Аргументы к егэ по направлению «гордость и смирение»

Самолюбивый попугай

Находится на подростковой стадии ложной силы. Не любит подчиняться, потому что повиновение ассоциирует с унизительным возвращением к стадии птенца. Имеет свое мнение по всем жизненным вопросам, которое использует для самоутверждения. Свою ложную силу позиционирует как истинную. Большую часть времени носит модные в сфере своего окружения маски, с которыми со временем срастается.

Часто становится циником презрительно насмехающимся над общественными устоями. Так происходит, когда попугай полагает, что стал настолько продвинутым, будто постиг и даже перерос саму жизнь, которая, как он считает, состоит из одних лишь инфантильных птенцовых ценностей, в которые он сам еще вчера свято верил. Иными словами циник, насмехаясь над жизнью, по сути, насмехается над собственной наивностью. А жизни он пока совсем не знает, о чем даже не догадывается.

Чтобы ощутить себя лучше и выше «серой массы», попугай склонен брезгливо рассуждать о том, как глупы и низки окружающие. Он уверен, что знает путь, а заходя в тупик, возмущается наглой глупости жизни, не разделяющей его «великого» знания.

Любит устраивать сатсанги щедро делиться своим мнением, как великим информационным даром. Склонен практиковать типичное свинство под маской гибкости и раскованности. Чужие идеи  и мнения, не совпадающие с его «продвинутым» мировоззрением, воспринимает, как глупые иллюзии.

Способен упиваться собственной «уникальностью» всю жизнь. Но однажды, если «повезет», начинает замечать, что непрерывно ходит по замкнутому кругу, где всю жизнь работает за бесплатно на комплекс неполноценности. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «самолюбие».

На переходном этапе ложная сила попугая уходит – и вместе с ней уходит вкус к той жизни, которой он до этого момента жил. После хорошей ломки, у попугая появляется возможность стать созерцательной совой.

Смирение это не слабость и не униженность

Смирение нельзя считать слабостью, малодушием или униженностью. Священник Валерий Духанин отмечает, что в малодушный человек хочет ответить злом на зло, но не находит для этого душевных и телесных сил. Смиренный же, напротив, имеет в себе силу не умножать зло и ответить любовью. Смиренномудрый человек – это сильная личность, которая не идёт на поводу у собственной гордыни. Религиозный философ Николай Бердяев в труде «Спасение и творчество» пишет, что смирение является отнюдь не уничтожением воли человека, а её просветлением, подчинением Истине. Это победа духа над слабостью.

Иисуса Христа после ареста привели на суд первосвященникам. Они искали повод для казни Спасителя и начали задавать вопросы о характере Его проповедей. Господь отвечал, что Он проповедовал открыто, в общественных местах, не совершая ничего тайного и противозаконного. Также Христос добавил, что это могут подтвердить все, кто был на Его проповедях. Один из служителей воспринял эти слова как дерзость и ударил Христа по щеке (Ин. 18:19-22). Господь произнёс:

Христос показал нам пример смирения, полного человеческого достоинства. Всемогущий Господь мог сделать с обидчиками всё, что угодно. Но Он не ответил на зло насилием. А спокойно обличил лицемерие и жестокость первосвященников, призвал их к правде и справедливости. Сила и истина были на стороне смиренного Христа, а не гордой толпы. Этот эпизод из Евангелия развенчивает миф о христианах, как о постоянно унижаемых людях. Смирение совсем не означает потерю человеческого достоинства. Это не подчинение злу, а заповеданный Господом способ противостояния ему.

Наивный птенец

Это – стадия ложного смирения. Чтобы снять с себя ответственность за свою жизнь, птенец ищет покровительства у сильной личности, или какой-нибудь высшей силы, способной сыграть для него роль всесильного отца-защитника.

Птенец привержен чужим и потому ложным идеалам, которые сам толком не прочувствовал и не понял. Легко подчиняется, может быть послушным и трудолюбивым, пока верит, что следуя за искусственными ценностям, движется к счастью.

Не любит принимать решения, упорно избегает трудностей, ищет способы укрыться от сложного мира. Любит всевозможные в том числе духовные учения, где находит инструкции к «правильной» жизни, следуя которым, отключает мозг, давит сомнения и всецело отдается во власть победителя лоховода авторитета.

Ложное смирение птенца – это запирание в аквариуме зоны комфорта, где все более-менее понятно, знакомо, где можно спрятаться под толстым одеялом и тихо бояться жизни, наслаждаясь удушающим личность уютом, уподобившись домашнему питомцу.

Птенец любит поныть о том, как нелегка жизнь, чтобы другие уразумели, как велики его «святые» страдания, пожалели и, наконец, догадались, какого высокого уровня уважения он заслуживает.

Иногда птенец ожидает, что за свою скромность он будет замечен, и удостоен всевозможных почестей. Если жизнь упорствует, продолжая противоречить его ожиданиям, птенец становится на путь святого мученика саморазрушения, чтобы доказать миру, насколько тот был к нему жесток и несправедлив.

Со временем, если «повезет» замечает, что счастье все никак не приходит, теряет вкус к жизни, его ценности блекнут, а сухое следование коллективным ритуалам становится принужденно-вымученным. Это переходный этап, на котором птенцу становится все сложнее выжимать из себя энергию на искусственные безжизненные обряды, наигранные церемонии и натянутые улыбки.

Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что? Гордость и смирение

(Автор сочинения – Сизова Екатерина Ивановна)

«Гордость – благородная страсть – не слепа по отношению к собственным недостаткам», — писал Георг Кристоф Лихтенберг. Действительно, гордые люди испытывают удовлетворение, когда видят свои или чужие успехи, они предъявляют высокие моральные и профессиональные требования, которым стремятся соответствовать, и знают о своих пороках. Я верю: такие люди могут идти вперед несмотря ни на что.

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература на примере произведения Милы Нокс «Макабр». Александру Вангели, мэр Китилы, являлся гордым и грозным человеком. Мужчина лишился сына и жены, но он не впал в отчаяние от их смерти и продолжал идти вперед. Александру желал отомстить за гибель своей семьи и упрямо шёл к задуманному. Чувство собственной ценности помогает ему оценивать каждое своё слово и действие. Вангели много лет мучился от головных болей и скорби по погибшей семье, но именно отчаяние не позволяло ему сломаться. Мэр Китилы жил из-за чувства собственного достоинства, а не из-за желания жить. Таким образом, мы видим, как гордость помогала ему идти вперед несмотря ни на что.

Другим доказательством моих слов может служить роман Иэна Макьюэна «Искупление». Робби Тернер лишился мечты и свободы, его осудили в тюрьме за преступление, которого он не совершал. Юноша не видел смысла бороться за свою невиновность и готов был опустить руки, но чувство собственной ценности не позволило ему стать безвольным человеком. Робби боролся со несправедливостью к себе и надеялся вернуться к свободной жизни. Гордость позволяла ему двигаться вперед, ведь он не желал видеть себя слабым человеком, который не смог преодолеть жизненные обстоятельства. Таким образом, гордость Робби Тернера позволила ему оставаться сильным человеком, который не останавливается на своём пути.

Таким образом, мы приходим к выводу: гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что. Человек способен преодолевать препятствия, храня в себе лишь чувство собственного достоинства.

Хочется выразить надежду на то, что люди не перестанут ценить свою и чужую жизнь.

Добавить комментарий

«Нужно ли человеку смиряться с судьбой?». Гордость и смирение.

(Автор сочинения — Янцен Дарина Николаевна)

Смиряться с судьбой, что это значит? Смирение – это чувство, которое возникает в человеке, когда он понимает, что выбора уже нет. Смирение – это противоположность гордыни и одна из самых главных проблем добродетелей. И тут возникает вопрос: «Нужно ли человеку смириться с судьбой?». Я считаю, что всё зависит от ситуации, но при это ещё и всё зависит от самого человека. Некоторые люди не могут смириться со своей судьбой, которая поступает с ними жестоко, и кончают жизнь самоубийством или же живут, но без таких качеств как радость, добродушность, любовь. Они могут проявляться, но уже не так как у жизнирадостного и счастливого человека.

Примером смирения является героиня произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова. Отец Сони очень много пьёт, Соне очень трудно дается жизнь, денег нет, жить тоже не на что. И тут Соня отчаянно смирияется со своей судьбой. Тем самым решается идти работать «публичной» девушкой, для того чтобы прокормить семью. У девушки не оставалось выбора, идти работать или погибать от голода. Автор показывает то, что судьба заставила Соню смириться и пойти на такие жертвы, ради того, чтобы прожить хоть как-то.

В рассказе А.С.Пушкина «Станционный смотритель» тоже проявляется смирение. Самсон один воспитывал дочь Дуню, жили они хорошо, но однажды ротмистр Минский украл и увез Дуню в Петербург. Смотритель Самсон заболел, но после выздоровления отправился на поиски дочери. Минский отказал в ответ на просьбу Самсона, а во второй приход выгнал его. Самсон с болью и глубокой раной в душе смирился с судьбой и отпустить дочь. Он начал пить и вскоре умер. Роль этого аргумента заключается в том, что Самсону тоже не оставалось выбора, кроме того, как смириться с такой болью.

Я думаю, что человек не всегда должен смиряться со своей судьбой. Нужно всегда искать выход из любой ситуации, какими ужасными они не были. Судьба может быть и не справедлива к человеку. Но нужно искать во всем свои плюсы.

Ложное смирение, самоуничижение

«Выше головы не прыгнешь». «Наше дело терпеть». «Значит, выйду замуж за алкоголика, так видно на роду написано». «Друзья говорят, смирись, такая твоя доля». Тот момент, когда в четырех коротких фразах емко укладывается вся поврежденность современного понятия смирения в головах христиан. Разберем все по порядку.

Самые распространенные виды «народного» смирения в наши дни – это деструктивное самоунижение, маскировка слабости и безответственности, и игра мирян в аскетическо-пустынное духовничество с отдающим (или нет) себе в этом отчет священником.

Выйти замуж за нелюбимого человека с убежденностью, что «его послал Бог» – просто песня душевной боли.

Девушка или женщина не может выйти замуж так быстро, как хотелось бы ей. И представители православного сообщества вдруг в один миг начинают ее убеждать, что вот сейчас она молится, значит, должен со дня на день появиться любимый. На горизонте, допустим, появляется человек, но он, прямо скажем, девушке не нравится. Как человек. Но знакомые просто бомбардируют ее: ты должна выйти за него замуж! Это от Бога!

Ну, старчество, проникшее уже в ряды мирян, оставим для отдельного текста, а вот на счет добровольного взятия на себя подобного бремени как заведомо несчастливый брак… Поправьте, но мне всегда казалось, что семья – место радости, союз любящих и дополняющих друг друга сердце, точка творческого взаимораскрытия, место безопасности и надежный тыл. Или место скорби, страданий, тягот и лишений, где один супруг постоянно причиняет боль другому?

В жизни христианина испытаний всегда будет хватать. Степень их жесткости может не отличаться и в церковной ограде, и в «безбожном» житейском море. Семья сегодня остается буквально одним из немногих мест, где мы может перевести дух в каждодневной борьбе за хлеб насущный и существование… Стоит ли заведомо идти на шаг, способный превратить «малую Церковь» в ад на земле?

Улыбки, сладкие голосочки, неопрятный вид, потеря мужественности или женственности, постоянные извинения и преклоненная голова – это признаки смиренного человека? Не знаю. Скорее, потерявшего себя или убитого горем, находящемся в глубоком раскаянии.

Внутрь не заглянешь, но надо понимать, что самоуничижение не равно смирению.

Самоуничижение святые отцы, как можно догадаться, использовали как инструмент для достижения смирения. И да, святые отцы, величайшие светочи православного мира, принимали монашество, умирали для мира и жили в условиях иной реальности, нежели миряне.

Порой решение «забить на себя» ради некоторого абстрактного смирения может быть вызвано не столько благими намерениями, а просто сдачей позиций и опущенными руками. Человек ломается под ударами обстоятельств, но не преображается. Это не аксиома для вышеперечисленной типологии описанных «смиренных» людей (внутрь не заглянешь), но повод для честных ответов на вопросы самому себе.

Бывает, что люди уверены, что они ни на что не способны, на них можно ставить крест, и они и дальше будут продолжать свое «смиренное» существование. Но, позвольте, это же явное проявление гордыни. Неужели милосердный Бог отправил нас в этот мир «ни на что не способных»? Во-первых, каждого человека Господь создал уникальным.

Во-вторых, нет такой ситуации, которую Создатель не мог бы изменить, ведь «Богу возможно все» (Мф. 19:26).

Первая стадия: отрицание ситуации

Отрицание неизбежного — это самая естественная реакция человека на большое горе. Этот этап невозможно миновать, его приходится пройти каждому, кто попадает в сложную ситуацию. Чаще всего отрицание граничит с шоком, поэтому человек не может адекватно оценивать происходящее и стремится отгородиться от проблемы.

Если мы говорим о тяжелобольных людях, то на первой стадии они начинают посещать разные клиники и сдавать анализы в надежде, что диагноз — результат ошибки. Многие больные обращаются к нетрадиционной медицине или гадалкам, пытаясь выяснить свое будущее. Вместе с отрицанием приходит страх, он практически полностью подчиняет себе человека.

В случаях, когда стресс вызван серьезной проблемой, не связанной с заболеванием, человек всеми силами пытается сделать вид, что в его жизни ничего не изменилось. Он замыкается в себе и отказывается обсуждать проблему с кем-либо посторонним.

Как научиться смирению?

Что мешает смирению?

Смирение – это состояние души, которое позволяет человеку правильно оценить свое место в мире – по отношению к Богу и другим людям.

  • Научиться смирению мешает гордыня – неумеренное превозношение себя над другими, иногда попытка возвысить себя до соперничества с Господом.
  • Гордыня – это страсть, которая овладевает человеком, управляя всеми его действиями и помыслами. Смирение и гордыня – два полюса мироощущения человека, состояния его души.

Например, человек, обладающий определенным талантом, должен понимать, что его гениальность – дар Божий. Если человек смиренен, он благодарит Господа за этот дар и применяет его во благо. Если же человек подвержен гордыне, он воспринимает свой талант, как исключительно собственное достижение, превозносит себя над окружающими и ставит себя выше Господа. Так начинается греховный путь, поскольку гордыня требует постоянного подтверждения собственной значимости.

  • Как только мы пытаемся встать на путь смирения, первое искушение, которые испытывает любой человек, – тщеславие. Это чувство, когда человек, совершая благое дело, начинает гордиться этим. Так опять проявляется наше эго – «я делаю добрые дела, значит я лучше других, я не такой, как все».
  • Даже если никто не знает о ваших добрых делах, например, вы держите в тайне, что помогаете бедным, кормите бездомных животных, оказываете поддержку близким, — ваша внутренняя гордость своими поступками и есть проявление тщеславия.

Тщеславие — грех, мешающий смирению

Как смириться?

  • Смиренный человек не говорит: «Я лучше знаю, не указывайте мне, что делать». Для духовного роста всегда полезно выслушать совет и опыт другого человека.
  • Верующему человеку, стремящемуся учиться смирению, нельзя спорить, поддаваться гневу и злобе.
  • Результат смирения – чувство нежелания похвалы и славы. Душа испытывает утомление от восхищения окружающих, суеты вокруг, не переносит собственное возвышение.
  • Когда смирение входит в душу, человек начинает испытывать равнодушие к добру, которое совершает. Человек осознает, что все еще делает ничтожно мало по сравнению с бременем явных и неосознанных грехов собственной жизни, что нравственный идеал все равно бесконечно далек.
  • Духовное совершенствование приводит к пониманию, что блага и радости, которые дарованы нам Господом, мы не заслуживаем. Если человек получает дарования от Бога и становится источником духовной радости, совета и помощи для окружающих, все же он осознает, что за все эти блага не отвечает Богу должным образом и недостоин их. Так разум ограждает себя от искушения тщеславием, самолюбием и самомнением.
  • Смиренный человек не боится потерять материальные или духовные ценности, поскольку он знает, что ничем не обладает.
  • Человек, который стремится достичь смирения, должен иметь душевные силы с радостью и покорностью принимать лишения, бесчестие и злобу людскую. В современном мире это звучит неприемлемо. Как можно принимать несправедливость?
  • Проявление смирения – истребление в душе всякого гнева. Человек, принимающий трудности и горести этого мира с радостью, не проявляет злобу и гнев. К любому проявлению несправедливости он относится со спокойствием, потому что видит свой путь.

Смирение — принятие всех тягот жизни

Если ограничить жизнь этим миром и не испытывать веры в Царство Божие, тогда горести настоящего кажутся несправедливыми, а порой непосильными. Но если понимать, что наша цель в этой жизни – учиться праведности, избавлению от страстей, ожиданию встречи с Христом, живущем в нашем сердце, тогда все трудности воспринимаются как необходимые препятствия на пути очищения души.

Новые публикации

Фестиваль «Литература Тихоокеанской России»: диалог об этике, нравственной фантастике и универсальности души 04.10.2021

Во Владивостоке в четвёртый раз прошло крупнейшее литературное событие Дальнего Востока – фестиваль «Литература Тихоокеанской России». И также в четвёртый раз история ЛиТРа продолжилась международной программой, которую организует Дальневосточный филиал фонда «Русский мир».

«Русь» в игре 30.09.2021

Русские игроки, ступившие на спортивное поприще на родине или на чужбине под началом родителей, внесли весомый вклад в развитие профессионального спорта в Европе. Эмигранты создавали клубы, собирали полные стадионы на правах спортивных звёзд первой величины и выводили команды в чемпионы на тренерском поприще. Спортивные клубы создаются нашими соотечественниками и сегодня.

Незолотое кольцо России. Боровск 28.09.2021

В ста километрах от Москвы расположился один из самых уютных городков России. Пять лет назад Боровск вошёл в Ассоциацию малых туристических городов России. С первого взгляда город влюбляет в себя наивными и не очень картинами на стенах домов, витающим духом основоположника космонавтики Циолковского и гостеприимными кафе с местным чаем.

Юрий Лобачёв: создатель школы национального комикса в Сербии 27.09.2021

Дом русского зарубежья продолжает возвращать на родину забытые имена и наследие деятелей русской эмиграции. Первым в новом проекте «Пространство общей памяти: историческое наследие русского зарубежья в Европе» стало имя русско-сербского художника Юрия Лобачёва, создателя национального сербского комикса.

Славная бекеша, практичный анорак 27.09.2021

Каких только синонимов нет у самой популярной демисезонной одежды – куртки: косуха, кожан, штормовка, китель, бекеша, аляска, парка, бушлат, тужурка и даже чарльстонка… И у каждого названия своя интересная история.

Загадка трёх струн 24.09.2021

Медведь в косоворотке и лаптях бренчит на балалайке – какой стереотип о России сильнее этого? В реальности медведи в России – в лесах и зоопарках, косоворотки и лапти – в музеях и на фольклорных концертах. Зато балалайка завоевала своё место не только в филармонической афише практически любого российского города, но и на международной сцене – в классических залах и даже на рок-концертах.

Алгоритмы «Фейсбука» против русских фамилий и переулков 23.09.2021

Громкая новость последних дней: главный тренер волгоградской футбольной команды «Ротор» Дмитрий Хохлов подал в суд на американскую социальную сеть «Фейсбук». Главная претензия Дмитрия касается его фамилии, которая «не нравится» социальной сети. Алгоритмы «Фейсбука» помечают её как неприемлемое слово и отправляют в бан тех, кто так или иначе упоминает фамилию тренера.

По методу Станиславского. Российскую театральную школу экспортируют 22.09.2021

Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства в странах СНГ (и не только), преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами – разумеется, по системе Станиславского.

Как смириться с ситуацией которую невозможно изменить

То, что вы оценивали как чёрное, в итоге оказалось белым, и – вы это видите на примере собственной жизни – именно так чаще всего и происходит.Поэтому очень важно убрать оценку ситуации с позиции своего понимания о правильности, и оставить только констатацию ситуации. Да, вижу, произошла такая ситуация. Что я чувствую? Мне в ней дискомфортно, сложно, приходится напрягаться, ещё что-то.Дальше – что я могу сделать, чтобы было иначе? Делаю.Ситуация не вполне разрешилась, но я верю в то, что в итоге она решится наилучшим образом, поэтому просто доверяюсь миру и переключаюсь на решение других задач

Я не трачу энергию на обиды на жизнь, сетование на несправедливость и т.д., я направляю её на созидание, и тогда становлюсь настоящей хозяйкой своей жизни, а не вечной жертвой обстоятельств.Всё просто есть, и на сегодня оно вот так, и я принимаю эту ситуацию, потому что верю, что она пришла, потому что для чего-то мне нужна. И я концентрируюсь на том, чтобы понять, для чего, а не на том, чтобы быть недовольной

Что я чувствую? Мне в ней дискомфортно, сложно, приходится напрягаться, ещё что-то.Дальше – что я могу сделать, чтобы было иначе? Делаю.Ситуация не вполне разрешилась, но я верю в то, что в итоге она решится наилучшим образом, поэтому просто доверяюсь миру и переключаюсь на решение других задач. Я не трачу энергию на обиды на жизнь, сетование на несправедливость и т.д., я направляю её на созидание, и тогда становлюсь настоящей хозяйкой своей жизни, а не вечной жертвой обстоятельств.Всё просто есть, и на сегодня оно вот так, и я принимаю эту ситуацию, потому что верю, что она пришла, потому что для чего-то мне нужна. И я концентрируюсь на том, чтобы понять, для чего, а не на том, чтобы быть недовольной.

Смирение: хорошо или плохо?

Итак, мы рассмотрели разные точки зрения относительно того, что такое «смирение». Теперь попробуем ответить на главный вопрос: хорошо это или плохо? Сначала постараемся определиться со значением слова «смирение». Наверное, если говорить просто, без различных религиозных крайностей, то «смирение» — значит не превозносить себя и не унижать других

Тут важно избегать другой крайности, когда человек начинает по поводу и без посыпать голову пеплом, твердить, что он грешник, ничтожество и даже, как говорится, недостоин «ноги мыть и воду пить». Во всём должен быть баланс, мнить себя повелителем Вселенной так же плохо, как и считать себя самым недостойным из недостойных

Добродетель, возведённая в крайность, превращается в недостаток.

Что же всё-таки такое «смирение»? В более глубоком понимании «смирение» — это осознание того, что над нами есть Бог — некая высшая, разумная сила, которая гармонично управляет всем, что происходит в мире. Вместе с этим нужно понимать, что эта сила не надзиратель и не палач. Эта высшая сила желает нам только добра, и всё, что она делает, делает только из безграничной любви к каждому из нас. Жизнь подобна извилистой дороге в горах — мы не знаем, куда ведёт следующий поворот. Но доверять своему пути, доверять той путеводной звезде, которая ведёт нас во мраке ночи, — это и есть смирение. Иногда, чтобы попасть в цветущий сад, нужно пройти через ущелье, кишащее ядовитыми змеями. Чтобы выйти из тёмного леса, надо пересечь болото. Понимать это и не иметь сомнений в том, что есть некий высший разум, ведущий нас верным путём, — значит быть смиренным.

И, если перед нами закрывают какие-то двери, отнимают у нас что-то, не дают идти по какому-то пути, значит, всё это совершается нам на благо. Перед нами всегда закрывают те двери, в которые входить не нужно, но вместе с этим рядом всегда открывается та дверь, которая нам нужна. Просто часто в силу своего невежества и неспособности видеть дальше своего носа мы не знаем, что для нас полезно, а что вредно, и оттого стремимся к страданиям.

И в этом смысле «смирение» — это доверие той высшей силе, которая все события вокруг нас выстраивает таким образом, чтобы это было максимально полезно для нашего развития. Иисус говорил, что «Бог есть любовь», и, значит, ни на какие наказания и кару он просто не способен, а всё, что он совершает, совершается только из любви к своим детям. Поэтому роптать на несправедливость его действий — это и есть гордыня. А смирение — это жизнь в гармонии. С миром и с самим собой.

Сила смирения

Почему же проявление кротости считают слабостью? Ответ прост — люди считают, что победить другого важно и это проявление силы. На самом деле, нет более опытного и опасного врага для человека, чем он сам

Поэтому победа над самим собой должна оцениваться выше победы над ближним.


Смирение всегда исполнено духовной силой, преображающей человека и все вокруг

Для проявления смирения человеку требуется недюжинная храбрость, ведь всегда есть опасение, что из-за уступок его посчитают слабым. Но если всмотреться в суть смирения, становится понятно, что только человек сильный и крепкий в Господе может поступить так. Простить, уступить всегда сложнее, чем бороться и принижать другого. Также и в отношениях с Господом — принять Его волю всегда сложнее, чем кажется.

Важно! Человек должен полностью довериться Богу, ведь не всегда путь, который Он приготовил, нравится. Чаще происходит наоборот, вместо благословений приходят испытания, а череда искушений не прекращается — Творец работает над сердцем христианина, делая его мягче и чище, но это не всегда приятный процесс

Также люди привыкли решать все проблемы самостоятельно, договариваясь, находя пути и средства, и тем сложнее бывает довериться и отдать все в руки Бога.

Христос как пример смирения

Главным примером для христианина, безусловно, является Иисус Христос. Он представляет собой идеал смиренного человека, но при этом никто не может назвать Иисуса слабым. Если изучить описания в Евангелиях момента его ареста и допроса у фарисеев, то можно понять, что Христос был покорным как в отношениях с людьми, так и в отношениях с Богом.

Когда он предстал перед синедрионом, он не спорил со священнослужителями, не кричал и не доказывал свою правоту. Таким же он был перед царем и перед Понтием Пилатом. Вопросы, которые Христос задавал были простые и не звучали надменно или презрительно. В Его словах была покорность и не было вызова, Он не проявлял неуважение или желание усугубить конфликт.

Смиренность Христа Божьей воли несмотря на то что хотел ее избежать, можно увидеть, прочитав Его молитвы в Гефсиманском саду (Матф. 6:39)

Понимая важность и необходимость своей смерти, Он испытывал страх как любой человек и хотел бы, чтобы Бог Его избавил от нее. Тем не менее он с покорностью признает авторитет Бога выше Своего и говорит: «Но пусть будет Твоя воля»


Иисус Христос обладал удивительным смирением и кротостью

Даже зная, что Его ждет, Христос покорен Богу. Однако нет в Его словах или поступках слабости. Именно поэтому для верующих людей нет лучшего примера кротости. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

Святые отцы о смирении

— «Чтобы спастись, надо смириться. Потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: «почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но все желает добра и всем бывает довольна». — «Люди не учатся смирению, и за гордость свою не могут принять благодать Святаго Духа, и потому страдает весь мир».

— «Такой рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя».

— «Чтобы победить самолюбие, необходимо всегда смирять себя»

— «Смирившийся уже не станет осуждать ближних своих, ибо сам осудил себя во ад и уповает лишь на милосердие Господне».

— «Душа смиренного – как море, брось в море камень – он на минуту возмутит слегка поверхность, а затем утонет в глубине его».

— «…кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость…»

— «Чрез самоосуждение душа смиряется, и уже нет в ней никаких помыслов, но чистым умом предстоит она Богу. Вот мудрость духовная…»

— «Вся наша брань за то, чтобы смирить себя. Враги наши пали гордостью и нас туда же влекут».

— «Гордой душе Господь не являет Себя. Гордая душа, хотя бы и все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе места благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым…»

— «Тело иссушить постом можно скоро, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна, нелегко, и нескоро возможно».

— «Смиренная душа имеет великий покой, а гордая сама себя терзает. Гордый не знает Любви Божией и далек от Бога».

— «…вся война идет за смирение. Враги пали гордостью и нас влекут в погибель тем же. Враги нас хвалят, и если душа примет похвалу, то отступает благодать от нее, покамест не покается».

— «…кто борется против гордости, тому помогает Господь победить эту страсть…»

— «… всю жизнь душа учится Христову смирению. И доколе не имеет смирения, всегда будут мучить ее плохие помыслы. А смиренная душа обретает покой и мир…»

— «Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой»

— «…Господь радуется о нас, когда мы смиряем себя и осуждаем, и дает душе Свою благодать».

— «Дыму подобны горделивые души. Как ветер носит дым, куда попало, так враг влечет их куда хочет, потому что у них или нет терпения или враг легко их обманывает».

— «Надо осудить в душе самого себя, но не отчаиваться в милосердии и любви Божией. Нужно стяжать смиренный и сокрушенный дух, тогда отойдут все помыслы, и очистится ум. Но надо знать свою меру, чтобы не перетрудить души».

«Кто стяжал Христово смирение, тот всегда стремится укорять себя и радуется поношениям, и скорбит, когда его хвалят».

«О, все люди, смирим себя ради Господа и ради Царствия Небесного».

«Смирим себя, и даст нам Господь познать силу Иисусовой молитвы».

«Смирим себя, и Сам Дух Божий будет учить душу».

«О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладости молитвы».

Некоторые высказывания о смирении

Брат спросил старца: «Что есть смирение?» Старец отвечал: «Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло». Брат возразил: «Если человек не достиг такой меры, что ему делать?» Старец сказал: «Пусть избегает людей, избрав своим подвигом молчание» (Святитель Игнатий (Брянчанинов))

Не тот проявляет смиренномудрие, кто осуждает себя… но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви. (Преподобный Иоанн Лествичник)

Кто желает быть подобным Богу, пусть будет, по силе человеческой, кротким и смиренным.

Смиренный не уничижается в лишении и бедности и не оказывается надменным в благоденствии и славе, но постоянно пребывает в той же добродетели.

Смиренный не завидует успеху ближнего, не радуется его сокрушению, а, напротив, радуется с радующимися и плачет с плачущими.

Смиренный не клевещет брату на брата (это сатанинское дело), но служит для них миротворцем, не воздавая злом за зло.

Смиренный ненавидит самолюбие, потому не домогается первенства.

Смирение есть проявление духовной мощи в победе над самостью. Смирение есть раскрытие души для реальности. Считать себя самым страшным грешником — есть такое же самомнение, как считать себя святым. Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение ее истине. (Николай Бердяев)

Необходимо лишь смирение, для того чтобы святость Божья пребывала в Его творении и сияла через него (Эндрю Мюррей) .

В понятиях Святой Руси смирение — одна из главных духовно-нравственных ценностей:

  • «Смиренье — Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье»,
  • «Смиренье — девичье (молодцу) ожерелье»,

Из писем преподобного оптинского старца Макария.

Преподобный Макарий Оптинский

«О, смирение! ты одеяние Божества», — по выражению св. Исаака Сирина…

***

Спросите, как же и откуда научиться смирению? Сам Господь наш Иисус Христос сказал: научитеся от Мет, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29); вот основание нашей науки — смирение. Святые отцы, подражая сему учению, научались до того, что при всей их святости считали себя хуже всех и под всею тварию, и нас учат сему; и явственно показали, что где только учинилось падение, тамо предварила гордость…

***

Вы просите от меня совета: как преодолеть страсти и приобрести смирение; желание ваше благое, но надобно положить труд для приобретения смирения, надобно отвергнуть и уничтожить в себе гордость и во всяком деле и слове смирять себя и считать худшею всех. Хотя бы и могли что благо сотворити, все это не нашею силою, но помощию Божиею творим. Господь научил нас: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17, 10), и еще Он же повелел: научитеся от Мене… (Мф. 11, 29). Вот от Кого научайтеся смирению; оно доставляет нам покой, а с сим вместе и страсти можете преодолевать удобно, ибо самолюбие и гордость есть основание всех страстей и вина, от коей они происходят; с уничтожением ее и все страсти в ничто обращаются, ибо на всякую страсть вы найдете заповедь Божию и, стараясь о исполнении оной, победите удобно страсть при помощи Божией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector