти́по, / и, диа́вольскую попра́в си́лу, / пред богобо́рцы дерзнове́нно Христа́ испове́дал еси́. / Те́мже со А́нгельскими чи́ны в Вы́шних водворя́яся, / Влады́це всех славосло́вие принося́, / и о нас моле́бное благодаре́ние предлага́еши, / благода́ть цельбы́ да́руя. / Сего́ ра́ди тя чтим, / священному́чениче Анти́по, / моли́ Христа́ Бо́га, // да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак, глас 4:
Апо́столов сопресто́льник и святи́телей украше́ние / был еси́, блаже́нне, / му́ченически просла́вився, / возсия́л еси́, я́коже со́лнце, всех просвеща́я, / Анти́по свяще́нне, / разруши́л еси́ безбо́жия нощь глубо́кую. / Сего́ ра́ди тя почита́ем, / я́ко Боже́ственнаго су́ща священному́ченика // и целе́б пода́теля.
Молитва первая
О пресла́вный священному́чениче Анти́по и ско́рый помо́щниче христиа́ном в боле́знех! Ве́рую от всея́ души́ и помышле́ния, я́ко даде́ся тебе́ от Го́спода дар боля́щия исцеля́ти, неду́гующия врачева́ти и разсла́бленныя укрепля́ти. Сего́ ра́ди к тебе́, я́ко благода́тному врачу́ боле́зней, аз, не́мощный, прибега́ю и, твой досточти́мый о́браз с благогове́нием лобыза́я, молю́ся: твои́м предста́тельством у Царя́ Небе́снаго испроси́ мне, боля́щему, исцеле́ние от удруча́ющия мя зубны́я боле́зни, а́ще бо и недосто́ин есмь тебе́, бла́гостнейшаго отца́ и при́снаго засту́пника моего́, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ мя досто́йна твоего́ заступле́ния чрез мое́ обраще́ние от злых дел к благо́му житию́, уврачу́й оби́льно дарова́нною тебе́ благода́тию я́звы и стру́пы души́ и те́ла моего́, да́руй ми здра́вие и спасе́ние и во всем благо́е поспеше́ние, да, та́ко ти́хое и безмо́лвное житие́ пожи́в во вся́ком благоче́стии и чистоте́, сподо́блюся со все́ми святы́ми сла́вити всесвято́е и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Молитва вторая
Архиере́ю Бо́жий, священному́чениче Христо́в, Анти́по преблаже́нне, и́же апо́столом сопресто́льник, и святи́телем сла́ва, ты еси́, архиере́ю, церко́вное свети́ло и утвержде́ние ве́ры, пред проти́вными богобо́рцы дерзнове́нно Христа́ испове́дал еси́, и прине́слся еси́ я́ко кади́ло благово́нно, и я́ко а́гнец незло́бив и му́ченик пра́веден, в вол ме́дян разжже́н вве́ржен, святи́телю, и моли́твы благода́рственныя в нем Бо́гу и Отцу́ возсыла́я, я́ко со́лнце возсия́л еси́, и муче́нием свои́м томи́теля велиа́ра до конца́ сокруши́. Сего́ ра́ди Христо́с тя просла́ви на Небеси́, и на земли́ всю вселе́нную осиява́еши да́нною ти благода́тию, стра́ждущим от неутеши́мыя зубны́я боле́зни цельбы́ подае́ши, непреста́нно призыва́ющим тя с ве́рою. И ны́не, услы́ши мя, гре́шнаго и недосто́йнаго раба́ Твоего́ (имя), в час сей с ве́рою призыва́ющаго тя, я́ко и моле́бное пе́ние приноси́ти хода́тая и моле́бника к Бо́гу тя предлага́ю.
Молитва третья
Архиере́ю Бо́жий, священному́чениче Анти́по, услы́ши мя, гре́шнаго раба́ твоего́ (имя), в час сей, в о́ньже тебе́ моле́ние приношу́, и помоли́ся о мне гре́шнем ко Го́споду Бо́гу об отпуще́нии грехо́в мои́х, и нестерпи́мыя и неутеши́мая зубны́я боле́зни изба́ви мя моли́твами, свя́те, твои́ми.
Назад к списку
Уверение апостола Фома. Иконы
Сюжет уверения Фомы возникает уже в раннехристианский период (не ранее третьей четверти IV века), что связывают с развитием страстного цикла на рубеже IV и V веков. Самые древние изображения встречаются на христианских саркофагах. В числе ранних памятников следует также отметить Миланский диптих V века, мозаику центрального нефа церкви Святого Аполлинария Нового в Равенне (VI в.).
С течением времени в византийских памятниках утвердилась композиция, в которой диалог Христа и Фомы оказывается в самом центре композиции, а жест Фомы — конкретным, он касается тела Христа, но не влагает свои персты в раны. Апостолы расступаются, чтобы было видно доказательство Воскресения (мозаики Дафни и Осиос Лукас XI в.).
Тема уверения Фомы встречается на Руси во фресках Софийского собора в Киеве XI века, а также в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. Иконография «Уверение Фомы» входила не только в цикл многих монументальных росписей, но нередко ее изображали и на аналойных иконах. На рубеже XV-XVI веков сцена «Уверение Фомы» вошла в праздничный ряд иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря, Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря.
Уверение Фомы. Собор святой Софии, Киев, Украина. Фреска нижнего регистра южной части трансепта
Уверение Фомы. Сергиево-Посадский музей-заповедник. ХV в.
Уверение Фомы. Двусторонняя икона-таблетка. Конец XV — начало XVI вв. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Широко известна икона «Уверение Фомы» (Дионисий и мастерская) начала ХVI века. В соответствии с евангельским повествованием, в центре композиции на фоне затворенных дверей изображен Исус Христос. С двух сторон от Него представлены апостолы, уже удостоившиеся видения воскресшего Спасителя, на переднем плане слева — апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его ребрам. Фигура Фомы выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных. Тонкая вытянутая фигура Спасителя соотнесена с дверным проемом за Его спиной, что позволяет вспомнить о словах Христа: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется».
Уверение Фомы. Дионисий и мастерская. Начало ХVI века
Святой апостол Фома на иконах часто показан молодым юношей, без усов и бороды. Красный фон иконы — свидетельство мученической кончины. В другом варианте (он не так широко распространен) апостол Фома изображается старцем — этот иконографический сюжет посвящен служению апостола в Индии.
По традиции апостол Фома изображается в одеяниях, характерных для того времени, — хитоне (вид длинной рубашки) и гиматии (верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани). Цвета одежд, в которых традиционно пишут апостола Фому, таковы: хитон — темно-зеленый или синий, гиматий — красный. Правая рука апостола Фомы воздета в благословляющем жесте, левая (в зависимости от традиции) или спрятана под гиматий, или держит свиток (кодекс) — это символ Евангелия, той Благой Вести, которую святой Фома принес народам Палестины, Индии и Эфиопии.
Прокимен: что это такое?
С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.
Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение
Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.
Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.
Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.
Фомина неделя: народные традиции и обряды
Большинство традиций на Фоминой неделе, которую в народе называли Проводной (Мертвой) неделей, связано с поминовением всех усопших.
Раньше понедельник Фоминой недели назывался Навий день (навь — потусторонний мир древних славян), а вторник — Радоница. Но со временем эти праздники слились в один, и осталась только Радоница — праздник пасхального поминовения мертвых в связи с воскресением Христа.
В дохристианскую эпоху этот праздник отмечали с особым размахом. Все происходило согласно поговорке «В Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут». Поминальный обряд с угощениями нередко переходил в веселое застолье и шумные гулянья, а на кладбищах жгли поминальные костры.
Больше по теме
Почему на Пасху красят яйца: традиции и значения цветов
С возникновением христианства Радоницу начали справлять куда более скромно и по правилам. Утро начиналось со вселенской панихиды в церквях. Потом люди посещали могилы близких, поминали умерших не чокаясь, а на могилах оставляли угощения. Было также принято закапывать крашеное пасхальное яйцо в землю. Тот, кто проводил этот ритуал, символически христосовался с умершим.
Среду на Фоминой неделе посвящали воспоминаниям об умерших родных и близких. Говорят, что в этот день разговор могут услышать ангелы, архангелы и даже сам Господь, поэтому об умерших нужно говорить только хорошее, чтобы облегчить их жизнь в загробном мире.
Самым опасным днем Фоминой недели считался четверг, когда умершие возвращались в свои дома. С одной стороны, дух покойника старались встретить с почестями: в одной из комнат — обычно в той, где родственник отошел в мир иной, — на пол ставились угощения. Но с другой стороны, контакта с потусторонним миром боялись — считалось, что покойник может забрать живых с собой. Поэтому ночью в эту комнату не входили, а накануне молились перед иконами и зажигали свечи.
Наконец в субботу и воскресенье смерть снова символически побеждали и переставали ее бояться. В субботу проводили ритуал изгнания смерти: жители деревень с метлами, кочергами и палками обегали кладбища и вслух проклинали смерть
В этот день было важно показать, что ты не боишься ни смерти, ни покойников, ни загробной жизни, и не демонстрировать страх и слабость.
А в воскресенье устраивали массовые гулянья в честь победы не только над смертью, но и над болезнями, горестями и неприятностями. Такое завершение Фоминой недели сулило счастье и радость впереди.
Тропарь всем святым, Глас 2
Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершившии и веру соблюдшии, дерзновение имуще ко
Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися,
молимся, душам нашим.
Добре подвиг совершившии и веру
соблюдшии… В основе — слова апостола Павла: Я уже
становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру
сохранил (в Славянской Библии: подвигом добрым
подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: напомним,
что течение — это бег); а теперь готовится мне венец
правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в
день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим
явление Его (2 Тим.4:6-8).
Радоница. Народные традиции
Вторник Фоминой недели носит название «радуницы» или «радоницы». В этот день православная Русь обыкновенно поминает своих сродников. Накануне крестьянские женщины пекли пироги, пшеничные блины, оладьи, кокурки, приготовляли пшенники и лапшевики, варили мясо, студень и жарили яичницу. Со всеми этими яствами они отправлялись на погост, куда приходил и священник с причтом, чтобы служить на могилах панихиды. За панихиды женщины, собравшись человек по пять, угощали духовенство пирогами, студнем и кашей. Так как во время богослужения женщины поднимали плач на голоса, с причитаниями и завываниями, то мужчины старались не посещать такие панихиды, чтобы не видеть женских слез. Духовенство, отведав угощения, расходилось по домам. И после этого на погост приходили мужчины, начинали пир на могилах. Крестьяне христосовались с умершими сродниками, поминали их, зарывали в могилы крашеные яйца, поливали брагой, убирали их свежим дерном, поверх которого ставили различные лакомые блюда.
Ф.С. Шурпин. Этюд к картине «Радоница». Вторая половина ХХ в.
Когда яства были расставлены, крестьяне окликали загробных гостей по именам и просили их попить-поесть на поминальной трапезе. Но, угощая покойников, крестьяне не забывали и себя, так что к концу поминания на кладбище обыкновенно бывало много пьяных. Такое же происходило и на городских кладбищах, куда в день «радуницы», для пресечения безобразий, прибывали усиленные наряды полиции.
В СУББОТУ,
Тропари, глас 2:
Апо́столи, му́ченицы и проро́цы, / святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии, / до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии, / дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су, / о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те, / спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.
Слава: Помяни́, Го́споди, я́ко Благ, рабы́ Твоя́, / и ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́: / никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты, / моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.
И ныне: Ма́ти Свята́я неизрече́ннаго Све́та, / а́нгельскими Тя пе́сньми почита́юще, / благоче́стно велича́ем.
Кондак, глас 8:
Я́ко нача́тки естества́ Насади́телю тва́ри, / вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики; / тех моли́твами в ми́ре глубо́це / Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́, / Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Глас 6: Со святы́ми упоко́й, / Христе́, / ду́ши раб Твои́х, / иде́же несть / боле́знь, ни печа́ль, / ни воздыха́ние, / но жизнь безконе́чная.
Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня (тропарь, кондак, задостойник, молитвы и величание)
Тропарь, глас 1:
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Кондак, глас 4:
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Задостойник
Велича́й, душе́ моя́,/ пречестны́й Крест Госпо́день.
Та́ин еси́, Богоро́дице, рай,/ невозде́ланно возрасти́вший Христа́,/ И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во;/ тем ны́не возноси́му,// поклоня́ющеся Ему́, Тя велича́ем.
Молитва первая
О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч: И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́? Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, вся вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние! Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.
Назад к списку