Причины принятия христианства на руси

Причина 1: Его бабушка Ольга приняла христианство

Будущего правителя в Киеве предположительно воспитывал его дядя, воевода Добрыня. Несмотря на то, что он жил при княжеском дворе Ольги, его долго обзывали «робибич» (сын служанки).

Ольга в 955 году приняла христианство в Константинополе. При крещении ей было дано имя Елена. Она стала первой крещенной правительницей Руси. Очевидно, религиозное мировоззрение княгини наложило отпечаток на воспитание Владимира.

Княгиня Ольга — первая правительница Руси, принявшая крещение. Бабушка князя Владимира

В 969 году князь Святослав, отец Владимира, разделил свои владения между братьями Владимира. Ярополку отдал Киев, а Олегу — Древлянскую землю. В это же время новгородцы приехали просить князя для своих земель. По совету Добрыни, князем новгородцев стал несовершеннолетний Владимир.

В 972 году отец князя погиб. В 977 году между старшими братьями Владимира начались междоусобные войны, в которых погиб Олег. Владимир, испугавшись подобной участи, сбежал. Предположительно, в Скандинавию или Прибалтику. Через некоторое время он вернулся в Новгород и одержал победу в войне со своим братом. В 978 году Владимир стал править в Киеве.

Князь Владимир — правитель Киевской Руси

До крещения Руси на ее территории главенствовало язычество или многобожие. Язычество тесно связано с поклонением природным силам. Богом Солнца был Ярило, богом огня — Сварог, богом войны — Перун. Традиционным для язычников было жертвоприношение во имя богов. Иногда в жертву приносили людей.

Придя к киевскому престолу, Владимир не сразу принял христианство. Этому предшествовали его попытки укрепить язычество. Он установил статуи главных языческих богов на главных площадях Киева и Новгорода, куда могли приходить все жители, чтобы отдать хвалу богам. Были установлены идолы Перуна — бога войны, Стрибога — бога вехра, Даждьбога — сына бога огня, Мокоши — богини женского рукоделия.

Причины

На Руси в X веке протекало несколько исторических процессов. Одним из них — был переход от политеизма к монотеизму: от язычества к христианству, как мы сейчас уже знаем. Этот процесс шел в рамках другого процесса — образования государственности. И можно смело утверждать, что христианизация Руси — была одной из предпосылок образования государственности.

Почему же обязательно нужен был переход от язычества к Христианству? Неужели на базе язычества оно не могло существовать?  Ведь были же Древняя Греция, Римская империя…. Эти империи существовали на основе язычества — и ничего!

В чем были причины принятия Христианства? Вот они по пунктам:

  • Во-первых, язычество способствовало децентрализации государственной власти. Ядром этой децентрализации были языческие волхвы, которые непосредственно влияли на местных князей. Народ в древности в гораздо большей степени зависел от веры в божеств: нужно было как-то гарантировать хорошие урожаи, или хорошее поголовье скота, или благополучный исход сражения. Недостаток в знаниях восполнялся верой. И волхвы были тут как тут.
  • Во-вторых, каждое славянское племя верило в своего какого-то главного языческого бога. Новгородцы -, например, верили больше в Перуна, а дреговичи какого-нибудь бога болот. Это также децентрализовало власть и могло способствовать неподчинению власти киевского князя. Поэтому было стремление подчинить все эти племена в религиозном плане Киеву. На самом деле это ведь и произошло в ходе первой религиозной реформы Владимира Святого. Он попытался в 980 году учредить единый киевский пантеон богов. И никто из славянских племен не подчинился этому нововведению. Провал первой религиозной реформы и доказал такое положение вещей.
  • В-третьих, новая княжеская централизованная власть нуждалась в унифицированной и стройной религиозной системе. Один бог, один князь, одна церковь.
  • В-четвертых, все государства, окружавшие Древнюю Русь уже стали монотеистическими. Все поняли неиссякаемый потенциал монотеистической религиозной системы в подчинении населения. Например, монотеистическая религия обращается к населению с помощью писанного слова. А значит будет развиваться письменность — на то время — революционный канал пропаганды. А как вы думаете, почему большевики, как пришли к власти ввели обязательное общее образование? Одна из причин — научить людей читать, чтобы глаголом жечь их сердца. Так-то!
  • В-пятых, языческие государства — считались варварами. Слову князя-варвара нельзя доверять, ведь у нас с ним разные боги. А если бог один, то понятно, что и оснований для доверия больше.
  • В-шестых — личные мотивы Владимира. Он ведь был язычником, да еще братоубийцей. Плюс наложниц у него было немеряно. Вероятно, он задумался о том, как ему дальше жить. 
  • В-седьмых — почему было принято именно восточное Христианство (разделение на Православие и Католичество будет только в XI веке)? Дело в том, что с Византией были давние военные и торговые связи. Плюс бабушка Владимира — княгиня Ольга — создала прецедент — лично приняла Христианство в Византии, да еще ее крестным отцом стали император Константин Багрянородный. 

В заключении привожу табличку-схему причин:

Кстати, если хотите подготовиться к реальному ЕГЭ по истории на максимальные баллы, то рекомендую наши курсы подготовки. Узнать больше=>>

Поделиться в соц. сетях

Положительные последствия принятия христианства

Для начала кратко о специфике выбора — крещение началось еще в Римской, но окончилось уже в Православной церкви. Избрание именно православия после раскола было определено близостью и прочностью контактов с Византией.

Итак, какие же плюсы принесла смена религии:

  • Как и любая монотеистическая и строгая религия, христианство имело унифицированные обрядовые ритуалы. Это, в свою очередь, за счет практической идентичности на всей территории, обеспечило сплочение населения.
  • Соответственно, по образцу европейской христианизации, заметно вырос процент грамотной аристократии и мещанства, что повлекло за собой ряд других плюсов:
    • Ввиду схожести церковно-славянского и используемого в повседневности видов языка, получилось обеспечить еще один фактор, способствующий объединению вокруг Киева — собственно, единый язык.
    • Универсальность языковых норм повлекла за собой рост не только церковной, но и мирской культуры. Интересный факт — из более чем тысячи берестяных грамот, найденных в Великом Новгороде, только 4 имеют условное отношение к религии.
  • Единый язык наряду с идентичными обрядами и ритуалами, подкрепленные единым богом, обеспечили значительное укрепление “чувства родства” в гражданах Руси. Фактически, именно это сплочение позволит в дальнейшем пережить иго Золотой Орды и нападение рыцарских орденов балтийских стран.
  • Повышение защищенности жителей городов и окрестностей. Церкви, как правило, строились более надежными — каменными или полукаменными, что обеспечивало как их лучшую устойчивость к воздействию огня, так и давало некую надежду на то, что нападающие не рискнут ее тронуть — из страха перед своим, в случае междоусобиц, или чужим богом, если речь идет о нападении извне.
  • Наконец, непосредственное укрепление и централизация власти в руках киевского князя до начала дробления Руси и монголо-татарского нашествия.

Предпосылки принятия Русью христианства

Кризис родового строя восточных славян создал ряд предпосылок для переформатирования духовного и социально-политического пространства древнерусской цивилизации

Категория предпосылок Сущностное содержание
Духовные Переворот духовного сознания в среде восточных славян, связанный со становлением высокого уровня государственности в Киевской Руси.
Социальные Необходимость подведения общего фундамента под социально-культурное единство религиозно разобщённых племён восточных славян.
Политические Усиление роли молодого восточнославянского государства на международной политической арене средневековой Европы.
Экономические Развитие торговых и технологических связей с более развитыми странами.

Причины крещения Руси

Прежде чем приступить к описанию самого события, нужно сказать о них. В основе принятого князем Владимиром судьбоносного решения, предопределившего историческое и культурное развитие России на многие века вперед, лежали весьма глубокие причины.

К концу 10 века Киевская Русь была государством, где развивались феодальные отношения. Киевский князь еще не обладал достаточно прочной властью, он мог удерживать ее исключительно с помощью военной силы.

По мере укрепления княжеской власти все более ощущалась необходимость в создании централизованного государства. Объединению племен в единый этнос в числе прочего препятствовала и пестрота верований. Первую попытку создать общегосударственную религию предпринял Владимир Святославович.

После того как он победил своих противников и утвердился на великокняжеском престоле, он приказал идолы главнейших славянских божеств установить в Киеве. Во главе пантеона находился Перун. Его деревянная статуя имела серебряную голову и золотой ус. Богам приносились жертвы, среди которых якобы были и человеческие.

Однако, несмотря на официальное установление общей религии, союз славянских племен продолжал распадаться. И Владимир хорошо осознавал, что необходима новая, более мощная религия.

Вот ряд предпосылок для крещения Руси.

  1. Необходимо было объединять страну и вводить общегосударственную идеологию.
  2. Окружавшие Древнюю Русь сильные соседи уже выбрали государственную религию.
  3. Следовало повышать авторитет Киевской Руси, чтобы выделить ее среди других «варварских» народов.
  4. Требовалось установить более тесные и прочные контакты с христианскими государствами.

Почему Владимир обратился именно к византийской вере? Этот выбор был не случайным. Вкратце о причинах можно сказать следующее:

  1. Среди славян постепенно увеличивалось число людей, принявших христианство. В 944 году князь Игорь заключил с Константинополем мирный договор, в котором есть упоминание о «русских христианах» и тех, кто «принял крещение».
  2. Как уже было сказано выше, в 957 году его бабка, княгиня Ольга уже приняла крещение.
  3. В христианскую веру перешли многие люди из ближайшего княжеского окружения.
  4. Византия оказывала огромное культурное влияние на Русь.
  5. Киев с Константинополем связывали давние дипломатические и торговые связи.
  6. Тесное взаимодействие с могущественной державой могло содействовать укреплению власти великого князя и авторитета Руси.

Таким образом, не возможность употребления вина, как это хотят представить некоторые противники России, а серьезные исторические предпосылки повлияли на решение князя Владимира.

§ 5. Владимир Святославич. Принятие христианства.

Задание 1.

Заполните пропуски в таблице «Начало правления Владимира Святославича».

Дата Событие Результат
980*—1015 годы Правление князя Владимира в Киеве Расширение и укрепление Киевской Руси, крещение, административные и экономические преобразования, создание «засечной» линии
981—982 годы Поход на вятичей Обложение данью
981 год Война с польским королем за города Червень и Перемышль Присоединение Червенской Руси (Галиция)
984 год Поход на радимичей Дало возможность объединить северные и южные регионы Руси
985 год Поход на волжских булгар Заключение выгодного для Руси мира.

Примечание. По уточненным данным Владимир Святославич правил с 978 года, так как помимо указания точной даты 11 июня 978 года, в летописях упоминается о 37 годах правления, что также указывает на 978 год.

Задание 2.

Заполните пропуски в схеме «Причины принятия Русью христианства».

Причины принятия Русью христианства
Внутриполитические Международные
— Стремление сплотить все восточнославянские племена и укрепить власть киевского князя — Оправдание социального неравенства — Необходимость разрушения родовых обычаев — Стремление поднять авторитет власти убеждением ее божественного происхождения — Брак с сестрой виз. императоров поднимал авторитет князя, но налагал обязательства принятия христианства — Наличие влиятельной православной общины (в т.ч. в окружении князя) — Деятельность православных миссионеров — Прочные экономические и культурные связи с Византией — Византия на тот момент являлась центром цивилизации, самым развитым и могущественным государством — Необходимость приобщения Руси к общеевропейской политике, духовным и культурным ценностям — Стремление укрепить международный авторитет Руси

Нажми, чтобы увеличить

Задание 3.

Отметьте причины принятия Русью византийского (православного) варианта христианства. 1) Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. 2) Византийский император силой навязал Руси свою религию. 3) Византийская принцесса Анна уговорила Владимира крестить Русь. 4) Византийская церковь способствовала укреплению княжеской власти. 5) Часть жителей Руси приняла византийский вариант христианства еще во вре-мена княгини Ольги. 6) Византия была одной из самых могущественных и процветающих держав.

Задание 4.

Заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси».

Политические Принятие христианства способствовало завершению процесса формирования древнерусской народности, создавало основу государственности. Иерархия церкви служила образцом, способствовала укреплению светской власти и придавала статус княжеской власти утверждением ее богоизбранности, отвергая социальные протесты и насилие против власти.
Международные Позволило Древнерусскому государству встать в общий ряд христианских государств Европы, придерживающихся общепризнанных правил и норм поведения. Способствовало устранению изоляции Руси. Усилило международные связи (в т.ч. династические).
Нравственные Утверждались морально-этические ценности и нормы христианства. Церковь провозглашала милосердие, заботу о нищих и беспомощных. Христианская мораль и вмешательство церкви серьезно влияли на семейные отношения.
Духовные Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи.

Задание 5.

Проведите собственное историческое исследование по теме «Монастыри в Древней Руси». Составьте универсальный план содержания, по которому можно создать реферат на эту тему.

Универсальный план содержания реферата на тему «Монастыри в Древней Руси»: а) появление и создание монастырей в Древней Руси; б) различие архитектурных форм и стилей; в) принципы устройства и основы хозяйства монастырей в Древней Руси; г) роль монастырей в жизни Древней Руси; д) значение монастырей в истории и культуре.

Задайте свой вопрос и получите ответ.

Так ли велика роль христианизации на Руси?

Сложно переоценить значение принятия христианства на Руси. Ведь именно христианство сыграло большую роль в становлении того государства, которое сейчас занимает одну седьмую часть всей суши земного шара.

Кратко о значении христианизации:

  1. Возможность повышения авторитета Киевской Руси на международной арене.
  2. С установлением христианских порядков в Древнерусском государстве постепенно изживали себя жертвоприношения и противоречащие канонам церкви ритуалы и обряды.
  3. Непосредственное усвоение культурного наследия более развитого государства — Византии, массовое проникновение письменности на Русь.
  4. Вступление Киевской Руси в один ряд с монотеистическими государствами Европы.
  5. Облегчение объединения земель, завоевания близлежащих территорий.

Все это в той или иной степени говорит нам о том, что Владимир, за заслуги по части принятия христианства прозванный Равноапостольным, сделал правильный выбор, обзаведясь мощным союзником и укрепив власть в государстве.

Процесс принятия христианства

Владимиру помогли неурядицы 986 году. В Византийской империи. Император Василий III попросил помощи у князя Владимира, взамен на согласие крещения по «сценарию Киева». Владимир должен был получить в жёны сестру самого императора и значительную каноническую самостоятельность церкви. Однако после усмирения мятежников в Византии, император стал затягивать исполнение обещаний.

Князь Владимир вынужденно совершил поход на Корсунь. Василий III вынужден был исполнить обещанные условия. Владимир и его дружина приняли крещение ещё в Корсуни. По возвращении в Киев он провёл вторую реформу религии. По его приказанию киевляне в 988 г. окунулись в воды Днепра, а священники – греки совершили над ними обрядовые действия.

На распутье

В каком веке приняли христианство на Руси? Известно, что это произошло в Х веке, но последовательность событий остается до конца не выясненной. После продолжительной междоусобной борьбы на киевский престол в 980 году взошел Владимир (внук княгини Ольги), при котором Русское государство сумело значительно раскинуть свои границы и укрепить южные рубежи. В попытках объединить разобщенные земли князь хотел создать в стольном граде единый пантеон почитаемых богов, но не возымел в этом успеха. По прошествии некоторого времени на Руси было принято христианство как основная государственная религия.

К началу правления Владимира семена христианского учения уже имели свои всходы на территории государства. При этом князь все еще отдавал предпочтение языческим богам, хотя вполне осознавал все недостатки веры предков. Последующий провал религиозной реформы подтолкнул его к поискам новой религии, могущей заменить язычество и основательно укрепить государственную власть. Решение было продиктовано еще и тем, что все державы, окружавшие Русь, уже имели такие религии.

Согласно летописным сказаниям, к киевскому правителю явились посланники трех монотеистических верований: ислама, иудаизма и христианства. Последнее из них было особенно хорошо известно в Киеве по причине частых связей с Константинополем. Собрав бояр и старцев, Владимир держал с ними совет в выборе новой веры для государства. По их рекомендации он отправил в разные страны своих людей, чтобы выяснить, какая вера лучше всего подойдет русичам. В итоге предпочтение было отдано греческой вере.

Причины принятия новой религии

Тем не менее отдельные представители знати, которые принимали христианство, и остальное население с их языческими верованиями не могли образовать крепкого государства с единой религией. Владимир продолжил начинания Ольги и стал тем князем, кто крестил Русь в 988 году.

Однако принятие христианства было не единственным способом осуществления задуманного. Князю предстояло сделать серьёзный выбор, в связи с чем было проведено так называемое испытание вер, во время которого Владимир рассмотрел следующие варианты.

  1. Волжскими булгарами был предложен ислам, но Владимир отверг его из-за необходимости соблюдать запрет на спиртные напитки, который никак не мог быть добровольно принят народом.
  2. Тогда на хитрость пошли немцы, заявив, что приняв католицизм, можно будет есть и пить вволю, но князь отказался и от их предложения, поскольку богослужения требовалось вести на латинском языке.
  3. Затем к князю явились хазары, проповедовавшие иудаизм, но отсутствие у них собственной земли заставило Владимира отказаться и от этого варианта.
  4. Наилучшее впечатление на Владимира произвёл византиец, рассказавший ему о христианской вере. Но сомнения всё ещё не оставляли князя, и он продолжал советоваться с ближайшими подданными.

Чтобы, наконец, выбрать религию, было принято решение побывать на богослужении у мусульман и христиан. Выполнившие поручение князя посланники были в восторге от обрядов Константинопольской церкви, что и позволило Владимиру сделать окончательный выбор в пользу христианства.

Таким образом, на принятие окончательно решения повлияло сразу множество факторов. Причины принятия христианства на Руси по пунктам выглядят следующим образом.

  • Успешное проведение внутренней политики могло быть обеспечено только при идейном объединении разрозненных городов Руси в единое государство. Для этой цели лучше подходила вера в одного Бога, чем поклонения различным и многочисленным языческим идолам.
  • Эффективность внешней политики при торговых и культурных отношениях с Византией и другими христианскими государствами увеличивалась, поскольку Русь могла считаться равной им страной.
  • Византийская церковь тесно взаимодействовала со светской властью, но не была выше её, как это принято в католицизме. Перенимание подобной модели устройства позволяло осуществлять контроль над деятельностью митрополии.
  • Христианство наиболее удачно соответствовало менталитету русского народа по сравнению с другими вероисповеданиями. К тому же у него уже появились первые приверженцы, а, значит, оно не являлось совсем новой и незнакомой религией. Богослужения можно было проводить на родном языке, и всё это значительно облегчало нововведения.

Принятие христианства на тот момент было наиболее выгодным выбором как для развития самой Древней Руси, так и для помогающей ей во введении религии Византии.

Процесс крещения

Вернувшись в Киев, Владимир заставил принять крещение своих сыновей и приближенных к нему людей. Затем все остальные жители приняли христианство в водах Днепра. При этом князь прочитал молитву, образец которой сохранился в древних летописях.

На территории русских земель христианство насаждалось силой. Многие не хотели креститься. Были места, где оказывалось яростное сопротивление. В итоге этот процесс растянулся на длительное время.

И все же христианство постепенно стало основной религией на Руси. В этих условиях языческие сторонники стали действовать скрытно, продолжая молиться своим богам. В дальнейшем для облегчения ситуации некоторые языческие праздники были объединены с христианскими.

Варианты выбора

Хоть разделение ветвей христианства произошло только в 1054 году, уже в те времена существовала возможность описать различия между православием и католичеством. Обе веры имели свои плюсы и минусы, которые представлены в таблице.

Расхождение Православие Католичество
Обряды Причащение велось хлебом и вином Вином могло причащаться только духовенство, а все остальные делали это кружками из теста, которые носили название облатки
Язык Любой Латынь
Отношения между церковью и государством Шло подчинение духовенства государственной власти Главой духовенства и всего политического мира являлся Римский папа

Социально-политическое развитие Киевской Руси во второй половине X века

Придя к власти, князь Владимир Святославович зафиксировал новое объединение Киева и Новгорода. Весь торговый маршрут из «варяг в греки», от Ладоги до устья Днепра находился под его полным контролем. Древляне основательно усмирили, но из повиновения вышли радимичи и вятичи, понадобилось три года, что бы вновь подчинить Киеву непокорные племена.

Князь Владимир всемерно укреплял государственный аппарат и решил многолетнюю проблему защиты русских рубежей от печенежских набегов. Достижение высокого уровня могущества государства требовало широкого признания международным сообществом того времени. Наступил своего рода переломный момент, который определил дальнейшую судьбу Древней Руси.

Крещение Руси

Христианизация далеко не всегда протекала гладко. С X века сохранилось множество свидетельств насильственного внедрения новой веры в народные массы.

Склонить славянские племена к православию князь Владимир поручил своим воеводам, среди которых особым доверием пользовался дядя князя, Добрыня. Да-да, тот самый Добрыня Никитич, хорошо известный нам по былинам и сказаниям. «Крестил Добрыня мечом, а Путятя огнем» — эти слова весьма точно описывают процесс насильственной христианизации населения. Показательные казни язычников, отрицавших новую веру, и породили эту поговорку.

Но у сопротивления крещению есть своя подоплека: с приходом на славянские земли Церкви на крестьянские подворья и хозяйства налагался новый налог – церковная десятина. Одна десятая часть от полученной прибыли, от собранного урожая или приплода скота должна была отдаваться в пользу церковников. Многие историки полагают, что десятина стала одним из основных «камней преткновения» в процессе христианизации.

Однако сопротивление процесс внедрения христианства встречал далеко не везде. Благодаря исконной веротерпимости и миролюбию славян, а также из-за долгого соседства с христианскими проповедниками, которых Византия охотно отправляла на славянские земли, во множестве мест массовое крещение проходило достаточно мирно. Конечно, если бы на активное содействие центральной власти, не силовой нажим князя Владимира, то христианизация Руси растянулась бы, вероятно, на столетия. Русская Церковь с момента своего появления всегда опиралась на центральную власть, полагаясь на мощь государства, взамен оказывая содействие его интересам.

Принятие решения

После изучения православной веры ее принятие произошло не сразу. Этому предшествовали серьезные события. Владимир желал ослабления Византии. С этой целью его войска осадили Херсонес и быстро захватили его.

Оттуда в Константинополь было послано сообщение с требованием отдать в жены князю сестру императора Анну. Оно было выполнено, поскольку Византия не хотела вступать в конфликт с Киевской Русью.

При этом в ответ было выставлено условие: Киевская Русь должна принять христианство. Нельзя было назвать такое предложение невыгодным. Каков бы ни был предварительный план у Владимира, решение было принято в пользу православия.

Синтез язычества и христианства

Древнерусский летописец («Повесть временных лет») в своих трудах сообщает, что русичи лишь формально стали христианами, в действительности они жили, как «поганые». В государстве полным ходом царило двоеверие. Поклонение Иисусу отчетливо походило на поклонение Перуну, Богородица сменила богинь Рожаниц в роли женского божества плодородия, за Георгием Победоносцем прослеживалось божество солнца Хорс и так далее. Церковь, приноравливаясь к существующим реалиям, стала связывать праздники языческих богов с культами христианских святых: день Купалы обратился днем Иоанна Крестителя, праздник Перуна заменился днем Ильи Пророка, языческий праздник урожая наложился на празднование Успения Богородицы. Сохранился и чисто языческий по своей природе праздник – Масленица. В итоге полученный синтез привел к формированию самобытной религии – русскому православию.

Христианство на Руси, каким было оно в XI-XII веках, хорошо прослеживается в похоронных обрядах. В захоронениях археологи находят соответствующую символику веры (кресты и образки), но наряду с этим умершему подкладывали и пищу, считающуюся необходимой в загробном мире. Стоит также упомянуть, что традиционные поминальные обеды после похорон, поминки по усопшим и поминальный родительский день являются ничем иным, как отголосками языческих верований о душе и потусторонней жизни.

Таким образом, мировоззрение древнерусского общества вплоть до XV века продолжало определять язычество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector