«ихтис»: почему рыба считается символом иисуса христа

Растительные и животные талисманы

У каждого знака зодиака существуют свои талисманы в виде камней, минералов, предметов. Однако в этой области особое место принадлежит растительным и животным оберегам. Чтобы привнести их в свою жизнь, можно завести того или иного зверька или растение дома, ухаживать за ними. Это укрепит связь живого амулета и его обладателя, улучшит защиту.

Если держать дома настоящий растительный или животный талисман возможности нет, можно подобрать фигурку или его изображение. Это могут быть предметы интерьера, рисунки на текстиле, украшения, вышивка на одежде или же зуб, коготь животного.

Аквариумные рыбы

Лучший живой оберег для появившихся на свет под знаком Рыб – аквариум с рыбками. Его легко содержать, даже в жилом помещении небольшой площади. Аквариумные рыбки наполняют дом положительной энергетикой. Как и люди, чей знак зодиака – Рыбы, они молчаливы, спокойны, не любят суеты, громких звуков. Они существуют в собственном обособленном мире.

Аквариумные рыбки – положительная энергия в доме

Орхидея

Орхидея – прекрасный цветок, пробуждающий самые светлые, добрые эмоции и мысли. Считается, что это растение благотворно влияет на здоровье человека, омолаживает. Рыбам стоит знать, что действие их талисмана зависит от расцветки лепестков. Белая орхидея — идеальный оберег для представителей творческих профессий: художников, музыкантов, писателям. А растения с желтыми лепестками – помощники в борьбе с ленью.

Орхидеи воздействуют на своих владельцев благоуханием и красотой бутонов. Они дарят умиротворение и спокойствие, позволяют достичь внутренней гармонии. Человеку, в таком состоянии, легче принимать решения и находить выходы, даже из сложных ситуаций. А чрезмерно впечатлительным и эмоциональным натурам, цветок помогает справляться с бурей чувств, обретать душевное равновесие, находить созидательную энергию для движения вперед.

Орхидея на подоконнике – покой и умиротворение

Липа

Липа влияет на личную жизнь Рыб. Это дерево-оберег известно как помощник в любовных делах. Оно благоприятствует заведению новых знакомств, поиску общих интересов с представителями противоположного пола

Мечтатели с таким талисманом обращают свое внимание на реальных людей, оценивают их поступки, а не гонятся за вымышленными идеалами

Сосна

Такой амулет подходит мужчинам, ведь он придает владельцам храбрости и целеустремленности, помогает защищать собственные интересы.

Пальма кариота

В народе растение называют «рыбьим хвостом». У него несколько свойств:

  • положительное влияние на здоровье;
  • очищение крови;
  • умиротворение слишком пылких натур;
  • защита от ссор.

Пальма кариота

Символика, распространенная в православной иконописи и архитектуре

В православной культуре за два тысячелетия применялись различные религиозные знаки, обозначающие глубокий смысл. Они изображены в иконах, храмовых росписях, архитектуре и церковном облачении.

Полное описание символики православной иконографии имеет внушительный объем. В статье приведены основные известные ее элементы.

Корабль – символ церкви

На древних росписях церковь изображается в виде корабля, как пристанище людей, спасающихся в бушующем море мирских соблазнов.

Образ Святой Православной Церкви. На корабле кормчий Христос, управляют Святые Апостолы, святители и Дева Мария

Стрелы или мечи, пронзающие Божью Матерь

Этот символ появился в результате пророчества Симеона Богоприимца, который сказал, обращаясь к Богородице:

(Лк: 2,35)

Икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец», или «Семистрельная». Семь стрел, пронзающих сердце, означают полноту горя, пережитого Девой Марией

Вифлеемская звезда

Это символ звезды, которая вела волхвов к пещере, в которой родился Спаситель. Она изображается обычно с 8-ю лучами.

Икона Рождества Христова изображает волхвов и звезду, приведшую их

По традиции, рождественские песнопения сопровождаются образом Вифлеемской звезды.

Православные дети поют рождественские канты

Изображение Христа Спасителя

Православные символы и знаки, и их значение берут свое начало еще с катакомб Италии, где ученики Христа совершали богослужение в условиях жесткого гонения властей. Раннее христианство не знало иконописи, и выражало на стенках не самого Христа, а его сущность. Можно увидеть Агнца, лозы винограда, хлеб, Доброго пастыря.

Ранней символикой можно считать «Поклонение Волхов». Исследователи обнаружили 12 фресок с датой 2 –го века, после событий изложенных в Евангелии. Это свидетельство предсказания воскрешения и символ связи Ветхого и Нового завета. В это же время появляется написание греческими иероглифами, которое по-русски звучит как «Ихтис», что означает рыба. Добрый пастырь и «Ихтис» первые образы Христа периода начального христианства. Символику «Ихтис» использовали моряки для изображения близкого им бога.

Хризма является вензелем имени Христа, состоит из букв Х и Р, по бокам иероглифы. В оформлении храмов он встречается часто, как и другие знаки.

Полезные статьи:

«Родительские проклятия действуют очень сильно».
Знайте, что проклятие, даже (просто) негодование родителей действуют очень сильно. И даже, если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у детей нет потом ни одного светлого дня в их жизни: вся их жизнь одно сплошное мучение. Потом такие де… Читайте далее

Притча. Когда приказывает Господь…
Бедная женщина из небольшой семьи была очень религиозной. И однажды, когда денег не хватало даже на то, чтобы накормить детей, она позвонила на радиостанцию и оставила там обращение к Богу о помощи.В то время как сотрудники радио с пониманием отнеслись к верующей женщи�… Читайте далее

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке.
Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше глупой мужской справедливости. Прожив уже скоро как 30 лет семейной жизнью, я начал догадываться, что женщины — это друг… Читайте далее

О молитве последних Оптинских старцев
Протоиерей Андрей Ткачев о молитве для тех, кто не успевает молиться.
Верующий должен молиться, ничего тут нового. Он должен хотеть молиться, что уже сложнее, ибо не каждый и хочет. Нужно понуждать себя на молитву. А правило длинное, времени мало, и мы устаем, и мы мучаемся, и �… Читайте далее

Крест знак христианской веры, а якорь латентный образ креста. Разновидностей крестов существует несколько. Это латинский, греческий, перевернутый крест, крест голгофы. Это удивительно, но первые православные не поклонялись перед крестом. Со временем он стал главным атрибутом церквей и человека.

Самые первые изображения распятия Христа включали одежду и корону, более поздние терновый венец, гвозди и кровь. Терновый венец символизирует страдания Христа.

Агнец символизирует жертву Христа для спасения грешных людей. В период зарождения христианства знак был удобен, он изображал безобидного ягненка. Этот символ можно было носить открыто и не скрывать. Но в 680 году в Константинополе его упразднили. С этого времени начинается эпоха иконописи Христа.

Обязательно к прочтению:  Что значит канон и чем он отличается от акафиста

Когда к деве Марии пришел архангел Гавриил новостью о ее предначертании, то руки держали белую лилию. Лилия знак целомудрия святой Девы. Это стало основанием изображать на иконах святых с лилией в руках.

Культурно-эстетическая и образная символика

Хризма

Этот символ также называется «хрисмон». Он представляет собой скрещённые между собой первые две буквы греческого написания имени Христос. Уже с первых веков христианства символ использовался в мозаиках, оформлении монет и рельефов гробниц. В 4 веке по приказу христианского императора Константина Великого хризму стали изображать на римских военных знамёнах. Поводом к этому послужило чудесное знамение Креста в небе перед битвой у Мульвийского моста.

Сражение у Мульвийского моста (территория современной Италии) состоялось в 312 году. Оно было решающим в борьбе между правителями Константином и Максенцием за власть над Римской империей. Согласно преданию, накануне битвы Константин увидел в небе христианский крест и надпись «Этим побеждай». Языческий правитель принял Христа и приказал изобразить крест на своих знамёнах.

Константин одержал решительную победу над противником. Падение власти Максенция положило конец языческой идеологии Рима. При Константине империя стала христианской.

Пастырь Добрый

Это ещё один символ Христа. В Евангелии от Иоанна Спаситель называет Себя Добрым Пастырем (пастухом), который заботится о своих овцах (Ин. 10:11-16). Пастух – это аллегория Бога, Учителя и Спасителя. Овцы – это последователи Христа. “Христос любит Своих овец, ибо стяжал их Кровию Своею” (Святитель Тихон Задонский — собрание творений).

Образ Доброго Пастыря содержит притча, которую Христос рассказывает ученикам (Мф. 18:12-14). С её помощью Спаситель объясняет апостолам Свою спасительную миссию. Пастух больше всего беспокоится о заблудившейся овце и радуется, когда она нашлась. Так и Господь пришёл в наш мир именно для спасения заблудших грешников. Небеса больше радуются одному покаявшемуся грешнику, чем девяноста девяти праведникам, которые давно находятся со Христом. Сравнение Всевышнего с Пастырем присутствует также в Ветхом Завете (Иез. 34:12, Пс. 22:1).

Наиболее древние изображения Доброго Пастыря датируются 2 веком нашей эры. Христа-Пастыря изображают в виде юного пастуха со стадом овец или с найденной овцой на плечах. Она символизирует христианина, находящегося под защитой Бога. Такой образ Христа отсылает нас к будущему царём молодому пастуху Давиду из Ветхого Завета. Он неоднократно спасал своё стадо от хищников (1Цар. 17:34-36).

Виноградная лоза

В Евангелии от Иоанна Христос называет Себя виноградной лозой, а Своего Отца – Виноградарем (Ин. 15:1-5). Лоза – это Господь и Святая Церковь. Питающимися от лозы ветвями являются члены Церкви. Вместе лоза и её ветви приносят желанный плод – спасение и Вечную Жизнь.

Различные христианские символы издревле используются в оформлении храмов и церковной утвари. Орнамент с изображением виноградной лозы напоминает нам об Истине и призывает трудиться над своим спасением. То есть возделывать виноградник своей души и отсекать сухие ветви, чтобы он смог принести благодатные плоды.

Иногда также изображаются птицы, клюющие плоды винограда и пьющие вино из чаши. Это символическое изображение Евхаристии – принятия Тела и Крови Христовых.

Голубь

В виде белоснежного голубя символически изображается одна из ипостасей Триединого Бога – Святой Дух. Именно такой видимый облик Он принял, когда сходил на Христа во время Крещения (Лк. 3:22). Голубь в Евангелии символизирует чистоту (Мф. 10:16) Этот образ при Крещении означает, что на Спасителя сошёл дух жертвенной кротости и святости.

Приведём слова святого Антония Великого:

Образ голубя присутствует в ветхозаветной истории о потопе и Ноевом ковчеге (Быт. 6-8). После долгого плавания по затопленной земле Ной решил проверить, появилась ли из воды суша. Он выпустил из ковчега голубя. Птица вернулась с оливковой веткой в клюве. Это значило, что в некоторых местах вода уже ушла. Голубь принёс радостное известие о духовном примирении Бога и человека. Теперь же оно происходит через Иисуса Христа. Как видим из новозаветного рассказа о Крещении Господнем, образ голубя был вновь задействован в примирении человека и Бога.

Что означает фигурка рыбки (Ихтис) на машине?

Зачем водители приклеивают изображение рыбки на автомобили, и что значит этот символ?

  1. Загадочный Ихтис
  2. Современное применение

Правила дорожного движения предписывают устанавливать на автомобили ряд опознавательных символов. Однако порой на поверхности кузова техники можно наблюдать непривычные глазу элементы. Один из них – значок, по форме напоминающий рыбку. Что это за фигурка? Может быть, так различают друг друга члены какого-нибудь рыболовного общества? Или это что-то вроде амулета, приносящего удачу в пути? Мнений по этому поводу много, поэтому давайте разберемся.

Загадочный Ихтис

В действительности, рыбка – это один из элементов традиционной христианской символики. Об этом мало кому известно, ведь большинство православных верующих привыкли считать единственным графическим атрибутом своей религии крест (распятие). Между тем, это аллегорический образ, имеющий довольно интересное толкование.

Ихтис – древняя монограмма имени Иисуса Христа, акроним, состоящий из первых букв слов греческого выражения: Ίησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ. В переводе на русский язык эта фраза переводится как «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». Само же слово Ίχθύς (Ихтис), образующееся при сочетании заглавных букв, означает «рыба». Кстати, авторы Нового Завета также связывают это понятие с проповедью учеников Спасителя, многие из которых имели отношение к рыболовному промыслу.

Источник изображения: Drive2.ru

В 303 году нашей эры римский император Диоклетиан начал гонение на христиан, продолжавшееся ровно 100 лет. От них требовали отказа от веры и возврата к традиционным религиозным практикам. Государственная дискриминация даже получила подкрепление на законодательном уровне. В это время многие христиане с целью маскировки стали использовать в качестве своего главного символа Ихтис. Они обозначали им свои жилища, а на вопросы преследователей отвечали, что это всего лишь атрибут, говорящий о занятии рыболовством.

Современное применение

Многие считают, что сегодня Ихтис используют только представители нетрадиционных религиозных течений или участники сект. Это не так. Изображение в виде рыбки устанавливают на свои автомобили и католики, и православные, и протестанты, причем независимо от принадлежности к определенной конфессии. С точки зрения веры никто из них не нарушает положений религиозных догм. Люди воспринимают Ихтис как оберег, помогающий избежать аварий.

Возникает закономерный вопрос: почему же тогда христиане не используют крест? Ответ прост: многие автомобилисты считают неуместным изображение распятия на кузове транспортного средства. А вот рыбка выглядит более нейтрально и не вызывает негативных эмоций у лиц, далеких от веры. Человек, который отрицает существование сверхъестественных сил и не изучает религиозную литературу, скорее всего, посчитает Ихтис простым украшением.

Рыбку предпочитают прикреплять к багажнику автомобиля. Иногда изображение наклеивают на заднее стекло машины. К сожалению, многие считают, что таким образом христиане как бы выставляют свою веру напоказ. Однако практика показывает, что агрессия и раздражение в адрес религиозных людей не всегда уместны. Большинство из них сознательно прилагают немало усилий, чтобы в любой ситуации вести себя достойно. Поэтому водителем машины с рыбкой вряд ли окажется, например, «автохам», готовый неожиданно подрезать или устроить опасные «догонялки» на трассе. Да и уступают дорогу в спорных ситуациях такие автомобилисты чаще.

Источник изображения: rof.com

Интересно, что противники религиозных учений в последнее время стали пародировать настоящий христианский Ихтис. Вместо греческих букв они помещают внутрь рыбки слово «Darvin», а само изображение снабжают маленькими ножками. Такие символы наклеивают на кузов автомобиля с единственной целью – для оригинального декора транспортного средства.

РЫБА: символ Христа

Как известно, в Римской империи в первые века Церковь подвергалась жестоким гонениям. В этих условиях нельзя было не только открыто исповедывать себя христианином, но и создавать изображения, напрямую рассказывающие о вере. Поэтому в раннехристианском изобразительном искусстве появились различные символические изображения. Они были своего рода тайнописью, по которой единоверцы могли опознавать друг друга. Пример подобной тайнописи приводит польский писатель Генрик Сенкевич в своей замечательной книге «Камо грядеши». Роман начинается с того, что один знатный римлянин влюбился в молодую красивую девушку, оказавшуюся христианкой. И вот он рассказывает, как застал эту девушку что-то чертящей на песке:

Фото Willy Feng//flikr.com, фрагмент

– А что она чертила на песке? Не имя ли Амура, не сердце ли, пронзенное стрелой, или что другое, из чего ты мог бы понять, что сатиры уже нашептывали этой нимфе на ухо некие тайны жизни? Как можно было не посмотреть на эти знаки!

– Я надел тогу раньше, чем ты думаешь, — сказал Виниций. — Пока не прибежал маленький Авл, я внимательно рассматривал эти знаки. Я ведь знаю, что и в Греции и в Риме девушки часто чертят на песке признания, которые отказываются произнести их уста. Но угадай, что она начертила?

– Если что другое, я, пожалуй, не угадаю.

– Рыбу.

Девушка была христианка, и этот рисунок она начертила неслучайно. Действительно, рыба – один из самых распространенных рисунков в раннехристианской живописи. И символизировала она не кого-нибудь, а самого Господа Иисуса Христа. А причина этого – древнегреческий язык. Дело в том, что по-древнегречески рыба ὁ ἰχθύς (ihthys)

. Христиане увидели в этом слове своего рода акростих (стихотворение, в котором первые буквы каждой строки составляют осмысленный текст), рассказывающий о Христе. Каждая буква «древнегреческой рыбы» была для них соответственно первой буквой других, очень важных слов, выражающих исповедание христианской веры:Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ. С древнегреческого на русский это переводится так: Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Т.е. древние читали древнегреческое слово ἰχθύς (рыба) как аббревиатуру этой фразы.

Вообще в Новом Завете часто используется символика рыбы. Например, Господь говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф 7: 9–11). Как считают многие толкователи Священного Писания, образ рыбы здесь символизирует Христа как истинный Хлеб Жизни, а змея символизирует диавола. Поэтому, например, иногда рыбу в раннехристианской живописи рисовали вместе с корзинами, наполненными хлебами и вином. Т.е. этот образ имел евхаристическое значение.

Также Христос насыщает множество народа, взяв семь хлебов и «немного рыбок»: «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились» (Мф 15: 36–37). При другом таком же чуде было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф 14: 17–21).

Кроме того, Христос называет апостолов, бывших рыбаков, «ловцами человеков» (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное – «неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода» (Мф 13:47).

Интересно еще и то, что Отцы Церкви сравнивали с рыбой и самих христиан, последовавших за Спасителем в «воду вечной жизни». Вот что, например, писал раннехристианский писатель Тертуллиан (II-III в. после Р.Х.): «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! <�…> Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» («О крещении». 1.1).

Современность

Интерес к символу ихтис возродился у христиан в конце XX века. Некоторые протестанты, обозначая свою религиозную принадлежность, размещали на автомобиле специальную наклейку с изображением рыбы, внутри которой значилась надпись «ΙΧΘΥΣ».

В пику им атеисты, придерживающиеся эволюционной теории зарождения жизни, стали клеить на авто свою рыбу с маленькими ножками, внутри которой было начертано слово «Дарвин».

В ответ сторонники Нового Завета выпустили наклейки, где рыба «Дарвина» опрокинута ножками вверх, что свидетельствовало о несостоятельности их взглядов на природу возникновения Вселенной.

Но дальше всех пошли верующие, не опровергающие эволюционную теорию, а видящие в ней лишь очередной промысел Божий, поскольку они придумали наклейку, совмещающую все точки зрения. Их рыба была украшена надписью «ΙΧΘΥΣ» и снабжена ножками.

Христианские символы — смысловое значение

Крест

Крест – это главный символ христианства. Иисус Христос был распят на кресте, который в те времена был распространённым орудием казни. Он напоминает нам о великой жертве Господа ради искупления наших грехов. О Его безграничной любви и милосердии к падшему человеку. Крест – это священное знамя победы Спасителя над смертью и грехом. Это символ торжества любви и вечной жизни. Многие ранние христиане тоже были распяты за свою веру.

На символе креста основан наиболее известный христианский молитвенный жест – крестное знамение. Оно выражает исповедование веры в Святую Троицу, любовь к Богу и упование на Него. Также каждому христианину при Крещении даётся личный нательный крест. Поклоняясь кресту, мы почитаем самого Господа. Это символ имеет благодатную силу и является действенным оружием против злых духов.

Образ креста поначалу не использовался христианами, его заменяли другие священные изображения. Однако со временем этот символ получил широкое распространение. Во многом благодаря чудесному обретению святой царицей Еленой Животворящего креста. То есть того самого креста, на котором был распят Спаситель. Обретение произошло в Иерусалиме в 4 веке.

Ихтис

До массового почитания креста ихтис был одним из наиболее распространённых символов христианства. Он представляет собой монограмму имени Иисуса Христа. Ихтис также указывает на Его Божественное происхождение и миссию: “Иисус Христос Божий Сын Спаситель”. Таким образом, в символе заключены основы христианского вероучения.

Аллегорически ихтис часто изображается в виде рыбы. Такая христианская символика берёт свои корни в повествовании Нового Завета. Известно, что многие апостолы были рыбаками. Христос же называет их «ловцами человеков» (Мф. 4:19). То есть рыбаками в духовном смысле, которые будут улавливать людей в сети Царствия Небесного (Мф. 13:47). Символ рыбы также отсылает к новозаветной истории о насыщении народа в пустыне хлебом и рыбой (Мк. 6:34-44).

Раннехристианский богослов Тертуллиан в начале третьего века писал:

Альфа и Омега

Символ является сочетанием первой и последней букв классического греческого алфавита. Бог именуется Альфой и Омегой в последней книге Библии – «Откровении Иоанна Богослова» (Откр. 22:12-13). Это имя символизирует бесконечность Всевышнего и указывает, что Он является началом и концом всего существующего.

Святитель Григорий Богослов писал:

Эквивалентами первых букв греческого алфавита являются слова «первый» и «последний», которыми Бог описывается ещё в Ветхом Завете (Ис. 44:6). Пророк Исаия таким образом указывал на абсолютность и всемогущество Всевышнего.

Символ «Альфа и Омега» используется в иконографии Иисуса Христа. Эти буквы обычно помещаются рядом с нимбом Спасителя или непосредственно внутри него.

Раннехристианские символы

Их количество не так мало, как кажется: оливковая ветвь, павлин, корабль, колосья хлеба и т.д. Рассмотрим самые известные.

  1. Пеликан. Его рисовали на священной посуде или на стенах помещений, где проходили службы. Существует интересная легенда, объясняющая, почему эта птица стала православным символом.

    Пеликаны жили в камышах у прибрежья Средиземного моря. Часто они подвергались нападению ядовитых змей, страдая от их укусов. Со временем взрослые особи приобрели иммунитет к яду, а птенцы так и не приспособились. Если змее удавалось ужалить птенца, то взрослый расклевывал себе грудь, чтобы сохранить ему жизнь, причастив кровью.

  2. Феникс. Птица – долгожитель, существовавшая несколько столетий назад. Когда фениксу было суждено уходить из жизни, он улетал гореть в Египет.

    После него оставались груды целебного пепла, в котором через некоторое время зарождалась новая жизнь. Спустя продолжительное время, молодая птица полностью восстанавливалась из останков и улетала в поисках новой жизни.

  3. Агнец. Изображение с человеческим лицом и нимбом (или чем-то одним).

    Символизировал добровольное приношение Иисуса в жертву за грехи народа.

  4. Петух. Знак воскрешения Христа.

    Как петух пробуждает людей ото сна, так и ангелы протрубят о встрече с Господом на Страшном суде.

Созвездие Рыб

Однажды дочери прорицателя Нерея нереиды гуляли по морскому берегу. Одна из них, красавица Галатея, как-то отстала от сонма сестер и встретила Акида, высокого и статного сына Семетиды. Галатея и Акид полюбили друг друга. Однако у Галатеи был еще один поклонник — страшный циклоп Полифем, который преследовал ее повсюду. Девушка очень боялась Полифема и старалась избегать его. Однажды Полифем заметил Акида и Галатею, уединившихся в гроте. Он бросился к ним, и от его топота задрожала земля и разволновалось море. В страхе влюбленные кинулись в море и превратились в двух рыб, а в знак любви между рыбами возникла связующая их лента.

Созвездие Рыб. Иллюстрация из астрономического атласа «Уранография» Я. Гевелия

С. Ламберт. Венера и Купидон

Критика христианства Е. П. Блаватской

Критика христианства Блаватской полностью соответствует взаимосвязи возникновения христианства с астрологическим содержанием Эры Рыб. Великий основатель мирового теософического общества писала: «Если мы веруем в Новый Завет, то в Ветхий Завет верить невозможно. Иисус и Ветхий Завет со всеми этими древними книгами полностью противоречат друг другу. В Нагорной проповеди Христа (см. Евангелие от Марка) изложено учение, диаметрально противоположное десяти заповедям, данным на Синае . С разоблачительной и подчас самой жёсткой критикой христианства в самых разных его аспектах периода Нептуна мы без труда встретимся во многих публикациях Блаватской. Предвидя нападки за критику христианства, Блаватская уточняла: «Мои книги не против религии, не против Христа, но против трусливого лицемерия тех, кто мучает, сжигает на кострах, убивает во имя Всемогущего Сына Божьего уже с самого первого момента после того, как он умер на кресте за всё человечество, за грешников, особенно за падших, за язычников, за падших женщин и заблудших, – и всё это творится во имя Его! Где же Истина? Где её найти?»

Однако, заметим, что два тысячелетия Эры Рыб и эпохи Христианства – это и время рождения людей искусства: поэтов, музыкантов, художников, лицедеев. Это время рождения театра, балета, кинематографа. Словом, искусства нептунианских иллюзий, которое и сегодня победно шествует по миру. А вот ещё одна чёрточка христианства. Оно «проясняет воображение, будит мечты и фантазии, порождает сновидения, пересечение личного и бессознательного в жизни, несфокусированную интуицию, настоящий медиумизм, самоотверженную отдачу без всяких условий каждому нуждающемуся» . Отсюда следует, что в начале ХХ века, по окончании активной фазы Эры Рыб и переходом в инерционное состояние, человечество начинает прощаться с пассивной созерцательностью и безволием, восприимчивой психикой и ослабленной энергетикой. В прошлое всё активнее уходит эпоха неуверенности и заблуждений, беспокойства и упрямства, душевных терзаний и настойчивости, но вместе с тем капризности, а главное кровопролития…

Блаватская пишет: «…Чем больше изучаешь древние тексты, тем больше убеждаешься, что фундамент Нового Завета тот же, что и основание Вед, египетской теогонии и маздеистских аллегорий. Искупление посредством крови – кровные договоры и перенос крови от богов к людям, и людьми к богам, в качестве жертвоприношения – это основная тональность в любой космогонии или теогонии; душа, жизнь и кровь были синонимичными словами в любом языке, и прежде всего – у евреев; и дарование крови было дарованием жизни» .

Блаватская уточняет, что «Бог-Отец – это Вселенская Душа, творческая сила, создавшая и продолжающая создавать всё сущее во всех мирах; Бог-Сын – это мир, пронизывающий всё творение, то есть Дух во плоти, чистая и видимая манифестация незримой созидательной силы…». (Письмо Фадеевой 2).

Символическое значение[править | править код]

Ίχθύς (мраморная стела), начало III века

Акроним ИХТИС (ΙΧΘΥΣ) построен на использовании следующих букв:

Буква Греческий текст Русский текст Комментарии
Ἰησοὺς Иисус Собственное имя
Χ Χριστóς Христос Мессия, употребление этого эпитета стало одним из обвинений против Иисуса (см. Мф. )
Θ Θεοῦ Божий Указывает на происхождение от Бога (ср. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век).
Υ Υἱός Сын Исповедание Иисуса как второе лицо Святой Троицы
Σ Σωτήρ Спаситель Показывает миссию Иисуса Христа на земле — «Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Лк. )

Таким образом, в этой аббревиатуре в краткой форме выражается исповедание христианской веры.

Евангельская символикаправить | править код

Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, из которых многие, в том числе апостолы Пётр, Андрей, Иаков Зеведеев и Иоанн были рыбаками. Иисус Христос называет своих учеников «ловцами человеков» (Мф. , Мк. ), а Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф. ).


«Тайная вечеря», фреска XIII в. в пещерной церкви, Каппадокия. Тело Христово в Граале изображено в виде рыбы

Изображение рыбы имеет также евхаристическое значение, связанное со следующими трапезами, описанными в Евангелии:

  • насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк. , Мк. );
  • трапеза Христа и апостолов на Тивериадском озере по его Воскресении (Ин. ).

Эти сюжеты нередко изображались в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей.

Знак также ассоциировался[источник не указан 1789 дней] с Альфой из слов Иисуса Христа: «Я Есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» (Отк. ).

Изображения

Рыба изображалась первыми христианами в катакомбах, в храмах, на утвари (например, на лампадах), печатях, одежде, в письмах. Сегодня она является элементом декора церквей. На стенах катакомб можно увидеть изображение рыбы с расположенной на ее спине корзинкой. В ней находятся хлеб и бутыль красного вина. Это символизирует образ Христа в Евхаристии, то есть в обряде причащения.

В некоторых рисунках на себе рыба несет корабль. Это является ассоциацией с христианской церковью. Три рыбы, имеющие одну общую голову, символически изображали Святую Троицу, подчеркивая ее неслиянность и в то же время нераздельность. Подобно тому, как современные верующие христиане носят нательные крестики, ранние представители этой религии носили рыбок, которые были сделаны из различных материалов, таких, как металл, камень, перламутр, стекло.

В своем произведении «О Граде Божьем» Блаженный Августин писал, что символ рыбы в христианстве – это таинственный знак Христа, говорящий о том, что в бездне смертности, словно в глубине вод, он оставался живым и безгрешным.

Рыба как акроним Спасителя

Если на греческом языке написать Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, то из первых букв этих слов получится ICHTHYS, что в переводе с греческого означает «рыба».

По сути, слово рыба, или ихтис, является акронимом имени Спасителя, акронимом считается аббревиатура, которую можно произнести слитно, но нельзя склонять.

Существует мнение, что впервые сакральное значение слова «рыба» обнаружили исследователи богословия из Александрии, которые славились своим умением тонко и точно подмечать аллегории в Священном писании, различных символах и растолковывать их. То, что слово рыба является акронимом имени Иисуса Христа, отмечено в современных трудах профессора Голубцова А. П. и Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

В работе патриарха Кирилла «Православная энциклопедия» обращается внимание на то, что еще в четвертом веке, при истолковании пророчеств эритрейской сивиллы из восьмой книги «Сивилльских оракулов» было раскрыто значение символа ихтиса (рыбы) для христианского учения. Именно здесь блаженный Августин писал о том, что под рыбой подразумевается Иисус Христос

ИХТИС

В III в. апологет Тертуллиан, рассуждая о крещении, писал: «…мы, маленькие рыбки (pisciculi), рождаемся в воде, подобно нашей Рыбе (ἰχθύν) Иисусу Христу, и, лишь оставаясь в воде, будем спасены» (Tertull. De bapt. 1). Употребление в лат. тексте греч. слова ἰχθύς исследователи интерпретировали как указание на то, что Тертуллиану было известно раннее христологическое значение акронима ΙΧΘΥΣ (см.: Engemann. 1969. Sp. 1024-1026). Вместе с тем он не предлагает толкования этого акронима; у др. авторов I-IV вв. также нет специальных ссылок на акроним, на основании чего исследователями был сделан вывод, что первоначально символ И. существовал лишь в христ. религ. практике и в искусстве (см.: Ibid. Sp. 1084-1095).

Тайная вечеря. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. XI в. (ГИМ. Греч. № 129 д. Л. 40 об.) Тайная вечеря. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. XI в. (ГИМ. Греч. № 129 д. Л. 40 об.) Образ Иисуса Христа как рыбы был широко распространен в патристической лит-ре. Так, блж. Августин, еп. Гиппонский, в «Исповеди» сравнивал Иисуса Христа с рыбой, к-рая дана в пищу христианам, говоря о «трапезе, когда подается рыба, извлеченная из глубины», которую Сам Бог приготовил для верующих (см.: Aug. Confess. XIII 21, 23), т. е. о Евхаристии

Стелла Лицинии. II в. (катакомбы Присциллы, Рим)

Стелла Лицинии. II в. (катакомбы Присциллы, Рим) . Комментируя Евангелие от Иоанна, блж. Августин развивал эту мысль и подчеркивал евхаристическое значение образа рыбы в связи с евангельским чудом умножения хлебов и рыб (см.: Ин 6. 9-11), а также объяснял образ «печеной рыбы», к-рую Иисус Христос преподал ученикам: «Печеная рыба (piscis assus) — это пострадавший Христос» (Aug. Tract. in Ioan. 123). Подобные аналогии встречаются и у мн. др. авторов патристической эпохи. Так, напр., свт. Павлин Милостивый, еп. Ноланский, упоминая чудо умножения хлебов и рыб в евхаристическом контексте, о (Paul. Nol. Ep. 13. 11; ср.: Engemann. 1969. Sp. 1032-1034). У свт. Амвросия, еп. Медиоланского († 397), образ рыбы связывается с Искуплением (см.: Ambros. Mediol. Ep. I 1. 13); при этом он опирается на евангельский эпизод с рыбой, которую по приказанию Иисуса Христа выловил ап. Петр, нашедший у нее во рту золотую монету (статир), чтобы дать в качестве жертвы для Иерусалимского храма (см.: Мф 17. 24-27).

Новое христологическое понимание образа И. возникает в IV в. в связи с толкованием фрагмента 8-й кн. «Сивилльских оракулов» (см. ст. Сивиллины книги), содержащей пророчества, приписываемые эритрейской сивилле. Первые буквы стихов 217-250 греч. текста образуют акростих «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Крест» (ΙΗΣΟΥΣ ΧΡΙΣΤΟΣ ΘΕΟΥ ΥΙΟΣ ΣΩΤΗΡ ΣΤΑΥΡΟΣ). Текст этих стихов впервые встречается в речи имп. Константина I Великого, сохранившейся в передаче Евсевия, еп. Кесарийского (см.: Const. Magn. Or. sanct. // PG. 20. Col. 1288-1289). На лат. Западе этот акростих был известен Лактанцию (ок. 250 — ок. 320) и блж. Августину; последний приводил в соч. «О граде Божием» греч. текст и лат. перевод, а также связывал акростих с акронимом И.: «Если первые буквы греческих слов… соединить вместе, то получится слово ΙΧΘΥΣ, т. е. рыба. Под именем рыбы таинственно разумеется Иисус Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть безгрешным» (Aug. De civ. Dei. XVIII 23). Эта связь была известна и более поздним авторам, у к-рых нередко сам акроним И. также считался восходящим к сивиллам. Так, Максим, еп. Туринский (V в.), писал: «Иисус Христос… у Сивиллы называется ΙΧΘΥΣ, греческим именем… которое обозначает рыбу, поскольку Он погрузился в море сего мира и нынешнего века» (Maxim. Taurin. Contr. pagan. // PL. 57. Col. 789; ср.: Engemann. 1969. Sp. 1031-1032).

Д. В. Смирнов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector