Авангардизм

Аксессуары и мебель

Абсолютно неприемлемыми для дома или квартиры в стиле авангард является традиционная мягкая мебель, классические гарнитуры.

Главным условием для обстановки является необычность форм или материалов, несвойственные характеристики для каждого предмета.

Корпусная мебель для создания стиля обычно встраивается в стены, или принимает асимметричную яркую форму. Столы и стулья в стиле хай-тек, изготовленные из стекла или пластика, отлично впишутся и дополнят ваш интерьер в стиле авангард.

Интересно будет смотреться спальня в стиле авангард

Сделайте ключевым элементом спальни кровать, акцентируйте внимание на ее необычной форме или материале, из которого она изготовлена

Остальную обстановку оставьте «приглушенной», как того и требует стиль. Либо вообще исключите кровать, вместо нее соорудите подиум и положите на него удобный матрас, и спальня в стиле авангард станет результатом вашего дизайнерского таланта.

Декорируя окна, избегайте неуместных гардин, состоящих из нескольких уровней, изысканных драпировок и ламбрекенов. Оконный проем должен быть оформлен просто, без «ажура» и изысков. Можно обойтись вообще без текстиля на окнах, или выбирайте шторы, не привлекающие внимания — легкие, однотонные.

Картины в стиле авангард, крупные геометрические вазы, дизайнерские сооружения из металла или стекла, необычной формы стулья, воплотят дух революционности во взгляде на интерьер, как того и требует стиль.

Что это такое?

Авангард появился в 20-х годах XX века в эпоху революций и мировых войн – они всегда способствуют переоценке абсолютно всех ценностей. В этом и есть новаторство: прогрессивные идеи возникают в качестве протеста против ставших консервативными норм. Даже сегодня авангард ломает традиции в оформлении интерьеров.

Основные черты новаторского направления:

  • наличие простора, больших объемов;
  • отделка инновационными материалами;
  • интересная нестандартная мебель – необычных форм, интересных цветовых решений, материалов;
  • яркая палитра цветов в отделке;
  • нестандартные планировочные решения, интересные и оригинальные приемы зонирования;
  • наличие смыслового центра композиции в каждой комнате;
  • ломка канонов и традиций, предметы, используемые в новом свете, нехарактерных цветов и форм;
  • по-новому здесь зазвучала многофункциональность.

Понятие современности в авангарде является своего рода преувеличением – действительность представлена с позиции человека будущего. Эту стилистику часто сравнивают с другими направлениями – футуризм, фьюжн, лофт, китч, с которыми она имеет родственные черты. Но авангард стоит особняком среди других интерьерных стилей – его невозможно спутать ни с каким другим.

Владимир Татлин «Памятник III Коммунистического интернационала»

Владимир Татлин «Памятник III Коммунистического интернационала» 1920 год

О художнике

Владимир Татлин родился в Москве в семье железнодорожного инженера-технолога. Когда Татлину было 11 лет, его семья переехала в Украину. Мальчик поступил в Харьковское реальное училище. Там он впервые проявил талант к рисованию. В 14 лет Татлин сбежал из дома и после долгих скитаний по России оказался в Москве. Он устроился в иконописную мастерскую и подрабатывал в декоративных мастерских Оперного театра Солодовникова. В 1902 году Татлин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда несколько лет спустя не приняли Малевича. Однако через год художника отчислили из-за неуспеваемости. Татлин посещал занятия московских и петроградских частных художественных студий. Эти мастерские сыграли важную роль в зарождении движения русского авангарда: именно там Татлин познакомился с Маяковским, Хлебниковым, Ларионовым. С 1911 года он стал участвовать в выставках и сотрудничать с другими художниками. Татлин работал в направлении конструктивизма. Отличительной особенностью этого течения являются геометрическая строгость и лаконичные формы.

О произведении

В 1920 году художник получил разрешение на создание модели башни и ее демонстрации на октябрьских праздниках. Татлин добился внимания к своему произведению не только европейского художественного сообщества, но и советских властей. По приглашению Луначарского Ленин приехал посмотреть на модель башни. Однако с 1921 года началась борьба большевиков с футуризмом, и проект строительства «Памятник III Коммунистического интернационала» не был реализован.

