Правда и проза войны. судьбы писателей-фронтовиков

По дорогам Смоленщины

В 1943 году, после окончания девятого класса, Борис Васильев ушёл добровольцем на фронт в составе истребительного комсомольского батальона и был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года, потом был лагерь для перемещённых лиц, откуда по личной просьбе был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулемётную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжёлой контузией был доставлен в госпиталь. После окончания в 1946 году инженерного факультета работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Известность и популярность писателю принесла повесть «А зори здесь тихие…», опубликованная в 1969 году (журнал «Юность, №8). В 1971 году повесть была поставлена режиссёром Юрием Любимовым на сцене Театра на Таганке, а затем в 1972 году экранизирована режиссёром Станиславом Ростоцким. Почему так называется повесть и что этим хотел писатель подчеркнуть?

Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц. Максимальное раскрытие возможностей человека в своём деле, которое вместе с тем и одновременно является народным делом, — таков смысл обобщения, извлекаемого нами из истории страшной и неравной борьбы, в которой победили раненный в руку Васков и погибшие все до одной его девушки, которым ещё только предстояло узнать радость любви, материнства.

Назвав так повесть, Б.Васильев хотел подчеркнуть, что война никак не вяжется с окружающей природой, с этими прекрасными девушками, что смысл их существования совсем иной, а не война, и что зори должны быть только тихими.

Повесть о настоящем человеке, Борис Полевой

«Повесть о настоящем человеке» – это рассказ об удивительном советском летчике Алексее Маресьеве. При попытке совершить вынужденную посадку он упал с 30 метров в лес, оказавшись без связи и с поврежденными ногами вдали от людей.

Целых 18 суток раненный Маресьев пробирался через леса и болота, пока его не подобрали деревенские жители. Он слишком поздно попал в больницу и мог умереть, но в итоге остался жив, но без ступней ног: обе ступни пришлось ампутировать. Это могло бы сломить любого, но Маресьев справился и даже вернулся на фронт, пилотируя бомбардировщик с протезами.

Всего этот Герой Советского Союза совершил 86 боевых вылетов и сбил 10 вражеских самолётов, причём 7 – после того, как стал инвалидом.

Борис Полевой брал интервью у Маресьева, когда тот обрел популярность на фронте, и спустя 3 года, в 1946 году за 19 дней с нуля написал свой роман, в правдивость которого трудно поверить, но это факт.

Заметки на полях

Победа Советского Союза никак не даёт покоя либералам-западникам. Так, в «Комсомольской правде» 7 июля 2014 года под общим заголовком «Тайны государственного архива» было опубликовано интервью с директором этого архива доктором исторических наук Сергеем Мироненко, который, отвечая на вопросы корреспондента, бессовестно осмеял подвиг двадцати восьми героев-панфиловцев – защитников столицы, назвав его мифом, утверждая, «что не было никаких героически павших героев-панфиловцев». Подвиг панфиловцев, по Мироненко, это «исторические придумки советской власти», и этим «несуществующим идолам» не стоит поклоняться.

3 августа того же года атака Мироненко на память панфиловцев продолжилась с новой силой. Теперь уже в интервью такой «дружественной» России радиостанции, как Радио «Свобода». В этом интервью глава ГА РФ пафосно снова назвал подвиг панфиловцев фантастикой «придуманной в угоду правителям».

А вот тут возникает вопрос: зачем в нынешнее, весьма тревожное время, когда над Россией сгущаются тучи и угроза глобального военного противостояния кажется весьма вероятной, зачем в это время господину Мироненко понадобилось сокрушать в душах наших людей всеобщую святыню, великий подвиг во имя Родины?

Отрицанием подвига героев-панфиловцев нас хотят убедить: не тешьте себя надеждой: вы не великий народ, подвиги ваших отцов, дедов, прадедов — даже не миф, фальсификация. В заключение одна весьма характерная фраза господина Мироненко в интервью Радио «Свобода». Но она не о панфиловцах. «Хранитель народной памяти» рассуждает об одной из самых презренных фигур в русской истории: о генерале Власове.

Власов, — рассуждает Мироненко, — ненавидел советскую власть, считал, что колхозы — это ужас, Сталин — это ужас. Он пошёл по своему пути.

То есть, подвиг панфиловцев — это фальсификация, а действия Власова — не предательство, а «свой путь»?..

Ну что ж, у каждого свои герои и свой путь: у одних — это путь панфиловцев, отдавших свою жизнь за Родину на разъезде Дубосеково, у других — предателя Власова, закончившего на виселице в Лефортово.

16 марта 2016 года «господин» Мироненко уволен с должности.

В чём состоит значение эпохи, в которой они жили?

В нынешнем нашем обществе угнетенные американскими «ценностями» человеки погрузились в гороскопы, в детективную беллетристику, в страшилки, в «культурную» пошлятину, в сектантство, наслаждаются зрелищами насилий, показательного секса, гейпарадов, тысячных толп нудистов, конкурсов обжор и злобно, оскорбительно насмехаются над человеколюбивым советским прошлым, козыряя призрачными «свободой слова» и «независимостью».

А ведь то была эпоха, в которой высокое жизненное дело с необыкновенной силой увлекало людей, вызывало чувство взволнованности, окрыляло. Этому способствовали все виды искусства, литература и средства массовой информации.

Этот роман о событиях в годы войны на Украине. Почему нынешняя власть пытается очернить подвиг молодогвардейцев?

В нынешние бесчестные времена на Украине творчество и имя А.Фадеева как автора этой книги стремятся предать забвению, а если возникает необходимость обратиться к событиям, связанным с романом «Молодая гвардия», то его поминают злым громким словом. Почему? За что? А всё потому, что у бурно расплодившимся в условиях «демократии» клеветников и невежд нет совести. Так и хочется крикнуть: «Украина! Одумайся!»

Художественные особенности

Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями, от которых советскую интеллигенцию не уберегла ни одна женевская конвенция. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.

О чём повествует роман?

В основу романа легли реальные патриотические дела Краснодонской подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». Роман воспевает борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В образах Олега Кошевого, Сергея Тюленина, Любови Шевцовой, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова и др. молодогвардейцев писатель воплотил светлый социалистический идеал. Он хотел рассказать, что освободительная борьба велась не только на фронтах войны, что те, кто оказался на оккупированной фашистами территории, продолжали борьбу и в подполье. Этот роман о комсомольцах, которые, несмотря на свой юный возраст, не побоялись противостоять нацистским захватчикам.

Вариант 2

Великая Отечественная война нашла широкое отражение в литературе. Он ней писали и те, кто непосредственно воевал, и послевоенное поколение. Писали не только прозу, но и стихи. Писатели и поэты уезжали на фронт военными корреспондентами  и центральных, и районных газет. Многие из них пали смертью храбрых, так как не щадили себя и лезли в самое пекло, чтобы правдиво отражать события.

Мне больше всего нравится стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Это своего рода наказ солдата любимой женщине. Если он будет знать, что его ждут, ему и воевать будет легче. Есть в стихотворении такая строка «… ожиданием своим ты спасла меня…» и ещё «…просто ты умела ждать, как никто другой».

Поэма в стихах Александра Твардовского «Василий Тёркин» — это по сути собирательный образ русского солдата. Практичного, смекалистого, рукастого, храброго. Вот, например, как автор пишет про переправу через реку. Отправили Тёркина сообщить, что «взвод на левом берегу жив-здоров на зло врагу …просит огонька туда подбросить…» Поскольку дело было зимой, и чтобы Тёркин не окоченел, его стали растирать спиртом. Тёрли, тёрли, вдруг он просит выпить, «…изнутри согреться мне, чтоб не всё на кожу тратить». Выпил рюмку, согрелся и доложил обстановку. Сработала крестьянская смекалка.

Эти произведения публиковались в военных газетах, их вырезали, бережно хранили в карманах гимнастёрок и планшетах, переписывали друг у друга.

Ольга Бергольц и её «Ленинградская поэма» про осаждённый, но не покорённый Ленинград. Про «дорогу жизни», по которой вывозили из осаждённого города детей, стариков, раненных красноармейцев, а в город везли продовольствие. «…Дорогой жизни шёл к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим, ещё не знают на земле страшней и радостней дороги…»

Про битву за Ленинград  Александром Чаковским  написан роман-эпопея под названием «Блокада». Про Сталинградскую битву Юрием Бондаревым был написан роман «Горячий снег». Эти оба произведения экранизированы.

Про оборону Москвы Константин Симонов написал роман «Живые и мёртвые». Вторая книга называется «Солдатами не рождаются». Третья книга — «Последнее лето».

Про Великую Отечественную войну писали Юлия Друнина и Муса Джалиль.

Борис Васильев «А зори здесь тихие», «Аты-баты, шли солдаты», « В списках не значится». В романе « А зори здесь тихие» рассказывается о девушках-зенитчицах, которые защищали небо в Карелии. Обычная жизнь прервалась тогда, когда одна из них случайно обнаружила в лесу двух фашистских диверсантов. Правда, потом их оказалось около двадцати. Пять девушек и старшина отправились вслед за ними, чтобы их уничтожить. Все пятеро пали смертью храбрых. Старшина всё-таки выполнил поставленную задачу. А в сводках Совинформбюро была только одна строка «… проходили бои местного значения». И ни слова про подвиг девушек.

После войны старшина и выросший сын одной из погибших девушек в этих местах на большом валуне установили памятную доску с именами девушек.

Это только малая часть произведений о Великой Отечественной войне. Их написано гораздо больше.

Публицистика

Выдающиеся публицисты военного времени: А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»), М. Шолохов («На Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»), И. Эренбург («Выстоять!»), Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»). Все это статьи, опубликованные в тех газетах, которые солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки. Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую ценность. Например, статьи Бориса Васильева, призывающие к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Его журналистские материалы о войне отличаются здравой оценкой и максимально возможной объективностью.

Основные публицистические жанры военного времени:

  1. статьи
  2. очерки
  3. фельетоны
  4. воззвания
  5. письма
  6. листовки

Самые известные публицисты:

  1. Алексей Толстой
  2. Михаил Шолохов
  3. Всеволод Вишневский
  4. Николай Тихонов
  5. Илья Эренбург
  6. Мариетта Шагинян

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

Юлия Друнина

Нет, это не заслуга, а удачаСтать девушке солдатом на войне.Когда б сложилась жизнь моя иначе,Как в День Победы стыдно было б мне!

В первые же дни войны шестнадцатилетняя Юлия Друнина (прибавив к возрасту в документах год) пришла в военкомат с просьбой отправить её на фронт. Так она попала в госпиталь при Обществе Красного Креста, а после — в санитарное управление 2-го Белорусского фронта.

В 1943 году Друнину ранило осколком снаряда, но, не поняв серьёзности раны, девушка просто перебинтовала шею и продолжила спасать чужие жизни. Очнулась она уже в госпитале, где и написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

После ранения санинструктора Друнину комиссовали домой, где она попыталась поступить в Литературный институт. Строгая комиссия девушку не приняла, поэтому отважная поэтесса решила вернуться на фронт. Вместе с артиллерийским полком 3-го Прибалтийского фронта она освобождала Псковскую область и Прибалтику, а в ноябре 1944 года после тяжёлой контузии была окончательно комиссована. На этот раз настойчивая девушка-санинструктор решила не обивать пороги приёмной комиссии, а просто начала посещать лекции Литературного института. Её первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году, затем были «Тревога», «Ты рядом», «Мой друг», «Страна — юность», «Окопная звезда» и многие другие книги, которыми зачитывались в Советском Союзе.

Друнина умерла по собственной воле в 1991 году, так и не смирившись с развалом СССР. Закрывшись в гараже, она отравилась выхлопными газами автомобиля.

Семен Петрович Гудзенко

Этот украинский поэт родился в Киеве в 1922 году. Он был сыном инженера и учительницы. В 1939 году уехал в Москву и поступил в вуз.

Сразу после объявления войны отправился на фронт добровольцем. В 1942 году получил тяжелое ранение, после выздоровления стал работать корреспондентом в газете «Суворовский натиск». В 1945 году получил орден Отечественной войны второй степени. Получил ордена Красной звезды, медаль «За оборону Москвы». Самые известные произведения поэта: «Однополчане», «Битва», «Закарпатские стихи», «Дальний гарнизон». «Поездка в Туву». 

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут — поют,а перед этим можно плакать.Ведь самый страшный час в бою —час ожидания атаки.Снег минами изрыт вокруги почернел от пыли минной.Разрыв — и умирает друг.И значит — смерть проходит мимо.Сейчас настанет мой черед,За мной одним идет охота.Будь проклят сорок первый год —ты, вмерзшая в снега пехота.Мне кажется, что я магнит,что я притягиваю мины.Разрыв — и лейтенант хрипит.И смерть опять проходит мимо.Но мы уже не в силах ждать.И нас ведет через траншеиокоченевшая вражда,штыком дырявящая шеи.Бой был короткий. А потомглушили водку ледяную,и выковыривал ножомиз-под ногтей я кровь чужую.

Почему роман так называется?

Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших её сил. Умирают герои «Горячего снега» — санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый ездовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов и многие другие… И во всех этих смертях виновата война.

В романе выражено понимание смерти — как нарушение высшей справедливости и гармонии.

Ю.Бондарев написал много произведений на военную тематику, значительное место в его творческой биографии занимают работы в кино — созданы киносценарии по многим собственным произведениям «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина», «Берег», сценарий киноэпопеи «Освобождение» (1970 — 1972 годы). Какова основная красная нить произведений писателя?

Вот что говорит Ю.Бондарев:

Мне хотелось бы, чтобы мои читатели узнали в моих книгах не только о нашей действительности, о современном мире, но и о самих себе. Это главное, когда человек узнаёт в книге нечто ему родное, то, через что он проходил, или то, через что он хочет пройти.

У меня есть письма от читателей. Молодые люди сообщают: после моих книг они стали военными, офицерами, выбрали себе этот жизненный путь. Это очень дорого, когда книга воздействует на психологию, значит, её герои вошли в нашу жизнь. Война — это ой-ё-ёй, это не колесико по асфальту катать! Но кто-то же всё равно захотел подражать моим героям. Это мне очень дорого и не имеет отношения к нехорошему чувству самодовольства. Это — другое. Значит, ты недаром работал! Ты недаром воевал, бился в совершенно нечеловеческих условиях, недаром прошёл через этот огонь, остался жив… Я заплатил войне легкой данью — тремя ранениями. Но другие-то заплатили жизнью! Будем же помнить об этом. Всегда.

Военный путь

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».

Произведения о Великой Отечественной войне

«Красное вино победы»

«Шопен, соната номер два»

«Усвятские шлемоносцы»

Пикуль Валентин Саввич (1928 – 1990)

Военный путь

Зиму 1941-1942 года, самое страшное время блокады, Валентин Саввич с матерью прожили в Ленинграде. Эвакуироваться из осаждённого города удалось только по «Дороге жизни». Семью эвакуировали в Архангельск, отец Пикуля в это время уже воевал в рядах морской пехоты. Валентин Саввич, несмотря на юный возраст, не захотел отсиживаться в тылу. Из Архангельска юноша бежал на Соловки, в школу юнг. В 1943 году Пикуль закончил учёбу и был направлен на эскадренный миноносец «Грозный» Северного флота. Корабль сопровождал конвои, доставлявшие в Мурманск и Архангельск продукты, вооружение, технику из стран-союзников.

На корабле Пикуль пробыл до конца войны — дослужился до командира боевого поста, а затем стал штурманским электриком. К моменту капитуляции Германии Валентину было 17 лет. 

Произведения о Великой Отечественной войне

«Океанский патруль»

«Реквием каравану PQ-17»

«Мальчики с бантиками»

«Барбаросса»

Военный путь

Доброволец истребительного батальона, окончил школу снайперов под Москвой. В 1942 окончил училище зенитной артиллерии в Уфе, с января 1943 командир взвода 23-й зенитно-артиллерийской дивизии. Затем литсотрудник газеты 57-й армии. После войны работал редактором Воениздата, оставаясь в рядах Советской Армии. Уволен из армии в 1950 году в звании майора.

Произведения о Великой Отечественной войне

«Брестская крепость»

«Рассказы о неизвестных героях»

Послесловие

Мы рассказали о некоторых писателях-фронтовиках, назвали их произведения, повествующие о тех страшных, выпавших на нашу страну, испытаниях.

Да, слова писателей на войне и о войне трудно переоценить. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Составитель: В. Сучкова, гл. библиограф ЦБ

Александр Петрович Межиров

Этот русский поэт родился в 1923 году в Подмосковье. Его отец был экономистом, а мать преподавала немецкий язык.

С первых дней войны отправился защищать Родину. Участвовал в боях на Ленинградском фронте. Был в составе первого батальона стрелкового полка 189 стрелковой дивизии. В 1943 году получил контузию, после этого был демобилизован.

Литература становится его призванием в юношеском возрасте. Но лучшими считаются его послевоенные произведения, в частности, сборник стихотворений «Дорога далека». Поэт был награжден Государственной премией СССР, а также премией Важа Пшавелы. В 1994 году в Белом доме ему вручил награду Билл Клинтон.

Поэтические сборники поэта, изданные при его жизни:

  • Возвращение;
  • Подкова;
  • Ветровое стекло;
  • Ладожский лед.

В 1992 году эмигрировал в США, в штат Орегон, потом переехал в Нью-Йорк. Александр Петрович был родственником скульптора Эрнста Неизвестного. 

Борис Васильев

«Мы стали солдатами… Говорю „мы“ не потому, что хочу урвать кроху вашей воинской славы, знакомые и незнакомые ровесники мои. Вы спасали меня, когда я метался в Смоленском и Ярцевском окружениях летом сорок первого, воевали за меня, когда я скитался по полковым школам, маршевым ротам и формировкам, дали мне возможность учиться в бронетанковой академии, когда ещё не был освобождён Смоленск… Война… во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И ещё — особый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня».

Когда началась война, Борису Васильеву едва исполнилось 17 лет, но это не отменило его взрослого решения отправиться на фронт. Юноша записался добровольцем в состав истребительного комсомольского батальона и уже 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Впереди были кавалерийская и пулемётная полковые школы, служба в воздушно-десантном полку, учёба в Военной академии и не одно свидание со смертью: в 1941 дважды оказывался в окружении, а в 1943 попал на минную растяжку.

Лишь в 1954 году Васильев уволился из армии с единственной целью: посвятить свою жизнь литературе. Но писательская судьба ветерана войны поначалу складывалась неудачно. Он написал пьесу «Танкисты», в которой рассказал о сложных взаимоотношениях между теми, кто победил фашизм, и молодыми лейтенантами, пришедшими в армию после Победы, но текст и спектакль по нему запретили, так как разглядели «поклёп на победоносную Советскую армию».

На какое-то время Васильев разуверился в себе и даже перестал писать прозу, зарабатывая на жизнь сценариями для КВН. Однако всё изменилось в 1969 году, когда журнал «Юность» опубликовал его повесть о женщинах на войне «А зори здесь тихие…». И это было только начало, тему войны и судьбы поколения, для которого она стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях и рассказах «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Великолепная шестёрка», «Вы чьё, старичьё?». А сам утверждал: «Война — это грязь и вонь от трупов, взрывов и газов. Ничего там героического нет. Поэтому я ничего героического о войне и не писал. Никогда».

Писатель-фронтовик скончался в Москве на девяностом году жизни 11 марта 2013 года.

А зори здесь тихие…Борис Васильев

Ещё одна книга Бориса Васильева, на этот раз 1969 года. Главными героями романа «А зори здесь тихие…» выступают девушки-зенитчицы и их командир, которые преследуют группу немецких солдат. Немцев – 16 человек, наших – всего пятеро (одну из девушек командир отправил за помощью)

Используя хитрость, отважно вступая в неравные схватки и неся потери, советским воинам все же удаётся одержать победу, но какой ценой…

По мотивам романа было снято несколько фильмов, но самым известным является культовая советская военная драма с одноименным названием, которую срежиссировал Станислав Ростоцкий в 1972 году.

Юрий Бондарев

«В сорок пятом году я верил, что всё изменится после войны, что весь мир и вся жизнь будет сплошным праздником. В сорок шестом и сорок девятом я этого уже не думал».

Беззаботная юность десятиклассника Юрия Бондарева закончилась летом 1941 года, когда он вместе с тысячами москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Вслед за старшими товарищами юноша рвался на фронт, но перед этим ему предстояло получить военную профессию. Так будущий писатель оказался в далёком Актюбинске в пехотном училище, что позволило ему стать командиром миномётного расчёта.

Бондареву «посчастливилось» попасть в самое пекло: в Сталинград, где он был контужен, получил лёгкое обморожение и ранение. Но на этом его служба не закончилась: писатель-фронтовик участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, дошёл до Польши и Чехословакии. Бондарев не раз говорил, что выжил на войне лишь чудом: «Были случаи, когда, что называется, смотрел смерти в глаза. Однажды снаряд прямо-таки ввинтился в бруствер прямо передо мной, но почему-то не взорвался. В голове промелькнуло: „Господи, спаси и сохрани!“ И уцелел».

После Победы Бондарев пошёл учиться в Литературный институт им. Горького, где его наставником стал признанный писатель Константин Паустовский. Ещё через несколько лет и сам ветеран стал сочинять литературные шедевры, в которых описывал «маленьких великих людей» на войне: «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина».

Сегодня Бондареву 93 года, он много работает и очень редко выступает на публике.

Виктор Астафьев

«….О войне писать трудно… Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье и сон… Трудно писать о войне, хотя во мне „моя война“ идёт и идёт своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».

Война Виктора Астафьева началась осенью 1942 года, когда 17-летний мальчишка добровольцем ушёл в армию, хотя имел полное право «отсидеться» (у него как у железнодорожника была бронь).

Астафьев воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, был шофёром, артиллеристом, разведчиком, связистом (не штабным телефонистом, а солдатом, готовым в любой момент броситься под пули, чтобы восстановить повреждённую линию).

На войне Астафьев получил несколько тяжёлых ранений, за что пришлось расплачиваться всю жизнь: после Победы по состоянию здоровья он так и не смог вернуться к профессии, подрабатывал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, вахтёром. Однако самым печальным в биографии автора таких известных произведений, как «Прокляты и убиты», «Последний поклон», «Царь-рыба», были последние годы. За приверженность к Западу, которую некоторые критики рассмотрели в произведениях Астафьева, ветерана бросили на произвол судьбы, хотя ему требовалось дорогостоящее лечение за границей.

После продолжительной болезни писатель-фронтовик скончался в родной деревне Овсянки в возрасте 77 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector