Реформация в англии
Содержание:
- Начало движения за переустройство церкви
- Особенности реформации
- Реформация в Англии
- Что такое Реформация
- Возобновление Реформации
- Контрреформация
- Реформация оказала огромное влияние на развитие западноевропейских государств
- Возобновление Реформации[править | править код]
- Реформация в Западной Европе началась в Германии и медленно распространилась по всему континенту
- Предпосылки явления (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Ослабление власти монархов
- Правление Марии Кровавой
- Продолжение политики по утверждению протестантизма (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Начало Реформации в Англии
- Итоги Реформации
- Итоги реформация в Англии
Начало движения за переустройство церкви
Особенно остро религиозный кризис ощущался в Германии, которая и стала центром начала Реформации. Германия все еще оставалась феодально раздробленным государством, не имела сильной королевской власти. Большинство германских земель принадлежало князьям-феодалам и католическому духовенству. Горожане и крестьяне обязаны были содержать католическое духовенство, которое слишком часто проводило дорогостоящие богослужения, пышные обряды.
Реформация в Германии охватила все слои общества:
- князья стремились освободиться от всевластия духовенства, обогатиться за счет конфискации его земель;
- горожане мечтали о закрытии монастырей, стремились к более простым и дешевым религиозным обрядам;
- крестьяне добивались отмены церковных поборов.
Первым человеком, открыто начавшим борьбу за переустройство католической церкви в Германии, стал Мартин Лютер.
Родившийся в крестьянской семье Мартин Лютер получил хорошее образование, учился в нескольких религиозных школах, а окончив университет — принял монашеский обет. Спустя время он стал священником, держателем 11 монастырей, преподавателем богословия. В возрасте 32 лет Мартин приходит к мнению, что верующий может получить прощение грехов только искренне раскаявшись перед Богом, но никак не купив индульгенцию. Эта идея стала центральной в учении Мартина Лютера.
31 октября 1517 года возмущенный лицемерием духовенства, активно торговавшего индульгенциями, Мартин Лютер вывешивает на дверях церкви свое письмо – «95 тезисов против индульгенций». Лютер расписал по пунктам, почему он выступает против торговли папскими грамотами на отпущение грехов. Он утверждал, что искреннему верующему не нужны посредники между ним и Богом. Его тезисы взбудоражили всю Германию, «пробудили ото сна» всех сторонников Реформации.
Папа Римский проклял Лютера за его призывы к отказу от папской власти, содержания католического духовенства, проведения дорогостоящих религиозных обрядов и богослужений. Однако его проклятие еще больше сплотило сторонников Мартина Лютера, обеспечило ему сочувствие населения и всестороннюю поддержку.
Мартин публично выступал с проповедями, писал письменные обращения. Будучи хорошим оратором, он умело излагал свои мысли так, чтобы они были понятны и князьям, и горожанам, и безграмотным крестьянам. Тезисы Мартина Лютера не только разошлись по всей Германии, но и дошли до соседних стран Западной Европы.
Сторонников Мартина Лютера стали называть лютеранами, а новые церкви, возникшие в некоторых районах Германии — лютеранскими. Лютеранская церковь отличалась от католической следующими особенностями:
- она была простой и дешевой, не владела землями, дорогостоящим имуществом, не располагала большими денежными средствами;
- исчезли дорогостоящие обряды и богослужения, верующие перестали поклоняться святым мощам и иконам;
- лютеранское духовенство имело право заводить семью (католическое духовенство не имело право иметь жену и детей).
Несмотря на большое количество последователей Мартина Лютера, около половины населения оставалось верным католицизму. Католики стали называть сторонников Реформации протестантами, так как последние выступали против существующих религиозных порядков.
Отношения между католиками и протестантами накалялись, по мере того как крестьяне и городская беднота стали настаивать на полном уничтожении власти церкви, конфискации земель феодалов и ликвидации имущественного неравенства.
Запоминаем даты!
1524-1525 гг.-Крестьянская война в Германии.
Даже после окончания крестьянской войны столкновения между католиками и протестантами не прекращались. Ситуация изменилась лишь в 1555 году, когда германский император Карл V заключил религиозный мир в Аугсбурге, уравняв в правах католиков и протестантов.
Памятник Мартину Лютеру в Дрездене
Особенности реформации
Вторая половина 1520-х годов отметилась острой ситуацией и внутри страны, и за ее пределами. С одной стороны, были усилены требования по реализации Реформационного движения, совместно с подчинением государству церковного института. С другой стороны – в результате битвы при Павии, 24 февраля 1525 года, где французы потерпели поражение, а король Франции был взят в плен, было изменено соотношение сил европейской политики с преимуществом в ней Габсбургов, что стало причиной желания английского короля к союзничеству с Францией.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Вследствие того, что Екатерина Арагонская, жена Генриха VIII приходилось теткой Карлу V, выбор Испании и императора в качестве союзников становился невыгодным.
Супружество Генриха и Екатерины носило достаточно весомый изъян с точки зрения продолжения династии, поскольку королева, будучи на шесть лет старше своего мужа и родив лишь одну дочь, больше не могла родить на свет наследника мужского пола, таким образом, вопросы наследования престола являлся очень острым. Это усугублялось тем, что сам Генрих VIII сильно возлюбил королевскую фрейлину Анну Болейн.
Также, из-за того, что Екатерину обвенчали со старшим братом короля – Артуром, который погиб в возрасте 15-ти лет от туберкулеза, Генриху пришла мысль о том, что все это время он жил с женой своего брата, что являлось серьезным грехом.
Замечание 1
Для императора Великобритании, развод с Екатериной Арагонской и последующая женитьба на Анне Болейн служили весомыми политическими стержнями. Возможность аннулировать неблагоприятный брачный союз была только у паны, однако в данный период Климент VII, после того, как в мае 1527 года Рим был разгромлен, войском Карла V, сильнейшим образом зависел от императора.
тобы решить проблему развода короля, в 1529 году был организован парламентский сбор, который впоследствии был назван «Парламентом Реформации». Заседание парламента продлилось вплоть до апреля 1536 года и все его действия были направлены на подчинение церкви государственной власти, совместно с секуляризацией церковных и монастырских земель.
Королевский развод был осуществлен новым архиепископом Кентерберийским – Томасом Кранмером, после чего, король смог вступить в брак с Анной Болейн. Деятельность «Парламента Реформации» была завершена принятием в 1534 году известного акта «о суперматии (о Верховенстве), благодаря которому, король был признан верховным церковным властителем Англии.
Замечание 3
Итогом стало создание новой церкви, которая впоследствии получила название «англиканская». Так, после официального установления в Англии, ее официальная церковь, выступала в качестве определенного усредненного пути между Виттенбергом и Римом.
В период с 1536 по 1539 годы были подписаны акты о монастырской секуляризации. В качестве важнейшего результата этого акта стало то, что было усилено огораживание, а также реализован новый подъем дворянского сословия.
Земли, которые были конфискованы затем распределили между королевской знатью и фаворитами, и, после этого, из-за спекуляций и перепродаж они попали в руки нового дворянства, крестьянской верхушки и буржуазии, которые стали выгонять крестьян с их земель, а пашни превращать в пастбища.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Реформация в Англии
Король Англии Генрих VIII
Особый интерес представляет английская Реформация. Она началась с того, чем, собственно, завершилась Реформация в Германии, – с установления государственной церкви, которая в течение долгого времени представляла собой аморфное образование, включавшее в себя как традиционалистов, стоящих весьма близко к католицизму, так и протестантов самого разнообразного толка. В Англии дифференциация и самоидентификация конфессий происходила совсем не так быстро, как на континенте. Поэтому процесс юридического закрепления религиозных и политических итогов английской Реформации XVI в. занял довольно продолжительное время.
В этот период английские католики оказались в положении преследуемого меньшинства, что не могло не сказаться на характере тех изменений, которые произошли под влиянием Реформации.
Известно, что в 1529 г. Генрих VIII Тюдор (1509 – 1547), находившийся под сильным влиянием своего окружения, среди которого особо выделялись архиепископ Кентерберийский Т. Кранмер и могущественный временщик Т. Кромвель, объявил о решительном разрыве с Римом в вопросах веры, провозгласил королевскую супрематию, осуществил секуляризацию земельных владений английских монастырей. Именно с этих событий и берет свое начало английская Реформация.
Что такое Реформация
Реформация – это общественно-религиозное движение, целью которого является переустройство церкви, изменения в религиозной жизни общества. Она началась в 1517 году в Германии, а затем охватила Англию, Швецию, Францию, Швейцарию, Данию, Австрию, Нидерланды, Венгрию и другие европейские страны.
Реформация в Европе совпала с началом новой исторической эпохи – Нового времени, и это было не случайно, связано с рядом причин.
В начале 16 века католическая церковь утрачивает свой авторитет, теряет доверие собственных последователей. Этому послужили:
- Великие географические открытия, опровергнувшие убежденность церкви в том, что Земля плоская (кругосветные путешествия доказали что Земля имеет форму шара);
- Развитие науки – интерес людей переместился от загробной жизни к земной, люди устремились к познанию природы, космоса, самих себя;
- Нравственный упадок католической церкви. Католические священнослужители, проповедуя скромную жизнь, сами жили в роскоши, много времени проводили на охоте, часто присутствовали на пирах. Верующие были разочарованы поведением католического духовенства, обвиняли его в безнравственности;
- Стремление католической церкви к обогащению. Помимо того, что церковь обладала несметными богатствами, огромными земельными владениями, она использовала все дополнительные возможности, чтобы еще больше обогатиться. Например, церковь торговала индульгенциями – специальными грамотами, покупая которые, верующий мог быть уверен в прощении грехов. Стоимость индульгенции завесила от тяжести греха: за убийство, кражу, измену, нарушение клятвы — назначалась своя цена. Искренние верующие называли это лицемерием, обвиняли церковь в жадности, неуемной жажде наживы;
- Церковные поборы также возмущали крестьян, которые все еще обязаны были выплачивать церкви десятину (отдавать одну десятую часть своих доходов или урожая).
Постепенно, антицерковные настроения охватили все слои общества, возмущенные поведением римско-католической церкви. Высшие слои общества были недовольны вмешательством священнослужителей в их частную жизнь, низшие слои общества были истощены церковными поборами. Сложились все условия для начала Реформации в Европе.
Бюст Папы Римского
Возобновление Реформации
Однако правление Кровавой Мэри было недолгим. После её смерти королевой стала Елизавета I, которой для подтверждения своего статуса было необходимо признание реформационных изменений своего отца. Елизавета несколько изменила свой титул на «единственного верховного правителя», что предполагало, что хоть она является административным главой Церкви, однако решение догматических вопросов находится в ведении клира. Были пересмотрены «42 статьи», из которых, после исключения трёх, осталось «39 статей». От всех пасторов потребовали подписаться под этим документом. С 1571 года и до сих пор используются в Церкви Англии.
Дальнейшая Реформация привела к расколу протестантов на англикан (сторонников епископального устройства) и пуритан (противников епископального устройства). Раскол был осложнен политическим противостоянием монархистов (поскольку епископ подчинялся королю) и республиканцев, выразившийся в Английской Революции. В 1580 году пуритане раскололись на пресвитериан и конгрегационалистов. Преследования англикан вызвали переселение пуритан в Северную Америку. Среди пуритан под влиянием реэмигрантов с континента (где они ознакомились с меннонитами) появились баптисты и квакеры. Вплоть до XVII века католики не теряли надежды на реванш (пороховой заговор, якобиты).
Контрреформация
Процессы Реформации поставили католическую церковь на грань катастрофы — целые государства выходили из под контроля папства. Тем не менее, очень долго оно никак не реагировало на угрозу протестантизма, полагая, что со временем страсти улягутся. Однако уклонение в «ересь» Германии, Скандинавии, Венгрии и значительных регионов Франции и Англии сделали очевидным тот факт, что католическая церковь нуждается в реформе, если хочет сохранить лидирующие позиции в христианском мире.
Игнатий де Лойола
Процесс обновления католицизма получил среди противников название «Контрреформация«, а среди сторонников — «Католическая реформа«. На ее первом этапе шло активное создание новых монашеских орденов, которые ставили своей задачей восставить безупречный моральный облик церкви. В 1534 году Игнатием Лойолой было основано общество иезуитов, признанное папой римским в 1540 году. Оно ставило своей задачей проповедь католицизма, важнейшим условием которого стало повышение образовательного уровня духовенства — в короткие сроки иезуиты покрыли Европу сетью учебных заведений с весьма передовой для того времени системой обучения. Иезуитские школы окончили такие великие люди, как Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега и др.
Другим принципом иезуитов стала беззаветная служба папе, чья власть, по их представлениям, была выше власти земных монархов. Вскоре иезуиты приобрели темную славу — им приписывали устранение многих противников католицизма и репрессии против протестантов.
Тридентский собор
Еще в 1536 году папа Пий IV (Джоффре Борджиа) издал буллу, запрещавшую апелляцию мирян к церковному собору, тем самым отсекая все попытки реформы снизу. В 1542 году Лев X (Ипполито Медичи) создал Комиссию по чистоте вероучения, которой была подчинена инквизиция. А 15 марта 1545 года открылся первый за 100 лет Вселенский собор в городе Тренто, получивший название Тридентского собора. Он с перерывами проработал 18 лет, за которые сменилось три папы. Были рассмотрены основные вопросы католического вероучения, по итогам чего собор вынес постановление о запрете продажи индульгенций и введении однообразия церковной службы.
Тридентский собор
При этом ни один из догматов пересмотрен не был — сохранилось учение о чистилище, церкви, как вместилище благодати, непогрешимости папы римского, не произошло изменений в структуре духовенства или порядке назначения епископов. По итогам заседаний собора все духовенство и профессуру духовных учебных заведений обязали принести клятву полностью придерживаться его решений.
Папа Адриан VII (Николас Хит), закрывший собор, не внесший никаких принципиальных изменений в его постановления, тем не менее, в 1563 году разослал письма всем католическим государям, в котором заявил, что если Реформация дает возможность феодалам сосредоточить в руках огромную власть, то и католицизм должен предоставить такую возможность. Это обозначило второй этап Контрреформации — обновление структуры церкви.
Изменения в структуре церкви
В 1564 году, после признания автономии польской церкви, Адриан VII вынужден был одобрить изменения в структуре Католической церкви — чтобы не допустить перехода в протестантизм тех монархов, где шло религиозное противостояние, необходимо было продемонстрировать выгоды сотрудничества с Римом. Катализатором реформ стал переход Дании в Реформацию.
Памятник папе Адриану VII
Опыт выстраивания особых взаимоотношений между папой и королями уже был — еще в 1520 году был заключен конкордат между Мартином VI и Карлом IX Французским, по которому последний получил право назначать епископов, получать часть доходов с церковной десятины и распоряжаться имуществом церкви на территории Франции. Теперь этот опыт был расширен — в 1565 году аналогичный конкордат был заключен с английским королем Эдмундом III. В 1566 была признана автономия хорватской церкви, благодаря чему хорваты в большинстве своем сохранили католицизм. В 1567 году с королевой Дании Маргрете II был заключен конкордат, однако в дальнейшем Дания вновь уклонилась в Реформацию.
Со странами, где протестантизм не получил распространения — Италией, Испанией и Португалией, договоры были подписаны в 1590-е годы, однако они не вносили существенных изменений в отношения между монархами этих государств и папой. В целом, такая политика принесла плоды — католицизму удалось удержать позиции в Западной, Южной и, отчасти, Восточной Европе.
Реформация оказала огромное влияние на развитие западноевропейских государств
Мартин Лютер написал две книги — Малый Катехизис, предназначенный для мирян, и Большой Катехизис Мартина Лютера, предназначенный для пасторов. В них Лютер дал своё толкование Десяти заповедям, молитве Отче наш, Символу веры, изложил, в чём смысл и как происходят таинства крещения и причастия.
Под руководством Лютера был написан более объёмный текст — Апология Аугсбургского исповедания. Это были первые документы, в которых было более-менее последовательно изложено догматическое учение нового религиозного движения. Вероучения эпохи реформации в других протестантских стран развивались по собственному пути.
Религиозный раскол христиан Западной Европы. Схема. Церковная Реформация вызвала раскол Католической Церкви, породила новую христианскую конфессию — протестантизм, а также создала национальные Церкви ряда европейских государств. Фото: doklad-referat.ru
Что же касается России, то здесь как таковой Реформации в России не было. С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).
При этом православное духовенство резко выступало против протестантизма, которое получило название «люторовой ереси».
С протестантизмом в России ассоциируют деятельность Петра I.
Реформация вызвала ответную реакцию со стороны Католической Церкви, которая получила название Контрреформации. Она началась сразу же после смерти Мартина Лютера. В итоге Контрреформации католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии.
В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии) и в Речи Посполитой. В ходе Контрреформации распространилась инквизиция, и был создан Индекс запрещённых книг, учреждены монашеские ордена нового типа — театинцы, капуцины, урсулинки и иезуиты.
Игнатий де Лойола. 1-ый генерал ордена иезуитов. Орден иезуитов был создан в качестве инструмента для борьбы с Реформацией. Фото: upload.wikimedia.org
Что было итогом Реформации и каковы её последствия для европейских стран? Их несколько. Так Реформация раскола католический мир и позволила появиться национальным церквям различных государств.
В результате богослужение в них стало вестись на родном языке, например, в Англии английский язык стал языком богослужения Англиканской Церкви. Простые люди стали лучше разбираться в Священном писании и христианских догматах.
Светская власть избавилась от власти духовной, кроме того, Реформация значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические.
Возобновление Реформации[править | править код]
Однако правление Кровавой Мэри было недолгим. После её смерти королевой стала Елизавета I, которой для подтверждения своего статуса было необходимо признание реформационных изменений своего отца. Елизавета несколько изменила свой титул на «единственного верховного правителя», что предполагало, что хоть она является административным главой Церкви, однако решение догматических вопросов находится в ведении клира. Были пересмотрены «42 статьи», из которых, после исключения трёх, осталось «39 статей». От всех пасторов потребовали подписаться под этим документом. С 1571 года и до сих пор используются в Церкви Англии.
Дальнейшая Реформация привела к расколу протестантов на англикан (сторонников епископального устройства) и пуритан (противников епископального устройства). Раскол был осложнен политическим противостоянием монархистов (поскольку епископ подчинялся королю) и республиканцев, выразившийся в Английской Революции. В 1580 году пуритане раскололись на пресвитериан и конгрегационалистов. Преследования англикан вызвали переселение пуритан в Северную Америку. Среди пуритан под влиянием реэмигрантов с континента (где они ознакомились с меннонитами) появились баптисты и квакеры. Вплоть до XVII века католики не теряли надежды на реванш (пороховой заговор, якобиты).
Реформация в Западной Европе началась в Германии и медленно распространилась по всему континенту
Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев, доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер обнародовал свои «95 тезисов», направленные против торговли папскими индульгенциями и злоупотреблений в Католической Церкви.
Точно же сказать, с какого года началась Реформация во все Западной Европе тяжело. Дело в том, что она распространялась здесь постепенно.
Жан Кальвин в возрасте 53-х лет. Распространению протестантизма в Западной Европе способствовали сторонники Мартина Лютера, в частности основатель кальвинизма Жан Кальвин. Фото: upload.wikimedia.org
Сторонники Мартина Лютера активно действовали в тех странах, где они проживали.
В результате протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.
Наиболее известные деятели Реформации следующие:
- Мартин Лютер (1483–1546) — Германия;
- Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия;
- Ганс Таусен (1494–1561) — Дания;
- Олаус Петри (1493–1552) — Швеция;
- Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария;
- Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария;
- Томас Кранмер (1489–1556) — Англия;
- Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия;
- Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция;
- Г. Брисонне (1470-1534) — Франция;
- М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия;
- Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия.
Вдохновителем Реформации стал Мартин Лютер.
Чем отличаются католики и протестанты от православных
Если же рассматривать период Реформации по годам, то она распространилась по Западной Европе следующим образом:
1520-е годы — Германия;
1525 — Пруссия, Ливония;
1530-е годы — Англия;
1536 — Дания;
1536 — Норвегия;
1540 — Исландия;
1527 — 1544 — Швеция;
1518 — 1520-е годы — Швейцария: Цюрих, Берн, Базель, Женева;
1520 — 1530-е годы — Франция: лютеранство и анабаптизм;
1550-е — Франция: кальвинизм;
1540 — 1560-е годы — Нидерланды.
Карта Европы в эпоху Реформации и Контрреформации. 1550-е — 1660-е гг. Реформация проникала в разные страны Западной Европы постепенно. Фото: doklad-referat.ru
Вполне естественно, что распространение Реформации в Западной Европе началось с родина Мартина Лютера. Укрепившись в Германии, где жил этот выдающийся реформатор католицизма, протестантизм стал проникать на территорию Франции и Англии.
Лютер выступал против не только индульгенций и злоупотреблений, творимых католическим духовенством, но и провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом.
Он также объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена.
Предпосылки явления (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Начало реформации в Англии стало продолжением уже наметившихся тенденций в других государствах Западной Европы. Дело в том, что в Германии в начале XVI века широко распространилось учение Мартина Лютера и была создана новая, лютеранская, церковь, которая существенно отличалась от католической. Целый ряд историков склонен полагать, что подобные изменения имели глубокие социально-экономические причины. Дело в том, что в рассматриваемую эпоху монастыри и церковь были крупнейшими феодальными землевладельцами, а буржуазия и набиравшее силу среднее и мелкое дворянство было заинтересовано в получении земельных наделов. Королевская власть, нуждавшаяся в их поддержке, пошла на ряд серьезных мер по конфискации монастырского и церковного имущества и передала их своим приверженцам.
Ослабление власти монархов
В 90-е годы XVI века в парламенте усилились пуритане, сторонники очищения англиканской церкви от католичества. Они стали требовать отмены епископата и свободы для религиозных общин.
Елизавета тогда сказала о пуританах: «Сначала они потребуют убрать епископов, а потом и самого монарха».
Ее слова оказались пророческими. Позже пуритане вместе с парламентом выступят против короля Карла I Стюарта и отправят его на казнь. Но тогда Елизавета отказала парламенту. Тогда оппозиция стала критиковать экономический курс, направленный на предоставление монополий в области производства и торговли. И в 1601 году оппозиции удалось добиться отмены некоторых из них. Власть монарха в Англии начинала слабеть. В 1603 году бездетная Елизавета умерла, и английским королем стал Яков Стюарт, сын казненной Марии Стюарт. С одной стороны, это ускорило сближение Англии и Шотландии, но с другой, конфликт Стюартов с парламентом привел к гражданской войне в Англии и казни короля.
Правление Марии Кровавой
При Эдуарде VI реформация продолжилась. Были приняты ряд мер, которые приблизили англиканскую церковь к лютеранскому образцу. В частности, было запрещено почитание икон. Серьезные изменения обрушились на реформаторскую церковь в период правления дочери Генриха VIII — Екатериной Арагонской Марией. Она была английской королевой с 1553 по 1558 год. В английскую историю она вошла, как Мария Кровавая.
На выборах в парламент Марии Кровавой удалось провести своих сторонников, а также удалить из палаты лордов епископов, относящихся к реформаторской церкви.
В 1554 году она вышла замуж за сына Карла V Филиппа II. Теперь ее поддерживала и католическая Испания. Мария создала комиссии для борьбы с ересями, возобновила законы против еретиков и расправилась с реформаторами, а также ей удалось провести через парламент закон о возобновлении власти Папы над английской церковью.
Продолжение политики по утверждению протестантизма (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Годы реформации в Англии охватывают время с 1534 года, когда Генрих VIII издал Акт о супрематии, и до 1603 года, когда умерла его дочь, Елизавета I, которая, по сути, закрепила достижения своего отца. Характерно, что после смерти короля его политику продолжили регенты при его малолетнем сыне Эдуарде VI, которые принадлежали к протестантской партии. Однако он правил недолго, и после его смерти к власти пришла дочь Генриха Мария, которая стала проводить политику по возвращению католицизма. Она вышла замуж за испанского короля, сторонника католицизма, и начала гонения на протестантов.
Однако после ее смерти Елизавета I провозгласила курс на утверждение нового учения в стране. Преобразования Генриха были узаконены, протестантизм был провозглашен как государственная религия, а переход в католицизм приравнивался к государственной измене. Католики должны были платить более высокие налоги, чем протестанты. Таким образом, в Англии окончательно утвердилась реформация умеренного толка.
Начало Реформации в Англии
Томас Кранмер
В 1532 году Архиепископом Кентерберийским был выбран Томас Кранмер, ставленник Генриха, явный сторонник протестантизма. Кранмер в церковном суде расторг брак Генриха и король вступил в следующий брак c Анной Болейн (через 4 года король обвинит жену в измене и прикажет отсечь ей голову). В 1534 году парламент принял «Акт о супрематии», который гласил, что король является «верховным главой Английской Церкви». Более Папа в Англии не пользовался никакой властью. Когда Джон Фишер и Томас Мор отказались признать эти решения, они были казнены.
Следующим этапом стала Тюдоровская секуляризация. Было закрыто в общей сложности 376 монастырей, а их земли Генрих или оставил себе, или раздал, или продал «новому дворянству», которое поддерживало короля; на секвестрированных землях были проведены огораживания. Однако догматически Английская Церковь оставалась близка к Католической. Но Библия теперь стала доступна в Англии на родном языке (Библия Тиндейла).
После смерти Генриха на трон взошёл его сын Эдуард VI, которому было лишь девять лет. Регентом при нём стал герцог Сомерсет, имевший явную склонность к протестантизму. В 1547 году началось причащение прихожан «под обоими видами». В 1549 году священникам разрешили вступать в брак. В 1549 году была введена Книга общих молитв, содержавшая тексты исключительно на английском языке. Эта книга с небольшими изменениями используется в Церкви Англии до сих пор
В богослужении особое внимание уделялось чтению Библии.
Кранмер также участвовал в создании вероисповедального текста, используя советы таких богословов как Джон Нокс. В результате получились «42 статьи», ставшие с 1553 года с королевского согласия официальным документом в Церкви Англии. Статьи были кальвинистскими во взглядах на предопределение и причастие. Вскоре после утверждения этого акта Эдуард VI умер, а в следующее царствование в стране началась католическая реакция.
Итоги Реформации
К концу XVI века процессы Реформации пришли к своему завершению — из 12 существовавших в Европе независимых королевств 5 приняли протестантизм в разных его версиях. Духовное единство народов Европы было разрушено, но зато выросло их национальное самосознание. Это влекло за собой развитие национальных языков, что потребовало создания новых учебных заведений, где их изучали и преподавали. В то же время, в протестантских странах многие естественные науки оказались в плачевном положении — так, в Священной Римской империи учение Коперника о гелиоцентризме, осужденное Лютером и Меланхтоном, не было признано вплоть до конца XVII века.
Реформация. Территории, на которых господствовали:
Католицизм
Евангелизм
Реформатство
В странах, где утвердилось реформатство, и миряне были допущены к управлению церковью, а граждане — к управлению государством, популярность стали набирать идеи равенства, что стало идеологической основой первых буржуазных революций.
Главным же итогом Реформации стал переход от феодализма к капитализму — буржуазия освободилась от религиозных ограничений, отказ от дорогих богослужений, призывы протестантов к скромности и умеренности способствовали накоплению капиталов, которые вкладывали в развитие промышленности. В итоге протестантские страны резко рванули вперед в развитии и к середине XVII века уверенно опережали католические в области экономики.
Итоги реформация в Англии
Обобщая все изложенное, подведем основные итоги:
- Исторические факты свидетельствуют о том, что реальное развертывание Реформации в Англии относится не к первой половине XVI в., как это считалось ранее, но к царствованию Елизаветы I Тюдор (1558 – 1603 гг.). Именно в этот период Англия окончательно и бесповоротно перестает быть страной преимущественно католической, хотя еще и не становиться страной полностью протестантской.
- Безусловно, елизаветинская Реформация значительно расширила ряды английских протестантов. При этом католическая церковь была низведена до уровня деструктивной секты, а католицизм стал религией меньшинства. Принадлежность большинства англичан к концу правления Елизаветы I к Англиканской церкви во многом объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, тем, что она сохранила свою внешнюю преемственность с католической церковью, а основная масса людей того времени слабо разбиралась в вопросах догматики; во-вторых, тем, что государство обрушило против католиков всю мощь своего пропагандистского и репрессивного аппарата, вследствие чего произошло не только размывание традиций католического благочестия, но и замена его религиозным конформизмом и индифферентизмом.
- При этом Елизавета I была монархом, который и царствовал, и правил, выступая в качестве персонифицированного носителя сакральных и рутинных функций государственной власти. Но делала она это в формальном соответствии с законами, то есть в должном уважении к правам и свободам поданных-протестантов. Исключение делалось ею в отношении представителей нонконформистских пуританских сект (приверженцев пресвитерианства и индепендентства, фамилистов, а также в отношении подданных-католиков, против которых велась откровенно дискриминационная политика. В целом же принадлежность подданных к Англиканской церкви рассматривалась королевой как одно из основных условий их политической лояльности.
Таковы религиозные и политические итоги английской Реформации, получившие свое юридическое закрепление в период правления Елизаветы I.
Поделиться