Башня представляла собой открытую конструкцию из металлического каркаса. Внутри крепились четыре застекленных объема: куб, полусфера, цилиндр и пирамида, в которых должны были размещаться различные учреждения. Каждый из этих объемов должен был вращаться вокруг своей оси подобно космическим светилам. Башню Татлина часто сравнивают с архитектурой востока, в частности Эль Лисицкий в своей книге «Россия. Реконструкция архитектуры в советском союзе» говорит о том, что Татлин использовал спиралевидную форму памятника, вдохновившись пирамидой Ассирийского царя Саргона II в Хорсабаде, которая находится на территории нынешнего Ирана.

Цветовая палитра

Основой выбора цветовой гаммы для оформления помещения остается контраст. Он может использоваться как в деталях, так и в выборе оттенков для двух стен, расположенных рядом. Правил подбора оттенков нет. Есть только понимание того, что такой интерьер должен быть ярким. Используются чистые цвета – красный, синий, зеленый, желтый, черный в сочетании с белым или любым другим. Полутонов и пастельных решений здесь не может быть. Конечно, будет всегда третий акцентный на фоне двух контрастирующих компаньонов, но этот третий будет гармоничен с каждым из дуэта или же контрастным по отношению двум гармоничным, но чистым и ярким цветам.

Органичными в стиле авангард будут комбинации:

  • синего и зеленого, разбавленные черными или темно-коричневыми штрихами;
  • черного и белого, хотя в таком дуэте интерьер становится похож на арт-деко;
  • желтого и белого;
  • красного и металлического серого;
  • яркого синего и светлого серого;
  • красного и зеленого;
  • оранжевого, серого, фиолетового и кораллового (в полосатых решениях можно использовать несколько менее насыщенных, чем обычно оттенков).

История и особенности стиля

Авангард пришел в архитектуру не сразу. Сначала о стиле заявили художники XX века, которые решили выйти за рамки классических канонов и выражать символизм образов с помощью новаторства. Так появился новый подход к искусству и выражению собственных вкусов.

Авангард — это отказ от традиционных подходов в искусстве и архитектуре. В его основе заложены форма и цвет, контрастирующие друг с другом. Именно эта особенность и является наиболее ярким признаком авангардного стиля. Ему свойственны чистые цвета, такие как:

  • белый;
  • черный;
  • желтый насыщенный;
  • красный;
  • синий глубокий;
  • зеленый и салатовый.

Стиль Авангард в интерьере допускает использование и сочетание практически всех материалов. Тем не менее наиболее предпочтительной является новаторская бытовая техника и мебель, современные отделочные материалы для различных поверхностей и новые технологии для создания нестандартного освещения. Дизайнеры часто используют уникальные штукатурки, обои металлического оттенка, передовые лакокрасочные и ламинированные покрытия, подвесные потолки.

Контраст, как главный отличительный акцент авангардного стиля от других, используется не только между разными поверхностями.

Поскольку Авангард не признает простую отделку и декорирование мелкими предметами, выбор мебели для создания единой смысловой карты в помещении также требует определенных знаний принципов авангардизма в архитектуре.

Так стиль диктует использование предметов мебели:

  • четкой прямоугольной формы;
  • с округлыми контурами и нестандартным дизайном;
  • многофункциональной;
  • из дерева, стекла, металла;
  • ручной работы с использованием смешанных материалов.

Наполнение помещения также играет важную роль. Именно поэтому для реализации смелых интерьерных решений дизайнеры используют современные телевизоры и ЖК мониторы, аудиосистемы и домашние кинотеатры, шкафы-купе, шторы, контрастирующие по цвету со стенами.

Так шкаф может раскладываться в кровать, а кухонный стол выдвигаться из стены для экономии пространства. Несмотря на особенности стиля Авангард, он позволяет создать индивидуальный характер интерьера за счет экспериментального сочетания цветов, форм, материалов.

Ежегодно появляются новые тенденции, например, в 2018 году в интерьере авангардисты отдают предпочтение необычному декорированию стен современными отделочными материалами как наиболее яркому акценту помещения. И именно штукатурка для стен завоевала прочное доверительное место в списке необходимых признаков данного стиля.

Для этих целей итальянский производитель San Marco предлагает:

  • Easy Art — декоративная краска нового поколения с эффектом металлик. В линейке есть большая палитра цветов, характерных для авангардного стиля. Краска легко наносится, отлично подходит для декорирования и локальной реставрации.
  • Stucco Veneziano — декоративная штукатурка для создания яркой поверхности с глянцевым эффектом. Она дает ощущение гладкой облицовки старинных венецианских зданий и прекрасно сочетается даже с ультрасовременным дизайном.
  • Uno — супермоющаяся матовая краска, для колеровки в цвета разной насыщенности. Серия базы Transparente предназначена для оформления стен в яркие оттенки с хорошей укрывистостью.
  • Roxidan — ультрасовременная фактура, позволяющая добиться эффекта патинированных платиной стен, или цветов окисленных металлов. Отлично подойдет для выделения одной из стен.
  • Decori Classici — краска, создающая на стене легкую муаровую паутинку, отлично смотрится в ярких цветах.

Для создания эффектного акцента на стенах также подойдет Acrisyl Decora из серии фактурных штукатурок итальянского бренда San Marco. Этот вид настенного покрытия обеспечивает шершавую и жесткую поверхность, которая наиболее актуальна в местах повышенной проходимости.

Авангардизм как историческое явление

Авангардизм как историческое явление представляет собой крупное и тяжелое порождение кризиса буржуазной культуры начала ХХ века, он проистекает из субъективистского, анархического миропонимания.

Авангардные течения основаны на резком радикальном отношении к художественному творчеству, не ограниченном аспектами классической эстетики, применяя нестандартные, новые способы представления, насыщенные символизмом творческих образов.

Значение авангарда неорганично по своей сути: в нем сочетаются школы и движения искусства, представляющие порой абсолютно разные идеологии. Такое противоречие тенденций авангардизма, обусловленное разными творческими судьбами авторов, их эстетическими и общественными позициями, привело к его эстетической двойственности, художественной эклектичности. Общей особенностью авангардных течений является манифест – открытый и непреклонный протест против социальных норм и устоев.

Представители авангардизма считают, что для преобразования мира средствами искусства, формирования нового сознания человечества нужна его неограниченная свобода от устаревших условностей, они, прежде всего, обращаются к инстинкту как к первоначальному природному чувству, не омраченному общественными запретами. Авангардисты умело свертывают восприятие сознательного и развивают бессознательное начало в творческом и рецептивном процессах.

Интерьер

Можно не знать Малевича и Кандинского, но если в человеке присутствует бунтарский и новаторский дух, то авангард в интерьере как раз то, что ему нужно.

Сейчас стиль авангард всё больше набирает популярность в архитектуре и дизайне. Фотографии в этом стиле украшают офисы известных компаний ресторанов. Авангардизм совмещает в себе дух искательства и протеста. Однако создание авангардного интерьера в доме требует индивидуального подхода. Увидеть картинку в журнале и скопировать подобный интерьер у себя в доме не получится. В проектировании интерьера в авангардной стилистике нужно учитывать образ жизни, вкусы и интересы хозяина.

Важно знать, что авангард противопоставлен не столько классицизму, сколько любому стилю, где на первый план выдвигаются формальная красота и рационализм. Нельзя отождествлять авангард с минимализмом в интерьере или хайтеком

Авангардный дизайн предполагает наименьшую функциональность. Здесь во главу угла ставятся цвет и форма в отрыве от функциональности. Идея этого стиля в том, чтобы разрушить связь между красотой и полезностью. Допускаются абсолютно бесполезные, но красивые вещи, что является противоположностью Готическому стилю.

Авангардный стиль ассоциируется с яркостью, эффектностью, нестандартностью. В интерьере обязательно присутствует торжество контрастов. Главное – уметь сочетать цвета и формы, свет и тень. Свежие идеи, эксперимент, детали должны в целом сливаться в единую стилистическую картину.

Цветовые решения

Цвет – одна из основных и принципиальных особенностей авангарда. Яркие цвета в необычных сочетаниях – вот что главное в этом стиле.

Чтобы организовать интерьер в авангардной стилистике, надо смело браться за кисти и краски. Эксперимент с цветом – главное. К примеру, можно покрасить одну стену в белый цвет, а другую – в чёрный. Рядом с белой стеной – расположить чёрное кресло, а на чёрной стене повесить бра со светлым абажуром. Главное – проявить смелость и уверенность, чтобы стиль выглядел естественно.

Материалы

Авангард в плане выбора материала для пола, стен, потолка очень демократичен. Сегодня вполне применимы самые современные материалы: пластик, текстиль, а для отделки – ламинат или линолеум. Потолки (подвесные, разноуровневые) традиционно белого цвета, стены должны быть покрыты краской. Обои с рисунком исключены, только однотонные либо металлизированные. Допускается декоративная штукатурка.

На сегодняшний день выпускается плитка фирмы Опочно в стиле авангард.

Окна и двери

Окна в стиле авангард должны не столько выполнять главную функцию – освещения, сколько стать украшением комнаты. Они используются также для декорации внутренних стен и перегородок. Это сделает интерьер необычным и своеобразным, что в целом является главным для авангардной стилистики. Возможны даже имитации окон.

Важно контрастное оформление окон. Ткань для штор подбирается ярких оттенков, контрастирующих с цветом стен

Уместны рулонные шторы.

Двери могут быть стандартными распашными, но с уникальным дизайном, подчёркивающим общий стиль. Альтернативное решение – раздвижные или складчатые двери из современных материалов.

Декор и аксессуары

Секрет оформления комнаты в стиле авангард в том, что в ней должен находиться центральный предмет (кровать, диван, ковёр на полу, стол и др.), вокруг которого располагается вся композиция. В качестве деталей используются репродукции современного искусства, объёмные стеклянные вазы, необычная посуда.

Освещение комнаты – обильное. Уместно большое количество современных светильников, встроенных в потолок, галогеновых ламп. Акцентом может стать интересная дизайнерская люстра. Большие окна, подиумы, ступени выступают в роли элементов декора.

Мебель

Авангардная мебель оригинальна, полна энергии и интересных деталей, но вместе с тем функционально сдержанна. Игра с формой только приветствуется. К примеру, диван может быть наполовину круглый, наполовину – квадратный. Допускается разнообразная асимметрия либо предметы мебели простых геометрических форм. В духе авангарда – мебель на коротких ножках, максимально приближенная к полу. Обивка – яркая, но без мелких деталей.

Комнаты в стиле авангард не должны быть перегружены: всегда должно оставаться свободное пространство. Кухня, выполненная из стекла, пластика с мебелью округлых или прямоугольных форм, выглядит очень эффектно. Спальня с выдвижной мебелью, центральный предмет которой – кровать-подиум или оригинальный шкаф-купе, станет уютным местом для уединения. Яркая гостиная с минимальным количеством мебели, с вазами, картинами художников-авангардистов смотрится современно и стильно.


Элемент декора – картина в стиле авангард

Современное направление

Сегодня авангардистами называют новаторов во всех видах искусства (живопись, архитектура, дизайн, мода, музыка). А само искусство авангарда представляет собой целый пласт различных веяний и течений. Это уже часть популярной культуры, частично утратившей свой изначально бунтарский дух.

С 60-х годов вторым развитием авангарда стал стиль, получивший название «поп-арт». Это искусство, рассчитанное на массовую аудиторию. В идее движения лежит теория о том, что всё может стать предметом искусства. По словам крупнейшего представителя «поп-арта» американца Р. Рауншенберга, «это искусство вне искусства», так как стирались границы между жизнью и творениями мастеров. Этот стиль и сегодня живёт в кино, рекламе, моде, в поведенческом типе жизни.

К 70-м годам на смену «поп-арту» приходит концептуализм, в основе которого лежит бессодержательность. Практически одновременно появляется движение «боди-арт», когда тело превращается в объект искусства.

Сегодняшний авангард – это искусство успокоенного общества. Оно не учит, не пропагандирует, ни с кем не конфликтует, а живёт наравне с другими стилями. В большей степени современный авангард заметен в моде. У истоков авангардного стиля в одежде стоял знаменитый Пьер Карден. Особенности этого стиля проявляются и в нынешней моде:

  • асимметрия;
  • нестандартный силуэт;
  • игра форм;
  • яркие цвета;
  • смелые сочетания, контрастность;
  • сочетание разных стилей, тканей, фактур.

Авангард: фотографы, режиссеры, видеохудожники, режиссеры.

Сальвадор Дали и Ман Рэй в Париже, 16 июня 1934 года, делая «дикие глаза» фотографу Карлу Ван Вехтену.

Литовский художник Йонас Мекас — крестный отец американского авангардного кино.

  • Джон Абрахам (индийский кинорежиссер)
  • Кеннет Энгер (американский режиссер)
  • Дайан Арбус (американский фотограф)
  • Беренис Эбботт (американский фотограф)
  • Мэтью Барни (американский перформанс, режиссер, фотограф)
  • Джордан Белсон (американский кинорежиссер)
  • Патрик Бокановски (французский кинорежиссер)
  • Стэн Брэхейдж (американский кинорежиссер)
  • Луис Бунюэль (испанский кинорежиссер)
  • Джон Кассаветис (американский кинорежиссер)
  • Вера Хитилова (чешский кинорежиссер)
  • Жан Кокто (французский поэт, художник, кинорежиссер)
  • Брюс Коннор (американский кинорежиссер, скульптор и художник)
  • Тони Конрад (американский видеохудожник , экспериментальный режиссер )
  • Майя Дерен (американский режиссер)
  • Натаниэль Дорски (американский кинорежиссер)
  • Жермен Дюлак (французский режиссер)
  • Харун Фароки (немецкий режиссер)
  • Райнер Вернер Фассбиндер (немецкий кинорежиссер)
  • Дэвид Гаттен (американский кинорежиссер)
  • Эрни Гер (американский кинорежиссер)
  • Жан-Люк Годар (французский кинорежиссер)
  • Филипп Грандье (французский кинорежиссер)
  • Питер Хаттон (американский кинорежиссер)
  • Кен Джейкобс (американский кинорежиссер)
  • Алехандро Ходоровски (чилийский режиссер)
  • Мэри Джордан (американский кинорежиссер, перформанс, активистка)
  • Яромил Йиреш (чехословацкий кинорежиссер)
  • Хармони Корин (американский режиссер)
  • Курт Крен (австрийский кинорежиссер)
  • Стэнли Кубрик (американский кинорежиссер)
  • Йорген Лет (датский кинорежиссер)
  • Дэвид Линч (американский кинорежиссер)
  • Роберт Мэпплторп (американский фотограф)
  • Йонас Мекас (литовско-американский кинорежиссер)
  • Отто Мюль (австрийский кинорежиссер)
  • Дадли Мерфи (режиссер-экспериментатор)
  • Рютаро Накамура (японский режиссер и аниматор)
  • Никос Николаидис (греческий кинорежиссер)
  • Мамору Осии (японский режиссер)
  • Пьер Паоло Пазолини (итальянский режиссер, поэт и писатель)
  • Симоне Раписарда Казанова (итальянский режиссер)
  • Ман Рэй (американец / француз, фотограф и кинорежиссер)
  • Ален Рене (французский кинорежиссер)
  • Жак Риветт (французский кинорежиссер)
  • Жан Руш (этнографический кинорежиссер)
  • Рудольф Шварцкоглер (австрийский кинорежиссер)
  • Джек Смит (американский кинорежиссер)
  • Майкл Сноу (канадский художник, режиссер)
  • Сион Соно (японский режиссер, драматург и поэт)
  • Штрауб-Юйе (французские режиссеры)
  • Фил Соломон (американский кинорежиссер)
  • Леопольд Сюрваж (французский художник русско-датско-финского происхождения)
  • Сюдзи Тераяма (японский драматург, режиссер, поэт и писатель)
  • Ларс фон Триер (датский кинорежиссер)
  • Энди Уорхол (американский художник)
  • Питер Вайбель (австрийский кинорежиссер)
  • Джоэл-Питер Уиткин (американский фотограф)
  • Фред Уорден (американский кинорежиссер)
  • Кансуке Ямамото (японский фотограф и поэт)
  • Тьерри Зено (бельгийский режиссер)

Авангард: авторы, драматурги, актеры, режиссеры (театра) и поэты.

Джеймс Джойс , ок. 1918 г., фото К. Руфа, Цюрих

Карл Ван Фехтен , Портрет Гертруды Стайн , 1934 г.

  • Джоанн Акалайтис (сценарист / режиссер / Mabou Mines )
  • Гийом Аполлинер (писатель)
  • Антонен Арто (французский актер, режиссер и теоретик)
  • ХК Артманн (поэт и писатель австрийского происхождения)
  • Хьюго Болл (немецкий писатель, дадаист)
  • Дж. Г. Баллард (британский писатель)
  • Жорж Батай (французский писатель и публицист)
  • Джулиан Бек (актер / режиссер / Живой театр )
  • Сэмюэл Беккет (ирландский драматург)
  • Морис Бланшо (французский писатель и публицист)
  • Хорхе Луис Борхес (аргентинский писатель)
  • Андре Бретон (французский писатель)
  • Германн Брох (австрийский писатель)
  • Кристин Брук-Роуз (британский писатель и литературный критик)
  • Уильям С. Берроуз (автор, поэт, эссеист)
  • Джим Кэрролл (поэт-авангард)
  • Луи-Фердинанд Селин (автор)
  • Грегори Корсо (экспериментальный поэт-битник)
  • Джейн Кортес (американский поэт и устный художник)
  • Э. Каммингс (поэт)
  • Джеффри Дэниелс (американский поэт)
  • Ги Дебор (французский писатель и философ)
  • Джон Дос Пассос (американский писатель)
  • Дункан Фаллоуэлл (английский писатель)
  • Бенджамин Фондан (румынский / французский поэт, критик, философ-экзистенциалист)
  • Ричард Форман (американский режиссер / дизайнер / драматург / композитор)
  • Акасэгава Гэнпэй (японский художник и писатель)
  • Аллен Гинзберг (поэт)
  • Витольд Гомбрович (писатель)
  • Ойген Гомрингер (отец конкретной поэзии )
  • Ежи Гротовский (директор)
  • Стюарт Хоум (писатель)
  • Пер Хойхольт (датский поэт)
  • Эрнст Яндль (австрийский писатель, поэт и переводчик)
  • Альфред Джарри (писатель)
  • Джеймс Джойс (писатель)
  • Франц Кафка (писатель)
  • Тадеуш Кантор (режиссер)
  • Лайош Кашак (1887–1967, венгерский авангардный поэт и художник)
  • Сречко Косовель (словенский поэт)
  • Питер Лаугесен (датский поэт)
  • Джексон Мак Лоу , американский поэт
  • Мина Лой (британский художник / поэт)
  • Димитрис Льякос (писатель / драматург / поэт)
  • Джудит Малина (актер / режиссер / Живой театр )
  • Филиппо Томмазо Маринетти (основоположник итальянского футуризма )
  • Владимир Маяковский (русский писатель-футурист и поэт)
  • Всеволод Мейерхольд (режиссер)
  • Генри Миллер (автор)
  • Ион Минулеску (румынский поэт, прозаик, новеллист, журналист, литературный критик, драматург)
  • Юкио Мисима (писатель, драматург, поэт)
  • Владимир Набоков (русский автор)
  • Анаис Нин (французский автор дневников, автор, поэт)
  • Эзра Паунд (американский поэт)
  • Ален Роб-Грийе (французский писатель, драматург, кинорежиссер)
  • Раймонд Руссель (писатель)
  • Бруно Шульц (писатель)
  • Гертруда Стайн (автор, публицист)
  • Эллен Стюарт (театральный режиссер / La MaMa )
  • Жан Тардье (художник, драматург, поэт)
  • Тристан Цара (румынский поэт)
  • Урмуз (румынский писатель)
  • Илари Воронка (румынский поэт, публицист)
  • Уильям Карлос Уильямс (американский поэт)
  • Мирослав Ванек (чешский композитор, поэт, певец)
  • Станислав Игнаций Виткевич (писатель)
  • Роберт Уилсон (режиссер)
  • Вирджиния Вульф (английский автор)

Зарождение русского конструктивизма

Владимира Татлина часто называют отцом конструктивизма. Этот украинский художник вошел в московский авангард благодаря своему традиционному обучению, которое подтолкнуто, или, лучше сказать, дополняло революционное мышление при посещении Парижа и встрече со знаменитым Пабло Пикассо. В Париже Татлин столкнулся с экспериментами в коллажах кубизма, а также с трехмерными конструкциями и серией натюрмортов Пикассо, сделанных из подручных материалов. Восхищение Татлиным их нетрадиционной модуляцией, составленной таким образом, что их можно было бы легко назвать «сконструированными», побудило Татлина изучить новый подход в его собственном производстве. С 1914 до середины 1920-х годов Татлин вместе со своими коллегами-конструктивистами создавал искусство и дизайн, в которых яростно подчеркивались материалы, объем, революция и строительство. Взяв промышленные материалы, такие как дерево, стекло и металл, русский конструктивизм сместился в сторону промышленного дизайна, а его авторами стали инженеры повседневного обихода.

Продвижение рационального мышления, социальных и визуальных интересов, основанных на дизайне и пропорциях, а не на чувственной привлекательности, нанесло удар по традиционному производству. Конструктивистские авторы провели точный технический анализ современных материалов с надеждой, что это исследование в конечном итоге приведет к появлению идей, которые можно будет использовать в массовом производстве, служа целям современного коммунистического общества.

Александр Родченко, 1924

Авангард: танцоры и хореографы

Айседора Дункан выступает босиком. Фото Арнольда Генте ок. 1915-1918 гг.

Марта Грэм , фото Юсуфа Карша , 1948 год.

  • Пина Бауш (немецкая танцовщица, хореограф)
  • Триша Браун (американская танцовщица, хореограф)
  • Люсинда Чайлдс (американская танцовщица, хореограф)
  • Мерс Каннингем (американский танцор, хореограф)
  • Айседора Дункан (пионер современного танца)
  • Лой Фуллер (пионер современного танца)
  • Марта Грэм (американская танцовщица, хореограф)
  • Салли Гросс (американская танцовщица, хореограф)
  • Дебора Хэй (американская танцовщица, хореограф)
  • Анна Халприн (американская танцовщица, хореограф)
  • Эрик Хокинс (американский танцор, хореограф)
  • Ханя Хольм (пионер современного танца)
  • Дорис Хамфри (пионер современного танца)
  • Леонид Мясин (пионер современного танца)
  • Вацлав Нижинский (пионер современного танца)
  • Алвин Николаис (американский танцор, хореограф)
  • Ивонн Райнер (американская танцовщица, хореограф)
  • Рут Сен-Дени (пионер современного танца)
  • Тед Шон (пионер современного танца)
  • Анна Соколова (американская танцовщица, хореограф)
  • Хелен Тамирис (пионер современного танца)
  • Твайла Тарп (американский хореограф, танцовщица)
  • Чарльз Вайдман (пионер современного танца)
  • Мэри Вигман (немецкая танцовщица, хореограф)

Характерные черты стиля авангард

Хотя авангард идет в ногу со временем, постоянно меняясь, этому направлению присущи некоторые принципы, которые выделяют его на фоне других.

  • Подчеркивается функциональность, но не в ущерб комфорту. Если это спальня, главным объектом, на котором следует сделать акцент, будет кровать. Лучше всего выбрать этот главный предмет комнаты как можно более необычной формы. Его цвет должен контрастировать с другой мебелью интерьера и, возможно, с окраской стен.
  • Смело используйте технологические новшества. Создавайте оригинальность внутреннего стиля комнаты посредством новейших материалов.
  • Символика для выражения идей. Часто присутствуют символические образы, навеянные идеей, которая легла в основу интерьера комнаты.
  • Отсутствие дополнительного декора. Сами предметы со своим своеобразием форм выступают в качестве украшения, завершающего целостность композиции. Поэтому, если вам не хватает декора, лучше используйте пару оригинальных больших предметов, например две стеклянные вазы изысканной формы.

История возникновения

К концу XIX века его стали применять в художественной критике, но не в качестве названия стиля, а для обозначения новых, передовых идей. И только уже после Второй мировой войны слово «авангард» стало использоваться в роли объединяющего термина, прикрепляемого к любым видам искусства, антитрадиционным по форме.

Авангардизм в искусстве тесно связан с модернизмом. До сих пор вопрос соотношений этих двух понятий остаётся открытым: их полностью противопоставляют и, наоборот, взаимозаменяют. Но всё-таки модернизм в большей мере считают предшественником авангарда, определяя разницу между стилями. Так, модернизм проявил себя как эстетический бунт: это была революция в искусстве. Авангард же – это бунт против всякой художественной традиции в любом направлении.


Искусство авангарда

Особенно отметился русский авангардизм в живописи, появившись в СССР как протест против тоталитарного режима. Самыми яркими представителями русского авангарда считаются Казимир Малевич и Василий Кандинский.

Характерные черты авангарда:

  • осознанно экспериментальный характер произведения искусства;
  • революционно-разрушительный пафос;
  • антитрадиционность;
  • принципиальное новаторство в формах, приёмах, средствах;
  • эпатажность и даже скандальность;
  • стирание границ между видами искусств и синтез разных искусств.

Появившись в переломный момент, авангард принял на себя функцию разрушителя, пророка и творца абсолютно нового искусства. При этом каждый из представителей видел его выражение по-своему, поэтому рамки авангардных течений очень велики.

Василий Кандинский «Композиция 8»

Василий Кандинский «Композиция 8», 1923

О художнике

получил юридическое образование и долгие годы посвятил праву и национальной экономике, но в 30 лет решил бросить науку и заняться живописью. Он окончил Мюнхенскую академию художеств, работал в России и Германии. Сначала Кандинский работал в традиции немецкого экспрессионизма. В этом периоде он в основном писал пейзажи, в которых прослеживается влияние фовистов и французских постимпрессионистов. С 1910 года художник стал работать с абстракцией. Кандинский участвовал в выставках московского художественного объединения «Бубновый валет» и мюнхенского объединения «Синий всадник». С 1918 по 1921 год преподавал во и с 1922 года работал в «Баухаусе» вплоть до закрытия школы. Василий Кандинский также известен своими теоретическими трактатами о живописи.

О произведении

Произведение «Композиция 8» — самая известная работа холодного периода творчества Кандинского. Работы этого периода отличаются абстрактными геометрическими формами и композиционной строгостью. В период завершения работы над «Композицией 8» Кандинский пишет свой знаменитый трактат «Точка и линия на плоскости», в котором подробно излагает свои художественные принципы. Он называет точку и линию — простейшими материальными элементами, которые лежат в основе всех произведений. Кандинский также исследует эмоциональную окраску этих элементов. Кандинский говорит о точке, линии и плоскости в первую очередь как об эмоциональных, а потом уже геометрических объектах (например, он говорит, что точка является «связью молчания и речи»). Таким образом, картина «Композиция 8» является воплощением тех теоретических воззрений, которые Кандинский излагает в трактате «Точка и линия на плоскости».

Революционное искусство – авангардизм

Признававший себя революционным искусством, авангардизм, сохраняя свою природу, был воспринят на территории коммунистических стран антинародным и формалистическим течением, в Германии был назвав «дегенеративным искусством».
Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Однако, авангардизм, по правде, в некоторой степени помог укреплению тоталитарных властей, его идеологическое несоответствие тоталитаризму было очевидным явлением, что привело к уничтожению авангардистской культуры, ее школ, арестам и убийствам выдающихся деятелей искусства. Жертвами жестокой расправы стали: яркий представитель театрального гротеска Всеволод Эмильевич Мейерхольд, писатель, поэт Даниил Иванович Хармс, писатель, поэт, сценарист Николай Макарович Олейников, актер, режиссер Александр Яковлевич Таиров и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector