Латеранская базилика
Содержание:
- Внутренний интерьер
- Церкви-близнецы Санта Мария ди Монтесано и Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria di Montesano e Santa Maria dei Miracoli)
- Римские реликвии, почитаемые православными
- Как добраться паломникам
- Как добраться до базилики Сан Джованни ин Латерано в Риме
- Ранняя Церковь
- Интерьер
- Архитектура
- Современный облик
- Музей при соборе
- Произведения искусства
- Архитектура и интерьер базилики
- Сикстинская капелла Ватикана
- Интерьер
- Святая лестница
- Архитектура и внутреннее убранство Латеранской базилики
- Внутренний интерьер
- Собор святого Петра в Риме: история
- Места
- Часовни
- Пантеон (Pantheon), церковь Санта-Мария «У мучеников» (Santa Maria ad Martyres, Santa Maria della Rotonda)
- Монастырь
- Церковь сегодня
Внутренний интерьер
У каждой пиляcтpы центрального нeфа помещены статуи 12 апостолов. В пepвом пpaвом нeфe похоронeн папа Сильвeстр II. Ha мозаике aпcиды изoбpaжeно чудо явления Христа вo врeмя oсвящения церкви.
В самом храме похоронены шесть пап:
- Александр III
- Сергий IV
- Климент XIII
- Мартин V
- Иннокентий III
- Лев XIII
После Льва XIII, римских пап хоронили в соборе Святого Петра.
Стeны трансепта yкpашeны фресками (XVI в.), нa кoтopыx изoбpaжeны сцeны из жизни импepатора Константина.
В южном рукавe трансепта наверху можно увидеть самый большой и самый древний орган XVI вeка из позолоченного резного дeрeва, a нaпротив, слeвa, находится алтарь Святыx таинств. Из золоченой бронзы cдeлaн и баpeльeф «Тайная вечеря» Кавалeра д’Арпино.
Одна из дверей слева, ведет в чудесный и очень гармоничный дворик. Это шедевр XIII века, проектировал архитектор Вассаллетто, а украшен он мозаикой работы известных римских мраморщиков семьи Космати.
Церкви-близнецы Санта Мария ди Монтесано и Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria di Montesano e Santa Maria dei Miracoli)
С южной стороны площади, напротив арки Порта-дель-Пополо выделяются два храма-близнеца: Santa Maria dei Miracoli и Santa Maria in Montesanto, построенные по проекту архитектора К. Райнальди в XVII веке
Здания расположены зеркально и являются важной частью общего архитектурного ансамбля площади. Они невероятно похожи, однако, если посмотреть на них очень внимательно (а особенно если увидеть их в плане), то можно заметить, что Санта-Мария-деи-Мираколи круглая, а Санта-Мария-ин-Монтесанто – овальная
Это связано с тем, что архитектору нужно было как-то уместить здание в комплекс уже существовавших строений.
Адрес: Piazza del Popolo
Церкви-близнецы мы увидим в самом начале аудиоэкскурсии «Монументальный и уютный Рим
Римские реликвии, почитаемые православными
Сегодня Рим известен как столица католического мира. Но этот город гораздо старше, чем сама Католическая церковь, и его значение для всего христианского мира гораздо больше и важнее, чем может показаться. Ведь еще задолго до того, как произошло разделение церквей на Католическую и Православную (а произошло это трагическое событие в 1054 году) Рим являлся древней колыбелью всего христианства. Именно в Риме проповедовали святые апостолы Петр и Павел, именно в нем они страдали и приняли мученическую смерть. Во времена гонений Рим явил миру бесчисленное количество христианских мучеников. А позже, после легализации христианства при императоре Константине Великом, именно здесь стали вырастать великолепные христианские церкви и базилики, ставшие образцами для более поздних сооружений. Неудивительно, что сегодня в Риме хранится великое множество общехристианских реликвий, которые почитаются как католиками, так и православными.
Как добраться паломникам
Адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano, Ватикан
Храм виден почти из любой точки исторического центра Рима, ведь это самое высокое здание: строить дома выше издавна запрещено. Близ площади св. Петра находится станция метро Ottaviano. Можно добираться также такси.
В большинстве католических церквей нет особых требований к внешнему виду входящих, да и на площади св. Петра не возбраняется быть одетым, как угодно. Однако при входе существуют некоторые правила:
- исключить открытую обувь типа сланцев;
- женщинам не рекомендуется быть в чрезмерно открытой одежде; то же касается маек, шорт мужчин, а также шляп.
А вот требования покрывать голову для женщин, обычного для православных, на сайтах туристических агентств, организующих экскурсии, нет.
Как добраться до базилики Сан Джованни ин Латерано в Риме
Базилика расположена в удобном месте в центре Вечного Города, поэтому добраться до нее не сложно:
- Если идти от Колизея, то до Латеранского собора можно дойти буквально за 15-20 минут, прямо по улице Via di San Giovanni in Laterano.
- Другой способ — воспользоваться метрополитеном. В этом случае нужно по линии А доехать до станции San Giovanni. Базилика находиться сразу за древней окружной стеной, которую хорошо видно сразу при выходе на улицу.
Возможно Вас заинтересует:
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (27)
- Сады и парки (6)
- Археологические памятники (28)
- Районы и кварталы (11)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (11)
- Памятники и обелиски (8)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Ранняя Церковь
Папской кафедры , наличие которых оказывает archbasilica собор Рима, находится в апсиде . Оформление выполнено в космическом стиле.
Папа Сильвестр I председательствовал на официальном освящении базилики и прилегающего к ней Латеранского дворца в 324 году, изменив название с Domus Fausta на Domus Dei («Дом Бога») с посвящением Христу Спасителю ( Christo Salvatori ).
Когда собор стал символом епископальной власти, папский собор был помещен в его интерьер, что сделало его собором Папы как епископа Рима.
Когда Григорий Великий отправил григорианскую миссию в Англию под руководством Августина Кентерберийского , некоторые оригинальные церкви в Кентербери взяли за образец римский план, посвятив церковь как Христу, так и святому Павлу за стенами города. Название церкви «Церковь Христа», столь распространенное сегодня для церквей по всему миру в англоязычных англиканских контекстах, первоначально произошло от этой римской церкви, являвшейся центральным элементом до-средневековой христианской идентичности.
Интерьер
Базилика Сан-Джованни ин Латерано поражает и завораживает красотой внутреннего убранства. Ценнейшие мозаики, времен императора Константина сохранились в апсиде храма. Раннехристианские мученики со свитками в руках, а также лик Иисуса, возвышающегося над ними, выполнены в византийской манере. В XIII веке мозаики подвергались реставрации Якомо Торитти (Giacomo Torriti). Мастер добавил к древним рисункам символы ордена Францисканцев.
Кафедра папы римского находится под сводом апсиды. Драгоценные порфировые столбы и яркая византийская мозаика служат торжественными декорациями для проповедей понтификов. Над центральным алтарем храма в кевории хранятся древние христианские реликвии – головы апостолов Петра и Павла.
Неф храма поражает своим богатым убранством. Мозаичные полы испещрены контрастными кругами и квадратами, столь характерными для стиля косматеско. Колоны нефа облицованы нумидийским мрамором. Белоснежные плиты украшены декоративной резьбой и эмблемами понтификов. Много сил на восстановление нефа в XVII столетии положил Борромини. Особого внимания стоит отреставрированный деревянный потолок нефа, декорированы кессонными орнаментами. В центре богатого резного потолка красуется панель с гербом папы Пия V. Между мраморными колоннами в XVII-XVIII веках были установлены статуи и картины, изображающие апостолов.
В нефе Сан-Джованни ин Латерано можно наблюдать частично сохранившуюся фреску, изображающую папу Бонифация III. Автором этой искусной работы принято считать великого Джотто (Giotto di Bondone).
Капелла святой Марии Успенской (Capella S. Maria Assunta) появилась в XVIII веке, чтобы вместить в себя гробницу кардинала Джулио Аквавия, умершего в XVI столетии. Другая часовня посвящена мученику Иоанну Непомуцкому (San Giovanni Nepomuceno). Она была создана в XIX веке и отличается богатым убранством: алтарь, инкрустированный полудрагоценными камнями, скульптуры, икона «Снятие с креста».
https://www.youtube.com/watch?v=8l8oUUx4-8oVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: В алтаре базилики Сан-Джованни (https://www.youtube.com/watch?v=8l8oUUx4-8o)
Капелла Массимо (Massimo) была спроектирована архитектором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta) в XVI веке. Основная реликвия часовни – полотно «Распятие Христа». Есть капелла, освящена в честь Иоанна Богослова. Она украшена фреской с изображением святого Иоанна, которому явилось видение Непорочной девы. В капелле находится гробница португальского кардинала Антонио Мартинеса де Чавеса (Antonio Martinez de Chavez), умершего в XV веке.
Архитектура
Трансепт
Возникший около года трансепт принадлежит Джакомо делла Порта и Джузеппе Чезари . По обеим сторонам находится орган, слева — орган Святого Причастия, а справа — орган Луки Блази, старейшего в Риме. Есть эпизоды из жизни Константина, написанные Орацио Джентилески , Чезаре Неббиа , Джузеппе Чезари и Пэрис Ногари .
Часовни
- Часовня Корсини: расположена слева от нефа, часовня была заказана семьей Корсини от Алессандро Галилея , освящена в 1735 году и посвящена святому Андре Корсини .
- Часовня Торлонии: увенчана кессонным сводом работы Квинтилиано Раймонди.
- Часовня Массимо: Фаутина Массимо получает в году право Пия IV построить часовню для своей семьи. Это сделал Джакомо делла Порта между и 1570 годами .
Монастырь
Монастырь был преобразован XIII — го века при папе Григорию IX и сказал семье каменщиков Vassalletto. Копия колодца в центре относится к периоду Каролингов .
Баптистерий
Отдельно от базилики началось в начале III — го века, баптистерий был переработан под Сикста III в его нынешнем виде восьмиугольной поддерживаемого восемью колоннами в порфира .
Гробницы и реликвии
- Верхняя часть стола, который должен был быть столом Тайной вечери , в северном трансепте, над колоннами храма Юпитера Капитолийского.
- Головы (головные мощи) Святых Петра и Павла Тарсского перенесены на2 марта 1370 г.Папой Урбаном V в кибории базилики.
- Реликвии Благословенного Иннокентия V
- Могила Папы Льва XIII
- Могила Папы Сильвестра II
- Могила Мартина V
Современный облик
Свой нынешний облик церковь получила во время реставрации 1475—1505-го под руководством архитектора Себастьяно Мариани да Лугано.
Тогда к оригинальному зданию, построенному в форме базилики, был добавлен простой кирпичный фасад в стиле поздней готики с малым количеством декораций и плавными изгибами сверху.
Чуть в стороне стоит небольшая колокольня с тремя видимыми колоколами – она была построена на месте другой, снесенной в 1826-м году.
Внутреннее убранство храма украшено картинами Чима да Конельяно и Альвизе и Бартолемео Виварини, которые были отреставрированы в 1990-х годах.
Музей при соборе
Неподалеку от базилики находится музей, вобравший в себя немало реликвий. Немало здесь религий и священных. Удивительным является то, какому временному промежутку соответствуют экспонаты, ведь речь идет о произведениях XI-XIX века. В числе основных можно обозначить следующие:
- крест, датированный XIII в.;
- плащ св. Иоанна Богослова в ларце;
- останки мучеников;
- гобелены;
- выполненные на основе чаши и кубки.
Особая роль отводится папе Иоанну Павлу II в судьбе музея. Его усилия были ориентированы на восстановление исторической значимости этой базилики Рима. Они оправдали себя, ведь и по сей день она является одним из мест, пользующихся наибольшей посещаемостью в Риме. Несмотря на то, что в этом городе имеется масса всевозможных достопримечательностей, базилики Рима не утрачивают своей особой популярности.
Базилика Сан Джованни ин Латерано
Неспроста мы акцентируем внимание на значимости этой базилики, ведь не случайно появилась надпись на ее входе, гласящая, что это – «мать церквей в Риме». Ежегодно католики из разных точек мира стремятся посетить стены именно этой базилики Рима, отмечая, тем самым, ее освящение
Вечный покой здесь обрело шестеро пап. Эта особенность наделяет место особой духовностью. Чтобы прочувствовать эту атмосферу, следует обязательно посетить его, пребывая в Риме. Лучше, если время посещения придется на промежуток с 10 до 17 часов – именно тогда открыт и музей, и залы базилики.
Орган внутри базилики Сан Джованни ин Латерано
Совсем не зря Рим признан одним из самых красивых в мире городов, и эта базилика, будучи своеобразной жемчужиной в нем, является очередным тому подтверждением.
Произведения искусства
Во внутреннем помещении живопись начинается с южной стены слева от первой капеллы, а именно с триптиха работы Франческо Биссоло и «Мадонны со святыми» Бартоломео Виварини.
Между ними, над исповедальней, стоит небольшая византийская икона Мадонны.
Слева от барельефа над входом в ризницу находятся «Воскресение» Альвизе Виварини (1498) и «Константин и св. Елена» Чимы да Конельяно (1502).
Кисти Чимы также принадлежит главный живописный шедевр церкви — «Крещение Христа» (1494).
На стене левого придела находится небольшая картина «Голова Спасителя» Альвизе Виварини, а справа от второй капеллы — «Мадонна с младенцем» Бартоломео Виварини.
Слева от алтаря, в капелле Джустиниани, вы увидите произведения Пьетро Ломбардо и его школы.
Позади церкви два ренессансных клуатра, (есть еще третий дворик с огородом, но он закрыт для публики)
Крестильная купель Вивальди
Часовня слева от церкви примечательна огромной изысканно украшенной купелью 15-го века – той самой, в которой крестили Вивальди.
Ученые считают, что семья композитора в те годы жила рядом с церковью. В день, когда родился Вивальди, в Венеции случилось землетрясение, и повитухи, решив, что ребенок не выживет, срочно окрестили его в ближайшей церкви.
Мощи св. Иоанна Милостивого
Святой Иоанн Милостивый был известен своим кротким отношением к людям.
Однажды святитель вынужден был за какую-то провинность отлучить от Церкви одного клирика. Провинившийся озлобился на Патриарха. Святитель хотел призвать его для беседы и забыл об этом. Во время совершения Божественной литургии святой вспомнил слова Евангелия: когда приносишь свой дар на алтарь и вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, – оставь дар свой и прежде помирись с братом твоим (Мф. 5, 23 – 24). Святитель вышел из алтаря, призвал к себе провинившегося клирика и, пав перед ним на колени, всенародно просил прощения. Потрясенный клирик раскаялся в содеянном и впоследствии стал благочестивым священником.
Архитектура и интерьер базилики
«Визитной карточкой» архитектурного облика любого храма является главный фасад. У базилики на Латеранском холме он выполнен в виде портика, опирающегося на монументальные опоры. Строгий фасад оживляет балюстрада в барочном стиле, над которой возвышаются 7-метровые изваяния Христа, Иоанна Евангелиста, Иоанна Крестителя и Учителей Церкви.
Скульптурная группа над главным входом в Базилику
Между мощными колоннами расположены 5 входов в церковь с лоджиями над ними. Один из входов – крайний справа – называется Святыми Вратами и открывается только в юбилейные годы. Тимпан портика украшен мозаикой с изображением Христа, перенесенной из базилики-предшественницы. Пол внутренних помещений – тоже ее «наследство», он был выполнен в XIII веке мастерами из семейства Космати, также как и примыкающий к храму клуатр с красивыми витыми колоннами. В храме сохранились и более старинные детали, например, мраморные, бронзовые и гранитные колонны, датируемые IV веком. В прямоугольной нише на левой стороне фасада установлена старинная статуя императора Константина древнеримского периода. Бронзовые створки дверей главного входа еще древнее – они были созданы в III веке для Курии Юлия в Римском Форуме, откуда в XVI веке были взяты для украшения базилики святого Иоанна Латеранского.
Интерьер Базилики святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме
Пятинефная базилика имеет богатейшее внутреннее убранство. Потолок главного нефа поддержан кессонами, а своды боковых нефов выполнены в виде куполов. Роспись потолка предположительно принадлежит Пирро Лигорио. Великолепный орган XVI века расположен в северном трансепте церкви. В южном трансепте расположен большой алтарь под готическим балдахином XIV века. Барочный киворий-дароносительница алтаря инкрустирован драгоценными камнями.
Алтарь с древним балдахином над ним
В апсиде находится папская кафедра, свод над ней украшен мозаикой, изображающей святого духа, крест и святых. Дизайн внутренних помещений храма был выполнен в XVI веке Франческо Борромини и с тех пор мало изменился. В XVIII веке убранство церкви пополнилось рядом скульптур, изображающих апостолов, пророков и святых.
Сикстинская капелла Ватикана
Cappella Sistina
«Драгоценная шкатулка» Ватикана, бывшая домовая церковь. Помещение украшено фресками Боттичелли, Пинтуриккьо, свод расписан Микеланджело. В настоящее время Сикстинская капелла входит в число музеев Ватикана. В роскошном помещении собираются ватиканские Конклавы для выбора верховного понтифика.
Часы работы с понедельника по субботу с 9:00 до 18:00 (вход не позднее 16:00), последнее воскресенье каждого месяца – с 9:00 до 14:00 (вход не позднее 12:30). Заказать экскурсию в капеллу и другие музеи Ватикана можно по этой ссылке.
Вход € 17. Фотографировать запрещено.
Адрес: Citta del Vaticano 1, 00120. Станция метро Ottaviano.
Интерьер
Внутреннее пространство базилики Сан Джованни, а Порта Латина разделено на три нефа. Два ряда по пять колонн из разного мрамора украшены капителями ионического ордера, на которые опираются полукруглые арки. Выше находятся оконные проемы, дающие свет в дневное время суток. Конструкция деревянной крыши выставлена напоказ, потолок сняли во время реставрации XX века.
Центральный неф заканчивается полукруглой апсидой, имеющей снаружи форму усеченного шестиугольника. На каждой из трех граней — удлиненный арочный проем, «застекленный» пластинами из полупрозрачного медово-желтого оникса, наполняющего церковь золотистым светом. В центральном окне установлено деревянное Распятие, фигуры Мадонны и святого Иоанна работы мастеров ремесленной школы из Валь-Гардены. Апсидальная фреска выполнена между XVI и XVII вв. Кавальером д’Арпино, как называли итальянского живописца-маньериста Джузеппе Чезари. Главный алтарь декорирован резным полуабстрактным изображением виноградной лозы.
Роспись апсиды, Rabax63
Боковые нефы завершаются небольшими второстепенными апсидами. Левая украшена серафимом на золотом фоне и окружена орнаментом из цветов и птиц. Правая посвящена Богородице, здесь можно увидеть средневековую фреску, изображающую Мадонну с Младенцем. На стенах боковых нефов просматриваются фрагменты древних росписей.
Рядом с алтарем сохранились остатки напольного мозаичного покрытия с геометрическим рисунком, выполненным в стиле косматеско. Незамысловатый орнамент из красного и зеленого порфира, чередующегося с белым мрамором, характеризуется периодом до XII века.
Реставрации 1940—1941 гг. привели к открытию цикла уникальных древних фресок, дающих представление о средневековом искусстве Рима. Росписи центрального нефа представляют 46 сцен из Ветхого и Нового Завета, от сотворения мира до славы Нового Иерусалима. Предполагается, что они были выполнены несколькими живописцами под руководством одного мастера.
На амвоне (специальном возвышении, предназначенном для чтения проповедей) находится черепица древней крыши с печатью эпохи Теодориха Великого, короля Италии с 493 по 526 гг. Она может свидетельствовать о том, что церковь была построена при папе римском Геласии I, понтификат которого приходится на 492–496 гг. Хотя не исключается, что черепица могла использоваться повторно.
Интерьер базилики Сан Джованни у Латинских ворот, Rabax63
Режим работы
Базилика Сан Джованни, а Порта Латина открыта ежедневно с 07:30 до 18:00, перерыв — с 12:30 до 15:00.
Свадебный офис работает в среду-пятницу с 16:00 до 18:00, в субботу — дополнительно с 10:00 до 12:30. Возможные часы свадебных торжеств — 10:00, 12:00, 16:00.
Святые мессы проводятся в часовне расположенного рядом миссионерского колледжа Розмини. В будние дни — в 06:45, в воскресенье и праздники — в 10:00—11:30.
Святая лестница
Scala Санкт
Святая лестница , или Святой Лестницы, белые мраморные ступени заключенных в деревянных. Они образуют лестницу, которая когда-то вела к преторию Понтия Пилата в Иерусалиме и, следовательно, была освящена стопами Иисуса Христа во время Его Страстей . Мраморная лестница просматривается через отверстия в деревянных подступенках. Их перевод из Иерусалима в Латеранском дворце в 4 — м веке зачисляется Санкт Императрицы Елены , мать тогдашнего императора Константина I . В 1589 году папа Сикст V перенес ступени на их нынешнее место перед древней небной часовней под названием Sancta Sanctorum . Ферра Фензони завершил несколько фресок на стенах.
Архитектура и внутреннее убранство Латеранской базилики
Здание, которое мы можем увидеть сегодня на Целии, представляет собой смешение архитектурных стилей разных периодов. Латеранская базилика многократно перестраивалась, меняя свой внешний вид. Серьезное влияние на формирование облика одного из самых знаменитых соборов Европы оказали такие мастера как Доменико Фонтана, принимавший непосредственное участие в крупнейшей реконструкции собора во второй половине XVI века, Франческо Барромини, добавивший в архитектуру здания элементы стиля барокко, а также Алессандро Галилеи, благодаря которому появился роскошный фасад и, венчающие его, грандиозные скульптуры религиозной тематики.
Внутреннее убранство базилики поражает своим великолепием и роскошью. В центральном нефе по обе стороны можно увидеть грандиозные по своим размерам и исполнению монументальные статуи апостолов, над которыми работали знаменитые итальянские скульпторы конца XVII века.
Над главным алтарем возвышается киворий, датированный XIV веком, хранящий одну из важнейших святынь базилики Сан Джованни ин Латерано — реликварий, где помещены мощи Святых апостолов Петра и Павла.
Кроме этого, особую ценность представляет собой апсида центрального нефа, расположенная непосредственно за главным алтарем. Свод украшен потрясающей мозаикой, выполненной во второй трети XIII века в византийском стиле. В верхней части на голубом фоне можно увидеть изображение Иисуса Христа в окружении ангелов, а ниже — фигуры апостолов Петра и Павла, Франциска Ассизского, Пресвятой Богородицы, а также других библейских персонажей. Здесь же находится кафедра Папы Римского.
Внутренний интерьер
У каждой пиляcтpы центрального нeфа помещены статуи 12 апостолов. В пepвом пpaвом нeфe похоронeн папа Сильвeстр II. Ha мозаике aпcиды изoбpaжeно чудо явления Христа вo врeмя oсвящения церкви.
В самом храме похоронены шесть пап:
- Александр III
- Сергий IV
- Климент XIII
- Мартин V
- Иннокентий III
- Лев XIII
После Льва XIII, римских пап хоронили в соборе Святого Петра.
Стeны трансепта yкpашeны фресками (XVI в.), нa кoтopыx изoбpaжeны сцeны из жизни импepатора Константина.
В южном рукавe трансепта наверху можно увидеть самый большой и самый древний орган XVI вeка из позолоченного резного дeрeва, a нaпротив, слeвa, находится алтарь Святыx таинств. Из золоченой бронзы cдeлaн и баpeльeф «Тайная вечеря» Кавалeра д’Арпино.
Одна из дверей слева, ведет в чудесный и очень гармоничный дворик. Это шедевр XIII века, проектировал архитектор Вассаллетто, а украшен он мозаикой работы известных римских мраморщиков семьи Космати. » alt=»»>
Собор святого Петра в Риме: история
Некогда здесь, на Ватиканском холме, был цирк, построенный для римского императора Нерона. Сюда для казни десятками приводили последователей нового, странного язычникам учения – христианства. 12 июля 66 г. сюда привели еще одного узника – еврея Симона Петра, приговоренного к самой страшной казни, распятию. Удивив стражу, он просил умножить свои страдания, повесив его вниз головой. Отрекшийся от Господа, посвятивший жизнь покаянию, он не считал себя достойным смерти по подобию Христа.
Собор святого апостола Петра в Риме
Такова история места, где находится теперь сердце католического мира и святыня для православных – Собор, посвященный одному из первоверховных Апостолов. Сейчас площадь, где находится храм, также носит имя Апостола. Это духовный центр самого маленького государства мира – Ватикана (площадь его чуть менее 0,5 га, а живет здесь 1000 человек).
Считается, что св. Петра погребли на месте мученической кончины. Могила его почиталась римскими христианами несколько столетий. Сюда приходили ночью, опасаясь ареста, молились Апостолу, получая помощь. К IV в. уже прочной стала традиция воздвигать церкви на мощах мучеников. А потому, когда при Константине Великом христианство перестало быть гонимой верой, одним из первых христианских храмов Рима стала базилика на месте погребения честных останков Петра.
Места
Италия
Муниципалитеты
- Борго-Сан-Джованни , провинция Лоди, Ломбардия
- Кастель-Сан-Джованни , провинция Пьяченца, Эмилия-Романья
- Форново-Сан-Джованни , провинция Бергамо, Ломбардия
- Лусерна Сан-Джованни , провинция Турин, Пьемонт
- Монте-Сан-Джованни Кампано , провинция Фрозиноне, Лацио
- Монте-Сан-Джованни-ин-Сабина , провинция Риети, Лацио
- Мотта Сан-Джованни , провинция Реджо-ди-Калабрия, Калабрия
- Пенна-Сан-Джованни , провинция Мачерата, Марке
- Рокка Сан-Джованни , провинция Кьети, Абруццо
- Продажа Сан-Джованни , провинция Кунео, Пьемонт
- Сан-Джованни-а-Пиро , провинция Салерно, Кампания
- Сан-Джованни-аль-Натисоне , провинция Удине, Фриули-Венеция-Джулия
- Сан-Джованни Бьянко , провинция Бергамо, Ломбардия
- Сан-Джованни-дель-Доссо , провинция Мантуя, Ломбардия
- Сан-Джованни-ди-Джераче , провинция Реджо- ди- Калабрия, Калабрия
- Сан-Джованни-Близнецы , провинция Агридженто, Сицилия
- Сан-Джованни Иларионе , провинция Верона, Венето
- Сан-Джованни Инкарико , провинция Фрозиноне, Лацио
- Сан-Джованни-ин-Кроче , провинция Кремона, Ломбардия
- Сан-Джованни-ин-Фьоре , провинция Козенца, Калабрия
- Сан-Джованни-ин-Гальдо , провинция Кампобассо, Молизе
- Сан-Джованни-ин-Мариньяно , провинция Римини, Эмилия-Романья
- Сан-Джованни-ин-Персичето , провинция Болонья, Эмилия-Романья
- Сан-Джованни-ла-Пунта , провинция Катания, Сицилия
- Сан-Джованни Липиони , провинция Кьети, Абруццо
- Сан-Джованни Лупатото , провинция Верона, Венето
- Сан-Джованни-Ротондо , провинция Фоджа, Апулия
- Сан-Джованни Суэрджиу , провинция Карбония-Иглесиас, Сардиния
- Сан-Джованни-Театино , провинция Кьети, Абруццо
- Сан-Джованни Вальдарно , провинция Ареццо, Тоскана
- Сесто-Сан-Джованни , провинция Милан, Ломбардия
- Вилла Сан-Джованни , провинция Реджо-ди-Калабрия, Калабрия
- Вилла Сан-Джованни-ин-Туша , провинция Витербо, Лацио
Деревни и кварталы
- Сан-Джованни , муниципалитет Белладжио (Колорадо), Ломбардия
- Сан-Джованни , муниципалитет Кастелламонте (TO), Пьемонт
- Сан-Джованни , муниципалитет Мотта-ди-Ливенца (ТВ), Венето
- Сан-Джованни , муниципалитет Портоферрайо (LI), Тоскана
- Сан-Джованни , муниципалитет Сассари , Сардиния
- Сан-Джованни , в муниципалитете Соланья (VI), Венето
- Сан-Джованни-Апостоло , квартал города Палермо
- Сан-Джованни-а-Черрето , муниципалитет Кастельнуово-Берарденга (SI), Тоскана
- Сан-Джованни-а-Тедуччо , квартал Неаполя.
- Сан-Джованни-Чиленто , муниципалитет Стелла-Чиленто (ЮАР), Кампания
- Сан-Джованни д’Ассо , муниципалитет Монтальчино (SI), Тоскана
- Сан-Джованни-ди-Дуино , муниципалитет Дуино-Аурисина (TS), Фриули-Венеция-Джулия
- Сан-Джованни-ди-Синис , муниципалитет Кабрас (OR), Сардиния
- Сан-Джованни-ди-Валь д’Эра, муниципалитет Лаятико ( Италия ), Тоскана
- Сан-Джованни Монтебелло , в муниципалитете Джарре (Коннектикут), Сицилия
Часовни
В Сан-Джованни ин Латерано находится несколько часовен, каждая имеет собственное предназначение. Прогуляемся по ним?
Капелла святой Марии Успенской (Capella S. Maria Assunta), необходимость в ней возникла в XVIII веке. В эту капеллу поместили гробницу кардинала Джулио Аквавия, покинувшего этот мир в XVI столетии. Еще одна часовня появилась в базилике в честь мученика Иоанна Непомуцкого. Это одна из самых современных часовен в базилике, особенностью её является и одной из самых богатых. Невероятной ценности алтарь, инкрустированный драгоценными камнями, икона «Снятие с креста» и уникальные скульптуры.
В Сан-Джованни ин Латерано находится еще одна часовня Массимо, появление её связано с именем архитектора Джакомо делла Порта в XVI веке. В этом месте базилики можно увидеть ценное произведение искусства – полотно «Распятие Христа».
Также в базилике есть часовня в честь Иоанна Богослова. Реликвией, находящейся здесь, является гробница португальского кардинала Антонио Мартинеса де Чавеса (Antonio Martinez de Chavez), умершего в XV веке.
Пантеон (Pantheon), церковь Санта-Мария «У мучеников» (Santa Maria ad Martyres, Santa Maria della Rotonda)
Великолепный Пантеон является не только уникальным архитектурным и инженерным памятником античности, но и христианской церковью. Когда-то, еще в еще в 27 году до н.э., здесь было построено языческое святилище. Свой знаменитый архитектурный облик храм приобрел после перестройки во II веке. Именно тогда появился удивительный купол с отверстием («око Пантеона») и круглое здание – ротонда. До сих пор это грандиозное сооружение считают чудом инженерной мысли и шедевром античной архитектуры.
А в 609 году языческий «храм всех богов» превратился в церковь Божией Матери «У мучеников» (Santa Maria ad Martyres). Вероятно, благодаря этому он и уцелел до наших дней почти в неизмененном виде. Почему «У мучеников»? Название связано с тем, что из римских катакомб сюда были перевезены 28 телег с мощами святых мучеников. А в более поздние века Пантеон стал усыпальницей известных людей, среди которых – Рафаэль, первый король Объединенной Италии Витторио Эммануэле II и его сын Умберто I. Второе название церкви – Santa Maria della Rotonda – связано с круглой формой здания.
Адрес: Piazza della Rotonda
Режим работы: пн.-сб. 08.30-19.30, вс. 09.00-18.00.
Туристические посещения не разрешены во время церковных служб (в воскресные и праздничные дни в 10.30, по субботам в 17.00)
Об удивительной истории и уникальных особенностях древнего Пантеона – слушайте в аудиоэкскурсии “Сердце Рима“.
Монастырь
Монастырь монастыря Латеранской базилики считается одним из самых красивых в Риме и был построен между 1215 и 1232 годами, вероятно, семьей художников Вассаллетто. Аркады длиной около 36 м были оборудованы богато орнаментированными, частично витыми колоннами; они демонстрируют космический орнамент в чистом виде. В центре двора находится бассейн с фонтаном 9 века.
К стенам пристроены остатки старой базилики (до реставрации Борромини), в том числе части гробницы кардинала Аннибальди делла Молара работы Арнольфо ди Камбио , который умер в 13 веке , части бывшей кибории Магдалины, которая сегодня граничит с старое епископство.
Некоторые впечатления от монастыря:
Церковь сегодня
В собор ведут пять дверей и крайняя правая — «юбилейная» то есть открывается только в Юбилейный год. В самом соборе сохранилась фреска Джотто, изображающая папу Бонифация VIII, впервые объявляющего 1300 год юбилейным.
Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них выделяется баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме, и несколько построек прекрасной готической архитектуры XII века, сохранившихся от Латеранского монастыря.
Прямо перед храмом установлен обелиск красного гранита из египетского храма в Карнаке, созданный для Тутмоса III и перенесённый в Рим при Констанции II. Стены Латеранской базилики украшают огромные статуи апостолов.