Альберт лиханов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Творчество[править | править код]

В 1962 году опубликовал в «Юности» первый рассказ «Шагреневая кожа», в выпустил историческую повесть «Да будет солнце!». Главная тема творчества Лиханова — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых: повести «Звёзды в сентябре» (), «Тёплый дождь» (), трилогия «Семейные обстоятельства» (роман «Лабиринт», , повести «Чистые камушки», , «Обман», ), роман для детей младшего возраста «Мой генерал» (), повести «Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера» (), книга «Драматическая педагогика» (), дилогия романов в повестях «Русские мальчики» и «Мужская школа», повести последнего времени «Никто», «Сломанная кукла», «Слётки» и «парный портрет» трагического детства — повести «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой всё равно» ().

Первое собрание сочинений в 4 томах вышло в 1986-87 гг. («Молодая гвардия»). В 2000 г. — в 6 томах («Терра», Москва). В 2005 г. — «Библиотека Альберта Лиханова «Люби и помни», включившая в себя 20 нестандартно оформленных книг («Детство. Отрочество. Юность»). В 2010 году — собрание сочинений для детей и юношества в 15 томах («Детство. Отрочество. Юность») и собрание сочинений в 7 томах («Книговек») в качестве приложения к журналу «Огонёк».

Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967—1976 гг. В это время он создаёт такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и другие. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве

Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера

Лиханов написал ряд замечательных произведений о военном детстве. Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представления о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Произведения о военном детстве созданы писателем на жизненной основе — памяти о своём детстве. В них автор передаёт ощущение пережитого в годы Великой Отечественной войны. Публицистичность, увлечённость, правдивость — характерные черты лихановского стиля во всех литературных жанрах. Одно из наиболее драматических произведений о военном детстве — повесть «Последние холода» (). Эта повесть, повести «Магазин ненаглядных пособий» и «Детская библиотека», роман «Мужская школа», составляют своеобразный литературный цикл о военном детстве. Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон», и в романе «Мой генерал». В книгах писателя чувствуется личность автора, она проявляется прежде всего в пафосе его творчества, в том, как он относится к нравственным поискам героев, к их неудержимому желанию найти самих себя, открыть в себе всё самое лучшее.

1970—1990 гг. — период активной писательской деятельности Лиханова. Он публикует произведения различных жанров, обращённые к разным по возрасту читателям. Из размышлений над письмами читателей родился замысел книги о современном воспитании «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (), которая переведена на многие языки. За эту книгу в 1987 году А. А. Лиханов был удостоен Международной премии им. Януша Корчака. Проблемам воспитания детей-сирот посвящена книга для учителей «Дети без родителей» (). Творчество Лиханов успешно сочетает с активной общественной деятельностью в защиту детей.

Альберт Лиханов занимает активную гражданскую позицию и борется словом писателя и делами Детского фонда за сохранение счастья в жизни каждого ребёнка, за понимание взрослыми проблем молодого поколения.

В предисловии к книге «За малых сих» Лиханов утверждает:

Детство и юность

В советской школе ребятишек не только обучали грамоте, но и воспитывали. Одним из эффективных методов воспитания служили уроки литературы. Многие ученики не только читали книжки, но и пробовали писать собственные произведения. Альберт Анатольевич Лиханов появился на свет 13 сентября 1935 года в обычной советской семье. Родители проживали в старинном русском городе Киров, который до 1934 года назывался Вятка. Отец работал слесарем на одном из лесоперерабатывающих предприятий. Мать – лаборантом в местной поликлинике.  

Мальчик рос смышленым и энергичным. Выражаясь современным языком, считался неформальным лидером сред сверстников на улице. Альберт рано выучился читать и пересказывал своим друзьям сказки и басни, которые вычитывал в книжках. В школе будущий писатель учился неплохо. Любимыми предметами у него были русский язык и литература. Во время войны он сочинял пафосные стихи, в которых предсказывал скорую победу над врагом. В старших классах Лиханов начал писать заметки для местной газеты. Решающее воздействие на выбор профессии оказало тесное общение с журналистами и корректорами.

После школы Альберт уехал в Свердловск, чтобы получить профильное образование. Там, без особого напряжения, поступил на журналистский факультет Уральского Государственного университета. Студенческие годы пролетели как один миг. В это время студент Лиханов в составе строительного отряда трудился на возведении народнохозяйственных объектов. Заводил знакомства с коллегами из других учебных заведений. Наблюдал реальные события и конфликты, которые случались в зоне его внимания. Записывал интересные сюжеты и происшествия.  

В 1958 году дипломированный журналист возвратился к «родным берегам» и стал штатным сотрудником газеты «Кировская правда». Публикации молодого журналиста отличаются строгой последовательностью и четко выраженной мыслью. Лиханов не только знакомит читателя с конкретной ситуацией, но и предлагает конкретные способы решения или линию поведения. Через два года его переводят на должность главного редактора областной молодежной газеты «Комсомольское племя». Уже в этот хронологический отрезок Альберт начинает писать рассказы и повести.  

Биография писателя

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор научно-исследовательского института детства, академик нескольких академий, почетный гражданин г.Кирова и Кировской области.

Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 г. в городе Кирове. Отец его был слесарем, мама работала мед. лаборантом в больнице, а в годы войны – в госпитале. В 1953 г. поступил в Уральский государственный университет в г. Свердловске на отделении журналистики.

В 1958 г. после окончания университета Альберт Лиханов возвращается в Киров, где работает литературным сотрудником газеты «Кировская правда», а с 1961 г. возглавляет редакцию газеты «Комсомольское племя». В Кирове в 1959 г. выходит его первая книга «О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах».

В 1963 г. вышла в свет книга, с которой писатель ведет свой творческий отсчет. «Да будет солнце!» — это повесть об итальянском художнике XIX века Эльвиро Андриолли. Потом он уезжает в Западную Сибирь, где два года работает собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», затем его переводят в аппарат ЦК ВЛКСМ. С 1975 г. он главный редактор журнала «Смена» (20 лет проработал в этом журнале, из них 13 лет в качестве главного редактора).

Работа в молодежной печати обогатила писателя необходимым опытом, познакомила с проблемами, заставила «влезть в гущу событий», которыми живут молодежь и подростки в нашей стране. Обратившись однажды к этой теме, Лиханов остается верен ей на протяжении всей своей творческой жизни. «Своей главной темой и аудиторией, — говорит писатель, — я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать».

Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и др. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве

Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребенка, в формировании его характера

В 1987 г. Альберт Лиханов организовал Детский фонд с отделениями во всех республиках, краях и областях СССР, а теперь – России и СНГ, и все они работают в настоящее время. Вот лишь некоторые из проектов, по которым постоянно работает организация: «Теплый дом», «Детская библиотека», «Дар жизни», «Детский диабет», «Детский церебральный паралич», «Глухие дети». Ему же принадлежит идея создания семейных детских домов.

Альберт Лиханов занимает активную гражданскую позицию защитника нравственных ценностей и традиций своего Отечества, поэтому борется словом писателя и делами Детского фонда за сохранение счастья в жизни каждого ребенка, за понимание взрослыми проблем молодого поколения.

Сейчас А. Лиханов – председатель правления Российского Детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, академик Российской академии образования, директор научно-исследовательского института детства. Его книги изданы тиражом более 30 млн. экземпляров.

Творчество

В 1962 году опубликовал в «Юности» первый рассказ «Шагреневая кожа», в 1963 выпустил историческую повесть «Да будет солнце!». Главная тема творчества Лиханова — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых: повести «Звёзды в сентябре» (1967), «Тёплый дождь» (1968), трилогия «Семейные обстоятельства» (роман «Лабиринт», 1970, повести «Чистые камушки», 1967, «Обман», 1973), роман для детей младшего возраста «Мой генерал» (1975), повести «Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера» (1982), книга «Драматическая педагогика» (1983), дилогия романов в повестях «Русские мальчики» и «Мужская школа», повести последнего времени «Никто», «Сломанная кукла», «Слётки» и «парный портрет» трагического детства повести «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой всё равно» (2009—2009). Первое Собрание сочинений в 4 томах вышло в 1986-87гг.(«Молодая гвардия»). В 2000г — в 6 томах («Терра», Москва). В 2005 г. — «Библиотека Альберта Лиханова «Люби и помни», включившая в себя 20 нестандартно оформленных книг («Детство. Отрочество. Юность»). В 2010 году Собрание сочинений для детей и юношества в 15 томах («Детство. Отрочество. Юность») и Собрание сочинений в 7 томах («Книговек») в качестве приложения к журналу «Огонёк».

Популярные книги

У знаменитого писателя советских времен большинство книг посвящено развитию нравственных задатков в сложные послевоенные годы. Его собственное человеческое отношение к моральному воспитанию и к проблемам долга перед обществом просматривается в каждой строчке.

Наиболее популярные книги Альберта Лиханова — это те, которые несут стойкую жизненную философию честности, достоинства и долга в любое политически сложное время. К таковым книгам относится:

  • «Мой генерал»;
  • роман «Мужская школа»;
  • «Мальчик, которому не больно»;
  • «Чистые камушки»;
  • «Никто»;
  • «Сломанная кукла».

У Альберта Анатольевича Лиханова огромное количество произведений. И все они написаны с целью морально-волевого воспитания подростков, поддержания детства. Сам писатель однажды сказал: «…без детства холодно на душе». И видимо, вся его жизнь в том и состоит, чтобы помогать развиваться неокрепшим душам. Этим он и продолжает заниматься в свои уже 80 лет.

Личная жизнь

У Альберта Анатольевича крепкая семья. Свою жену он впервые увидел на экране местного кировского телевидения. Лилия Зыкина тогда только стала диктором созданного в 1956 году областного телецентра. В 1959 году они поженились. У супругов родился сын Дмитрий.

С женой и сыном

Сын пошёл по стопам родителей и стал журналистом, окончив МГУ. Дмитрий – талантливый журналист, автор острых публикаций. В 1991 году дебютировал в художественной литературе с повестью-детективом «Прощай, Сирокко!»

Сын подарил писателю внука Ивана, который закончил факультет психологии МГУ и работает в разных телепроектах. Членов семьи прибавилось: у А. Лиханова и его жены есть уже двое правнуков.

Экранизация романов

Прозаик-реалист Лиханов Альберт Анатольевич, краткая биография которого изложена в этой статье, много сделал не только для литературы, но и для кинематографа своей страны. Он писал киносценарии, по которым можно было создать сюжет и показать зрителям те истории, на прочтение которых часто нет времени.

Советские телезрители помнят писателя по таким фильмам:

  • В 1977-м вышла картина по мотивам романа «Обман», под руководством режиссера Мартынюка. Фильм называется «По семейным обстоятельствам».

  • 1979-й — фильм «Мой генерал» в 2 частях. Кинолента для детей об отношении деда-фронтовика и его внука.

  • В 1984 году — фильм «Благие намерения».

  • В 1986 г. работа режиссера Н. Стамбула — «Карусель на базарной площади» по повести А. Лиханова «Голгофа».

  • В 1987-м — по роману «Воинский эшелон» снят любимый мальчишками того времени фильм «Команда 33».

  • 1998 год — кинолента «Высшая мера» — фильм снят в городе Братиславе на словацком языке.

  • 1999-й — «Последние холода», реж. творения — Калымбетов и Искаков.

Все эти киноленты стали достоянием советского кинематографа.

Тут нет экшена или спецэффектов, зато есть настоящие человеческие взаимоотношения у героев, и это призывает самих зрителей быть добрее и сострадательнее.

Общественная деятельность

Человек с неравнодушным сердцем – такое звание получил Альберт Лиханов, биография которого тесно связана с разнообразной социально-значимой активностью. Он всегда выступал как защитник детей и посвятил этому очень много времени и сил. По его настоянию в СССР появляется Детский фонд, который по настоящее время осуществляет многообразную благотворительную деятельность.

В 1989 году Лиханова избирают народным депутатом СССР и он подключается к работе над Всемирной конвенцией прав ребенка. Также он участвует в заседании ООН, на котором принимается этот документ. Позже он приложит немало сил для ратификации Конвенции в СССР.

Кроме того, Лиханов ведет активную деятельность в Союзе писателей, работая секретарем и членом правления организации. Он активно поддерживает молодых писателей — для этого созданы клуб для молодых авторов «Молодость», издательство для начинающих писателей «Дом», а также пять журналов для детей и подростков. Он учреждает специальные премии для учителей и детских библиотек.

Немало делает писатель для обездоленных детей, по его инициативе Детский фонд строит несколько домов для сирот. Открыто несколько детско-юношеских библиотек, выпущены специальные издания для малышей.

Также Альберт Лиханов встречается с разными людьми, которые приходят к нему со своими бедами. Писатель старается оказать помощь всем.

Этапы жизни и творчества

С 1958 года Альберт Лиханов в качестве литературного сотрудника стал нарабатывать навыки журналистской профессии в областной газете, «Кировской правде», редакция которой находилась в родном городе. Ему сразу выпало столкнуться с интересной героиней одной жизненной истории – девушкой, решившей посвятить себя работе с сиротами в детском доме. Эта встреча побудила позже написать повесть «Благие намерения».
В 1961 – 1964 годах журналист возглавил городскую молодёжную газету «Комсомольское племя».
В 1962 году состоялся писательский дебют: на страницах «Юности» появился рассказ «Шагреневая кожа». Автор был приглашён на большой литературный форум и стал участником семинара по вопросам литературы для детей. Руководил семинаром классик детской литературы Л. Кассиль.
1964 – 1966 годы – время поисков героя современности в сибирской глубинке. Лиханов как собственный корреспондент «Комсомольской правды» отправился в Новосибирск. Это время дало материал для повести «Паводок».
В конце 60-ых молодого активного журналиста пригласили на работу в столицу. В 1966- 1968 годы Альберт Лиханов находился на комсомольской работе в должности инструктора отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ.
В 1968 году он стал ответственным секретарём, а в 1975-ом занял должность главного редактора журнала «Смена», который направлял на отражение правды жизни более 13-и лет.
В 60-80-ые Лиханов стал известным писателем благодаря публикациям его прозы в журнале «Юность» и книжным изданиям:
«Звёзды в сентябре», 1967 г.
«Тёплый дождь», 1968 г.
«Семейные обстоятельства» (трилогия: роман «Лабиринт», 1970 г., повести «Чистые камушки», 1967 г., «Обман»,1973 г.).
«Мой генерал» – роман для детей младшего возраста, 1975 г.
«Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера» – повести, 1982 г.
«Последние холода», 1984 г.

В 1976 году издательство «Молодая гвардия» выпустило 2-томник, а с промежутком в 10 лет – 4-томник произведений А. Лиханова. Основная проблематика творчества – военное и послевоенное детство, становление юной личности в современном противоречивом мире, влияние семьи, школы, улицы на жизненный выбор подростка.
В 1983 году вышла книга «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций». Она написана на стыке журналистики и художественной прозы. В основе – читательские письма и раздумья над ними. За глубину раскрытия в книге проблем воспитания личности в 1987 году автор был награждён премией имени Януша Корчака.
В 90 – 2000-ые годы были созданы книги, представляющие собой жёсткую прозу на тему «Дети и война»:
«Русские мальчики», «Мужская школа» – дилогия романов в повестях.
«Никто», «Сломанная кукла», «Слётки» – повести.
«Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой всё равно» – дилогия повестей о трагическом детстве.

Проза Альберта Лиханова легла в основу создания 7 фильмов: «Мой генерал», «Семейные обстоятельства», «Карусель на базарной площади», «Последние холода, «Благие намерения», «Команда 33».
В новом тысячелетии книги писателя по-прежнему востребованы. Так, специальный диплом получила в российском конкурсе «Книга года-2020» его издание «Дети Победы. Роман в повестях».
Являясь академиком Российской академии образования, Лиханов проводит линию на чёткое разграничение технологий обучения, где правит интернет, и задач воспитания. Интернет и «цифровой» учитель воспитать не могут. Это по силам зрелому мудрому человеку, педагогу. Эта мысль была решительно высказана писателем в обсуждении на канале RТ перспектив дистанционного образования.
Писатель выступает на страницах газет

В 2020 году в интервью «Вечерней Москве» он говорил о важности сохранения культурного кода народа в условиях, когда идёт смена эпох. С одной стороны – переизбыток информации, с другой – невиданное ранее явление самоизоляции, вызванное пандемией

Сохранить человеческую общность, защитить людей от одиночества Лиханов считает самым насущным.
В сентябре 2020 года Альберт Анатольевич отметил 85-летний юбилей. Он по-прежнему занимается фондом на ниве благотворительности и помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, и вовлекает в эту работу всех, желающих творить добро.

II. Художник и гражданин

Документально-публицистическая линия творчества писателя тесно связана с общественной деятельностью и свидетельствует о единстве человеческой, гражданской и художественной позиции Лиханова. «Я принял решение, – постулирует свое credo Альберт Анатольевич, – что тихое писание о страстях человеческих – это не для меня. Ведь страсти кипят в натуре, в жизни, а если уж говорить о страстях и печалях детских, то стыдно отворачиваться в сторону человеку, который об этом пишет и, так сказать, сострадает на бумаге. Дело требуется».

Таким делом жизни Альберта Анатольевича Лиханова стала работа в Российском детском фонде. «Детский фонд, – вспоминал Лиханов, – начался, наверное, с того, что, когда я работал в “Кировской правде”, в редакцию пришла пожилая учительница из школы-интерната и предложила опубликовать письмо. Она хотела, чтобы откликнулись желающие забирать на выходные ее учеников-детдомовцев. Желающих оказалось так много, что детей на всех не хватило. Я ликовал, напечатал в газете большой очерк… А спустя какое-то время не пришли в субботу за одним ребенком, другим, третьим… Мы, взрослые, не понимали, что дети, приходя в гости на один-два дня, хотят остаться в семье навсегда. Я долго думал об этой истории…». Под впечатлением от этой незаметной трагедии Лиханов выступил с рядом инициатив, призванных улучшить положение детей-сирот в СССР и смог донести свои социальные проекты до тогдашнего руководства.

Вскоре Лиханов стал подлинным неформальным лидером общественного движения за защиту детства, выдвинул идею возрождения Советского детского фонда им. В.И. Ленина, созданного по постановлению Съезда Советов еще в 1924 году (и упраздненного в 1937 г.). Великий русский писатель Виктор Петрович Астафьев, не понаслышке знавший о горечи сиротства, услышав речь Лиханова на Съезде народных депутатов СССР, благословил его нести этот тяжкий крест: «Не бросай, делай свое дело, оно зачтется».

Чтобы понять, с чем приходится сталкиваться Лиханову как председателю правления Российского детского фонда, достаточно привести краткую цитату одного из его выступлений: «В 2005 году (более свежих данных не существует) в стране было 740 тысяч детей-сирот, около 700 тысяч маленьких инвалидов, 100 тысяч несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов. Из них 75 тысяч хронические уже алкоголики. 1200 детей совершили убийства, 3200 – разбойные нападения, в 154 тысячах преступлений участвовали дети, 15 тысяч детей сидят в колониях, и на воле их никто не ждет, 150 тысяч детей каждый год привлекаются к уголовной ответственности, стали преступницами 13 тысяч девушек. Это статистика МВД. Зеркало безупречное. Глянешь в это зеркало, и мороз на душе».

Но Детский фонд под руководством Лиханова действует, отвоевывая у равнодушия детские жизни и души. «Дело мое и соратников моих – бездонное, – говорит Лиханов. – Горечь, во искупление которой трудимся, во сласть не превратишь. Боль, если она одна, утишить, пожалуй, и можно, но если от боли кричат враз 800 тысяч сирот, 700 тысяч маленьких инвалидов, неведомые нам невзрослые наркоманы, бездомные, никому не нужные дети – как все это приголубить, умиротворить, успокоить?». По словам писателя, он часто вспоминает русскую мудрость: «Сироту пристроить, что храм построить».

За многие годы работы в фонде Альберт Лиханов вырос в крупного общественного деятеля, обладающего способностью стратегического мышления. Сейчас его главной заботой является укрепление российской семьи, которую он считает основой основ национального бытия. «…У нас в отношении страдающих детей должно быть два вектора усилия – государственный и общественный, – говорит Лиханов. – Более того, я всегда исповедовал следующее: дети – это не столько государственная забота, сколько родительская, человеческая. Прежде всего, родители должны отвечать за ребенка. А уж вот каковы родители, каково их материальное благосостояние, как у них мозги устроены, за это отвечает государство. А если оно за это отвечает, то и получает себе на горб ношу заботы о брошенных детях». И если сейчас российская государственность после черных девяностых годов, конечно, медленно и неуклюже, но все-таки поворачивается к «проблеме семьи», то в этом есть и непосредственная заслуга Альберта Анатольевича. Хочется верить, что его замечательные слова: «Думать о стариках и детях, инвалидах, о тех, кто “еще” и “уже”, – это значит думать о развитии державы, о траекториях ее движения, о том, что нам маячит – успех или поражение», – наконец «расслышаны» на самых «верхах» власти.

Творчество и становление

Первый рассказ под названием «Шагреневая кожа» появился на страницах журнала «Юность» в 1962 году. Начинающего автора отметили и пригласили на Всесоюзное совещание молодых писателей. Лиханов попал на семинар знаменитого детского писателя Льва Кассиля. Это событие оставило в памяти глубокий след на долгие годы. После семинара Лиханов два года работал собственным корреспондентом «Комсомольской правды» по Новосибирской области. За это время записные книжки писателя заполнились огромным количеством информации.   

В 1967 году выходят в свет две книги Лиханова «Лабиринт» и «Обман». И в это же время его приглашают в Москву на ответственную работу в редакцию журнала «Смена». Жесткие условия и высокие требования не испугали уже опытного журналиста. Поскольку журнал освещал все аспекты жизни подрастающего поколения, Лиханову пришлось окунуться в эти темы, что называется, с головой. На поверку выходило, что за блестящим фасадом «счастливого детства» скрывались серьезные конфликты и недоработки. Говорить об этом вслух было непринято.

Работая на посту главного редактора Альберт Анатольевич Лиханов добился того, что молодежный журнал «Смена» стали читать люди всех возрастов и профессий. На страницах издания поднимались проблемы воспитания детей, отношения к старшему поколению, велись дискуссии нравственности и моральном долге. Лиханов не только пишет книги о детях и взрослых, но занимается конкретными делами по изменению ситуации. В 1985 году он обращается с письмом в Правительство Советского Союза с просьбой о принятии конкретных мер.  

Роман «Сломанная кукла»

Сага о трех поколениях женщин, носящих библейское имя Мария, — матери, бабушки и девочки. Об их тяжелых судьбах говорится в книге «Сломанная кукла». Все три женщины высокообразованные, интеллигентные, но одинаково несчастны и одиноки.

В центре рассказа наименьшая Мария — школьница с чистой верой в Бога. Весьма милая и справедливая девочка. Мася (как зовут ее мама и бабушка) встречается с таким же чистым душою мальчиком, читающим стихи. Но их детскую влюбленность омрачает суровая действительность. Мася подвергается насилию. Как ребенок справится с недетским испытанием?

Книга Альберта Лиханова «Сломанная кукла» чрезвычайно драматична, она рассказывает о жестокости «рыночных отношений», о сломанных судьбах детей в результате грехов их родителей. Как и другие книги Лиханова написана в жанре социального реализма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector