Лермонтов м. ю. бородино
Содержание:
Краткое содержание для читательского дневника
Произведение посвящено войне 1812 года, когда войска Наполеона Бонапарта напали на Россию с целью захвата территории. В этом стихотворении юноша обращается к дяде с просьбой рассказать ему подробнее о войне с Наполеоном. Наибольший интерес молодой человек проявляет к Бородинскому сражению, ставшему наиболее значимым в определении итогов войны.
Пожилой вояка рассказал юноше о прошедших битвах, о мужественности и силе духа русских солдат, доля которых была незавидной, ведь «немногие вернулись с поля». Рассказал он также и о том, что Москва сдалась Наполеону по воле божьей, русским воинам было досадно и больно от того, что они вынуждены были сдаться и отдать на растерзание вражеским войскам земли своей родины. Им пришлось исполнять приказ и ничего не оставалось, как повиноваться.
Однако ситуация быстро изменилась, ведь было найдено огромное поле для битвы. Располагалось оно близ деревни Бородино, там солдаты построили редут. Едва наступило утро, французские войска начали наступать. Сражение продолжалось двое суток, обе стороны держались стойко и не намеревались сдавать позиции и подчиняться врагу. Решающим должен был стать третий день схватки, которого все ждали с особым нетерпеньем.
Краткое содержание «Бородино» Лермонтов
«Бородино» — произведение, посвященное историческим событиям войны 1812 года. В этом стихотворении рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел показать народный взгляд на войну. И его лирический герой — солдат — говорит просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Лирическое повествование начинается вопросом к старому солдату:
- — Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,
- Французу отдана?
- Ведь были ж схватки боевые,
- Да, говорят, еще какие!
- Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
- Старый солдат сравнивает былое время с настоящим, людей своего поколения и людей молодых:
- — Да, были люди в наше время,
- Не то, что нынешнее племя:
- Богатыри — не вы!
- Он говорит, что им выпала незавидная доля, поскольку многих ожидала смерть на поле боя.
Но они бились за свободу своей родины и умирали за нее. Вначале старый солдат говорит, что им приходилось отступать, и это отступление волновало солдат — все ждали сражения. И вот наконец было выбрано место для боя.
- И вот нашли большое поле:
- Есть разгуляться где на воле!
- Построили редут.
- Становится ясно, что рассказчик — в прошлом артиллерист («Забил заряд я в пушку туго»). Он считает, что не нужно хитрить, что-то выгадывать — нужно биться за свою землю:
- Что тут хитрить, пожалуй к бою;
- Уж мы пойдем ломить стеною,
- Уж постоим мы головою За родину свою!
Далее передаются подробности битвы: два дня велась перестрелка, которая не внесла никаких изменений («Что толку в этакой безделке?»), все ожидали третий день, который обещал быть решающим.
Стали слышны разговоры: «Пора добраться до картечи!» Но вот наступила ночь, и герой прилег вздремнуть у лафета. Всю ночь было слышно, «как ликовал француз».
История создания
25-летию победы русских над французами была посвящена поэма Лермонтова “Бородино”. Михаил Юрьевич стал первым поэтом, осветившим историю страны так, как ее видят люди, а не правители и чиновники. В 1837 году победу праздновали на государственном уровне, в Москве заложили московский Храм Христа Спасителя, а в храмах почтили память павших героев молебном. Лермонтов тоже решил внести свой вклад и вспомнить подвиги народа в поэме. Впервые работа была опубликована в журнале “Современник”, где Пушкин работал главным редактором. Александр Сергеевич решил поддержать молодого поэта и пропустить его творчество. Так оно дошло до наших дней.
История написания поэмы «Бородино» была бы немыслима без автобиографических подробностей из жизни поэта. Брат его бабушки, Афанасий Столыпин участвовал в знаменитом Бородинском сражении. Именно он поведал внуку историю из первых уст. Будучи офицером, он видел войну без прикрас — такой, какой она была на самом деле. Эти впечатления легли в основу работы поэта и сделали ее такой настоящей, искренней и живой.
Военное значение битвы
Бородинское сражение стало самой кровопролитной битвой в истории 19 века. Каждая из сторон потеряла порядка 25 процентов своей армии. За один день противники провели более 130 тысяч выстрелов. Совокупность всех этих фактов в дальнейшем привела к тому, что Бонапарт в своих воспоминаниях называл Бородинскую битву самым масштабным из своих сражений. Однако, нужных итогов Бонапарт не сумел добиться. Прославленный полководец, привыкший исключительно к победам, формально и эту битву не проиграл, но и не победил.
Находясь на острове Святой Елены и оформляя личную автобиографию, Наполеон писал следующие строки про бородинскую битву:
Эти строчки наглядно показывают, что сам Наполеон рассматривал бородинскую битву как собственную победу. Но такие строки следует изучать исключительно в свете личности Наполеона, который, находясь на острове Святой Елены, очень сильно преувеличивал события минувших дней. Например, в 1817 году бывший император Франции говорил, что в Бородинской битве у него было 80 тысяч солдат, а враг обладал громадным войском в 250 тысяч. Разумеется, эти цифры были продиктованы только личным самомнением Наполеона, и не имеют ничего общего с реальной историей.
Кутузов также оценивал бородинскую битву собственной победой. В своей записке императору Александру 1 он писал:
Александр 1 под влиянием этой записки, а также стремясь обнадежить свой народ, объявил Бородинское сражение, как победа русской армии. Во многом из-за этого в дальнейшем отечественные историки также всегда представляли Бородино как победу русского оружия.
Главный итог Бородинской битвы заключался в том, что Наполеон, который славился тем, что победил во всех генеральных сражениях, сумел заставить российскую армию принять бой, но не сумел ее разбить. Отсутствие знаковой победы в генеральном сражении, с учетом специфики ведения Отечественной войны 1812 года, привели к тому, что Франция не получила никаких существ существенных преимуществ от этого сражения.
Литература
- История России 19 века. П.Н. Зырянов. Москва, 1999.
- Наполеон Бонапарт. А.З. Манфред. Сухуми, 1989.
- Поход в Россию. Ф. Сегюр. 2003.
- Бородино: документы, письма, воспоминания. Москва, 1962.
- Александр 1 и Наполеон. Н.А. Троцкий. Москва, 1994.
Идея
Рассказ о событиях народной борьбы 1812 года автор поручает обычному солдату, рядовому участнику. Так он подчеркивает величие всего воюющего народа, а не только командования. Главная мысль в том, что побеждает не царь и его окружение, а простые и преданные отечеству люди, чьих потерь, бед и рисков никто не считает. Автор учит нас помнить их безмолвное самоотречение, их безропотный и великий подвиг, ставший залогом нашей свободы.
Бородинское сражение, описанное автором, является демонстрацией ценностей и идеалов народа. Это мужество, самоотверженность и любовь к Отечеству. Смысл стихотворения – возвеличить эти понятия, показать своему поколению нравственный путь, который всегда приведет к победе.
Темы, проблемы, настроение
Тематика и проблематика произведения «Бородино» представлены ниже:
- Основная тема стихотворения Лермонтова “Бородино” — это бородинское сражение 1812 года. Данное произведение освещает именно духовную победу русских солдат над французами, так как потери в бою явно указывают на поражение отечественной армии. Но даже оно не сломило дух русских патриотов: они не сдались и не успокоились, пока не выгнали врага за пределы России.
- Патриотизм. Солдаты переживают, что боев долго не было, и не хотят отступать. Это говорит об их самоотверженной любви к родине. Москву они готовы защищать ценой жизни и с трудом соглашаются на то, чтобы сдать ее врагу.
- Героизм. На поле сражения солдаты проявили стойкость и мужество. Они шли против врага, который превосходил их, но их ряды не дрогнули. Полковник вел их в атаку и сам полег на поле боя, прославляя Родину.
- Тема дружбы. В минуты сражений различия в званиях стерлись, люди были братьями. Драгуны и уланы, полковники и рядовые — все были заодно, все положили свои молодые жизни за отечество.
- “Бородино” показывает проблему поколений. Читатель видит сожаления об изменчивости времени и характера людей, ведь нет уже “богатырей” в России, нет той силы духа и характера, присущего русскому человеку. Лермонтов бросает упрек своему слабому поколению и сетует на то, что мирное время расслабило людей и сделало их инфантильными.
- Проблема войны. Нашествие Наполеона бросило вызов русской армии и проверило народ на прочность. Сражение далось России тяжело, как и смирение с тем обстоятельством, что враг занял Москву. Автор описывал горы трупов и несколько дней перестрелки.
- Проблема управления армией в трудный военный период, умения ее организовать и сплотить перед лицом врага — это тоже повод для размышлений автора. Солдаты не одобряли стратегии руководства, но полковникам и генералам удалось направить силу войска в нужном направлении, хоть это было и нелегко сделать.
Бородино. Михаил Юрьевич Лермонтов
Из школьной программы
«Бородино» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. Было написано в начале 1837 года. Опубликовано в журнале «Современник» в 1837 году. Посвящено Бородинскому сражению 7 сентября 1812 года, в котором русская армия сражалась против наполеоновского войска.В. Г.
Белинский отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».
Это стихотворение в школе, традиционно, учат наизусть.
Думаю, с картинками учить будет немножко легче!
— Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри — не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля…Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:»Что ж мы? на зимние квартиры?Не смеют, что ли, командирыЧужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью:
Что тут хитрить, пожалуй к бою;Уж мы пойдем ломить стеною,Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечиНочная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:Кто кивер чистил весь избитый,Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:Слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:»Ребята! не Москва ль за нами?Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучийФранцузы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовыЗаутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя:Богатыри — не вы.Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
1837
Битва состоялась 26-го августа (7-го сентября) 1812 года в 125 километрах от Москвы. Это было самое крупное сражение Отечественной войны, в нем участвовало около 130 тысяч солдат с каждой стороны. Около 50-ти тысяч человек погибло на поле боя.
Кто такие драгуны?Слово драгун впервые является в истории в XVI веке: маршал Бриссак во время оккупации Пьемонта в 1550—1560 годах посадил на коней отборных, смелых пехотинцев, дал этому отряду название Драгуны и употреблял его для быстрых набегов. Сражались, однако, эти драгуны пешим порядком.Первый полководец, давший драгунам их современное значение, был Густав II Адольф. Драгунские полки, правильно организованные, появились во Франции при Людовике XIV в 1668 году.
В Пруссии, особенно при Фридрихе Великом, драгуны часто действовали как тяжёлая кавалерия аналогичная кирасирам. В Британии название «лёгкие драгуны» являлось синонимом гусар.
В XIX веке в Германии, Австрии, Франции и Англии около ⅓ всей конницы состояло из драгун, в Италии же их вовсе не было.
В XX-м веке, в связи с массовым применением пулемётов и прочего автоматического огнестрельного оружия действия именно по драгунскому образцу стали почти единственно возможными для кавалерии.
Французские драгуны (1806 год) |
А кто же такой Улан?
Уланы — наряду с гусарами род легковооружённой новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор
Уланы |
Самоделкин
Розы из шариков
Бородино
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
«Бородино»
— Скажи-ка, дядя, ведь недаром
— Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
— Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали. Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики: «Что ж мы?
на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими —хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось.
Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
Стихотворение Лермонтова М.Ю. — Бородино
См. также Михаил Лермонтов — стихи (Лермонтов М. Ю.) :
Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно. Хочу, чтоб труд…
Булгакову (На вздор и шалости ты хват…) На вздор и шалости ты хват И мастер на безделки, И, шутовской надев н…
Центральные персонажи
Главные действующие герои произведения — это участники диалога: молодой солдат и старый воин.
Представитель юного поколения появляется только в первой строфе стихотворения, чтобы расспросить боевого товарища о Бородинском сражении.
Искренний интерес, гордость и сочувствие звучат в словах молодого воина: «Ведь были ж схватки боевые, да, говорят еще какие!». Читатель понимает, что тот любит свою Родину и переживает за ее судьбу.
Основное внимание автор уделяет рассказчику. Его монолог занимает большую часть произведения
Старик ничего не рассказывает о своих подвигах, но из его скупых реплик становится понятно, что перед нами храбрый солдат, который не отделяет себя от товарищей по оружию.
В своей речи он употребляет местоимения «мы», «наш», «нам». Он часть великого народа, совершившего подвиг ради спасения Родины.
Образы и символы
Рассказчик. Историю сражений мы слышим из уст патриота, который гордится своим народом за подвиги 1812 года. Несмотря на уже не молодой возраст, он даже сейчас готов ступить против врага, если потребуется
Лермонтов олицетворяет в образе обычного рядового солдата все характеристики простого русского народа — честного, мужественного, отважного.
Лирический герой. Так как произведение построено в форме диалога, старик дает ответ молодому юноше
Именно его заинтересовала история прошлого. Он неравнодушен к событиям 1812 года, и уточняет, что эту войну помнят все. Он – воплотившаяся надежда на молодое поколение. Новые люди такие же смелые, самоотверженные и все при необходимости смогут пойти против врага, чтобы постоять за Родину. Они помнят достижения предков, в них жива любовь к отчизне. Однако далеко не все таковы, и это подмечает упреком старый солдат.
Также в стихотворении «Бородино» Лермонтов изобразил командира, который погиб в бою, отдав свою жизнь за Родину. Высокопоставленные чины тогда показывали пример героизма и доблести, а не сидели в кабинетах, ожидая очередное повышение.
Медицина и химия
По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. Через год он защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра, стал отчет о влиянии минеральных вод на организм человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.
Александр Бородин
В том же году академический совет отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял иностранный опыт. На протяжении 2 лет в Германии, проведенных в окружении блестящих ученых Эдуарда Юнге, Ивана Сеченова, Сергея Боткина, Николая Зинина, Дмитрия Менделеева, молодой исследователь участвовал в заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и «атом».
Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой ученый снова провел в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу.
На родину Александр вернулся в начале 1863 года. Он сдал отчет о проделанной научной работе и занял должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где он продолжал заниматься научными исследованиями.
Александр Бородин среди основателей Русского химического общества
В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования.
В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.
История
Считается, что замысел стихотворения возник у автора ещё в 1832—1834 годах, когда на начальном этапе воплощения литературной идеи Лермонтовым было создано стихотворение «Поле Бородина». К 25-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы Михаил Лермонтов решил создать новое произведение, которое отличалось бы особым тематическим содержанием. Активная обсуждаемость известных событий и героического сопротивления народа России в год антинаполеоновской кампании в широких слоях общества обусловила проявление повышенного интереса к этому историческому периоду. В частности, Лермонтов в этот период много размышлял о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России и её народа, о роли конкретного события в истории народа и страны. Анализируя этот аспект, В. Г. Белинский позже отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел». Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период, она красной нитью проходит через многие его поэтические произведения второй половины 1830-х годов. Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужило знакомство Лермонтова с воспоминаниями Афанасия Алексеевича Столыпина (1788—1864), ветерана Отечественной войны, который был младшим братом бабушки поэта. В какой-то степени образ отстранённого повествователя в стихотворении на прототипическом уровне пересекается с личностью Столыпина, несмотря на то, что нарративный компонент стихотворения представляется не офицером, а безымянным солдатом-рассказчиком, мудрым (всеведающим) и проницательным участником освободительной войны, что придаёт стихотворному тексту эпичность и мотивирует его фольклорное наполнение. Этот солдат-артиллерист весьма точно передаёт хоть и стихийные, но эпохальные настроения, характерные для беспристрастного народного начала, по определению являющегося внеличностным. Что касается красочного образа безымянного полковника, то его автор также не объективирует, однако в его чертах могут прочитываться прототипические личности Петра Багратиона, раненного на поле боя [источник не указан 2273 дня
], а затем и генерала от инфантерии Дмитрия Дохтурова, который заменил первого в сражении.[источник не указан 2273 дня ]
Именно народный облик солдата-рассказчика определяет неподражаемую сказовую манеру батального нарратива, которая получает органичное звучание. Такое своеобразное нарративное освещение исторической битвы придаёт ей эпохальный, универсальный масштаб, при этом само Бородинское сражение приобретает особую достоверность. Сперва ветеран описывает события, предшествовавшие самому сражению: длительное отступление русской армии, тщательный выбор места предстоящего сражения, подготовительные работы перед боем, клятва верности воинов своему патриотическому долгу
Далее автор акцентирует внимание на протяжённости ожесточённого сражения и передаёт психологическое и нравственное состояние русского войска после завершения боя. Непримиримый антагонизм двух временных культурно-исторических планов актуализирует авторский рефрен, являющийся ключевым для всего понимания стихотворения:
Автор обращается к поиску идеала в прошлом, тема искания эксплицитно заявлена в другом важном тексте Лермонтова: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», который также был написан в 1837 году. Что касается стилевого наполнения стихотворения, то о нём достаточно ёмко и полновесно отозвался Белинский: «благороден, силен и полон поэзии»
Неизвестный автор переложил стихотворение Лермонтова на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня.
Подробный стиховедческий и культурно-исторический анализ поэтического текста М. Ю. Лермонтова представлен в труде литературоведа, театроведа и педагога Сергея Николаевича Дурылина «Как работал Лермонтов» (издан в Москве в 1934 году), а также в книге известного советского языковеда и литературоведа Виктора Владимировича Виноградова «Очерки по истории русского литературного языка» (Москва, 1938)
Следует обратить внимание на литературоведческое исследование Николая Бродского, которое посвящено именно этому стихотворению и называется «„Бородино“ Лермонтова и его патриотические традиции» (увидело свет в 1948 году) и на научную статью Л. В
Кутьевой «К изучению стихотворения Лермонтова „Бородино“», которая была опубликована в первом номере литературоведческого периодического издания «Русская словесность» за 1998 год.