И. в. гёте «фауст»: характеристика фауста
Содержание:
- Темы
- Герой всех времен
- Суть произведения
- История создания
- История создания
- Сделка
- Пролог в небе
- Образ Фауста в трагедии Гете
- Смысл названия книги «Фауст» Гёте
- Посвящение
- Главные герои и их характеристика
- Анализ трагедии Гете «Фауст»
- Влияние произведения
- Кратко о действующих лицах
- Образ Мефистофеля в трагедии «Фауст»
- Сатана, пришедший из «Фауста»
- Внутренний двор замка
- Биография
- Пролог на небесах
Темы
Произведение, содержащее соглашение трудолюбивого человека и черта, иными словами – сделку с дьяволом, дарит читателю не только захватывающий, полный приключений сюжет, но и актуальные темы для размышления. Мефистофель испытывает главного героя, даруя ему абсолютно иную жизнь, и теперь «книжного червя» Фауста ждут веселье, любовь и богатство. В обмен на земное блаженство тот отдает Мефистофелю душу, которая после смерти должна отправиться в ад.
- Наиболее важная тема произведения – вечное противоборство добра и зла, где сторона зла, Мефистофель, пытается совратить доброго отчаявшегося Фауста.
- После посвящения затаилась и тема творчества в театральном прологе. Позицию каждого из спорящих можно понять, ведь директор думает о вкусе публики, которая платит деньги, актер – о наиболее выгодной роли, чтобы понравиться толпе, а поэт – о творчестве в целом. Нетрудно догадаться, как искусство понимает Гете и на чьей стороне он стоит.
- «Фауст» — настолько многогранное произведение, что здесь мы найдем даже тему эгоизма, которая не бросается в глаза, однако при обнаружении объясняет, почему персонаж не был удовлетворен знаниями. Герой просвещался лишь для себя, а не помогал народу, поэтому его накопленные годами сведения были бесполезны. Отсюда вытекает и тема относительности любого знания – то, что они непродуктивны без применения, разрешает вопрос, почему познание наук не привело Фауста к смыслу жизни.
- Легко проходя через соблазнение вином и весельем, Фауст и не догадывается, что следующее испытание дастся намного труднее, ведь ему предстоит предаться неземному чувству. Встречая юную Маргариту на страницах произведения и видя безумную страсть Фауста к ней, мы разглядываем тему любви. Девушка привлекает главного героя чистотой и безупречным чувством правды, кроме того, она догадывается о натуре Мефистофеля. Любовь персонажей влечет за собою несчастья, и в темнице Гретхен раскаивается за свои грехи. Следующая встреча влюбленных ожидается только на небесах, но в объятиях Маргариты Фауст не просил повременить мгновенье, в противном случае произведение завершилось бы без второй части.
- Присматриваясь к возлюбленной Фауста, отметим, что юная Гретхен вызывает симпатию у читателей, однако она виновна в смерти своей матери, которая не проснулась после сонного зелья. Так же по вине Маргариты умирают еще ее брат Валентин и внебрачный ребенок от Фауста, за что девушка оказывается в темнице. Она испытывает страдания от совершенных ею грехов. Фауст предлагает ей сбежать, но пленница просит его уйти, отдаваясь полностью своим мучениям и раскаянию. Так в трагедии поднимается еще одна тема – тема нравственного выбора. Гретхен предпочла смерть и Божий суд побегу с чертом, и тем самым спасла свою душу.
- Великое наследие Гете таит в себе и философские полемические моменты. Во второй части мы вновь заглянем в кабинет Фауста, где усердный Вагнер работает над экспериментом, создавая человека искусственным путем. Сам образ Гомункула – уникальный, прячущий разгадку в его жизни и поисках. Он томится по реальному существованию в реальном мире, хотя ему известно то, что еще не может осознать Фауст. Замысел Гете добавить в пьесу такого неоднозначного персонажа, как Гомункул, раскрывается в представлении энтелехии, духа, каким он вступает в жизнь до всякого опыта.
Герой всех времен
Вечный образ Фауста стал прототипом для множества героев новой литературы. Тем не менее, он как будто бы завершает целую вереницу литературных «одиночек», привыкших сражаться с жизненными проблемами самостоятельно. Безусловно, образ Фауста имеет нотки печального мыслителя Гамлета или же экспрессивного защитника человечества, отчаявшегося Дон-Кихота, и даже Дон-Жуана. На ловеласа Фауст походит больше всего своим желанием прийти к истине в оккультных науках, тайнах Вселенной. Однако в то время, когда Фауст не знает границ в своих поисках, Дон-Жуан останавливается на потребностях плоти.
У каждого из перечисленных героев, есть свои антиподы, которые делают их образы более полными и частично раскрывают внутренний монолог каждого. У Дон-Кихота есть Санчо Панса, у Дон-Жуана — помощник Сганарель, а Фауст сражается в философских баталиях с Мефистофелем.
Суть произведения
Драма открывается посвящением, после следуют два пролога и две части. Продажа душу дьяволу – сюжет на все времена, кроме того, любопытного читателя ждет еще и путешествие во времени.
В театральном прологе начинается спор между директором, актером и поэтом, и у каждого из них, по сути, своя правда. Директор пытается разъяснить творцу, что нет смысла создавать великое произведение, так как большинство зрителей не способно оценить его по достоинству, на что поэт упорно и возмущенно отвечает несогласием – он считает, что для творческого человека в первую очередь важен не вкус толпы, а идея самого творчества.
Перевернув страницу, мы видим, что Гете отправил нас на небо, где завязывается новый спор, только уже между чертом Мефистофелем и Богом. По мнению представителя тьмы, человек не достоин никаких похвал, и Бог разрешает проверить силы любимого творения в лице трудолюбивого Фауста, чтобы доказать черту обратное.
Следующие две части – попытка Мефистофеля выиграть спор, а именно дьявольские искушения одно за другим пойдут в ход: алкоголь и веселье, молодость и любовь, богатство и власть. Любое желание без всяких препятствий, пока Фауст не найдет, что именно достойно жизни и счастья и равноценно душе, которую дьявол обычно забирает за свои услуги.
История создания
В то время многие писатели, композиторы и художники использовали этот образ. Но по мнению литераторов только Гете смог изобразить его более живым, чувственным и мыслящим. Писатель описал его, как человека, стремящегося к истине и правде. Сегодня ходит немного легенд о докторе Фаусте, некоторые утверждают, что он был никчемным человеком, отстранился от веры, занимался магией и пытался воскресить мертвых.
Гете не акцентировал на этом свое внимание. Только он посредством своего повествования заявил, что доктор искал ответы на вечные вопросы жизни и был предан своему делу
Когда автор принялся за написание произведения, ему было двадцать лет. Мужчина не знал, что этому творению он посвятит всю свою жизнь. В 1790 году Гете подумывал над тем, чтобы перестать писать и заняться другой деятельностью. Но общение с Шиллером, который был его лучшим другом, повлияло на дальнейшее развитие трагической истории. Товарищ настоял на том, чтобы мужчина все же закончил этот шедевр.
История создания
«Фауст» не только дарит читателю завораживающий сюжет, мистику, и таинственность, но и поднимает важнейшие философские вопросы. Гете писал это произведение на протяжении шестидесяти лет своей жизни, а опубликована пьеса была уже после смерти писателя. История создания произведения интересна не только долгим сроком его написания. Уже название трагедии непрозрачно намекает на жившего в XVI веке лекаря Иоганна Фауста, который в силу своих достоинств обзавелся завистниками. Доктору приписывали сверхъестественные способности, якобы он может даже воскрешать людей из мертвых. Автор меняет сюжет, дополняет пьесу героями и событиями и, словно по красной дорожке, торжественно входит в историю мирового искусства.
Сделка
Всю жизнь Фауст положил на то, чтобы разгадать загадки природы, изведать мир, постигнуть людскую сущность. Потратив столько времени на изучение наук, стопроцентного удовлетворения не ощущалось. «Я философию постиг, я стал юристом, стал врачом…Увы! С усердьем и трудом и в богословье я проник, – И не умней я стал в конце концов, чем прежде был…Глупец я из глупцов!..». Помимо врачевания, он параллельно изучает магию, общаясь с призраками. «Чистая душа в своем исканье смутном, сознанья истины полна!». Он осознал, что ни на шаг не приблизился к заветной цели, все эти годы лишь отдаляясь от познания очевидного. Генрих не понимает, как человечество может бесконечно оправдывать свою трусость, лень, бездействие. Отчаяние заполнило его до краев. Он решается на самоубийство, но чаше с ядом не удается выполнить свою миссию. Звон колоколов и церковное пение помешали осуществиться планам. Это был знак отложить уход в иное измерение на потом. Ему снова захотелось дышать, созидать, исследовать.
Ему было мало обычных знаний. Жажда большего, стремление к раскрытию непознанного, получение новых откровений. Он постоянно в поиске, в движении. Готов платить любую цену страдая, падая, взлетая. Именно это послужило основным мотивом для заключения соглашения, скрепленного кровью. Пройдя отчаянный, наполненный трудностями путь, он обретет долгожданное успокоение, в котором так нуждался.
Пролог в небе
В то время как архангелы воспевают Бога, к нему приходит Дьявол, который начинает глумиться над ним. Он придается рассуждениям, которые касаются жизни людей. Даже одаренные люди, которых Бог наделил талантом, не отличаются от животных своим образом жизни. Дьявол не видит никакого смысла в том, что Бог потратил так много времени на их создание. Бог решает уточнить у Мефистофеля знаком ли ему Фауст? Да, Дьяволу знаком этот человек. Это ученый, который не останавливается не перед чем, поэтому покоряет все новые и новые вершины. Он очень преданно относится к Богу, и с гордостью занимается своим делом, которое у него получается выше всяких похвал.
Дьявол склоняет Бога к спору. Дьявол утверждает, что сможет по средствам искушений переманить Фауста. Бог не верит в это. Он уверен полностью в Фаусте и знает, что тот выстоит перед любыми искушениями. В чем-то Бог даже испытывает некую радость от того, что Дьявол сможет растормошить очень спокойного Фауста.
Образ Фауста в трагедии Гете
Произведение о Фаусте – это длинный жизненный путь человека, который наделен особым взглядом на мир, способностью ощущать, переживать, разочаровываться и надеяться. Главный герой заключает с дьяволом сделку лишь потому, что хочет постичь все тайны мира. Он желает отыскать неуловимую истину бытия, найти правду, постоянно с отчаянием выискивает все новые и новые знания. Вскоре он понимает, что сам не сможет найти ответы на вопросы, не сможет раскрыть всех тайн.
Ради знаний герой готов платить любую цену. Ведь все, что есть в жизни Фауста, все, что движет им, – это поиски. Гете наделяет героя полной гаммой всех существующих эмоций. В произведении он находится то в экстазе от того, что обнаружил крупинку новой информации, то на грани самоубийства.
Главная задача героя – не просто познать мир, а понять себя. Образ Фауста в трагедии «Фауст» чем-то напоминает вечный двигатель. Его жизнь не вращается по кругу, не возвращается к истокам. Он постоянно идет только вперед, делая новые открытия, исследуя неизвестное. За получение знаний он платит своей душой. Фауст прекрасно осознает, чего хочет, и для этого готов вызвать дьявола.
Основные положительные черты, которые вобрал в себя образ Фауста в трагедии «Фауст», — это настойчивость, любознательность, доброжелательность. Главный персонаж не просто стремится овладеть новыми знаниями, он хочет с помощью них помогать другим.
Образ Фауста в трагедии Гете обладает и негативными качествами: желанием получить знания немедленно, тщеславием, сомнениями, беспечностью.
Главный герой этого произведения учит тому, что нельзя оглядываться назад и сожалеть о чем-то, нужно жить настоящим, искать то, что делает человека счастливым. Несмотря на ужасающую сделку, Фауст прожил абсолютно счастливую жизнь, ни разу до последнего мгновения не пожалев о ней.
Смысл названия книги «Фауст» Гёте
Центральный персонаж произведения — Иоанн Фауст — являлся олицетворением целой эпохи. У общества накопилась масса вопросов, ответы на которые не могли предоставить ни ученые, ни церковники. В этом герое переплелись и положительные, и отрицательные качества. Он боролся не только с устаревшими предрассудками, с непониманием со стороны многих окружающих. Автор показал невероятное противостояние добра и зла в одной уникальной личности.
Но почему именно такое заглавие? Человек — это звучит гордо. Человек, который пытается разобраться законами природы, который хочет лучше познал этот мир, котором живет. Это собирательный образ, раскрывающий надежды, мечтания, цели людей эпохи Просвещения. Обществу необходимы были перемены. Они их и получили.
Посвящение
ы вновь со мной, туманные виденья,
Мне в юности мелькнувшие давно…
Вас удержу ль во власти вдохновенья?
Былым ли снам явиться вновь дано?
Из сумрака, из тьмы полузабвенья
Восстали вы… О, будь, что суждено!
Как в юности, ваш вид мне грудь волнует,
И дух мой снова чары ваши чует.
Вы принесли с собой воспоминанье
Весёлых дней и милых теней рой;
Воскресло вновь забытое сказанье
Любви и дружбы первой предо мной;
Всё вспомнилось: и прежнее страданье,
И жизни бег запутанной чредой,
И образы друзей, из жизни юной
Исторгнутых, обманутых фортуной.
Кому я пел когда-то, вдохновенный,
Тем песнь моя — увы! — уж не слышна…
Кружок друзей рассеян по вселенной,
Их отклик смолк, прошли те времена.
Я чужд толпе со скорбью, мне священной,
Мне самая хвала её страшна,
А те, кому моя звучала лира,
Кто жив ещё, — рассеяны средь мира.
И вот воскресло давнее стремленье
Туда, в мир духов, строгий и немой,
И робкое родится песнопенье,
Стеня, дрожа эоловой струной;
В суровом сердце трепет и смиренье,
В очах слеза сменяется слезой;
Всё, чем владею, вдаль куда-то скрылось;
Всё, что прошло, — восстало, оживилось!..
Главные герои и их характеристика
- Фауст – главный герой трагедии Гете, выдающийся ученый и врач, познавший многие таинства наук, но все равно разочаровавшийся в жизни. Он не удовлетворен теми обрывочными и неполными сведениями, которыми владеет, и ему кажется, что уже ничего не поможет ему прийти к познанию высшего смысла бытия. Отчаявшийся персонаж даже задумывался о самоубийстве. Он заключает договор с посланцем темных сил для того, чтобы найти счастье – то, ради чего действительно стоит жить. Прежде всего, им управляют жажда знаний и свобода духа, поэтому он становится непростой задачей для черта.
- «Частица силы, желавшей вечно зла, творившей лишь благое» — довольно противоречивый образ черта Мефистофеля. Средоточие злых сил, посланец ада, гений соблазна и антипод Фауста. Персонаж считает, что «достойно гибели все то, что существует», ведь он умеет манипулировать самым лучшим божественным творением через его многочисленные уязвимости, и все вроде бы указывает на то, как отрицательно читатель должен относиться к черту, но, черт возьми! Герой вызывает симпатию даже у Бога, что уж говорить о читающей публике. Гете создает не просто сатану, а остроумного, язвительного, проницательного и циничного трикстера, от которого так трудно отвести глаза.
- Из действующих лиц так же можно отдельно выделить Маргариту (Гретхен). Юная, скромная, верующая в Бога простолюдинка, возлюбленная Фауста. Земная простая девушка, заплатившая за спасение своей души собственной жизнью. Главный герой влюбляется в Маргариту, но она – не смысл его жизни.
Анализ трагедии Гете «Фауст»
Универсальный гений немецкой классической литературы Гете написал глубоко философское произведение «Фауст», в котором превознес человека, ищущего истину.
История написания трагедии связана с увлечением автора давними немецкими легендами о докторе и маге Фаусте, жившем еще в средние века. Об этой неоднозначной личности ходили разные слухи. И то, что он учитель, развращающий своих учеников, и то, что он занимается алхимией и магией. Поговаривали, что Фауст был настолько талантлив и эрудирован, что мог бы с легкостью по памяти воспроизвести труды античных философов. Но главное, чем взволновал всех этот человек – это сделка с мистическими силами.
Гете тоже был пленен образом средневекового доктора, и решил создать на его основе своего героя. Однако интерпретация образа Фауста великим драматургом отличается от прежних его художественных воплощений. Это уже не был несчастный дерзкий доктор-маг, а одаренный ученый, ищущий истину. Таким образом, средневековый Фауст приобрел характерные черты человека эпохи Просвещения.
Тема трагедии: поиски главным героем истинных знаний, открывающих путь к познанию мира. Фауст
– талантливый ученый, достигший высот во многих сферах, но ему этого не достаточно. Он понимает, что человек ограничен в своих интеллектуальных возможностях. Поэтому главный герой обращается за помощью к духам. В то же время на небе заключается договор, объектом которого становится душа Фауста. В результате, Фауст заключает сделку с мистическими силами о том, что ему помогут открыть все тайны бытия взамен на его душу.
Идея трагедии: превознесение разума, вера в человечество.
Главной проблемой произведения является борьба добра и зла, их противостояние в душе человека. Главный герой поддается различным испытаниям и соблазнам, но все-таки в конце находит правильный путь и выходит победителем.
Трагедия имеет такую композицию: посвящение первым читателям, два пролога и две части.
В посвящении автор обращается к своим близким друзьям, которые были первыми слушателями и читателями, а значит, и критиками его поэмы «Фауст». Он выражает им свою безмерную благодарность, вспоминает о них с теплотой.
«Пролог в театре» — это дискуссия о предназначении искусства между директором театра, поэтом и актером. Директор театра олицетворяет собой практическое отношение к искусству. Для него театр – это, прежде, всего доход. Поэтому он заманивает публику развлекательными шоу, а не серьезными спектаклями. Поэт – олицетворение романтического взгляда на театр и на искусство в целом. Поэт уверен, что задача театра состоит в том, чтобы повышать культурный уровень зрителя, а не просто развлекать. О деньгах поэт, как настоящий романтик, почти не думает. Комический актер – олицетворение реалистичного взгляда на искусство. Он считает, что правильнее всего совмещать талант и мнение публики.
«Пролог на небе
» часто поддавался критике со стороны церкви, так как автор вольнодумно трактует образы Господа, ангелов иМефистофеля . В этой части заключается пари, объектом которого становится ученый Фауст.
После прологов идет первая часть, в которой появляется главный герой. Он рассказывает о себе в монологе. Фауст не доволен своим знанием мира, поэтому заключает сделку, чтобы проникнуть в сущность всех вещей. Важным событием первой части является знакомство Фауста и Маргариты
Во второй части Фауст женится на античной красавице Елене Прекрасной
. В финале он находит свое прекрасное мгновенье. Благодаря правильному выбору главные герои прощены.
«Фауст» — это величайшее литературное творение драматурга.
Влияние произведения
После выхода в свет трагедии об отчаянном любителе знаний многие философы, культурологи, исследователи нашли образ Фауста Гете настолько увлекательным, что даже выделили подобный тип человека, который Шпенглер назвал «фаустовским». Это люди, которые осознают бесконечность и свободу и стремятся к ней. Даже в школе детям задают писать сочинение, образ Фауста в котором должен быть полноценно раскрыт.
На литературу эта трагедия оказала существенное влияние. Вдохновленные романом поэты и прозаики принялись раскрывать образ Фауста в своих творениях. Намеки на него есть в произведениях Байрона, Граббе, Ленау, Пушкина, Гейне, Манна, Тургенева, Достоевского и Булгакова.
Кратко о действующих лицах
Краткое содержание трагедии Гете «Фауст», разбитое по главам, позволит освежить в памяти образы главных и второстепенных героев. По мере развития сюжета трагедии читатель знакомится все с большим количеством персонажей. Кто-то из них вызывает искренний интерес, кто-то вызывает улыбку и симпатию, ну а некоторые достойны лишь недоумения и сожалений.
Главные герои
В трагедии три главных героя:
- Генрих Фауст – потомственный врач и ученый, разочаровавшийся в жизни и собственных стремлениях, что побудило его заключить сделку с самим Мефистофелем.
- Мефистофель – предстает перед читателем в образе дьявола, злого духа, который из-за скуки заключил сделку с Господом, поставив на кон чистую душу Фауста.
- Маргарита (Гретхен) – несчастная возлюбленная Фауста, молодая невинная девушка, которая влюбляется в представительного доктора. Стремясь быть с любимым человеком, она удовлетворяет его просьбу и подсыпает снотворное своей матери, из-за чего та умирает. После расставания с Фаустом Маргарита сходит с ума и убивает новорожденную дочь, и ее приговаривают к смертной казни.
Второстепенные персонажи
Второстепенных персонажей в произведении очень много, однако наиболее значимыми их них являются:
- Директор театра, Поэт, Комик – читатель знакомится с ними в начале оперы.
- Вагнер – ученик доктора Фауста, сумевший без посторонней поддержки заработать славу выдающегося ученого своего времени. Трудом всей своей жизни Вагнер сделал создание Гомункула.
- Гомункул – человек из пробирки, который предал своего создателя и присоединился к компании Фауста и Мефистофеля.
- Елена – прекрасная древнегреческая богиня, которую по просьбе Фауста Мефистофель перенес из древней Спарты. Во второй части трагедии Елена стала законной женой главного героя и родила ему сына Эвфориона.
- Эвфорион – сын Фауста и Елены, который стал своеобразным символом объединения романтичных и античных начал. Гете наделил его типичными чертами байроновских героев.
- Марта – веселая вдовушка и соседка Маргариты.
- Валентин – родной брат Маргариты, который вступился за ее честь и был убит Фаустом.
Образ Мефистофеля в трагедии «Фауст»
Мефистофель – это падший ангел, который ведет вечный спор с Богом о добре и зле. Он считает, что человек настолько испорчен, что, поддавшись даже небольшому соблазну, может с легкостью отдать ему свою душу. Ангел уверен в том, что человечество не стоит спасения. Фауст, по мнению Мефистофеля, всегда будет на стороне зла.
В одной из строк произведения Мефистофель описывается как черт, у которого ранее были острые когти, рога и хвост. Он не любит схоластику, предпочитая уходить подальше от скучных наук. Будучи злом, помогает, не зная того, найти истину герою. Образ Мефистофеля в «Фаусте» сложен из противоречий.
Часто в разговорах и спорах с Фаустом Мефистофель проявляет себя подлинным философом, который с интересом наблюдает за деяниями человека, за прогрессом. Тем не менее, когда он общается с другими людьми или нечистью, подбирает себе другие образы. Он не отстает от собеседника и поддерживает разговоры на любые темы. Сам Мефистофель несколько раз говорит о том, что не обладает абсолютной силой. Главное решение всегда зависит от человека, а он может лишь воспользоваться неправильным выбором.
Многие мысли самого Гете были вложены в образ Мефистофеля в трагедии «Фауст». Они выразились в острой критике феодализма. При этом дьявол наживается на наивных реалиях капиталистического устоя.
Несмотря на поверхностную схожесть демона и главного героя, образ Мефистофеля в трагедии «Фауст» абсолютно противоположен ему в главном. Фауст стремится к мудрости. А Мефистофель считает, что никакой мудрости не существует. Он полагает, что поиск истины — пустое занятие, ведь ее не существует.
Исследователи полагают, что образ Мефистофеля в «Фаусте» – это подсознание самого доктора, его страхи перед неизвестным. В тот момент, когда добро начинает сражаться со злом, демон разговаривает с главным героем. В конце произведения Мефистофель остается ни с чем. Фауст добровольно признает, что он достиг идеала, узнал истину. После этого его душа достается ангелам.
Сатана, пришедший из «Фауста»
Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Фотография: litvinovs.net
Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Фотография: litvinovs.net
Булгаков глубоко изучал немецкий мистицизм XIX века и много времени уделил «Фаусту». В ранней версии его культового романа с черновым названием «Черный маг» главной фигурой выступал именно сатана. Позднее Булгаков изменил концепцию, но оставил персонажу дьявола ключевую роль, при этом наделив его чертами сатаны из драмы Фауста.
Воланд, он же профессор черной магии, впервые появился в «Мастере и Маргарите» на Патриарших прудах. При нем был неизменный атрибут — трость с черным набалдашником в виде головы пуделя:
Тот же образ возникал и в сцене Великого Бала у сатаны, когда Маргарите присвоили статус королевы:
Пудель появился в тексте Булгакова неспроста. Именно форму черного пуделя принимал Мефистофель у Гете, чтобы не открывать свой истинный облик, и именно в таком виде он впервые проник в келью Фауста.
Сам Мефистофель во время Вальпургиевой ночи, которая так похожа на все тот же Великий Бал, назвал себя юнкером (благородный господин — Прим. ред.) Воландом — что отметает все сомнения о немецкой природе сатаны Булгакова.
Внутренний двор замка
По интересной воле судьбы этим замком владеет Фауст. Он с радостью принимает девушку у себя, давая ей все полномочия, что касается замка. Доктор не скрывает своих чувств, на что Елена жалуется, что по воле богов была лишена счастья.
Менелай – муж Елены, не может простить подобный поступок, поэтому решает идти на замок войной, направив свои войска. Влюбленные скрываются от Менелая в подземном мире. Они счастливы и наслаждаются обществом друг друга.
У пары появляется на свет сын, которого назвали Эвфорионом. Этот ребенок не похож на остальных, поскольку обладает способностями, которых лишены остальные люди. Доктор пытается защитить ребенка от всего, но тот просит отца не вмешиваться. Ему нравится постоянно подвергать себя риску.
Когда родителей не было рядом, их сын погибает, после того как прыгнул со скалы. Мать убита горем. Она вспоминает старое пророчество, и сетует на судьбу, что не видать ей никогда счастья. Когда тело Елены исчезло, то Фаусту остались лишь её вещи. Она не смогла жить без своего ребенка, поэтому добровольно решает отправиться за ним в подземный мир. А её одежда, превратившись в облако, уносит Фауста. Тут становится ясно, что в роли доброй ключницы Форкиады, все это время был Мефистофель, который очередной раз помог желанию Фауста сбыться.
Биография
Гете родился в 1749 году в зажиточной семье патрициев. Основы всех наук ему преподавали дома. Позже поэт поступил в Лейпцигский университет, но ему этого было мало. Он также окончил университет Страсбурга. После того как был опубликован трактат «Страдания юного Вертера», к нему пришла мировая известность.
Гете продолжительное время занимал административную должность при Саксен-Веймарском герцоге. Там он пытался самореализоваться, донести передовые идеи того века всем остальным и послужить на благо обществу. Став премьер-министром Веймара, он разочаровался в политике. Его активная позиция не давала заниматься творчеством.
Пролог на небесах
Господь, архангелы, потом Мефистофель.
Рафаил
Звуча в гармонии вселенной
И в хоре сфер гремя, как гром,
Златое солнце неизменно
Течёт предписанным путём.
Непостижимость мирозданья
Даёт нам веру и оплот,
И, словно в первый день созданья,
Торжественен вселенной ход!
Гавриил
И с непонятной быстротою,
Кружась, несётся шар земной;
Проходят быстрой чередою
Сиянье дня и мрак ночной;
Бушует море на просторе,
У твёрдых скал шумит прибой,
Но в беге сфер земля и море
Проходят вечно предо мной.
Михаил
Грозя земле, волнуя воды,
Бушуют бури и шумят,
И грозной цепью сил природы
Весь мир таинственно объят.
Сверкает пламень истребленья,
Грохочет гром по небесам,
Но вечным светом примиренья
Творец небес сияет нам.
Все трое
И крепнет сила упованья
При виде творческой руки:
Творец, как в первый день созданья,
Твои творенья велики!
Мефистофель
Опять, о господи, явился ты меж нас
За справкой о земле, — что делается с нею!
Ты благосклонностью встречал меня не раз —
И вот являюсь я меж челядью твоею.
Прости, не мастер я по части громких слов;
но если б пышный слог я в ход пустить решился,
Сам рассмеялся б ты — ручаться я готов, —
Когда б от смеха ты давно не отучился.
Мне нечего сказать о солнцах и мирах:
Я вижу лишь одни мученья человека.
Смешной божок земли, всегда, во всех веках
Чудак такой же он, как был в начале века!
Ему немножко лучше бы жилось,
Когда б ему владеть не довелось
Тем отблеском божественного света,
Что разумом зовёт он: свойство это
Он на одно лишь смог употребить —
Чтоб из скотов скотиной быть!
Позвольте мне — хоть этикет здесь строгий —
Сравненьем речь украсить: он на вид —
Ни дать ни взять кузнечик долгоногий,
Который по траве то скачет, то взлетит
И вечно песенку старинную твердит.
И пусть ещё в траве сидел бы он уютно, —
Так нет же, прямо в грязь он лезет поминутно.
Господь
Ты кончил? С жалобой одною
Являешься ты вечно предо мною!
Иль на земле добра совсем уж нет?
Мефистофель
Нет, что ни говори, а плох наш белый свет!
Бедняга человек! Он жалок так в страданье,
Что мучить бедняка и я не в состоянье.
Господь
Ты знаешь Фауста?
Мефистофель
Он доктор?
Господь
Он мой раб.
Мефистофель
Но не такой, как все; он служит по-иному;
Ни пить, ни есть не хочет по-земному;
Как сумасшедший, он рассудком слаб,
Что чувствует и сам среди сомнений;
Всегда в свои мечтанья погружён,
То с неба лучших звёзд желает он,
То на земле — всех высших наслаждений,
И в нём ничто — ни близкое, ни даль —
Не может утолить грызущую печаль.
Господь
Пока ещё умом во мраке он блуждает,
Но истины лучом он будет озарён;
Сажая деревцо, садовник уже знает,
Какой цветок и плод с него получит он.
Мефистофель
Бьюсь об заклад: он будет мой!
Прошу я только позволенья, —
Пойдёт немедля он за мной.
Господь
Пока живёт он на груди земной,
Тебе на то не будет запрещенья:
Блуждает человек, пока в нём есть стремленья.
Мефистофель
Благодарю: не надо мёртвых мне!
От трупов я держуся в стороне.
Нет, дайте мне здорового вполне:
Таких я мертвецам предпочитаю, —
Как кошка с мышью, с ними я играю.
Господь
Тебе позволено: иди
И завладей его душою
И, если можешь, поведи
Путём превратным за собою, —
И посрамлён да будет сатана!
Знай: чистая душа в своём исканье смутном
Сознанья истины полна!
Мефистофель
Сознаньем слабым и минутным!
Игра мне эта не страшна,
Не проиграю я заклада;
Но только знайте: если мне
Поддастся он, пусть будет мой вполне:
Триумф победы — вот моя награда!
Пусть вьётся он в пыли, как тётушка моя,
Достопочтенная змея!
Господь
Тогда явись ко мне без колебанья!
К таким, как ты, вражды не ведал я…
Хитрец, среди всех духов отрицанья
Ты меньше всех был в тягость для меня.
Слаб человек; покорствуя уделу,
Он рад искать покоя, — потому
Дам беспокойного я спутника ему:
Как бес, дразня его, пусть возбуждает к делу!
А вы, сыны небес и рая, —
Пусть вечно радует вас красота святая,
И ко всему, что есть и будет вновь,
Пусть проникает вас священная любовь,
И всё, что временно, изменчиво, туманно,
Обнимет ваша мысль, спокойно-постоянна.
Небо закрывается. Архангелы расходятся.
Мефистофель(один)
Охотно старика я вижу иногда,
Хоть и держу язык; приятно убедиться,
Что даже важные такие господа
Умеют вежливо и с чёртом обходиться!
Фауст
2 стр. →
Страницы: 1 →Всего 51 страниц
«Онлайн-Читать.РФ»Обратная связь