Религия в тибете — religion in tibet

Содержание:

Первое распространение (VII – IX вв.)

Сонгтсан Гампо (7 век)

Санскритские буддийские писания из Непала и Индии были впервые переведены на тибетский язык во времена правления тибетского царя Сонгтсана Гампо (618–649), который основал Тибетскую империю. Хотя есть сомнения в уровне интереса Сонгтсана Гампо к буддизму, известно, что он женился на буддийской принцессе китайской династии Тан Вэньчэн , которая приехала в Тибет со статуей Будды Шакьямуни. Из тибетских источников ясно, что некоторые из его преемников стали ярыми буддистами. Записи показывают, что китайские буддисты активно участвовали в миссионерской деятельности в Тибете, но у них не было такого же уровня имперской поддержки, как у индийских буддистов с тантрическими линиями передачи из Бихара и Бенгалии.

Согласно тибетской легендарной традиции, Сонгтсан Гампо также женился на непальской буддийской принцессе Бхрикути . Ко второй половине VIII века он уже считался воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары .

Индийские и непальские влияния (8 век)

Падмасамбхава , основатель Ньингмапа , самой ранней школы тибетского буддизма; обратите внимание на широко открытые глаза, характерные для определенного метода медитации

В VIII веке буддизм действительно утвердился в Тибете. Преемники Сонгтсана Гампо с меньшим энтузиазмом относились к распространению буддизма, но в 8 веке король Трисонг Децен (755–797) установил его в качестве официальной религии государства.

Трисонг Децен пригласил индийских буддийских ученых к своему двору, и тибетские буддисты сегодня прослеживают свои древнейшие духовные корни от индийских мастеров Падмасамбхавы (8 век) и Шантаракшиты (725–788 гг.), Которые основали Ньингма , Древние , старейшую тибетскую школу. Буддизм. Согласно тибетской традиции, Падмасамбхава написал ряд важных писаний, некоторые из которых он спрятал, чтобы будущие тертоны могли их найти; эти «сокровища» терма (откровенные тексты) имеют особое значение для школы ньингма.

В то время также с юга пришло влияние ученых из династии Пала в индийском штате Магадха. Они достигли смешения Махаяны и Ваджраяны , которое стало характерной чертой всех форм тибетского буддизма. Их учение сутры было сосредоточено на Абхисамаяланкаре , тексте йогачарина 4-го века , но видными среди них были учёные- мадхьямика Шантаракшита и Камалашила .

Третье влияние оказали сарвастивадины из Кашмира на юго-запад и Хотана на северо-запад. Хотя им не удалось сохранить присутствие в Тибете, их тексты вошли в канон тибетского буддизма , предоставив тибетцам почти все их первоисточники о том, что они считали хинаяной . Подразделение этой школы, Муласарвастивада, было источником тибетской винаи .

Китайские влияния (8 век)

Китайская принцесса Цзиньчэн Гунчжу (чж : 金城 公主) (? –739), известная в Тибете как Ким-шэн и набожная буддистка, была отправлена ​​в Тибет в 710 году, где вышла замуж за Мес-аг-тшома. Буддийские монахи из Хотана (Ли), спасаясь от преследований антибуддийского царя, получили убежище от Ким-шэна около 737. Ким-шэн умер во время вспышки оспы где-то между 739 и 741 годами и антибуддийскими группировками в Тибете. стали винить в эпидемии поддержку буддизма королем и королевой. Это заставило монахов снова бежать; сначала в Гандхару , а затем в Косамби в центральной Индии, где монахи, по-видимому, в конечном итоге поссорились и убили друг друга.

Тибетский царь Трисонг Децен (742–797) пригласил чаньского мастера Мохеяна передать Дхарму в монастыре Самье. Согласно тибетским источникам, Мохейан проиграл так называемый совет Лхасы (793 г.), диспут, организованный Трисонг Децен о природе пустоты с индийским мастером Камалашилой , и король заявил, что философия Камалашила должна лечь в основу тибетского буддизма. Однако китайский источник, найденный в Дуньхуане, написанный Мо-хо-янь, говорит, что их сторона победила, и некоторые ученые приходят к выводу, что весь эпизод вымышлен.

Буддолог- новатор Джузеппе Туччи предположил, что идеи Мохайена были сохранены ньингмапами в форме учений дзогчен . Джон Мирдин Рейнольдс и Сэм ван Шайк отвергают эту возможность. По словам Рейнольдса, «за исключением короткого флирта с Чань в первые дни буддизма в Тибете в восьмом веке, тибетцы почти не проявляли никакого интереса к китайскому буддизму, за исключением перевода нескольких сутр с китайского, для чего они не имел индийских оригиналов «.

Рост в Тибете (9 век)

С самого начала буддизму противостояла местная шаманская религия Бон , которая пользовалась поддержкой аристократии, но процветала под покровительством короля, достигнув пика при короле Рэлпачане (годы правления 817–836). Терминология в переводе была стандартизирована около 825 г., что позволило использовать методологию очень дословного перевода.

История

Тханка, изображающая лам линии Ауральной традиции Чжанчжунга.

Повторное открытие

Три священных писания Бон mdo ‘dus , gzer mig и gzi brjid — связаны с мифами Тонпа Шенраба Мивоче . Бонпо рассматривают первые два как gter ma, заново открытые в десятом и одиннадцатом веках, а последний — как ньян бргьюд (устную передачу), продиктованный Лоденом Ньингпо, жившим в четырнадцатом веке. В четырнадцатом веке Лоден Ньингпо открыл терма, известный как Блеск ( Wylie : gzi brjid ), который содержал историю Тонпа Шенраба . Он не был первым бонпо тертоном , но его терма стал одним из окончательных писаний религии бон. В нем говорится, что Шенраб основал религию бон, когда искал лошадь, украденную демоном. Традиция также говорит, что он родился на земле Тагзиг Олмо Лунг Ринг (считается осью мира ), которая традиционно определяется как гора Юнг-друнг Гу-цег (« Здание девяти саувастик »), возможно, гора Кайлас в западном Тибете. Из-за священности Тагциг Олмо Лунгтинг и горы Кайлас бонпо считают свастику и число девять благоприятными и имеющими большое значение.

Тонпа Шенраб Мивоче посетил Конгпо и нашел людей, чья практика заключалась в духовном умиротворении с жертвоприношением животных. Он научил их заменять подношения символическими животными из ячменной муки. Он учил только в соответствии со способностями ученика с низшими шаманскими колесницами для подготовки; пока они с молитвой, усердием, преданностью и усердием не смогли воплотиться для достижения сутры , тантры и Дзогчен .

Учения Бон включают Девять Колесниц, которые представляют собой категории обучающих путей с различными характеристиками, взглядами, практиками и результатами. Медицина, астрология и гадание находятся в низших проводниках; затем сутра и тантра, наивысшим из которых является Дзогчен («великое совершенство»). Традиционно Девять колесниц преподаются в трех версиях: как центральное, северное и южное сокровище. Центральное сокровище ближе всего к учению Ньингма, а северное сокровище потеряно. Тензин Вангьял Ринпоче разработал южное сокровище с помощью шаманизма.

Пещера сокровищ ( мдзод фуг )

Пещера сокровищ ( тибетский : མཛོད་ ཕུག , Wylie : mdzod phug ) — это бон- терма, обнаруженная Шенчен Луга ( тибетский : གཤེན་ ཆེན་ ཀླུ་ དགའ , Wylie : gshen chen klu dga ‘ ) в начале 11 века

Мартин отмечает важность этого отрывка из Священного Писания для изучения языка шанг-шунг :

18-ый век

В люди Джунгарские вторглись в Тибет в 1717 году и свергнутого претендента на должность Далай — ламы , который был продвигаемой Lhabzang , титулярного короля Тибета. Это было встречено повсеместным одобрением. Однако вскоре они начали грабить святые места Лхасы, что вызвало быструю реакцию императора Канси в 1718 году, но его военная экспедиция была уничтожена джунгарами недалеко от Лхасы.

Многие ньингмапа и бонпо были казнены, а тибетцы, посещавшие джунгарских чиновников, были вынуждены высунуть язык, чтобы джунгары могли определить, повторял ли человек постоянные мантры, которые, как говорили, делали язык черным или коричневым. Это позволило им выбрать ньингмапа и бонпо, которые декламировали множество магических мантр. Привычка высунуть язык в знак уважения при приветствии осталась тибетским обычаем и в наше время.

19 век

В 19 веке Шардза Таши Гьялцен , бонский мастер, собрание сочинений которого насчитывает восемнадцать томов, значительно обновил традицию. Его ученик Кагья Кхьюнгтрул Джигмей Намка обучил многих практикующих изучать не только религию Бон, но и все тибетские школы.

Согласно Бонпо, восемнадцать просветленных сущностей проявятся в этом эоне, и Тонпа Шенраб Мивоче, основатель Бон, считается просветленным Буддой этого века (сравните югу и кальпу ). Держатели 33-й линии передачи монастыря Менри , Менри Тризин Лунгтог Тенпей Ньима и Лопон Тензин Намдак являются важными нынешними держателями линии преемственности Бон.

До китайской аннексии в Тибете было основано более трехсот бонских монастырей. Из них монастырь Менри и монастырь Шуришинг Юнгдрунг Дунгдраклинг были двумя основными монастырскими университетами для изучения и практики бонских знаний и науки-искусства.

Религия Бон свастика. Свастика – духовный центр Бона

По определению бонской традиции: «Бон – это центр свастики. Бон – это Бог, рожденный из центра свастики». Непосредственная связь тибетской религии бон со свастикой подчеркивается и изображением свастики – символа духовной силы на груди основателя бона Шенраба Миво на его бронзовых статуэтках.

Сюжеты о чудодейственном проявление свастик на тибетской земле характерны для бонских мифов, особенно в местностях, где впоследствии были образованы бонские монастыри. Священная гора Кайлас известна среди тибетцев под названием Юндрунг Гуцег (Девятиэтажная гора свастики, юндрунг с тибетского переводится как «вечное», «нерушимое»), считается, что на южной стороне пика, Южный лик Кайласа, поперечные и вертикальные трещины образуют знак свастики. Именно это место было избрано Учителем бона Шенрабом для ухода из мира людей.

Изображение свастики имеют широкое распространение по всему Тибету с древних времен. Они известны на бонских печатях, их можно встретить в символике орнамента монастырей. Свастики выбиты на поверхности скал, на камнях вдоль троп, в уединенных местах, встречаются в современных мандалах из цветного песка на поверхности земли. Нигде в мире не встречается так часто знак свастики, как в Тибете. Знак свастики, необъяснимым образом, неразрывно связан с Шамбу (тибетский синоним бога Шива), местонахождение которого по тибетской, буддийской и индуской традиции определяется на горе, известной в настоящее время под именем Кайлас. В свою очередь священная гора Кайлас в бонских преданиях упоминается как центральная гора страны Олмолунгринг-бу, где появился на свет Учитель Шенраб и внутри которой располагается мистическая Шамбала. Символично, что у подножия этой горы, как в библейском Эдеме, начинаются четыре великие реки индоариев.

Прежде, чем мы углубимся в детали обсуждаемой темы, следует заметить, что количество книг о священном символе – свастике, так велико, что практически под любую гипотезу о тайном значении свастики, можно найти убедительную аргументацию. Большинство ученых разделяет мнение, что свастика является древнейшим арийским (индоевропейским символом). Он не встречается в символах египетской и мусульманских цивилизациях, не знаком знак свастики также и американским ацтекам, майя и инкам, но найден у индейцев племени наваха, живших в доколумбовой Америке. Этот символ встречается среди знаков протоиндийской, харапской цивилизации в IV–III тыс. до н.э. и широко распространен у народов Центральной Азии. Знак свастики присутствует среди хакасских, тувинских и бурятских тамг, и отождествляется учеными с понятием счастья. Древнекитайский иероглиф «свастика» переводится учеными в значении «счастье». Свастика с точками внутри секторов обозначало понятие «много счастья». В значении «счастье», «богатство» знак свастика часто встречается в орнаменте монгольских кочевников, на домашней мебели, сундуках и даже на современном государственном гербе Монголии, обрамленного незаканчивающимся орнаментом с правосторонней и левосторонней свастикой. В официальном определении символики государственного герба – свастики символизируют счастье и благополучие для страны.

Бон сегодня

Любители древностей, таинственности и приключений со всего мира мечтают посетить действующий монастырь бон по. Для этого они отправляются на северные тибетские и непальские территории. Это неудивительно, ведь здесь, в особенности в непальском Долпо в районе заповедника Шей-пошкундо, сосредоточены многочисленные небольшие бонские храмы.

Монастырь Бон в Тибете

Также бонпо до сих пор жив в Бутане, индийском Сиккиме, провинциях Сычуань, Юньнань Китайской народной республики. Здесь можно окунуться в необъяснимую атмосферу древней религии – таинственную, слегка леденящую, уносящую на тысячелетия назад.

Тибетская религия бон-по. Бон (Древняя тибетская религия)

Л.Н. Гумилёв, Кузнецов Б. И. (1931-1985)

Опубликовано // Доклады ВГО. Вып. 15: Этнография. Л., 1970

Когда в середине VII века по приглашению тибетского владыки Сронцзангампо в Тибет явились из Индии буддийские монахи, то они столкнулись там не с первобытным язычеством — почитанием сил природы, не с шаманизмом — практикой вызывания духов и даже не с культом мертвых предков, а с продуманной, теоретически отработанной религиозной системой, носившей название бон. Несмотря на активную поддержку центральной власти, буддистам пришлось выдержать тысячелетнюю борьбу, в результате которой им не удалось достигнуть полной победы. До сих пор в Тибете наряду с желтой верой — ламаизмом существует и учение бона, с той лишь разницей, что борьба между этими религиями больше не влечет за собой ни гекатомб из человеческих тел, ни потоков крови. Однако все это имело место в первые века проникновения буддизма в Тибет (VII-XI вв.).

В специальной работе нам удалось установить, что политические формы этой борьбы были связаны с соперничеством между монархом и аристократией , но это не исчерпывает проблемы. В самом деле, социальная борьба не всегда предполагает наличие разных идеологических систем. Так, например, во Франции члены «Лиги общественного блага» были такими же хорошими католиками, как и король Людовик XI, а греческие басилевсы, низложенные греческой аристократией полисов, почитали тех же олимпийских богов, что и их противники. В Тибете идеологическая борьба накладывалась на социальную, и это придавало историческим коллизиям небывалую остроту . Для того чтобы привлечь на свою сторону те или иные слои тибетского народа, религиозная система должна отвечать принятым этнографическим представлениям и настолько резко отличаться от соперничающей системы, чтобы массы могли ощущать это различие непосредственно, без сложных теологических разъяснений.

В чем же было различие буддизма и бона? Если судить по сохранившимся до наших дней материалам, то мифологическая система в обеих этих религиях имеет много общих черт. Этика обща для всех теистических систем: рекомендуется делать добро, устраняться от зла, проповедовать истину и т.п. Иконография тибетского буддизма и бона почти неотличима, за исключением направления лучей свастики; кроме того, в процессе истории возникает новое учение бона (бегйур бон, то есть измененное бон), компромиссное по отношению к буддизму, и тантрический буддизм, в котором стирались внешние различия между доктриной великого спокойствия и обычаями ею завоеванной горной страны. Так все-таки почему же не возникло слияние этих религий, несмотря на то что оно устроило бы тех и других? Очевидно, наряду с чертами сходства имели место элементы различия настолько существенные, что именно они определили ход истории культуры Тибета. Наша задача в том, чтобы отыскать их и объяснить причины несовместимости обоих мировоззрений.

Рекомендованные статьи


Шине (Шаматха)

В переводе с тибетского — «умиротворенное пребывание».
Это медитация, состоящая в сосре…
Читать далее


История Юнгдрунг Бон

Юнгдрунг Бон уходит корнями в давние-давние времена. Пройдя сквозь века, пережив неоднократные гонен…
Читать далее


Такдрил: церемония избрания Менри Тризина

Древний процесс избрания нового настоятеля монастыря Менри носит название Такдрил. Среди всех религи…
Читать далее


Монастыри и центры Юнгдрунг Бон в мире

Древнее учение Юнгдрунг Бон дошло до наших времен благодаря усилиям внушительного числа людей — как …
Читать далее


Сознание Будды

Исследование работы сознания человека — своеобразный прыжок в кроличью нору со стороны современных у…
Читать далее


Вечное учение

Юнгдрунг Бон — одна из самых древних духовных традиций на Земле. Уходя корнями в далекие времена, за…
Читать далее


История монастыря Менри

Менри — главный монастырь традиции Юнгдрунг Бон, расположенный в местечке Доланджи, Индия, имеет бог…
Читать далее


Сквозь века: Юнгдрунг Бон

Учение Юнгдрунг Бон существует много веков и сегодня получает значительный интерес со стороны тех, к…
Читать далее

История традиции бон

Традиция бон сложилась не ранее девятого века нашей эры, хотя согласно некоторым исследователям история бон уходит вглубь аж на шестнадцать тысяч лет до нашей эры!

Некоторые исследователи говорят, традиция бон уходит корнями в учения Индии и Ирана, причем со стороны Индии бон испытал сильное влияние шиваизма и буддизма, а со стороны Ирана — зороастризм. Но это были лишь влияния, поскольку у тибетцев была и своя исконная религия, представлявшая собой преимущественно шаманского типа.

К несчастью, традиция бон развивалась с большими осложнениями, когда стало понятно, что она представляет собой достаточно серьезную силу. Особенно тяжкими периодами для адептов бон было два. Первый из них связан с временем правления царя Дригума Цэнпо. В это тяжелое время очень много последователей бон были просто на просто изгнаны из страны. Некоторые из адептов, чтобы само учение не пострадало, стали прятать священные тексты бон в специальные тайники, которые получили названия тэрма, что в переводе значит «сокровище». Впоследствии эти тайники были открыты вновь и учение бон снова вышло на свет спустя много веков.

