Псалом 17
Содержание:
- Превосходный мир магии и эзотерики или ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ
- О ежедневном чтении Шестопсалмия
- Как правильно читать 17-ю кафизму
- Как проводить 40 дней после смерти родственника
- Дни особого поминовения усопших в Православии
- Почему читают именно Псалтирь
- Значение в Православии
- Богослужебное использование
- Что такое Псалтирь?
- Правила прочтения
- Превосходный мир магии и эзотерики или ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ
- Толкование псалма
- Значение 17-й кафизмы из Псалтири
- История написания
- История написания
- Детальное толкование 17 псалма
- Псалтирь
- О ежедневном чтении Шестопсалмия
Превосходный мир магии и эзотерики или ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ
Каждый массы хочет прикоснуться к чему-то особенному и ранее неизведанному, открыть во (избежание себя новые границы понимания, соприкоснуться с чем-то сверхъестественным и малознакомым. Ввиду этого, каждый кто находится в поисках высоких духовных практик, кто желает забежать «за занавес», со временем все же получает ответы. Обращаясь к глубинам мироздания, долженствует сказать о том, что во все времена шла речь о волшебниках, чародеях и целителях, мистических явлениях, необъяснимых событиях и о многом другом, а находится за гранью понимания. Со временем люди сумели спаять все свои практики и интересы к загадкам Вселенной через путь самопознания. И в настоящее время это называется одним словом — эзотерика
Однако, стоит сразу убедить внимание на то, что магия и эзотерика — это две кардинальные противоположности. Вопреки на то, что они напрямую работают со сверхъестественными вещами, эзотерика исповедует чистые практики, у которых как не бывало отрицательных последствий
Магия, в свою очередь, подразумевает работу с заклинаниями, использованием реквизитов и обращением к Силам Света может ли быть Силам Тьмы. Эзотерика предпочитает этого не касаться, она проповедует запрос к энергетическим потокам, которые способны преобразить жизнь каждого, кто научится к ним «примыкать». Итак, для того чтобы понять жизненную необходимость эзотерики, проработать ее законы и научиться владеть ею в совершенстве, следует более досконально познакомиться с ней и понять, как она работает.
Денежная лом также не заставит себя долго ждать, если регулярно содержать свой разум правильными мыслями. Так, стоит взять одну изо купюр в своем кошельке, разместить ее перед собой, положить нате нее ладонь, закрыть глаза и представить себе, как эта червонец притягивает к себе другие средства, как она словно магнит, влечет к себя деньги, как кошелек становится все толще и толще, как интерес приходит с различных сторон… Таким образом, визуализируя картину своего успешного финансового будущего годится. Ant. нельзя быть на 100% уверенным в том, что оно обязательно наступит, и перестаньте именно таким, каким родилось в воображении.
О ежедневном чтении Шестопсалмия
Рекомендуется ежедневное чтение шестопсалмия, то есть псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142.
Шестопсалмие (Екзапсалмы)
Шестопсалмие
– это шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. Шестопсалмие начинается славословием:Слава в вышних Богу, и молитвою:Господи, устне мои отверзеши. Среди шестопсалмия и в конце его славословится Святая Троица троекратнымаллилуиа.
Псалмы, составляющие шесто-псалмие, столь умилительны, содержание их столь близко к нам (в них изображаются, с одной стороны, величие Бога и обилие Его благодеяний к человеку, с другой – ничтожество и греховность человека), что Святая Церковь обращает особое внимание наше на это чтение. В уставе сказано, что во время этого чтения «не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути (харкнуть); но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенны к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу (опущены к земле), сердечными очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную». Для возбуждения в молящихся большего внимания, при чтении шестоп-салмия устав повелевает погашать свечи и оставаться при свете лампад
Для возбуждения в молящихся большего внимания, при чтении шестоп-салмия устав повелевает погашать свечи и оставаться при свете лампад.
Псалом 3
Этот псалом – первый из так называемого шестопсалмия, входящего в состав утрени, своим назначением имеет воздать Богу благодарение за сохранение жизни в истекшую ночь с молитвой о ниспослании благополучия в наступающий день, с чем в согласии стоит этот псалом (Ложусь я, сплю, встаю… Возстань, Господи! Спаси меня
…)
Псалом 37
Этот псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповедованием полной покорности в преданности Его воле (ст. 16). Человек здесь выражает желание в наступающий день загладить сделанные им дурные поступки (ст. 19).
Псалом 62
Псалом 62 занимает третье место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (ст. 6
) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крил Своих» (ст.8 ) в продолжение наступающего дня.
Псалом 87
Это – четвертый псалом в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении: перед наступлением дня Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны, чтобы избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (ст. 5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.
Псалом 102
Пятый в шестопсалмии псалом показывает изображение милостивого отношения Бога к человеку и отличается необыкновенной трогательностью.
Псалом 142
Этот псалом последний в шесто-псалмии. Укрепив человека в надежде на получение спасения (пс. 102), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (ст. 8
), научить исполнять Его волю и удостоить егоземли правды (ст.10 ).
Как правильно читать 17-ю кафизму
На дело лучше благословиться у священнослужителя. Текст лучше проговаривать негромко вслух. Допускается сидеть во время исполнения.
Сначала зачитывают молитвы, положенные перед началом чтения Псалытри.
Сама кафизма делится на три части – статии или славы: это момент славословия Святой Троицы на Литургии.
Стихи 1, 2,12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73 и 88 читаются с припевом об упокоении души: «Упокой, Господи, душу усопшего (-ей) раба Твоего (рабы Твоея)».
Строки 92 и 93 повторяют троекратно – и снова заупокойный припев.
Этот же припев сопровождает строчки 94, 107, 114, 121, 131, 132, 133, 142, 153, 159, 163 и 170 (после каждой строки следует читать припев). Две последних 175 и 176 опять исполняются трижды и снова припев за усопшего раба.
В финале звучат установленные молитвы – «по XVII кафизме».
Все они имеются в молитвослове, который следует покупать в церковной лавке православного храма или монастыря.
Как проводить 40 дней после смерти родственника
Православные верят, что на сороковину душа умершего в последний раз навещает близких, прежде чем предстать перед Божьим судом. Она нуждается в ободрении и наставлении – еще есть время для просвещения и преображения к вечной жизни.
Этому помогает церковная поминальная служба, в пятом гласе которой припевом звучит двенадцатый стих 118 Псалма: «Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим».
Всем близким ушедшего полагается совершать добрые поступки во спасение ушедшего (пожертвование постных продуктов в храм, покупка свечи, милостыня просящему).
Рекомендуется как можно чаще быть в храме в эти первые сорок дней, подавать записки, заказать сорокоуст и службы на 3, 9, 40 дни, молиться как можно усерднее.
Разрешается собраться за поминальным столом, вспомнив умершего, но это действие нужно именно оставшимся, а не тому, чья душа уже покинула тело. Алкоголь ослабит духовную связь присутствующих с путешествующей душой – его на поминках не нужно.
Хорошо помолиться вместе и вести разговоры, побуждающие к размышлению о смысле жизни и смерти. Священнослужители особенно рекомендуют читать 17 кафизму, которая полностью вмещает в себя 118 Псалом.
Дни особого поминовения усопших в Православии
Помимо Акафиста об упокоении всех усопших, псалом «Непорочны» является универсальным текстом для всех поминальных дней, в том числе и в родительские субботы. Всего таких в православии девять. Обозначают их по названию самых близких для каждого людей – родителей.
Вот эти дни, когда следует вспоминать умерших, заказывать службы (заранее, лучше с вечера, тем более, если не сможете присутствовать на панихиде), и молиться дома:
- Вселенские: Троицкая (перед Святой Троицей) и Мясопустная (за неделю до Великого поста);
- в предпасхальную Четыредесятницу: шестой день 2, 3 и 4-ой седмиц;
- частные: девять дней спустя после Светлого Воскресенья – Радуница;
- День памяти православных воинов – 11 сентября;
- Дмитриевская суббота перед восьмым ноября — днем памяти великомученика Дмитрия Солунского;
- Поминовение погибших в Великую Отечественную войну на день Великой Победы.
Очень удобно приобретать православный календарь на предстоящий год, там указаны все посты, дни поминовения умерших, все праздники и многое другое.
Почему читают именно Псалтирь
Считается, что чтение Псалтыря действительно может оказать помощь умершему. На пути к небесной родине у души появляются препятствия – различные духи, которые борются за право распорядиться душой на равных условиях с Господом.
- Молитва по усопшему до 40 дней — текст;
- Поминальные молитвы — какие читать на 9, 40 день смотрите тут;
- Как правильно помянуть усопшего на годовщину смерти —https://bogolub.info/kak-pravila-pomyanut-usopshego-na-godovshhinu-smerti/.
В сборнике псалмов выражены высшие качества человеческой души, освященной Господом. До того, как появился Новый Завет Псалтырь занимал почетное место – он считался книгой, которая могла позволить «отчитать» человека, который был одержим бесами, и высвободить его.
Также Псалтырь играет весомую роль в защите души, которая отправилась навстречу с Господом, от бесов, которые ее травмируют. Он также может оказать духовную поддержку тому, кто молиться, помочь ему выразить чувства, ведь эта книга – сборник различных жизненных ситуаций, в которых может оказаться каждый на протяжении земной жизни.
Значение в Православии
Значение этой Священной Книги в Православии весьма велико. Она широко применяется в богослужении, а пение или чтение ее – это одно из основных аскетических упражнений православных христиан наряду с молитвой Иисусовой. Правда, святые отцы говорили, что последняя подобна доброму вину, а вот Псалтирь – это нечто вроде тех виноградных отжимок, которые бывают после выделывания вина. Впрочем, и они также вполне съедобны и вполне способны удовлетворить духовный голод христианина. Однако, чтобы научиться правильно и с пользой молиться по Псалтири, необходимо сначала иметь некоторые, хотя бы самые предварительные сведения о ней.
Святой царь и пророк Давид
Что означает слово «псалтирь» и как из него возникла Псалтирь
В древности так назывался музыкальный инструмент, не дошедший до нас, но вне всякого сомнения – струнный, наподобие нынешней арфы. Музыкант играл на нем, перебирая пальцами струны. Как известно из Библии, царь, пророк и псалмопевец Давид умел великолепно играть на этом инструменте. Но этим его духовно-творческая энергия не ограничивалась. Ибо из его преданной Богу, благородной души изливались в стихотворной форме особые священные песнопения, которые он и пел под аккомпанемент псалтири.
Поэтому эти песнопения и стали называться псалмами, а Священная Книга, в которой они собраны, посему стала называться Псалтирью. Впрочем, по этому поводу предоставим слово самому Давиду:
В этих словах видна надежда на Бога благочестивого юноши, который был умален от людей: он меньший из всех братий, простой пастух овец не мог получить от других удостоверения священной высоты своего духовно-поэтического творчества. И поэтому ожидал оного от Господа, и не ошибся! Господь не только явно показал, что Ему угодны псалмы Давида, послав к нему своего Ангела, под коим можно понимать и действительно посланного с неба ангела, и пророка Самуила, но еще и руками последнего помазал младшего из братий в царя Израиля. Ибо Бог смотрит не на лице, рост, возраст и внешнюю красоту человека, а на его сердце!
Когда была написана книга и кто ее автор(ы)
В отношении авторства этой Священной Книги существует два мнения. Большинство святых отцов считают, что все псалмы были написаны царем и псалмопевцем Давидом. Но некоторые думают, что все же часть их составили другие авторы. В подтверждение сего своего мнения они, в частности, указывают на тот факт, что в Псалтири упоминаются те события, которые произошли уже после смерти сего царя – например, строительство, а затем и восстановление храма Иерусалимского. Но в ответ им другие резонно замечают, что Давид был пророком, поэтому мог пророчески предвидеть и то, что было после его жизни.
Однако, наиболее мудрые из святых отцов говорят следующее. Какое значение для спасения моей души имеет то, кто написал псалмы?! Главное, что все они богодухновенны и душеполезны и спасительны. А вопрос их авторства в этом важнейшем для нас предмете имеет второстепенное значение. Поэтому и мы, исходя из сего, в заглавии данного раздела написали на первый взгляд несколько странно: «автор(ы), — но, исходя из вышесказанного, вполне целесообразно. Пусть каждый выбирает какого мнения придерживаться, лишь бы это не повредило его душе.
Однако в любом случае несомненным является то, что, по крайней мере, основание Псалтири положил именно псалмопевец Давид, который жил и царствовал за тысячу лет до Рождества Христова. Именно в это время и, возможно, несколько позже и была написана сия Священная Книга.
Богослужебное использование
В иудаизме использование псалма неразрывно связано с его алфавитным построением: в молитве за больного или за умершего принято читать строфы, соответствующие буквам имени того человека, за которого молятся.
Двенадцатый стих псалма «Благословен Ты, Господи! научи меня уставам твоим» (בָּרוּךְ אַתָּה יְהוָה לַמְּדֵנִי חֻקֶּיךָ) содержит формулу, с которой начинаются все еврейские благословения. В связи с этим в еврейской традиции принято, что если человек начал говорить благословение ошибочно (а напрасное благословение произносить нельзя), он выходит из ситуации путём произнесения этого стиха.
В православии псалом 118 известен по одному из первых слов как «Непорочны» (греч. Αμωμος) и составляет отдельную кафизму (17-ю). Как и все кафизмы, она делится на три части для чтения принятого славословия («Слава»), а так как псалом один, то и разделения сделаны в самом тексте псалма: после 72-го и 131-го стихов. Этот псалом читается в будничной (вседневной) полунощнице, на субботней, а иногда и на воскресной утрени (в качестве положенной на этот день кафизмы). Он входит в состав погребальной и заупокойной служб, на них он исполняется с припевом «Аллилуия» после каждого стиха, что выражает уверенность в конечной победе над смертью, дарованной через искупительную жертву и воскресение Иисуса Христа. На утрени Великой субботы псалом 118 исполняется с особыми припевами (похвалами), являясь центральной частью этого богослужения.
В сирийских обрядах псалом входит в группу «Господи, воззвах» и в её составе читается на вечерне.
Что такое Псалтирь?
Псалтирь представляет собой книгу Ветхого Завета, сборник священных гимнов (псалмов). Написаны они были разными авторами почти 3 тысячи лет назад. Автором основной ее части (не менее 78 псалмов) является пророк и царь Давид. Псалтирионом на греческом языке назывался древний струнный музыкальный инструмент, с помощью которого исполнялись богослужебные песнопения. В Православии эта книга используется очень широко — в частности, Псалтирь по усопшим.
Чтение Псалтири по усопшим
Согласно Священному Преданию, в 5 веке до Рождества Христова эти песнопения были собраны в один сборник иудейским первосвященником Ездрой. За этой книгой и закрепилось название Псалтирь, а сами гимны получили названия псалмов. Книга Псалтирь вошла в состав книг Ветхого Завета.
В середине 9 века святые братья Кирилл и Мефодий перевели Псалтирь на славянский язык. В 1491 году в Кракове (Польша) появилось первое типографское тиснение этой книги на славянском.
Для православного человека Псалтирь всегда имела большое значение. Так, псалмы использовались не только в церковных богослужениях, но и как назидание во время домашнего чтения. Кроме того, Псалтирь была основной учебной книгой. Многие поколения учились по ней читать и писать.
Правила прочтения
Чтобы чтение акафиста о единоумершем принесло пользу и душе усопшего, и самим родственникам, необходимо придерживаться правил произнесения молитвы. Поскольку любой акафист — это гимн, читать его нужно только стоя. Структура гимна, посвященного спасению души близкого человека, состоит из 25 песней. Это 13 кондаков и 12 икосов, которые произносятся поочередно. Непарный кондак — последний — читают трижды. Заканчивается молитва прочтением первого кондака и первого икоса.
Чтение акафиста не обязательно проводить в храме. Это делают и в домашних условиях. Лучше всего приступать к молитвенному обращению с раннего утра, при этом хорошо, если молящийся будет делать это перед принятием пищи
Если акафист произносится женщиной, ее голова должна быть покрыта платком — неважно, где она находится — в храме или у себя дома
Перед началом чтения акафиста о единоумершем священники советуют произнести несколько молитв на выбор просящего, чтобы настроиться на правильный лад. Это может быть молитва «Отче наш» или «Господи, помилуй». Для произнесения гимна не нужны образа, хотя иногда верующие произносят его перед иконой Господа или Богородицы.
Некоторых христиан интересует, нужно ли учить наизусть текст акафиста. Священники говорят, что, конечно, лучше произносить молитву по памяти, но если слова трудно запомнить, то нет ничего страшного в том, чтобы читать по бумажке. Главное, правильный духовный настрой молящегося и готовность в смирении принять предопределенное Господом. По церковным правилам существуют дни, в которые чтение акафиста о единоумершем не проводится. По Уставу, запрещено произносить гимн в Светлую седмицу. В это время читают Деяния апостолов или Пасхальный канон.
Превосходный мир магии и эзотерики или ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ
Каждый массы хочет прикоснуться к чему-то особенному и ранее неизведанному, открыть во (избежание себя новые границы понимания, соприкоснуться с чем-то сверхъестественным и малознакомым. Ввиду этого, каждый кто находится в поисках высоких духовных практик, кто желает забежать «за занавес», со временем все же получает ответы. Обращаясь к глубинам мироздания, долженствует сказать о том, что во все времена шла речь о волшебниках, чародеях и целителях, мистических явлениях, необъяснимых событиях и о многом другом, а находится за гранью понимания. Со временем люди сумели спаять все свои практики и интересы к загадкам Вселенной через путь самопознания И в настоящее время это называется одним словом — эзотерика
Однако, стоит сразу убедить внимание на то, что магия и эзотерика — это две кардинальные противоположности. Вопреки на то, что они напрямую работают со сверхъестественными вещами, эзотерика исповедует чистые практики, у которых как не бывало отрицательных последствий
Магия, в свою очередь, подразумевает работу с заклинаниями, использованием реквизитов и обращением к Силам Света может ли быть Силам Тьмы. Эзотерика предпочитает этого не касаться, она проповедует запрос к энергетическим потокам, которые способны преобразить жизнь каждого, кто научится к ним «примыкать». Итак, для того чтобы понять жизненную необходимость эзотерики, проработать ее законы и научиться владеть ею в совершенстве, следует более досконально познакомиться с ней и понять, как она работает.
Денежная лом также не заставит себя долго ждать, если регулярно содержать свой разум правильными мыслями. Так, стоит взять одну изо купюр в своем кошельке, разместить ее перед собой, положить нате нее ладонь, закрыть глаза и представить себе, как эта червонец притягивает к себе другие средства, как она словно магнит, влечет к себя деньги, как кошелек становится все толще и толще, как интерес приходит с различных сторон… Таким образом, визуализируя картину своего успешного финансового будущего годится. Ant. нельзя быть на 100% уверенным в том, что оно обязательно наступит, и перестаньте именно таким, каким родилось в воображении.
Толкование псалма
В целом текст описывает мучения и испытания, которые выпали на долю псалмопевца и описывает как Господь их устранил и сохранил душу своего помазанника.
Интересны особенно несколько стихов:
- 17:3: тут Бог сравнивается с рогом спасения, т.е. автор использует сравнение с животными, для которых рога — это защита и показатель силы. Т.е. для верующего человека Бог — это орудие защиты, это признак силы.
- 17:5: «со всех сторон» окружали опасности помазанника, и все они грозили смертью. Тут, возможно, автор имел в виду, что опасности были со стороны врагов Израиля, с которыми он сражался и со стороны царя Израиля Саула, который искал убить воина. А «потоки беззакония» — это дурной человек, т.е. они окружали будущего царя.
- 17:7: Давид воззвал к Богу в самых тяжелых обстоятельствах, когда никто другой не мог ему помочь.
- 17:8-17: автор очень картинно и подробно описывает путь спасения Богом человека. Тут приведены природные явления как средства помощи Бога простому человеку. До конца не известно, это лишь поэтические образы или природные явления на самом деле имели место быть как помощь помазаннику. Описаны также и ангелы — служебные духи, которые были посланы на помощь автору. Выражение «из вод многих» говорит о многочисленных тяжелых обстоятельствах, из которых был спасен будущий царь.
- 17:20-22: описание того, как именно спас Всевышний Давида — освободил от тесноты, дал свободу и вознаградил, поскольку Давид претерпевал невинно все гонения, т.е. Господь судил его по внутренним его побуждениям и мыслям, а также учитывал, что Давид не отступал от заветов Божьих.
- 17:26-33: описание милости Божьей и Его поступков с верными людьми. Тут идет речь о справедливости Бога — поступает с каждым по заслугам.
- 17:33-37: описание благословений, которые Давид получил за соблюдение Божьих заповедей и упование только на Творца. Слово «опоясать» тут значит приготовить к чему-либо — Всевышний опоясал помазанника силою, т.е. дал возможность победить, а «устроил… верный путь» тут — указал средства к достижению поставленной цели. «На высотах» — Всевышний не только освободил Давида, но и дал ему могущество — посадил на трон Израиля и позволил твердо править.
- 17:44: речь тут идет о междоусобной войне, которая происходила во время противостояния Саула и Давида, которая прекратилась после воцарения последнего.
- 17:50-51: Давид воздает славу Всевышнему и прославляет Его открыто перед всем народом, не стесняясь и не боясь никого.
На заметку! Тут же в стихах 12-16 идет речь о потомстве, которое будет у Давида — это было открыто ему пророческим образом через Нафана.
Значение 17-й кафизмы из Псалтири
Пространная песнь посвящена осмыслению христианином огромного значения для него Бога. Лирический герой делится благодатным и сокровенным откликом своей души на Закон Господа – вот почему это не только глубоко личная молитва, но еще чистая прекрасная поэзия.
Почти в каждом стихе – новый эпитет для Божьего слова: поведения, суд, повеление, свидетельство, уставы, откровения, стезя, постановление, закон. Оно пробуждает в душе поющего богатство чувств и переживаний: радость, любовь, поклонение, жажда, ревностное стремление к истине и добру, откровенность, тревожные переживания о собственном достоинстве перед Творцом и одновременно дерзновение просить его о защите и просвещении.
Самое частое слово здесь «Я»: это откровение сердца, тронутого Божеством и убежденного в великой благости творимого Им порядка. Толкование кафизмы воссоздает подлинную духовную практику христианина. А для кого важнее прикоснуться к ней, как ни для души, готовящейся вот-вот предстать перед Небесным Отцом?
История написания
Что касается времени написания 15 псалма, указания на него можно найти в самом содержании. Во втором стихе Бог не требует «благих» от Давида. Под этим выражением следует понимать жертвы, которые являют собой обязательную и главнейшую составляющую ветхозаветного культа. Когда Господь не требовал жертв от Давида, видим указание в третьем стихе псалма. Под «святыми» здесь подразумеваются евреи, как народ избранный самим Богом, призванный к великому служению и получивший от него великие обетования.
В псалме 15 Давид отделяет себя от евреев, живших на «Его» земле, то есть назначенной ему Господом, Палестине. Это означает, что в описанное время Давид вне евреев и находится за пределами Палестины. В четвертом стихе изображается нечестивость окружающих его людей, в которой он сам не принимает никакого участия. Таким образом, Давид находится вдали от своего народа, не имеет возможности приносить жертвы Богу, и окружен язычниками. Такое положение дел соответствует периоду жизни Давида при Сауле, когда он вынужден был бежать от его преследований в Секелаг, к царю филистимскому Ахнусу. Свидетельства тому описаны в первой книге Царств (27:1-7).
История написания
Ранее в Библии уже можно встретить слова, которые составляют данную песнь — они написаны во Второй главе Царств 22 главе, хотя в Псалтири текст прописан с большими изменениями, схожесть мыслей очевидна.
В 17 псалме Давид благодарит Бога за многие свои избавления
Надписание песни свидетельствует о том, что она была написана в то время, когда прекратились гонения царя Саула на тогда еще простого воина Давида. Юноша одержал ряд успешных побед в сражении с врагами, и царь был вынужден прекратить свои нападки на него. Надписание также говорит о том, что готовый текст был передан начальнику хора, для исполнения его во время еврейских богослужений.
Важно! Псалмопевец воздает славу Господу и прославляет Всевышнего за то, что Тот избавил его от преследований и помог справиться с испытаниями. Автор тут использует слова «раб», чтобы выразить полную зависимость от Бога
Детальное толкование 17 псалма
Песня рассказывает об испытаниях и мучениях Давида. Текст одновременно является хвальбой и благодарностью Богу как защитнику и хранителю людей. Псалом состоит из 51 стиха, каждый из которых уникален и имеет свою смысловую нагрузку. Разберем их детально.
С 1 по 3 стих Творец признается защитником человечества. Здесь Бог сравнивается с рогами для животных, то есть считается силой верующего человека. 5 стих говорит о самих опасностях, что окружают помазанника. В 7 стихе автор обращается с мольбой о помощи и защите к Богу. Господь — его единственная сила. С 8 по 17 следует описание пути спасения человека Богом. Говорится и об ангелах, как о святых духах, что посланы мученику и страдальцу.
С 20 по 22 говорится непосредственно о спасении Давида Господом. Бог так же вознаграждает автора за терпение и силу веры.
С 26 по 33 стих идет превозношение справедливости и милости Господа.
С 33 по 37 описывается благословение Бога Давиду за соблюдение заповедей и терпение.
В 44 стихе говорится об окончании войны между Давидом и Саулом и о восшествии на, престол первого. Последние два стиха рассказывают о том, как Давид возносил благодарность Богу пре всем его народом
Псалтирь
Псалом 17.
1Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал:
2Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!
3Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой,- скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое.
4Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.
5Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня;
6цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.
7В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.
8Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался ;
9поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него.
10Наклонил Он небеса и сошел,- и мрак под ногами Его.
11И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.
12И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
13От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные.
14Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.
15Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.
16И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.
17Он простер руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих;
18избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.
19Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою.
20Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.
21Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня,
22ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;
23ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.
24Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне;
25и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.
26С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно,
27с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его,
28ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.
29Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
30С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
31Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.
32Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?
33Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;
34делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;
35научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.
36Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.
37Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
38Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;
39поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,
40ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;
41Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня:
42они вопиют, но нет спасающего; ко Господу,- но Он не внемлет им;
43я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их.
44Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне;
45по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною;
46иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.
47Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего,
48Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,
49и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.
50За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,
51величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.
О ежедневном чтении Шестопсалмия
Рекомендуется ежедневное чтение шестопсалмия, то есть псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142.
Шестопсалмие (Екзапсалмы)
Шестопсалмие
– это шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. Шестопсалмие начинается славословием:Слава в вышних Богу, и молитвою:Господи, устне мои отверзеши. Среди шестопсалмия и в конце его славословится Святая Троица троекратнымаллилуиа.
Псалмы, составляющие шесто-псалмие, столь умилительны, содержание их столь близко к нам (в них изображаются, с одной стороны, величие Бога и обилие Его благодеяний к человеку, с другой – ничтожество и греховность человека), что Святая Церковь обращает особое внимание наше на это чтение. В уставе сказано, что во время этого чтения «не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути (харкнуть); но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенны к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу (опущены к земле), сердечными очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную». Для возбуждения в молящихся большего внимания, при чтении шестоп-салмия устав повелевает погашать свечи и оставаться при свете лампад
Для возбуждения в молящихся большего внимания, при чтении шестоп-салмия устав повелевает погашать свечи и оставаться при свете лампад.
Псалом 3
Этот псалом – первый из так называемого шестопсалмия, входящего в состав утрени, своим назначением имеет воздать Богу благодарение за сохранение жизни в истекшую ночь с молитвой о ниспослании благополучия в наступающий день, с чем в согласии стоит этот псалом (Ложусь я, сплю, встаю… Возстань, Господи! Спаси меня
…)
Псалом 37
Этот псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповедованием полной покорности в преданности Его воле (ст. 16). Человек здесь выражает желание в наступающий день загладить сделанные им дурные поступки (ст. 19).
Псалом 62
Псалом 62 занимает третье место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (ст. 6
) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крил Своих» (ст.8 ) в продолжение наступающего дня.
Псалом 87
Это – четвертый псалом в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении: перед наступлением дня Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны, чтобы избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (ст. 5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.
Псалом 102
Пятый в шестопсалмии псалом показывает изображение милостивого отношения Бога к человеку и отличается необыкновенной трогательностью.
Псалом 142
Этот псалом последний в шесто-псалмии. Укрепив человека в надежде на получение спасения (пс. 102), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (ст. 8
), научить исполнять Его волю и удостоить егоземли правды (ст.10 ).