Украина

Содержание

«Древнейшая Правда» содержит 18 статей. Ими предусматривалось право кровной мести, наказание за убийство в виде штрафа, наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др.; имеется ряд процессуальных норм.

Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.

В первой статье предусматривалось право родственников на кровную месть за убийство. Мстить могли брат за брата, сын за отца, отец за сына, племянник за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан был уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен. В той же статье названы некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство: «аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь». Данный список толкуется исследователями следующим образом:

  • русин — младший княжеский дружинник, в том числе:
    • гридин — представитель боевой дружины;
    • купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
    • ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
    • мечник — сборщик штрафов;
  • изгой — человек, потерявший связь с общиной;
  • словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте — рядовой житель.

Согласно ст. 2, человеку избитому до крови или синяков не нужно было представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок был необходим. Если пострадавший не мог за себя мстить, нарушитель платил «за обиду» 3 гривны и оплачивал услуги лекаря. По ст. 3 за удар кулаком или тупым предметом взималась плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью. По ст. 4 за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»). Согласно ст. 5, нанесение травмы, приведшей к лишению руки, каралось платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека. Ст. 6 запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной. Ст. 7 и 8 устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца и 12 гривен — за повреждение усов и бороды. Ст. 9 определяла плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем. Если один муж толкнёт другого, согласно ст. 10, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг, ему не нужно было предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.

Согласно ст. 11, если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, платил последнему 3 гривны «за обиду». По ст. 12 езда на чужом коне без спроса наказывалась платой в 3 гривны. Пользование чужим конём, оружием или одеждой по ст. 13 наказывалось платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).

Согласно ст. 14, человек, опознавший похищенную у него вещь, не мог сразу вернуть её себе, но сначала должен был отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней. По ст. 15 дело об отказе должника в уплате долга решалось на перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду». По ст. 16 человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен был по своду идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.

Согласно ст. 17, если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдавал его, то платил истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец был вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать. Последняя ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копьё, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл.

Предыстория возникновения закона

Причины создания такого акта диктовало само время. До появления Правды прописанного свода законов не существовало вообще. Жизнь в государстве регламентировалась морально-этическими христианскими нормами, которые были отражены в церковной литературе.

Русская Правда во многом опирается на христианские прописные истины, но такой свод правил более усовершенствован и детализирован.

До прихода христианства на Русь, до ее крещения в обществе господствовал языческий закон. Конечно, он был диким и варварским. Но такие вековые устои тяжело было искоренить одной только новой церковной литературой. Ведь языческое право шло в полный разрез с новой христианской религией.

Кроме того, в Древней Руси судьями были в основном выходцы из других стран, которые не владели в совершенстве всеми традициями и обычаями Киевской Руси и многих нюансов просто не могли понять. Главным толчком для возникновения свода законов был приход христианства с его высокими моральными ценностями, главной из которых была и есть жизнь человека, независимо от его статуса и положения в обществе.

Учреждения

«Правда Ярославичей» повысила ответственность данной общины за убийство князей , воинов, тиунов (« тиун », привилегированный слуга князей или бояр ), староста (« староста », представителя низовой администрации князя) , отрокс (« отрок », низший воин в армии князя) и другие слуги на своей территории. «Правда Ярославичей» предусматривала суровое наказание за поджоги , умышленное калечение скота и коллективное посягательство на имущество богатых людей . После бунта 1113 года в Киеве был введен закон о непомерных процентах , ограничивающий финансовые операции ростовщиков .

Отправление правосудия в Киевской Руси — Иван Билибин

«Правда» стабилизировала систему феодальных отношений и социального неравенства. В XI-XIII вв. Он издал новые законы для смердов («смерд» — феодально-зависимый крестьянин), закупов (« закуп » — феодально-зависимого крестьянина, который мог стать свободным после уплаты своего « закупа », феодального крестьянина. ссуды ), холопов (« холоп » — феодально-зависимый крестьянин, которого можно было убить или продать как раба) и т. д. В «Обширном издании Правды» есть особые положения о статусе закупов и холопов . Он также отражает роль княжеского двора, увеличивая и устанавливая различные виды наказаний и наказаний. Он наложил штрафы, которые пошли на пользу князю или его администрации с уменьшенной компенсацией потерпевшим.

Пытаясь отменить кровную месть (что было довольно распространено в то время), «Правда» сузила ее «использование» и ограничила число мстителей ближайшими родственниками погибших. Если на стороне жертвы не было мстителей, убийца должен был выплатить штраф (так называемый «выра») в пользу князя и частичную компенсацию родственникам жертвы (сообщество убийцы должно было помочь ему оплатить штраф). . Если убивали женщину, приходилось платить половину обычного штрафа (так называемое «полувирьье», половина «выра»). «Правда» также защищала здоровье и честь свободных членов феодального общества и обеспечивала денежную компенсацию за нанесение увечий или оскорбление словом или делом. «Правда» имела комплексную систему наказаний и наказаний за кражи в городе или сельской местности, умышленное повреждение лесов, охотничьих угодий или земель, незаконное проникновение и т. Д. Она также регулировала задолженность между физическими лицами и содержала статьи об ответственности и наследственном праве. «Правда» использовала свидетелей , клятвы и « ордалий » (лат. Ordalium , или «испытание» на английском языке ), своего рода крайний критерий, используемый для доказательства невиновности или виновности подсудимого в ходе судебного разбирательства. Судебный процесс также включал показания свидетелей, доказательства , сбор или преследование по горячим следам . Следователям также пришлось проверить ложные обвинения. Это были первые шаги к судебной медицине .

История создания и авторы

Согласно традиционной точке зрения, документ был создан в период между 1054 и 1073 годами. Это время триумвирата – совместного правления троих сыновей Ярослава Мудрого:

  • Изяслав (годы жизни – 1024-1078).
  • Святослав (1027-1076).
  • Всеволод (1030-1093).

Анализируя имена, содержащиеся в тексте Правды Ярославичей и проводя параллели с историческими событиями, ряд исследователей конкретизирует время создания документа еще более точно: 1068-1072.

Многие историки допускают возможность позднейших вставок к основному тексту.

В советской историографии утвердилось мнение, что создание «Правды Ярославичей» было напрямую обусловлено народными восстаниями 1068-1071 годов, связанными с поражениями братьев в битве на реке Альта от половцев в 1068 году.

Современные исследователи указывают на закономерность появления изменений в «Русской Правде», которая была утверждена еще в 1016 году Ярославом Мудрым и требовала обновлений. Они видят в появлении новой редакции «Русской правды» в первую очередь эволюцию феодальных отношений.

В самом тексте «Правды Ярославичей» в качестве ее создателей указаны 8 имен. Помимо трех вышеупомянутых сыновей Ярослава Мудрого это:

  • Чюдин;
  • Микула;
  • Микифор Кыянин;
  • Коснячко;
  • Перенег.

Чюдин и Микула упоминаются в других летописях как знатные «мужи» из Вышгорода (город возле Киева). В некоторых источниках их ошибочно объединяют в одно лицо «Чюдин Микула».

Микифор – обладатель имения в Киеве, приближенный к княжескому двору.

Коснячко – воевода при князе Изяславе во время восстания 1068 года.

Перенег – одна из наиболее спорных фигур. Татищев полагал, что это не имя, а прозвище, указывающее на этническую принадлежность – «печенег». Советский историк-славист Михаил Тихомиров категорически был не согласен с этой точкой зрения, доказывая, что Перенег – это имя одного из славянских «мужей» при княжеском дворе.

Коснячко упоминается в других летописях под 1068 годом, Чудин – под 1072 годом, что доказывает реальность этих исторических персонажей и правильность датировки Правды Ярославичей.

Княжеский суд

С развитием общественного строя восточных славян всё большую власть начинают сосредотачивать в своих руках племенные вожди — князья. Первоначально заведуя лишь военными делами, князья сосредотачивают в своих руках административные функции — особенно это актуально для союзов и суперсоюзов племён. На местах всё ещё оставалось общинное самоуправление, однако более крупные и трудоёмкие дела вёл сам князь и его дружина, проживавшие в административном центре — «граде».

Тем не менее князь не вершил правосудие самостоятельно. Он оставался одним из авторитетных лиц, но, однако, не мог единолично принять то или иное решение. В целом княжеский суд был очень похож на местный общинный. Различие состояло в том, что если на местах реализация вынесенного решения обеспечивалась давлением старейшин, то при княжеском дворе это отдавалось целиком и полностью на откуп проигравшей стороны. Авторитет князя был настолько велик, что моральный «дамоклов меч» в случае неисполнения предписаний работал хорошо.

С течением времени княжеская власть, в том числе и судебная, усиливается. Князья, ощущая своё особое положение в общественной жизни государства (или протогосударства) могли принимать решения, шедшие вразрез с установленными нормами или же, наоборот, слишком дотошно следовать устоявшимся традициям, вплоть до серьёзных «перегибов». В этой связи можно вспомнить знаменитую историю мести княгини Ольги древлянам за смерть своего мужа.

Кратко: Русская правда — памятник русского права

«Русская правда» является первым славянским нормативно-правовым документом государства Киевская Русь, объединивший в себе большинство существующих на тот исторический момент указов и законов. Данный свод не только сформировал определённое подобие общей нормативно-законодательной системы, но и стал важным литературным памятником славянской культуры, ведь сам документ представляет блестящий образец письменной культуры одного из самых ранних этапов становления государства.

Русская правда содержит в себе номы процессуального, торгового, наследственного и уголовного законодательства, являясь основным источником экономических, социальных и правовых отношений Древней Руси.

Появление данного свода историки связывают с именем великого киевского князя Ярослава Мудрого. На сегодняшний день, к сожалению, нет оригинала документа, и учёным приходится довольствоваться более поздними копиями. При этом, большинство из них утверждают, что «Русская правда» была создана именно в период правления Ярослава Мудрого и при его непосредственном участии.

«Русская правда» представлена в пространном и кратком вариантах. В последний входят такие документы:

  • Урок мостникам;
  • Покон вирный;
  • Правда Ярославичей;
  • Правда Ярослава.

Краткое содержание «Русской правды»

Краткая редакция содержит сорок три статьи, описывая обновлённые традиции развивающегося государства и сохраняя некоторые былые обычаи (к примеру, кровная месть). Вторая часть описывает некоторые типы нарушений и правила взимания штрафов. И в первой и во второй части правосудие строится на так называемом сословном понятии. То есть, тяжесть совершённого преступления фактически зависит от сословия человека его совершившего.

Пространный вариант «Русской правды» содержит устав Мономаха и устав Ярослава Владимировича, включая более ста двадцати статей. Данная версия документа в основном использовалась в церковном и гражданском суде для определения наказаний и регулировки определённой группы товарно-денежных отношений.

Рассматриваемый документ являлся первым нормативно-правовым сборником указов и имел огромное значение для государства. Разрозненные указы, законы, которые были приняты в различных областях не могли обеспечить необходимого правового сопровождения судопроизводства и общественной жизни. Однако, именно «Русская правда» смогла исправить полностью данный недостаток, выполняя роль единого судебника и закрепив сословное деление государства.

«Русская правда»
Право на имущество
Принципы наследия
Наказания за нарушения межи
Порядок возмещения долгов
Денежная система
Мостовая повинность
Возмещение за увечье и убийство
Сословное деление: «княжие люди», «люди», «холопы».

Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»

Лимит времени:

из 4 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Информация

Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 4

    1.

    При каком князе была составлена «Русская правда»?

    • князь Ярослав Великий

    • князь Ярослав Мудрый

    • князь Владимир Мономах

    • Иван III

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 4

    В каком году вышла первая редакция «Русской правды»?

    • 1054 год

    • 1070 год

    • 1016 год

    • 1014 год

    Правильно

    Неправильно

  3. Задание 3 из 4

    3.

    В какой денежной единице начислялись штрафы согласно положениям «Русской правды»:

    • Гривна

    • Киевский рубль

    • Московский рубль

    • Копейка

    Правильно

    Неправильно

  4. Задание 4 из 4

    4.

    Какое наказания согласно положениям «Русской правды» назначалось за грабеж?

    • Поток и разграбление

    • Штраф

    • Отсечение руки

    • Порка хлыстом

    Правильно

    Неправильно

Основные источники «Русской Правды»

  • Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
  • Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
  • Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.

Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

Основные положения

Различают 3 вида изложения «Русской правды»: краткое, пространное и сокращенное. Краткий вариант основан на «Правде Ярослава» и на « Правде Ярославичей». Включает в себя статьи , раскрывающие основы государственного строя, частной собственности, а также поясняющие вопросы кровной мести, наказаний за содеянное и порядок взимания штрафов . Пространная правда включала в себя уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха со всевозможными дополнениями . в статьях отражались привилегии феодалов над другими социальными слоями ,положения холопов ,а также вопросы относительно наследства и прав собственности. Сокращенная правда создана на основе пространной и краткой правды. Датируется XV веком. В ней было установлено, что мера наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба. Убийства стали разделять на умышленные и неумышленные. По «Русской правде» определялся порядок ведения судебных разбирательств: выбор места, времени и состав суда. В суде особым уважением пользовались свидетели. Ярослав Мудрый установил законы для жизни государства и наказания за отказ им следовать. Отмена «кровной мести», держать ответ за преступления по закону- все это имело благоприятное влияние на развитие древнерусского общества. Однако и в этих законах социальный статус играл не последнюю роль. Наказание бесправных, несвободных холопов и челяди существенно отличалось от наказания княжеских приближенных по одному и тому же делу. Поэтому не редко «Русскую правду» считают основой феодального права.

Это интересно: 711,История славянских племен: освещаем все нюансы

Ярославичи и их деятельность

У Ярослава Мудрого было множество детей, с помощью которых он заключал выгодные династические браки, укрепляя тем самым позиции Киева. После его смерти в 1054 году на киевский престол сел его сын Изяслав, правивший (с перерывами из-за меуждоусобиц) до 1078 года. Следующим Ярославичем на киевском престоле стал Всеволод (по 1093 год). Также во время междоусобной вражды в 1703-1706 годах киевским князем был Святослав. Этих троих братьев называют триумвиратом Ярославичей, так как именно они приложили руку к созданию «Правды Ярославичей». Принятие этого свода законов стало важным событием для Киевской Руси.

Вероятно, составление «Правды Ярославичей» велось в 1068-1072 годах – точная дата неизвестно, но многие историки считают таковой именно 1072 год. В оригинальной «Древнейшей правде» Ярослава Мудрого статей было 18, но его сыновья добавили к ним ещё 23, дополнив и усовершенствовав законодательную базу. В своей работе они опирались на события, свидетелями которых стали уже после смерти отца, в частности, на восстание в Киеве в 1068 году, когда народ взбунтовался против князя Изяслава после поражения русских войск в битве с половцами на реке Альте и отказа князя выдать оружие из своих арсеналов и коней из своих конюшен для вторичного сражения с ними.

Основные события деятельности Ярославичей

Это сражение на реке Альте тоже было важным само по себе – к тому моменту началась череда киевско-половецких войн. Тем временем в Киевской Руси укреплялась феодальная система, что было по нраву не всем, и в стране происходили и другие народные восстания. Создание «Правды Ярославичей» было призвано по возможности удовлетворить всех – и бояр, то есть феодалов, и все остальные сословия. Этот свод законов не был равноправным, напротив, он разделял людей на сословия. Холопы, смерды, рядовичи и закупы относились к зависимому населению, как и стоящие выше них старосты и кормильцы. Свободными были купцы, мечники, изгои, мужи и дружинники. Князья, бояре, старшие дружинники и некоторые слуги (боярские и княжеские тиуны и конюхи) относились к привилегированному сословию.

Таблица сражений Отечественной войны 1812 года
15 интересных фактов о крепостном праве

Основные положения

Наиболее часто к Правде Ярославичей относят 18-41 статьи «Краткой редакции». Известные историки Тихомиров и Юшков полагают, что только 18-26 статьи были написаны во время правления Ярославичей, а остальные были включены в свод законов позже.

В документе зафиксированы наказания за различные виды правонарушений.

Наказания за убийство

Основной единицей взыскания за убийство являлась вира – денежная компенсация за убитого человека. Примеры вир:

  • за убийство огнищанина или тиуна (должностные лица, управляющие княжеским имением) – 80 гривен;
  • старосты – 12 гривен;
  • смерда или холопа – 5 гривен.

Разный размер штрафа отражает сословный характер общества того времени.

18 статья отменяла закон «кровной мести» – за убитого должен был отвечать сам убийца, а не «люди», то есть община.

Наказания за воровство

За кражу чужого имущества назначались разные размеры денежных компенсаций. Например:

  • вол – 1 гривна (=50 резан);
  • кобыла – 60 резан;
  • корова – 40 резан;
  • теленок – 5 резан.

Увеличивались штрафы за увод чужого холопа: в древней части «Русской Правды» за это полагался денежный штраф в 3 гривны, в «Правде Ярославичей» он составлял уже 12 гривен.

Защита собственности

Статья 33-я предполагала большой штраф за самовольное нарушение межевой границы – он составлял 12 гривен. Суровость наказания говорит о том, что собственность на землю признавалась важнейшей ценностью и защищалась государственными законами.

Литература

  • Goetz L. K. Das Russische Recht (Russkaja Pravda). — Stuttgart : Enke, 1910—1913. — Bd. I : Die älteste Redaktion des Russischen Rechtes. — 1910. — 312 s.
  • Правда Русская / Под редакцией академика Б. Д. Грекова. — М. ; Л. : Издательство АН СССР, 1940—1963. —
  • Памятники русского права. М.: Госюриздат, 1952. Вып. 1: Памятники права Киевского государства X–XII вв. / под ред. С. В. Юшкова; сост. А. А. Зимин.
  • Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. — М.; Л.: Издательство АН СССР, 1941. — 254 с.
  • Правда Русская / Под редакцией академика Б. Д. Грекова. — М.; Л.: Издательство АН СССР, 1940—1963. —
  • Юшков С. В. Русская правда. — М., 1950; 2-е изд. М.: 2009.
  • Черепнин Л. В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда. — Сборник «Древнерусское государство и его международное значение». — Москва: Издательство АН СССР, 1965. — 477 с.
  • Свердлов М. Б. От Закона Русского к Русской Правде. — М. : Юридическая литература, 1988. — 176 с.
  • Свердлов М. Б. Русская правда. — СПб. : Образование, 1992.
  • Смолий В. А., Степанов В. С. История Украины // Развитие Киева. Первое собрание законов. — Киев: Генеза, 2007. — С. 52. — 226 с. — ISBN 978-966-504-632-5.
  • Тысячелетие Русской Правды — обретение новых смыслов : тез. науч. конф., г. Волгоград, 21—22 апреля 2016 г. — Волгоград, 2016.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector