Иерархия в семье
Содержание:
- Роль семьи: для чего необходима
- «Места» сестер и братьев по отношению к Родителям
- Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме
- Психологический климат в семье
- Семейные войны
- Как возникла семья
- Что такое современная семья, и каково ее значение
- «Места» старших и младших детей между собой
- Что такое родовая система человека?
- Закон иерархии в семейной системе
- Роль матери в семье
- Закон замещения
- Семейное переплетение
- Резюмируя…
- Парентификация
- Так или иначе, мы все равно задаем ту нишу, в которой будет развиваться ребенок:
Роль семьи: для чего необходима
- Продолжение рода. Это основная функция семьи. В глобальном смысле родители должны воспроизводить в детях свою численность. Учитывая, что есть одинокие люди и бездетные семьи, желательно заводить троих детей.
- Удовлетворение сексуальных потребностей и регулирование половых отношений согласно обычаям определенной культуры и законам страны.
- Общий бюджет. Одни члены семьи приобретают материальные блага для других, особенно это касается детей на иждивении.
- Воспитание потомков. Семья – это мостик для ребенка в общество. Она влияет на формирование его личностных черт, создает базу для его нравственных представлений и социального опыта.
- Ведение общего хозяйства. Крепкая семья – такая, где домашние обязанности распределены между ее членами справедливо.
- Восстановительная, рекреационная задача. Семья помогает человеку восстанавливать душевное равновесие, отдыхать, решать проблемы.
- Первичный социальный контроль. Регулирование поведения в разных сферах жизни.
- Духовное общение. Счастливая семья – основа духовной жизни каждого из его членов.
- Формирование традиций. Семья обеспечивает преемственность поколений через передачу опыта и ценностей от потомков к предкам.
«Места» сестер и братьев по отношению к Родителям
Все дети, независимо от того, кто раньше или позже родился, по отношению к родителям стоят на одной «линии». То есть они все имеют равные голоса перед Мамой и Папой. И когда родители становятся немощны, все в равной степени имеют право заботиться о них. Инициатива в помощи может равноценно исходить от каждого из детей. Здесь нет «старшего» и «младшего» голоса.
Другое дело, когда родители сами выделяют детей, делая для себя любимчиков или нелюбимчиков. И этот вопрос, вернее проблема самих родителей, но не ребенка. В младшем возрасте человек может с этой «несправедливостью» не справиться, но став взрослым для своего же блага он возвращает себя на одну линию со всеми другими детьми. И делает это он, прежде всего, для СЕБЯ. Речь, конечно, идет о внутренней работе.
Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме
Происходит как следствие парентификации, когда старший ребенок берет на себя ответственность за родительскую подсистему, он также берет ответственность и за детскую подсистему (младших детей).
Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жестко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.
Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий. В таком случае мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет с кем создать свою коалицию, например со своими родителями или психотерапевтом.
Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, есть и здоровые варианты – это коалиции «по горизонтали», к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.
Уважаемые Родители!
- Когда вы «дружите» со своими детьми, когда вы жалуетесь им на свою взрослую жизнь, когда демонстрируете свою неспособность справиться со своими потерями и поражениями;
- Когда латаете детской душой бреши своего одиночества, когда вынуждаете ребенка покрывать ваши болезненные пристрастия;
- Когда, ведомые своим эгоизмом, пеняете на неблагодарность своего чада и требуете мзду за «бессонные ночи» в виде внимания или сочувствия, —
знайте, что тем самым вы лишаете своего ребенка не только родителя, коим вы, нарушая иерархию, быть не в состоянии. Вы лишаете ребенка его Жизни, потому что пока ребенок обслуживает ваши взрослые нужды и потребности, он не проживает свою детскую (или уже взрослую) жизнь. Знайте об этом.
Берегите себя и своих близких!
Психологический климат в семье
За здоровый психологический климат в семье ответственны взрослые. Его основа – уверенность мужчины и женщины друг в друге, готовность оказать помощь
В семье многое держится на женщине, но важно, чтобы муж был готов взять на себя ответственность за любую проблему. Да, у каждого свои обязанности, но взаимовыручка – естественный процесс
Если один из супругов трудится, а второй бездельничает и перекладывает дела на плечи партнера, это создает дисбаланс, и эмоциональная атмосфера портится.
Супруги должны быть удовлетворены друг другом, иметь искренние и доброжелательные отношения.
От модели отношений между родителями зависит то, насколько уверенным в себе вырастет ребенок, и сформируется ли у него в подсознании образ надежной семьи или нет.
Наверняка, ты и сама понимаешь, что счастье семьи зависит от физического и эмоционального здоровья женщины, ее отношения к себе и окружающим. А как ты оцениваешь свое состояние? Тебя, например, все устраивает в твоей внешности, или уже начала замечать морщинки, брыли, опущение верхних век и уголков губ? А спина ровная, шея вытянутая, живот плоский? Еще не появился вдовий горбик и индюшачья шея?
Семейные войны
Каждый член семьи имеет собственные, личные интересы
. Они могут полностью или частично совпадать с интересами семьи как единого целого (либо с интересами других членов семьи), или не совпадать с ними вовсе. В случае несовпадения интересов, в семье начинает назревать конфликт, противостоящие стороны «вербуют» сторонников, образуя внутрисемейные коалиции «по интересам». Возможны такие варианты семейных противостояний:
- Младшие против старших, старшие против младших («войны между поколениями»);
- Супружеское противостояние («папа или мама – выбирайте, дети»);
- «Любимчики» – борьба за статус детей (родители выбирают себе в любимчики разных детей, и начинается противостояние);
Вариантов действий и трансформаций этих «боевых соединений» множество: с привлечением родителей, детей, бабушек и дедушек в ту или иную «группу по интересам». При этом следует учесть, что в ходе подобных войн иерархия семейных отношений может искривляться – например, один из родителей воспринимается как друг и товарищ по совместной коалиции, то есть, равный, а второй родитель – как директивный начальник.
Также можно еще вспомнить варианте «отсутствия хребта семьи», общую недоразвитость иерархии, то есть такую ситуацию, когда один родитель является абсолютным центром семейной вселенной, взваливает всю ответственность на себя и оказывается неспособным делегировать власть другим членам семьи. Если такой родитель, по той или иной причине, исчезает из семейной системы, другие члены семьи оказываются беспомощными, семья, как правило, разваливается.
Как возникла семья
Первые этапы развития семьи пришлись на эпоху матриархата, когда женщина была главой рода. Из-за ее беспорядочных половых связей было невозможно установить отцовство ребенка, поэтому происхождение велось только по материнской линии. Женщина доминировала в домашнем хозяйстве и, по сути, обеспечивала семью, играла основную экономическую роль.
Исторические этапы развития семьи:
- Промискуитет. Никаких запретов и ограничений на половые отношения. Можно со всеми, с кем хочется, даже с детьми и родителями. Это низший уровень дикости, которым характеризуется эпоха праобщин (2 млн лет назад — 40 тысяч лет назад).
- Групповой брак. Это уже вариант кровно-родственной семьи, с отсечением возможности сексуальных отношений с предками и потомками. Но у мужчины по-прежнему много женщин, у женщины много мужчин, и все вместе они – семья с общими детьми, независимо от того, от кого они были зачаты.
- Пуналуальная семья. Более развитая стадия группового брака, из которого были вычеркнуты сексуальные отношения с братьями и сестрами. Но у мужчин и женщин по-прежнему много партнеров. В таком браке сестры разной степени родства, в том числе родные, становились партнершами нескольких мужчин, которые не являлись их братьями. Соответственно братья разной степени родства, в том числе родные, становились партнерами нескольких женщин, не являющихся их сестрами.
- Парный брак. Это уже отношения между двумя разнополыми людьми. Причем сначала муж и жена жили каждый в своей родовой группе, а на более позднем этапе мужчина подселялся к роду жены. Дети по-прежнему принадлежат только матери. Имущество мужчины и женщины – раздельное.
- Патриархальная моногамная семья. Это единобрачная семья во главе с мужчиной. Объединяла несколько поколений родни, которые вели совместное хозяйство. Такая семья возникла после смены матриархата на патриархат. Роль мужчины вышла на первый план, когда с появлением скотоводства и плужного земледелия он стал основным добытчиком средств к существованию и сосредоточил в своих руках богатства, а женщина со своим домашним хозяйством отошла на второй план. Мужчина, контролировавший семейное состояние, должен был передавать его по наследству. Чтобы происхождение наследника не вызывало вопросов, жена перешла жить к мужу. По сути, моногамной в браке оказывалась только женщина, а возможности мужчины не были ограничены обязательством хранить верность (сформировалась к 3-2 тысячелетию до нашей эры).
После установление патриархата форма семьи видоизменялась по-разному в разных культурах. Где-то до сих пор сохранились патриархальные семьи. В странах Востока было закреплено законом многоженство. В Европе на официальном уровне такого не было, но кроме жен с детьми в семью входили еще и рабы, в том числе наложницы для плотских утех.
Что такое современная семья, и каково ее значение
Основным вариантом современной семьи считается нуклеарная семья. Это выделившаяся из большой патриархальной семьи ячейка, состоящая из супружеской пары (или одного родителя) с детьми или без них. На первый план здесь выводятся отношения не поколений, а супругов, проживающих уже отдельно от родителей.
Что отличает современную нуклеарную семью от ее более ранних форм:
- Иерархия в семейных отношениях нивелирована.
- Ценность брака расшатана. Регистрация отношений между мужчиной и женщиной не обязательна.
Основные альтернативные формы семейно-брачных отношений – это однополые браки, разрешенные в ряде стран на законодательном уровне, и коммуны.
Чтобы понять значение семьи, разберемся в ее признаках, функциях и роли.
«Места» старших и младших детей между собой
Но между детьми в семье существует своя иерархия. Старшие имеют преимущества перед младшими, так как появились на свет раньше. В чем это может проявляться?
Старшие братья и сестры могут оказывать помощь младшим, причем не ожидая взамен «благодарности». Просто отдавать, вернее, передавать младшему все то, чем может поделиться старший. Эта помощь идет без нравоучений и передается без ожиданий. Если, конечно, есть что «передавать».
Иногда старшие братья/сестры в своей помощи бывают так усердны, что «сходят» со своего места – места ребенка, «перескакивая» при этом на родительское место, что тоже немыслимо.
В свою очередь младшие дети не имеют тех преимуществ, как старшие братья и сестры. Преимущества старших перед младшими заключаются в том, что они раньше по времени вошли в систему, значит они взрослее, опытнее, мудрее, ответственнее и так далее. Хотя младшим часто кажется, что они лучше, ловчее, смекалистее. В каких-то сферах жизни это так и бывает, но по отношению к старшим они всегда будут оставаться меньше.
«Меньше», это не значит ничтожнее, «меньше» — это скромнее и на своем месте.
Жизни «учить» могут только родители, только у них есть на это право. Сестры или братья не могут «учить» жизни ни младших, ни старших. Могут ли они советовать брату или сестре, как тем лучше жить? Старшие могут, младшие – нет.
Что могут делать младшие? Выслушивать, быть рядом, но «не раздавать» советы. Могут ли они помогать материально, когда старшим реально тяжело. Могут, если старший брат или сестра об этом просят, сами просят, с условием возврата этого материального блага. Хотя здесь могут быть исключения.
Часто младшие дети, из лучших побуждений и своей «большой» любви к ближнему, тоже сходят со своего места и начинают помогать старшим, когда те их даже не просят. Где они оказываются в этом случае? Они начинают занимать место своих родителей, что немыслимо и имеет далеко идущие последствия – не лучшие последствия.
Что такое родовая система человека?
Зачастую мы совсем не привязаны к своей Родовой истории, а вернее, переселились, отделились, забыли, потерялись или сами намеренно отошли от всех родственников… И начинаются раскопки причин, следственных связей и вопросов: «А почему у меня так?».
Каждый из нас принадлежит к какому-то Роду. Очень часто мы сами не знаем к какому, кто наши родители и кто входит в наш род, или мы входим к кому-то в Родовую систему. Вся информация записана в нашем ДНК и передается из поколения в поколение.
А чтобы в этом убедиться, то составьте свое генеалогическое древо, это очень увлекательный и познавательный процесс. Там четко просматриваются закономерности, которые удивят вас точно. Энергия течет по Родовой системе и питает Вас, если вы не нарушаете законы своего Рода и есть связь духовная с членами этого Рода. А главная задача любого Рода – это продолжение Рода!
ДНК
Основная информация по Роду, которую важно знать
Кто входит в вашу систему Рода:
- каждый родственник до седьмого колена
- дети, которые зачаты и родились или не родились в этом Роду
- партнеры, с которыми вы были связаны в жизни, типа «кармические связи», так в народе называют всех значимых партнеров для вас
- все, кто вашему Роду нанес какой-то урон, например, украл деньги
- все, кто спасал ваш Род от всего, например, от стихийных бедствий или просто помог выжить в сложных условиях
- «особые» люди, например, инвалиды или люди со странной судьбой, рано умершие или погибшие
Важно помнить! Нельзя никого исключать из системы Рода, даже люди со сложной судьбой не должны быть забыты и приняты, несмотря на любую сложную ситуацию. Все проблемы, потери денег, несчастья, болезни начинаются в Роду, если это происходит
Это прямое указание на ошибки и не пройдённые уроки Жизни.
Главные задачи членов Рода
- Численность Рода должны увеличиваться
- Чтобы была взаимопомощь внутри Рода
- Надо чтобы кто-то оберегал, кто-то учил, кто-то приумножал денежное благосостояние Рода – у каждого своя задача
- Чтобы никто не был забыт внутри Рода, а для этого и предлагается сделать генеалогическое древо
Есть закономерности по Роду, которые очень нужно знать.
Закон иерархии в семейной системе
Закон иерархии в семейной системе гласит о том, что старшие братья и сестры важнее младших. Им принадлежит главенствующее место. Когда случаются нарушения, к примеру, при дележке наследства, возникают проблемы. А такие ситуации возникают часто. При нарушении третьего закона родовой системы запускается механизм равновесия, который затрагивает абсолютно всех участников. Итак, иерархическая система предполагает главенство в семье тех, кто пришел раньше, над теми, кто пришел позже:
- родителей над детьми;
- старшего ребенка над младшим;
- первого супруга над вторым.
Приведем такой пример. Женщина утверждает, что после получения наследства ее муж изменился. Он начал спускать деньги, играть, гулять. Позже она узнала, что он получил родительскую квартиру. Квартира ему досталась по дарственной, но есть еще и старшая сестра в семье. Он не захотел делиться наследством. Иерархия нарушилась, и запустилось уравновешивание.
Квартиру пришлось продать за долги, поэтому наследство от родителей было утрачено. Вещи нашли свои места. Мужчина после этого изменился, стал спокойным, но так и не понял, что произошло. Как он смог себя так вести? Почему ушла квартира? Он попросту все спустил.
Представим данную ситуацию в виде горы. Энергия рода течет в ее вершины к подножию, к младшим членам семьи. Им от старших переходят знания, опыт, энергия рода. Младшие берут, когда старшие им отдают.
Чтобы не нарушить баланс, должно быть принятие и уважение. Младшие родственники должны уважать и ценить своих предшественников. В отношения между женщиной и мужчиной должно быть принятие и уважение первого союза. Нужно понять, что они были и дать им место.
Если такие моменты отрицать, закрывается поток родовой энергии, образуется блок на нашу текущую жизнь.
Чтобы разобраться в системе, можно выполнить несложную диагностику отношений. Вспомните, кто был старшим в вашей семье. Уважаете ли вы этих людей? Есть ли для них место в родовой системе? Возможно, вы кого-то осуждаете, стараетесь забыть, ненавидите? Присутствуют ли в семье традиция почитания старших?
К примеру, каждую неделю у вас в определенный день принято собираться всей семьей. Или за обеденным столов отец сидит на удобном месте. Или у старшего ребенка есть свой уголок в комнате. Существовали эти традиции давно или только вы их обозначили?
Есть ли у вас кто-то в прошлом, о ком вы не хотите даже слышать, но человек постоянно появляется? Примите ли вы его роль в своей судьбе и родовой системе? Ощущаете ли вы, что некоторые родственники вас избегают, не хотят общаться? Есть ли тот, кто нацелен против вашей ветви рода? Есть ли такое, что младшему достается больше, чем старшему? Спросите себя об этом. Примите закон иерархии и впустите благостную энергию в родовую систему. Наведите в ней порядок, как в собственном доме.
Роль матери в семье
Мама – это вообще все для ребенка. Первым делом он нуждается в физическом и эмоциональном контакте именно с ней. Более прочной связи между людьми просто не существует. Мать вынашивает ребенка, кормит, ласкает, закладывает жизненные ориентиры и ценности. Именно она является главным примером и наставником тогда, когда у ребенка формируются основы личности, характера, правила взаимоотношений с окружающим миром.
Доказанный факт, что общение мамы с ребенком в раннем возрасте является фундаментом, на основе которого он строит свою дальнейшую жизнь.
Психологи говорят о нескольких типах матерей, которые калечат психическое здоровье детей, что рикошетит проблемами в их взрослой жизни. Это:
- Мать-«призрак». Не участвует в жизни ребенка, не идет на эмоциональное сближение.
- Мать-«фарфоровая куколка». Хрупкая: поглощена болезненными эмоциями, не умеет справляться с трудностями и жить во взрослом мире. Вместо конструктивного реагирования на проблемы ребенка ведет себя слабо, неадекватно, применяет наказания.
- Мать-«босс». Не дает ребенку возможности быть самостоятельным и ответственным. Принимает решения за него, контролирует во всем.
- Мать-«охотница за скальпами». Требует от ребенка, чтобы он был идеальным. Не допускает слабости, отрицательных эмоций, неудач.
Закон замещения
Если мы вычеркиваем участника нашей системы из своего сердца и убираем из системы, то его будет замещать младший член рода (ребенок). Как это можно увидеть?
Например, у мужчины был брат, принимавший наркотики и умерший от передозировки. О нем предпочли забыть, фотографии уничтожили, о нем никогда не рассказывали детям, и мальчик, росший в семье этого мужчины, никогда и ничего не знал о своем дяде. Все изменилось, когда мальчик стал подростком – он связался с плохой компанией, стал прогуливать школу, выпивать с друзьями, а в шестнадцать лет попробовал наркотики. Глядя на своего сына, отец с горечью вспоминал брата, и с ужасом наблюдал за судьбой сына, ожидая трагической развязки.
А если бы в сердце отца было место для его непутевого брата, если бы ребенок знал о судьбе своего дяди, видел и понимал, как трагически закончилась его жизнь, он выбрал бы другой путь. Решение этой ситуации – дать место члену этого рода в сердце каждого из сейчас живущих, принять его выбор и отдать дань уважения его непростой судьбе.
Семейное переплетение
Именно с этим и работает расстановка. Через расстановку феноменологически исследуется семейная система и путем наблюдений выявляются семейные переплетения, которые необходимо распутать.
Человек сам чувствует вовлеченность в семейные переплетения — «Я не на своем месте», «Я проживаю не свою жизнь». Дисгармоничные процессы в настоящем или в прошлом семьи, в семейном роде, незавершенные нарушения порядков вовлекают в переплетения все новых членов семьи. Вновь живущие потомки, неосознанно подчиняясь законам системы, призваны исправить и завершить начатое их предками. Переплетая свою судьбу с судьбами более старших членов системы, человек оказывается в ловушке, проживает не свою жизнь, решает не свои задачи.
Семейные переплетения легко распознаются: если жизненная ситуация противоречит логической реальности — это переплетение. Например, человек много работает, но денег никогда не имеет, или красивая, умная женщина никак не может найти себе пару, или человек следит за здоровьем, питанием, образом жизни и все равно постоянно болеет. Все это переплетения.
Но люди винят во всем экологию, стрессы или политическую ситуацию, утешают себя словами: «Бывает, случайность». А в действительностью за каждой подобной случайностью стоит серьезное системное нарушение. Если вы испытываете сильные чувства, которые не соответствуют ситуации: страх без повода, грусть без причин, разрушительная ревность без оснований, скорее всего вы находитесь в переплетении с кем-то и чувства эти не ваши. Они пришли из системы и когда-то были вполне адекватны ситуации.
Расстановка позволяет выявить и распутать переплетения, воздействуя на глубину подсознания. Позволяет высвободить огромный недоступный ресурс жизненной энергии, который был бессознательно вовлечен в незавершенные процессы и приносил человеку не пользу, а вред.
Семейные расстановки — распутывание переплетений. Причины появления переплетений в семейной системе разнообразны, в процессе расстановки они выявляются, но как уже было сказано ранее, расстановки делают акцент не на причинах, а на их устранении, на восстановлении семейных порядков. Каждая расстановка уникальна. как и каждый человек, для которого она делается. Расстановка, как терапевтический метод воздействия действует сразу в нескольких направлениях: на психологическом, кармическом и тантрическом уровнях. С помощью эффективных психологических инструментов происходит работа с кармой рода и души, уравновешивается и гармонизируется энергия в человеке.
Резюмируя…
Все, что нужно ребенку, было дано самими Родителями в том объеме, в каком это было возможно в тот момент. ВСЕ! Это относится и к тем детям, родители которых рано ушли или отдали своего ребенка в другую семью.
Для нас, взрослых, важно занимать СВОЕ собственное МЕСТО в семье. Для нахождения этого места требуется своя внутренняя позиция и внутренняя работа
Когда ты сам находишься на своем месте, сестры и братья тоже возвращаются на СВОИ места. Сами, без чьей-либо помощи и нравоучений. Удивительно, но факт.
Для меня было большим откровением, когда эта тема прояснилась и я встала именно на СВОЕ место младшей сестры. Сразу стало реально легче и приятнее жить, внутренней энергии стало больше — она прекратила «утекать».
Идея взята из Порядков Жизни, которые сформулировали Берт и Софи Хеллингер.
Парентификация
Термин парентификация произошел от английского слова «parents» — родители. В буквальном смысле это означает, что дети функционально становятся родителями собственным родителям. Это вариант перевернутой иерархии часто возникает в случае алкоголизма, или наркомании одного или обоих родителей.
Пример: Если отец химически зависимый и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую, инфантильные, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз. Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жесткими. Жесткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребенка, как правило, нет друзей, он ведет замкнутую «взрослую» жизнь. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье выше родительского.
Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет ее и, как следствие, перестает быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.
Происходит как следствие парентификации, когда старший ребенок берет на себя ответственность за родительскую подсистему, он также берет ответственность и за детскую подсистему (младших детей).
Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жестко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.
Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий. В таком случае мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет с кем создать свою коалицию, например со своими родителями или психотерапевтом.
Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, есть и здоровые варианты – это коалиции «по горизонтали», к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.
Уважаемые Родители!
- Когда вы «дружите» со своими детьми, когда вы жалуетесь им на свою взрослую жизнь, когда демонстрируете свою неспособность справиться со своими потерями и поражениями;
- Когда латаете детской душой бреши своего одиночества, когда вынуждаете ребенка покрывать ваши болезненные пристрастия;
- Когда, ведомые своим эгоизмом, пеняете на неблагодарность своего чада и требуете мзду за «бессонные ночи» в виде внимания или сочувствия, —
знайте, что тем самым вы лишаете своего ребенка не только родителя, коим вы, нарушая иерархию, быть не в состоянии. Вы лишаете ребенка его Жизни, потому что пока ребенок обслуживает ваши взрослые нужды и потребности, он не проживает свою детскую (или уже взрослую) жизнь. Знайте об этом.
Берегите себя и своих близких!
Так или иначе, мы все равно задаем ту нишу, в которой будет развиваться ребенок:
социальное положение, национальность, религиозная принадлежность, тип отношений в семье, и т.п. здесь просто невозможно, даже теоретически, предложить ребенку выбор. Следовательно, так или иначе, родители что-то решают за ребенка, и приводят его в мир уже с определенными условиями. Значит, пытаться придумать некую «полную свободу выбора» — идея утопическая.
Тезис о том, что ребенок с самого момента зачатия отдельная личность и ее нужно уважать, сам по себе правилен, только иногда случается «хотели как лучше, получилось как всегда» — сторонники «уважения личности» и «защиты прав ребенка» считают, что ради прав ребенка нужно попрать права семьи и отвергать личности родителей. Но при правильной системе отношений и в условиях иерархии взаимоуважение не только возможно, а обязательно: родители пользуются уважением как авторитетные и опытные старшие наставники, дети пользуются уважением как развивающиеся новые личности.
Нет никаких проблем проявлять уважение друг ко другу в условиях разных положений, иерархичного устройства семьи. «Права детей» — это сфера родительской ответственности, а не детской. Главное, для чего ребенок принимает более высокое иерархичное положение своих родителей — собственная уверенность, ощущение защищенности, ощущение надежности этого мира. Если родители «равноправны», по положению равны детям — это дает детям подсознательный страх отсутствия всякой защиты в этом мире.
Ребенок приходит совершенно беспомощным созданием, рассчитанным на полную зависимость от своих родителей. И нагружать его ответственностью там, где он даже не может ее представить, просто жестоко. Дети должны получать чувство гармоничности и надежности мира, где они находятся под защитой своих родителей. Если же родители уравнивают себя в положении с детьми, они лишают ребенка этой подсознательной уверенности. Кроме распада института семьи, это приводит к поиску других ощущений — дети, которые росли без границ (обратная форма — излишний деспотизм), обычно ищут этих границ извне, и становятся легкой добычей разных асоциальных группировок.
Человек так устроен, что он не может развиваться без границ, значит, если ребенку их не дают родители, он ищет их в других источниках, потому что ребенку границы дают, прежде всего, знание о мире, где все предсказуемо и надежно, где есть четкое разделение на области допустимого и недопустимого, в этом мире ясно и просто жить. Если же границ нет, социальные роли в семье сняты, мир становится полностью непредсказуемым и враждебным.
Впрочем, достаточно посмотреть, как развивалось европейское образование на предыдущие сто лет — как старательно разрушали патриархальный быт семей, отвергали роли родителей и «боролись за права детей». В итоге большинство детей — «понаехавшие» эмигранты, а собственно институт семьи уже совсем спасать нужно, как и демографическое положение коренного населения Европы.