Спас нерукотворный

Содержание:

№2 14 августа на первый (Медовый) Спас следует освятить мед. Он получит целительную силу.

14 августа православным, во-первых, следует вспомнить Того, кто орудие позорной казни сделал древом жизни, во-вторых, вступить на поприще Успенского поста. Празднество этого дня связано не с продуктами пчеловодства, а с утвердившейся традицией износить часть Животворящего Креста для общенародного поклонения.

А Медовым праздник назван в народе, потому что в это время наступает срок сбора нового меда. Наши верующие предки во всех делах уповали на Господа, любое, даже самое малое, начинали и завершали молитвой, а в знак благодарности за дары и милости несли в церковь Богу всё самое лучшее, что у них было. А так как в этот день совершалось освящение воды, то появилась благочестивая традиция заодно освящать именно мед. Но это никак не связано с истинным значением праздника.

Так Хлебный или Ореховый Спас?

Нерукотворный Спас Московского Успенского Собора, XII в.

Ореховый Спас, Спас на полотне (Спас на холсте) или
Хлебный Спас празднуется 16/29 августа. В этот день Церковь вспоминает
перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса)
Господа Иисуса Христа в 944 году. При земной жизни Спасителя Эдесса была
столицей северного государства в Месопотамии — Осроэны.
Ее царь Авгарь V Черный (13–50 гг.) был поражен проказой. Услышав об
Иисусе, он уверовал в Него и отправил к Нему весть с просьбой об исцелении. При
этом он послал к Божественному Учителю своего живописца, чтобы тот привез
изображение Господа. Художник встретил Спасителя и получил от Него убрус, то
есть полотенце, которым Он отер Свое лицо после умывания. На этом холсте
отобразился лик Иисуса, от которого царь впоследствии получил исцеление, а
святыне уделил особое место в своем дворце. В 944 году византийский император
Константин Багрянородный (912–959 гг.) выкупил Образ и торжественно перенес его
в православную столицу империи.

№11 Освящение меда и плодов – это бессмысленные обряды и пережитки прошлого.

Неверное утверждение. Обрядами простые люди отмечали из череды будних дней значимый церковный праздник. Выделяя этот день определенными традициями, они приносили свой незамысловатый дар Богу. Как знать, может, мы и никогда не узнали бы о подвиге братьев Маккавеев, если бы не обычай нести для благословения в храм головки мака в день их памяти. Православие – религия не только для мудрецов. Пока мудрецы прошлого столетия с рвением исповедовали атеизм, малограмотные сельские труженицы бережно хранили традиции, эти маленькие лучики веры.

В наши дни нет препятствий для изучения духовного наследия, но в церковной жизни найдется место и корзинке с яблоками, и баночке с медом. Пусть они останутся приятным дополнением к духовной радости от понимания истинного смысла праздников:

Яблочный спас

Великий праздник Преображения Иисуса Христа происходит от описанных в синоптических Евангелиях событий, случившихся незадолго до того, как Спаситель принял Свои страдания. В канонических текстах разных авторов говорят о случившемся очень схоже, без противоречащих друг другу деталей, благодаря чему можно сложить истинную картину случившегося. Христос хотел поддержать веру в учениках, потому позвал троих апостолов помолиться вместе на горе Фавор. Иоанн, Петр и Иаков отправились вместе с Ним, но слишком утомились в дороге, а потому уснули, оставив Иисуса молиться в одиночестве.

Проснулись они от неестественного сияния, что окутало Христа, в то время как он беседовал с пророками Илией и Моисеем. Следующее, что произошло тогда – прогремел голос Отца Небесного, назвавшего Иисуса Сыном Своим возлюбленным. Господь приказал апостолам слушать Его, и увидели они в Спасителе преображение всех людей, когда окажутся они в Царстве Небесном.

В церквях этот день начинался с литургии, подчеркивающей и возносящей величие Преображения. Служители Господни надевали белые одежды, цвет которых ассоциировался с сиянием, исходящим от Христа на горе Фавор. Празднества продолжаются после Великого Спаса еще неделю. Завершив богослужение, священники освящали яблоки и виноград.
Как и в случае с медом, в этот день, 19 августа, начинали собирать урожай яблок, а затем несли их в храмы на освящение. Яблоки так же считались даром Божьим. При этом до освящения на праздничном богослужении есть их запрещалось. Зажиточные люди, у которых яблочный урожай был обширным, раздавали фрукты нищим, больным и бедным соседям. На юге Руси, там, где произрастал виноград, его употребляли наравне с яблоками.

Была традиция носить освященные яблоки на могилы к умершим детям, и все, кто потерял ребенка, неукоснительно этому обычаю следовали. Впоследствии гостинцы стали носить ко всем умершим родственникам.

Поговорки и приметы Яблочного спаса

По тому, какая будет погода в этот день, определяли погодные условия на Покров Богородицы и грядущую зиму. Считалось, что если погода стоять будет сухой, то и осень такой же будет, а если пойдет дождь – жди осень мокрую. Ясное небо предвещало суровые, очень холодные зимние месяцы.

Сеяли в этот день пшеницу. Если ветер веял с севера, то считалось, что будет богатым урожай. Пчелы, которые внезапно начинали снова нести в ульи мед, были предвестницами достатка в доме.

После Преображения погода окончательно поворачивалась к холодам, поэтому говорили, что «второй Спас шубу припас, бери рукавицы про запас».

Когда праздновать 3 Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

Даты всех трех Спасов не являются переходящими, поэтому они стабильны из года в год. Начинается все с 14-го августа и длится 2 недели практически до самого начала осени. Этот период в месяцеслове называется Успенским постом.

Медовый спас – первый из трех праздников. Традициями РПЦ он установлен в честь Происхождения Животворящего Креста.

Согласно обычаям, в этот день (по старому стилю он приходился на 1 августа) осуществлялся Крестный ход. По улицам Константинополя (именно оттуда эта традиция пришла к славянам) несли Крест Господень, чтобы освятить их, отвернув болезни и невзгоды. Сегодня празднуют Первый спас 14 августа.

  • Яблочный спас называется Великим, поскольку совпадает по датам с Двунадесятым праздником Преображения Господня. Отмечают его 19-го августа (по старому стилю – 6-го).
  • Ореховый (или Хлебный) спас приходится на 29 августа. Он отмечается на следующий день после Успения Богородицы. Наши предки считали его началом осени, поэтому неслучайно употребление эпитета «Осенний» или «Холодный».

Почему Яблочный – это второй Спас?

Праздник отмечают 19 августа, но наряду с ним есть еще 2 спаса:

  1. Медовый – 14 августа.
  2. Ореховый – 29 августа.

Их называют соответственно первым и третьим, а яблочный – вторым (в хронологическом порядке). Значение этих дат примерно такое же – люди отмечают урожай, собирают мёд, заготавливают орехи, готовят всевозможные лакомства и собирают веселые застолья.

Однако Медовый и Ореховый Спас, пожалуй, известны не так хорошо, как Яблочный. Ведь именно в последнем случае праздник совпал с днем Преображения. Но отмечать, разумеется, можно все эти дни – тем более, что в августе нет официальных красных дней календаря. Почему бы не устроить себе приятный уик-энд?

Оформление

Логотипы

Телеканал сменил 2 логотипа. Нынешний — 3-й по счёту. Логотип располагается в правом верхнем углу.

История логотипов Спаса
Первый логотип с 28 июля 2005 по 9 мая 2016 года и с 24 мая 2016 по 21 января 2018 года Первый логотип без надписи Первый логотип белого цвета (использовался в эфире) Первый логотип черного цвета Второй логотип использовался в эфире с 10 по 23 мая 2016 года
Третий логотип (с фоном сине-голубого неба) (используется на официальном сайте телеканала «Спас»)|bgcolor=»#000000″ width=10% align=»center»|Третий логотип (с 22 января 2018 года — по настоящее время) (васильковый, с нижней надписью «Телеканал», используется в прессе, на сайте) Третий логотип (белый, с нижней надписью «Телеканал», используется в прессе, на сайте) Третий логотип (серый, с нижней надписью «Телеканал», используется в прессе, на сайте) Третий логотип (белый, без нижней надписью «Телеканал», используется в эфире телеканала) Третий логотип (васильковый, без нижней надписью «Телеканал»)

bgcolor=»#DDDDDD» width=10% align=»center»|

Третий логотип (с фоном сине-голубого неба) (используется на официальном сайте телеканала «Спас»)

Пропорции логотипа

Пропорция первого логотипа телеканала «Спас» с 28 июля 2005 по 9 мая 2016 года и с 24 мая 2016 по 21 января 2018 года

Пропорция третьего логотипа телеканала «Спас» с 22 января 2018 по 31 августа 2020 года

Пропорция третьего логотипа телеканала «Спас» с 1 сентября 2020 года по настоящее время

Настроечные таблицы

Настроечная таблица телеканала «Спас» с 28 июля 2005 года по 31 августа 2020 года

Настроечная таблица телеканала «Спас» с 1 сентября 2020 года по настоящее время

Заставки

Заставка(и), стиль оформления Дата выхода Описание
Настроечная таблица 28 июля 2005 — настоящее время Просто цветные полоски с отображением логотипа.

О телеканале

«СПАС» – популярное российское православное телевидение. Является вторым по счету православным телеканалом в России. Вещание ведется с 2005 года. Канал имеет большую аудиторию в России и странах СНГ. Телеканал посвящен формированию мировоззрения и нравственных устоев. В основу передач заложены православные ценности, назначение которых – укреплять и развивать духовно-нравственные основы России.

Канал активно продвигает традиции русской православной церкви. Устанавливает диалог с современным российским обществом. Таким образом, «СПАС» — это настоящая площадка для дискуссий разных слоев населения и представителей церкви. Она объединяет людей разных профессий, социального статуса и материального положения.

Одно из главных направлений телеканала «СПАС» – информационное. Оно включает в себя освещение актуальных событий из жизни РПЦ. Также в новостных выпусках телеканала представлена точка зрения представителей церкви на события в России и мире. Затрагиваются темы экономики, политики, общества и культуры. В большом количестве представлены образовательные проекты, ориентированные на детей и подростков. Их цель — дать детям духовное воспитание и религиозное образование. Передачи полностью раскрывают тему православной культуры. Также канал содействует РПЦ в вопросах катехизации.

Порядка 60% всего вещания телеканала «СПАС» состоит из общественных передач. Это: документальные фильмы, просветительские и публицистические передачи. Документальные проекты посвящены природе, философии, культуре и обществу. В них затрагиваются все самые важные и актуальные темы. Оставшаяся часть эфира отведена исключительно православной тематике.

Большая часть представленных передач – проекты собственного производства телеканала. Они снимаются в собственной профессиональной студии. В съемках принимают участи опытные журналисты, режиссеры, монтажеры и ведущие.

Часть передач транслируется в прямом эфире. Это различные интервью, в которых также могут принять участие телезрители. Для этого достаточно просто позвонить в студию канала или оставить свой вопрос на его официальном сайте. На канале «СПАС» действует жесткая цензура. В передачах нет жестокости и откровенных сцен. Поэтому телеканал подходит для семейного просмотра и создания теплой домашней атмосферы.

19 августа

Фото из открытых источников

К Яблочному Спасу готовятся в течение двух недель. В частности, не едят яблоки. Особенно это касается женщин, которых таким образом пытаются предостеречь от греховного поступка Евы.

Еще одно поверье: Н

Поговорки:

Какой Второй Спас, такой и январь.

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.

На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мед и горох в стручках.

Считается, что в этот день все яблоки обладают целебными свойствами. А загаданные желания при откусывании плода обязательно сбываются. Поэтому их вместе с другими фруктами святят и готовят из них различные блюда. Также начинается подготовка заготовок на зиму.

Традиции в других странах

В восточной Сербии хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику; считалось, что чем дальше разлетались семечки из него, тем большим будет урожай винограда.

В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый «запиранием винограда».

Яблочный Спас (Второй, Средний, Спас на горе)

Спустя пять дней, 19 августа, отмечался Яблочный Спас (он же Второй, Средний или Спас на горе). Согласно церковному преданию, в этот день состоялось преображение, когда Христос со своими учениками взошел на гору Фавор, и в какой-то момент его лицо стало белоснежным.

Получается, что оба праздника — Преображение Господне и Второй Спас — совпали, поэтому верующие несут освящать яблоки и другой урожай в храмы именно в этот день.

Праздничный стол

На стол в Яблочный Спас принято ставить блюда с яблоками – испеките шарлотку, блинчики, сделайте красивую нарезку, словом, побалуйте себя и своих близких.

Печеные яблоки

Если уж совсем нет времени возиться с выпечкой — сделайте просто печеные яблоки к вашему столу. Готовить их просто и быстро, а вкусны они необычайно. Кстати, по этому рецепту запекать можно любые яблоки.

Ингредиенты: яблоки, мёд или сахар.Как готовить: яблоки помыть, положить в форму на пергаментную бумагу (или солому) и запечь в негорячей духовке или поставить в печь в легкий дух. Если поставить яблоки в очень горячую печь или духовку, они могут пригореть или растрескаться. Как только яблоки покрылись румяной корочкой, значит пришло время доставать угощение из духовки.

Едят печеные яблоки с мёдом, сахаром или со сладким молоком.

Приметы и обычаи

С Яблочным Спасом связано множество примет. Например, какой будет погода в этот день, такой и осень: дожди – к осадкам, сухая погода – к теплому сезону. Такая же история и с январем: если в спас дождливо, месяц будет снежным, а если тепло – ожидается мороз и солнце, как в поэзии Пушкина.

Были и другие поверья – например, если муха 2 раза на руку сядет, это к большой удаче. Поэтому сгонять ее ни в коем случае нельзя – можете потерять свой успех.

В народных песнях Спас предстает как надежный покровитель и помощник крестьянина во всех его делах этой поры. Праздник Спас после Святых Петра и Ильи и дальше продолжает срывать листья к зиме: «Пришёл Петрок, сорвал листок; пришел Илья, сорвал два; пришел Спас — нарвал в запас».

На Спас широко устраивались ярмарки, где крестьяне продавали плоды нового урожая, мёд. Вообще, праздник Яблочный Спас в народе особенно почитали. Бабушки строго-настрого запрещали рвать яблоки в саду к «Испасу». 19 августа их собирали, освящали в церкви, после чего можно было угощаться любимым фруктом сколько угодно.

В народе об этом говорили: «Хорошо яблочко к Испасу». Возвращаясь из церкви, освященными яблоками угощали родственников, соседей, даже просто прохожих. Также их оставляли и на кладбище для усопших близких.

По приметам, в народе Спас считали днем ​​отлета аистов. Существовала, например, такая примета:

  • если аисты начинали готовиться к вылету в теплые края за неделю перед Спасом, ожидалось, что зима наступит раньше и будет морозная, а весна холодная;
  • если же после Спаса — осень будет теплая, зима поздняя, ​​а весна холодная.
  • Как это не печально, но отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы. Так и говорили: «Спас — бери рукавицы про запас», «Спас — лето шасть!»

Гадания на Спас

А еще на праздник Яблочного и Медового Спаса можно организовать интересные гадания – на любовь, на судьбу, на достаток

Например, вот как можно погадать в Яблочный спас просто на желание – неважно какое, главное, чтобы оно было искренним

Берут сразу 3 яблока – зеленое, желтое и красное. Их кладут в ящик или мешок (ткань не должна просвечивать). Затем нужно уединиться и мысленно представить свое желание, проговорить его вслух. После этого из коробки сразу вытягивают одно яблоко и определяют результат по его цвету:

  • красное – мечта непременно исполнится, и причем довольно быстро; возможно, вам повезет, поэтому все сложится само собой;
  • желтое – желание сбудется, но вам предстоит пройти кое-какие испытания;
  • зеленое – пока ваша мечта находится в проекте, она вполне может исполниться, но не сейчас; возможно, желание просто несвоевременно.

А еще в Яблочный Спас можно устроить и такое гадание на будущее: взять яблоко, срезать верхушку достаточно глубоко (семечки должны быть видны)

А теперь обратите внимание на срез: если он симметричный, и зернышки образуют красивый узор, мечта точно сбудется. А если нет – вам придется приложить определенные усилия

Но если вы пойдете до конца, то наверняка добьетесь желаемого.

Кто написал «Спас Нерукотворный»?

Первые списки иконы стали появляться сразу после установления христианства на Руси. Считается, что это были византийские и греческие копии. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой был сам Спаситель, хранилась у царя Авгаря, и ее описание дошло к нам благодаря документам

Есть несколько важных деталей, на которые стоит обратить внимание, рассматривая портрет:

  1. Материя с отпечатком была натянута на деревянную основу и этот образ является единственным изображением Иисуса, как человеческой личности. На других иконах Христос представлен или с какой-то атрибутикой, или совершающим определенные действия.
  2. Образ «Спаса Нерукотворного» в обязательном порядке изучается в школе иконописцев. Кроме этого, они должны сделать список в качестве первой самостоятельной работы.
  3. Только на этой иконе Иисус представлен с нимбом замкнутого типа, что является символом гармонии и указывает на завершенность мира.
  4. Еще один важный нюанс иконы «Спас Нерукотворный» – лицо Спасителя изображено симметрично, вот только глаза немного скошены на бок, что делает образ более живым. Изображение симметрично не просто так, поскольку оно указывает на симметричность всего, что создано Богом.
  5. Лицо Спасителя не выражает ни боли, ни страданий. Смотря на образ можно увидеть спокойствие, равновесие и свободу от каких-либо эмоций. Многие верующие считают его олицетворением «чистой красоты».
  6. На иконе представлен потрет, но на картинах изображают не только голову, но и плечи, а здесь они отсутствуют. Эту деталь трактуют по-разному, так считается, что голова указывает на главенство души над телом, а еще это служит напоминанием о том, что главным для церкви является Христос.
  7. В большинстве случаев лик изображается на фоне ткани с разными видами складок. Есть варианты, когда портрет представлен на фоне кирпичной стены. В некоторых традициях полотно держится на крыльях ангелов.

«Спас Нерукотворный» Андрей Рублев

Известный художник представил миру большое количество икон и важное значение для него имел образ Иисуса Христа. У автора есть свои легко узнаваемые черты, например, мягкие переходы света в тень, которые полностью противоположны контрастам

Икона «Спас Нерукотворный», автор которой Андрей Рублев, подчеркивает необыкновенную мягкость души Христа, для чего использовалась нежная теплая гамма. Из-за этого икону называют «светоносной». Образ, представленный художником, был противоположным византийским традициям.

«Спас Нерукотворный» Симон Ушаков

В 1658 году художник создал свое самое известное произведение – лик Иисуса «Спас Нерукотворный». Икона была написана для монастыря, расположенного в Сергиевом Посаде. Она имеет небольшие размеры – 53х42 см. Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» была нарисована на дереве с использованием темперы и автор применял для написания художественные приемы характерные для того времени. Образ выделяется полной прорисовкой черт лица и светотеневой передачей объема.

Яблочный Спас (19 августа) — второй Спас

Проводы лета всегда начинались со дня празднования Яблочного Спаса. Ночи становились холоднее, тепло уходило. Появлялись первые яблочки, и какими же сладкими они были! Возможно, вкус их был сладок еще и оттого, что до этого дня православные яблок не ели. Зато в этот день собирали наливной урожай, несли в церковь освятить и только потом разговлялись.

Матери, потерявшие своих деток, приносили яблоки на их могилки. Считалось, что если до Яблочного Спаса мать не попробует яблочка, тогда дитя ее на том свете в этот день будет есть райские яблочки. Юных девиц можно было увидеть около яблонь. Прислонятся к ним и стоят, о чем-то нашептывают. А все потому, что согласно древнему поверью, в этот день можно было попросить у яблони красоты и долгой молодости.

Хозяйки начинают варить яблочное варенье, пастилу, компоты. А останется несколько плодов — обязательно запекут их.

Рецепт варенья из яблок, которое варили на Яблочный Спас

Выбрать 3-4 крупных яблока с кислинкой. Вымыть, обсушить, обрезать «крышечку», через нее аккуратно удалить сердцевину. Уложить внутрь любые ягоды (чернику, малину, клубнику). Сверху залить медом и закрыть срезанной «крышечкой». Поставить в духовку и выпекать при температуре 180 градусов до готовности.

А что же значит этот праздник в христианстве? 19 августа празднуется великое Преображение Господне. Иисус Христос с тремя своими учениками в этот день взошел на гору Фавор и преобразился там — весь засиял, одежды его стали белыми, около него появились пророки. Преображение было свидетельством Божьего чуда и силы его.

А что народ?

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора — «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса — выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Главный напиток Медового Спаса — питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

№3 Происхождение Честных Древ Животворящего Креста, Праздник Всемилостивого Спаса и Медовый Спас – это один церковный праздник, установленный в честь нового урожая.

Это утверждение – заблуждение. Два церковных праздника установлены в один день, но по разным поводам (и это не сбор урожая). Первый установлен в IX веке в честь победы над моровой эпидемией. Поводом для второго послужили чудесные знамения от иконы Спаса Нерукотворного и Владимирской иконы Богородицы в XII веке. Литературный исторический памятник “Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году” повествует нам о том, что в сражении 1 августа 1164 года русское войско под предводительством князя Андрея Боголюбского одержало решительную победу над волжскими болгарами, которые многие годы представляли угрозу государству. Иконы, перед которыми молился князь с дружиной перед сражением, неземным сиянием озарили всё вокруг.

Из переписки с греческим императором Мануилом стало известно, что в тот же самый день подобное чудо от Честного Креста и иконы Богоматери наблюдали и греческие воины. Греки тоже выиграли решающее сражение над превосходящими силами сарацинского войска. День чествования этого чудесного события и принято считать первым из трех праздников, посвященных Всемилостивому Спасу. А народный «Медовый Спас» яркой лентой так крепко переплел два значимых, но исторически совершенно разных события, что за суевериями сложно разглядеть истинную суть празднеств.

Почему Яблочный Спас так называется

Итак, Яблочный Спас – почему же Спас? На этот счет есть 2 точки зрения, которые не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга:

  1. С одной стороны, славяне отмечали этот праздник задолго до прихода христианства. Ежегодно Спас выпадал на 19 августа (по новому стилю). В этот день было принято собирать урожай яблок и других фруктов, Жители окрестных деревень приносили их на общий стол и устраивали веселое народное гуляние. Но самое главное – они создавали припасы и с их помощью спасались от долгой холодной зимы.
  2. А еще Спас – это однокоренное слово от «Спаситель». По церковному преданию в этот день Иисус взошел на гору Фавор вместе с тремя любимыми учениками – Иоанном, Иаковом и Петром. Они беседовали какое-то время, и вдруг лик Христа преобразился. Ученики увидели, что слева и справа от него появились легендарный пророк Илия и Моисей, который вывел евреев из египетского рабства.

Получается, что в этом празднике объединилось сразу 2 события. И во многом они даже совпадают по сути – природа преображается, как и Господь, лето уступает место осени.

Это по-настоящему золотая пора, когда мы можем собрать урожай и подвести итоги сельскохозяйственного года. А заодно запастись всевозможными соленьями, вареньями и другими заготовками на зиму – ведь она уже не за горами.

№4 Медовый Спас называют еще «Маковеем», от слова «мак». В этот день следует собрать букет из этих цветов, пучок повесить над дверью, и он весь год будет защищать дом от бед и врагов.

14 августа в церковном календаре выделено еще одно событие, но с маком его связывает только созвучие иудейской династии Маккавеев (молот, оружие на врагов) с русским словосочетанием «веять мак».

Семь юных братьев из рода Маккавеев, а вместе с ними их учитель и мать – ветхозаветные мученики, пострадавшие за веру в 166 году до Р.Х. В тот год сирийский царь Антиох Епифан активно внедрял по всей Иудее языческую культуру эллинов. После того, как в храме Господнем была установлена статуя греческого бога Зевса, многие доблестные мужи не устояли в истинной вере. Твердость продемонстрировал девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, он добровольно пошел на мучения. Его примеру последовали и ученики.

Отроки, стоя перед жестоким правителем, мужественно исповедовали себя приверженцами Моисеевого закона. Один за другим они шли на истязания и встречали смерть на глазах у своей матери. Соломония скончалась рядом с телами сыновей, со словами благодарности на устах. Она благодарила Бога за то, что ни один из них не проявил малодушие. Имена юных мучеников бережно хранит Церковь: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл. Совершенный ими подвиг воодушевил жителей Иерусалима на восстание, и Божий храм был очищен от истукана.

Как это событие может быть связано с изготовлением оберегов из мака? Никак. Подменять глубокое внутреннее содержание праздника, приписывая сверхъестественные способности маку, является вредным и опасным суеверием. А мак в этот день в храме все-таки освящают, наряду с водой, медом и другими лекарственными травами.

Икона Спасителя

Этот образ является основным в православии. Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на Руси. Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам. Этот образ дарует людям утешение и веру. Основные его элементы:

  • Нимб со вписанным крестом и тремя греческими буквами, которые обозначают выражение: «Я есмь Сущий».
  • Пурпурный хитон (риза). Символизирует человеческую природу Спасителя.
  • Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса.

Как правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений Христа: в образе обычного человека или младенца, а также в облике Царя Царствующих. Икона Христа Спасителя всегда располагается на центральном куполе любого православного храма, ведь это считается самым почетным местом.

В основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.

Яблочный Спас на горе

6/19 августа Церковь вспоминает Преображение Господа на горе Фавор. О нем повествуют трое евангелистов (Мф 17:1–13; Мк 9:2–13; Лк 9:28–36). Термин «преображение» с греческого языка буквально означает «превращение в другой вид» или «изменение формы». В народе эта дата именуется Яблочным Спасом, Спасом на горе.

Праздник относится к числу двунадесятых (от
древнерусского «два на десяте» – двенадцать), то есть он входит в состав одного
из двенадцати великих праздников, которые посвящены событиям земной жизни
Иисуса Христа и Богородицы. Однако событие вошло в церковный богослужебный
календарь не раньше V века. В это время появляются первые Слова (вид
литературного жанра) у Святых Отцов на Преображение. К середине VIII столетия он
уже входил в число одиннадцати важнейших.

Совершение празднования Преображения в августе связано с тем, что 6-го числа были освящены три храма на Фаворской горе. Протопресвитер Александр Шмеман отмечает, что «до своего “оформления” в отдельный праздник воспоминание Преображения несомненно было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “да егда Тя узрят распинаема…”. И на Западе евангельский рассказ о Преображении до сих пор составляет чтение первого воскресения Великого поста».

Народные традиции на Успение

Успение — один из любимейших на Руси народно-христианских праздников. Это и праздник урожая, и чествование матушки-земли, с которой после прихода христианства стали отождествлять Богородицу, всеобщую заступницу, особенно добросердечную по отношению к женщинам. В народе считалось, что на Успение прощаются все бабьи грехи за год.

На Руси на Успение существовала древняя традиция дожинок — в поле до праздника оставляли несжатый сноп, который был посвящен Богородице. На Успение его срезали и торжественно несли в село, сопровождая этот процесс специальными обрядами. Хлеб, испеченный из муки от дожиночного зерна, считался ритуальным и целебным, его ели всем селом, отламывая по кусочку. Часть каравая из дожинок оставляли в укромном месте как оберег, чтобы защитил урожай, отвел от людей голод и болезни.

Всего в честь Богородицы отмечают три праздника, которые носят названия Пречистая.

Первая Пречистая — Успение (28 августа); Вторая Пречистая — Рождество Богородицы (21 сентября); Третья Пречистая — Введение Богородицы во Храм (4 декабря).

История празднества

Как и у многих других праздничных дат народно-церковного календаря, истоки Медового Спаса уходят в очень давнее прошлое. Почитание Креста Господня связано с традицией византийской столицы – славного Константинополя, где с IX века святыню приносили для освящения воды в храм Святой Софии. Считалось, что прикоснувшись к Кресту, на котором был распят Иисус, страждущие и больные получат долгожданное исцеление.

Празднование Всемилостивого Спаса связано со знамением от чудотворных икон, среди которых – изображение Владимирской Божьей Матери. Согласно преданию, икона была взята в поход против волжских булгар благоверным князем Андреем Боголюбским. Воодушевленные помощью Божьей Матери, князь, его полководцы и воины одержали внушительную победу над врагом, угнетавшим жителей русских земель.

Прижившееся название даты Спас связано с Иисусом Христом, Спасителем. Оно удачно подошло к празднествам народным, когда славяне отмечали сборы первого меда, урожая яблок и орехов. Название равноценно другим похожим словам – «запас», «запасаться», и многие исследователи считают правильной версию о начале заготовок на долгую зиму.

В разных регионах России, а также в православных странах можно услышать местные названия праздника. Среди них:

  • Спасовки;
  • Спас на воде;
  • Мокрый;
  • Мядовик;
  • Лакомка;
  • Калинник;
  • Маковей;
  • Проводы лета.

По канонам православия, с этого дня верующие соблюдают строгий пост. По продолжительности он невелик, с 14 до 27 августа. Но правила строгие, схожие с предписаниями и запретами Великого поста.

Яблочный спас

Праздник Преображения Господня православные отмечают в честь того, что в этот день ученики узнали о том, что Иисус Христос – сын Божий. В народной традиции на Второй, или Яблочный, Спас освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси, а также другие плоды нового урожая, которые как раз начинают поспевать. Считается, что до этой даты яблоки нового урожая есть нельзя.

Кстати, приносить в церковь плоды первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с ветхозаветных времен. Однако считается, что эти дары имеют второстепенное значение, просто верующие таким образом символически выражают благодарность Творцу. Главное выражение благодарности, с точки зрения церкви, должно заключаться в покаянии и молитве.

Согласно поверьям, после освящения яблоки приобретают некую волшебную силу, и если загадать желание, откусывая первый кусочек, то оно обязательно исполнится.

С наступлением Яблочного Спаса принято начинать готовить всевозможные блюда на основе душистых плодов: с ними пекут пироги и пирожки, начинают варить первое варенье, делать салаты и десерты, украшают ими свой праздничный стол и дарят каждому гостю.

По народным приметам, Яблочный Спас (еще его называют «первыми осенинами») означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после Спаса становятся холоднее.

Также существует множество погодных примет, связанных с этим днем: какой второй Спас, такой и январь; сухой день на Яблочный Спас предвещает сухую осень, дождливый – мокрую, а ясный – суровую зиму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector