Дмитрий ростовский: псалтирь божией матери
Содержание:
- Христианские песнопения Пресвятой Царице Небесной, Приснодеве Марии, Богородице, составленые по подобию Псалмов.
- Псалмы при нападении врагов
- Порядок чтения кафизм
- Аннотация к книге «Псалтирь Божией Матери»
- сайт создан по благословению настоятеля храма протоиерея Димитрия Евтюхина
- Как читать дома
- Что такое Псалтирь и кафизмы
- Псалом 26
- Псалом 50
- Псалом 89 — молитва Моисея
- «Псалтирь Божьей Матери»: как и зачем ее читать?
- Псалом 90
Христианские песнопения Пресвятой Царице Небесной, Приснодеве Марии, Богородице, составленые по подобию Псалмов.
Помимо традиционной Псалтири, нашедшей широкое применение в православных богослужениях и келейном молитвословии, существуют также Псалтирь Божией Матери и Псалтирь Ефрема Сирина. Оба произведения не являются каноническими, тем не менее весьма популярны среди верующих.
Псалмы для Псалтири Богородице были написаны святителем Димитрием Ростовским, жившим в 17 веке. По замыслу автора, они должны были объединить в себе свойства традиционных псалмов и молитвенных обращений к Богородице. При жизни святителя, однако, изданы псалмы не были: псалтирь Богородице появился лишь в XIX веке.
Псалтирь Божией Матери запись закреплена
Псалтирь Божией Матери — христианские песнопения Приснодеве Марии Богородице, составленные по подобию псалмов Давида великим духовным писателем святителем Димитрием Ростовским. Слово «Псалтирь» происходит от греческого слова ψαλτήριον (псалте́рион), который означает музыкальный инструмент, напоминающий гусли или арфу.
В Псалтири Божией Матери выражена Ее неизреченная любовь ко всему роду христианскому. Каждый читающий эту книгу найдет утешение, и укрепление для своей души, почувствует отраду в сердце своем по молитвам Пресвятой Богородицы.
Псалмы при нападении врагов
Главный материальный предмет, защищающий человека от зла, недоброжелателей, опасностей – это простой крестик, который нужно носить, не снимая.
В монастырях есть такой вид службы, как чтение Неусыпаемой Псалтыри, когда молитва звучит круглые сутки, без каких бы то ни было перерывов. В старину молитвы имели формы песнопений, им вторил специальный инструмент – псалтирион. Он не сохранился, но дал название песнопениям – Псалмы.
Оптинские старцы говорили, что если каждое утро читать защитные Псалмы, то ни вода, ни огонь, ни другие напасти человеку будут не страшны. Эти Псалмы уберегают и от людей, которые могут каким-то образом воздействовать на нас в этом мире (воры, бандиты, злые и подлые люди) и от невидимых, не материальных сил, которые могут навредить человеку.
Псалмы интересно устроены и читать их желательно в определенном порядке.
- Один Псалом прославляет Господа, благодарит его за великие деяния и постоянную защиту, другой как будто показывает всем враждебным силам, что у человека всегда есть опора и надежда.
- Третий просит о помощи и заклинает о помиловании.
Это не просто слова, это священное таинство. Это изъявление благодарности и полученный взамен оберег. Чтение Псалмов будет эффективнее в десятки раз, если в начале, в конце и между ними прочитать «Богородице Дево, радуйся». Эти молитвы спасли не одну грешную душу. Мы забываем о молитвах и в этом отличие нас, православных от староверов, которые начинают день с Псалтыря и им его заканчивают.
Одни из самых популярных — это 26, 50 и 90 Псалмы, давайте посмотрим на их содержание, чтобы понять, как работают эти тексты.
Порядок чтения кафизм
Для связи текста кафизмы с воззванием молитвы в служебном чтении первая часть славословия, произносимая чтецом, состоит из слов: «Слава, и ныне. Аминь». А вторая часть произносится певцами на клиросе. И третья часть снова завершается чтецом: «Слава, и ныне. Аминь». Попеременное славословие Бога во время службы создает ту необходимую атмосферу связи естественного и сверхъестественного миров, которая символизирует человека и ангелов в их едином порыве единения с Господом.
Принимая в качестве краткого обозначения «К – кафизма» и «П – псалмы», можно представить на примере первой и последней (двадцатой) кафизмы их структурное построение: «К. I: П. 1-3 (первая слава), П. 4-6 (вторая слава), П. 7-8 (третья слава)» и «К. ХХ: П. 143-144 (первая слава), П. 145-147 (вторая слава), П. 148-150 (третья слава)».
В данном контексте следует отметить один нюанс. Дело в том, что официальный (канонический) Псалтирь содержит 150 псалмов, однако в греческой и славянской Библии имеется 151-ый псалом, написанный неким левитом, проживающим в кумранских пещерах в эпические времена. Именно, так называемые, свитки Мертвого моря воскресили его для нынешних поколений верующих людей. Этот 151-ый псалом при необходимости можно считать финальным к двадцатой кафизме.
Важно знать, что Уставом Православной Церкви определен совершенно четкий порядок чтения кафизм, который подразумевает недельный ход чтения Псалтири. То есть, в обычные дни одной недели отчитываются полностью все сто пятьдесят псалмов Псалтири (двадцать кафизм)
А в период Великого поста происходит увеличение этого объема чтения в два раза. Таким образом, в Великий пост за одну неделю Псалтирь прочитывается дважды. Существуют специальные таблицы, в которых указывается день недели и перечень кафизм, предусмотренных для чтения в вечерню и утреню. Причем понятие «рядовая кафизма» относится к тем кафизмам, которые должны читаться в данный день согласно Уставу.
При недельном ходе чтения кафизм следует учитывать, что неделя начинается в воскресенье. Причем на вечерней службе читается одна кафизма, а на утренней – две. По Уставу вечерняя воскресная кафизма (первая) читается в субботний вечер, а при условии выпадения на канун этого дня Всенощного бдения этот порядок отменяется. Так как по Уставу допускается совершать бдения в канун каждого воскресного дня, то и в понедельничную вечерю кафизма не читается.
Аннотация к книге «Псалтирь Божией Матери»
Православные люди издавна почитают Пресвятую Богородицу. Они выражают свою признательность и любовь Матери Спасителя человечества в молитвах, акафистах, молитвенных песнопениях. Благоговейная любовь народа подвигла святителя Димитрия Ростовского (именно ему единодушно отдает авторство «народная гимнография») создать сборник, целиком посвященный славословию в честь Заступницы нашей усердной. Для этого молитвословия святитель взял в качестве прообраза Псалтирь царя Давида, вот почему собранные здесь молитвы мы по традиции называем песнопениями. Предлагаемые для домашнего славословия, о котором христианское смирение не оставляет в неведении духовного отца, эти псалмы способны стать источником горячих покаянных слез и, вместе с тем, глубокого утешения, даруемых как залог особого заступничества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.«Прими, о Всеблагословенная и Всемощная, Пречистая Госпоже Владычице, Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных.
Православные люди издавна почитают Пресвятую Богородицу. Они выражают свою признательность и любовь Матери Спасителя человечества в молитвах, акафистах, молитвенных песнопениях. Благоговейная любовь народа подвигла святителя Димитрия Ростовского (именно ему единодушно отдает авторство «народная гимнография») создать сборник, целиком посвященный славословию в честь Заступницы нашей усердной. Для этого молитвословия святитель взял в качестве прообраза Псалтирь царя Давида, вот почему собранные здесь молитвы мы по традиции называем песнопениями. Предлагаемые для домашнего славословия, о котором христианское смирение не оставляет в неведении духовного отца, эти псалмы способны стать источником горячих покаянных слез и, вместе с тем, глубокого утешения, даруемых как залог особого заступничества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.«Прими, о Всеблагословенная и Всемощная, Пречистая Госпоже Владычице, Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, к цельбоносному образу Твоему со умилением притекающих, яко Тебе Самой ту сущей и слышащей моления наша, и подающей с верою просящим по коемуждо прошению исполнение.»Рекомендовано Издательским советом РПЦ.
Псалтирь — это основа православного богослужения. В старозаветной церкви молились, используя Библию Ветхого Завета. Одна из самых известных, популярных, читаемых книг Церковью из Библии того времени — это Псалтирь. Ее активно применяют в храмовом богослужении Православной Церкви, а также в домашних условиях простые верующие. Давайте разбираться: как правильно читать Псалтырь дома?
сайт создан по благословению настоятеля храма протоиерея Димитрия Евтюхина
Псалтирь Божьей Матери и Псалтирь Ефрема Сирина (читается дополнительно по благословению духовника)
Помимо обычного Псалтиря, существуют ещё Псалтирь Божьей Матери и Псалтирь Ефрема Сирина. Когда говорится о чтении Псалтири, о пользе псалмов, то здесь имеется в виду именно Псалтирь, приведенная в Библии, данная нам для научения, вразумления, прибегания в самом Священном Писании!
Псалтирь Божьей Матери и Псалтирь Ефрема Сирина — это тоже великие творения святых, свт. Димитрий Ростовского и прп. Ефрема Сирина соответственно.
Псалтирь Божией Матери — это христианские песнопения, составленные по подобию псалмов Давида. Произведение написано великим духовным писателем свт. Димитрием Ростовским. Славословие в честь Пресвятой Богородицы низводит на нас Ее милость и заступничество.
Псалтирь Божьей Матери представляет дивное славословие! Данное произведение было написано, чтобы выразить неизреченную любовь Божьей Матери ко всему роду христианскому и Её великое заступничество
И, действительно, очень важно быть под особым Покровом Царицы Небесной. Псалтирь Божьей Матери — горячо любимо практически всеми христианами
Псалтирь Еврема Сирина — тоже удивительнейшее произведение! Ефрем Сирин — великий проповедник покаяния, мы читаем в его житии, что было открыто свт. Василию Великому, какая сладость исходило из его уст. Это был великий дар Духа Святаго, который он получил от Господа ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА,СПАСИ НАС.
Православный календарь
Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).
Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Мчч. Христодула и Анастасии Патрских, убиенных в Ахаии (1821) (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы). Преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских (1616) (Груз.) (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933).
Шуйской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
Здравствуйте, батюшка! Как относится РПСЦ к «Псалтыри ко Пресвятой Богородице» и к «Пяточисленным» молитвам?
В новообрядной среде большое распространение получило так называемое «Богородичное правило», в католицизме известное как «Розарий». По новообрядческой легенде «Богородичное правило» заповедано старцем Серафимом Саровским, который нашел его в «одной старинной книге». На самом деле составителем Богородичного правила является католический святой — «преподобный» Доминик (ХII в.), которому якобы сама Дева Мария даровала розарий.
В середине ХVII века была переведена на церковно-славянский язык книга «Звезда пресветлая», полностью посвященная «Розарию» и всяким чудесам, связанным с этой молитвой. Она никогда не была напечатана, но разошлась по России в великом множестве списков. Благодаря ей у нас и появились «Богородичные» четки со 150-ю ступеньками. Уже в начале ХVIII века это правило было очень популярно, включая старообрядческую среду. Однако это правило все же было еретическим, потому что его составители утверждали, что такая молитва гораздо сильнее искупает любые грехи.
«Пяточисленные молитвы» — это также Богородичные молитвы, только автор их другой — Димитрий, митрополит Ростовский (РПЦ). Традиции пользоваться ими в старообрядчестве и древней Церкви не было. Для человека вполне достаточно уставной молитвы и многочисленных канонов святым, напечатанным в старопечатных книгах. Также имеются чины скитского покаяния. Желающим же молиться «умной» молитвой стоит посоветовать молиться по лестовке Исусовой молитвой и другими краткими молитвами Богородице и святым, принятыми в древней Церкви.
Самое разнообразное самодеятельное и самовольное молитвенное творчество новообрядческих и католических авторов в старообрядчестве не одобряется. Более того, иногда молиться самодельными молитвами или молитвами инославных авторов опасно — они могут содержать неправославные учения или греховные мудрования. Скажем, униатские каноны, распространенные в новообрядчестве, содержат немалые ереси, связанные с образом Богородицы, где она, например, называется соискупительницей. Также есть молитвы гвоздям, терновому венку Христа и прочим предметам материального характера, свойственного католической традиции.
Как читать дома
Святые отцы учат, что первое препятствие к деланию любого доброго дела – это нежелание самого делателя. И для того, чтобы научиться читать псалмы, сначала надо победить это самое собственное нежелание. А оно в свою очередь мотивируется несколькими причинами.
Во-первых, непонятностью этих священных текстов. Да, это действительно так. Непонятны они (особенно для неофитов) из-за незнания церковно-славянского языка, на котором написаны. Кроме того, следует заметить, что читаемое – это поэзия, а последняя из-за своей аллегоричности, метафоричности и т.п. всегда не совсем понятна и загадочна, даже если она светская. А священная поэзия Псалтири кроме того содержат глубочайшие мистические тайны, не всегда понятные даже богопросвещенным умам — что уж говорить о нас грешных!
Но ничего страшного в этом нет. Как учат те же святые, ведь и заклинатели змей да прочих гадов также не понимают смысла произносимых ими заклинаний, однако эти пресмыкающиеся их слушаются. Так и невидимые змеи – бесы, хотя бы мы и не понимали смысла читаемого, слушают читаемое нами и убегают от нас.
Это уже в наше время была такая история. Некий старец заповедал одной девушке, своей послушнице, читать псалтирь. Когда же она воскликнула: «Батюшка, я же там ничего не понимаю»! То старец ответил ей: «Ничего, читай. Ты не понимаешь, зато бесы понимают и трепещут».
И действительно, псалмы Давида имеют заклинательное действие против нечистой силы. Что проявилось еще при жизни сего псалмопевца и пророка. Как известно из Библии, когда царь Саул за свои грехи пред Богом был наказан приступами беснования, то Давид прогонял беса и прекращал эти приступы пением своих псалмов.
Какой язык выбрать: церковно-славянский, или русский
Некорректна и попытка ради уразумения читать псалмы в русском переводе. Дело в том, что церковно-славянский перевод, сделанный святыми Кириллом и Мефодием является богодухновенным. А последнее, т.е. действие Святого Духа при чтении Псалтири, как раз и прогоняет нечистую силу. А насчет русского текста мы не имеет такого удостоверения.
Поэтому читая его, мы может быть, что-то и поймем, но заклинательную силу читаемого в значительной степени потеряем. Кроме того, мы потеряем и многие мистические, т.е. таинственные откровения, имеющиеся в богодухновенном тексте, но утерянные при русском переводе.
Во-вторых, еще одной причиной, заставляющей многих пренебрегать чтением Псалтири, является первоначальная трудность этого аскетического подвига. И действительно, выше уже говорилось, что по церковным канонам вся она должна прочитываться за неделю, а постом даже дважды. Конечно, для новоначального – это довольно трудное дело.
Совет для новоначальных
Поэтому ему и не надо пытаться сразу же выполнить такое тяжелое правило. Надо начинать с малого. Каждая кафизма делится на три части, называемые «Славами». Для начала, когда есть свободное время, прочти хотя бы одну «Славу» и, заложи закладку. В следующее удобный момент прочти следующую и так далее. Не можешь прочитать всю «Славу», читай по одному псалму, также замечая это место и потом продолжая читать дальше. При таком умеренном подвиге сила любого чтеца, даже самого малограмотного, будем постепенно расти. Вплоть до того, что с течением времени он сможет полностью выполнять церковные каноны относительно сего чтения даже Великим постом.
Наглядный пример такого постепенного и разумно умеренного действия мы видим в спорте. Ведь никакой спортсмен не стремится сразу же установить мировой рекорд. Ибо, прыгнув выше головы, он рискует сломать себе шею, или, подняв тяжесть больше собственного веса, наверняка надорвется, и тогда уже вообще ничего не сможет поднимать. Нет, он сначала долго тренируется, начиная с малого и постепенно возрастая от силы в силу, а затем уже устанавливает рекорды. Так и нам надо!
Что такое Псалтирь и кафизмы
Кафизмами называют разделы одной из наиболее известных ветхозаветных книг – Псалтири. Название этой книги произошло от слова «псалтерий», которым обозначали древний струнный музыкальный инструмент, подобный русским гуслям. Термин «кафизма» происходит от слова «сидение» (чтение кафизм на богослужениях можно слушать сидя). Всего в Псалтири насчитывается 20 кафизм. Каждая из них состоит из определённого количества молитвенных песнопений – псалмов. Например, кафизма 1 содержит 8 псалмов. Всего же в Псалтири содержится полторы сотни таких песнопений.
Псалтирь
Сочинение большинства псалмов Псалтири традиционно приписывают древнееврейскому царю и пророку Давиду, который жил за тысячу лет до рождения Христа. Авторами отдельных песнопений считаются также Моисей, Соломон и некоторые другие. Псалтирь является священной книгой не только в христианских конфессиях, но и в иудаизме. Также этот сборник псалмов нашёл своё отражение в исламском Забуре – тексте, который был ниспослан Аллахом пророку Давиду.
Псалмы отличаются друг от друга содержанием. Одни исполнены радостного восхваления и благодарения Бога. Другие выражают слезные мольбы к Нему. Есть и псалмы, которые похожи на исторические обзоры. Однако все эти песнопения имеют общую сквозную тему – отношения человека и Бога.
Написанные по вдохновению Святого Духа, псалмы считаются образчиками благоговейной и поэтической молитвы. Они содержат готовые поэтические формулы, отражающие различные состояния души, формы диалога со Всевышним. Поэтому псалмы читаются христианами не только на богослужениях, но и в различных жизненных ситуациях. Святитель Иоанн Златоуст указывает, что псалмы
Тем верующим, которые плохо понимают церковно-славянский язык, можно читать Псалтирь на русском языке.
Псалом 26
История написания
Псалмы были написаны царем Давидом. Каждое слово опубликовано в книге Псалтырь. Тексты псаломов 26, 50 и 90 написаны на еврейском языке, но уже давно переведены на все возможные языки мира.
Хвалебная песнь 26 была создана во времена правления царя, когда велись многочисленные войны и спокойствие было так редко. Никто не мог быть уверенным, что случиться завтра и единственной надеждой Давида был Господь.
На русском языке
Правила чтения
Псалом 26 используют, чтобы уберечь себя и своих родных от злых сил. Текст молитвы может быть зачитан:
- Если есть угроза жизни и здоровья;
- Если нужен душевный покой;
- Если на пути трудности и искушения;
- При опасности, исходящей от врагов.
Многие служители храмов советуют читать псалом 26 сорок раз. Молитва читается каждый день в течение месяца.
Псалом 50
История написания
Песнь 50 была написана не для защиты ради, а ради прощения. Давид глубоко раскаивался в совершенных грехах и просил милости Господа. Если верить истории, то царь прелюбодействовал. Ему очень понравилась жена полководца, но это не остановило Давида. В итоге женщина забеременела и царь попытался скрыть свой грех. Ходил слух, что именно царь приказал убить полководца, мужа красавицы. От людей можно много утаить, но никак не от Господа. Небеса были разгневаны. Началась война между родными детьми Давида, полилась кровь, были убийства. Поэтому только особым словом, Псалмом 50, мог Давид вымолить у Бога прощение. Текст молитвы был написан царем собственноручно.
На русском языке
Читается псалом 50 для прощения грехов и негодных поступков. Говорят, что после прочтения хвалебной песни душа перестает печалиться, уходят тревога и обиды.
Псалом 89 — молитва Моисея
Моисей, единственный из пророков, назван в Ветхом Завете человеком Господним. Его жизненный опыт и шествие перед лицом Творца являются примером верности Богу.
В Псалтыре эта древнейшая песня отличается авторством, принадлежащим Моисею.
Значение псалма
Исследователи писания так и не нашли причины, которая легла в основу уникального псалма. Псалом 89 — единственная молитва Моисея, включенная в книгу песен Господних, написанная пророком на склоне жизни, после выхода из сложных жизненных ситуаций при поддержке Господа.
В 89 псалме Моисей молит Бога быть милостивым к его народу
Человек Божий, не один раз переживший личную встречу с Творцом, написал молитву-ходатайство перед Всевышним обо всех живущих на земле.
Важно! Читая Псалом 89 на русском языке, христиане вместе с великим пророком Моисеем могут размышлять и утверждаться в величии и совершенстве Бога, сопоставляя Его бессмертие и краткость человеческих дней на земле. В Псалме 89 псалмопевец дает ответ о причине гнева Господнего на еврейский народ, во время выхода из Египта, это неверность, неверие и неисполнение Заповедей
В Псалме 89 псалмопевец дает ответ о причине гнева Господнего на еврейский народ, во время выхода из Египта, это неверность, неверие и неисполнение Заповедей.
Толкование Псалма Моисея
В самом начале молитвы Моисея мы читаем о возвышении Бога, утверждении защиты и помощи Его во все наши дни, когда Творец является единственным прибежищем в дни житейских бурь.
Моисей подчеркивает, что все, небо и земля сотворены Богом, который есть Альфа и Омега, Начало и Конец.
- Жизнь человека мимолетна, пророк в стихе 4 умоляет Творца провести человеческую душу по жизни так, чтобы в конце жизни человек не был унижен, отвержен, отдан во власть сатаны. Только тело христиан возвращается в прах, а душа праведника уходит к Творцу, в Небеса, откуда и пришла по воле Всевышнего.
- Стихи 5-6 описывают, насколько короткая жизнь земная, для Господа тысяча лет, как один день, а жизнь людей — цветок, распустившийся утром и завянувший к ночи. Человек, который заботится больше о земных благах, должен задуматься над этими словами.
Все суета сует, написал царь Соломон, если в этом нет Бога.
Земная жизнь пролетает мгновенно, люди суетятся вокруг материальных благ, забывая о любви к Творцу и ближнему, ибо это единственная дорога, ведущая в вечность. Земная жизнь и пребывание в вечности — синонимы, одно, есть продолжение другого.
Нет праведного, без греха, человека на земле, Господь — Судья строгий, в гневе Он наказывает нас, порой приходит в ярость от беззаконий человеческих, но все это для блага людей. Находясь в гневе Господнем, человек начинает каяться, исповедоваться, отказываясь от грешной жизни. Лицо Творца открывается перед грешником во всем величии и свете, когда приходит чистота души и сердца.
9-11 стих снова подчеркивает кратковременность жизни. Что такое 70 — 80 лет по сравнению с вечностью, если основная их часть состоит из скорбей, болезней, суеты и тщетных страданий.
Благ человек, который в силе ярости Господней разглядит руку спасения. Творец вел еврейский народ через пустыню 40 лет, наказывая за ропот и грехи, хотя эту дорогу можно пройти за 2 недели.
Так и в жизни христиан, кто-то быстро приходит к благодати Создателя, живя по Его Законам, другие ходят вокруг нее годами, оставаясь в грехе.
Псалом 89 в православии обычно читают во время похорон
Во второй части Псалма 89 Моисей обращается к Богу в мольбе возвратить милость Свою, вернуть радость, даровать веселие народу после трудного перехода через пустыню.
Пророк Моисей не просит Господа больше не наказывать евреев, наоборот, он умоляет по-прежнему наставлять сыновей, исправлять дела рук человеческих, чтобы воссияла слава Господня над всем миром.
Когда читается псалом 89 в православии
По православной традиции послание Моисея читается во время похорон христиан, ибо нет лучшего напоминания для людей, оставшихся жить, о скоротечности жизни и суете.
В отличие от завета Христа этому псалму не хватает веры в вечную жизнь, спокойного отношения к смерти, когда все мы возвращаемся в Отчий дом. Иисус Христос Воскрес, Духом Святым Он всегда рядом.
Читая песню-наставление, многие христиане находят ответы на свои неисполнившиеся воззвания к Всевышнему, проходя личный путь из плена обстоятельств, собственный Египет.
Священство советует читать Псалом 89 в период засухи, чтобы Господь послал дождь. Под засухой можно понимать все житейские проблемы, а дождь — изобилие Божьей благодати, изливающаяся помощь для их решения.
Псалтырь. Псалом 89
«Псалтирь Божьей Матери»: как и зачем ее читать?
В любых непонятных ситуациях читайте псалмы — так мог бы звучать христианский совет. И действительно, ветхозаветные гимны не потеряли своей актуальности и в наше время, на каждое настроение найдется свой псалом. Но как относиться к более современному творению — «Псалтири Божьей Матери»? Об этом читайте в статье.
Книга псалмов, или Псалтирь — одна из самых любимых книг христиан. Хоть и написана она еще в ветхозаветное время — большинство псалмов принадлежат авторству царя Давида — книга не потеряла актуальность и в наше время.
В каком бы настроении не пребывал человек, он найдет в псалмах утешение. Царь Давид передал широкий спектр эмоций — и благодарность Богу, и поиски поддержки, и борьбу с унынием, и раскаяние в грехах.
Псалтирь легла в основу богослужений Православной Церкви, ее читают в храмах и дома. Книга состоит из 150 псалмов — хвалебных гимнов Господу.
Для удобности чтения Псалтирь разделена на 20 кафизм, каждая кафизма на три «Славы». На каждой «Славе» поминают живых и усопших. Если читают Псалтирь только за одного человека, то его имя поминают на каждой «Славе». Если же молятся и о здравии, и об упокоении, то живых поминают на первых двух «Славах», а усопших — на третьей.
Если с традиционной Псалтирью все понятно, то одна книга с похожим названием — Псалтирь Божией Матери — вызывает вопросы.
Псалмы Богородице — это творение XVII века, автор которого — святитель Димитрий Ростовский. Святитель Димитрий был митрополитом Ростовским и вошел в историю как составитель сборника жития святых. Значительная часть его трудов посвящена покаянию и молитве.
Димитрий Ростовский особо прочитал Богородицу, даже составил в ее честь псалмы, на подобие тех, которые писал царь Давид.
Псалтирь Божией Матери не считается канонической книгой. Это лишь творение святого Димитрия, его молитва Пречистой. Нет однозначного мнения, как относиться к этим гимнам.
С одной стороны, псалмы написал канонизированный святой. Сегодня в книжных лавках храмов и монастырей можно увидеть эту книгу, изданную с благословения епископов.
Многие представители духовенства не видят ничего плохого, чтобы распространять и читать эту книгу. Священник Дионисий Свечников отвечает на недоуменные вопросы православных так:
Священник указывает на то, что христианство — это монотеистическая религия, и мы в первую очередь молимся Богу, а затем Богородице, святым, ангелам. Но Господь стоит в центре, поэтому молитвы, адресованные Ему, не стоит «перекручивать». Для Пречистой и святых же есть другие молитвословия.
Тем не менее «Псалтирь Божией Матери» составлена лишь «по подобию псалмов»: по форме и некоторым формулировкам созвучна, но по смыслу отличается.
Читать или не читать?
Как же быть верующим, в то время как священники не могут прийти к общему мнению? Ограничиться только канонической Псалтирью?
Надо смотреть по конкретной ситуации. Если человеку Псалтирь Богородице кажется чем-то дорогим и духовно созвучным, то ничего плохого в чтении этой книги нет — наоборот, только польза. Если же вместо молитвы возникают сомнения и осуждения, то лучше выбирать иные молитвенные тексты.
Ознакомиться с псалмами Деве Марии вы можете далее — смотрите видео:
Псалом 90
История написания
Псалом 90 был тоже написан не просто так. Внезапно царя настигла серьезная болезнь. Доктора все в один голос говорили, что это страшная моровая язва. Все искали лучший способ излечения Давида от недуга. Но попытки были тщетны, с каждым днем он слабел. Многие уже в мыслях похоронили царя, но в один день все изменилось. Давид исцелился с помощью чтения своей молитвы.
На русском языке
Есть другое название для псалма 90 – «Живые помощи». Зачитывать хвалебную песнь необходимо неспешно. Для успешного действия читают три раза. После каждого раза выдерживается пауза, читающий три раза креститься.