Русский авангард: художественная революция в пяти произведениях
Содержание:
- Каземир Малевич
- Павел Филонов
- Василий Кандинский «Композиция 8»
- Историческое значение русского художественного авангарда
- Эстетика и художественные черты авангарда в живописи
- Последние статьи
- Современное направление
- Эль Лисицкий «Клином красным бей белых»
- Немного из биографии художника
- История возникновения
- Оформляем интерьер в авангардном стиле
- Направления художественного авангарда в России
- Казимир Малевич «Спортсмены»
- Архитектура
- Интерьер
- Владимир Татлин «Памятник III Коммунистического интернационала»
- Знаменитые русские художники-авангардисты и их картины
- Как все начиналось
Каземир Малевич
Супрематизм от слова «супрем» — «высший», незадолго до революции изобрел Каземир Малевич.
Казимир Малевич. Цветочница. Этюд. 1903 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Казимир Малевич. Дама на остановке трамвая. 1913 г. Городской музей, Амстердам.Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1914—1915 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Вот Малевич импрессионист, вот Малевич кубофутурист, и вот он подошел, наконец, к своему знаменитому «Черному квадрату». Квадрат, круг, крест – три геометрических элемента живописи Малевича – ее фундамент и алфавит.
Вокруг Малевича всегда шумели и суетились. Он умел внушить неограниченную веру в себя. Ученики его боготворили, как Наполеона армия.
Черный квадрат стал эмблемой нового искусства: квадрат носили на рукавах, квадрат рисовали в конце писем, вместо подписи.
Малевич ощущал себя властителем дум, он мечтал нарядить жителей Земли в супрематические одеяния, супрематически раскрасить города, он приветствовал Революцию.
Она должна была воплотить в жизнь его грандиозные планы. Его темперамент и честолюбие только теперь становились в полной мере востребованы.
Павел Филонов
Вернемся, однако, к выставке в Эрмитаже. Малевича в те дни в Петрограде не было. Зато был Филонов. Николай Пунин восхищался Филоновым.
Павел Филонов. Формула империализма. 1925 г. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургПавел Филонов. Крестьянская семья (Святое Семейство). 1914 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.Павел Филонов. Формула весны. 1928—1929 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Свой метод Павел Филонов называл «аналитическим». Большие холсты писал маленькой кистью, нанося ей тысячи и тысячи точек, и твердил себе: «Трудись, как трудиться природа, упорно и точно, рисуй каждый атом, упорно и точно вводи цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался».
Живопись Филонова — это крик человека, которому больно и страшно, в населенных чудовищами городских джунглях. Этот мир можно разрушить и на развалинах царствах Зла построить царство Добра. Филонов не только принял Революцию, более того, он сразу ощутил себя ее главным художником.
Картина художника, наиболее расхваленная критиками, была из цикла «Ввод в Мировой расцвет». Мировой расцвет, судя по всему, близился, большевистская Республика держалась уже целых два года. В день ее рождения в Петрограде и в других городах устраивался грандиозный праздник.
Молодые художники русского авангарда украшали улицы и площади огромными, разрисованными полотнищами. Революционные вожди объявляли: «Пожар пролетарских восстаний вот-вот перекинется на другие страны. Пора ставить памятники тем, кто подготовил приход новой Эры».
Памятники открывали по воскресеньям. Эти фигуры и головы агитационным целям служат плохо. Человечеством столько понаделано фигур и голов, что право же ни кого более это занятие не интересует. Форма человеческого тела не может отныне служить художественной формой.
Василий Кандинский «Композиция 8»
Василий Кандинский «Композиция 8», 1923
О художнике
получил юридическое образование и долгие годы посвятил праву и национальной экономике, но в 30 лет решил бросить науку и заняться живописью. Он окончил Мюнхенскую академию художеств, работал в России и Германии. Сначала Кандинский работал в традиции немецкого экспрессионизма. В этом периоде он в основном писал пейзажи, в которых прослеживается влияние фовистов и французских постимпрессионистов. С 1910 года художник стал работать с абстракцией. Кандинский участвовал в выставках московского художественного объединения «Бубновый валет» и мюнхенского объединения «Синий всадник». С 1918 по 1921 год преподавал во и с 1922 года работал в «Баухаусе» вплоть до закрытия школы. Василий Кандинский также известен своими теоретическими трактатами о живописи.
О произведении
Произведение «Композиция 8» — самая известная работа холодного периода творчества Кандинского. Работы этого периода отличаются абстрактными геометрическими формами и композиционной строгостью. В период завершения работы над «Композицией 8» Кандинский пишет свой знаменитый трактат «Точка и линия на плоскости», в котором подробно излагает свои художественные принципы. Он называет точку и линию — простейшими материальными элементами, которые лежат в основе всех произведений. Кандинский также исследует эмоциональную окраску этих элементов. Кандинский говорит о точке, линии и плоскости в первую очередь как об эмоциональных, а потом уже геометрических объектах (например, он говорит, что точка является «связью молчания и речи»). Таким образом, картина «Композиция 8» является воплощением тех теоретических воззрений, которые Кандинский излагает в трактате «Точка и линия на плоскости».
Историческое значение русского художественного авангарда
Авангард в России имел недолгую, но достаточно насыщенную жизнь:
- образовывались новые художественные объединения,
- каждый художник стремился создать новое течение,
- и все эти направления сосуществовали одновременно.
Значение данного течения заключается в следующем — он:
открыл относительность форм, средства и способов художественного мышления
выработал огромное количество новых форм, приемов, подходов к решению художественных проблем и задач
привел к возникновению новых видов искусства (кино, фотографии и др)
показал важность экспериментальной работы в художественном творчестве
показал исчерпанность основных видов новоевропейского искусства
Многие идеи, наработки, находки этого художественного направления российского искусства до сих пор находят свое применение в художественной жизни современной России.
И еще у нас есть кроссворд по этой теме — здесь
Эстетика и художественные черты авангарда в живописи
Для данного направления характерны:
эксперимент (чаще осознанный) как манифест и как практическое направление творчества
отрицание традиционного искусства, а также эстетических и моральных норм обывательского, «буржуазного» мира
революционный и подчас разрушительный пафос творчества
отказ от канонов 19 века в изобразительном искусстве, т.е. отказ от изображения видимой действительности
стремление создать новое в формах, приемах, средствах художественного мира
эпатажный характер поведения и презентации
признание и преклонение пред достижениями научно-технического прогресса
поиски Духа как панацеи от материализма
- с одной стороны, рационализм в искусстве (например, конструктивизм),
- с другой – иррациональность художественного творчества (например, в сюрреализме)
приветствие любых социальных изменений в обществе (русская революция)
Если европейские авангардисты вдохновлялись творчеством «примитивных» народов, то художники российского течения свои приёмы черпали из древнерусского и крестьянского искусства, городского народного промысла: лубочных картинок и магазинных вывесок.
В то же время они во многом опирались на модернистские направления европейского искусства (кубизм, футуризм, фовизм и т.д.).
Искусство авангардной живописи проникнуто духом нигилизма, революционной агрессией и соединяет в себе деструктивное и созидательные начала.
Как эстетика он нацелен на изменение человеческого сознания и, возможно, самой человеческой природы.
Последние статьи
-
5 незаслуженно забытых самых влиятельных правителей Древнего Египта сегодня, 22:04 -
Бразильский художник мастерски вписывает унылые стены в городские пейзажи сегодня, 19:46 -
В чём секрет картин Истмена Джонсона, которого современники называли «американский Рембрандт» сегодня, 17:44 -
Кто такие менады — женщины Вакха, и какие обряды и с ним связаны сегодня, 16:39 -
11 волшебных мультфильмов, которые очаруют не только девочек сегодня, 14:55 -
Почему Наполеон и Гитлер гонялись за Копьём судьбы, и Где оно хранится сегодня, 13:01 -
Почему внучку Олега Янковского унижали в школе, и Как она справилась с детскими травмами сегодня, 11:37 -
7 трогательных фильмов о любви, которые основаны на реальных событиях сегодня, 10:04 -
Трудное счастье Светланы Ивановой: Почему звезда сериалов избегает вопросов о личной жизни сегодня, 09:10 -
Зачем одной женщине было несколько мужей и другие странные брачные традиции 3.10.2021, 23:17
Все статьи
Современное направление
Сегодня авангардистами называют новаторов во всех видах искусства (живопись, архитектура, дизайн, мода, музыка). А само искусство авангарда представляет собой целый пласт различных веяний и течений. Это уже часть популярной культуры, частично утратившей свой изначально бунтарский дух.
С 60-х годов вторым развитием авангарда стал стиль, получивший название «поп-арт». Это искусство, рассчитанное на массовую аудиторию. В идее движения лежит теория о том, что всё может стать предметом искусства. По словам крупнейшего представителя «поп-арта» американца Р. Рауншенберга, «это искусство вне искусства», так как стирались границы между жизнью и творениями мастеров. Этот стиль и сегодня живёт в кино, рекламе, моде, в поведенческом типе жизни.
К 70-м годам на смену «поп-арту» приходит концептуализм, в основе которого лежит бессодержательность. Практически одновременно появляется движение «боди-арт», когда тело превращается в объект искусства.
Сегодняшний авангард – это искусство успокоенного общества. Оно не учит, не пропагандирует, ни с кем не конфликтует, а живёт наравне с другими стилями. В большей степени современный авангард заметен в моде. У истоков авангардного стиля в одежде стоял знаменитый Пьер Карден. Особенности этого стиля проявляются и в нынешней моде:
- асимметрия;
- нестандартный силуэт;
- игра форм;
- яркие цвета;
- смелые сочетания, контрастность;
- сочетание разных стилей, тканей, фактур.
Эль Лисицкий «Клином красным бей белых»
Эль Лисицкий «Клином красным бей белых» 1920 год
О художнике
Долгое время занимался иллюстрациями еврейских сказок и оформлением книг. В 1918 году его пригласили преподавать в Витебское народное художественное училище, и осенью 1919 года произошло его знакомство с Казимиром Малевичем. Эта встреча стала определяющей для карьеры Лисицкого: после нее он обратился к супрематизму и нашел собственное художественное русло. Лисицкий начал работать в поле беспредметного и стал развивать свой уникальных художественный язык — в 1920 году он изобрел свои знаменитые проуны, геометрические композиции, напоминающие архитектурные чертежи.
О произведении
Политуправление Запфронта Красной Армии заказало у Лисицкого создание агитационного плаката «Клином красным бей белых» в 1920 году. «Клином красным бей белых» — пропагандистский плакат, призывающий к объединению сил красной армии для борьбы с белогвардейцами во время гражданской войны. Динамическая композиция плаката и лаконичные геометрические фигуры отлично обыгрывают военное противостояние, а цветовое сочетание белого, черного и красного транслирует боевое напряжение. «Клином красным бей белых» дал начало традициям современного дизайна — использованию абстрактных форм и геометрических композиций.
Немного из биографии художника
«Жизнь для меня — это краски, без красок нет жизни»,
Летний день. (1915 год). Музей русского импрессионизма. Художник: Константин Горбатов.
Жизнь на реке. Художник: Константин Горбатов.
Как сын волжского сапожника стал культовым художником русского авангарда: Кузьма Петров-Водкин.
Венеция. Художник: Константин Горбатов.
Осень. Холст на картоне, масло. 51 x 61 см. Художник: Константин Горбатов.
«С детства привыкший к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов — художник неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки».
Зима. 1919. Художник: Константин Горбатов.
Отдых на веранде. Портрет жены художника. Художник: Константин Горбатов.
Окраина. Художник: Константин Горбатов.
«Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинград…»
Интерьер с букетом летних цветов. Художник: Константин Горбатов.
Зимний пейзаж. Художник: Константин Горбатов.
Натюрморт. Капри. Художник: Константин Горбатов.
Подсолнухи. Холст, масло. 90х70 см. (1933 год). Художник: Константин Горбатов.
Как сложилась жизнь богемного художника во Франции после эмиграции, читайте в нашей публикации.
История возникновения
К концу XIX века его стали применять в художественной критике, но не в качестве названия стиля, а для обозначения новых, передовых идей. И только уже после Второй мировой войны слово «авангард» стало использоваться в роли объединяющего термина, прикрепляемого к любым видам искусства, антитрадиционным по форме.
Авангардизм в искусстве тесно связан с модернизмом. До сих пор вопрос соотношений этих двух понятий остаётся открытым: их полностью противопоставляют и, наоборот, взаимозаменяют. Но всё-таки модернизм в большей мере считают предшественником авангарда, определяя разницу между стилями. Так, модернизм проявил себя как эстетический бунт: это была революция в искусстве. Авангард же – это бунт против всякой художественной традиции в любом направлении.
Искусство авангарда
Особенно отметился русский авангардизм в живописи, появившись в СССР как протест против тоталитарного режима. Самыми яркими представителями русского авангарда считаются Казимир Малевич и Василий Кандинский.
Характерные черты авангарда:
- осознанно экспериментальный характер произведения искусства;
- революционно-разрушительный пафос;
- антитрадиционность;
- принципиальное новаторство в формах, приёмах, средствах;
- эпатажность и даже скандальность;
- стирание границ между видами искусств и синтез разных искусств.
Появившись в переломный момент, авангард принял на себя функцию разрушителя, пророка и творца абсолютно нового искусства. При этом каждый из представителей видел его выражение по-своему, поэтому рамки авангардных течений очень велики.
Оформляем интерьер в авангардном стиле
Оформление стен
Для отделки стен в авангардном стиле лучше использовать новые и технологичные материалы, такие как: жидкие или металлизированные обои, ламинированные покрытия, рельефные 3d панели, кожаные панели, и другие новшества строительного рынка. В оформлении стен важен контраст. Например, каждую стену можно выкрасить в разный цвет, выделить окна и дверные проемы. Кстати, окна и дверные проемы могут быть округлыми, в виде арок, или иметь другую, необычную форму. Дополнит авангардный интерьер и присутствие ниш, выделенных цветом или светом.
Потолок
Потолок в авангарде может быть натяжным, подвесным, крашенным или побеленным, но поскольку этот стиль приветствует нетипичные формы, стоит разнообразить его дополнительными ярусами и нишами.
Освещение
Освещение играет важную роль, поэтому в авангарде всегда достаточно света, будь то дневное освещение через большие окна и витражи, или же вечернее с помощью осветительных приборов
Люстры, подвесные и настенные светильники, торшеры, выполненные в ярких цветах и креативных формах, могут быть как акцентом в интерьере, так и элементом, который, не бросаясь в глаза, акцентирует внимание на определенной зоне
Пол
Для пола можно применить различные материалы, в оформлении чаще используют светлые оттенки и контрастные ковровые покрытия. Приветствуется установка подиумов, которые можно использовать для визуального зонирования помещения.
Мебель
Авангардная мебель привлекает внимание, часто служит центральным элементом комнаты
Идеальным вариантом будет мебель, сделанная на заказ по вашему проекту, что-то уникальное, стильное, качественное, необычной формы, отлично подходящее под общую концепцию дизайна…Но, разумеется, можно обойтись и современными серийными или дизайнерскими моделями (как вариант, в стиле хай-тек или минимализм), с качественной цветастой обивкой. Желательно чтобы мебель была функциональной и негромоздкой, ведь авангард любит свободное пространство и просторность.
Декор
Мелкие декоративные детали: статуэтки, свечи и прочие малозначительные детали не для авангарда. Дополнительным декором в этом стиле могут служить большие вазы строгих геометрических форм, выполненные из стекла, металла, пластика, а также другая яркая посуда. Часто в помещении размещают экзотические растения и цветы в красивых кадках. Модные картины в стиле абстракционизма, кубизма и подобных
В любом случае каждый аксессуар должен выглядеть как современное произведение искусства.Оформляя интерьер в авангардном стиле важно не переборщить, в ином случае, жилище может превратиться в музей странных вещей и предметов, непонятного назначения, со стенами, полом и потолком всех цветов радуги
Дизайн интерьера в стиле авангард – фото
Спальная комната в авангардном стиле:
Стиль авангард в интерьере гостиной:
Авангардный стиль в интерьере кухни:
Авангард в интерьере ванной комнатыСтиль авангард в интерьере ресторанаАвангард в интерьере кафе
+ Похожие стили:
- › Стиль бохо в интерьере
- › Интерьер в стиле постмодернизм
- › Стиль футуризм в интерьере
- › Стиль эклектика в интерьере
≡ Все стили интерьера, список с фото →
5 1 голос
Рейтинг статьи
Направления художественного авангарда в России
Это многогранный и пёстрый феномен, объединивший несколько крупных течений русского искусства XX века, созданных и теоретически обоснованных известными мастерами, такими как В.Кандинский К. Малевич, П.Филонов, М.Ларионов и др.
Абстракционизм
Или беспредметное искусство использовало ассоциативное восприятие, художники этого направления, работали в основном с цветом, создавая абстрактные формы.
В 1910 годы главный теоретик этого направления Кандинский создаёт своё первое абстрактное полотно (он называл их композициями).
Суть абстракционизма заключается на решении абстрактных живописных задач — гармонии цвета и формы.
Кандинский уподоблял живопись музыке, и главная его цель — выразить на холсте звучание «Духовного мира». В то же время абстракционизм возвел в идеал эстетическую значимость цвета и формы.
Можно сказать, что и другие направления авангардизма в живописи относятся к абстракционизму (супрематизм К.Малевича, лучизм М.Ларионова, «беспредметничество» О.Розановой и Л.Поповой)
Супрематизм
Как направление он зародился в 1910, главенствующее положение в нем занимает К.Малевич.
Основным для Супрематизма является изображение реальности, выраженной в простых формах, сочетании цветных кругов с квадратами и треугольниками, прямыми линиями.
В полотнах супрематистов краска, с точки зрения Малевича, стала первым шагом «чистого искусства», которое уравнивает в творчестве человека и Природы (Бога).
Футуризм
Это в большей мере литературное направление, но оно нашло свое выражение и в живописи.
Для футуризма в живописи характерна энергия движения, раздробленность фигур на фрагменты, движение передается наложением различных последовательных фаз на полотно.
Первыми русскими футуристами стали братья Бурлюки.
Лучизм
Это направление М.Ларионова и Н.Гончаровой трактовало творчество как стремление изобразить не предмет, а его отражение в лучах, т.е. художник на полотне изображает не предмет, а только падающие на него лучи.
Лучизм был основан на смешении цветовых спектров, а также возможностях свето—и цветопередачи.
М.Ларионов писал:
С 1910 года художник начинает отстаивать принципы аналитического искусства, в основе которых лежали сложные, калейдоскопические композиции. В основе аналитического искусства П.Филонова лежит принцип «органического роста художественной формы». Художественное полотно возникает от частного к общему, как бы прорастает, как прорастает зерно. В произведениях этого художника были выражены духовно-материальные закономерности истории, он воплощал в них свои мечты об идеальном будущем, в котором восторжествует справедливость добра.
Примитивизм
Он в России возник в начале XX века, первыми к нему обратились участники объединения «Голубая роза».
Примитивизм основан на намеренном упрощении изображение, т.е. такого изображение, которое подобно русскому лубку или рисунку ребенка.
Отдали дань примитивному и Ларионов, Гончарова и Малевич. Художники-примитивисты обращались к формам первобытного, древнерусского и средневекового искусства, народного и детского творчества, они использовали чистые цвета и орнаментальные элементы.
Конструктивизм
Течение возникло под влиянием технического прогресса. Наибольшее распространение получило в архитектуре. Как направление появилось в 20-е годы ХХ века.
Его представители считали основным принципом организации произведения — конструкцию. Для данного направления важна функция, геометризм, лаконичность форм, индустриальность.
Ярко конструктивизм проявил себя в искусстве плаката (А.Родченко, В. Степанова).
Наша презентация
Казимир Малевич «Спортсмены»
Казимир Малевич «Спортсмены» 1931 год
О художнике
родился в Киеве, его детство прошло в украинском селе. В 16 лет он с семьей переехал в Курск, где он организовал художественный кружок, параллельно занимаясь живописью. В 1904 году Малевич решил переехать в Москву и дважды пытался поступить в Московское художественное училище и оба раза получил отказ. Несмотря на это, именно в Москве начался его творческий путь.
Казимир Малевич — одна из центральных фигур русского авангарда. Его «Черный квадрат» положил начало новому направлению в искусстве — супрематизму. Супрематисты хотели показать мир абстрактных и геометрических конструкций. Малевич занимался теоретическим трудом, искал научное обоснование этого направления.
О произведении
«Спортсмены» — картина позднего периода творчества Малевича. Впоследствии искусствоведы назвали этот художественный этап «новой фигуративностью». С 1918 до конца 1920-х годов Малевич преимущественно занимался научной деятельностью и почти не писал картин. Однако в конце 1920-х, после путешествия по Европе, Малевич радикально пересмотрел свои теоретические принципы. Он вновь занялся живописью, и на его картинах стали появляться узнаваемые образы. Он вернулся к мотивам крестьянской жизни, которыми занимался в 1911-1913-х годах. Картины периода «новой фигуративности» статичны и монументальны. Художник располагает образы фронтально, ставит их в центре композиции и использует симметрию.
Цветовая и ритмическая организация картины и обезличенные фигуры спортсменов демонстрируют отчужденность от земной реальности. Действительно, Малевич в этой картине стремился показать союз человека с космосом. Искусствовед Шарлотта Дуглас в своем исследовании «Малевич и Де Кирико» указывает на то, что в этом периоде своего творчества художник черпал вдохновение у своих современников — Джорджа де Кирико, Вилли Баумейстера, а также в Пермской и Архангельской деревянной храмовой скульптуре.
Архитектура
Большинство из них имеют упрощённую форму с акцентированными угловыми частями. Много домов с башенными силуэтами, угловыми лоджиями и балконами. Жилые комплексы Москвы этого периода можно смело поставить в один ряд с европейскими аналогами – жилыми кварталами Берлина, Амстердама, Вены. Творения зарубежных мастеров амстердамской школы превосходят в плане индивидуальности постройки советских авторов, однако следует учитывать трудные условия, в которых работали наши соотечественники.
Сегодня самым авангардным городом Европы считается Роттердам. Его жители каждый день имеют возможность смотреть на архитектурные творения, парящие в воздухе. А в Музее Бойманса-ван-Бёнингена собрано большинство произведений авангардного искусства.
Некоторые архитектурные примеры авангардного стиля поражают своей абсурдностью: унитаз на постаменте М. Дюшана или композиция из консервных банок Э. Уорхола.
Дом архитектора Мельникова (1929 г.) – пример здания, построенного в рамках конструктивизма (одно из авангардных течений). Примечательно, что в доме отсутствуют балки и стропила, вместо этого используется тес, уложенный на ребро. Простота и утилитаризм форм при полном отсутствии декора – одна из особенностей данного стилевого течения.
Рекомендуем также ознакомиться с архитектурой Рококо.
Школа управления “Сколково”, Москва
Интерьер
Можно не знать Малевича и Кандинского, но если в человеке присутствует бунтарский и новаторский дух, то авангард в интерьере как раз то, что ему нужно.
Сейчас стиль авангард всё больше набирает популярность в архитектуре и дизайне. Фотографии в этом стиле украшают офисы известных компаний ресторанов. Авангардизм совмещает в себе дух искательства и протеста. Однако создание авангардного интерьера в доме требует индивидуального подхода. Увидеть картинку в журнале и скопировать подобный интерьер у себя в доме не получится. В проектировании интерьера в авангардной стилистике нужно учитывать образ жизни, вкусы и интересы хозяина.
Важно знать, что авангард противопоставлен не столько классицизму, сколько любому стилю, где на первый план выдвигаются формальная красота и рационализм. Нельзя отождествлять авангард с минимализмом в интерьере или хайтеком
Авангардный дизайн предполагает наименьшую функциональность. Здесь во главу угла ставятся цвет и форма в отрыве от функциональности. Идея этого стиля в том, чтобы разрушить связь между красотой и полезностью. Допускаются абсолютно бесполезные, но красивые вещи, что является противоположностью Готическому стилю.
Авангардный стиль ассоциируется с яркостью, эффектностью, нестандартностью. В интерьере обязательно присутствует торжество контрастов. Главное – уметь сочетать цвета и формы, свет и тень. Свежие идеи, эксперимент, детали должны в целом сливаться в единую стилистическую картину.
Цветовые решения
Цвет – одна из основных и принципиальных особенностей авангарда. Яркие цвета в необычных сочетаниях – вот что главное в этом стиле.
Чтобы организовать интерьер в авангардной стилистике, надо смело браться за кисти и краски. Эксперимент с цветом – главное. К примеру, можно покрасить одну стену в белый цвет, а другую – в чёрный. Рядом с белой стеной – расположить чёрное кресло, а на чёрной стене повесить бра со светлым абажуром. Главное – проявить смелость и уверенность, чтобы стиль выглядел естественно.
Материалы
Авангард в плане выбора материала для пола, стен, потолка очень демократичен. Сегодня вполне применимы самые современные материалы: пластик, текстиль, а для отделки – ламинат или линолеум. Потолки (подвесные, разноуровневые) традиционно белого цвета, стены должны быть покрыты краской. Обои с рисунком исключены, только однотонные либо металлизированные. Допускается декоративная штукатурка.
На сегодняшний день выпускается плитка фирмы Опочно в стиле авангард.
Окна и двери
Окна в стиле авангард должны не столько выполнять главную функцию – освещения, сколько стать украшением комнаты. Они используются также для декорации внутренних стен и перегородок. Это сделает интерьер необычным и своеобразным, что в целом является главным для авангардной стилистики. Возможны даже имитации окон.
Важно контрастное оформление окон. Ткань для штор подбирается ярких оттенков, контрастирующих с цветом стен
Уместны рулонные шторы.
Двери могут быть стандартными распашными, но с уникальным дизайном, подчёркивающим общий стиль. Альтернативное решение – раздвижные или складчатые двери из современных материалов.
Декор и аксессуары
Секрет оформления комнаты в стиле авангард в том, что в ней должен находиться центральный предмет (кровать, диван, ковёр на полу, стол и др.), вокруг которого располагается вся композиция. В качестве деталей используются репродукции современного искусства, объёмные стеклянные вазы, необычная посуда.
Освещение комнаты – обильное. Уместно большое количество современных светильников, встроенных в потолок, галогеновых ламп. Акцентом может стать интересная дизайнерская люстра. Большие окна, подиумы, ступени выступают в роли элементов декора.
Мебель
Авангардная мебель оригинальна, полна энергии и интересных деталей, но вместе с тем функционально сдержанна. Игра с формой только приветствуется. К примеру, диван может быть наполовину круглый, наполовину – квадратный. Допускается разнообразная асимметрия либо предметы мебели простых геометрических форм. В духе авангарда – мебель на коротких ножках, максимально приближенная к полу. Обивка – яркая, но без мелких деталей.
Комнаты в стиле авангард не должны быть перегружены: всегда должно оставаться свободное пространство. Кухня, выполненная из стекла, пластика с мебелью округлых или прямоугольных форм, выглядит очень эффектно. Спальня с выдвижной мебелью, центральный предмет которой – кровать-подиум или оригинальный шкаф-купе, станет уютным местом для уединения. Яркая гостиная с минимальным количеством мебели, с вазами, картинами художников-авангардистов смотрится современно и стильно.
Элемент декора – картина в стиле авангард
Владимир Татлин «Памятник III Коммунистического интернационала»
Владимир Татлин «Памятник III Коммунистического интернационала» 1920 год
О художнике
Владимир Татлин родился в Москве в семье железнодорожного инженера-технолога. Когда Татлину было 11 лет, его семья переехала в Украину. Мальчик поступил в Харьковское реальное училище. Там он впервые проявил талант к рисованию. В 14 лет Татлин сбежал из дома и после долгих скитаний по России оказался в Москве. Он устроился в иконописную мастерскую и подрабатывал в декоративных мастерских Оперного театра Солодовникова. В 1902 году Татлин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда несколько лет спустя не приняли Малевича. Однако через год художника отчислили из-за неуспеваемости. Татлин посещал занятия московских и петроградских частных художественных студий. Эти мастерские сыграли важную роль в зарождении движения русского авангарда: именно там Татлин познакомился с Маяковским, Хлебниковым, Ларионовым. С 1911 года он стал участвовать в выставках и сотрудничать с другими художниками. Татлин работал в направлении конструктивизма. Отличительной особенностью этого течения являются геометрическая строгость и лаконичные формы.
О произведении
В 1920 году художник получил разрешение на создание модели башни и ее демонстрации на октябрьских праздниках. Татлин добился внимания к своему произведению не только европейского художественного сообщества, но и советских властей. По приглашению Луначарского Ленин приехал посмотреть на модель башни. Однако с 1921 года началась борьба большевиков с футуризмом, и проект строительства «Памятник III Коммунистического интернационала» не был реализован.
Башня представляла собой открытую конструкцию из металлического каркаса. Внутри крепились четыре застекленных объема: куб, полусфера, цилиндр и пирамида, в которых должны были размещаться различные учреждения. Каждый из этих объемов должен был вращаться вокруг своей оси подобно космическим светилам. Башню Татлина часто сравнивают с архитектурой востока, в частности Эль Лисицкий в своей книге «Россия. Реконструкция архитектуры в советском союзе» говорит о том, что Татлин использовал спиралевидную форму памятника, вдохновившись пирамидой Ассирийского царя Саргона II в Хорсабаде, которая находится на территории нынешнего Ирана.
Знаменитые русские художники-авангардисты и их картины
Василия Кандинского называют основоположником абстрактного искусства. У его беспредметной живописи необычные названия, тем самым он хотел подчеркнуть отсутствие сюжета. Да, его работы не имели сюжета, но при этом их сложно назвать бессодержательными. Среди его известных картин: «Желтое-красное-синее», «Композиция», «Колебание», «Сумеречное». Большинство картин Кандинского были варварски уничтожены фашистами в годы Великой Отечественной войны. Гитлеровцы посчитали их «дегенеративным искусством». Сейчас картины Кандинского представлены в именитых музеях мира.
Казимир Малевич – еще один яркий представитель русского авангарда. Его имя связывают с картиной «Черный квадрат». Однако это не единственное и далеко не лучшее его творение. Скорее картина была резким отказом художника от натуралистичного изображения предметов. Он создал особый стиль в живописи – супрематизм, который на первое место ставил цвет и геометрические формы. В списке его известных картин: «Черный крест на красном овале», «Пейзаж с двумя фигурами», «Красный квадрат».
Владимир Татлин – яркая фигура в истории русского авангарда. Для него были важны формы реальных предметов, людей. При этом он упрощал и цвет, и пропорции. Его картины часто сравнивают с древнерусской живописью. Среди его известных работ – «Матрос». Картина написана в четырех цветах: темно-желтом, синем, черном и розовом. Своим учителем Татлин считал Пикассо.
Как все начиналось
К началу 20 века живопись, как и многие иные виды искусства, достигла такого высокого уровня, что многим стало казаться: это высшая точка, дальше развиваться некуда. Проще говоря, художникам надоело писать природу и портреты в традиционных пропорциях и цветах. На волне таких настроений стали искать какие-то новые пути, формы, способы. И, как это часто бывает в такие периоды, начали с отрицания предыдущего опыта. Символисты считали, что надо изображать не реальность, а чувства человека
Импрессионисты, наоборот, отрицали какой-либо смысл, а считали важной лишь форму, разлагая ее на простейшие геометрические фигуры и признавая лишь основные цвета – желтый, красный и синий. А кто-то искал истину в примитивном народном искусстве
Это породило много направлений в европейском изобразительном искусстве начала 20 столетия. Все вместе их стали именовать авангардом, то есть передовым, новым. Для картин этого жанра характерно новаторство и эпатаж зрителя.
Самым острым и разнообразным был русский авангард. Он пошел дальше всех в своих отрицаниях, но был и самым плодотворным. Сейчас картины легендарных русских авангардистов продаются на мировых аукционах за миллионы долларов.