Русская православная церковь заграницей

Содержание:

Святые мученики Михаилъ, князь Черниговскій, и боляринъ его Ѳеодоръ.

20-го сентября св. Церковь чтитъ память святыхъ мучениковъ Михаила, князя Черниговскаго, и болярина его Ѳеодора, отъ Батыя пострадавшихъ.

Умилительно сказаніе о страданіи этихъ мужественныхъ воиновъ Христовыхъ, пожертвовавшихъ всѣми благами земными для полученія благъ небесныхъ. Сказаніе это издавна было записано въ отечественной лѣтописи по тому глубокому впечатлѣнію, которое произвелъ ихъ чудный подвигъ на современниковъ, посреди всеобщаго порабощенія и ужасовъ монгольскаго ига. Правда, намъ неизвѣстна жизнь болярина Ѳеодора, протекшая среди несчастнаго времени междоусобій, о жизни же князя Черниговскаго имѣются слѣдующія свѣдѣнія.

Князь Михаилъ былъ сыномъ знаменитаго великаго князя Всеволода Ольговича Чермнаго, долго управлявшаго южною Русью (Кіевскимъ и Черниговскимъ княжествами). Съ юныхъ лѣтъ Михаилъ отличался благочестивымъ настроеніемъ души, мужествомъ и твердостію воли. Въ 1224 году мы встрѣчаемъ князя Михаила на совѣтѣ князей, разсуждавшихъ, идти ли на встрѣчу татарамъ по призыву половцевъ; въ концѣ того же года Михаилъ является княземъ Новгорода; новгородцы полюбили Михаила и жили спокойно въ его княженіе. «Вся область наша, говорить новгородскій лѣтописецъ о времени княженія Михаила, благословляла свой жребій, не чувствуя никакой тяжести».

Миссіонеръ-священникъ Петръ Лѣпинъ – Какимъ образомъ законъ Моисеевъ былъ пѣстуномъ во Христа?

Пѣстуномъ во Христа, или руководителемъ ко Христу законъ Моисеевъ называетъ апостолъ Павелъ (Гал. 3, 24). А какъ именно онъ былъ руководителемъ ко Христу, это должно показать содержаніе ветхозавѣтнаго закона. По содержанію же своему ветхозавѣтный законъ раздѣлялся на законъ вѣры, нравственности, законъ обрядовый и, наконецъ, гражданскій. Тотъ, другой, третій и четвертый дѣйствительно имѣлъ своею цѣлію приготовить евреевъ къ срѣтенію Христа, или принятію христіанства.

Что касается закона вѣры, который сообщалъ знаніе о Богѣ, Имъ же Самымъ открытое чрезъ патріарховъ и пророковъ, то образъ, какимъ онъ приготовлялъ евреевъ ко Христу, очевиденъ: сообщая знанія о Богѣ вообще и въ частности о Христѣ, какъ Искупителѣ людей, онъ воспитывалъ вѣру во Христа и потому прямо и положительно путеводилъ евреевъ ко Христу, ибо безъ знанія Христа никто не можетъ притти къ Нему. То правда, что человѣкъ могъ познавать Бога и своимъ естественнымъ разумомъ, но разумъ никогда не могъ привести его къ совершенному боговѣдѣнію, напротивъ знаніе о Богѣ, до котораго онъ доходилъ естественнымъ путемъ, было крайне смутное и касалось только общаго понятія о Богѣ, вовсе не касаясь троичности лицъ въ Немъ и, слѣдовательно, Лица Христа, почему св. апостолъ Павелъ и говоритъ, что «никтоже можетъ рещи Господа Іисуса, точію Духомъ Святымъ», то есть, никто не можетъ сказать, кто таковъ Христосъ, если ему не будетъ открыто свыше. Знаніе о Христѣ могло, значитъ, сообщить только сверхъестественное откровеніе, какимъ именно и былъ ветхозавѣтный законъ вѣры.

Епископъ Александръ (Богдановъ) – Слово въ недѣлю по Воздвиженіи.

Нынѣшній воскресный день въ порядкѣ церковнаго времени называется недѣлею по Воздвиженіи. Предшествовавшее чествованію честнаго креста Господня воскресеніе именовалось недѣлею предъ Воздвиженіемъ. Между тѣмъ и другимъ воскреснымъ днемъ совершено св. Церковію самое торжество воздвиженія честнаго и животворящаго Креста Господня. На каждый изъ этихъ дней св. Церковію назначено было особое евангельское чтеніе. И нельзя не подивиться строгой послѣдовательности въ назначеніи евангельскихъ чтеній. Въ недѣлю предъ воздвиженіемъ читалось Евангеліе о Божественномъ достоинствѣ Іисуса Христа, причинѣ Его страданій и спасительности Его страданій для всѣхъ людей, въ самый день праздника воздвиженія честнаго креста Господня читано было Евангеліе о судѣ и крестныхъ страданіяхъ Іисуса Христа, а въ нынѣшній заключительный день торжества воздвиженія св. церковь предложила евангельское наставленіе о подражаніи распятому за насъ Іисусу Христу съ указаніемъ побужденія, что инымъ путемъ и нельзя достигнуть вѣчнаго блаженства со Христомъ, когда Онъ пріидетъ въ славѣ судить живыхъ и мертвыхъ. Остановимъ наше благоговѣйное вниманіе на нынѣ чтенномъ Евангеліи и для вашего назиданія изъяснимъ по порядку содержаніе сего Евангелія.

Поученіе въ память св. великомученицы Евфиміи (16 сент.).

Многія изъ васъ, сестры мои о Господѣ, носятъ имя Евфиміи. Разскажу же я вамъ нынѣ про жизнь этой св. великомученицы, память которой совершается св. Церковью 16 сентября.

Св. великомученица Евфимія пострадала въ самомъ началѣ Діоклитіанова гоненія на христіанъ, почти за 1600 лѣтъ до нашего времени, въ городѣ Халкидонѣ, нынѣшнемъ Скутари, противъ Царьграда или Константинополя, что на другой сторонѣ пролива Константинопольскаго. Около того времени получены были строжайшіе царскіе указы о преслѣдованіи христіанъ; тогда и правитель Халкидона Прискъ, въ свою очередь сдѣлалъ распоряженіе, чтобы къ наступившему восьмидневному празднеству въ честь Марса непремѣнно собрались всѣ подвѣдомые ему граждане въ знаменитый халкидонскій храмъ Марса для торжественныхъ жертвоприношеній. Дѣлая такое распоряженіе, Прискъ расчитывалъ, что при этомъ сами собою откроются противники язычества христіане своимъ отсутствіемъ.

28 сентября 2021
читать далее

Св. Іоанна Златоуста наставленія о воспитаніи дѣтей.

I. Взаимныя отношенія между родителями и дѣтьми.

Богъ далъ тебѣ дѣтей, чтобы они заботились о тебѣ въ старости и чтобы ты наставлялъ ихъ въ добродѣтели. Онъ для того восхотѣлъ такъ устроитъ родъ человѣческій, чтобы предуготовить черезъ это двѣ важнѣйшія вещи: во-первыхъ, поставить отцовъ учителями дѣтей, во-вторыхъ, породить большую любовь. Въ самомъ дѣлѣ, если бы люди появлялись на свѣтъ безъ родителей, то всѣ были бы равнодушны другъ къ другу. Если уже теперь, когда есть родители, дѣти и родственники, многіе нисколько не заботятся о другихъ, то тѣмъ болѣе тогда. Вотъ для чего Богъ даровалъ тебѣ дѣтей.

Ребенка можно сравнить съ мостомъ, соединяющимъ между собою обоихъ родителей.

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены в Берлине

В 1892 году православное Свято-Владимирское братство приобрело в Берлине участки земли для строительства кладбища и Братского дома. Однако позже было решено построить на купленных территориях церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. Строилось здание по проекту из России, Александр III приказал отправить братству 4 т земли и саженцы деревьев. Также церковь получила позолоченный иконостас резного дуба — это был подарок от Александра Елисеева. Вмещает в себя церковь около 40 человек. Она расположена рядом с кладбищем, ставшим мемориалом русским эмигрантам, переехавшим в Германию. Здание относится к Берлинской епархии Русской православной церкви.

Собор Святого Александра Невского в Париже

Собор Святого Александра Невского — кафедральный собор, находящийся в столице Франции. Храм относится к Западноевропейскому экзархату русских приходов Константинопольского патриархата. В конце первой половины 19-го века священник русского посольства Иосиф Васильев занялся проектированием здания для русских православных эмигрантов в Париже. Деньги на строительство собора собрали с помощью пожертвований и личной инициативы Александра II, выделившего около 150 тыс. золотых франков. В сентябре 1861 года церковь, ставшую кафедральным собором в 1922 году, освятили. Высота здания составила 48 м. На фасаде можно увидеть мозаику — изображение «Благословляющий Спаситель на троне». В этом соборе отпевали многих гениев русской культуры: Ивана Тургенева, Ивана Бунина, Фёдора Шаляпина, Василия Кандинского, Андрея Тарковского.

Василій Павловичъ Голубковъ – О святителѣ Димитріи Ростовскомъ какъ защитникѣ Православія противъ раскола.

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнѣйшій Владыко!

Уважаемые господа!

Нынѣшній праздникъ есть свѣтлый и радостный праздникъ нашей отечественной церкви. Въ обрѣтеніи мощей святителя Димитрія, «ревнителя православія», наша церковь празднуетъ торжество православной вѣры надъ суевѣріемъ и невѣріемъ. Тѣмъ радостнѣе, тѣмъ свѣтлѣе этотъ праздникъ для насъ, чѣмъ ближе къ намъ св. Димитрій! – Въ санѣ митрополита онъ святительствовалъ въ Ростовѣ и Ярославлѣ; здѣсь онъ трудился на пользу православія; здѣсь въ храмахъ возносилъ онъ молитвы къ Богу о своей паствѣ; здѣсь проповѣдывалъ слово спасенія. И по смерти онъ близъ насъ: недалеко отъ насъ почиваютъ его нетлѣнныя мощи. А духовно-нравственно онъ еще ближе къ намъ: мы только что молитвенно обращались къ нему въ здѣшнемъ храмѣ, его имени посвященномъ; еще не замолкли въ насъ звуки священныхъ пѣснопѣній, съ которыми обращались мы къ нему. – Отъ него наша семинарія ведетъ свое начало; его молитвами и ходатайствомъ она благоустрояется изъ года въ годъ; его покровительствомъ преуспѣваетъ въ своей просвѣтительной дѣятельности братство нашей епархіи. О комъ же всего ближе намъ, собравшимся здѣсь, воспоминать, думать и бесѣдовать какъ не о самомъ святителѣ Димитріи, духовный образъ котораго такъ живо и свѣтло напечатлѣнъ въ насъ нынѣшнимъ праздникомъ, – такъ близокъ къ намъ, такъ дорогъ намъ?

Собор святителя Николая Чудотворца в Ницце

Николаевский собор, Ницца. (ru.wikipedia.org)

В 1865 году в Ницце умер наследник русского престола Николай Александрович, сын Александра II. Император выкупил виллу Бермон, на месте которой 14 марта 1867 года заложили Никольскую часовню. Через два года её освятили. Позже Николай II покровительствовал строительству храма. В 1908 году последний русский монарх выделил из личной казны 700 тыс. франков на завершение строительства. 12 декабря 1912 года здание освятили. Этот пятиглавый собор построили, опираясь на образцы московских церквей 17-го века — любимой эпохи Николая II. Собор отделан розовым гранитом и голубой керамической плиткой. С 15 декабря 2011 года собор находится в ведении Корсунской епархии Московского патриархата.

Святый Димитрій, Митрополитъ Ростовскій.

Святитель Димитрій, митрополитъ Ростовскій, былъ однимъ изъ выдающихся пастырей нашей церкви въ переходную эпоху отъ XVII къ XVIII-му вѣку; обширная и многосторонняя дѣятельность святителя дала ему всероссійскую извѣстность и благодарную память въ потомствѣ, а святая подвижническая жизнь его прославлена была Промысломъ Божіимъ нетлѣніемъ его мощей.

Свое служеніе Церкви Христовой св. Димитрій началъ на югѣ Россіи, въ предѣлахъ своей родины. – Родившись въ декабрѣ 1651-го года, въ мѣстечкѣ Макаровѣ (Кіевской губерніи), сынъ благочестивыхъ родителей, – казака Саввы Григорьевича Туптало и его супруги Маріи Михайловны, – отрокъ Даніилъ (мірское имя святителя) первоначальное воспитаніе получилъ въ этомъ добромъ семействѣ. Примѣръ матери, женщины набожной и добродѣтельной, на впечатлительную натуру отрока дѣйствовалъ гораздо сильнѣе и глубже, нежели примѣръ отца, постоянно отвлекавшагося отъ дома военными занятіями; здѣсь, въ этой семейной средѣ положено было въ сердце Даніила крѣпкое основаніе для развитія тѣхъ мягкихъ и нѣжныхъ чувствъ, той благочестивой, глубоко-религіозной настроенности, чѣмъ святитель отличался во всю послѣдующую жизнь, на всѣхъ мѣстахъ своего общественнаго служенія. Отданный потомъ въ Кіево-братское училище, отрокъ Даніилъ не могъ здѣсь окончить полнаго курса наукъ; проучившись только два года, онъ, въ 1665-мъ г., принужденъ былъ разстаться со школой вслѣдствіе политическихъ смутъ, волновавшихъ въ то время Маллороссію. Впрочемъ, это обстоятельство не пріостановило въ немъ стремленія къ образованію; напротивъ, можно сказать, въ нѣкоторомъ отношеніи это имѣло свои добрыя послѣдствія. – Царившая тогда въ школахъ Малороссіи, схоластика не успѣла въ непродолжительное пребываніе Даніила въ училищѣ произвести на него вреднаго дѣйствія, рѣчь его сохранила русскій народный характеръ, избѣгнувъ, болѣе или менѣе сильнаго, вліянія латини и полонизма. Оставивъ школу, Даніилъ Саввичъ рѣшился самъ, собственными силами, достигнуть того, чего не получилъ тамъ, и прочно съумѣлъ довершить свое образованіе подъ вліяніемъ дѣйствительной жизни, что, какъ нельзя болѣе, оказалось дла него пригоднымъ впослѣдствіи.

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге. (ru.wikipedia.org)

Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы (Храм-памятник Святителя Алексия, митрополита Московского) — православный храм в Лейпциге, устроен в память Битвы народов. Храм относится к Восточному благочинию Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви. Строилось здание в основном на пожертвования русских и немецких граждан. Великий князь Михаил Александрович в 1910 году возглавил только что образованный комитет по сооружению храма. Власти Лейпцига без лишних вопросов предоставили необходимый земельный участок, и осенью 1913 года храм заработал. Здание построено в стиле каменных шатровых церквей 17-го века. За образец был взят Вознесенский храм в Коломенском. Церковь окружает обходная галерея с 8-ю высокими гранёными фонарями, символизирующими погребальные свечи. У входа в нижний храм помещены две мраморные доски, которые по-русски и по-немецки напоминают о количестве павших в битве. Туда почти сразу перенесли с воинскими почестями останки солдат Русской императорской армии, павших в Битве народов. После старта Первой мировой войны церковь закрылась, зданием завладел местный житель Германии, сдавший здание в аренду. Во время бомбардировки Лейпцига во время уже Второй мировой люди прятались под крышей Свято-Алексиевского храма-памятника Русской Славы. Летом 1945 года церковь перешла в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви.

Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – О приготовленіи къ пастырскому служенію (Іоан. XV, 16.) (Слово въ день памяти Димитрія, Ростовскаго чудотворца.).

Достойно и праведно этотъ св. храмъ, которымъ украшается и освящается мѣсто воспитанія и образованія юношества, готовящагося на служеніе св. Церкви, посвященъ памяти великаго пастыря Ростовско-Ярославской паствы, святителя Димитрія. Онъ самъ первый посѣялъ здѣсь сѣмена правильнаго и прочнаго образованія юношей, предназначаемыхъ для служенія Церкви Христовой; онъ самъ съ отеческою заботливостію надзиралъ за ихъ воспитаніемъ нравственнымъ и образованіемъ умственнымъ; самъ, за недостаткомъ наставниковъ, былъ ихъ наставникомъ и руководителемъ въ ихъ школьныхъ занятіяхъ. Все это въ высшей степени и утѣшительно и назидательно для васъ, юные питомцы сего духовнаго вертограда.

Объясненіе словъ: «исполненіе церкве Твоея сохрани».

Въ молитвахъ, читаемыхъ іереемъ при совершеніи литургіи и произносимыхъ имъ и тайно и въ слухъ народа, неоднократно встрѣчается выраженіе: «исполненіе церкве Твоея сохрани». Въ первый разъ эти слова встрѣчаются въ молитвѣ втораго антифона, читаемой священникомъ тайно. Въ другой разъ они буквально повторяются въ заамвонной молитвѣ, произносимой въ слухъ всего народа.

Обыкновенный смыслъ сихъ словъ, какъ естественно представляется съ перваго раза, относится къ внѣшней полнотѣ Церкви, къ числу ея членовъ. Молясь о благостояніи святыхъ Божіихъ церквей и о соединеніи всѣхъ, іерей, какъ предстоятель и представитель молящейся Церкви, можетъ просить у Бога и того, чтобы Онъ непреклонну, недвижиму Церковь Свою утвердилъ (Ирмосъ 3 пѣсни канона Успенію Пресв. Б-цы) и не допустилъ, чтобы кто погибъ отъ стада Христова, какъ нѣкогда и Самъ Пастыреначальникъ молился, чтобы никто не погибъ отъ врученнаго Ему стада, за исключеніемъ сына погибельнаго (Іоан. 17, 11. 12). Но ближайшее разсмотрѣніе приводимыхъ словъ заставляетъ думать о внутренней полнотѣ, которая служитъ основаніемъ полноты внѣшней. Св. Василій Великій (посл. къ Діодору Тарсскому) въ объясненіе сихъ словъ даетъ разумѣть, что здѣсь говорится о полнотѣ таинствъ, молитвъ, приношеній и вообще всего, что необходимо для жизни христіанъ и для того, чтобы не оскудѣвала въ церквахъ полнота. Такъ какъ молитвы антифоновъ на литургіи Іоанна Златоуста взяты изъ литургіи Василія Великаго, то мы и остановимся на приведенномъ объясненіи сего святаго отца.

Итакъ, что же такое полнота Церкви?

Страданія святыхъ мученицъ: Софіи, Вѣры, Надежды и Любви.

Юныя подвижницы Христовы, святыя сестры: Вѣра, Надежда и Любовь, и мать ихъ, благочестивая Софія, пострадали за Христа въ царствованіе римскаго императора Адріана. Память ихъ празднуется святою церковью 17 сентября.

Своею праведною жизнію и мученической кончиной это святое семейство являетъ намъ высокій примѣръ истинно-христіанской мудрости, непоколебимой вѣры въ Бога, неослабѣвающей надежды на Его неизреченную милость и горячей любви ко Христу – любви, подвигшей святыхъ отроковицъ мужественно претерпѣть жесточайшія мученія и съ радостью принять смерть за Христа. Святая ихъ мать хотя и не страдала физически, но перенесла еще болѣе тяжкія муки душевныя, видя страданія и смерть своихъ возлюбленныхъ дѣтей.

Святая Софія была итальянка по происхожденію и жила въ Римѣ. Она рано овдовѣла, оставшись съ тремя дочерьми, которыхъ она старалась воспитать въ страхѣ Божіемъ и въ духѣ тѣхъ трехъ христіанскихъ добродѣтелей, имена которыхъ онѣ носили. Сама святая Софія служила для своихъ дѣтей примѣромъ истинно-христіанской жизни: она была женщина благочестивая, проводила время въ молитвъ и постѣ, творила милостыню и другія добрыя дѣла. Она всецѣло посвятила себя дѣламъ благочестія и воспитанію своихъ малолѣтнихъ дѣтей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector