Композитор георгий свиридов и его творчество
Содержание:
Список работ
Оркестровый
- Камерная симфония для струнных (1940)
- Симфония № 2 (1949 / неоконченная)
- Триптих, малая симфония для оркестра (1964)
- «Снежная буря», музыкальные иллюстрации по Пушкину для оркестра (1975)
Камера
- Фортепианное трио (1945 — перем. 1955)
- Фортепианный квинтет си минор (1945)
- Струнный квартет № 1 (1945–1946)
- Струнный квартет № 2 (1947)
- Музыка для камерного оркестра (1964)
Сольное фортепиано
- Семь маленьких пьес для фортепиано (1934–1935)
- Семь песен по Лермонтову (1938)
- Соната для фортепиано (1944)
- Две партии для фортепиано (1946 — ред. 1957, 1960)
- Детский альбом, семнадцать пьес для фортепиано (1948 — ред. 1957)
- «Руи Блас», серенада (1952)
- Партита ми минор
- Партита фа минор
Хоровой
- «Декабристы», оратория (1955)
- «Поэма памяти Сергея Есенина », оратория для тенора, смешанного хора и оркестра (1956)
- Пять припевов на слова русских поэтов (1958)
- Патетическая оратория на слова Маяковского для баса, меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра (1959)
- Песня о Ленине («Не верим») на слова Маяковского для баса, смешанного хора и оркестра (1960)
- «Песни Курска », кантата на народные тексты для смешанного хора и оркестра (1964).
- «Деревянная Россия», кантата на слова Есенина для тенора, мужского хора и оркестра (1964)
- «Грустные песни», малая кантата на слова А. Блока для меццо-сопрано, женского хора и оркестра (1962–1965)
- Малая кантата » Идет снег» на слова Б. Пастернака для женского хора, мужского хора и оркестра (1965)
- «Пять песен о России», кантата на слова Блока для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса, смешанного хора и оркестра (1967)
- «Четыре народные песни» для хора и оркестра (1971)
- «Дружелюбный гость» (лучше «Светлый гость»), кантата на слова Есенина для сольных голосов, хора и оркестра (1971–1976).
- «Весенняя кантата» на слова Некрасова для смешанного хора с оркестром (1972)
- Концерт памяти А.А. Юрлова для смешанного хора без сопровождения аккомпанемента (1973)
- «Береза жизни», кантата на слова А. Блока для меццо-сопрано с оркестром (1974)
- Три миниатюры для сольных голосов и смешанного хора (1972–1975)
- Три пьесы из «Детского альбома» для смешанного хора а капелла (1975)
- «Ода Ленину» на слова Р. Рождественского для рассказчика, хора и большого оркестра (1976)
- Гимны Родине для хора (1978)
- «Гирлянда Пушкина», хоровой концерт на стихи Александра Пушкина (1979).
- «Ночные облака», кантата на слова А. Блока для смешанного хора a cappella (1979)
- «Ладога», «Хоровая поэма» для хора на слова А. Прокофьева (1980).
- «Песни из тяжелых времен», припевы на слова А. Блока для хора а капелла (1980–1981 и позже).
- «Гимны и молитвы», слова из литургической поэзии, для хора без аккомпанемента (1980–1997)
Разная музыка
- «Отелло», музыкальное сопровождение по Шекспиру (1942)
- Оригинальный саундтрек к фильму «Метель» (1964) по рассказу Александра Пушкина
- « Время, вперед! », Сюита из музыки к фильму (1967)
- Музыка к спектаклю «Царь Федор Иоаннович» по Толстому (1973)
- Метель, музыкальные иллюстрации к повести Пушкина . Люкс (1974)
Песни
- Шесть романсов на тексты Пушкина для голоса и фортепиано (1935)
- Три песни на слова Александра Блока (1941)
- «Шекспирская сюита» для певца и фортепиано (1944)
- «Страна моих отцов», цикл песен по А. Исаакяну для тенора и баса в сопровождении фортепиано (1949–1950)
- «Песни на слова Роберта Бернса » для баса и фортепиано (1955)
- «Отец мой — фермер», цикл песен на слова Есенина для тенора и баритона (1957)
- «Пригород-Лирика», семь песен по произведениям А. Прокофьева и М. Исаковского для певца и фортепиано (1938–1958)
- Восемь романсов на слова Лермонтова для баса и фортепиано (1957–1958)
- «Петербургские песни» для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса, скрипки, виолончели и фортепиано (1961–1963)
- «Петербургские песни» на слова А. Блока для баса и фортепиано (1961–1963)
- «Russia Cast Adrift», лучше «Russia Now Launched»), цикл песен на слова Есенина для тенора и фортепиано (1977)
- Две песни на слова А.С. Пушкина (1975–1980)
- Девять песен на слова А. Блока (1972–1981)
- Двадцать пять песен для баса и фортепиано (1955–1981)
- «Петербург», цикл песен на слова А. Блока (1963–1995).
Это интересно
Кстати, о влиянии музыки. Прослушивание музыки сопровождается чувством эйфории, при которой в организме человека высвобождается гормон дофамин — гормон удовольствия или удовлетворения. Не только у человека, но и у животных, в момент прослушивания музыки может изменяться артериальное давление, сердечный ритм, частота дыхательных движений. У меня по этой теме есть статья «Как действует музыка на наше здоровье», прочитайте ее.
Японцы при исследованиях доказали, что у кормящих грудью матерей, во время прослушивания классической музыки, на 20-100% увеличивается количество молока, а при прослушивании джаза и поп-музыки, наоборот, уменьшается на 20-50%. Выводы делайте сами.
Есть люди, которые совершенно равнодушны к музыке, не способны ее распознать или исполнять. Это состояние называется амузией.
С пожеланиями доброго здоровья Таисия Филиппова
Как получить физическую нагрузку, если не сезон
Естественная физическая нагрузка у меня бывает только летом, когда я живу на даче в Крыму. Это самое прекрасное время в году. Каждое утро до завтрака я проплываю пару километров в ластах, потом оттачиваю мастерство на виндсерфинге, езжу в магазин на велосипеде и два раза в неделю занимаюсь акробатикой на батуте. Все это — не более чем увлекательная игра, которая доставляет огромное удовольствие и при этом держит тело в тонусе. Я чувствую себя просто амазонкой, индейцем Джо и капитаном Куком в одном лице.
Но лето в очередной раз закончилось. Полная решимости вести такой же спортивный образ жизни, я вернулась в Москву, где мой энтузиазм сразу же столкнулся с непреодолимыми препятствиями.
Бассейн? О, нет! Плавать по дорожке с пресной хлорированной водой?! Это для тех, кто никогда не испытывал восхитительного чувства силы и свободы, которое дарит море. Или для тех, кто боится открытой воды. Но мое тело, которое живет своей жизнью, на такую замену не соглашается ни в какую. В знак протеста обязательно цепляет в бассейне какую-нибудь заразу. Даже хлорка не помогает. И какое это мерзкое чувство, когда пресная вода попадает тебе в нос! Так что плавание отпадает.
Идем дальше. Виндсерфинг в Строгино под моросящим осенним дождем — удовольствие тоже сомнительное. Да еще будешь ехать туда полдня. Нет уж, увольте-с. Зато батут недалеко! Или можно бегать через Патриарший мост до парка Горького и обратно. Там для этого все условия. Хорошо, завтра. Нет, завтра не получится, съемка.
В результате на батут я сходила один раз, а бегать не начала вовсе. Все время что-то мешало — то утро было дождливым, то легла поздно, то образовалось много дел. Что поделаешь, Москва.
Творчество Г. В. Свиридова
Важным направлением творчества композитора является Родина. Ее образ красочно описан в большинстве лирических сочинений, где автор рассказывает о народной жизни, русских пейзажах, героях революции.
Еще будучи студентом, начал активно сочинять оперетты и хоровые композиции. Его произведения взаимосвязаны с классической и современной поэзией таких поэтов как Пушкин, Блок, Есенин, Лермонтов, Маяковский, Твардовский и другие.
Георгий Васильевич знаменит своими сочинениями для оркестров. Автор много написал музыки для знаменитых фильмов и киноповестей. Весь мир знает его альбом романсов, в основу которых положены стихи Пушкина.
Сочинения[править | править код]
Вокальные произведения (оратории, кантаты, хоры)
- 6 романсов на слова А. С. Пушкина («Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры») (1935)
- 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
- Музыкальная комедия «Настоящий жених» (1939)
- 3 романса на стихи А. А. Блока (1941)
- «Песни странника», вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана (1941—1942)
- Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
- Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
- Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
- Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954—1955, не окончена)
- Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бёрнса в переводах С. Я. Маршака (1955)
- Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
- Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1957)
- 5 хоров для смешанного хора без сопровождения (1958)
- «Слободская лирика». Семь песен на слова А. Прокофьева и М. Исаковского (1958)
- «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959)
- «Мы не верим!» для голоса, хора и оркестра на слова В. В. Маяковского (1960)
- Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961—1963, исп. 1969)
- «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964)
- Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964)
- Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идёт» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
- Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А. Блока (1965)
- Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965)
- «Весенняя кантата» для хора и оркестра на слова Н. А. Некрасова (1972)
- Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
- Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
- Отчалившая Русь. Поэма на слова С. А. Есенина, для баритона и фортепиано (1977)
- Гимны Родины для хора (1978)
- 25 хоралов для баса и фортепиано (1939—1979)
- «Пушкинский венок» для хора (1979)
- «Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока для смешанного хора a cappella (1979)
- 10 романсов на слова А. А. Блока (1972—1980)
- «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
- «Песни безвременья», концерт для хора a cappella на слова А. А. Блока (1980—1981)
- «Петербург» на слова А. А. Блока, вокальная поэма (1995)
- «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) (1994)
- Вокальный цикл «Смоленский рожок» (слова разных советских поэтов, разные годы)
- Музыка к драматическим спектаклям: «Русские люди» К. М. Симонова (1942, Ленинградский театр драмы им. А. Пушкина, Новосибирск), «Отелло» У. Шекспира (1944, там же) и другие.
Инструментальные произведения
- 7 маленьких пьес для фортепиано (1934—1935)
- Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937)
- Камерная симфония для струнного оркестра (1940)
- Соната для скрипки и фортепиано (1941, черновые наброски)
- Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942, сохранился не полностью либо не завершён)
- Соната для фортепиано. Памяти И. И. Соллертинского (1944)
- Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1944, 2-я ред. 1944—1945)
- Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1945, 2-я ред. 1955)
- Двенадцать пьес для фортепиано (Партита, 1946)
- Семь пьес для фортепиано (Партита фа минор, 1957)
- Альбом пьес для детей. Для фортепиано (1957)
- Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных, 1964)
- «Маленький триптих». Для симфонического оркестра (1964)
- Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера — тема заставки программы «Время» (аранж. С. С. Чекрыжова, 1996 и О. В. Литвишко, 2000)
- Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
- Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1974; первая публикация 1978)
- Симфония ми минор (1936—1937; первое исполнение — 23.09.2016)
Память[править | править код]
Памятник Георгию Свиридову в Курске
- 23 сентября 2005 года в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
- В родном городе композитора Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.
- Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры.
- Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкина назвала открытый 14 октября 1982 года астероид N 4075 в честь Г. В. Свиридова 4075 Sviridov. Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер (1925—1998).
- Имя «Георгий Свиридов» носит Airbus A320 Аэрофлота (б/н VP-BDK).
- C 2001 года в Курске один раз в три года проводится Всероссийский конкурс вокальной музыки имени Г. В. Свиридова.
- C 2005 года раз в два года проводится Международный конкурс юношеского исполнительского искусства имени Г. В. Свиридова. В конкурсе участвуют представители возрастных категорий от 10 лет до 21 года. Номинации конкурса для солистов и ансамблей: фортепиано, скрипка, виолончель, фортепианный дуэт, камерный ансамбль с участием фортепиано (дуэты, трио, квартеты, квинтеты).
- В 2005 году, в Санкт-Петербурге, на территории Гуманитарного университете профсоюзов, на аллее Почётных докторов открыт бронзовый бюст композитора. Скульптор А. Чаркин.
- На домах, где жил композитор, в Москве и Курске открыты мемориальные доски
- Национальный Свиридовский фонд и Свиридовский институт возглавляет сын сестры композитора, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России Александр Сергеевич Белоненко.
- Имя Г. Свиридова присвоено библиотеке села Береговое в Крыму.
Музыкальные школыправить | править код
- Московской детской музыкальной школе на северо-востоке столицы присвоено имя композитора в 1999 году.
- В Екатеринбурге детская школа искусств № 14 носит имя Г. В. Свиридова с 2011 года.
- Детская школа искусств в Выборгском районе Санкт-Петербурга получила имя композитора в 1999 году.
- В подмосковной Балашихе школе искусств № 1 было присвоено имя композитора в 1999 году.
- В Тольятти Детской школе искусств было присвоено имя Г. В. Свиридова в 2006 году.
- В Петрозаводске детская музыкальная школа № 3 носит имя композитора с 2001 года.
- Бердская детская музыкальная школа носит имя Г. В. Свиридова в 2010 году.
- В Курске в 1998 году его именем названа музыкальная школа (ныне Детская школа искусств № 1 им. Г. В. Свиридова), в которой учился композитор.
- Серовская детская музыкальная школа носит имя Г. В. Свиридова с 2002 года.
- Детская музыкальная школа № 1 города Кропоткина носит имя композитора.
- Детской школе искусств № 6 Ростова-на-Дону присвоено имя Г. В. Свиридова в 2002 году.
- 26 июля 2006 года Детской школе искусств № 3 Брянска присвоено имя композитора.
- Губкинская детская школа искусств (Ямало-Ненецкий автономный округ) получила имя Г. В. Свиридова в апреле 2014 года.
- Николаевской детской музыкальной школе (Волгоградская область) имя композитора присвоено в декабре 2005 года.
В 2002 году была создана Ассоциация детских школ искусств и детских музыкальных школ, носящих имя композитора. В Ассоциацию на конец 2018 года входит 13 школ.
Творчество композитора
Поскольку сам Георгий Свиридов на протяжении всей своей жизни любил и боготворил Пушкина, считая его лучшим в своём деле, первые произведения композитора были созданы специально для стихотворений этого великого поэта. Ими стали несколько симфоний и романсов. Самым известным произведением считается «Метель».
По мнению музыкальных критиков, стиль Свиридова менялся на протяжении всего периода его творчества. Так, до поступления в Ленинградскую консерваторию, он создавал в основном классические и романтические композиции, которые были очень похожи на произведения немецких композиторов. Однако с появлением в его жизни педагога Шостаковича Георгий стал писать преимущественно русские композиции, которые с первых же нот проявляли самобытность и настрой автора по отношению к своей родине.
Все написанные Свиридовым произведения трудно пересчитать. Сюда входят и 7 маленьких пьес для фортепиано, и 7 романсов, посвященных стихотворениям Лермонтова, и знаменитая соната для скрипки (к слову, долгое время произведение не удавалось восстановить из-за отсутствующих фрагментов в кульминации), и фортепианный квинтет, и многие другие. По мнению критиков и библиографов, Георгий Свиридов оказал поистине огромное влияние на русскую классическую музыку того времени. Он, как никто другой, умел подчеркнуть самобытность и культуру русской души, обычаи и традиции народов России.
Биография
Творческая биография одного из самых самобытных композиторов XX века тесно связана с музыкальными традициями Курского края. Родился мальчик в семье почтового служащего и учительницы в городке Фатеже в 1915 году
Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего музыканта, стояли по разные стороны политических баррикад. Отец Василий Григорьевич рано увлекся идеями большевизма и во всем поддерживал красных, а мать, рожденная в набожной семье, придерживалась монархических взглядов.
Георгий Свиридов | Gamesounds
Елизавета Ивановна Свиридова, урожденная Чаплыгина, с юных лет пела на клиросе, что сильно сказалось на будущих музыкальных пристрастиях ее сына.
Родственники по линии матери — дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города. В детстве мальчик регулярно посещал небольшую церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии, особенно он любил службу Чистого Четверга.
Георгий Свиридов в молодости
Впоследствии детские впечатления вылились не только в любовь композитора к вокальному творчеству, но и в создание поздних опусов на религиозные темы, которые вышли из-под пера автора в начале 90-х.
С началом гражданской войны отец Георгия Свиридова трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырехлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Одинокая мать в поисках работы переезжает в Киров к дальним родственникам.
Георгий Свиридов | KudaGo
К интересным фактам жизни композитора можно отнести следующий случай. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Свиридовой предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, не долго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.
Маленький Юра не только увлекся музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве иностранных и русских поэтов. К тому же, заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро осваивает этот инструмент для исполнения музыкальных композиций на одном из торжеств.
Георгий Свиридов за инструментом | Ekburg
В 1929 году он поступает в курскую музыкальную школу в класс к Вере Уфимцевой. На вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей.
Вторым учителем композитора стал Мирон Крутянский. Он посоветовал Георгию Свиридову продолжить обучение музыке в Ленинградском музыкальном техникуме. И в 1932 году юноша поступает на курс к пианисту Исайи Браудо.
Георгий феноменально учится, быстро осваивая фортепианную технику, а по вечерам подрабатывает тапером в кинотеатре, но его мудрый учитель все-таки обращается к дирекции учебного заведения с просьбой перевести Георгия Свиридова на композиторский курс.
Георгий Свиридов в молодости | Проза
Юра поступает в класс Михаила Юдина, а в 1936 году становится студентом Ленинградской консерватории, где занимается в классе П. Рязанова и Д. Шостаковича. С Дмитрием Дмитриевичем они становятся друзьями. Старший товарищ сильным образом повлиял на мировоззрение Свиридова, навсегда привил ему любовь к национальным истокам.
Через год после поступления Георгия принимают в Союз композиторов. Выпускными работами юноши стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра.
https://youtube.com/watch?v=xm8kpZoX32k
Последние годы жизни
Эльза Густавовна была тонким знатоком искусства и ценителем творчества своего супруга. Во многом она направляла его советами и своим взглядом со стороны. Она пережила мужа только на 4 месяца, некоторое время успев побывать единственным директором фонда имени Г. Свиридова.
Георгий Свиридов | Fetmuzclips
После смерти Эльзы Свиридовой это место оставили навсегда за ней. Последние годы своей жизни тяжелобольной композитор много времени проводил на даче, занимаясь написанием музыки и любимой рыбалкой. На фото этого периода Георгий Свиридов запечетлен как серьезный вдумчивый философ, поглощенный думами об отчизне. Умер композитор в канун Рождества 1998 года.
Биография Свиридова кратко
В простой крестьянской семье Курской области в конце 1915 года на свет появился мальчик. Младенца нарекли Георгием.
В 1917 году по стране пронесся огненный вихрь революции и отца Георгия объявили «врагом народа» и расстреляли, как и многих других ни в чем не повинных людей.
Детство Георгий Васильевич провел с маменькой. С ней они после смерти отца переехали на жительство в Курск. На этот шаг мать решилась, потому что в Курске жили родственники и была работа для нее, что не позволило ей с сыном умереть от голода. Именно в этом провинциальном русском городе у Георгия проснулась тяга к музыке. И первые свои экзерсисы он сыграл именно там. Причем виртуозно юный музыкант владел и балалайкой, и роялем.
Время шло. Мальчик взрослел, развивал свой талант. И вот, наконец, наступил 1932 год. Георгий поступил в Центральное ленинградское музыкальное училище.
Учится мальчик увлеченно и целенаправленно. Музыка – это его все. Ему посчастливилось учиться у корифеев отечественной музыки. Например, это Шостакович, создатель знаменитой «Ленинградской симфонии».
Георгий в этот период времени много создал этюдов, прелюдий. Также он увлечен созданием романсов на стихи Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Вильяма Шекспира….
Примерно в сороковые годы Георгий Васильевич предпочтение отдает инструментальным ансамблям. После окончания Великой Отечественной войны он удостоен Государственной премии по инструментальному направлению.
В пятидесятые годы у Свиридова новое увлечение: романсы на стихи армянских поэтов. Из этой затеи в свет вышел цикл вокальных партий под названием «Страна отцов». Причем знатоки его творчества говорят о том, что несмотря на армянские корни музыка на эти стихи истинно русская.
Во второй половине пятидесятых годов Георгий Свиридов обращается к творческому наследию Сергея Есенина. И поэтому пишет музыкальное произведение его памяти посвященное. В нем непостижимо переплетаются Россия и революция, красота природы и крестьянский труд, исторические реалии и бытовые подробности.
После Есенинских мотивов приходит увлечение творчеством Владимира Маяковского. Он посвящает певцу футуризма музыкальную партию на тему новой жизни и месте истинного поэта в ней.
Стоит отметить, что за музыкальное произведение, посвященное творчеству Маяковского, Свиридов был удостоен высокой награды – Ленинской премии.
Время идет. Одно десятилетие неукоснительно сменяет другое. Наступают шестидесятые годы. Это время для Свиридова ознаменовано обращением к простоте. В центре его музыкальных пристрастий прошлое России, ее старина. Ему на этом этапе интересен фольклор. И он пишет на эту тематику свои музыкальные произведения. Они о песнях, сказках, крестьянстве, женщинах, работе и необъятной широте России.
В семидесятые годы Свиридов Георгий Васильевич музицировал на пушкинскую тему. Он писал партитуры к «Метели» замечательного классика девятнадцатого века. Эти экзерсисы по праву считаются визитной карточкой композитора.
Не так давно, в 1998 году Свиридова не стало. Сердце великого композитора перестало биться навсегда.
Музыкальное наследие Свиридова навсегда войдет в сокровищницу мировой культуры.
4, 5 класс композитора для детей
Интересные факты и даты из жизни