Пощупово иоанно богословский монастырь в рязанской области
Содержание:
- Литература
- Как добраться?
- Деятельность прихода
- Как доехать в Пощупово
- Монастырь сегодня
- Описание архитектуры
- Святой источник в Пощупово
- История обители
- Описание архитектуры
- Библиотека монастыря
- Подворье монастыря
- Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Великая княгиня и Гессенская принцесса. Служение России преподобномученицы Елисаветы
- История
- Греческое общество села Чернополье
- Монастырь Иоанна Богослова в Суроти
Литература
- Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. — М.: Издание А.Д. Ступина, 1908. — С. 715—717. — 1004 с. (Репринтное издание — СПб.: Альфарет, 2007)
- Михайловский Е. В., Ильенко И. В. Рязань. Касимов: Художественные памятники XII—XIX веков / Оформление Ф. Б. Збарского. — М.: Искусство, 1969. — 240 с. — (Архитектурно-художественные памятники городов СССР). — 50 000 экз. (в пер.)
- Свято-Иоанно-Богословский монастырь. — Рязань, Лето, 2004. 48 с.
- Низовский А. Ю. Православные храмы и монастыри. — М.: Вече, 2005. — 368 с. — (Наши традиции). — 5000 экз. — ISBN 5-9533-0627-X. (в пер.)
- Свято-Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии / Подгот.: архим. Авель и др. — М.: ИНЭС, 2007.
- Дионисий (игумен). Свято-Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии: Путеводитель по обители и ближайшим окрестностям / Игумен Дионисий (Порубай), Б. Н. Кузык. — М.: ИНЭС (Чебоксары), 2010. — 102, с.: фот., схем. — 3000 экз. — ISBN 978-5-93618-170-2.
Как добраться?
Патмос, Греция, довольно уединенный остров. Чтобы добраться туда, надо приложить усилия. Наверное, поэтому, пляжный отдых там развит не так, как на популярных греческих островах. Своего аэропорта на Патмосе нет, поэтому остается только один путь – по воде. Можно прилететь в Афины (и осмотреть достопримечательности), а оттуда сесть на паром на Патмос. Здесь нужно учитывать, что мест на пароме может не хватить, поэтому лучше забронировать себе билет заранее.
До Патмоса можно добраться и от соседних островов. Например, из острова Кос. Оттуда ежедневно отправляются катамараны, и дорога займет пару часов. Транспорт ходит и от плодородного острова Самос. Там есть кораблик Flying Dolphin, который и отвезет к пункту назначения. Путешествие займет около часа. Цены и расписание движения водного транспорта смотрите на сайте www.aegeanflyingdolphins.gr.
Кроме этого, до Патмоса можно добраться с острова Родос. Правда, Родос находится дальше. На катамаране придется плыть четыре часа. Он ходит ежедневно, кроме понедельника. Правда, если у вас бывает морская болезнь, такое длительное путешествие может выбить вас из колеи. Но если вы задались целью посетить эту жемчужину христианства, испытания дорогой не собьют вас с пути!
Узнайте цены или забронируйте авто онлайн в одной из 160 стран
Деятельность прихода
В монастыре имеется большая библиотека, собранная монахами и включающая собрания как рукописных, так и печатных книг. На сегодняшний день это самая крупная библиотека христианских книг в мире, по подсчетам ученых в ней хранятся около тысячи книг, написанных вручную и около полутора тысяч печатных книг XVII — XVIII веков.
Кафоликон (главный храм) монастыря Иоанна Богослова на Патмосе
К тому же сейчас в библиотеке хранится уже несколько тысяч современных христианских книг, а также множество некоторое количество уникальных документов, раскрывающих историю монастыря.
Самая ранняя рукопись, обнаруженная в монастырской библиотеке, датируется V веком. К тому же большинство из изданий до обнаружения их на Патмосе считались пропавшими, что позволяет судить о их высокой ценности.
На заметку! Ежегодно, в конце августа, на острове проходит Международный фестиваль церковной музыки, на котором представляют свое дарование коллективы из разных стран.
Богослужение в монастыре
Богослужения в монастыре проводятся ежедневно с 3 до 6 утра по будням. В дни церковных праздников здесь проходят расширенные богослужения, как правило, с участием священников и монахов из России.
Святыни
Главная святыня монастыря — икона апостола Иоанна, предположительно написанная в XII веке. Ее иконостас выполненный из ореха и дуба, в XIX веке был позолочен, а святые образы, запечатленные в окладе, были некогда подарены императрицей Екатериной II. Кроме того, среди святынь, хранящихся в обители можно выделить:
- цепи апостола Иоанна Богослова;
- мощи Святого апостола Фомы;
- голова священномученика Антипы Пергамского;
- мощи преподобного Христодула Никейского;
- мощи преподобного Макария Патмосского;
- 3 креста с частицами Честного Древа;
- частица мощей великомученика Федора Стратилата;
- частица мощей святого великомученика Пантелеимона;
- частица мощей преподобного Стефана Нового;
- обувь преподобного Христодула.
Рака с мощами преподобного Христодула, основателя монастыря
Престольные праздники
Ежегодно — 9 октября, в день памяти святого Иоанна Богослова на острове Патмос проходят праздничные службы. В пещере Апокалипсиса также утром и вечером проходят литургии. А днем богослужение проходит также на берегу Эгейского моря, где когда-то, согласно преданиям, Иоанн крестил первых христиан.
Как доехать в Пощупово
Добраться до Пощуповских святых мест не сложно как собственным транспортом, так и общественными видами пассажирских перевозок.
- из Москвы легко доехать поездом «Москва-Рязань» (с Казанского вокзала). Выходите на вокзале «Рыбное» и пересаживайтесь на рейсовый автобус «Рязань-Новосёлки», либо маршрутку «Рязань-Костино», можно вызвать местное такси «Народное». Автобус обойдется около 50 рублей, такси 150-200 рублей.
- на личном авто едьте по М5 «Урал»в сторону Рязани. На перекрестке д. Баграмово и Рыбное (Константиново) поверните на Рыбное (следуйте указателям), а далее двигайтесь в направлении к селу «Новосёлки». Святой источник будет находится направо сразу после поворота на деревню Медведево. Пощупово прямо, Новоселки налево по главной.
По приезду личный транспорт можно оставить на стоянке или около ворот храма. Там большая площадка, просматриваемая камерами со всех сторон, поэтому можно не переживать за сохранность авто. Можно оставить машину на парковке святого источника, и там дойти с другой стороны пешком в Иоанно Богословский монастырь. Если вы приезжаете, чтобы потрудиться на благо храма, обратитесь к монаху. Возможно, вас благословят и позволят оставить машину на территории монастыря наряду с транспортными средствами местных тружеников.
Монастырь сегодня
В наши дни обитель действующая. Попасть на ее территорию можно в любой день с утра до вечера. Утренние службы проходят в 6.30 по будним дням и в 8.30 по воскресеньям, а вечерние — в 17.00. Все ежедневные богослужения совершаются в Успенском соборе и Никольском храме.
Для туристов при монастыре открыта гостиница. Она находится в двухэтажном паломническом центре и располагает комфортабельными номерами со всеми удобствами. Те, кто останавливаются здесь, могут пообедать в трапезной.
Святые ворота
Каждый день монахи проводят экскурсии по монастырю. Во время них туристам рассказывают об истории обители и ее настоятелях, водят в монастырские храмы и разрешают подняться на Малую колокольню, чтобы полюбоваться ансамблем монастыря и просторной поймой Оки.
Монахи шефствуют над заключенными мужской колонии под Рязанью и занимаются сельхозработами. Подворье обители расположено в областном центре, неподалеку от центральной площади города. Оно открыто ежедневно с 10.00 до 19.00.
Описание архитектуры
Довольно трудно не обратить внимание на то, какой ценностью является мужской монастырь святого Иоанна Богослова с точки зрения архитектуры и монументального искусства. Стены часовен украшены мозаикой, содержащей сцены пребывания Иоанна Богослова на этом острове
Пещера Иоанна Богослова на острове Патмос
Чуть севернее самого монастыря расположено знаковое для всех христиан место — пещера Апокалипсиса, именно в ней святой Иоанн когда-то получил откровение. В самом углу пещеры есть некоторое углубление, которое сегодня даже отгорожено небольшой позолоченной загородкой, считается, что именно на это место, засыпая, склонял голову Иоанн. Рядом еще одно углубление — небольшая ямка, которая на самом деле является местом, куда святой прикладывал свою ладонь, ежедневно поднимаясь с места, служившего ему кроватью.
Святой источник в Пощупово
Святой источник является немаловажной достопримечательностью, представляющей собой экологически чистый родник, «заряженный» целебной силой молитв. Обычно там собирается очередь, чтобы набрать воды для оздоровления организма
Её температура в любое время года не выше/не ниже +4°C.
Вблизи святого источника в Пощупово располагается (круглогодично) действующая купель. В старину туда входили вначале женщины, а затем мужчины, чтобы окунуться в святую воду. Однако купель была очень маленькой, что провоцировало огромнейшие очереди. Сегодня построена новая просторная купель, имеющая 2 отдельных входа для женщин и мужчин, обитая древесиной и имеющая ступеньки, облегчающие спуск к воде.
Чтобы оздоровиться в купели необходимо двоекратно окунуться в святую воду, и третий раз обязательно с головой. И так три раза Местные жители и частые паломники осведомлены, поэтому трудностей при проведении процедуры у них не возникает. Для новичков на стене висит подробная инструкция, поэтому искупаться в купели правильно может каждый.
История обители
По преданию, мужскую обитель основали греческие монахи, пришедшие на эти земли в конце XII — начале XIII века. Они принесли с собой древнюю икону Иоанна Богослова, которую написал в VI веке византийский мальчик-сирота. Древний образ и стал первой святыней новой монашеской общины.
Поначалу иноки жили в пещерах на склоне холма. Под землей они обустроили небольшие кельи и места для молитв. В XVI-XVII веках монастырь разоряли крымские татары, однако он всякий раз быстро возрождался.
До XVII века все монастырские постройки были сделаны из дерева, но потом на берегу Оки началось каменное строительство. Во время церковной реформы, проведенной российской императрицей Екатериной II, Иоанно-Богословскую обитель отнесли к монастырям третьего класса. Насельников здесь было немного, и к середине XIX века обитель совсем запустела. Церковные власти хотели закрыть ее, однако, этого не произошло.
В 1860 году богатый купец Давид Иванович Хлудов приобрел рядом с монастырем имение. Благодаря хлудовским деньгам, главный монастырский храм полностью перестроили и приобрели богатый резной иконостас. Иконы для него написал талантливый рязанский изограф Николай Васильевич Шумов.
Вид монастыря с запада
Год от года монастырь расстраивался и хорошел. К началу XX века в нем жило более ста насельников. Монахи владели более 5000 га сельскохозяйственных угодий, на которых выращивали зерно и овощи. Чтобы обучиться грамоте, письму и счету, в монастырь приходили дети из соседних деревень.
После революции 1917 года многое переменилось. В начале 1930-х годов в стране развернулась активная антирелигиозная кампания. Настоятеля монастыря архимандрита Зосиму (Мусатова) и братию арестовали и сослали в Казахстан. Богослужения в обители прекратили, а монастырские постройки стали использовать для различных хозяйственных нужд. В годы советской власти внутри Успенского собора размещалась мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники. В каменных зданиях находились детская колония и склады Министерства внутренних дел.
Монастырские архивы и библиотека были уничтожены, поэтому сведений о проживавших здесь монахах почти не осталось. Из старых фотографий сохранился единственный снимок, сделанный в начале прошлого века. На нем запечатлены преподаватели и воспитанники церковно-приходской школы. Самой большой потерей считается утрата древней иконы Иоанна Богослова. Она пропала в 1931 году, и судьба монастырской святыни до сих пор не известна.
Иоанно-Богословскую обитель начали возрождать в конце 1980-х годов — одной из первых на Рязанской земле. Потребовались долгие годы, чтобы восстановить полуразрушенные храмы и построить новые здания.
Собор Иоанна Богослова
Описание архитектуры
Довольно трудно не обратить внимание на то, какой ценностью является мужской монастырь святого Иоанна Богослова с точки зрения архитектуры и монументального искусства. Стены часовен украшены мозаикой, содержащей сцены пребывания Иоанна Богослова на этом острове
Пещера Иоанна Богослова на острове Патмос
Чуть севернее самого монастыря расположено знаковое для всех христиан место — пещера Апокалипсиса, именно в ней святой Иоанн когда-то получил откровение. В самом углу пещеры есть некоторое углубление, которое сегодня даже отгорожено небольшой позолоченной загородкой, считается, что именно на это место, засыпая, склонял голову Иоанн. Рядом еще одно углубление — небольшая ямка, которая на самом деле является местом, куда святой прикладывал свою ладонь, ежедневно поднимаясь с места, служившего ему кроватью.
В пещере также представлена некоторая кафедра, если верить преданию, то за ней сидел ученик Иоанна — Прохор и вел записи со слов Иоанна.
Библиотека монастыря
Монастырская библиотека обладает обширным собранием рукописных и старопечатных книг. Первые из них появились в монастыре при игумене Христодуле. В описи библиотеки начала XII века значились 330 рукописей (из них 267 на пергамене и 63 – на бумаге). Библиотека активно пополнялась: уже в описи 1335 года кроме богословских трудов указаны книги по истории и философии (сочинения Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона и др.). Самые ранние рукописи в этой описи относятся к V веку. В середине более полный каталог был составлен Иоанном Саккелионом, которым было указано множество сочинений, бывших до тех пор совершенно неизвестными историкам или считавшиеся утраченными.
В настоящее время библиотека является одной из наиболее крупных христианских библиотек. В ней хранится более тысячи рукописных книг (194 из них относятся к византийскому периоду), 11 инкунабул, около 1 200 печатных книг XVI-XVIII веков и несколько тысяч современных. В архиве монастыря хранятся уникальные документы по его истории начиная от хрисовула Алексея Комнина, положившего начало монастырю.
Подворье монастыря
При подходе к монастырю видна высокая колокольня, за которой находится Иверская часовня. Неподалеку расположена иконная лавка. Здесь можно заказать требы и приобрести свечи, книги, иконы, крестики и другие православные атрибуты.
Немного далее находятся братские корпуса, торцом к ним стоит собор Иоанна Богослова. За храмом расположен Успенский собор. Рядом находится гостиница и трапезная. К услугам паломников предоставляются уютные номера на одного или нескольких человек. Размещение осуществляется за денежные пожертвования от 900 руб.
На территории монастыря можно попробовать очень вкусные хлеб, пирожки, квас, травяной чай, коровье молоко.
Немного далее находится Музей архимандрита Авеля. Экспозиция рассказывает о тяжелой жизни священника, его огромной роли в возрождении монастыря.
Святой источник
Возле монастыря есть святой источник с целебными свойствами. Здесь организована купель, открытая для посещения круглый год. В ее водах паломники охотно оздоравливают тело и душу. Недавно построена небольшая часовня, в которой время от времени проходят богослужения.
Часовня у целебного источника, Максим Шанин
Святыни
В стенах монастыря хранятся частицы мощей Божьих угодников, которые умерли в разные временные эпохи. Некоторые из них были учениками и апостолами Иисуса Христа. В монастыре стоит большой мощевик, в котором хранятся мощи более 120-ти святых.
Также в обители имеются ценные иконы: чудотворная икона Божией Матери «Знамение Корчемная», чудотворный образ Тихвинской Божией Матери.
Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи
15.02.2021
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.
Дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Сретения Господня, в который по сложившейся в нашей Церкви традиции мы отмечаем также и День православной молодежи.
Ныне мы вспоминаем знаменательное событие, которое имеет не только историческое, но и огромное духовное значение. С одной стороны, в лице праведного старца Симеона и Богомладенца Иисуса происходит символическая встреча Ветхого и Нового Заветов. А с другой стороны, это встреча конкретного человека с Богом.
Встреча с Богом занимает совершенно особое место в нашей жизни. Вместе с верой мы обретаем подлинный смысл бытия и прочную нравственную основу, а когда стремимся деятельно воплощать Евангельские слова в каждодневном подвиге, Господь дарует нам духовное зрение и способность с рассуждением смотреть на многие вещи. Эти ценные качества сегодня, как мы видим, очень востребованы, ведь разобраться в лавинообразном потоке информации бывает порою крайне непросто. Как непросто бывает и противостоять попыткам злонамеренных сил втянуть нас в безрассудные авантюры, сомнительные и даже опасные предприятия.
Но духовное зрение — это вовсе не удел лишь убеленных сединами старцев, как может показаться на первый взгляд. Вы наверняка хорошо помните из уроков истории о героических подвигах великого князя Александра Невского, которого Русская Православная Церковь почитает в лике святых. Хотел бы напомнить, что победу в битве на Неве великий князь одержал в 19-летнем возрасте, а ливонских рыцарей разгромил на льду Чудского озера, не достигнув 21 года. Несмотря на свою молодость, он был наделен от Бога удивительной мудростью, духовной и физической силой, а также глубоким пониманием того, что полезно для страны и народа.
В этом году мы празднуем 800-летие со дня рождения благоверного князя. В ознаменование церковно-государственных торжеств, приуроченных к этой дате, рад объявить этот юбилейный год «Годом Александра Невского», а также дать старт всероссийскому творческому конкурсу «Александр Невский» и предложить молодым людям проявить свои способности в память о великом князе. Пусть жизненный подвиг этого замечательного русского святого вдохновит вас не только на создание ярких художественных и музыкальных произведений, но и будет неизменно служить примером для подражания, а кому-то, возможно, поможет встретиться с Богом и приобщиться к богатой духовной сокровищнице православной культуры.
Призываю на всех вас благословение Христово.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Благовещение Пресвятой Богородицы
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля (нов ст.), отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова. Он имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Это — один из двенадцати основных праздников в память принесенной Архангелом Гавриилом деве Марии благой вести о ее непорочном зачатии и будущем рождении Иисуса Христа.
В Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в нашем монастыре 7 апреля священники обители отслужили Литургию свт. Иоанна Златоуста. Накануне вечером, было отслужено праздничное всенощное бдение. Его возглавил протоиерей Николай Сафонов.
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в свое время сказал такие слова об этом празднике: «Наше отношение к Благовещению, к непорочному зачатию Пресвятой Девой Сына Божия должно характеризоваться одним словом: благоговение. Нам следует благоговейно веровать в то, что Божия Матерь, по словам святого Амвросия Медиоланского, и после того, как зачала во чреве, осталась Девой, и после того, как родила, осталась Девой. Такова вера Церкви. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Дух Святой засиял в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, образовав совершенного Человека не по закону природы… не из человеческого семени, но… неизъяснимо исткав в ней Зародыш, словно некую ткань, для спасения людей».
Сокрытая здесь великая Божественная тайна не обнаруживает себя ни в человеческом разуме, ни в знаниях, ни в воображении. Стать сопричастником ее возможно только силой веры, ибо содержание, значение и реальность этой тайны открываются нам в религиозном опыте».
Великая княгиня и Гессенская принцесса. Служение России преподобномученицы Елисаветы
01.06.2021
Предлагаем вашему вниманию доклад инокини Ангелины (Косаревой), насельницы Свято-Варсонофьевского женского монастыря, Краснослободской епархии прозвучавший в ходе работы регионального этапа Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «СВЯТОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ», посвященных 800-летию св. благоверного великого князя Александра Невского).
***
«Я жажду благодарить, благодарить каждую минуту за все, что мне дал Господь. Я жажду принести Ему мою ничтожную благодарность, служа Ему и Его страждущим детям… Ни одной минуты я не думаю, что совершаю подвиг, это радость, я не вижу и не чувствую скорбей по безмерной милости Божией».
В.К. Елизавета Федоровна — Императору Николаю II, 18 апреля 1909
Служение как понятие.
Служение (ст. слав. – общинная служба) – это тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высоко продуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение – это бескорыстие общественно ценных мотивов. .
Служение (греч. diakonia, лат. ministerium — служба) — служение Богу в Иисусе Христе, осуществляемое церковью и отдельными людьми благодаря силе Святого Духа. .
О служении в Священном писании Библейская энциклопедия Брокгауза сообщает следующее:
«В Новом Завете встречаются шесть понятий и родственных им выражений, наполненных единым богословским содержанием, которые характеризуют жизнь христианина как «служение Богу». Одно из них слово диаконейн первоначально означало «прислуживать за столом», «обеспечивать всем необходимым» (Лк. 10:40; Лк. 12:37; Ин. 12:2; Деян. 6:2). Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в Новом Завете слово диаконейн употребляется по отношению к спасительной миссии Иисуса Христа (Мк. 10 и парал.), обретая тем самым свое главное значение: «христианское служение».
Исходя из выше сказанного, понятно, что служение, как ревностное исполнение своей деятельности, — долг каждого гражданина и патриота. А вот служение, как подвиг самоотвержения, в его главном значении – служения Богу и ближним, удел немногих христиан. Одной из таких диаконисс Господних была прмц. Елисавета Фёдоровна Романова. Достоин восхищения тот факт, что, родившись в лютеранской семье, эта принцесса Гессен-Дармштадская всей душой полюбила Русскую землю и не только приняла православную веру, но и с радостью служила «страждущим детям» Господним до самой мученической кончины.
История
Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря. В. В. Зверинский приводит информацию о том, что монастырь существовал уже в 1237 году, и к этому времени в нем уже находился подаренный рязанским князем чудотворный образ Иоанна Богослова из Константинополя, согласно легенде, защитивший монастырь от разграбления Батыем.
В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения и 1572 годов). Вероятно, расположенная неподалёку Пощуповская пещера представляет собой пещерную часть монастыря. Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесён на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесён по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.
Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова — потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии. В 1860 году неподалёку от обители он приобретает загородное имение. Иоанно-Богословский собор полностью реконструируется и в нём устраивается новый иконостас. Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь был преобразован в общежительный. На его средства восстановлены соборы монастыря: Иоанно-Богословский и Успенский, отремонтирована ограда, построена новая 80-метровая колокольня (1901 года), по проекту архитектора И. С. Цеханского). Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нём весьма возросло и составило более 100 человек. К 1892 году при монастыре была обустроена школа для крестьянских детей (мальчиков) на 50 человек.
В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднён. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно. На территории монастыря находились сначала детская колония, затем склады МВД. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращён РПЦ. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.
В 2004 году управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего первым в истории обители настоятелем-архиереем. Летом 2006 года по решению Священного Синода епископ Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.
В настоящее время настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря является управляющий Рязанской епархией, митрополит Марк (Головков).
Греческое общество села Чернополье
Женский монастырь св. ап. и ев. Иоанна Богослова находится в 30 минутах езды от города Салоники. Тихая обитель расположена в небольшом городке Суроти. Помог основать монастырь афонский старец Паисий Святогорец.
Монастырь св. ап. и ев. Иоанна Богослова
Женский м��настырь св. ап. и ев. Иоанна Богослова находится в 30 минутах езды от города Салоники. Тихая обитель расположена в небольшом городке Суроти. Помог основать монастырь афонский старец Паисий Святогорец. Однажды к нему обратились женщины, которые хотели основать монастырь, где они могли бы жить по строгим афонским правилам. Вскоре старец нашел прекрасное живописное место для женского монастыря, получил благословение на его основание у архиерея , и в 1967 году в обители поселились первые сестры. Сейчас их 67, и они действительно живут по старым афонским традициям. Службы проходят при свечах без электричества. Сохранилась в монастыре и другая традиция, свойственная многим монастырям в Греции, — угощать посетителей лукумом и холодной водой. Чтобы попасть в монастырь, нужно подняться в гору. Так что такое угощение приходится очень кстати.
Отец Паисий постоянно поддерживал обитель и два раза в год вплоть до свой смерти 12 июля 1994 году приезжал в гости к сестрам с Афона. Умер он в Суроти, похоронен там же. Как говорят сестры, это правильно. Если бы он был похоронен на Афоне, женщины не смогли бы приходить к нему.
Могила старца Паисия Святогорца
Могила Старца является одной из главных святынь монастыря, к ней стремятся тысячи паломников. Около могилы постоянно находится одна из монахинь, которая следит за порядком. Люди стремятся сюда, чтобы почтить память этого удивительного человека.
Старец Паисий Святогорец, в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских (в Турции) в 1924 год в многодетной семье. Через две недели после рождения Арсения фарасийские греки бежали из Турции в Грецию. Перед отъездом святой Арсений Каппадокийский (1841—1924), бывший тогда приходским священником в селе, окрестил мальчика и дал ребенку свое имя. Так же он произнес слова, которые стали пророческими для Паисия : «Хочу оставить после себя монаха».
В детстве маленький Арсений любил читать жития святых, его старший брат даже отбирал и прятал от него книги. Юность Арсения прошла в городе Коница, где он учился в школе и получил профессию плотника. Началась Гражданская война в Греции (1944—1948), он был призван в действующую армию. Отслужив, Арсений ушел на Афон, в 1954 году принял рясофор с именем Аверкий. А через два года был пострижен в малую схиму с именем Паисий. С 1958 по 1962 год он проживал Коницком монастыре в селении Стомио, после чего отправился на Синай. Два года провел в скиту святых мучеников Галактиона и Епистимии на Синайской горе, где и сейчас сохранилась его келья, но потом из-за болезни легких вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.
В 1966 году болезнь развилась так сильно, что отцу Паисию удалили большую часть легких. Именно тогда к нему обратилось несколько женщин с просьбой помочь основать монастырь, в котором ему и суждено было быть похороненным.
Мощи св. Арсения Кападокийского
Мощи св. Арсения Кападокийского неслучайно оказались в монастыре, в создании и в жизни которого отец Паисий сыграл огромную роль. Они родились в одном селе, и именно св. Арсений крестил отца Паисия, дав ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха». Это произошло в Фарасах Каппадокийских, где св. Арсений Кападокийский был приходским священником в то время.
В раннем возрасте Арсений Кападокийский лишился родителей. Получил образование в семинарии в Смирне (совр. Измир, Турция). В 26 лет принял монашеский постриг в монастыре Иоанна Предтечи в Зинджи-Дере в Кесарии (совр. Кейсери, Турция), был рукоположен во диакона и направлен митрополитом Паисием II в Фарасу обучать детей грамоте по церковным книгам.
В 1870 г. преподобный Арсений был рукоположен в сан священника и возведен в сан архимандрита. Он совершил 5 паломничеств на Святую Землю, и поэтому его прозвали Хадж-эфенди. Пастырская деятельность преподобного продолжалась в Фарасе до 55 лет. Он наставлял и утверждал в вере жителей греческого анклава, постоянно находившегося под угрозой уничтожения. Преподобный Арсений предвидел грядущие испытания ― войны и исход с родной земли. В 1924 году при переселении малоазийских греков он сопровождал свою паству и умер через 40 дней после прибытия в Грецию на острове Корфу. Мощи преподобного были перевезены сначала в г. Коницу, а затем в монастырь Иоанна Богослова в Суроти.
Монастырь Иоанна Богослова в Суроти
В Греции, а именно в селении Суроти существует женский монастырь, где 67 монахинь живут по строгим афонским правилам и служат только при свечах. Обитель была основана афонским старцем Паисием Святогорецем.
Святой Старец Паисий Святогорец, (до крещения Арсений Езнепидис), родился 25 июля 1924 года в Фарасе, в Кападокии (Малой Азии). В семье, кроме Арсения было еще девять детей. Спустя две недели после рождения Арсения случился обмен населения и фарасийские греки уехали из Турции в Грецию, а турки из Греции в Малую Азию. Но, перед их отъездом святой Арсений Каппадокийский (1841-1924), приходский священник в селе Фарас, окрестил маленького, дав ему свое имя и пророчески сказав, что хочет оставить после себя монаха.
Семья Арсения поселилась в селе Коница. Здесь он окончил школу и получил профессию плотника. С детских лет Арсений любил читать жития святых. Бывали случаи, когда старший брат прятал от брата книги. Арсений молитвами старался развивать в себе смирение и любовь.
Когда в Греции началась Гражданская война (1944-1948годах), Арсения призвали в действующую армию. Он получил воинскую специальность радиста и три с половиной года служил Родине. После службы Арсений ушел на Святую Гору, приняв 1954 году рясофор с именем Аверкий. Спустя два года он был пострижен в малую схиму с именем Паисий. С 1958 до 1962 года отец Паисий прожил в селении Стомио, в Коницком монастыре, а затем отправился на Синайскую гору, где провел два года в ските святых мучеников Глактиона и Епистимии. Позднее из-за болезни легких он вернулся на Афонскую гору, поселившись в Иверском скиту.
В 1966 году отца Паисия положили в больницу и отняли часть легких. В больнице, к нему обратились несколько женщин, с просьбой помочь основать обитель с афонским уставом. После получения благословения архиерея, старец нашел место для строительства женского монастыря, где первые сестры начали поселяться уже в 1967 году. Первые два месяца отец Паисий прожил в монастыре, помогая монахиням наладить строй обители. Игуменья Филофея в одной из первых книг о старце, которые были изданы в Суроте, пишет что будучи 43-х летний отец Паисий обладал старческой мудростью и вникал как в самые простые, так и в самые духовные вопросы жизни. Он помогал сестрам своими советами, а находившись на Святой Горе посылал им письма. Отец Паисий навешал монастырь в год два раза, и до самой смерти опекал обитель.
Старец умер в 70 возрасте, 12 июля 1994 года и был похоронен именно в монастыре Иоанна Богослова в Суроти.
В монастыре функционирует библиотека, где любознательным паломникам выдают почитать книги об отце Паисие. Библиотека находится в архондарике — это помещение где монахини встречают гостей. Здесь сестры угощают приходящих чашечкой кофе и сладким рахат-лукумом. Угощать гостей – традиция Афона.