Вторым таким тяжелым период для бон было время правления царя Трисонг Децена. Гонения были обусловлены интенсивным развитием буддизма на Тибете. Вследствие чего практика бон была полностью запрещена. И тогда, чтобы сохранить свое учение, последователи бон пошли на хитрость. Они создали так называемый реформированный бон, то есть учение было «переодето» в буддийскую форму. Основная заслуга в этом принадлежит боннскому жрецу Дрэнпа Намкха.

Текущая ситуация

Лопон Тензин Намдак , настоятель монастыря Бон в Непале

Согласно недавней переписи населения Китая, около 10% тибетцев следуют за Бон. Когда Тибет был присоединен к Китайской Народной Республике , в Тибете и остальной части западного Китая было около 300 бонских монастырей . Согласно недавнему исследованию, существует 264 действующих бонских монастыря, женских монастырей и скитов.

Нынешним духовным главой Бон является Менри Тризин Ринпоче, преемник Лунгтока Тенпай Ньима (1929–2017), тридцать четвертого настоятеля монастыря Менри (разрушенного в ходе Культурной революции , но теперь восстановленного), который теперь председательствует над Пал Шен- десять Менри Линг в Доланджи в Химачал-Прадеше , Индия.

Ряд заведений бон также существует в Непале ; Монастырь Тритен Норбуце Бонпо — один из монастырей на западной окраине Катманду . Ведущий монастырь Бона — это в Доланджи , Химачал-Прадеш , Индия.

Донгба (东巴) практики людей Nakhi и (韩规) религии Hangui из народа PUMI оба полагают, произошли из бона.

ШКОЛА ТИБЕТСКОЙ АСТРОЛОГИИ «ДЭВАЧЕН» И ЕЁ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ В ТИБЕТСКУЮ АСТРОЛОГИЮ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

I-го КУРСА

Новые знания одной из самых древних культур помогут вам:

* узнать возможности и преграды своего жизненного пути

*овладеть расчетами своих индивидуальных сил:

Ла (души), Сог (жизненной силы), Вангтанг (способностей), Лунгта (удачи), Лу (здоровья физического тела)

*проследить основные линии предыдущего воплощения

*узнать влияние родового элемента на свое окружение

*расчитать Таркут (нити процветания и упадка)

*изучить основы девяти основных аспектов тибетской астрологии

Изучение астрологии это магический процесс. Её знания позволяют последовательно проникать в законы и структуру Вселенского мандала. Один слой (уровень) Мандала накладывается на другой и т.д., вплоть до того, пока в нашем сознании не возникает полное, объемное видение всей струк-туры Пространства-Времени истинной реаль-ности.

Сознание, переходя с одного уровня на другой, перестает подчиняться старым законам и принимает новые. Триграммы «Книги перемен«, девять магических квадратов Фэн-Шуй, знаки зодиака, созвездия, 12-ти летний животный цикл, пять элементов и др. — всё это отдельные составляющие (уровни) «Вселенского мандала», который можно изучить, чтобы открыть для своего сознания путь к освобождению от угнетающей ум сансары и достичь реализации.

Линии на панцыре черепахи подобны линиям фаланг на пальцах рук человека. Это подобие позволяет легко расположить «Вселенский мандал» в образе «Вселенской черепахи» на левой руке астролога. Любой из предметов или понятий, существующих во Вселенной, мы можем найти в «Мандале», определить соответствующие этому объекту уровень, характеристики и законы существования, а следовательно — спрогнозировать его дальнейшее движение и условия развития.

Шенчен Луга и возрождение бон

В чистом же виде, бон практиковался подпольно. И только спустя многие годы, послед последних гонений, началось вторичное возрождение бон, которое связано с именем Шенчен Луга, принадлежащего к роду, ведущему свое начало от самого основателя бон Шенраба.  Именно Шенчен Луга открыл многие священные тексты бон, которые были спрятаны адептами этой системы.

Шенчен поручил своим трем самым лучшим ученикам нести в свет заново открытый бон. Первый из них Дручен Намкха Юнгдрунгу стал распространять космологическую и метафизическую основу бон. Второй ученик Шуе Лэгпо понес в мир практики Великого Совершенства. И, наконец, третий ученик, Патон Пэлчог, принял обязательство распространять высшие (тантрические) формы учения.

Также в период возрождения каждый из учеников основал боннский монастырь с целью развития и изучения бон. Потом, такие монастыри стали появляться все чаще и чаще, пока их не стало более трехсот.

И, наконец, жрецы бон отпраздновали свою победу, когда в 1977 году эта традиция была официально признана Тибетским правительством в изгнании в 1977-ом году.

Боги и духи

Бонский монастырь Нангжик Гомпа в городе Нгава в провинции Сычуань .

Бонпо культивируют домашних богов в дополнение к другим божествам:

Другой набор божеств — Белый Старик, бог неба, и его супруга. Они известны под несколькими разными именами, такими как Гьялпо Пехар по имени «Царь Пехар» ( Wylie : pe har rgyal po ). Пехар изображается как защитное божество Чжангжунга , центра религии Бон. Сообщается, что Пехар связан с небесным небом и небом в целом. В ранние буддийские времена Пехар превратился в шаманскую птицу, чтобы приспособиться к птичьим мотивам шаманизма. Супруга Пехар — женское божество, известное под одним из своих имен как Дюза Минкар ( Wylie : bdud gza smin dkar , Stein 1954 в Hummel 1962).

Китайское влияние также заметно в некоторых божествах, которым поклоняются в Бон. Например, Конфуцию поклоняются в Бонне как святому королю и мастеру магии, гадания и астрологии. Он также считается реинкарнацией Тонпы Шенраба Мивоче , легендарного основателя Бон.

В балтийской версии Бон в Балтистане поклоняются таким божествам, как лха (боги), клу (змеи или драконы) и лхамо (богини), и многие легенды об этих божествах до сих пор существуют среди местного населения.

Путь Бон

В целом, если заниматься практикой учения должным образом, то путь одинаковый во всех традициях. Но есть отдельные ламы, которые стремятся больше не к учению, а к тому, чтобы обрести большее количество учеников, чтобы было больше подношений, более громкое имя и так далее.

Подобные учителя говорят, что их традиция лучше всех, а остальные не такие хорошие. Только к учению это не относится совсем, и, следуя таким ламам, достичь состояния будды очень трудно — и их ученикам, и им самим.

Если вдуматься, то какая у нас цель практики в любой из традиций?

Цель — избавиться от страданий и достигнуть освобождения, состояния будды.

Что нам мешает его достигнуть? Наши омрачения.

Если мы начинаем слушать учителей, которые пропагандируют предвзятость, то количество омрачение только увеличивается, так как вдобавок к тому, что уже есть, появляется привязанность к своей традиции и неприязнь к другим. 

Размышляя таким образом, мы сразу видим, какое отношение верное, а какое нет.

Современная история (20–21 века)

ХХ век — фактическая независимость, китайская оккупация и исход тибетцев

В 1912 году Тибет снова стал де-факто независимым, но был аннексирован Китайской Народной республикой в ​​1950 году. В 1959 году 14-й Далай-лама и большое количество духовенства бежали из страны, чтобы поселиться в Индии и других соседних странах. Это также положило начало распространению тибетского буддизма в западных странах, что привело к появлению во всем мире сообществ тибетского буддизма.

21 век — изгнание и распространение за границу

Сегодня тибетский буддизм широко исповедуется на Тибетском нагорье , в Монголии , северном Непале , Калмыкии (на северо-западном берегу Каспийского моря), Сибири ( Тува и Бурятия ), на Дальнем Востоке России и северо-востоке Китая. Это состояние религии в Бутане . Индийские регионы Сикким и Ладакх , ранее бывшие независимыми королевствами, также являются домом для значительного количества тибетских буддистов, как и индийские штаты Химачал-Прадеш (который включает Дхарамшалу и район Лахаул-Спити), Западная Бенгалия (горные станции Дарджилинг и Калимпонг ) и Аруначал-Прадеш .

Вслед за тибетской диаспорой тибетский буддизм приобрел приверженцев на Западе и во всем мире. Полностью рукоположенные тибетские буддийские монахи теперь работают в академических кругах (например, преподобный Алекс Брюс («Тенпа»)). Четырнадцатый Далай — лама Тензин Гьяцо, объездил весь мир и говорил о благополучии тибетцев, окружающая среда , экономика , права женщин , ненасилие , межконфессионального диалога , физики , астрономии , буддизма и науки , когнитивной нейронауки , репродуктивного здоровья и сексуальности , наряду с различными темами Махаяны и Ваджраяны . Он получил Нобелевскую премию мира в 1989 году.

СОВЕТЫ С ТИБЕТА: ТИБЕТСКАЯ АСТРОЛОГИЯ РЕКОМЕНДУЕТ

ИЮЛЬ 2012

распределение благоприятных дней по убыванию силы

ПЕРЕЕЗЖАТЬ В НОВЫЙ ДОМ:16, 23, 9, 25, 26, 12, 20, 27, 6, 21, 28, 7

ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ДОРОГУ: 2, 9, 11, 5, 20, 27, 13

ОБРАЩАТЬСЯ К ВРАЧУ, ВРАЧЕВАТЬ:15, 8, 29, 9, 2, 26, 12, 27, 6

УСТРАИВАТЬ ПРАЗДНИКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:15, 9, 20, 27, 25, 4

ЖЕНИТЬСЯ ИЛИ ВЫХОДИТЬ ЗАМУЖ:неблагоприятно: 15, 29, 22, 8, 4, 18, 11, 3, 31, 24, 10, 14

ДАВАТЬ НОВОЕ ИМЯ:17, 10, 25, 5, 12, 20, 6, 13, 14, 21

ДЕЛАТЬ ПРИЧЕСКУ, СТРИЧЬСЯ, БРИТЬСЯ:

4, 11, 27

МЫТЬ ВОЛОСЫ:23, 2, 18, 13

ШИТЬ ИЛИ НАДЕВАТЬ НОВУЮ ОДЕЖДУ:16, 2, 11, 26, 20, 27, 6, 13

НАДЕВАТЬ УКРАШЕНИЯ:15, 29, 30, 2, 23, 18, 4, 25, 11, 19, 5, 26, 20, 6

ПОКУПАТЬ :11, 5, 13, 20, 27

ПРОДАВАТЬ:4, 11, 20, 27, 13, 5, 12, 22, 8, 16, 23, 9

СОБИРАТЬ СОВЕЩАНИЯ, СОВЕТЫ и т.п.:22, 8, 26, 12, 6, 16, 9, 25, 11

СОРЕВНОВАНИЯ, ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, АЗАРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: 17,3, 31, 7, 28, 13

САЖАТЬ ЦВЕТЫ И ДЕРЕВЬЯ: 9, 18, 11, 4, 19, 5, 12, 27, 6, 21

СТРОИТЬ ЗДАНИЕ, ВОЗВОДИТЬ ОГРАДУ: 8, 16, 4, 25, 20, 6, 5, 12

ОБРАЩАТЬСЯ К ПРОРИЦАТЕЛЮ, АСТРОЛОГУ:

19, 23, 18, 25, 4, 20, 6, 21, 7, 15

УМИРОТВОРЯЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ:16, 23, 9, 25, 12, 5, 20, 27, 6, 13

РАЗВИВАЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ:20, 27, 13, 16, 23, 2, 9, 29, 26, 12

ПОДАВЛЯЮЩАЯ АКТИВНОСТЬ:20, 6, 13, 27, 8, 29, 24, 17, 31, 10, 26, 5, 12

Что это такое

Бон – это древняя тибетская религия. Ее название говорит само за себя: оно буквально переводится как «нашептывать», «напевать», «повторять ритуал»

В действительности так и есть: большое внимание в религии уделяется обрядам магии на грани с шаманизмом

Многие называют религию «бонпо», то есть «посвященный в бон». Ее основа – вера в духов, злых и добрых, которые повелевают всем вокруг: морем, солнцем, горами, ветром, рекой. Но самые сильные – духи неба и земли.

Бон считается добуддийской религией, которая существует не одно тысячелетие в Тибете. Она господствовала здесь вплоть до XIII столетия, пока ее почти полностью не вытеснила философия буддизма.

До сих пор ведется много споров на предмет того, что же собой представляет бонпо. Первые утверждают, что это древняя вера, основанная на традициях шаманов и сочетающая элементы анимизма, вторые называют ее симбиозом шиваизма и раннего буддизма, третьи считают отдельной формой буддийской мысли, а есть те, кто и вовсе с ужасом в глазах именует тибетским сатанизмом.

Если говорить кратко, то бон – древняя религия тибетцев, которая действительно оставила в своих ритуалах память о шаманском и анимистическом прошлом. Здесь много духов, которых надо задобрить, и поэтому так много обрядов.

Доктрина

Доктрины, которым преподает Тонпа Шенраб, обычно классифицируются по-разному, две из которых являются наиболее распространенными.

Четыре портала и пятый — сокровищница

Первая классификация, Четыре портала и Пятый, Казначейство ( sgo bzhi mdzod lnga ), выглядит следующим образом:

  • Белая Вода ( chab dkar ) касается эзотерических вопросов;
  • Черная вода ( chab nag ) касается рассказов , магии , похоронных обрядов и ритуалов выкупа;
  • Земля Фана (‘ phan yul ) кодифицирует монашеские правила и философские изложения;
  • Божественный Гид ( dpon gsas ) хранит учения Дзогчен ; и наконец
  • Сокровищница ( mtho thog ), которая служит антологией основных предметов Четырех Порталов.

Девять способов бонуса

Вторая классификация, Девять Путей Бон ( bon theg pa rim dgu ), выглядит следующим образом:

  • Путь Предсказания ( phyva gshen theg pa ) кодифицирует ритуалы , предсказания , сортиль и астрологию ;
  • «Путь визуального мира» ( snang shen theg pa ) детализирует психофизическую вселенную ;
  • «Путь иллюзии» (‘ phrul gshen theg pa ) объясняет обряды рассеивания враждебных сущностей и энергий;
  • «Путь существования» ( srid gshen theg pa ) подробно описывает погребальные и смертельные ритуалы;
  • «Путь рядового последователя» ( dge bsnyen theg pa ) содержит десять принципов полезной деятельности;
  • «Путь монаха» ( drang srong theg pa ) кодифицирует монашеские правила и нормы;
  • Путь Изначального Звука ( dkar theg pa ) описывает интеграцию возвышенного практикующего в мандалу высшего просветления;
  • «Путь Изначального Шена» ( ye gshen theg pa ) дает указания для поиска истинного тантрического мастера и обязательства ( дам tshigs , параллельные санскритской самайе ), которые связывают ученика с его тантрическим мастером; и наконец,
  • Путь Высших Природных Условий ( bla med theg pa ), или Путь Дзогчен .

Девять способов также можно разделить на три группы:

  • Причинные пути ( rgyu’i theg pa ) включают первые четыре из вышеперечисленных;
  • Resultant Ways (‘ bras bu’i theg pa ) включает с пятого по восьмой; а также
  • Непревзойденный Путь, или Путь Дзогчен ( khyad par chen po’i theg pa или rdzogs pa chen po , сокращенно rdzogs chen ) — девятый.

Эпоха раздробленности (IX – X вв.)

Поворот в буддийском влиянии начался при царе Лангдарме (годы правления 836–842), и за его смертью последовала так называемая Эра фрагментации , период тибетской истории в IX и X веках. В эту эпоху рухнула политическая централизация прежней Тибетской империи . В этот период преобладали восстания против остатков имперского Тибета и восстание региональных полевых командиров. После смерти Лангдармы , последнего императора объединенной Тибетской империи, началась гражданская война, которая фактически положила конец централизованному тибетскому управлению до периода Сакья. Союзникам Осунга удалось сохранить контроль над Лхасой, и Юмтан был вынужден отправиться в Ялунг, где он основал отдельную линию королей.

Особенности религии

Многие бонские обряды были придуманы, чтобы задобрить природных духов, которые существовали в окружающем человека мире. Существовали как злые духи, так и добрые существа, которых отождествляли с богами.

Так, например, до нас дошли знания о некоторых из них:

  • джиги – хранители жилищ;
  • цан – подобие гномов из мифологии Европы;
  • сабдаги – существа подземелья;
  • белый бог – владыка небес;
  • черная богиня – повелительница земли;
  • небесный наставник – самый почитаемый и могущественный бог.

Влияли на духов люди по-разному: устанавливали ступы, или гомпы, шептали мантры, пели песни, проводили медитативные практики. По особым датам проводились фестивали с ритуальным танцем – цам, когда танцоры облачались в маски и костюмы, выполняли особые движения, изображая духов. Такой танец предназначался для изгнания демонов и воцарения счастья.

Не напоминает ли это вам те же мантры, ступы, танцы и мистерию цам? Это подсказывает нам, что такие обычаи тибетский буддизм позаимствовал у религии бон.

В бонском обществе очень почитаются священники. Они живут среди мирян и своими ритуалами способны совершить многое: избавить от болезни, навести порчу, вызвать благоприятную погоду, заглянуть в будущее, общаться с духами. В качестве атрибутов у них выступают предметы из костей и черепа, часто человеческих, что и вправду для нас выглядит как минимум странно.

Раньше были распространены жертвоприношения, которые сейчас заменили символическими фигурками из теста. Хотя говорят, что и в наше время на высокогорьях иногда приносят в жертву животных.

Однако и миряне должны уметь общаться с духами, если хотят быть в гармонии с окружающим миром и силами природы. Бонцы больше всего стремятся к тому, чтобы покинуть землю и оказаться на небесах. Там они будут в новом великолепном теле и счастливой вечности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector