Михаил лермонтов «бородино»

Краткое содержание

Молодой солдат обратился к участнику Отечественной войны 1812 года, чтобы тот рассказал о войне с Наполеоном. Больше всего его интересовало великое Бородинское сражение, которое стало решающим в противостоянии с французской армией. Старый воин поведал о былых сражениях, о мужественных солдатах, которым незавидная «досталась доля: немногие вернулись с поля». Они бы ни за что не отдали Москвы, «не будь на то господня воля». Отважным воинам «досадно было, боя ждали». Им было очень больного от того, что они вынуждены отступать, отдавая врагам на растерзание родную землю. Однако нужно было исполнять приказы главнокомандующего, и бойцы повиновались.

Но вскоре ситуация изменилась – отыскали большое поле для сражения недалеко от деревни Бородино, «построили редут». Когда «утро осветило пушки и леса синие верхушки», французы начали наступление. В течение двух дней продолжались ожесточенные сражения, но ни одна из сторон не собиралась сдавать свои позиции. Все с нетерпением ожидали третий день, который должен был стать решающим в схватке. Русская армия, собрав все свои силы, нанесла сокрушительный удар по французам.

Победа над ненавистным врагом принесла не только огромную радость, но и боль от страшных потерь. После завершения битвы русские воины принялись подсчитывать «раны, товарищей считать». Старый солдат очень гордился тем, что русский народ смог отстоять свою отчизну и не отдать врагам родную землю.

Смысл произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов в своём творчестве особо выделял тему исторических событий своей страны. Своим произведением поэт показал своё отношение к войне 1812 года. Смысл стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова заключается в том, чтобы продемонстрировать читателям, как простой человек переживает за судьбу своей Родины.

В основе произведения лежат подлинные рассказы людей, которые принимали непосредственное участие в Бородинской битве. Это стихотворение принадлежит к гражданской лирике. М.Ю. Лермонтов построил «Бородино» в виде диалога. Два человека. Один из них — реальный участник страшной битвы. Диалог постепенно становится рассказом о подвигах простого народа. Солдат-артиллерист без прикрас говорит о великом сражении.

В начале стихотворения М.Ю. Лермонтов сравнивает прошлое и настоящее. Он восхищается стойкостью, мужеством, внутренней силой, патриотизмом простых людей. Народ готов был отдать свою изнутри на благо своей страны. Ради светлого и счастливого будущего люди шли на подвиги. Когда поэт говорит о нынешнем поколении, в его словах прослеживается тоска, грусть. М.Ю. Лермонтов критично высказывается относительно настоящего времени. «Богатыри — не вы». Этой фразой автор подчёркивает, что важный этап жизни страны завершён, период подвигов окончен.

Основная часть произведения посвящена воспоминаниям бывалого солдата. Смысл стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова раскрывается в чувствах, мыслях, эмоциях простого человека, который лицом к лицу столкнулся с ужасами войны 1812 года. Эта ожесточённая кровопролитная битва отложила огромный отпечаток на дальнейшем существовании страны. Однако герой, от лиц которого идёт повествована, это не отдельно взятый человек, а собирательный целостный образ. Главный персонаж — это олицетворение всего русского народа.

М.Ю. Лермонтов не только серьёзно рассказывает о значимых событиях. Когда речь заходит о самой битве, автор патриотично и ёмко даёт характеристику событиям. Однако когда в рассказе появляются воспоминания отдельно взятого человека относительно его действий, Михаил Юрьевич использует мягкий ненаигранный юмор.

Смысл стихотворения «Бородино» в том, чтобы передать читателю настроение, с которым жил русский народ во время страшного сражения. Несмотря на утраты, лишения, люди не отчаялись, не сдались. Они боролись до последнего, не взирая на опасность и боль. Русский народ вышел победителем в битве с французами. Патриотизм, несокрушимая сила воли, стойкость характера помогли обычным людям выстоять в этом кровопролитном сражении. М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении восхищается подвигами простых солдат, многие из которых ценой своей жизни помогли стране одержать победу.

Бородино. Михаил Юрьевич Лермонтов

 Из школьной программы

«Бородино» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска.В. Г.

Белинский отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».

 Это стихотворение в школе, традиционно, учат наизусть.

Думаю, с картинками учить будет немножко легче!

— Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:»Что ж мы? на зимние квартиры?Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдем ломить стеною,Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечиНочная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:Кто кивер чистил весь избитый,Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:Слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:»Ребята! не Москва ль за нами?Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди,Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовыЗаутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя:Богатыри — не вы.Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

1837

Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нем участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.

Кто такие драгуны?Слово драгун впервые является в истории в XVI веке: маршал Бриссак во время оккупации Пьемонта в 1550—1560 годах посадил на коней отборных, смелых пехотинцев, дал этому отряду название Драгуны и употреблял его для быстрых набегов. Сражались, однако, эти драгуны пешим порядком.Первый полководец, давший драгунам их современное значение, был Густав II Адольф. Драгунские полки, правильно организованные, появились во Франции при Людовике XIV в 1668 году.

В Пруссии, особенно при Фридрихе Великом, драгуны часто действовали как тяжёлая кавалерия аналогичная кирасирам. В Британии название «лёгкие драгуны» являлось синонимом гусар.

В XIX веке в Германии, Австрии, Франции и Англии около ⅓ всей конницы состояло из драгун, в Италии же их вовсе не было.

В XX-м веке, в связи с массовым применением пулемётов и прочего автоматического огнестрельного оружия действия именно по драгунскому образцу стали почти единственно возможными для кавалерии.

Французские драгуны (1806 год)

А кто же такой Улан?

Уланы — наряду с гусарами род легковооружённой  новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор

Уланы

Самоделкин

Розы из шариков

Пример 2 – Единство народа в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Война 1812 года была беспощадной и страшной. Много солдат погибло в то время. Многие современники тех событий стремились отдать дань памяти войнам, увековечив их в своем творчестве (живописи, литературе), и Михаил Юрьевич Лермонтов не стал исключением. Знал ли великий писатель, когда записывал «Бородино», что его стихотворение не забудется даже через пару сотен лет? Неизвестно. Но произведение написано настолько мастерски, точно, что в чистом гении творца сомнений не остается. О чём стихотворение «Бородино»? Оно о подвиге обычных русских солдат, воевавших во времена Отечественной войны 12 года. Каждая строчка произведения пропитана духом патриотизма и прославляет стойкость, мужество и отвагу героев. «Бородино» очень интересно тем, как оно записано. Стихотворение рассказывает бывалый солдат, воин, лично участвовавший в сражении. На мой взгляд, это отличный ход: разве может человек, который не видел войны, рассуждать о кровопролитиях, отваге и долге тогда, когда сам ни разу не побывал в схватке? Нет. А вот военный – может. И больше всего чувств в свой рассказ он вложит именно тогда, когда ему необходимо будет поделиться своей историей с подрастающим поколением. В стихотворении нет абсолютно никакого пафоса – есть только ненависть к врагу и некоторая натянутость в отношениях с офицерами. Но последнее не удивительно: сам рассказчик подчеркивает, что русскому войску пришлось долго отступать, потому нервы, без сомнения, требовали отдыха от череды неудач. И они его получили! В виде ослепительной, блестящей победы русского войска над иноземными захватчиками. Когда я читаю подобные произведения – очень удивляюсь. За что воюют люди? Что может заставить человека воевать с другим человеком, даже живущим в другой стране? Не зря повествователь говорит о том, что следующему поколению не увидеть подобных схваток, как было на Бородино. Может быть Лермонтов вкладывал в эти слова не только представление о значимости и масштабах боя, но и надежду на светлое будущего нового поколения? Очень жаль, что Бородинское сражение не стало последним в истории государства. Тем не менее, после прочтения стихотворения «Бородино» у меня осталось ощущение легкого подъема, гордости за свою родину. Да, действительно, такие вот у нас были солдаты – сильные, веселые, простые. Хочется выразить благодарность всем и каждому из них за совершенный подвиг. Давайте ценить те жизни, на которых построен наш шаткий современный мир.

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: «леса синие верхушки», «поле грозной сечи», «бивак открытый».

Метафора: «сражён булатом, / Он спит в земле сырой», «сверкнув очами».

Гипербола: «Смешались в кучу кони, люди», «И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел».

Сравнение: «французы двинулись, как тучи», «носились знамёна, как тени».

Риторический вопрос: «Что ж мы? на зимние квартиры? / Не смеют, что ли, командиры / Чужие изорвать мундиры / О русские штыки?», «не Москва ль за нами?».

Риторическое восклицание: «Есть разгуляться где на воле!», «У наших ушки на макушке!».

Просторечные выражения: «Ушки на макушке», «Полковник наш рождён был хватом», «Что толку в этакой безделке?», «постой-ка, брат мусью».

Торжественная лексика: «И молвил он, сверкнув очами», «Носились знамена, как тени», «…сражён булатом».

Чья была победа

По факту в сражении не было выявлено победителя, а оставление русскими Москвы засчитывается многими западными историками как поражение нашей армии. Но это не совсем так. Русские морально были готовы и искали нового сражения. Но главнокомандующий Кутузов был «отец солдатам» и не хотел еще больших потерь.

Однако битва показала, что величайшая армия Наполеона не такая уж непобедимая. Результат сражения можно назвать победой русского духа. Наши воины доказали свою преданность Родине и умение воевать, перемолов наступающих «уланов», «драгунов» и пехоту неприятеля.

В стихотворении Лермонтова «Бородино» нет четкого сходства портрета персонажей с реальными участниками сражения. Можно лишь догадываться и сопоставлять факты и фабулу произведения. И такая позиция автора неслучайна, так как позволяет продемонстрировать читателю не отдельные случаи, а массовый героизм русских солдат и офицеров в той войне.

Иван Скобелев. «Подарок товарищам, или переписка русских солдат в 1812 году, изданная русским инвалидом Иваном Скобелевым»

Иван Скобелев поступил в полевой батальон в 14 лет. Он воевал в Пруссии против Наполеона, участвовал в шведской кампании, сражался в Болгарии против турецкой армии. В 1812 году Скобелев стал старшим адъютантом Кутузова. Позже он писал: «Бородинская битва всех и каждого из подвизавшихся в ней убедила в возможности обуздать несметного врага».

После войны Иван Скобелев стал издавать свои воспоминания о войне. Он публиковался под псевдонимом «русский инвалид» (на войне он потерял левую руку и два пальца правой руки). В 1833 году вышла книга «Подарок товарищам, или Переписка русских солдат в 1812 году, изданная русским инвалидом Иваном Скобелевым». Произведение начинается с описания Бородинской битвы.

История создания

25-летию победы русских над французами была посвящена поэма Лермонтова “Бородино”. Михаил Юрьевич стал первым поэтом, осветившим историю страны так, как ее видят люди, а не правители и чиновники. В 1837 году победу праздновали на государственном уровне, в Москве заложили московский Храм Христа Спасителя, а в храмах почтили память павших героев молебном. Лермонтов тоже решил внести свой вклад и вспомнить подвиги народа в поэме. Впервые работа была опубликована в журнале “Современник”, где Пушкин работал главным редактором. Александр Сергеевич решил поддержать молодого поэта и пропустить его творчество. Так оно дошло до наших дней.

История написания поэмы «Бородино» была бы немыслима без автобиографических подробностей из жизни поэта. Брат его бабушки, Афанасий Столыпин участвовал в знаменитом Бородинском сражении. Именно он поведал внуку историю из первых уст. Будучи офицером, он видел войну без прикрас — такой, какой она была на самом деле. Эти впечатления легли в основу работы поэта и сделали ее такой настоящей, искренней и живой.

История

Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1832—1834 годах, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа России в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловила проявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел». Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1830-х годов. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Афанасия Алексеевича Столыпина (1788—1864), ветерана Отечественной войны, который был младшим братом бабушки поэта. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении на прототипическом уровне пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что нарративный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым (всеведающим) и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала, по определению являющегося внеличностным. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут прочитываться прототипические личности Петра Багратиона, раненного на поле боя [источник не указан 2273 дня

], а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова, который заменил первого в сражении.[источник не указан 2273 дня ]

Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального нарратива, которая получает органичное звучание. Такое своеобразное нарративное освещение исторической битвы придаёт ей эпохальный, универсальный масштаб, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сперва ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу

Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя. Непримиримый антагонизм двух временных культурно-исторических планов актуализирует авторский рефрен, являющийся ключевым для всего понимания стихотворения:

Автор обращается к поиску идеала в прошлом, тема искания эксплицитно заявлена в другом важном тексте Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», который также был написан в 1837 году. Что касается стилевого наполнения стихотворения, то о нём достаточно ёмко и полновесно отозвался Белинский: «благороден, силен и полон поэзии»

Неизвестный автор переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.

Подробный стиховедческий и культурно-исторический анализ поэтического текста М. Ю. Лермонтова представлен в труде литературоведа, театроведа и педагога Сергея Николаевича Дурылина «Как работал Лермонтов» (издан в Москве в 1934 году), а также в книге известного советского языковеда и литературоведа Виктора Владимировича Виноградова «Очерки по истории русского литературного языка» (Москва, 1938)

Следует обратить внимание на литературоведческое исследование Николая Бродского, которое посвящено именно этому стихотворению и называется «„Бородино“ Лермонтова и его патриотические традиции» (увидело свет в 1948 году) и на научную статью Л. В

Кутьевой «К изучению стихотворения Лермонтова „Бородино“», которая была опубликована в первом номере литературоведческого периодического издания «Русская словесность» за 1998 год.

Жанр и композиция

Михаил Юрьевич прямо описал все особенности войны, не приукрашая их. Поэтому это стихотворение можно отнести к гражданской лирике. Жанр произведения — национально-патриотическая баллада. У него героический пафос. Стихотворение построено в форме повествования солдата о войне спустя много лет.

Стих включает в себя 14 строф, каждая из которых насчитывает 7 строк. Стихотворение было написано при помощи ямба. Рифма — сплетенная. Первая строчка параллельно рифмуется со второй, а третья — перекрестно с седьмой. В четвертой, пятой и шестой строках также параллельная рифмовка. Все перекрестные рифмы мужские, а параллельные — женские.

Композиционный план стихотворения «Бородино» кратко:

  • пролог — в первой строфе звучит вопрос юного солдата;
  • вступление и заключение одинаковые, благодаря чему произведение кольцевое;
  • экспозиция занимает две строфы — 4 и 5;
  • основные события занимает четыре строфы — с 6 по 9, в них постепенно нарастает напряжение и отображается подготовка к битве и ее начало;
  • кульминация — 10−11 строфы;
  • развязка — 12−13 строфы.

В центре сюжета лежит рассказ о Бородинской битве от имени солдата, который сам был участником военных действий. Повествование было обусловлено вопросом юноши о том сражении. Он поинтересовался у дяди, не зря ли Москва была отдана французам. Бывший солдат начинает свою историю с мыслей о том, что молодое поколение уже не такое смелое и патриотичное, как тогда, когда был он и его ровесники. Они не жалели себя на поле боя и были настоящими богатырями, в отличие от нынешнего поколения.

Затем идет основная часть произведения, в которой весь рассказ наполнен гордостью служившего мужчины за свой народ и его смелость. Он был его частью. А теперь, вспоминая прошлое, восхищается тем, какими смелыми были граждане в былые времена.

Мужчина решился говорить от имени всех солдат, показывая тем самым их настоящий дух и большую любовь к родине.

История написания стихотворения

События Отечественной войны 1812 года историками трактуются неоднозначно. Мнения специалистов по поводу исхода Бородинского сражения расходятся. Европейские издания отдают право победы армии Наполеона, хотя и с некоторыми оговорками. Русские и советские исследователи считают, что сражение выиграли русские войска под командованием генерала Кутузова. Несмотря на столь явное расхождение в трактовке исхода сражения под деревней Бородино, очевидно, что во время битвы проявился весь патриотизм и героизм русского народа. Двоюродный дед Михаила Юрьевича, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником боевых действий, которые проходили близ деревни Бородино. Близкие отношения и небольшая разница в возрасте, всего 26 лет, способствовали тесному общению родственников. Именно к Афанасию Алексеевичу обращены первые слова стихотворения: «Скажи-ка, дядя…».

Красочные рассказы деда, героя Отечественной войны, отличившегося в сражении и отмеченного самим главнокомандующим, и стали главным толчком к написанию «Бородино». В обществе и на светских вечерах Лермонтов близко общался и с другими участниками сражения. Большое количество информации о сражении автор почерпнул во время бесед с простыми крестьянами, также участвовавшими в битве.

Особенности повествования

Стихотворение, задающее начало рассказу про Бородино, начинается со строчек: «— Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром, французу отдана?». Отличительной чертой произведения является то, что оно представлено в виде диалога, в котором герой ведет свой монолог.

Старый солдат рассказывает молодому человеку о сражениях прошлого, о храбрых солдатах, многие из которых не вернулись живыми. Бывалый воин сетует на то, что им пришлось подчиняться приказам, отступая и позволяя врагам шагнуть на родную землю. «Не будь на то Господня воля», бойцы бы никогда не отдали французам Москву. Описанное сражение стало решающим в битве с французами. Но изменившаяся ситуация позволила отважным солдатам вступить в бой, и именно Бородинское сражение стало ключевым в войне с французской армией.

Сражение началось недалеко от деревни Бородино с наступления французов. На большом поле в течение двух дней продолжались битвы, и никто не собирался сдаваться. Все решил третий день боя, когда русская армия, собрав все свои силы, сокрушила армию французов.

Не только взрослым поклонникам творчества Лермонтова может принести пользу изложение сюжета «Бородина» для читательского дневника. В 5 классе его проходят учащиеся школы. По этой причине они могут использовать приведённый обзор для более глубокого понимания темы.

Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино»

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Денис Давыдов. «Бородинское поле»

Позже «певец-воин» стал адъютантом Петра Багратиона. За 5 дней до сражения Давыдов предложил Багратиону создать особую партизанскую группу, которая будет отбирать у французов обозы с провиантом и создавать помехи на пути вражеской армии. Давыдов стал командиром нового «летучего отряда». Легенды о его храбрости ходили не только в России, но и в Европе.

В 1829 году, в перерыв между несколькими военными кампаниями, Денис Давыдов написал элегию «Бородинское поле». В это время он жил в поместье, тоскуя по своим полковым товарищам. В патетичном стихотворении поэт вспоминал сражения, военачальников и погибших друзей.

Смысл финала произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

В финале произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтов ещё раз сопоставляет прошлое и настоящее

Кольцевая композиция стихотворения акцентирует внимание читателей на том, что время подвигов русского народа безвозвратно ушло. Люди изменились

Нынешнее поколение не способно на отважные поступки ради безоблачного существования страны.

Два тяжелейших дня кровопролитных сражений. Многие солдаты пали смертью храбрых. Русский народ не сдавался до последнего. Когда силы были на исходе, солдаты все равно продолжали бороться. Они не могли по-другому. Французская армия имела численный перевес. Однако это не помогло вражеским войскам одержал победу. Несмотря на то, что русский народ не смог разгромить французом, наша страна выстояла и не сдалась.

Ищите нас здесь

Сила воли стала решающим фактором в борьбе с вражеской армией. Русские люди были глубоко патриотичны, они сражались с французами, несмотря на меньшинство. Вражеские войска не ожидали такой самоотдачи, такого рвения к победе со стороны обыкновенных солдат. Простой русский народ запугал французов своей силой духа, внутренним стержнем. Люди сплотились из-за общего горя. Это единство и помогло им выиграть сражение.

Смысл финала произведения «Бородино» М.Ю. Лермонтова в том, что автор горько сожалеет о минувших днях славы. Прошлое поколение вызывает восторг у поэта. Простые солдаты прославили свою страну. Несмотря на большие потери, люди видели цель, ради которой вновь шли в бой. Они показали единство и мощь своей армии. Французы были удивлены невероятной силой воли, твёрдым характером русского народа.

Однако нынешнее поколение, по мнению М.Ю. Лермонтова, совсем другое. Люди незаслуженно приписывают себе подвиги воевавших простых солдат. Храбрость, отвага, готовность постоять не только за себя, но и за свою страну при любых обстоятельствах остались в прошлом. Это было великое сражение, вошедшее в историю как Бородинская битва. Заслуга этой победы полностью принадлежит простому русскому народу, который сплотился ради общей цели.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Ищите нас здесь

  1. Смысл стихотворения Лермонтова — Утес Стихотворение «Утёс» было написано М.Ю. Лермонтовым незадолго до смерти. Спустя два года произведение было опубликовано. Тема одиночества неразрывно связана со всем творчеством поэта. Произведение «Утёс» о том, как отдельно взятый…
  2. Смысл повести Деревня Бунина Над повестью «Деревня» И.А. Бунин работал 10 лет. В этом произведении автор затронул процессы, которые происходили в российской деревне во время и после революционных событий 1905 — 1907 гг. Мастер…
  3. Смысл стихотворения Волчата — Олжас Сулейменов Олжас Омарович Сулейменов – 83-хлетний казахский поэт. Главной темой его произведений всегда была природа, однако в отличие от других именитых авторов, например, таких как Л.Н. Толстой или А.А. Фет, описывающих…
  4. Смысл поэмы Мцыри — Лермонтова Смысл названия произведения Михаила Лермонтова прост и лаконичен, он говорит о том, что перед нами рассказ о человеке, не имеющем даже своего имени. Мцыри называли послушников при монастыре, пока ещё…
  5. Смысл названия стихотворения Пушкина — Пророк Понять смысл названия стихотворения «Пророк» Пушкина помогут события, происходящие в жизни поэта в период его создания. Пушкин написал стих, получив сильнейшее душевное потрясение. Его друзья, участвовавшие в декабристском восстании, были…

Жанр, размер

На то, к какому жанру принадлежит поэма «Бородино», ответы весьма разные. По мнению одних – это народная ода, других – баллада, третьи же считают данное произведение батальной поэмой. Все же, анализируемое произведение правильнее всего будет отнести к поэме, поскольку мы можем наблюдать описание эпических событий, которые имеют четкую сюжетную линию, имеющую значение весьма глобальное в истории.

Баллада затрагивает больше личную жизнь. Одой назвать данное произведение так же сложно, поскольку манера изложения выбрана разговорная.

Что же касается направления произведения, то это реализм. В поэме описаны события 1812 года, которые происходили на самом деле. Так же «Бородино» было написано со слов очевидца, принимавшего участие в данном сражении.

Присущи в произведении и черты романтизма, так как мы видим неподдельное восхищение поэта героями, которые бесстрашно сражались за свою Родину.

В произведении Михаил Юрьевич использует трехстопный и четырехстопный ямб.

Анализ стихотворения «Бородинская годовщина» Пушкина

«Бородинская годовщина» Александра Сергеевича Пушкина — отклик на злободневную тему: взятие взбунтовавшейся Варшавы.

Стихотворение написано осенью 1831 года. Его автору в этот момент 32 года, он, наконец, счастливо женат, много пишет, особенно прозу. Жизнь в Москве рядом с матерью супруги не заладилась, семья перебралась в Петербург. По жанру – гражданская лирика, по размеру – ямб с перекрестной и смежной рифмовкой, 9 строф. Лирический герой выступает от имени России. Поводом послужил мятеж поляков, желавших независимости. Они планировали также захватить западные земли белорусов и малороссов. Ситуация осложнялась эпидемией холеры и беспорядками, чинимыми народом под влиянием слухов. Впрочем, Польша восстала в связи с событиями в Европе: очередной революцией во Франции и обретением через противостояние независимости Бельгией. Варшаву брали день в день с годовщиной Бородино. Тогда, кстати, часть Польши была на стороне Наполеона. «Забыли русский штык»: А. Суворов в свое время эти земли покорял. «Мы не сожжем»: а поляки Москву жгли. Народной Немезиды: мщенья. «Лиры русского певца»: аллегория, имеется в виду сам автор. «Мутители палат»: европейцы, приветствующие мятеж. Более того, французы предлагали план интервенции избранных территорий. «Наследие Богдана»: Малороссия, Б. Хмельницкий. «Святыню гробов»: Киево-Печерская лавра. «Отторгнется Литва?»: предполагалось, что и она отколется от империи. «Младого внука»: весть о победе И. Паскевича над силами поляков императору принес внук А. Суворова. Лексика возвышенная, интонация торжественная, местами гневная, с восклицаниями и вопросами. Эпитеты: хмельна кровь, бунт раздавленный, бедственный набат. В 5 строфе – ряд метонимий. В 8 строфе имеется в виду герой трех войн И. Паскевич. Инверсия: стоит она, вторглись знамена. Кульминационное восклицание: Россия! Встань и возвышайся! Финальная строфа – метафора. Множество повторов и перечислительных градаций: тише, твое страданье, твой покой, твоих сподвижников. Современники, как водится, в оценках стихотворения разошлись. Кто-то принял с восторгом (как ни странно, часть декабристов), либералы возмутились, друг П. Вяземский посчитал чрезмерным сравнение этой победы перед триумфом в Отечественной войне.

Вневременной патриотизм пронизывает произведение А. Пушкина «Бородинская годовщина».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector