Смерть дочери, алкоголизм, измены и депрессии: как сложились судьбы актёров фильма «ирония судьбы, или с лёгким паром»?

Любовь Добржанская

Мать Жени Лукашина, которую сыграла Любовь Добржанская, моментально запала в сердца отечественных зрителей. Женщина была замужем трижды, и во всех браках смерть забирала любимых. Первого мужа арестовали по политический статье, мужчина не выдержав, повесился в камере. Второй супруг скончался от продолжительной болезни. Третьего — разбил инфаркт. Актриса так и не познала радость материнства. 


Любовь Добржанская. Фото: kp.ua

Роль в культовой кинокартине Эльдара Рязанова стала для женщины заключительной. Последние годы жизни Добржанской были тяжелыми: у актрисы развилась деменция — она потеряла память и способность узнавать знакомых. Любовь Ивановна Добржанская ушла из жизни в ноябре 1980 года.

Барбара Брыльска


Роль Нади исполнила Барбара Брыльска. Фото: кадр из фильма

Барбара Брыльска — полячка с горячим темпераментом. Мало, кто знает, что актрисе было тяжело играть в сценах с Юрием Яковлевым. Такие мужчине актрисе не нравились. Она просила снимать сцены с ним побыстрее и наотрез отказалась поцеловать артиста в одной из сцен. Рязанову пришлось снимать поцелуй со спины, а актёры в это время лишь тесно прижимались друг к другу. Так же из-за иностранного акцента Барбару Брыльски пришлось озвучивать советской актрисе Валентине Талызиной.

Новогодняя кинокартина была по-разному воспринята окружением актрисы. Российские коллеги завидовали Брыльски,  на родине женщину и её звёздную роль не поняли, а западные режиссёры и вовсе перестали звать Барбару в кино.

Проблемы ждали звезду не только в карьере, но и в личной жизни. С первым супругом девушка рассталась из-за недостатка внимания, со вторым из-за ветрености избранника, а с третьим женихом по причине непринятия Барбары свекровью. Последнее расставание далось актрисе с трудом. Возлюбленного звали Слободан Дмитриевич и Брыльска до сих пор называет его любовью всей своей жизни. 

С третьим официальным супругом гинекологом Людвигом Космалем артистка прожила вместе 18 лет. В браке родилось два ребёнка — дочь Барбара и сын Людвиг. Когда Брыльска-младшая прославилась и стала популярна не меньше, чем знаменитая мама — случилась трагедия. Дочь актрисы разбилась в аварии со своим бойфрендом. Барбара тяжело переживала утрату любимой дочери и даже хотела покончить с собой. Выйти из депрессии ей помог супруг.


Барбара Брыльска. Фото: kp.ru

Сейчас Барбара Брыльска старается жить моментом, она живёт на скромную пенсию недалеко от Варшавы, занимается спортом и любит готовить русские блюда. 

«Ирония судьбы или с легким паром» могут признать наследием ЮНЕСКО

Салат оливье, советская лента «Ирония судьбы» и посещение бани 31 декабря могут стать наследием ЮНЕСКО. С такой идеей выступил депутат Госдумы Виктор Зубарев. Он предложил внести российские традиции празднования Нового года в список нематериального культурного наследия человечества.

По мнению депутата, именно Новый год, который в России отмечают 1 января с 1700 года, вобрал в себя лучшие черты праздника, роднящего людей. Депутат предлагает включить в список ЮНЕСКО традиции нескольких категорий. В первую очередь — «гастрономические бренды» России: салаты оливье, селедка под шубой и мимоза, заливное и холодец, «Советское шампанское».

Кроме этого, наследием предлагается признать массовое проведение детских утренников и елок с 20 декабря по 8 января и семейный просмотр или фоновое присутствие на телеэкранах 31 декабря художественного фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975).

Помимо этого, признать наследием предлагается массовые гулянья, катания на санках, игры в снежки в новогоднюю ночь, бенгальские огни и празднование Старого Нового года в ночь на 14 января.

Не забыл депутат про домашние традиции вырезания бумажных снежинок, закручивание лент серпантина и украшение окон, и даже посещение русской бани накануне Нового года и загадывание желания в момент, пока бьют куранты на Спасской башне.

Хочется чуда

Человеку свойственно ждать чуда. Всегда, при любых обстоятельствах и несмотря ни на что. Так уж мы устроены, что где-то в глубине души у нас обязательно живет надежда на счастливый случай. На некий поворот судьбы, который сразу и вдруг разрешит все наши проблемы и горести, которые мы год за годом никак не можем решить сами.

Понятно, что для христианина такая надежда обращена не к абстрактной судьбе, а к Подателю всяческих благ. Поэтому, наверное, и появился в европейской литературе жанр святочного рассказа. В этих рассказах не было вероучительных наставлений, и даже события, сначала казавшиеся читателю мистическими, в финале вдруг раскрывались как самые обыкновенные, имеющие вполне обыденное разъяснение. Но эта внешняя их обыденность всегда содержала в себе два важных условия, без которых святочный рассказ был попросту невозможен: это  привязка всей истории к Рождеству и любовь к ближнему. Именно ею движимы герои рассказа, совершающие те самые, вроде бы самые обычные, поступки. В таком стремлении уподобиться Христу накануне праздника Его пришествия в наш мир и заключается главный мистический смысл этого жанра. Самым древним его прототипом, наверное, можно считать историю из жития святителя Николая, который тайно подбрасывал деньги в дом обнищавшего отца трех дочерей. Не случайно именно этот святой под именем Санта Клауса стал символом европейских рождественских праздников.

В святочном рассказе повествование начинается с, казалось бы, безвыходной ситуации, в которой оказывается герой. Он глубоко несчастен, и не может найти выход из жизненного тупика. Вот тут и начинает действовать Провидение, чудесным образом направляя события так, что случайный прохожий забирает к себе в дом замерзающего сироту, несчастный влюбленный, думающий о самоубийстве, вдруг получает долгожданное письмо от возлюбленной, а к тоскующему одинокому старику внезапно приезжает целая толпа детей и внуков с подарками и угощением

В этой незатейливой фабуле «бытового чуда» содержалось важное напоминание: наша жизнь — не игра слепого случая, не набор бессмысленных событий, следующих одно за другим, в ней есть Божественный план, который осуществляется даже в тягостных обстоятельствах нашей жизни. И такие чудеса происходят с нами ежедневно, просто в Рождественские дни проще бывает увидеть за обыденными событиями любовь и заботу Бога о каждом из нас

Традиция святочного рассказа была прервана революцией 1917 года. Даже сам календарь способствовал этому разрыву: после введения государством европейского летоисчисления Новый год вдруг оказался на неделю раньше православного Рождества, подменил его собой, лишив традиционный зимний праздник христианского содержания. А за празднование Рождества могли и арестовать. Даже простая ёлочка подверглась репрессиям: новая власть запретила и Рождественское деревце.

Правда, несколько позже зимние праздники в советской стране опять стали походить на дореволюционные. Но теперь они уже напрочь были лишены какого-либо христианского содержания. Рождественская ель стала новогодней, Вифлеемскую звезду на ней заменила красная пятиконечная, а место Санта Клауса занял фольк­лорный Дед Мороз. Но неизбывную жажду чуда вытравить из советских людей так и не удалось. Поэтому святочные рассказы странным образом сумели пробраться и в русское искусство эпохи государственного атеизма. И, конечно же, одной из самых известных и любимых в народе историй подобного рода оказался фильм «Ирония судьбы».

Сюжет[править]

А дома́ — близнецы,
На одно лицо.

— Андрей Фрейдин

Жил-был в Москве простой советский доктор, хирург Евгений Михайлович Лукашин (Андрей Мягков). И были у него мама, Марина Дмитриевна Лукашина (Любовь Добржанская), и невеста Галя (Ольга Науменко). И были у него друзья Павлик, Мишка и Саша (Александр Ширвиндт, Георгий Бурков и Александр Белявский) — «каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Ну это давно повелось». Но случилось, что друзья перебрали. Женя и Павлик просто вырубились, а Мишка и Саша помнили, что кто-то из них должен лететь в Ленинград. Уже в аэропорту с помощью пьяной логики они пришли к выводу, что летит Женя (хотя на самом деле в Ленинград нужно было Павлику), которого и посадили в самолёт — а Лукашин по пьяни не заметил ни перелёта, ни пешего пути из самолёта в ленинградский аэровокзал. Несколько придя в себя в аэропортовом кресле, он дошёл до такси, назвал свой адрес (3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12), приехал в знакомый дом, открыл квартиру своим ключом и уснул среди знакомой мебели.

Через некоторое время его бесцеремонно разбудила настоящая хозяйка квартиры — учительница русского языка и литературы Надежда Васильевна Шевелёва (Барбара Брыльска, озвучивала Валентина Талызина). Они поругались, но после предъявления паспорта с пропиской по этому же адресу (!) (только в другом городе, ага) она смирилась с тем, что какое-то время незнакомый человек будет присутствовать в её жизни.

А потом влюбилась в него. И дала от ворот поворот своему жениху, Ипполиту Георгиевичу (Юрий Яковлев). И веселилась в компании двух подруг и коллег — Тани (Лия Ахеджакова) и Вали (Валентина Талызина). Невзирая на ревность Ипполита, который обиделся и ушёл.

Во второй серии Ипполит вернулся, подрался с Женей, Надя выгнала обоих, Женя вернулся за портфелем с «ценным веником», полетел в Москву… Ага, опять оставив портфель. И Надя, поняв, что это судьба, отправилась за ним. С веником.

Кроме пьянки и любви, а также мультипликационной заставки, в которой высмеивается однотипная застройка (автор — известный советский карикатурист — Виталий Песков), в фильме есть ещё пара пассажиров самолёта: раздражённый персонаж Рязанова, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин, и депрессивный пассажир из Красноярска (Готлиб Ронинсон). И много культовых песен на музыку Микаэла Таривердиева:

  • Со мною вот что происходит (слова Евгения Евтушенко, исп. Сергей Никитин)
  • Никого не будет в доме (Борис Пастернак — Никитин)
  • По улице моей (Белла Ахмадулина — Алла Пугачёва)
  • На Тихорецкую состав отправится (Михаил Львовский — Алла Пугачёва)
  • Если у вас нету тёти

    Таривердиев считал стихотворение «Песня о собаке» простоватым и никак не хотел писать музыку. Уговорили, и не зря.

    (Ария московского гостя) (Александр Аронов — Никитин)

  • Мне нравится (Марина Цветаева — Пугачёва)
  • Я спросил у ясеня (Владимир Киршон — Никитин)
  • У зеркала (Цветаева — Пугачёва)
  • Баллада о прокуренном вагоне (Александр Кочетков — Мягков и Талызина).

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Как распознать в себе гордыню?
01.10.21 10:24

Цитаты[править]

  • В былые времена, когда человек попадал в незнакомый город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все было чужое: чужие дома, чужие улицы, чужая жизнь. Зато теперь совсем другое дело. Человек попадает в незнакомый город, но чувствует себя в нем, как дома. До какой нелепости доходили наши предки. Они мучились над каждым архитектурным проектом. А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», где можно посмотреть типовой художественный фильм. (Голос за кадром)
  • Значит, Галечка сейчас в Москве, а я на полу в Ленинграде!! (ещё не до конца протрезвевший Женя)
  •  — Руку сломаешь! — Ничего, сам сломаю, сам и починю. (Ипполит и Женя дерутся. Женя знает приёмы самбо, и к тому же он врач.)
  • Потрите мне спинку, пожалуйста! (Ипполит. При этом он — в подбитом мехом пальто, под душем.)
  • Какая гадость эта ваша заливная рыба! (Ипполит. Однако задолго до этого всё равно ел её

    Реплику придумал Яковлев.

     — очевидно, чтобы не огорчать Надю, все остальные блюда которой к тому же приготовлены хорошо.)

  • Пить надо меньше, надо меньше пить, надо меньше пить, пить надо меньше, пить меньше надо… (Женя. Это он мучительно протрезвевает на морозе.)
  • Да, я хирург. Мне часто приходится делать людям больно, чтобы потом им жилось хорошо. (Он же)
  • Вчера Женя пошёл в баню… — В баню. Девушка, в какую баню?! У него в квартире есть ванная. (Галя уверена, что Надя несёт чушь)

Диалоги Нади и Жениправить

 — А все-таки у нас с Вами самые замечательные профессии, самые нужные!

 — Судя по зарплате — нет.

 — А я, признаться, ненавижу готовить. Правда с моими лоботрясами и лодырями времени все равно нет.

 — Вы их воспитываете, да?
 — Да. Я их, они меня. Я пытаюсь учить их думать. Хоть самую малость. И иметь обо всём своё собственное суждение.
<…>
 — А чему они учат вас?
 — Наверно, тому же самому.

 — Вы знаете, Наденька, а я представитель самой консервативной профессии.

 — Да? Мы можем с вами посоревноваться.
 — Нет, я серьёзно. У нас иметь собственное мнение особенно трудно. А вдруг оно ошибочное? Ошибки врачей дорого обходятся людям.
 — Да… Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счёте они обходятся людям не менее дорого.

Легендарная новогодняя «Ирония судьбы или с легким паром», википедия

В первый день далекого 1976 года зрители впервые увидели ленту, которая сейчас является главной традицией русского нового года. Аудитория первого показа оценивается в 100 миллионов зрителей.  7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам зрителей. До 1978 года, согласно Фёдору Раззакову, фильм «по ТВ посмотрели порядка 250 миллионов человек». Фильм в сокращённом виде шёл  в кинотеатрах и в таком виде его посмотрели около 7 миллионов зрителей.

Интересные факты

  • В титрах, открывающих фильм, допущена опечатка: в слове «исключительно» пропущена буква «Л» (во фразе «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь»).
  • В начале фильма в исполнении Сергея Никитина звучит песня на стихотворение Евгения Евтушенко «Со мною вот что происходит», которое уже появлялось на телеэкранах (в снятом четырьмя годами ранее телефильме «Холодно — горячо»), но без музыки.
  • В Москве с 1958 года существовала 3-я улица Строителей, но в 1963 году её переименовали — теперь это улица Марии Ульяновой, а дом 25 по этой улице — хрущёвская панельная пятиэтажка, на которой была установлена табличка о фильме в виде портфеля с веником. Пятиэтажка была снесена в 2015 году, но табличка была сохранена бывшими жильцами. В Ленинграде 3-й улицы Строителей не существовало никогда, зато c 1955 по 1962 год существовали сразу две улицы Строителей, одна — в промзоне Красногвардейского района; ныне эта улица носит название Бокситогорская, вторая — в Кировском районе, ныне — улица Маринеско. В 2016 году в рамках строительства второй очереди космодрома Восточный в ЗАТО Циолковский появилась 3-я улица Строителей, как увековечивание памяти Эльдара Рязанова (1-й и 2-й улицы Строителей в городе нет).
  • В начале фильма Женя и Галя в разговоре несколько раз упоминают Катаняна, который приглашал их к себе встречать Новый год. Василий Катанян — это человек, совместно с которым в 1950-е годы Рязанов снимал документальные фильмы. Эта фамилия упоминается также в других фильмах Рязанова — «Забытая мелодия для флейты», «Вокзал для двоих» и «Привет, дуралеи!».
  • В одном из эпизодов фильма по телевизору идёт фильм «Соломенная шляпка».На экране видна Людмила Гурченко, которую Эльдар Рязанов снимал во многих своих фильмах. В этом же эпизоде вместе с Людмилой Гурченко можно увидеть и Андрея Миронова, который пробовался на роль Жени, но не был утверждён. При этом известно, что премьера фильма состоялась в субботу 4 января 1975 года.
  • Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей — раздражённого пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.

Награды

  • 1976 год — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» признана по опросу журнала «Советский экран» лучшим фильмом года.
  • 1976 год — Андрей Мягков признан лучшим актёром СССР по опросу журнала «Советский экран».
  • 1976 год — Алле Пугачёвой был полностью посвящён отборочный выпуск Всесоюзного телевизионного фестиваля «Песня-76» от 25 сентября 1976 года, где она исполнила 4 песни из кинофильма:
    • «На Тихорецкую»,
    • «Мне нравится»,
    • «По улице моей»,
    • «У зеркала».
  • 1977 год — Государственная премия СССР. Награждены: режиссёр Эльдар Рязанов и исполнители главных ролей (Андрей Мягков и Барбара Брыльска); композитор Микаэл Таривердиев; оператор Владимир Нахабцев; автор сценария Эмиль Брагинский.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector