Религия

Что такое религиозная вера и в чём её суть?

Интерес человечества к религии всё чаще заставляет задумываться о том, что такое религиозная вера. Психологи относят ее к духовной сфере и признают одним из важнейших состояний личности.

В переводе с праиндоевропейского слово wēros означает «истинный» или «правдивый», то есть это понятие можно трактовать как убеждение в реальном существовании чего-то сверхъестественного. Что же на самом деле представляет религиозная вера? В чем ее суть?

Что такое религиозная вера?

Если обратиться к Библии, можно увидеть, что под религиозной верой древние проповедники понимали «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Что такое ожидаемое? Люди, которые ходят в церковь и молятся Богу, рассчитывают на то, что Он поможет решить их проблемы, подарит здоровье, благополучие, мир.

Со временем, даже не получая ожидаемого, они все равно продолжают посещать храмы, но уже в ожидании чего-то более тонкого и невидимого – Царствия Небесного. Иными словами, в их жизни начинает преобладать сам процесс бесконечного ожидания, который рано или поздно завершится получением того, что они хотят.

Исходя из этого, можно сказать, что религиозная вера – это особенное психическое состояние человека, возникающее в результате острого недостатка желаемого. Она появляется в отношении только тех событий или идей, которые имеют для человека значимый смысл.

В основе религиозной веры заложена возможность общения с некими невидимыми существами и воздействия на них (например, посредством молитвы) для достижения целей или получения помощи.

В чем суть религиозной веры?

Сущность религиозной веры заключается в первозначности высшего мира, его приоритетной роли в жизни человека. Она предполагает наличие каких-либо гипостазированных объектов (например, Бога или ангелов) и возможность общения с ними.

Для верующего связь с божествами и их посредниками играет первостепенную роль, однако не каждый человек способен признать существование подобных объектов. В христианстве эта проблема была решена перевоплощением обезличенного Господа в воспринимаемую сознанием личность – Иисуса Христа.

Подобная метаморфоза значительно укрепила веру и позволила людям обрести надежду на высшую справедливость не только в потустороннем, но и в этом мире.

Кого называют верующим человеком?

Религиозная вера появляется в результате вероятностных ситуаций, но легко исчезает, если человек достиг желаемого или осознал ложность, невозможность реализации своей идеи.

По этой причине различают колеблющихся и глубоко верующих людей. Первые не имеют точной уверенности в свершении ожидаемого, поэтому в их сознании происходит колебание между атеизмом и религией. У вторых религиозная вера занимает главное место в жизни и играет большую роль в их поведении.

Истинно верующий человек всецело предается служению своим идеалам и отличается глубоким оптимизмом, основанным на любви к Богу и всему живому. Он старается подражать самому прекрасному из людей – Сыну Божьему.

Вера наполняет его целиком, поэтому он всегда стремится поделиться своим богатством с другими. Верующий не боится никаких испытаний, так как носит в сердце настолько бесценное сокровище, что от радости обладания им отказывается от всех других ценностей.

Чем религиозная вера отличается от других верований?

В отличие от всякой иной, религиозная вера имеет дело со знаниями, не требующими рассудительности. Ее объектами являются некие представления (фантазии, образы) о сверхъестественном, чья природа кроется в таинственной сфере, непостижимой человеческим разумом.

Если, предположим, вера в другого человека основана на его действиях и поступках, то вера в Бога базируется на убеждениях о реальном потустороннем мире, существование которого не требует доказательств. Именно по этим причинам она считается самой прочной и непоколебимой.

Делит на чёрное и белое

Религия делит людей на «плохих» и «хороших» — это мышление вытекает из тезиса о том, что нераскаявшиеся грешники после смерти попадут в ад, а праведники — в рай. Этот тезис исключает вероятность того, что в каждом человеке есть и отрицательные, и положительные черты, причём их «положительность» — понятие зачастую субъективное. Акцентирование внимания на том, что есть хорошие и плохие люди, а не хорошие и плохие поступки — благодатная почва для произрастания идеологий, подразумевающих суровое наказание для «неправильных» людей (нацизма, сталинизма, радикального исламизма и так далее). Возможно, истоки не только Инквизиции, но и террора ХХ века в СССР не в последнюю очередь связаны с распространённостью религиозных практик в обществе.

Ввиду недостатка аргументов в пользу своих догматов, Церковь объявляла атеистов и тех, кто желал эти догматы пересмотреть, лжецами, еретиками, слугами Сатаны и так далее. Создавался образ Большого Плохого – в данном случае, Дьявола, наделённого всеми возможными пороками – и дальше находилась связь между инакомыслящими и Большим Плохим, позволявшая уничтожать этих инакомыслящих. Позднее эти приёмы позаимствовали сталинисты, нацисты и российские консерваторы, где в роли Большого Плохого выступили буржуазия/капитализм, евреи и США/НАТО (демонизация). Преследование инакомыслящих практиковалось Церковью, а затем многими партиями и государствами.

Почему люди ссорятся и враждуют?

Более того, практически все, как бытовые, так и религиозные конфликты начинаются почти одинаково из-за отсутствия у людей мудрости. Любой конфликт на любую тему начинается только тогда, когда у одного взгляд на проблему или ситуацию один, а у другого второй. И, конечно же, они оба при этом уверены в своей правоте.

Если такие уверенные в своей правоте люди не смогут договориться и привести их общую уверенность к единому знаменателю, то они всегда конфликтуют, даже если оба на самом деле по-своему правы. Причем это верно как для религий, так и для политики, и даже семейных отношений и любых других.

У вас будут постоянные конфликты с другими людьми, если вы всегда, несмотря ни на что, с пеной у рта и с помощью насилия будете доказывать, что вы во всем правы, а остальные нет; даже если у других все хорошо, все отлично работает, а их опыт подтверждается ими же на практике. И это факт.

Вы можете попробовать сами пожить так, если не верите. Вы наверняка убедитесь и удивитесь, как быстро вас все возненавидят. И это закономерно, так как это путь глупости и насилия.

Но вместо этого все мудрые мастера, как религий, так и тех же боевых искусств или психологии, которые воспринимают любое явление и знание на уровне изначального первичного восприятия, практически никогда не конфликтуют между собой

Причем неважно, к какой они религии, культуре, нации или традиции принадлежат

Что отличает мудреца от дурака и глупца?

Просто мудрецы видят, как происходит практически одно и то же в жизни каждого, так как реальность, в сущности, и в конечном итоге для всех и у всех одна и та же.

Реальность мира, она вообще у всех одна, это обычная данность и все мы живем в физически одинаковом мире с одинаковыми для всех законами. Причем как физическими, так и духовными, так как ни физика, ни Бог не делает различий между людьми по их имени. Но вот описание всего этого мира и законов, царящих в нем, конечно же, у всех людей и даже у каждого из мудрецов разное.

Часто описания и рекомендации бывают схожими, что мы и видим в религиях, но хоть немного они всегда разные. Описание и конкретные советы того, как поступать правильно, всегда зависят от века, в котором живет мудрец или советчик. От его языка, а главное, от того уровня развития людей, которым он и адресует данные советы, рекомендации или послания.

Поэтому ВСЕГДА И ВСЕ мудрецы объясняют другим общую для всех реальность, которую они видят хорошо, но объясняют они её каждый по-своему и своими словами, которые будут понятны окружающим именно в данный момент времени.

Ну, сами подумайте, зачем говорить то, что другие не понимают? Даже если это правда, то все равно это непонятое никем знание по факту никому не принесет пользы. Или принесет эту пользу только через тысячи лет. Ну, а жить и приносить пользу надо сейчас, поэтому все мудрецы также по-разному говорят, как конкретно нужно поступать людям, в зависимости от конкретных исторических условий, условий жизни, материального достатка, уровня развитости общества и т.д.

В конечном итоге ведь практически все знания можно проверить на практике. Поэтому если вы кому-то сильно не доверяете, то попробуйте сделать сами и посмотреть на результат. Будет ли он точно таким же, как говорил тот человек, или он будет сильно отличаться?

Сегодня мы поговорили о значении слова «религия», о том, возможно ли примирить различные религии между собой, а также о вечном поиске связи с Богом. А что конкретно означают слова Вера и Ведание, и какой вывод можно из этого понимания извлечь, вы узнаете уже в следующей статье.

Ну, и конечно, не забывайте чаще заходить на наш видеоканал обучения и саморазвития на ютуб, смотреть видео и на другие интересные и полезные для самообразования темы…

https://www.youtube.com/watch?v=cX5OuX9Ycec?list=PLKiPeMG3WqpziWCX6Tg39Fw7vWHIUsXX8

https://www.youtube.com/watch?v=wh6b_1osAUQ

https://www.youtube.com/watch?v=RmLWLv375rw

Религии разных стран

Помимо мировых религий, господствующих на территории всего земного шара, существуют верования отдельных стран, национальные религии. Так, верующий человек в Индии исповедует индуизм или сикхизм, в Японии – синтоизм, в Китае – конфуцианство и так далее. Такие религии бывают учительские, когда можно выделить основоположника данного учения, и народные, когда нет возможности выделить основного пророка, учителя.

Религия индуизм

Это течение относится к древним политеистическим религиозным течениям. Его исповедует около 80% населения Индии. Данное течение включает в себя мифологические предания, философские учения, йогу, праздники различных народностей Индии. По сути, главная религия Индии – это не только религиозное течение, но и свод правил, норм, образ жизни, регулирующих жизненный путь человека. В индуизме много богов и для каждого из них есть свои храмы. В жизни индуса существует четыре основных правила:

  1. Точное воплощение основных правил и предписаний религиозной, общественной и семейной жизни – дхарма.
  2. Приумножение и рациональное использование материальных благ – артха.
  3. Удовлетворение чувственных потребностей, прежде всего любви – кама.
  4. Духовное исцеление, освобождение – мокша.

Религия сикхизм

Молодая монотеистическая религия, которая берет свое начало в Индии, в штате Пенджаб. Основоположником данного религиозного течения является Гуру Нанак. Слово и «сикх» в переводе означает «последователь», «ученик». Священное писание сикхов называется Хальса пант. Сикхизм девятая по численности в мире религия. Основные положения:

  1. Все люди братья, вне зависимости от пола, расы и религии.
  2. Главный принцип – свобода выбора. Сикхи не дают советов и не навязывают свое мнение. Добрые дела и поступки помогут приблизиться к Богу.
  3. Поклонение Богу через медитации.
  4. Большой грех – манипуляция людьми. Личная свобода – главная ценность.
  5. После смерти человек возвращается к Богу.

Религия синтоизм

Традиционное религиозное течение Японии, основанное на поклонении нескольким божествам. В переводе с японского означает «путь богов». Имеет анимистическое направление, то есть духи существуют в неодушевленных вещах и предметах. В данной религиозной ветви нет основоположника, нет своего писания, нет определенных молитв и строгих устоев. Поклонение и обряды отличаются в зависимости от божества и святыни. Синтоизм не является религией как таковой, точнее будет сказать, что это философское течение. Приведем основные положения синтоизма:

  1. Обожествление природных явлений и поклонение им.
  2. Основной постулат: жить в гармонии и согласии с природой.
  3. Религиозный человек должен быть духовно и физически чист.
  4. Не стоит искать жизни в загробном мире. Необходимо достичь гармонии с духами при жизни.
  5. Синтоизм приветствует магию, талисманы и тотемы.

Роль религии в жизни человека

Продолжая разбираться в теме, что такое религия, необходимо остановиться на ее важности и роли в жизни людей. Для каждого конкретного человека вера имеет свое значение

Для родившегося в религиозной семье, она будет главным ориентиром в жизни, а для какого-то так и останется чем-то далеким и непонятным. Кто-то соблюдает все каноны, регулярно читает молитвы, а кто-то изредка ходит в храм или вспоминает о Боге. Религия, какая бы она не была, дает человеку следующие возможности:

  1. Самое главное — веру в светлое будущее, надежду на спасение, оптимизм.
  2. Понимание необъяснимых вещей и явлений.
  3. Возможность найти единомышленников. Проживая в определенной местности, люди придерживаются одной веры, что помогает им понимать друг друга.
  4. Религиозный человек реже страдает от одиночества. Даже когда никого нет рядом, вера дает человеку ощущение причастия себя к миру, к чему-то сакральному.
  5. Помогает преодолеть страх смерти. Большинство религий постулируют о жизни после смерти или реинкарнации души.
  6. Религия устанавливает некий порядок действий, режим, рамки поведения.

Буддизм

Буддизм зародился в Индии в VI веке до н.э. на основе учения Сиддхартхи Гаутамы, жившего между 565 и 486 годами до н.э. Будучи княжеского происхождения, Сиддхартха долгое время жил за высокими стенами отцовского дворца, в который впускали только молодых и счастливых людей. Молодой принц и не подозревал об существовании страданий, болезней и старости. Но однажды Сиддхартха вышел из дворца и увидел реальный мир, в котором стал свидетелем безжалостного отношения к людям и к их жизням. Глубоко обеспокоенный, молодой человек покинул свой дом, оставив жену Майю и маленького ребёнка, чтобы посвятить себя поиску метода избавления от страданий.

Сначала он посвятил себя йоге и практикам аскетизма. Позже избрал «средний путь» между комфортной жизнью и абсолютным умерщвлением. Затем перешёл к последней стадии своего путешествия — окончательному «просветлению», которое получил во время ночи, проведенной в медитации под фиговым деревом в деревне Бодх Гая. С тех пор Сиддхартха, став наконец Буддой («просветленным»), участвовал в своей странствующей проповеднической работе, собирая всё больше и больше учеников со всего мира.

В последнее десятилетие наблюдается рост интереса к буддизму. Численность верующих — около 350 миллионов человек (6% населения мира), что делает буддизм четвертой по распространенности религией в мире. Различные буддийские школы практикуются в Шри-Ланке, Бирме, Лаосе, Бангладеш, Камбодже, Тибете, Китае, Корее, Вьетнаме, Монголии и Японии.

Религия: хорошо или плохо? В буддизме есть свои положительные и отрицательные факторы. Вот некоторые из положительных:

  • Развивает этику, внимательность, спокойствие и понимание, медитацию и мудрость;
  • Поддерживает широко распространенные исследования через знания, дискурсы, древние тексты;
  • Буддисты придерживаются концепции кармы (закона причины и следствия) и реинкарнации (непрерывного цикла перерождений);
  • Будда учил во всём сомневаться и проверять на собственном опыте и личных ощущениях;
  • Религиозные догмы заменены лишь на рекомендательные указания о том, как себя вести в разных жизненных сферах.

Некоторые из отрицательных:

  • Буддизм – религия без чётких запретов.
  • Принятие или игнорирование репрессивных политических/военных режимов, управляющих страной из-за принципов ненасилия и покорности рекомендуемых Буддой.

Каждый буддист стремится достичь нирваны — высшей цели буддизма. Нирвана — это термин, используемый для описания конца страдания. Это состояние полного блаженства, освобождения от ограничений и желаний физического мира, конец цикла перерождений и страданий.

Приобщиться к учению Будды не составит особого труда. Для этого нужно пройти ритуал посвящения: произнести клятву перед тремя монахами или, если рядом таковых нет, самостоятельно перед статуей Будды.

Чем религия лучше законов?

Более того, религия настолько эффективная и универсальная вещь для создания и перевоспитания общества, что очень часто она в моральном обществе работает лучше, чем уголовные законы и штрафы. Ну что такое штраф, это небольшая сумма денег и все, а вот за нарушение религиозных норм можно попасть в гиену огненную и гореть в аду, что естественно намного хуже.

Кроме того, милиция может и не словить преступника, тогда он уйдет от ответственности и ему все сойдет с рук, соответственно воровать и убивать, на самом деле можно, главное только не попадаться.

А вот в случае религии этот фокус не пройдёт, так как все плохие поступки видит Бог и они записываются где-то на всю жизнь, поэтому человека даже ненужно контролировать и ставить рядом с ним милиционера, ведь он знает, что даже за желание сделать противоправное действие уже может пойти наказание, а за сам факт оно будет в разы хуже.

Как религия перевоспитывает преступников?

Более того, религию, на самом деле, могут понять даже самые недалекие уголовники и самые авторитетные и уверенные в себе люди, так как она понимают, что если она такие крутые, то Бог однозначно еще круче, и ему следует подчиниться.

Именно поэтому сегодня немало верующих даже среди заключенных, а также поэтому в их среде так много морали и различных понятий, так как все равно они подсознательно стремятся поступать правильно и по какому-то неписаного закону.

Другое дело, что почти все они не понимают смысла религии и извращенное её толкуют, либо у них настолько сильно развита их животная сторона личности, что они не могут удержаться перед соблазном делать плохие дела.

Почему религия построена на устрашении?

К тому же, именно религия предлагает самое длительное и самое суровое наказание, ведь даже в тюрьме можно отсидеть пару лет без особых проблем, а кому-то это даже нравиться, так как там кормят бесплатно. А вот гореть пожизненно в аду, не очень радужная перспектива, даже для самого отмороженного бандита.

Исходя из всего этого, религия просто идеальный механизм воспитания и контроля за правильным поведением людей в обществе, так как для нее не требуется ни надсмотрщиков, ни тюрем, а все при этом делают то, что нужно обществу и даже, как не странно, и то, что необходимо для их личного счастья и благополучия.

Обзор

В 19 веке произошел резкий рост знаний о самых разных культурах и религиях, а также были созданы экономические и социальные истории прогресса . Школа «истории религий» стремилась объяснить это религиозное разнообразие, связав его с социально-экономическим положением определенной группы.

Как правило, религии делились на стадии развития от простых обществ к сложным, особенно от политеистических к монотеистическим и от импровизированных к организованным. Можно также классифицировать религии как обрезание и необрезание, прозелитизм (попытки обратить людей, исповедующих другую религию) и непрозелитизм. Многие религии разделяют общие убеждения.

Иудаизм

Как и тенденция среди протестантов, с 1970-х годов еврейская медицинская этика разделилась, частично по религиозным признакам, из-за эвтаназии и лечения в конце жизни . Как правило, еврейские мыслители выступают против добровольной эвтаназии, часто решительно, хотя есть некоторая поддержка добровольной пассивной эвтаназии в ограниченных обстоятельствах. Аналогичным образом, в рамках движения консервативного иудаизма наблюдается рост поддержки пассивной эвтаназии (PAD). В Reform Judaism Response преобладание настроений против эвтаназии в последние годы сместилось в сторону усиления поддержки некоторых вариантов пассивной эвтаназии. Светский иудаизм — это отдельная категория, в которой растет поддержка эвтаназии. Популярным сторонником эвтаназии является раввин Мириам Джеррис.

В исследовании, проведенном в 2010 году, изучались пожилые еврейские женщины, которые считали себя либо православными хасидами, либо нехасидами, либо секуляризованными православными по своей вере. Исследование показало, что все респонденты-хасиды-православные не одобряли добровольную эвтаназию, тогда как большинство респондентов-секуляризованных православных ее одобряли.

Понятие религии и предпосылки ее появления

Слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, то есть священное. Началом и смыслом любой религии является вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен.

Известно несколько предпосылок появления религии. Во-первых, испокон веков человек пытается выйти за границы этого мира. Он стремится найти спасение и утешение за его пределами, искренне нуждается в вере.

Во-вторых, человек хочет дать объективную оценку миру. И тогда, когда он не может объяснить только естественными законами происхождение земной жизни, то делает предположение о том, что ко всему этому приложена сверхъестественная сила.

В-третьих, человек полагает, что разные события и происшествия религиозного характера подтверждают существование Бога. Список религий для людей верующих уже служит реальным доказательством существования Бога. Объясняют они это очень просто. Если бы не существовало Бога – не было бы и религии.

Нерациональное вмешательство в личную жизнь

Служители Церкви по причине стереотипа об их моральной возвышенности (что не соответствует действительности – среди нерелигиозных людей, вероятно, столько же «праведников» и «грешников», сколько и среди священнослужителей) считают, что они вправе указывать людям, как «правильно» стричься, одеваться, вести половую жизнь и так далее. Так, священник Павел Гумеров в книге «Малая Церковь», пишет, что девушки, одевающиеся «облегчённо», скорее всего так же себя и ведут, а «большинство изнасилований происходит из-за нескромного поведения женщин», чему, разумеется, не приводит никаких доказательств. Протоирей Дмитрий Смирнов заявлял, что отучил одного мальчика ругаться матом, дав ему «по роже», а также называл гражданских жён «бесплатными проститутками». Тот факт, что он не был лишён сана после подобных высказываний, многое может сказать о политике РПЦ. Протоирей Всеволод Чаплин оказался недоволен антиправительственными высказываниями в интернете: «Сетевых хомячков» вполне можно отправить в действующие войска. Те из них, кто выживет, наверное, станут людьми».

Возможно, если указания служителей Церкви разумны, то они полезны для общества. Однако гарантию этого дать никто не способен, а если они неразумны, то оправдано общественное давление на религию и на её указания, и такая религия не должна быть защищена от этого давления.

История религии

Сколько же религий существует в мире ответить никто не сможет, но известных на сегодняшний день — около 10 000 различных течений, хотя, около 84% населения мира связано с одной из пяти крупнейших: христианством, исламом, индуизмом, буддизмом или формами «национальной религии».

Существует ряд теорий относительно истоков появления религиозных практик. По мнению авторитетных антропологов многие из списка религий мира начались как активизирующие, побуждающие к чему-то движения, поскольку видение происхождения мира, людей (и т. д.) харизматичным пророком порождало воображение большого количества людей, ищущих более полный ответ на свои вопросы и проблемы. Мировая религия не характеризуется конкретной средой или этнической принадлежностью и может быть широко распространена. Существуют разные виды мировых религий, и каждая из них несет в себе предрассудки. Сутью этого могут быть, среди прочего, то, что верующие склонны рассматривать свою религию, как самую древнюю, а иногда и не признают другие религии или же, как важные.

В XIX и XX веках гуманистическая конфессия разделила религиозную веру на философские определенные категории — «мировые религии».

В пять крупнейших религиозных групп мира входят 5,8 млрд. человек — 84% населения, — это христианство, ислам, буддизм, иудаизм и традиционные народные верования.

Функции религии

  1. Мировоззренческая – способ осмысления мира, природы и общества.
  2. Компенсаторная – бессилие людей перед перестройкой сознания. Психологический аспект представлен снятием стресса, утешением.
  3. Коммуникативная –общение проходит в 2 этапа: верующих с верующими и верующих с Богом, ангелами, святыми, умершими.
  4. Регулятивная – образует помыслы, стремление людей и деятельность.
  5. Интегрирующая – объединяет одинаково верующих людей в единое целое.
  6. Культурно-транслирующая – развитие культуры (письменность, книгопечатанье)
  7. Легитимирующая – узаконивает правила поведения, институты и нормы.
  8. Познавательная – даёт ответы на интересующие вопросы, где не ответит наука.
  9. Этическая – создание и проповедование ценностей, морали, норм поведения.
  10. Социальная – объединения людей не по этническим принадлежностям, а по догматическим взглядам.
  11. Духовная – придаёт жизни смысл, стремление самосовершенствования. Объясняет бессмертность человеческой души.

буддизм

Среди буддистов существует много взглядов на эвтаназию, но многие критически относятся к этой процедуре.

Важная ценность учения буддизма — сострадание. Некоторые буддисты используют сострадание как оправдание эвтаназии, потому что страдающий человек избавляется от боли. Однако по-прежнему аморально «предпринимать какие-либо действия, направленные на уничтожение человеческой жизни, независимо от качества побуждений человека».

В буддизме Тхеравады мирянин ежедневно повторяет простую формулу: «Я принимаю правило воздерживаться от уничтожения живых существ.» Для буддиста монашествующихи ( Бхиккх ) , однако эти правила более четко прописаны. Например, в монастырском кодексе ( Патимокха ) говорится:

«Если какой-либо монах намеренно лишает человека жизни, или ищет для него убийцу, или восхваляет преимущества смерти, или подстрекает его к смерти (таким образом): ‘Мой добрый человек, какая польза от этой жалкой, несчастной жизни для «Смерть будет лучше для вас, чем жизнь», или, имея в виду такую ​​идею, такую ​​цель в уме, следует различными способами восхвалять преимущества смерти или побуждать его к смерти, он также потерпел поражение и больше не находится в общении . «

Древнейшие виды, формы религии

Зарождение религии произошло еще 40 тысяч лет тому назад. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи.

В соответствии с этим выделяют следующие виды древних религий:

Тотемизм. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была вера в сверхъестественную силу оберега (тотема).

  • Магия. Эта форма религии, основанная на вере в магические способности человека. Маг помощью символических действий способен воздействовать на поведение других людей, естественные явления и предметы с положительной и отрицательной стороны.
  • Фетишизм. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности.
  • Анимизм. Все явления природы, предметы и люди имеют душу. Она бессмертна и продолжает жить вне тела даже после его смерти. Все современные виды религий основаны на вере в существование души и духов.
  • Шаманизм. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии.

Признаки и функции

Также необходимо четко представлять, что характеризует религия как общественный институт. Исследователи выделяют 3 ключевых признака, отделяющих ее от других. Первый определяет особый регламент отношений. Благодаря этому механизмы регуляции поведения являются обязательными. Именно регламентация позволяет обеспечить регулярность, четкость, а также предсказуемость деятельности религии в качестве социального института.

Вторым признаком является определенность прав, особых функций и обязанностей всех участников религиозного взаимодействия. Вся деятельность в рамках системы регламентирована особыми документами.

Кроме этого, обязанности и права участников обладают двумя характерными чертами:

  • деперсонификация;
  • обезличенность.

Последней отличительной чертой является разделение функций и обязанностей между участниками религиозного взаимодействия в зависимости от их роли и статуса. Для осуществления религиозной деятельности в специальных учебных заведениях проводится подготовка новых кадров.

Чтобы качественно подготовиться к докладу, следует составить план «Религия как социальный институт» и обязательно включить в него пункт с перечислением основных признаков. Кроме этого, необходимо помнить и об основных функциях, выполняемых религией:

  • социально-регламентирующая;
  • мировоззренческая;
  • социально-критическая;
  • адаптационная;
  • охранительная;
  • компенсаторная;
  • социально-регламентирующая;
  • социально-критическая.

Все эти функции являются явными, а не латентными. Благодаря их реализации институт религии синтезирует определенную картину, позволяющую стабилизировать общество. Кроме этого, она способна поддержать людей в тяжелых условиях, например, после смерти родственника. Этот факт говорит о наличии еще одной функции — психотерапевтической.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector