Иверский самарский женский монастырь

Информация для паломников и туристов

Как добраться

Важно знать, что в Самаре не один монастырь и если вы будете спрашивать: «Как добраться до монастыря?» — вас могут отправить в «монастырь на Черемшанской». «Черемшанская» — это улица в Самаре и одноименная остановка общественного транспорта

Монастырь там действительно есть, но другой — Свято-Воскресенский мужской монастырь.

Иверский женский монастырь расположен по адресу Волжский проспект, дом 1. Ближайшая станция метро Алабинская. От нее придется пройти пешком 2,8 км, также можно проехать на автобусе 61 или маршрутке 247 или 261 от остановки «Ул. Осипенко» до остановки «Иверский монастырь».

Доехать от Москвы до Самары можно:

  1. На самолете: регулярные рейсы вылетают из всех 3 аэропортов столицы.
  2. На поезде: отправление с Казанского вокзала.

Доехать из Санкт-Петербурга можно:

  1. На самолете: отправление из Пулково.
  2. На поезде: рейсы следуют от Московского вокзала.

Воскресные и праздничные немного отличаются:

1. 7:00 – Полунощница; 2. 7:30 – Канон Ангелу Хранителю; 3. 7:45 (в воскресенье) – Параклис; 4. 8:40 — Третий и Шестой часы; 5. 9:00 – Литугия; 6. 16625 – Девятый час Повечерие; 7. 17:00 – Всенощное бдение.

Самыми значимыми праздниками являются:

  1. Празднование в чести Иверской иконы: 25 февраля – внесение в Валдайский монастырь, 26 октября – встреча в Москве, вторник Светлой седмицы – явление инокам.
  2. Празднование в честь праведного Александра Чагринскиго: 4 января – представление, 15 октября – прославление, 22 июня – обретение мощей.
  3. Празднование Николая Чудотворца: 19 декабря – главный праздник, 22 мая – обретение мощей.
  4. Празднование Иерусалимской иконы Богородицы: 25 октября.
  5. Празднование святых Царственных страстотерпцев: 17 июля.

Иверский женский монастырь является действующим: несмотря на закрытие во времена СССР, он вновь отреставрирован и принимает гостей. Сегодня в нем проживают несколько десятков монахинь, восстановлены соборы и налажены ремесла.

Подробнее о самарском Иверском монастыре смотрите следующее видео:

Епископ Феофил разрешил приносить в жилые дома икону Божией Матери для поклонения

Кто такие монахи: люди на тяжёлом пути к Богу

В 1857 году в это место приезжает епископ Феофил. Именно он разрешил приносить Иерусалимскую икону в жилые дома для поклонения. Многим самарцам это пришлось по душе, так как каждый горожанин хотел провести у себя дома молебен перед иконой, которая в то время считалась чудотворной.

Также епископ Феофил нашел новый способ источника средств для общины, он решил открыть на территории монастыря кладбище, на котором разрешал хоронить мирян.

После того, как материальное положение улучшилось, это позволило открыть в церкви дополнительный алтарь.

Новый придел был мал и тесен, в праздничные и воскресные дни сюда приходило очень много народу, в храме стояла страшная духота.

Старый снимок Иверского храма в Самаре. Фото: i.pinimg.com

В 1859 году насельница общины обратилась к епископу с прошением о том, чтобы он разрешил открыть пострижение в общине. Но епископ Феофил ответил, что необходимо сначала возвести общину в степень монастыря, а затем уже просить о постриге.

В 1860 году Синод разрешил преобразовать общину в монастырь. В 1860 году Александр Второй утвердил определение Святейшего Синода о преобразовании общины в общежительный монастырь.Также были разрешены и пострижения.

21 августа 1860 года состоялся первый монашеский постриг.

А уже через неделю было совершено открытие монастыря, который проходил в присутствии многого духовенства.

В 1866 году Самарскую кафедру посетил епископ Герасим. Он велел настоятельнице монастыря открыть общую трапезу и в дальнейшем монастырю соответствовать званию общежительного, так как заметил, что многие насельницы одевались, обувались и питались за свой личный счет.

Многие благотворители стали помогать в открытии общей трапезы в монастыре. В 1861 году с крестным ходом в торжественной обстановке провели церемонию открытия.

Сентябрь 1869
в это время епископ Герасим освятил главный престол

В 1867 году епископ Герасим осветил еще один придел, а в сентябре 1869 года он освятил главный престол построенного Сретенского храма.

Территория монастыря

Территория монастыря с одной стороны напоминает Московский Кремль (голубыми елями на фоне церквей), с другой — рабочий городок. Жилые корпуса обители по стилю похожи на заводские, а трубы Самарской ГРЭС придают комплексу еще более урбанистический дух. Как-то некстати к благостному месту присоседился Жигулевский пивзавод.

Здесь стоят несколько храмов. Строгий Иерусалимский с массивными резными дверями, причудливая часовня, контрастно выкрашенная в белый и красный цвета, златоглавый Иверский с величественным фасадом. Возле него строят копию разрушенной колокольни, под 8-тонным куполом которой установлена звонница из 15 колоколов.

Кладбище с останками именитых и почетных граждан Самары в послереволюционные годы было разгромлено, и сейчас представляет собой нагромождение надгробных плит. Прогулка по нему рекомендуется не в эстетических, но в познавательных целях.

Святые и святыни

Среди святынь обители особенно выделяют:

  1. Иверская икона Богоматери: семейная икона была передана купчихой Марихиной с условием, что монастырь получит ее «имя».
  2. Богоматерь «Иерусалимская»: это одна из самых значимых икон. Ей приходили поклоняться, а в праздник вносили в дома. Считается чудотворной. Считается, что первая настоятельница составила список совершенных по молитвам перед данной иконой чудес, но записи были утеряны.
  3. Несколько икон со святыми мощами – Черниговских святых, святителя Тихона Задонского, блаженной Матроны Московской;
  4. Частицы святых мощей, среди которых мощи Иоанна Предтечи, апостола Андрея, Марии Магдалены и других.

Жизнь обители в предреволюционные годы

Женский Свято-Иверский монастырь (Ростов-на-Дону) быстро разрастался, и к 1905 году в нём насчитывалось пятьдесят сестёр во главе с настоятельницей игуменьей Анастасией. Щедрость купца Фёдорова стала добрым примером для других жертвователей, на средства которых были возведён целый ряд построек, включая игуменский дом и сестринские кельи.

Знаменательное событие в жизни монастыря произошло в августе 1914 года, когда, возвращаясь из поездки на Кавказ, его посетил государь Николай II со своим сыном и наследником престола цесаревичем Алексеем. Войдя под своды недавно завершённого храма, они поклонились его главной святыне, и отстояли Божественную литургию.

В период Первой мировой войны сёстры монастыря совершили акт истинно христианского милосердия. Ими были взяты на воспитание девочки-сироты привезённые из оккупированной Польши. В обители они были не только окружены теплом и заботой, но и имели возможность учиться в школе. Их пребывание там продолжалось до начала двадцатых годов.

Современное состояние

Сегодня тут расположены несколько восстановленных храмов, колокольня, 2 сестринских, настоятельский и гостевой корпуса, трапезный храм, поклонный крест в память о Кирилле и Мефодии.

Также на территории вновь открыли некрополь, на котором перезахоронили именитых самарцев, возвели памятник общественному деятелю Алабину и могилу протоиерею Иоанну Букоткину.

На территории обители действуют несколько мастерских:

  1. Золотошвейная: она располагалась тут еще до революции и была возрождена после 90-х;
  2. Швейная: в основном шьются облачения для священников, рясы и одежда для самих монахинь;
  3. Иконописная: сестры все выполняют сами, также они реставрируют икону;
  4. Издательская: это новое, но перспективное направление. Здесь печатают ежемесячную газету, буклеты, символику и альбомы, посвященные обители.

В начале XXI века на территории проживают 65 насельниц, из них 10 монахинь, 30 послушниц, 22 инокини и 3 схимонахини.

Храмы обители

«Храмы – это небо земное, это Царство Божие на земле, где неустанно прославляется пречестное и великолепое имя Божие, где мы освящаемся посредством молитвы и таинств». Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Иверский храм

Главным храмом Самарскрго женского монастыря и его украшением является Иверский храм. Он вырос из стен деревянной Казанской часовни в первые годы существования обители. Позднее построили новый красивый каменный храм по проекту архитектора П. А. Иностранцева. Освящен: 5 июня 1888 года — главный престол; 25 июня того же года – Михаила Архангела. Через 120 лет соборному храму обители вернули былую красоту после долгих лет забвения и разрушения. 26октября 2008 года, в праздник Иверской иконы совершили чин Великого освящения Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и Епископ Нежинский и Прилукский Ириней. В храме установлена рака с мощами Небесного покровителя обители святого праведного Александра Чагринского.

 Иерусалимский храм

Иерусалимский храм дореволюционной постройки, единственный уцелевший после закрытия монастыря в 20-х годы прошлого века. Возведен в честь юбилейной даты пятидесятилетия обители по проекту архитектора Т. С. Хилинского. В нижнем этаже были пекарня, квасная, склепы, а в верхнем – трапезный храм с престолами в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи, во имя Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима Саровского. Освящен в 1903 году. 24 февраля 1993 года Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий совершил первое Богослужение в трапезном храме после закрытия монастыря.

 Сретенский храм

«Храм во имя Сретения заложен в общине в лето от сотворения мира 7366, от Р. Х. 1858 и от начала обители 8-е, в царствование Государя императора Александра II Николаевича, при втором епископе Самарском Феофиле, усердием раба Божия городского Головы Василия Ефимовича Буреева, с содействием других благочестивых христиан». Текст на доске по случаю закладки храма. 17 сентября 1858 года Преосвященный Феофил благосовил строительство нового храм в обители и освятил место, отведенное под него. Трехпрестольный храм строился более десяти лет по проекту губернского архитектора К. Г. Маркера в русско – византийском стиле. До наших дней не сохранился. Благолепный и просторный храм был взорван, а на его месте построили дом.

Храм святителя Николая в колокольне

«Величественная каменная колокольня, имеющая в высоту около 30 сажен, со Святыми воротами под нею, Св. храмом над воротами во имя Св. Чудотворца Николая с 500 пудовым колоколом и с 3-саженным, вызолоченным, венчающим колокольню крестом, сияющим в ясные дни и лунные ночи лучезарным светом … видима издалека и своей грандиозностью и величием украшает не обитель только, но и самый город». Протоиерей Георгий Третьяков «Опыт исторического исследования. Белоснежная красавица — колокольня вновь стоит у входа в обитель, зримым маяком православия. В синеве вечеров и темноте ночи она с подсветкой напоминает большую свечу, озаряющую город светом православия — Иверским светом. 19 мая 2017 года, в дни Светлой Пасхальной седмицы викарий Самарской епархии, епископ Жигулевский Фома возглавил первое Богослужение в надвратном Никольском храме. Во время Богослужения было совершенно освящение храма.

 Часовня Царственных страстотерпцев

Новая часовня-храм с престолом в честь Царственных страстотерпцев — молитвенная память о Помазаннике Божиим и его семье. Над иконами для иконостаса храма трудились в иконописных мастерских монастыря. Освящена в мае 2011 года. Новая духовная и светская традиция в Самаре располагает к тому, что 18 мая ежегодно монастырь становится центром городских праздничных мероприятий, массовым паломничеством с обязательным посещением часовни. В этот день праздник День знамени, к нему обитель сопричастна. Знамя для восставших болгарских дружин вышили в позапрошлом веке Иверские монахини. Копия его, подаренная монастырю, хранится в часовне, в крипте которой скоро будет музей.

Иверский монастырь (Самара) в прошлом и в наши дни

Монастырь был построен на крутом берегу Волги и занимал почти семь десятин земли. Высокая выбеленная каменная стена с башнями в виде часовен по углам окружала его со всех сторон. По территории обители проходила дорога от Святых до выездных ворот. Она делила территорию на две части — большая находилась на вершине холма, меньшая — у его подножья.

К 1905 году на территории монастыря находилось двадцать два корпуса. Часть строений были каменными, два корпуса – деревянными, обложенными кирпичом. Остальные помещения были построены из дерева на каменных фундаментах и снаружи обшиты тесом. Здания преимущественно окрашивались в коричневые и желтые цвета и были крыты железом.

Корпуса находились и в верхней, и в нижней части обители, причем довольно симметрично. Иверский женский монастырь имел свою школу, странноприимный дом, больницу. Был здесь и водопровод, который подавал воду в сооружения обители, а также в дом священнослужителей, располагавшийся на пересечении улиц Саратовской и Александровской.

Монастырю принадлежало 1130 десятин земли. Из них 835 отводились под пахоту, 150 — занимали луга, 120 десятин, расположенных на правом берегу Волги, занимали лес и известковая каменоломня, еще 23 десятины были отведены под фруктовые сады. В начале XX века обитель имела в своем хозяйстве 25 лошадей для выезда и работы, 60 овец, 40 голов рогатого скота.

С началом возрождения обители, Иверский монастырь (Самара) получил во владение землю, площадью менее одного гектара (0,79 га), что составило около 10% от когда-то принадлежавших ей угодий. Но постепенно владения монастыря расширялись, в итоге составив около половины первоначальных, но большая часть бывшей территории обители сегодня занимают жилые дома.

Взамен ранее утраченной собственности монастырю была передана в 1995 году территория трудового лагеря, который располагался в 40 км от Самары (Волжский район). Здесь был построен храм во имя Святого Духа и создано подворье монастыря. Сегодня в обители работают иконописная и золотошвейные мастерские, возрождающие традиции мастериц древности, огромная библиотека для прихожан.

К началу XXI века в возрождающемся монастыре проживало уже шестьдесят пять насельниц, среди них – десять монахинь, три схимонахини, тридцать послушниц и двадцать две инокини. Восемь человек проживало в богадельне монастыря.

Изъятие ценностей

Весной 1922 года самарский губисполком издал распоряжение, согласно которому из монастыря были изъяты все ценности. Это были драгоценные ризы главных икон монастыря (Иерусалимской и Иверской), большой ковчег, напрестольный крест, серебряный потир, десять икон, серебряные лампады и многие другие ценные и святые для монастыря вещи.

В 1925 году прекратила свою деятельность и швейная артель, в жилые корпуса были заселены работниками Самарской ГРЭС и Жигулевского пивоваренного завода, которые находились неподалеку. Таким образом, руководство города сформировало «рабочий городок». В том же году закрыли Иверский храм, а через год разобрали и деревянный придел Иерусалимского храма.

Та же участь постигла и остальные три церкви монастыря, но это произошло в 1929 году. В 1930-м были разобраны ограда, колокольня, большинство хозяйственных построек разорено и фактически уничтожено монастырское кладбище. Чудом уцелела могила Петра Алабина, и в 1987 году ее объявили памятником истории. Оставшиеся постройки были переданы различным организациям.

История

В 1850 году в Самаре была основана женская религиозная община, в 1855 году получившая императорское утверждение. Благодаря успешному развитию и росту в 1860 году община была преобразована в монастырь, в котором к началу XX века проживало около 400 монахинь и послушниц. В монастыре действовали больница, школа, различные мастерские, в которых было изготовлено в том числе знаменитое Самарское знамя. Богослужения совершались в трёх монастырских храмах, в которых хранились почитаемые в Самаре святыни: образ Божией Матери «Иерусалимская» и давший название монастырю образ Божией Матери «Иверская». На монастырском кладбище было похоронено около тысячи человек, в том числе многие именитые горожане. Монастырь представлял собой значительный архитектурный ансамбль, во многом определявший вид Самары, особенно со стороны Волги.

После установления советской власти монастырь некоторое время существовал под видом швейной артели, но сначала из него были изъяты все ценности, а в 1925 году монастырь был закрыт. В начале 1930-х годов была взорвана монастырская Успенская церковь — второй по величине храм Самары, на её месте были построены жилые дома. Также была разрушена колокольня, монастырская ограда, некоторые корпуса, кладбище было разорено и осквернено, в уцелевших храмах разместились различные организации, корпуса были переданы под жильё рабочим местных предприятий.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда созданному монастырскому приходу православной церкви были переданы сохранившиеся храмы и часть сохранившихся корпусов, признанные памятником архитектуры регионального значения. Были восстановлены и отреставрированы монастырские храмы, на прежнем месте была восстановлена монастырская колокольня с сохранением облика XIX века, построен новый храм-часовня, проведены охранно-спасательные работы в монастырском некрополе. В настоящее время в монастыре действуют библиотека для прихожан, золотошвейная и иконописная мастерские. В 1999 году монастырь с визитом посетил патриарх Московский Алексий II, с 2001 года в монастыре хранятся мощи местночтимого святого Александра Чагринского.

Монастырский уклад

Жизнь монахинь не отличалась разнообразием: главной задачей являлась молитва. Она делилась на церковную или общую и домашнюю: инокинь вместе с иконами приглашали для совершения обряда в дома.

См. также: Иоанновский монастырь: Санкт-Петербургская православная женская обитель

Женщины также несли послушания: читали псалтирь, готовили пищу и просфору, занимались рукоделием (шитьем, иконописью), преподавали в школе, следили за больными, пели в хоре. Помимо общеполезных дел, женщины работали «на себя»: одежда, свет и тепло оплачивались из своего кармана.

Это интересно: местные монахини вышили Самарское знамя, переданное болгарам в Русско-турецкой войне.

Сегодняшняя жизнь практически ничем не отличается от описанной выше. Исключением является только необходимость проводить экскурсии и принимать паломников.

Свято-Духов скит

Из истории Иверского монастыря известно, что на обительских хуторах за городом насельницы занимались выращиванием зерновых культур и овощей, разводили животных для получения молока и занимались пчеловодством. В сентябре 1996 года недалеко от Самары в Волжском районе монастырю передали 8 гектаров огороженной территории вместе с постройками бывшего трудового лагеря и 40 га пахотной земли. За прошедшие годы подсобное хозяйство монастыря представляет собой современное агропредприятие с парком сельхозтехники, профилирующее на зерновое растениеводство, парниковое выращивание овощей и молочное животноводство. Подрастает там и недавно заложенный яблоневый сад. Свежие овощи, яблоки, сметана, молоко и творог на столах трапезной монастыря – плоды труда сестринских.

Основой для развития подворья стали здания бывшего трудового лагеря, переданные вместе с земельным участком монастырю. В 2015 году на скиту выстроили большое трапезное двухэтажное помещение. На первом этаже располагается трапеза для сестер и большая архиерейская трапезная, а так же кухня, подсобные помещения. На втором этаже устроены сестринские кельи.

Церковь в честь Святого Духа – новострой обители, возведена на территории монастырского подворья, в скиту в Волжском районе. На Оренбургской трассе через 40 километров после Самары среди степной равнины вдруг неожиданно блеснут купола храма, такого величественно – прекрасного, что «дух захватит», а потом мелькнет указатель с надписью «Свято – Духов скит». Строительство церкви на скиту было положено попечением Самой Пресвятой Владычицы. Начало работ по ее возведению совпало с приходом в монастырь жительницы Самары, которая рассказала, что в легком сне ей явилась Богородица и повелела внести имеющиеся у женщины небольшие средства на строительство обительского храма. Нижний престол освящен 22 августа 2004 года в честь Киево-Печерских святых, верхний – 12 октября 2008 года в честь Святого Духа. Чин освящения престола совершил Высокопреосвященнейший Сергий, Архиепископ Самарский и Сызранский.

Образы для иконостаса верхнего престола были написаны выпускниками школы Сергиевого Посада, а иконный ряд для нижнего престола – сестрами монастыря. Сложность в работе возникла по причине особенностей помещения – небольшой его высоты, низкого потолка. Это обстоятельство повлияло на особое устройство иконостаса. Уентральная часть его выдвинута вперед, на ней икона «Спас Недреманное Око» – одно из иконографических изображений Спасителя, встречающееся в монкментализме и фресковой живописи храмов Византии XIV века, а на Руси первое известное упоминание о нем появилось в письменных источниках XVI века в описании православных церквей Псковского края.

Белый фон иконы и деревья с плодами символизируют рай. Тема «Недреманного Ока» возникла на основе литургических песнопений. Иконография сюжета связана с Богослужением на Страстную седмицу, посвящается воспоминаниям о событиях земной жизни Спасителя. Изображение на иконе юного Христа раскрывает идею символа вечности о Христе Предвечном.

В светлый и красивый храм приходят на Богослужения не только сестры и трудники обители, но и жители окрестных сел.  

Возникновение обители

В Самаре известно предание о том, как святитель Алексий митрополит Московский предрек возникновение города. В 1357 году, возвращаясь в Москву из Золотой Орды, где исцелил ханскую жену от слепоты, у слияния рек Волги и Самары святитель произнес: «На этом месте будет город великий, в котором просияет благочестие, и этот город никогда и никем разорен не будет».

В 1568 году здесь построили крепость, ставшую спустя столетие городом, и в нем был открыт Спасо-Преображенский монастырь, сначала мужской, а потом женский. По прошествии еще одного века, в царствование Екатерины II, этот монастырь, как и многие другие, упразднили.

К середине XIX столетия уездная Самара не отличалась большим количеством храмов, но дух благочестия в ней пребывал. Люди хранили благодарную память о существовавшей в прошлом обители. Возродить монастырь на благословенной самарской земле было желанием многих горожан, а некоторые готовы были пожертвовать для этого свои загородные земельные участки. Посвятить себя высоконравственной духовной жизни решили несколько девиц из православных семей.

В 1850 году горожане разных сословий во главе с духовенством отправили Симбирскому епископу Феодотию прошение об учреждении в Самаре женской общины. Ответ на прошение был положительный.

Осенью этого же года, в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего креста Господня, Преосвященный Феодотий на предполагаемом месте обители «…водрузил крест и заложил первый камень в основание молитвенной храмины. Владыка благословил будущих насельниц святой иконой Иерусалимской Божией Матери, поручив таким образом возникающую обитель охране и покровительству Небесной Царицы». Общину назвали Иверской, выполняя условие благотворительницы, передавшей сестрам семейную икону Иверской Божией Матери, украшенную золотой ризой, алмазами и изумрудами. Первой была построена часовня во имя Казанской иконы Божией Матери с восемью келиями под ней и вокруг нее. В них поселились 38 подвижниц. Старшей сестрой избрали девицу мещанского сословия Марию Янову.

В 1860 году община была преобразована в монастырь со своим уставом, состоящим из 66 параграфов, определяющих порядок, образ жизни, взаимные отношения инокинь. Мария Янова с пострижением ее в монашество и наречением имени Маргариты стала первой игуменией.

Монастырь был общежительный нештатный и не получал денежных субсидий от казны на свое содержание. В нем действовала целая сеть всевозможных мастерских, на доходы от которых, а также на частные пожертвования он жил и развивался.

С расширением монастыря и увеличением числа насельниц в 1858 году был заложен каменный трехпрестольный пятиглавый храм во имя Сретения Господня с двумя приделами – преподобного Сергия Радонежского и первоверховных апостолов Петра и Павла. Сретенский храм до построения в 1894 году нового Кафедрального собора был самым большим и благолепным из всех церквей Самары. В склепе храма была погребена первая игумения Маргарита (Янова), прослужившая в сане четверть века и почившая в 1883 году в возрасте 78 лет.

В 1874 году возвели в сан вторую игумению – монахиню Антонину (Розалиеву). При ней была построена величественная 65 метровая колокольня с восьмитонным колоколом и надвратной церковью во имя Чудотворца Николая. Силуэт колокольни, увенчанный грушевидной главкой, напоминал свечу и считался символом дореволюционной Самары.

…и трудами

В монастыре построены новый игуменский дом и четырехэтажный сестринский корпус, гармонично дополнившие архитектурный ансамбль обители. В бывшем ремесленном корпусе расположилась просфорная, в бывших настоятельских покоях – трапезная, швейная и золотошвейная мастерские, иконописная – в новом сестринском корпусе.

Сестры обители восстановили традиции дореволюционного Иверского монастыря – овладели техникой лицевого шитья. Выполняя послушания, они создают настоящие произведения искусства. Уникальная плащаница Божией Матери, вышитые ими Иверская и Иерусалимская иконы стали украшением главного храма. Филигранная, тонкая, кропотливая работа, требующая, кроме умения и мастерства, много терпения.

Талантливые иконописцы подготовили малый иконостас для скитского храма, пишут иконы для храма в честь святителя Николая, который находится на втором ярусе колокольни.

Сестры также несут послушания в храме, поют на клиросе, шьют облачения; в просфорне выпекают просфоры и для других храмов епархии; трудятся в трапезе, в церковных лавках, в бухгалтерии, в монастырской библиотеке – в ней имеется более 12000 экземпляров книг духовно-нравственного содержания.

По благословению Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Самарского и Сызранского, второй год монастырь издает ежемесячную газету «Иверский свет».

Большая монастырская территория постоянно благоустраивается, ее цветущий вид поддерживается руками насельниц.

В 2012 году была построена часовня в честь святых Царственных страстотерпцев. В ближайшее время в часовне будет открыт музей монастыря. Построен и четырехэтажный гостиничный блок, в котором размещена пошивочная мастерская. Расширяется гостиничный комплекс: заканчивается строительство второго корпуса.

Монастырю принадлежит 70 гектаров земли в Волжском районе, где в 1996 году был основан Свято-Духовский скит – хозяйственное подворье монастыря. В нем имеется свой парк сельхозтехники, дойное стадо, птичник, выращивают овощи. В скиту возведен двухэтажный каменный храм в честь Святого Духа и Киево-Печерских святых.

Иверский жив

Когда в октябре 1999 года Святейший Патриарх Алексий II посетил монастырь, он выразил впечатления о пребывании в Самаре в двух фразах: «Самарская епархия – оплот Православия России» и «Иверский монастырь – жемчужина Самарского края». Ныне Самарский Иверский монастырь внесен в Реестр памятников культурного наследия федерального значения.

…Встала стройной белой красавицей на высоком волжском берегу 57-метровая колокольня. Над ней плывут облака, как и над ее предшественницей в прошлом веке. Звон пятнадцати колоколов возвещает о начале богослужения, разносится по окрестностям, умолкая в отлогах древних Жигулевских гор. Радостно православным горожанам и всем, кто в этот час проплывает по Волге. Иверский жив. Дух благочестия вернулся в него. Монастырь в своем ежедневном молитвенном труде во имя Господа стал надежным щитом городу.

…Монашество в Православии – самая высокая, совершенная жизнь. Полвека матушка Иоанна на монашеской стезе. Два десятилетия несет игуменский крест на Самарской земле. Сфера деятельности игумении не ограничивается вверенной ей обителью. Она принимает участие в духовно просветительных, образовательных и социальных программах регионального и федерального уровня.

Под Покровом Богородицы, благодатию Ее Божественного Сына, трудами игумении и насельниц Иверский монастырь укрепляется, благоустраивается. Для всего православного Поволжья его возрождение – великая милость Божия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector