Я пришла работать христу!

Аскетика

30 сентября 2021

Дневник вседневной исповеди

Таинство покаяния называют вторым Крещением: если Крещение избавляет нас от власти первородного греха, то покаяние омывает от скверны наших собственных грехов, совершенных уже после Крещения. Как писал св. Исаак Сирин, «кто исповедует грехи свои и оставит их позади себя, тот сподобится милости от Бога»

Архиепископ Никифор (Феотоки)

Четыре огласительных слова к монахине

24 декабря 2020

Древние монашеские традиции в условиях современности

Схимонах Иосиф Ватопедский

Слово о монашестве

18 мая 2018

Аскетика современного подвижника (по творениям старца Иосифа Исихаста)

Варвара Каширина

«Старец – советник, а не судья и не каратель»

30 сентября 2021

Дневник вседневной исповеди

Таинство покаяния называют вторым Крещением: если Крещение избавляет нас от власти первородного греха, то покаяние омывает от скверны наших собственных грехов, совершенных уже после Крещения. Как писал св. Исаак Сирин, «кто исповедует грехи свои и оставит их позади себя, тот сподобится милости от Бога»

Архиепископ Никифор (Феотоки)

Четыре огласительных слова к монахине

24 декабря 2020

Древние монашеские традиции в условиях современности

Схимонах Иосиф Ватопедский

Слово о монашестве

18 мая 2018

Аскетика современного подвижника (по творениям старца Иосифа Исихаста)

Варвара Каширина

«Старец – советник, а не судья и не каратель»

Обсуждение проекта

Игумения София (Силина)

Проект «Положения о монастырях и монашествующих» в свете трудов святителя Игнатия (Брянчанинова): актуальные вопросы

Доклад, игумении Софии (Силиной) настоятельницы Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге на на конференции «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления». 27 мая 2017 года, Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.  Москва.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

Монах – человек, который посвятил себя Богу, и это – главное, а формы организации духовной жизни могут быть разными

Игумения Домника (Коробейникова)

«Положение о монастырях и монашествующих» призывает строить жизнь монастырей «на основании Евангелия и правил святых Отцов»

архимандрит Савва (Фатеев) и архимандрит Венедикт (Пеньков).

Духовное окормление в мужских монастырях

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Проект «Положения о монастырях и монашествующих»: обсуждение не закончено

17 октября 2012

Отзыв Преосвященного Ростислава, архиепископа Томского и Асиновского

Игумения София (Силина)

Проект «Положения о монастырях и монашествующих» в свете трудов святителя Игнатия (Брянчанинова): актуальные вопросы

Доклад, игумении Софии (Силиной) настоятельницы Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге на на конференции «Святитель Игнатий (Брянчанинов): 150-летие со дня преставления». 27 мая 2017 года, Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.  Москва.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

Монах – человек, который посвятил себя Богу, и это – главное, а формы организации духовной жизни могут быть разными

Игумения Домника (Коробейникова)

«Положение о монастырях и монашествующих» призывает строить жизнь монастырей «на основании Евангелия и правил святых Отцов»

архимандрит Савва (Фатеев) и архимандрит Венедикт (Пеньков).

Духовное окормление в мужских монастырях

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Проект «Положения о монастырях и монашествующих»: обсуждение не закончено

17 октября 2012

Отзыв Преосвященного Ростислава, архиепископа Томского и Асиновского

Публикации:

Нина Ставицкая

Плод своих голгофских страданий принесла наша Церковь Христу на рубеже веков

/Статьи

Игумения София (Силина)

«Никто не остается без «мзды своея»»

/Интервью

Игумения София (Силина)

С Богом все возможно

/Статьи

Материалы круглого стола

Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты

/Издания

Участники XXVI Международных Рождественских образовательных чтений

«И наш век причастен к такому чуду, как святость…»

/Интервью

Материалы конференции и круглого стола

Преемство монашеских традиций в современных монастырях

/Издания

Нина Ставицкая

Плод своих голгофских страданий принесла наша Церковь Христу на рубеже веков

/Статьи

Игумения София (Силина)

«Никто не остается без «мзды своея»»

/Интервью

Игумения София (Силина)

С Богом все возможно

/Статьи

Материалы круглого стола

Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты

/Издания

Участники XXVI Международных Рождественских образовательных чтений

«И наш век причастен к такому чуду, как святость…»

/Интервью

Материалы конференции и круглого стола

Преемство монашеских традиций в современных монастырях

/Издания

Новости:

26 июля 2021

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий ознакомился с ходом воссоздания колокольни Новодевичьего монастыря

/Новости епархиальных монастырей

15 марта 2021

В Новодевичьем монастыре прошла встреча митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия с архиепископом Каширским Феогностом

/Новости епархиальных монастырей

30 сентября 2020

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга

/Новости епархиальных монастырей

05 февраля 2020

В Псково-Печерском монастыре почтили память архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

/Новости епархиальных монастырей

28 декабря 2019

Святейший Патриарх Кирилл возглавил Литургию в Сретенском монастыре Москвы

/Новости ставропигиальных монастырей

04 ноября 2019

В Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга отпраздновали 170-летие основания обители

/Новости епархиальных монастырей

26 июля 2021

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий ознакомился с ходом воссоздания колокольни Новодевичьего монастыря

/Новости епархиальных монастырей

15 марта 2021

В Новодевичьем монастыре прошла встреча митрополита Санкт-Петербургского Варсонофия с архиепископом Каширским Феогностом

/Новости епархиальных монастырей

30 сентября 2020

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга

/Новости епархиальных монастырей

05 февраля 2020

В Псково-Печерском монастыре почтили память архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

/Новости епархиальных монастырей

28 декабря 2019

Святейший Патриарх Кирилл возглавил Литургию в Сретенском монастыре Москвы

/Новости ставропигиальных монастырей

04 ноября 2019

В Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга отпраздновали 170-летие основания обители

/Новости епархиальных монастырей

Единство должно быть во Христе, а не «между своими»

На все архиерейские службы, где бы владыка ни служил, из ближайших монастырей игумены и игумении съезжались с радостью, помолиться со своим архипастырем. Единство монашествующих владыка всячески поддерживал – чтобы никто не закрывался наглухо внутри своих монастырских стен. Все должны быть во Христе едины.

Только где-нибудь наметится тенденция к изоляции, тотчас же владыка лично ехал туда, общался со свойственной ему простотой, добротой, расположением. Часто обращения к монашествующим рассылал: к началу постов, к тому или иному празднику. И всегда это было живое духовное слово.

…Как будто обрел родного человека

Архимандрит Петр произвел на Вас такое большое впечатление, решающее для выбора пути. Расскажите, как вы встретились.

Встретились мы сначала заочно. Я никак не могла определиться – время шло, и нужно было решать, выходить ли замуж. У меня были знакомые, которые учились в Москве, ходили в храм, имели духовника. Для нас в глубинке тогда это было удивительно ‒ духовник. Я и сказала им как-то: ну вот, попросите, чтобы он помолился и у меня все определилось. Сказала ‒ и забыла. И вдруг после одной вечерней службы, когда я была в храме, – звонок туда из Москвы, меня к телефону.

Это было у вас дома, в Кировской области?

Да. Я подхожу к телефону. Звонят мои знакомые, говорят: «Мы спросили про тебя батюшку, он сказал тебе идти в монастырь». Вот так мы познакомились с отцом Петром.

И Вы уже тогда восприняли это как волю Божию, или еще прошло время?

Господь меня дальше направлял. Я поехала в отпуск, так получилось – в Псково-Печерский монастырь. Пересадка в Москве, и между поездами большой перерыв. Я не знала куда себя деть, вспомнила, что есть вот такой батюшка. Решила сходить в храм, где он служил в Заиконоспасском монастыре, тогда еще «бывшем». Там мы с ним и встретились.

У отца Петра ведь был большой приход, и не всех он благословлял в монастырь…

Да, очень большой

Тех, для кого он видел монашеский путь, он учил одному, с семейными говорил о том, что для них важно. Он собирал семьи, разбирал возникающие конфликты, нестроения, как бы расставлял аккуратно всех на свои места, и семья сохранялась

Я видела, как это происходило.

А что к нему привлекало людей?

Отец Александр Сон, клирик Заиконоспасского монастыря, практически всю жизнь был при батюшке. Мы как-то попросили его рассказать, как получилось, что он, кореец по национальности, пришел в монастырь. Он сказал, что раньше просто ходил в храм, исповедовался ‒ и все шло как обычно: сходишь на исповедь и дальше живешь. А потом ему посоветовали: есть, мол, такой священник. Я, говорит, пришел к батюшке, и такой разговор у нас получился, что я ушел радостный, как будто обрел родного человека. И в следующий раз захотелось прийти. А потом уже не мог приходить ни к кому другому. Это действительно так происходит: родная душа, больше ничем не объяснишь.

Как Божий дар?

Наверное, да.

Богословские предметы помогают постичь духовные законы

Матушка, хочу Вас спросить и об образовательных богословских курсах для сестер. Вы ведь были в числе зачинателей этого дела? Расскажите, как это происходило.

Обучение у нас началось еще в 2014 году; по благословению батюшки начинали с Катехизиса, а затем добавились история Церкви, нравственное богословие, патрология, богослужебный устав и литургика. Потом, в 2018 году, мы прошли аккредитацию и уже на официальном основании изучали остальные предметы. Сестры с большим интересом ходили на лекции, которые были у нас от одного до трех раз в неделю (в разные годы). Конечно, интерес к занятиям связан с тем, что все эти предметы непосредственно связаны с нашей жизнью, помогают лучше постичь духовные законы, разобраться в собственной душе – например, нравственное богословие и аскетика. Очень интересным было изучение Ветхого и Нового Заветов, у нас был углубленный курс, 2 года. Оказывается, история Ветхого Завета очень актуальна и в современной жизни. Надо сказать, что хоть мы и закончили курсы, пройдя необходимый минимум, но интерес к знаниям такой, что мы решили продолжить слушать лекции, разбирать подробно тексты святых отцов. На курсах преподают наши священники и один мирянин, преподаватель Знаменских курсов Заиконоспасского монастыря.

Удается ли без потерь совмещать изучение богословских предметов с монастырскими послушаниями?

Если сестры по послушанию не попадают на занятия, они берут друг у друга тетради и переписывают лекции.

Вы не занимаете сестер в педагогической и иной школьной работе, прибегаете к помощи мирян-профессионалов. А житейские, хозяйственные нужды монастыря обеспечивают только сестры?

На монастырских послушаниях трудятся в основном сестры, но в горячую огородную пору мы договариваемся с Заиконоспасским Молодежным центром – они приезжают одним днем и помогают нам и в посадке, и в прополке, и в сборе урожая. В июне-июле у нас действует детский лагерь для девочек – это очень существенная помощь, ведь они трудятся и на огороде, и на коровнике, и в трапезной, и на хлебной.

Монашеская жизнь предполагает наличие духовного наставника

Многим запомнилось утверждение архимандрита Гавриила (Бунге) о том, что закрытие монастырей в нашей стране не означало конца монашества, так как даже в годы официального атеизма сохранялась традиция старчества, благодаря которой сохранилось и монашество. Кто-то из церковных исследователей говорит, что и в России ХVIII века монашество, которое практически сходило тогда на нет, возродилось благодаря преподобному Паисию (Величковскому), от которого берет свое начало и Оптинское старчество. Можно ли говорить о том, что, пока есть наставничество, будет живо и монашество, и наоборот?

Монашеская жизнь предполагает наличие духовного наставника. Пусть он будет не таким великим и не таким святым, или не таким опытным, как Оптинские старцы, но, тем не менее, именно духовное руководство, сам факт того, что человек вверяет свою волю духовнику, является основой духовного делания. Об этом кто-то из древних отцов, кажется, преподобный авва Пимен, говорил так: «Наша воля – это медная стена между человеком и Богом». И действительно – Господь ко всем обращается, для всех хочет спасения: Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3: 20). Но люди зачастую почему-то не так уж и охотно отверзают двери своего сердца Христу. Наверное, потому что голос собственной воли заглушает Божественный призыв. Человек порой просто не слышит его. Или, может быть, слышит, но не воспринимает.

Казалось бы, что нам нужно? Просто прийти и взять то, что предлагает Господь: Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33: 9). Но почему-то после грехопадения, после того, как человек потерял непосредственный контакт с Богом, не так много находится желающих сделать это. Когда же мы начинаем отсекать свою волю и следовать духовным советам наставника, мы разрушаем «медную стену» между собой и Богом и приобретаем возможность слышать Его голос, воспринимать Его призыв.

Помните ветхозаветную историю пророка Самуила? Святая праведная Анна была бесплодной и попросила первосвященника Илия помолиться о ней. Когда по его молитве у Анны родился сын, она отдала его на служение Богу (см.: 1 Цар. 1:28). Отрок Самуил жил в доме первосвященника и несколько раз ночью слышал голос, который звал его: «Самуил, Самуил». Он тогда подбегал к первосвященнику, думая, что тот зовет его. Но старец понял, что это Господь зовет Самуила, и сказал, что ему следует делать: Ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И Самуил поступил по совету своего старца (см.: 1 Цар. 3:1–9). Эта история о том, что неопытный человек не понимает, Божественный ли голос обращается к нему, не знает, как на него отвечать, может быть, даже не слышит его. Опытный же умеет различать явления духовного мира, наделен даром рассуждения и может наставить послушного на правильный путь.

Известен случай, когда один монах, духовником которого был преподобный Амвросий Оптинский, сказал старцу: «Батюшка, знаете, я не вижу в вас никаких особенных духовных дарований, вижу только, что у вас есть дар рассуждения». На что старец ответил: «Ну, хорошо, хоть что-то есть», – и так отпустил его. Прошло время, и этот монах прочел в патерике историю о том, как собрались опытные старцы и стали рассуждать, какая из добродетелей является наиболее значимой для духовной жизни. Один говорил о молитве, другой о посте, третий о воздержании. Посоветовавшись, они пришли к выводу, что самая главная добродетель – это добродетель духовного рассуждения. И монах понял: тό, в чем он обвинял старца, на самом деле и было той самой высокой духовной вершиной, которой только может достичь человек. Ведь только очень опытный подвижник может различать источник каждого внутреннего движения мысли или чувства – от Бога ли оно или нет. Именно таким даром рассуждения он может ограждать своего ученика от падения в прелесть, и вообще от злых и даже погибельных намерений, поступков, решений.

Настолько близко присутствие Божие…

В первую встречу с монастырем Рождества Богородицы произошло со мной настоящее чудо. Когда меня на машине везли сюда принимать обитель, на меня опять мысли нахлынули: страшно, как-то там всё будет… Понимаю, что это не полезно для внутреннего состояния и решаю думать о чем-то отвлеченном. Еду и думаю: вот я сейчас приеду в монастырь, там всё разрушено, позвоню своим родным, они спросят, как дела. Я отвечу, что я в Ростове Великом, меня назначили настоятельницей в монастырь… – О, скажут они, – и что теперь?.. – Мне теперь нужно восстанавливать обитель… – А чем тебе помочь? Я скажу: ну вы же понимаете, мне надо будет с людьми встречаться, рассказывать о проблемах, чтоб они как-то прониклись. Надо будет хотя бы чай им предложить. Понимаете, здесь ведь ничего нет. Подарите мне сервиз. А они спросят: какой тебе сервиз подарить? – Ну, подарите чайный, зеленого цвета, под мрамор…

– Ужас, какой ужас! – это я сама о себе. Хотела думать о чем-то отвлеченном, а чтó мне лезет в голову?! При чем здесь сервиз, какой сервиз? Господи, помилуй!

Наконец приехали. Действительно, всё в руинах, захламлено, везде запах плесени, духота… Хожу со священниками, членами комиссии, которые мне сдавали все эти помещения по факту, и только уговариваю себя: «Ладно, ладно, всё преодолимо…» Поднимаемся на второй этаж… вижу какой-то старый календарь, а в нем фото отца Кирилла: «О, батюшка! Ладно, жить можно». Выходим на улицу, заводят меня в другой дом, обшитый пластиковой вагонкой, – поначалу решила, что кто-то коттедж на территории выстроил… и там все-все двери на замках. У отцов целая связка ключей, ни один не подходит, они кое-как открывают одни двери, другие. Пытаются шутить, подбадривают меня. Наверное, у меня вид обреченного человека. И вот новая дверь, которая раздвигается, как в купе. Председатель комиссии раздвигает обе половинки… И в помещении, куда мы должны войти, стоит посредине стол, накрытый белой скатертью. И на нем – зеленый чайный сервиз. Под мрамор. Все смеются, – они даже не представляют, о чем я думала в машине! Не знаю, что у меня было написано на лице, но внутренне мне стало очень стыдно и страшно. Стыдно за свое человеческое малодушие и страшно, потому что настолько близко я ощутила присутствие Божие. После я уже не задавалась вопросом, кто я и что я…– какая разница! Будь ты кто угодно, если ты надобен Господу…

Сказать людям то, что мне откроет Господь

…Постригал меня в иночество в 2003 году владыка Кирилл, архиепископ Ярославский (ныне митрополит Казанский и Татарстанский), и он же – в мантийное монашество в 2009-м.

Послушаний было сразу много, и мне это нравилось, хотелось послужить Господу: кухня, клирос, церковная лавка, а также сенокос, грядки, навоз раскидать, шить, – пожалуйста, я это умела. Но особенно интересно мне было проводить экскурсии, что немножко перекликалось с моей первой профессией, пусть и не с детьми нужно было общаться. На самом деле это тяжелое послушание, некоторые стараются его избежать. А я подумала: почему бы и нет? Если люди хотят узнать истину, я могу сказать им то, что мне откроет Господь. За послушание, связанное с людьми, больше милости от Господа, потому что люди разные, надо их порой и потерпеть…

Помню, мне дали текст экскурсии, я его прочитала, заволновалась: даты, цифры… как бы не забыть. А потом, когда вышла к группе, сама себе сказала: «Но ведь эти люди пришли, главным образом, не о датах узнать. Господь вручил мне их на этот час, и нужно постараться максимально воспользоваться данным мне временем, чтобы мои слова могли отозваться в их душе». И тогда даты отошли на второй план, ушло волнение, я просто стала рассказывать с позиции христианина и монаха, чтó я знаю о Боге, о чем хотела бы им напомнить… Всегда это была немного импровизация, а не рассказ по заученной схеме; нужно было моментально перестраиваться, в зависимости от того, что у твоих слушателей в глазах, чего они от тебя ждут. Всякий раз перед экскурсией я молилась, чтобы то, что я скажу, было спасительно и мне, и слушающим меня.

ДОКЛАДЫ:

Митрополит Киккский Никифор

Одностороннее решение Патриарха Варфоломея по Украине грозит всеправославному единству расколом чудовищных размеров

/Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения

Епископ Бачский Ириней

Тема автокефалии — единственная, которая требовалась для Всеправославного Собора

/Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения

Митрополит Волоколамский Иларион

Властные притязания Константинополя как угроза единству Церкви

/Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения

Митрополит Святогорский Арсений

Духовное руководство и игумен-духовник: особенности, опыт, проблемы, решения

/Съезд монашествующих Украинской Православной Церкви

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Взаимоотношения насельников монастырей с внешним миром: практические аспекты

/XXIX Международные образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

Игумения Серафима (Шевчик)

«Монашество – оплот канонического Православия»

/Съезд монашествующих Украинской Православной Церкви

Интервью

Игумения Мария (Воробьева), Т.И. Порошина

Послушание, возложенное на сестер Самим Богом

Игумен Серафим (Кузнецов), которому Господь определил скорбную миссию – в 1918 году сопровождать останки убиенной в Алапаевске Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары к месту их последнего упокоения в Иерусалиме, до этого подвизался в Пермском крае. И в его творческом наследии есть книга, посвященная Пермскому Успенскому женскому монастырю. Высоко оценивая деятельность монастыря в просвещении детей и призрении сирот, его роль в деле религиозно-нравственного влияния на окружающее население, известный церковный деятель пишет: «… монастырь этот служит великую службу Церкви, государству и народу и стоит как светильник на свещнице, как неугасимая лампада, теплящаяся среди тьмы мира и умилостивляющая Господа Бога за грехи людей»

В беседе с настоятельницей обители игуменией Марией (Воробьевой) и директором Просветительского центра при монастыре, кандидатом психологических наук, ведущим научным сотрудником ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» Татьяной Ивановной Порошиной мы постарались обратить внимание на некоторые аспекты преемственности

Игумения Стефана (Бандура)

«Любимое место – это мой монастырь»

Игумен Гавриил (Рожнов)

Возрождение Раифы стало символом возрождения монашеской жизни на Казанской земле

Игумения Иоанна (Егорова)

«С началом регулярной молитвы к преподобным Сергию и Варваре восстановление монастыря пошло очень быстро»

Игумен Иннокентий (Ольховой)

По следам Таллинского прорыва

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний

Соборный разум Церкви должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея

Игумения Мария (Воробьева), Т.И. Порошина

Послушание, возложенное на сестер Самим Богом

Игумен Серафим (Кузнецов), которому Господь определил скорбную миссию – в 1918 году сопровождать останки убиенной в Алапаевске Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары к месту их последнего упокоения в Иерусалиме, до этого подвизался в Пермском крае. И в его творческом наследии есть книга, посвященная Пермскому Успенскому женскому монастырю. Высоко оценивая деятельность монастыря в просвещении детей и призрении сирот, его роль в деле религиозно-нравственного влияния на окружающее население, известный церковный деятель пишет: «… монастырь этот служит великую службу Церкви, государству и народу и стоит как светильник на свещнице, как неугасимая лампада, теплящаяся среди тьмы мира и умилостивляющая Господа Бога за грехи людей»

В беседе с настоятельницей обители игуменией Марией (Воробьевой) и директором Просветительского центра при монастыре, кандидатом психологических наук, ведущим научным сотрудником ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края» Татьяной Ивановной Порошиной мы постарались обратить внимание на некоторые аспекты преемственности

Игумения Стефана (Бандура)

«Любимое место – это мой монастырь»

Игумен Гавриил (Рожнов)

Возрождение Раифы стало символом возрождения монашеской жизни на Казанской земле

Игумения Иоанна (Егорова)

«С началом регулярной молитвы к преподобным Сергию и Варваре восстановление монастыря пошло очень быстро»

Игумен Иннокентий (Ольховой)

По следам Таллинского прорыва

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний

Соборный разум Церкви должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея

Натиск горя

Пьянство, нарко- и прочие зависимости стали бичом нашего времени, потому и стекается народ к святыне. За кого-то приезжают молиться родственники, но много и самих одержимых страстями. Каждый день братия принимает натиск горя, которое несут в обитель страждущие. Всех надо выслушать, утешить, помолиться. Ежедневно служащие иеромонахи поминают десятки тысяч имен. Те, кто не могут приехать сами, со всех концов страны и мира шлют сюда письма с просьбами помолиться. Здесь у братии отдельное послушание – работа с письмами: рукописными и присылаемыми на электронный адрес монастыря. Некоторые из получивших помощь потом присылают письма с благодарностью.

Важно, отмечают отцы, служащие в обители, чтобы человек сам захотел исцелиться, но иногда чудо происходит и по молитвам сродников – за их слезы и прошения Господь влагает желание исправиться в сердце того, кто до этого бесчинствовал. Сродникам братия обычно благословляют, пусть и у себя дома, 40 дней читать Акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», и в это же время братия служит сорокоуст в монастыре

Обычно по итогам какое-то ослабление страсти происходит, и это как раз тот зазор, когда зависимый может, придя в сознание, согласиться с тем, что что-то в жизни необходимо менять. Некоторые сами едут в обитель. Три дня здесь говеют, исповедуются, причащаются, общаются с братией. Каких-то специальных бесед не устраивается, но отцы всегда открыты к диалогу. Говорят: «У нас здесь послушание Божией Матери – страждущих окормлять».

Кто-то из зависимых паломников остается трудничать: при монастыре есть обустроенный паломнический корпус. Вместе с братией они участвуют в утренних молитвах с шести часов утра, Полунощнице, величании у мощей преподобного Афанасия младшего, в службе, потом расходятся по послушаниям. Вечернее правило трудники читают уже у себя в корпусе. Во все время проживания действует жесткое правило: никакого спиртного; если дежурный почувствует запах даже пива, это, как условлено, – знак того, что человек не хочет дольше здесь оставаться. Кто-то не выдерживает, срывается, уезжает. Но много случаев и преодоление недуга. Причем не только алкоголизма или табакокурения; как отмечают братия, избавляются здесь даже от тяжелейшей героиновой зависимости – отец благочинный помнит порядка десяти таких чудесных исцелений с начала 2000-х годов, когда сам поступил в монастырь.

Оттого-то люди и едут сюда со всей России и даже из-за границы. Еще недавно, до эпидемии, каждое воскресенье прибывали автобусы из Румынии, Украины, Молдовы… Сейчас зарубежных гостей стало меньше, но зато активнее потянулись в монастырь серпуховчане. К тому же власти города не так давно замостили тропинку от приречного парка к обители. Братия обустроили пруд у стен монастыря, там много всякой живности – утки, гуси, нутрии. Окрест высажены подсолнухи – место живописное, на ухоженной территории самой обители диковинные цесарки расхаживают. Сначала горожане стали приходить сюда просто на прогулки с детьми. К наплыву посетителей монахи здесь привычны, да и в обители такой умиротворенный дух, что пришедшие как-то быстро успокаиваются, не внося какого-то диссонанса во внешне размеренную, а внутренне напряженную монашескую жизнь. У каждого из братий по несколько послушаний, работы много. Но и от гостей не отгораживаются, специально выстроили павильон-трапезную на монастырском дворе. Потом, как говорят братия, смотришь: те, кто время от времени просто прохаживались здесь, – уже на службе стоят. Кто-то так и воцерковляется. А значит, меньше будет нестроений и бед в семьях, – если люди вновь научатся жить с Богом.

Подготовила Ольга Орлова
Фото: Владимир Ходаков

Фотографии также предоставлены Серпуховским Высоцким ставропигиальным монастырем

АКТУАЛЬНО:

10 августа 2021

Митрополит Каширский Феогност возглавил престольный праздник в Новодевичьем ставропигиальном монастыре Москвы

10 августа 2021 года, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница), председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря митрополит Каширский Феогност совершил Божественную литургию в Успенском храме Богородице-Смоленского Новодевичьего ставропигиального женского монастыря города Москвы.

/Новости ставропигиальных монастырей

10 августа 2021

В Иверском Валдайском монастыре Новгородской митрополии отметили престольный праздник

/Новости епархиальных монастырей

10 августа 2021

В Высоцком монастыре Серпухова состоялось архиерейское богослужение

/Новости ставропигиальных монастырей

11 августа 2021

Добровольцы от Марфо-Мариинской обители милосердия оказывают помощь «в красной зоне» госпиталя на ВДНХ

/Новости ставропигиальных монастырей

11 августа 2021

Верхотурский Свято-Николаевский монастырь посетили курсанты Черноморского военно-морского училища им. А.С. Нахимова

/Новости епархиальных монастырей

11 августа 2021

В подростковом клубе «Пилигримия» при Даниловом монастыре Москвы состоялся тренинг «Ресурс команды»

/Новости ставропигиальных монастырей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector