Биография валентина григорьевича распутина
Содержание:
Биография Валентина Распутина
Изучая краткую биографию Валентина Распутина, можно узнать, что будущий писатель с детства интересовался книгами. Он был постоянным посетителем местной библиотеки и изучал как крупные произведения, так и местные газеты или журналы. Природа севера, которая окружала мальчика, не могла не вдохновлять его на творчество. Именно поэтому красота родного края не раз попадала в произведения Распутина.
Семья Распутина жила довольно бедно и даже по возвращению отца с фронта испытывала некоторые финансовые трудности. Однако, несмотря на непростые времена, Валентин старательно занимался и имел в аттестате только пятерки. Окончив школу с отличием, он переезжает в Иркутск, где поступает в местный университет на факультет истории и филологии. Студенческая жизнь Распутина состояла не только из лекций и экзаменов. Он являлся корреспондентом одного из молодежных периодических изданий
Там время от времени появлялись небольшие очерки Распутина, которые привлекли внимание редактора. Именно в университетские годы Валентин начинает активно интересоваться зарубежной литературой и зачитывается романами Ремарка, Хэмингуэя и других популярных писателей
Благодаря своему упорству еще до окончания учебы в университете Распутин получил должность журналиста в одной из иркутских газет.
Несмотря на то, что Валентин всю жизнь мечтал заниматься именно написанием собственных рассказов, журналистская практика подарила молодому человеку большой опыт и уверенность в своих силах. Уже в 1962 году он перебирается в Красноярск, где пишет о таких важных событиях, как строительство железных дорог и электростанций. Первым опубликованным произведением Распутина стал рассказ, «Я забыл спросить у Алешки», который был опубликован в альманахе под названием «Ангара». После этого выходят еще несколько произведений Валентина Распутина («Василий и Василиса», «Встреча» и т.д.).
В 1967 году публикуется первое крупное прозаическое произведение писателя – повесть под названием «Деньги для Марии». Книга Валентина Распутина была оценена по достоинству многими критиками, из-за чего автор в том же году становится членом Союза писателей. С тех пор он забрасывает журналистское дело и концентрируется исключительно на написании собственных произведений.
Творчество Валентина Распутина вышло на новый уровень в 1970 году, когда была опубликована следующая повесть писателя под названием «Последний срок». Произведение тут же было переведено на множество языков и издавалось по всему миру. После этого Валентин принялся за следующее крупное произведение, которое вышло в 1976 году. Повесть «Прощание с Матёрой», которая рассказывает о небольшой деревне, раскрывает многие проблемы того времени и показывает настоящую горечь людей и их любовь к родной земле.
В 1980 годах читать Валентина Распутина работы можно было преимущественно в виде рассказов. Кроме того, писатель занимается общественной деятельностью и выступает на различных встречах и конференциях. В 2006 году происходит большая трагедия в жизни Валентина в результате авиакатастрофы погибает его дочь. Спустя шесть лет после этого события скончалась и жена Распутина — Светлана. Активную писательскую деятельность автор продолжает до 2013 года. Весной 2015 года Валентину становится плохо. Несколько дней он находился в глубокой коме, после чего 14 марта становится известно, что писатель скончался во сне.
Старуха решает умереть
Опишем дальнейшие события, их краткое содержание. «Последний срок» Распутин Валентин продолжает следующим образом. Решает умереть Анна, так и не дождавшись Татьяны, так как нечего больше делать на этом свете и ни к чему стало отодвигать смерть. Пока собрались здесь ребята, пусть проводят, похоронят, как принято у людей, чтобы потом к этой заботе уже не возвращаться. Тогда, может, приедет и Танчора… Много раз старуха думала о смерти, знала ее уже как саму себя. Они стали за последние годы подружками, часто разговаривала с ней старуха, а смерть слушала ее шепот, пристроившись в сторонке, и вздыхала понимающе. Договорились они, что ночью отойдет Анна, сначала, как все люди, уснет, чтобы открытыми глазами не пугать смерть, а та прижмется тихонечко, снимет с женщины мирской короткий сон и предоставит ей вечный покой. Так все и получилось.
Заканчивает свое произведение «Последний срок» Валентин Распутин. Краткое содержание было представлено в нашей статье. Оно не описывает детали, не дает представления о характерных особенностях произведения. Эта повесть между тем очень интересна. Рекомендуем поэтому обратиться к самому произведению, ознакомиться с ним уже в оригинале. Мы же постарались передать лишь краткое содержание. «Последний срок» (Распутин Валентин Григорьевич) — произведение, прочитав которое, вы не останетесь равнодушными.
Энциклопедическая справка
С 1949 учился в сельской школе, впечатления этих лет легли в основу широко известного рассказа «Уроки французского». Окончил историко-филологический факультет Иркутского государственного университета (1959). Работал литературным сотрудником газеты «Советская молодежь», публиковал очерки и заметки. Первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки…» опубликован в 1961 в альманахе «Ангара». С 1962 короткое время живет в Красноярске. Первая книга рассказов и очерков «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966. На Читинском семинаре молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока (1965) отмечен талант Распутина, он рекомендован в Союз писателей СССР. Большой успех у читателей получила первая повесть Распутина «Деньги для Марии». Критика отметила ее как переход Распутина от «таёжной романтики и поэтизации сильных характеров в их таинственном единстве с природой» к глубокому психологизму, который будет затем сопутствовать всему дальнейшему творчеству писателя. Распутин будет испытывать своих героев, подвергая их в каждой повести проверке совестью, деньгами, любовью к матери, верностью к дому и стране, отношением к миру и природе. Повесть «Последний срок» (1970) принесла Распутину всемирную известность. С начала 1970-х повести и рассказы Распутина выходят в многочисленных издательствах страны, переводятся на языки всех республик (ныне – «ближнего зарубежья»), выходят во многих европейских странах, в Японии, США. В 1977 за повесть «Живи и помни» Распутину присуждена Государственная премия СССР, в 1987 Государственная премия присуждена за повесть «Пожар». Распутин – член Правления Союза писателей СССР и РСФСР (с 1985), неоднократно избирался секретарём того и другого союзов, с 1994 – сопредседатель Правления Союза писателей России. В 1980-1990-е много работает в жанре публицистики, пишет очерки-размышления о судьбе заветных уголков Сибири. Его книга «Сибирь, Сибирь…» (1991), иллюстрированная снимками иркутянина Б. В. Дмитриева, стала тотчас же по выходе в свет библиографической редкостью. Избирался депутатом Верховного Совета СССР последнего созыва, был советником в Президентском совете при М. С. Горбачеве. Член редколлегий многих газет и журналов, входил в руководящие органы общественных движений, деятельность которых посвящена возрождению России. Инициатор и вдохновитель проведения в Иркутске ежегодных Дней русской духовности и культуры «Сияние России» с 1994.
Иркутск. Историко-краеведческий словарь. 2011
Жил и работал в Иркутске и Москве. 12 марта 2015 был госпитализирован, находился в коме. Умер 14 марта 2015.
Герой Социалистического Труда (1987), два ордена Ленина (1984, 1987). кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени (1981), ордена Знак Почета (1971), ордена За заслуги перед Отечеством 3-й ст. (8 марта 2007), ордена За заслуги перед Отечеством 4-й ст. (28 октября 2002). Лауреат премии имени Фёдора Достоевского (1977, 1987), премии Александра Солженицына, литературной премии имени Сергея Аксакова (2005). премии Правительства РФ (2010), Государственной премии России (2012). Почётный гражданин Иркутска (1986).
Имя Валентина Распутина присвоено Научной библиотеке ИГУ. В 2015 его имя присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа». В 2015 имя Валентина Распутина присвоено школе №12 в городе Братске, в марте 2016 на фасаде здания школы установлена мемориальная доска в честь писателя. 19 марта 2015 имя Валентина Распутина присвоено средней школе № 5 в городе Урюпинске (Волгоградская область). Журнал «Сибирь» № 357/2 (2015) полностью посвящён Валентину Распутину. 15 марта 2017 в Иркутске был открыт его музей. 26 сентября 2017 в Иркутске открыт памятник Валентину Распутину.
Биография
Валентина Распутина ещё при жизни называли классиком деревенской прозы. В первую очередь, за картины жизни простых людей, которые он описывал искренне и достоверно. Во вторую — за замечательный язык, простой, но вместе с тем высокохудожественной. О таланте Распутина отзывались с большим уважением писатели-современники, включая А. Солженицына. Его «Уроки французского» и «Живи и помни» стали ярким событием в отечественной литературе.
Распутин вырос в непростых сибирских условиях, в небогатой семье. Отчасти собственное детство он описал впоследствии в рассказе «Уроки французского». Но писатель всю жизнь любил родной край и, даже работая в Москве, часто приезжал сюда. Фактически у него было два дома: в столице и в Иркутске.
Литературный талант проявился в Валентине Григорьевиче в студенческие годы. Он начал работать в юношеской газете, а по окончании института перешёл уже во «взрослые» издания. Но к художественной прозе Распутин пришёл не сразу. В определённом смысле судьбоносным стало для него участие в литературном семинаре в Чите, где 28-летний автор познакомился с писателем В. Чивилихиным. С этого времени начался творческий расцвет писателя.
В. Распутин был известен чёткой гражданской позицией. Незадолго до распада СССР он пришёл в политику, хотя впоследствии отзывался об этом решении с горечью, признавая, что его попытку принести пользу родной стране можно было считать наивной. Так или иначе, всю сознательную жизнь после этого Валентин Григорьевич открыто заявлял о своих убеждениях, которые далеко не всегда совпадали с «генеральной линией», правившей на тот момент.
Писателя подкосили две трагедии: сперва гибель дочери Марии в авиакатастрофе в Иркутске в 2006 г., затем, в 2012 г. — смерть жены от серьёзной болезни. Валентин Григорьевич сам уже серьёзно страдал онкологическим заболеванием в это время, и последние события окончательно подорвали его здоровье. Накануне смерти он впал в кому, из которой не выходил 4 дня, и скончался, не дожив всего дня до даты своего рождения.
Валентина Распутина похоронили в Иркутске. Проститься с писателем пришли более 15000 человек, и церемония продолжалась несколько часов.
Личная жизнь
Рядом с писателем всегда была одна женщина — Светлана Ивановна. Она была дочерью писателя Ивана Молчанова-Сибирского. На протяжении многих лет она была соратницей, советницей, надежной спутницей Валентина.
В 1961 году у них родился сын Сергей, который во взрослом возрасте выбрал путь преподавателя английского языка. В 1971 году появилась дочь Мария, которая стала музыковедом, органистом, преподавателем Московской консерватории. Ее жизнь трагично оборвалась в 2006 году. Смерть дочери для родителей была большим ударом. Советский композитор Леденев написал в ее честь два произведения.
В 2012 году Светлана умерла. Валентин пережил супругу только на три года. В начале марта 2015 года он впал в кому, 14 марта его сердце остановилось навсегда. До своего дня рождения он не дожил несколько часов. Эта новость потрясла жителей всей России.
Распутина упокоили на территории иркутского Знаменского монастыря. Похоронная процессия растянулась на 15 тысяч человек. Отпевал писателя сам патриарх Кирилл. Могила была достаточно скромной: деревянный крест с фотографией и каменное надгробие.
Анализ повести «Последний срок» Распутина В.Г.
В повести — катастрофа ухода из жизни, вернее, ее ожидание, смягчена: старуха Анна действительно многое пережила, вырастила детей, она умирает в родном доме, она видит круг близких ей людей (кроме загадочно не явившейся любимой дочери Таньчоры). Да и сама смерть ее случилась как бы за кулисами: дети не дождались ее и разъехались до смерти матери. Повесть в целом порой вовсе не выглядит трагичной.
Сыновья Анны Михаил и Илья, запасшись водкой для поминок, не выдержали «простоя», затянувшегося ожидания и крепко выпили. Дочери — эгоистка Люся и простодушная Варвара — едва не поссорились из-за своей доли у постели матери: Варваре кажется, что Люся совсем не заботилась о матери, а все заботы возложила на нее и брата Михаила. Это чисто бытовые неполадки, раздоры среди своих.
Кстати, мотив ссоры даже у гроба сближает повесть
В. Распутина с рассказом А. Платонова «Третий сын» (1938). У Платонова собрались на похороны матери шестеро сыновей («громадные мужчины — в возрасте от двадцати до сорока лет») и после встречи, воспоминаний о детстве начали веселую возню, передразнивая друг друга, их охватила радость свидания. Платонов — тоже христианская душа, даже более строгая, аскетичная — сурово «окрикнул» расшалившихся детей: один из них, «третий сын», вернулся во тьму комнаты, где стоял гроб, и упал безмолвно («голова его ударилась, как чужая, о доски пола»), а другие среди ночи оделись, разбрелись по двору и заплакали, «точно мать стояла над каждым»…
У Распутина такого нажима на души нет, его печаль светла и снисходительна к слабостям детей. Старуха Анна не умеет осуждать детей, нависать над их душами, она, может быть, даже не видит их грехов. Ее заветы предельно просты, и к встрече с обителью вечной жизни она готовится, как хозяйка к празднику: она простилась с подругой, такой же старой, Миронихой, научила дочь Варвару, как следует ей оплакать мать по обычаю, «обвыть». Единственная загадка для нее: почему не приехала самая добрая, нежная, любящая дочь Татьяна (Таньчора). Что случилось? Почему душевный зов словно не дошел до нее?
Еще трагичнее, двойственнее состояние души сына Михаила (в его доме мать и жила и умирает). С одной стороны, он смутно догадывается о глубине чувств, прозрений матери, о ее великой роли и в его жизни: «Скажем, от нашей матери давно уже никакого проку, а считалось, первая ее очередь, потом наша. Вроде загораживала нас, можно было не бояться… Вроде как на голое место вышел и тебя видать…» С другой стороны, ему уже и страшно за нынешнее поколение, за своих детей: кого он защитит, загородит, если он и работу уже не чувствует (не работа пошла, а «лишь бы день оттрубить»), и безнадежно сдается в плен водке. Как и целые семьи других, «унесенных водкой», живущих не в жизни, а в деградации псевдожизни: «Жизнь теперь совсем другая, все, посчитай, переменилось, а они, эти изменения, у человека добавки потребовали… Организм отдыха потребовал. Это не я пью, это он пьет…»
Валентин Распутин объективно запечатлел ситуацию, весьма драматичную для русского человека конца XX в.: он утратил опору в незыблемой, как казалось до этого, официозной идеологии, предписанной морали, на него надвинулись новые, непонятные ему силы — власть денег, тупого волюнтаризма всяких перестроек, ломок, «затоплений», «пожаров», осветивших облик «нелюдей»… Как устоять, где взять силы, веру, сберечь себя? Или вымаливать помощи у Бога, или вносить «добавку» — в виде водки — в организм, как Михаил, т. е. медленно убивать себя?
Письмо Распутина
Распутин тесно связан с движением в послевоенной советской литературе, известным как « деревенская проза », а иногда и «деревенская проза». Начиная со времен хрущевской оттепели (оттепель) деревенскую прозу хвалили за стилистические и тематические отходы от социалистического реализма . Деревенские прозаические произведения обычно фокусировались на невзгодах советского крестьянства, поддерживали идеализированную картину традиционной деревенской жизни и прямо или косвенно критиковали официальные проекты модернизации. Роман Распутина 1979 года « Прощание с Матёрой» , в котором изображена вымышленная сибирская деревня, которую необходимо эвакуировать и расчистить, чтобы построить плотину гидроэлектростанции ниже по Ангаре , считали воплощением этого жанра. Вступительный абзац ниже является хорошим примером стиля письма Распутина (исключительного даже для деревенских прозаиков) и темы романа о природных циклах, нарушенных модернизацией:
Научно-популярные произведения Распутина содержат похожие темы, часто в поддержку соответствующих политических целей. Он подвергал особенно резкой критике крупномасштабное строительство плотин , такое как проект, затопивший его собственный родной город, и проекты управления водными ресурсами , такие как отвод сибирских рек в Среднюю Азию. Он утверждал, что эти проекты были разрушительными не только в экологическом, но и в моральном смысле.
В работе « Сибирь, Сибирь» (впервые опубликовано в 1991 году) Распутин сравнивает то, что он считает современным моральным релятивизмом, с традиционными верованиями жителей Русского Устье , которые верили в реинкарнацию . По словам Распутина, хороня своих мертвецов, поселенцы Русского Устье часто проделывали дыру в гробу , чтобы душе было легче вернуться и родиться заново; но если умерший был плохим человеком, они проткнули могилу осиновым колом, чтобы его душа никогда не вернулась в мир жизни снова. Писатель не однозначно говорит, к какой категории следует отнести души «модернизаторов»:
Некоторые критики обвиняли Распутина в идеализации деревенской жизни и скатывании в антисовременную полемику. В журнале « Вопросы литературы » продолжается дискуссия на тему «Антимодерна ли деревенская проза Валентина Распутина?»
Упоминание книг автора:
- Интересные книги на сентябрь 2015Подборки
- Книги для подростков, с которых начинается любовь к чтениюПодборки
- Книги про школуПодборки
- Книги о преподавателяхПодборки
- Школьная литература 11 классПодборки
- Исторические книги, которые стоит прочитатьПодборки
- Интересные книги на июнь 2015Подборки
- Лучшие книги российских авторовПодборки
- Книги о врачах и медицинеПодборки
- Подборка книг про мамПодборки
- Рассказы о нежных чувствахПодборки
Цитаты из книг автора
Наташа
•<p>Я смотрю ей вслед и такую чувствую в себе и в ней тревогу, загадочным выбором соединившую нас, но относящуюся ко всему, ко всему вокруг, такую я чувствую тоску и печаль, словно только теперь, полетав и посмотрев с высоты на землю, я узнал наконец истинную меру и тревоги, и печали, и тоски.</p>
Наташа
•<p>Я смотрю ей вслед и такую чувствую в себе и в ней тревогу, загадочным выбором соединившую нас, но относящуюся ко всему, ко всему вокруг, такую я чувствую тоску и печаль, словно только теперь, полетав и посмотрев с высоты на землю, я узнал наконец истинную меру и тревоги, и печали, и тоски.</p>
Пожар
•<p>Во всем, что касается только тебя, ты, разумеется, сам себе господин. В находящемся в тебе хозяйстве взыскать больше не с кого. И даже если тебе кажется, что оно зависит от многих внешних причин и начал, эти причины и начала, прежде чем влиться в таинственные и заповедные твои пределы, не минуют твоей верховной власти. Стало быть, и в этом случае спрашивать приходится только с себя.</p>
Прощание с Матерой
•<p>Человек живет на свете всего ничего. И верно, не успеешь оглянуться — жизнь прошла. Только на три дня и можно рассчитывать: вчера, сегодня, ну и, может, немножко завтра. </p>
Живи и помни
•<p>Не знаю, бывает ли у кого еще такое, но у меня нет чувства полной и нераздельной слитности с собою. Нет у меня, как положено, того ощущения, что все во мне от начала и до конца совпадает, смыкается во всех мелочах в одно целое, так что нигде не хлябает и не топорщится.</p>
•
Все рецензии
Распутин «Последний срок»: анализ произведения
На нравственную прочность испытывает деревню в своей повести Распутин («Последний срок»). Анализ произведения представлен в этой статье. Всего три дня длится здесь действие: это время, дарованное Богом умирающей деревенской старухе Анне для того, чтобы повидаться с детьми, приехавшими в родную деревню попрощаться с ослабевшей матерью перед ее смертью.
Старуха Анна, прототипом которой является родная бабушка писателя, — олицетворение народной мудрости, духовности, щедрой материнской любви. Это ключевой характер крестьянской вселенной. «У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают, как нечто само собой разумеющееся,— говорил писатель в интервью журналу «Вопросы лииературы» (1970. № 9). Факт собственной кончины деревенский человек воспринимает как естественное природное увядание. Отношение деревенского человека к смерти интересовало и Шукшина («Как помирал старик»). Герои обоих писателей «чуют» свой смертный час и торопятся без лишней суеты закончить мирские дела. И в то же время они неповторимо индивидуальны — даже у последней своей черты: старик в рассказе Шукшина представляет смерть трезво и зримо; старуха Анна по-женски поэтична, более того, иногда смерть ей кажется собственным двойником.
С образом Анны в повести связаны проблемы вечные (смерть, смысл жизни, взаимосвязь с природой, отношение отцов и детей), с образами детей — злободневные (город и деревня, нравственная сущность молодого поколения, утрата связи с землей).
Половину текста повести занимает изображение детей: они раскрываются через поступок, речь, авторские оценки. Люся — человек твердый, последовательный, но жесткий, живущий по законам разума, а не чувствa; Варвара — добра, но неумна, в ней нет душевного такта. Сын Михаил — грубиян и пьяница, но именно с ним и его женой живет мать. Бесхарактерный Илья, много поездивший по свету, так и не приобрел ни ума, ни опыта. А Таньчора, бывшая в детстве самым ласковым ребенком, не приехала вообще. Автор никак не объясняет ее поступок, рассчитывая, что читатель добрый ее оправдает, найдя для этого свои доказательства, а недобрый – осудит. Перед нами попытка применить вариативный принцип в изображении поступков персонажей, который в разной форме в своем творчестве в 70-е годы испытывали В. Распутин н А. Битов.
Автор показывает, что нравственный потенциал поколения, идущего на смену деревенским старикам, значительно ниже: уход от деревни чреват для него необратимыми последствиями. Глобальный процесс перемен захватывает и тех немногих молодых, которые остаются на селе: снижается их привязанность к земле, ответственность перед ней, ослабляются родственные связи. Это элементы того явления, которое позднее будет названо раскрестьяниванием.
Детство и юность
Будущий прозаик родился в сибирской глубинке – посёлке Усть-Уда. Тут, на таёжном берегу могучей Ангары, Валентин Распутин рос и мужал. Когда сыну исполнилось 2 года, родители переехали жить в деревню Аталанка.
Писатель Валентин Распутин
Здесь, в живописном Приангарье, расположилось родовое гнездо отца. Красота сибирской природы, увиденная Валентином в первые годы жизни, так поразила его, что стала неотъемлемой часть каждого произведения Распутина.
Мальчик рос удивительно смышлёным и пытливым. Он читал всё, что попадалось в его руки: обрывки газет, журналы, книги, которые можно было раздобыть в библиотеке или в домах односельчан.
После возвращения с фронта отца в жизни семьи, как казалось, всё наладилось. Мама работала в сберкассе, отец, герой-фронтовик, стал заведующим почтовым отделением. Беда пришла оттуда, откуда её никто не ждал.
Валентин Распутин в молодости
На пароходе у Григория Распутина украли сумку с казёнными деньгами. Заведующего судили и отправили отбывать срок на Колыму. Трое детей остались на попечении матери. Для семьи начались суровые, полуголодные годы.
Учиться Валентину Распутину пришлось в посёлке Усть-Уда, за полсотни километров от деревни, где он жил. В Аталанке имелась только начальная школа. В будущем писатель отобразил свою жизнь этого сложного периода в замечательном и удивительно правдивом рассказе «Уроки французского».
Валентин Распутин
Несмотря на трудности, парень учился хорошо. Он получил аттестат с отличием и без труда поступил в Иркутский университет, выбрав филологический факультет. Там Валентин Распутин увлёкся Ремарком, Хемингуэем и Прустом.
Студенческие годы были удивительно насыщенными и трудными. Парень старался не только блестяще учиться, но и помогать семье, маме. Он подрабатывал, где только мог. Именно тогда Распутин начал писать. Сначала это были заметки в молодёжную газету.
Комментарии
Дальше сам! Россия и «Я» человека Сатана отбирает своих. Творец — тоже!
Эдуард Наипов
вчера в 12:16
Световесть. Совесть. Самосохранение. Методологическое богословие
Александр собянинбуржец
позавчера в 00:18
Мы знаем, где мозги у Эрдогана
А Сидороввалуа
1 октября в 10:27
Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г.
Владимир
30 сентября в 14:30
Половоe воспитание, дневники советских девушек и сборище уродов
А Сидороввалуа
30 сентября в 07:53
Сир, вы будете принимать ликование России ?
А Сидороввалуа
27 сентября в 23:30
Инстинкты против личной жизни
Olga Gorr
27 сентября в 19:05
М.В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога «Восстановление смыслов», август 2021 г., ч. 2
Ксения Кошелева
26 сентября в 20:07
Страна обломовых
Емеля
25 сентября в 20:32
«Балансирование, поддерживающее стабилизец»
Емеля
22 сентября в 08:20
Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры
Александр собянинбуржец
21 сентября в 14:13
Глобализация и Образ будущего
Александр собянинбуржец
21 сентября в 02:07
Денежная радиация и Русский Дух
Иван Груздев
18 сентября в 18:17
Чьё оно – Овертоново окно?
Александр Вершинин
18 сентября в 08:20
COVID-19 и Вакцинация — что это?
А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25
Почему столицу переносят в Сибирь?
Alexander53
14 сентября в 17:07
Не проспать Восход: Атака разумных от народа
Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39
Мода — 2021
Александр Вершинин
10 сентября в 05:13
Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!
А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58
Зазнобин Владимир Михайлович. Биография
vodjanitsa
4 сентября в 21:57
Имущественные права ограбляемых
А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42
Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина
Валерий Вагин
2 сентября в 08:58
Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии
Александр Вершинин
2 сентября в 03:26
Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского
Alexander53
28 августа в 21:39
Расия, Расия, Расия …
Алексей Михайлович
25 августа в 22:28
Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон
Емеля
23 августа в 08:57
Научные зарубежные исследования о вакцинации
Александр
20 августа в 06:47
Надо ли жалеть Авериных?
Александр Ильченко
19 августа в 16:32
«Мир пошёл под нож?
Емеля
18 августа в 13:25
Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей
Емеля
16 августа в 19:32
О том, почему люди не могут жить по-человечески
Алексей Михайлович
9 августа в 23:43
Общественно-политическая деятельность
С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу, занимал последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечное письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18 января 1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение сорока трёх «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна».
2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:
Был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.
В 1989—1990 — народный депутат СССР.
Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР впервые высказал предложение о выходе России из СССР:
Впоследствии утверждал, что в нём «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения».
В 1990—1991 — член Президентского совета СССР при Горбачёве. Комментируя в позднейшей беседе этот эпизод его жизни, писатель считал работу в совете безрезультативной и сожалел о согласии в нём участвовать.
В декабре 1991 года был одним из тех, кто поддержал обращение к Президенту СССР и Верховному Совету СССР с предложением о созыве чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР.
В 1996 году был одним из инициаторов открытия Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Иркутске.
В Иркутске содействовал изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь».
В 2007 году выступил в поддержку Геннадия Зюганова. Являлся сторонником КПРФ.
С почтением относился к исторической роли Сталина и к его восприятию в общественном сознании. С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)
30 июля высказался в поддержку уголовного преследования известной феминистской панк-группы Pussy Riot; вместе с Валерием Хатюшиным, Владимиром Крупиным, Константином Скворцовым опубликовал заявление под названием «Молчать не позволяет совесть». В нём он не только ратовал за уголовное преследование, но и весьма критически отозвался о письме деятелей культуры и искусства написанном в конце июня, назвав их соучастниками «грязного ритуального преступления».
6 марта 2014 года подписал обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и президенту Российской Федерации Путину, в котором выразил поддержку действиям России в отношении Крыма и Украины.