Картины бога кроноса

Образ Сатурна

Культ Сатурна был одним из самых распространённых в Италии. Это неудивительно, ведь прекрасная земля позволяла заниматься земледелием, а жизнь племён во многом зависела от собранного урожая, а именно – от щедрости Сатурна.

Как и многие другие представители древнеримского пантеона, Сатурн был “списан” с греческого бога. Вот только Кронос, в отличие от своего римского “коллеги” отличался большей жестокостью и нетерпимостью. Кроме того, в греческих преданиях рассказывается, что Кронос был низвергнут в Тартар. Сатурн же у римлян считался одним из самых уважаемых божеств. Более того, мифы говорят, что именно Сатурн был вторым правителем Рима.

Сатурн – бог земледелия

Облик бога ясно указывает на мудрость и суровость этого бога. На многочисленных скульптурах, сохранившихся до нашего времени, он изображён высоким пожилым мужчиной с длинными волосами и бородой.

Иногда за спиной Сатурна можно увидеть крылья. Несмотря на почтенный возраст, всё во внешности бога говорит о его силе воли, могуществе и решимости. Это образ опытного правителя, мудрого царя, что превыше всего ставит справедливость.

Римляне считали Сатурна одним из самых лучших правителей, что существовали в мифах или наяву. Все люди для этого бога равны. Он покровительствует земледельцам, является воплощением сил плодородия и власти. На изображениях он часто держит в руках косу или серп, что указывает на его прямую связь с сельскими работами, которым он покровительствует.

Нечасто можно встретить скульптуры Сатурна, на которых он пожирает младенцев. Основой такой трактовки образа стала всё та же связь с Кроносом, который, согласно преданиям, поедал своих детей, чтобы никто из них не сверг его с царского престола.

На изображениях встречаются самые разные образы СатурнаХудожник Джованни Франческо Романелли

Дом Глухого

Гойя вел в Доме Глухого жизнь затворника, которую, впрочем, скрашивала экономка, а по сути — спутница его последних лет Леокадия Соррилья Вейс. Леокадия проникла в «Мрачные картины» — в той части, которая оказалась на первом этаже, в изображении молодой женщины, опирающейся на могильную плиту.

Реконструкция Дома Глухого / Wikimedia Commons

Одной из важных причин, побудивших Гойю уединиться и почти никого не принимать, стало триумфальное возвращение на престол короля Фердинанда VII, который ненавидел художника. Гойя, дружный со многими просвещенными либералами, долгое время оставался под подозрением в сотрудничестве с врагами Испании, французами. Хотя впоследствии обвинения с него были сняты, в безопасности художник себя не чувствовал.

Дом Глухого давно исчез с лица земли – его поглотил разросшийся Мадрид, и только станция метро «Гойя» напоминает о том, что здесь жил великий художник.

— Дом находился в плачевном состоянии уже в 1874 году, когда картины перенесли со стен на холсты, — говорит Вирхиния Альбарран. — В 1909 году дом превратился в руины. Кроме того, весь квартал в тот момент стал местом активной застройки. Сейчас это район Мадрида, на месте дома Гойи стоят жилые дома. Существует проект археологических раскопок с целью определить точное местоположение дома.

На первом этаже Дома Глухого Гойя создал семь фресок. Это «Фестиваль в Сан-Исидро» и «Шабаш ведьм» слева и справа от входной двери; «Юдифь и Олоферн» и «Сатурн, пожирающий своего сына» справа и слева от большого окна.

В лицо «Сатурна» смотрела «Донья Леокадия Соррилья», а на «Юдифь» — «Старик и монах» (или «Два старика», один из которых мог быть своеобразным автопортретом). Над входной дверью предположительно находились «Два старика, поедающие суп».

Реконструкция расположения «Мрачных картин» на втором этаже Дома Глухого. Макет сделан сайтом www.theartwolf.com

На втором этаже «Мрачных картин» было восемь: «Фантастические видения», «Паломничество к источнику Сан-Исидро», «Атропос», «Поединок на дубинах», «Смеющиеся женщины», «Читающие мужчины» и «Собака».

Пятнадцатая «Черная картина» считается утраченной вместе с выломанным куском стены — или, напротив, обретенной: это «Головы в пейзаже», которые находятся в коллекции Стэнли Мосса в Нью-Йорке.

Состав и интерпретации

Внешнее видео

Гойя изображает Сатурна, питающегося одним из своих сыновей. Голова его ребенка и часть левой руки уже съедены. Правая рука, вероятно, тоже была съедена, хотя ее можно было сложить перед телом и удерживать на месте большими пальцами Сатурна. Титан вот-вот снова укусит левую руку; когда он вырисовывается из темноты, его рот широко раскрывается, а глаза широко распахиваются. Единственная другая яркость на картинке исходит от белой плоти, красной крови трупа и белых суставов Сатурна, когда он впивается пальцами в заднюю часть тела. Есть свидетельства того, что изначально на картине мог быть изображен титан с частично эрегированным пенисом, но, если он когда-либо присутствовал, это дополнение было потеряно из-за ухудшения фрески с течением времени или во время переноса на холст; на сегодняшней фотографии область вокруг его паха нечеткая. Возможно, он даже был намеренно перекрашен, прежде чем картина была выставлена ​​на всеобщее обозрение.

Более барочный стиль Питера Пауля Рубенса « Сатурн, пожирающий своего сына» (1636), возможно, вдохновил Гойю .

Предлагались различные интерпретации значения картины: конфликт юности и старости, время как пожиратель всего сущего, гнев Божий и аллегория ситуации в Испании, где отечество поглотило собственных детей в войнах. и революция. Были объяснения, основанные на отношениях Гойи с его собственным сыном Ксавьером, единственным из его шести детей, дожившим до взрослой жизни, или с его домработницей и возможной любовницей Леокадией Вайс ; пол потребляемого тела нельзя определить с уверенностью. Если Гойя делал какие-то записи на картинке, то они не сохранились; так как он никогда не планировал выставлять картину на всеобщее обозрение, он, вероятно, мало интересовался объяснением ее значения

Как уже было сказано , что картина «важное значение для нашего понимания состояния человека в наше время, так же , как Микеланджело «s Сикстинской капеллы потолок имеет важное значение для понимания тенора 16 — го века».

Возможно, Гойя был вдохновлен одноименной картиной Питера Пауля Рубенса 1636 года . Картина Рубенса, также хранящаяся в Музее Прадо, представляет собой более яркую, более традиционную трактовку мифа: его Сатурн демонстрирует меньше каннибалистической жестокости, изображенной в исполнении Гойи. Однако некоторые критики предположили, что образ Рубенса более ужасен: бог изображен расчетливым безжалостным убийцей, который — опасаясь за свое положение власти — убивает своего невинного ребенка. С другой стороны, видение Гойи показывает человека, сошедшего с ума от убийства собственного сына. Или это можно было бы интерпретировать как титана, обезумевшего от страха перед идеей узурпации со стороны одного из его детей. Кроме того, тело сына на картине Гойи — тело взрослого, а не беспомощного младенца, изображенного Рубенсом. Гойя нарисовал мелом на ту же тему в 1796-1717 годах, который был ближе по тональности к работам Рубенса: на нем был изображен Сатурн, похожий по внешнему виду на Рубенса, который изящно кусает ногу одного из своих сыновей, пока он держит другой, как куриная ножка, без крови или безумия более поздних работ. Однако исследователь Гойи Фред Лихт выразил сомнения относительно традиционного названия, отметив, что классические иконографические атрибуты, связанные с Сатурном, отсутствуют на картине, а тело меньшей фигуры не похоже на тело младенца. Округлые ягодицы и широкие бедра обезглавленного трупа также поставили под сомнение идентификацию этой фигуры как мужчины.

Аналоги

Однозначно сказать, какие аналоги для бога Кроноса, отца многих олимпийских богов, существовали в других мифологиях — хотя бы из-за его неоднозначности. Ведь он был покровителем не только земледелия, но и времени.

Например, бог земледелия Сатурн (в Греции — Кронос или Крон) в других странах ассоциировался с такими персонажами, как:

  • Амаэтон — у кельтов,
  • Синтеотль — у ацтеков,
  • Инари — у японцев,
  • Нингирсу — у шумеров,
  • Ронго — у полинезийцев,
  • Велес — у славян.

А вот если рассматривать Крона, сына Урана и Геи, как бога времени, то придется проводить совсем иные параллели. Тут аналогии будут следующими:

  • Кала, Шамбара — в индуизме,
  • Хонсу — у египтян,
  • Тай-Суй — у китайцев,
  • Зерван — у иранцев.

Интересно, что эти две параллели нигде больше не пересекаются. То есть, только у эллинов, а затем у римлян один и тот же бог отвечал за земледелие и время.

Кинта дель Сордо (Дом Глухого)

В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем, известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).

Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Рисунок выполнен Сейнт-Элмой Гаутьер в 1877 году. Дом Гойи – небольшое строение слева. Правое крыло было возведено после смерти художника.

К этому времени художник пережил череду личных трагедий: смерть жены и нескольких детей, разлуку с близкими друзьями, тяжёлую болезнь, которая стала причиной его глухоты. Поселившись за городом, в тихом месте за рекой Мансанарес, Гойя надеется обрести душевный покой и избежать сплетен вокруг его отношений с Леокадией Вайс, молодой красивой женщиной, которая на тот момент была замужем за богатым купцом Исидоро Вайсом.

Но непростая ситуация в стране, которую художник остро переживает, и тяжёлый сердечный приступ, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье и психику. У Гойи начинается депрессия. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.

Существует множество объяснений тому, какой философский и символический смысл имеют росписи из «Дома глухого». Некоторые исследователи творчества Гойи считают, что «Чёрные картины» вообще не поддаются пониманию. Что такое эти фрески? Проекции кошмарных снов, запечатленные галлюцинации больного рассудка или зашифрованные пророчества грядущих бед, ожидающих, как самого Гойю, так и всё человечество? Однозначного ответа не существует.

Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю

Поэтому, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом

Восстание 2 мая 1808 года: Мадрид против французских оккупантов

2 мая 1808 года двадцатипятитысячный французский гарнизон, расположившийся в Мадриде, встретился с разъяренной толпой горожан. Схватив, что попало – чаще всего ножи или даже просто камни и палки – жители Мадрида нападали на вооруженных и подготовленных французских солдат. К народному бунту присоединилось лишь одно испанское военное подразделение: так артиллеристы из казарм Монтелеон навсегда вписали свои имена в историю страны.

В начале мая 1808 года Мадрид жил в напряжении: там стоял французский гарнизон, а среди горожан то и дело ползли разные слухи. Последний из них состоял в том, что наполеоновский маршал Мюрат собирается вывезти из страны наследника короля инфанта Франсиско. Учитывая, что чуть раньше его отец — король Карл IV — отрёкся от престола, это бы означало фактический захват власти в Испании.

Испанцы боялись того, что Наполеон захватит власть в стране

Дело в том, что французский войска стояли в испанской столице уже довольно долго: Наполеон под хитрым предлогом — якобы ради усиления армии в Португалии, с которой Франция вела войну — ввел их туда и не торопился уходить. Естественно, испанцам, которые видели к тому же неспособность своего престарелого короля как-то повлиять на ситуацию, такое положение дел не нравилось.

«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде». Художник Франциско Гойя.

Для начала восстания нужна была лишь искра — правдоподобного слуха о намерениях французов оказалось вполне достаточно.

Мюрат начал действовать очень жестко в отношении повстанцев

Утром 2 мая некоторые ничего не подозревавшие французские солдаты, расквартированные в испанской столице, вышли на прогулку и были буквально растерзаны толпой.

В городе то и дело раздавались крики «Смерть французам!» Стало понятно, что военного столкновения не избежать: Мюрат начал стягивать имевшиеся у него в распоряжении силы, в то же время испанская армия получила приказ — не выходить из казарм.

Ослушаться приказа смогло лишь одно подразделение: артиллеристы казарм Монтелеон высыпали на улицы, чтобы сражаться за независимость своей страны.

«Третье мая 1808 года в Мадриде». Художник Франциско Гойя.

«Я послал в Испанию больше войск, чем собирался, так как во всяком случае не хотел допустить, чтобы события обернулись против нас, а страх перед фаворитом и английские интриги, которые уже тогда сплетались с интригами Фердинанда, могли к этому привести. Мюрат, который командовал армией, делал только глупости и ввел меня в заблуждение», — говорил позже, как описывает это в своих воспоминаниях французский дипломат Арман де Коленкур, сам Наполеон Бонапарт.

По мнению Наполеона, Мюрат сделал много ошибок в Испании

Основные столкновения произошли в центре города: площади Пуэрта дель Соль и Пуэрта Толедо были буквально залиты кровью. Там же погибли капитаны артиллеристов Педро Веларде и Луис Даоис, которых принято считать национальными героями и лидерами восстания.

Ожесточенные уличные бои шли лишь несколько часов: несмотря на то, что некоторым горожанам удалось завладеть французскими ружьями, силы были не равны. Армия Мюрата стягивалась в центр Мадрида со всех концов города, а повстанцам неоткуда было ждать пополнения.

В итоге французам удалось потопить восстание в крови: тысячи повстанцев остались лежать замертво на городских улицах.

Смерть Веларде 2 мая 1808 года. Художник Мануэль Кастеллано.

Уже вечером того же дня Мюрат решил с помощью жестоких мер брать ситуацию под свой контроль: в первую очередь это означало, что маршал собирается запугать испанцев и предотвратить следующие попытки восстания. «Жители Мадрида, давшие увлечь себя на ложный путь, предались мятежу и убийствам.

Военно-полевые суды, которые выносили смертные приговоры, были лишь формальностью: часто пойманных на улице испанцев расстреливали целыми группами, не разбираясь в том, участвовали ли они в бунте.

Тысячи испанцев погибли в ночь со второго на третье мая 1808 года

Надо сказать, что и здесь план Мюрата дал сбой: репрессии лишь подтолкнули испанцев в других городах к тому, чтобы выступить с оружием в руках против оккупантов. Во всей стране ввели осадное положение: расстрел грозил всем, кто остановится на улице в обществе более шести человек.

Несмотря на это, в разных городах Испании стихийно начали возникать хунты (органы местного самоуправления), которые сопротивлялись власти французов.

Количество вооруженных столкновений росло в геометрической прогрессии: так началась долгая и кровопролитная война, в которой Испания отстояла свое право на независимость.

AWESOME! NICE LOVED LOL FUNNY FAIL! OMG! EW!

3 шедевра из музея Прадо

Творчество

3 шедевра из музея Прадо

20 ноября 2019 2 569 просмотров

Лиана Хазиахметова

Национальный музей Прадо отметил 200-летие. Из книги «Главное в истории искусств» рассказываем про три картины, которые хранятся в мадридском музее.

Крестный путь, Рафаэль

Рафаэль известен непревзойденным мастерством в изображении людей и разнообразием художественных интересов. Джорджо Вазари в 1550 г. назвал его «королем художников». Термин выдержал проверку временем и не утратил актуальности.

Эта картина, также известная как Lo Spasimo («мучение»), изображает Христа несущим крест на Голгофу. Когда Христос спотыкается под тяжестью креста, Мария падает на колени и протягивает ему руку. Так Рафаэль показывает, что она сопереживает боли Христа. Обмен героев взглядами передает множество эмоций.

Благодаря ярким цветам и плавным контурам этот убедительный образ одновременно и реалистичен, и идеален. Толпа на переднем плане уравновешена действием, изображенным на дальнем плане.

Левая и правая стороны также композиционно уравновешены: слева могучий Симон Киринеянин, решительно поднимающий крест, а справа плачущие женщины позади Девы Марии.

Картина была заказана монастырем Санта-Мария-дель-Спасимо в сицилийском Палермо. Корабль, везший ее из Рима, утонул, но картина чудесным образом достигла порта Генуи: она была в футляре и не пострадала от воды. Среди картин Рафаэля наиболее известны великолепные Мадонны и большие фрески Станца делла Сеньятура Ватикана. Он был одним из самых знаменитых художников Высокого Возрождения.

Менины, Диего Веласкес

Диего Веласкес (1599–1660), которого часто называют «художником из художников», был одним из самых востребованных живописцев своего времени. Он вдохновлялся творчеством Караваджо, был и знатоком искусства прошлого. Его живые и непосредственные картины роскошны и лаконичны; их правдивость необычна для испанских королевских кругов.

«Менины» — таинственный королевский портрет, изображающий мастерскую Веласкеса в королевском дворце. Девочке с золотыми волосами, инфанте Маргарите, дочери Филиппа IV, короля Испании, и Марианны Австрийской, тогда было 5 лет. Она одета в пышное громоздкое платье и окружена фрейлинами (менинами).

Одна из них, стоя на коленях, предлагает ей напиток, другая присела в реверансе. Рядом двое карликов: Мария Барбола и Николао де Пертусато, игриво толкающий ногой сонного мастифа. Королевский камергер дон Хосе Нието остановился на ступеньках в задней части комнаты, придерживая занавес, чтобы в помещение попадал свет.

Король и королева, отраженные в зеркале, находятся как будто рядом со зрителем. На единственном автопортрете Веласкес поместил себя рядом с королевской семьей, в придворном костюме, перед своим холстом. На его груди красный крест ордена Св. Якова, который он получил по окончании картины.

Говорят, король приказал добавить на нее крест после смерти Веласкеса.

Третье мая 1808 года в Мадриде, Франсиско Гойя

Франсиско Гойя (1746–1828) создал таинственные и яркие картины, запечатлев трудности и опасности жизни в Испании XVIII и XIX вв., что оказало большое влияние на его последователей.

2 мая 1808 г. армия Наполеона вошла в Мадрид, жители города восстали против вторжения. В наказание на следующий день французские солдаты арестовали и расстреляли сотни испанцев.

В центре картины Гойя изобразил испанского рабочего на коленях перед рядом солдат, с руками, раскинутыми, как у распятого Христа. Правая рука отмечена стигмой, напоминающей раны на теле Христа.

Фонарь на земле — единственный источник света, который усиливает драматизм происходящего, создавая длинные темные тени и яркие пятна света.

На переднем плане художник изобразил окровавленные трупы — тела мужчин, которые отдали жизни за свой город. Рядом с крестьянами изображен францисканский монах, стоящий на коленях и облаченный в серое.

Он не был участником восстания, но его все равно арестовали французские солдаты — так Гойя показывает их мстительность и жестокость. Одетые в серые шинели и киверы, с саблями, они в упор целятся в испанцев.

Солдаты обращены спиной к зрителям, поэтому остаются обезличенными — этим Гойя показывает то, что их личность исчезает при необходимости повиноваться приказам. Мрачный колорит в сочетании с яркими пятнами света усиливает ужас происходящего.

Из книги «Главное в истории искусств»

Партизаны спаслись ценой жизни младенца

Когда-то мне довелось прочитать военный рассказ некоего советского писателя, буквально потрясший все мои внутренние мироосновы. Так себе рассказик, достаточно примитивный набор затасканных героических штампов. Но почему он так врезался в мою память?

Вот его незамысловатый сюжет. Партизанский отряд пробирается во вражеском тылу через леса и болота, уходя от превосходящих сил противника. Малейший звук может выдать немецким карателям местоположение партизан. Поэтому, как положено, всё оружие и амуниция упакованы так, чтобы ничто не звякнуло и не брякнуло. Копыта лошадей обмотаны тряпками, морды стянуты ремнями… Колёса обозных телег щедро смазаны.

Среди бойцов отряда – молодая женщина с младенцем на руках. И вдруг в хрупкой лесной тишине раздается пронзительный плач малыша. Известно, дитя не разумеет. Сейчас немцы услышат младенческий крик, обнаружат отряд – и партизаны будут уничтожены. Что делать?

И молодая мать опускает своего первенца прямо в болотную жижу и держит там, пока захлебнувшееся дитя не умолкает навек.

Не знаю, какой реакции ожидал от читателей автор этой чудовищной истории. Наверное, какого-то такого отстранённо-запредельного восхищения подвигом матери, убившей своё дитя ради спасения боевых товарищей. Тем более, что далее горячо описывается, как партизанский отряд, вышедший из окружения, громит фашистские подразделения, расстреливает полицаев и других предателей родины, поджигает комендатуры и пускает под откос поезда.

Только зачем всё это теперь: ведь невинной младенческой жизни, положенной родной матерью собственными руками на жуткий жертвенник войны, уже не вернуть…

А иначе ради чего и кого была вся эта война, весь этот массовый героизм и эта Великая Победа?

Как-то давным-давно, ещё в первые годы моего первого брака, моя молодая супруга, насмотревшись фильмов про войну, вдруг сказала мне: «Ты знаешь, никак не могу поверить в то, что человек может вынести такие пытки и никого не выдать. Я бы сразу выдала всех».

Я обиделся и требовательно спросил: «Что, и меня тоже?» Жена подумала и осторожно ответила: насчёт тебя, мол, не знаю, наверное бы, не сразу. Потом мы вместе посмеялись над этой историей и позабыли о ней

Капричос (Los Caprichos) (1797-1799). Серия гравюр

серия офортов Капричос. Лист 1. Гойя Лусиентес, художник
серия офортов Капричос. Лист 2. Они говорят ‘да’ и протягивают руку первому встречному
серия офортов Капричос. Лист 3. Тихо, бука идёт
серия офортов Капричос. Лист 4. Маменькин сынок
серия офортов Капричос. Лист 5. Один другого стоят
серия офортов Капричос. Лист 6. Никто ничего не знает
серия офортов Капричос. Лист 7. Даже так близко он ничего не разглядит
серия офортов Капричос. Лист 8. Её похитили
серия офортов Капричос. Лист 9. Тантал
серия офортов Капричос. Лист 10. Любовь и смерть
серия офортов Капричос. Лист 11. За дело, ребята
серия офортов Капричос. Лист 12. Охота за зубами
серия офортов Капричос. Лист 13. Горячо
серия офортов Капричос. Лист 14. Какая жертва
серия офортов Капричос. Лист 15. Добрые советы
серия офортов Капричос. Лист 16. Да простит её Бог, это была её мать
серия офортов Капричос. Лист 17. Он хорошо натянут
серия офортов Капричос. Лист 18. А у него сгорает дом
серия офортов Капричос. Лист 19. Все погибнут
серия офортов Капричос. Лист 20. Вот они и ощипаны
серия офортов Капричос. Лист 21. Как её ощипывают
серия офортов Капричос. Лист 22. Бедняжки
серия офортов Капричос. Лист 23. Из той пыли…
серия офортов Капричос. Лист 24. Ничто не поможет
серия офортов Капричос. Лист 25. Ведь он разбил кувшин
серия офортов Капричос. Лист 26. У них уже есть на что сесть
серия офортов Капричос. Лист 27. Кто более предан
серия офортов Капричос. Лист 28. Никому ни слова
серия офортов Капричос. Лист 29. Люди называют это чтением
серия офортов Капричос. Лист 30. Зачем их прятать
серия офортов Капричос. Лист 31. Она молится на неё
серия офортов Капричос. Лист 32. Потому что она была слишком чувствительна
серия офортов Капричос. Лист 33. Для пфальцграфа
серия офортов Капричос. Лист 34. Их одолевает сон
серия офортов Капричос. Лист 35. Она его гладко бреет
серия офортов Капричос. Лист 36. Ужасная ночь
серия офортов Капричос. Лист 37. А не умнее ли ученик
серия офортов Капричос. Лист 38. Брависсимо
серия офортов Капричос. Лист 39. До третьего колена
серия офортов Капричос. Лист 40. От какой болезни он умрёт
серия офортов Капричос. Лист 41. Точь-в-точь
серия офортов Капричос. Лист 42. Ты, которому невмоготу…
серия офортов Капричос. Лист 43. Сон разума рождает чудовищ
серия офортов Капричос. Лист 44. Тонко прядут
серия офортов Капричос. Лист 45. Из многого можно высасывать
серия офортов Капричос. Лист 46. Выговор
серия офортов Капричос. Лист 47. Подношение учителю
серия офортов Капричос. Лист 48. Наушники
серия офортов Капричос. Лист 49. Маленькие домовые
серия офортов Капричос. Лист 50. Сурки
серия офортов Капричос. Лист 51. Прихорашиваются
серия офортов Капричос. Лист 52. Чего не сделает портной
серия офортов Капричос. Лист 53. Какой златоуст
серия офортов Капричос. Лист 54. Стыдливый
серия офортов Капричос. Лист 55. До самой смерти
серия офортов Капричос. Лист 56. Вверх и вниз
серия офортов Капричос. Лист 57. Родословная
серия офортов Капричос. Лист 58. Глотай, собака
серия офортов Капричос. Лист 59. Они всё ещё не уходят
серия офортов Капричос. Лист 60. Первые опыты
серия офортов Капричос. Лист 61. Они взлетели
серия офортов Капричос. Лист 62. Невероятно
серия офортов Капричос. Лист 63. Смотри, какие важные персоны
серия офортов Капричос. Лист 64. Счастливого пути
серия офортов Капричос. Лист 65. Куда направляется маменька
серия офортов Капричос. Лист 66. Ну-ка, полегче
серия офортов Капричос. Лист 67. Погоди, тебя подмажут
серия офортов Капричос. Лист 68. Славная наставница
серия офортов Капричос. Лист 69. Поддувает
серия офортов Капричос. Лист 70. Благочестивое призвание
серия офортов Капричос. Лист 71. Когда начнёт светать, мы уйдём
серия офортов Капричос. Лист 72. Тебе не ускользнуть
серия офортов Капричос. Лист 73. Лучше бездельничать
серия офортов Капричос. Лист 74. Не кричи, дурочка
серия офортов Капричос. Лист 75. Неужели нас никто не развяжет
серия офортов Капричос. Лист 76. Поняли. Чтоб было по-моему. Эй. Слышите. А не то…
серия офортов Капричос. Лист 77. Один другого
серия офортов Капричос. Лист 78. Поторапливайся, они уже просыпаются
серия офортов Капричос. Лист 79. Никто нас не видел
серия офортов Капричос. Лист 80. Теперь пора

Гибель сына солнца

Почувствовав, что сила в руках возницы совсем не та, что обычно, животные рванулись вверх. Теперь их ничто не могло остановить. Фаэтон напрасно пытался натянуть поводья и остановить коней – они не слушались смертного, что сменил их хозяина-бога.

Колесница оказалась среди звёзд и мглы, и теперь жуткие чудовища появились перед Фаэтоном. С одной стороны громадный Рак едва не разрезал коней и колесницу клешнями, с другого направления грозно поднимал свой хвост кошмарный Скорпион.

Йозеф Хайнц Старший «Падение Фаэтона», 1596 годМестонахождение: Городской художественный музей Лейпцига, Германия

Теперь испуганные лошади бросились вниз. Пламя от них охватило пламенем Фаэтона. Словно горящий факел, он падал вниз. Кони сбросили его, и тело юноши упало в волны реки Эридан, находившейся вдалеке от его родины.

Местные нимфы, огорчённые гибелью прекрасного Фаэтона, омыли его тело и похоронили неподалёку от Эридана. Скорби Гелиоса не было предела. Несколько дней солнце не появлялось на небосводе, ведь его бог не мог прийти в себя от отчаяния из-за потери любимого сына.

Джордж Стаббс «Падение Фаэтона», 1777 годМестонахождение: Солтрам Хаус, Плимптон, Англия

Предание о Фаэтоне, вероятно, открывает нам историю катастрофы, произошедшей в далёкой древности. Горящий факел, падающий с неба, несколько дней без солнца в небе – всё это указывает на какой-то глобальный катаклизм, который люди того времени пытались объяснить по-своему. Результатом размышлений и анализа ситуации со стороны мифологии стало именно такое яркое и драматичное сказание.

На обложке: Фаэтон в солнечной колеснице / Vanessa Leung / vanessaleung.artstation.com

Каннибалы, спекулянты и партийные бонзы

В блокадном Ленинграде также принялись за людей, когда приели всех собак, кошек и крыс. И никакие расстрелы на месте, военные патрули, а также плакатные идеологемы не смогли полностью ликвидировать каннибализма, так же, как и спекуляций хлебными карточками и чудовищного обжорства местных партийных бонз во главе с членом ЦК товарищем Ждановым деликатесами, доставлявшимися по так называемой Дороге жизни специально для вождей.

Точное число погибших в блокаду, говорят, до сих пор не определено. По одним данным, общее число жертв составило 600 тысяч, по другим – в два с лишним раза больше. А сколько там погибло невинных детей, сколько ослабевших блокадников были съедены своими обезумевшими от нечеловеческих испытаний земляками, сколько и каких состояний сколотили за период блокады местные хлебные спекулянты – неизвестно никому.

Но когда год назад российский телеканал «Дождь» попытался задать своим зрителям вопрос, просто  вопрос: была ли, дескать, стратегическая необходимость такой чудовищной ценой удерживать Ленинград, – канал едва не сровняли с землёй.

Как же – ведь это город Ленина, город-символ, а русские не сдаются… И вообще ваш вопрос оскорбляет чувства фронтовиков и блокадников… И вы хотите пересмотреть итоги войны… И жаль, конечно, что вас нельзя расстрелять…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector