Преображенский храм в иваново
Содержание:
- К святому дню. Храм Вознесения на Вокзальной площади открылся
- Расписание богослужений в Преображенском храме обновляется каждую неделю
- LiveInternetLiveInternet
- Архитектурные особенности и внутренне убранство храма
- Семья крепостных из Иваново
- История собора
- История Введенской церкви
- Архитектура храма Преображения в Иваново
- Гибель уникального памятника старины
- История
К святому дню. Храм Вознесения на Вокзальной площади открылся
Его строили больше 10 лет. И вот сегодня, в православный праздник, в нем состоялась первая божественная литургия. Храм Вознесения Господня на Вокзальной площади. Одно из самых спорных православных мест в городе. Пропустить
Первый камень будущей церкви был заложен в 2008-м. Потребовалось 3 года, чтобы оформить разрешение на строительство. А потом еще 7 лет, чтобы построить здание. Возводился храм на пожертвования. Но именно это потом стало поводом для уголовного преследования. В 2011-м строительство пришлось приостановить.
Отец Амвросий, архимандритСвято-Введенского женского монастыря г.Иваново:«В это время все силы ада обрушились. Обвинили нас, что мы сами у себя украли 26 миллионов. Это покаянный храм. Многие люди смогут через некоторое время придти сюда на службу и покаяться» Храм Вознесения стал прообразам разрушенной в советские годы одноименной церкви. Ее создателем в 19 веке был архитектор Тон — тот самый, который спроектировал Храм Христа Спасителя в Москве. Сейчас цели восстановить храм в прежнем облике не ставилось.
Виктор Алмаев,Заслуженный архитекторРоссии, гл. архитектор проекта храмаВознесения:«Цель была поставить храм монументальный, чтобы он действительно держал эту площадь. Поэтому он немножко устремленный ввысь. Это еще можно назвать храм-памятник, что ли. Память о тех снесенных храмах, которые были снесены всоветскоевремя в городе Иваново» Построить здесь храм было в первую очередь градостроительным решением. Нужен исток для площади. Потом это удобно и функционально, объясняет архитектор. Рядом — супермаркет. Гостям города можно и отовариться, и помолиться. Сейчас практически полностью завершен фасад здания. Вид храма крепкий. Напоминает фигуру воина. Но внутри еще много работы.
Отец Елеазар, иеродиакон Свято-Введенского женского монастыря г. Иваново:«Выстроено здание, поставлены купола, есть основной колокол. Кровля. Оштукатурен, побелен храм снаружи. Теперь внутри мы ведем отделочные работы. Вот как вы видите, верхняя часть уже оштукатурена побелена. Теперь планируем, что в этом году закончим оштукатуривать все здание храма изнутри» Но пока в здании с сырой отделкой провели первую литургию. Звон колокола, молитвы в честь святого праздника Вознесения, проповедь и причастие. Тоже первое в этих стенах.
Екатерина:«Ощущения потрясающие! Здесь есть благодать Божия. Так случилось, что мы ходили в больницу и не успели в храм Введения на причастие. И Бог так устроил, что мы попали в храм Вознесения. Поэтому все, что ни делается — все к лучшему»Екатерина:Все-таки праздник Вознесения. И этот храм Вознесения Господня. И первый раз захотелось посмотреть какой храм. Как здесь все устроено. И очень хорошо все. Вот эта высота, наверное, даст пению звучание» На открытие храма приехали даже гости из Москвы. Ветераны УМВД России. Настоятель собора Вознесения Господня, отец Амвросий — духовник в центральном аппарате полиции страны.
Геннадий Шахов, председатель совета ветеранов управления общественных связей УМВД России:«Стоят еще леса, ведутся строительные работы. Но! Алтарь готов. Ведется служба. Чувствуется вдохновение людей» Вместе с крестом рост храма — около 64-х метров. По высоте он уступает лишь собору Серафима Саровского в Московском микрорайоне. Зато есть своя изюминка. В будущем это будет не только священное, но и туристическое место. Пятиглавый храм Вознесения имеет свою смотровую площадку. Отсюда открывается вид на город. Жители и гости смогут посмотреть на Иваново с высоты птичьего полета.
Наталья Сергеева, Виктор Иванов, программа «Губерния»
Расписание богослужений в Преображенском храме обновляется каждую неделю
В храме ежедневно проводятся церковные службы.
- Утреннее богослужение: в 7.00 — Таинство Исповеди, в 7.40 — часы и Божественная Литургия. В воскресение проходят две Божественные Литургии: в 7.00 и в 9.00;
- Вечернее богослужение: в 17.00.
Таинство Крещения совершается в храме ежедневно. В субботу: с 9.00 и с 16.00, в воскресенье: с 10.00 и с 16.00. По просьбе прихожан совершается также индивидуальное крещение.
В Преображенском соборе отмечают престольные праздники:
- Преображение Господне — 6/19 августа;
- Казанской иконы Пресвятой Богородицы — 8/21 июля, 22 октября/4 ноября;
- Святого Николая Чудотворца — 9/22 мая, 6/19 декабря.
LiveInternetLiveInternet
Преображенский собор в Иваново местные жители называют Белая церковь. Собор был заложен в 1889 году и построен за четыре года по проекту архитектора из Москвы А.С. Каминского на средства местного фабриканта М.Н. Гарелина. Торжественное освящение церкви состоялось в августе 1893 года. Преображенский собор в Иваново сооружен из кирпича в русском стиле. Интересно, что резной золоченый иконостас в стиле барокко установленный в Преображенском соборе был привезен в 1956 году из села Сараево Фурмановского района, принадлежавшего в ХVIII веке А.В. Суворову. Территория Белой церкви в Иваново, на которой кроме храма сохранилось еще несколько служебных построек, обнесена оградой с красивыми воротами. …закладка храма состоялась 27 августа 1889г…. В конце XIХ века получает распространение новый вариант «русского» стиля, сторонники которого пытались подражать архитектуре ХVII века. Этот период воспринимался как время наивысшего проявления русского художественного гения, как подъём и становление русского московского стиля, отличающегося богатством отделки. Наследие древнерусского зодчества ХVII века, развитие которого было насильно прервано реформами Петра I, считалось основным источником для нового творчества. Своей задачей зодчие считали возрождение допетровской архитектуры. Интересным памятником этого периода является Преображенская церковь. Закладка храма состоялась 27 августа 1889 г. Строилась церковь в течение четырёх лет на средства фабриканта М.Н.Гарелина и была торжественно освящена 24 августа 1893 года. Проект церкви разработал известный московский архитектор Александр Степанович Каминский. Фасады основного объёма храма завершены кокошниками, а углы — шатровыми башенками. Венчается храм восьмериком с пятью главами на высоких гранёных барабанах. Пышные наличники и карнизы, двухъярусные кокошники и другие архитектурные детали придают зданию нарядный облик. С западной стороны к храму примыкает высокая шатровая колокольня, где первоначально размещались 12 колоколов. Три входа в храм выделены шатровыми крыльцами. Многие детали отделки церкви заимствованы из зодчества конца ХVII века. Неподалёку от главного входа в храм выстроили двухэтажный кирпичный дом причта. В центральной части храма был установлен трёхъярусный, а в приделах преподобномученика Никона и Иверской иконы Божьей Матери — двухъярусные иконостасы, выполненные по рисункам Александра Степановича Каминского. Иконы для них написал московский художник Я.И.Ручкин. Кроме того, из домашней молельни Гарелиных в храм перенесли несколько старинных, богато украшенных икон. Настенную живопись в храме выполнил художник И.В.Белоусов. Впоследствии М.Н.Гарелин и его жена были похоронены во дворе церкви против алтаря. Первоначально Преображенская церковь была рассчитана на 700 человек — жителей деревни Рылиха, которая существовала на окраине Иванова с начала ХVII века. После постройки храма она стала называться селом Преображенским и вошла в состав города после Февральской революции 1917 года. С 1931 года храм использовался одновременно двумя православными общинами — традиционного и обновленческого направлений, перешедшими в Преображенскую церковь из закрытого Покровского собора, а затем и из Успенской кладбищенской церкви. Такое использование храма приводило к постоянным конфликтам. Решением облисполкома 19 мая 1940 года церковь закрыли, внутреннее убранство уничтожили. Через два года верующие обратились с просьбой о регистрации православной общины и с 17 ноября 1944 года в церкви возобновились богослужения. После создания Иваново-Шуйской, затем Иваново-Кинешемской епархии Преображенская церковь стала кафедральным собором. Боковые приделы освятили в честь Николая Чудотворца и Казанской иконы Божьей Матери. Настенная живопись и внутреннее убранство воссоздавались в послевоенный период. Резной золочёный иконостас в стиле барокко привезли в 1956 году из села Сараево Фурмановского района. Это село в ХVIII веке принадлежало А.В.Суворову. В 2013 г. исполнилось 120 лет со дня освящения храма. Сайт храма: https://sobor-ivanovo.prihod.ru/
Архитектурные особенности и внутренне убранство храма
Основной объем храма – это квадратный в плане двухсветный четверик. Его завершает невысокий восьмерик с пятью главами, которые установлены на удлиненные барабаны. Центральный барабан цилиндрический, а боковые имеют граненую форму. Полукруглая алтарная абсида по сравнению с основным объемом понижена.
С запада собор узким притвором соединен со стройной шатровой трехярусной колокольней, на которой когда-то висело двенадцать колоколов. Нижний ярус здания колокольни представляет собой четверик, а второй и третий – восьмерики. Шатер оформлен двумя рядами слухов и небольшой главкой, установленной на живописной граненой шее.
Собор богато декорирован. Фасады храма завершаются нарядными тройными кокошниками, а углы здания – изящными шатровыми башенками. Все три входа в собор оформлены крыльцами, имеющими шатровые завершения с маковками. Все элементы декора – выразительные наличники на арочных и прямоугольных окнах, точно очерченные карнизы, лента руста, проходящая по цоколю, и двухярусные кокошники придают храму очень нарядный вид.
Купола Преображенского собора
Главный трехярусный иконостас, выполненный в конце XVIII века, имеет белый фон и позолоченные резные детали. В двух приделах установлены одноярусные иконостасы, которые были сделаны в середине прошлого века.
Внутренние помещения собора очень хорошо освещены. Примечательно, что в храме сохранился старый пол. Сейчас здесь можно увидеть настенную масляную живопись, выполненную в начале XX века и подновленную в 1986 году. Сюжеты и техника росписей скопирована с работ известных русских художников Михаила Васильевича Нестерова и Виктора Михайловича Васнецова, а орнаментальная конва на арках, вокруг окон и живописных композиций выписана в стиле модерн. Цветовая гамма росписей имеет приглушенные красновато-коричневые, зеленоватые и бело-синие тона. Все это было типичным для оформления храмов, которые строились в конце XIX – начале XX века.
Колокольня Преображенского собора
Пятиугольная территория, на которой стоит храм, огорожена. Ажурная металлическая решетка отлита в московских мастерских, принадлежавших купцу М.И. Лихушину. В пределах ограды стоит также несколько отштукатуренных служебных построек из кирпича: двухэтажный дом притча, одноэтажный дом для сторожа и контора, а также здание на южной стороне участка. Все они декорированы простыми карнизами. Особый интерес представляют красивые кирпичные ворота, расположенные с запада, прямо напротив храма. Они имеют высокую арку и завершаются небольшой маковкой на тонкой граненой шее. Нарядное оформление ворот удачно гармонирует с общим декором собора.
Семья крепостных из Иваново
Успенский кафедральный собор не только возводился на крестьянские деньги, но и дальнейшее его благолепие также поддерживалось выходцами из самых низов социальной лестницы – крепостной семьёй Щаповых. Её глава, Терентий Алексеевич, сумел открыть собственное дело и стал основателем знаменитой ивановской династии. В 1843 году, сразу после освящения собора, он взял на себя попечение о благоустройстве прилегающей к нему территории и о его благолепии.
В течение долгих лет благочестивый промышленник Терентий Алексеевич был старостой собора, а после его кончины эту должность стал исполнять его сын Николай Терентьевич. Располагая материальным достатком, семья Щаповых на собственные средства регулярно производила работы, необходимые для поддержания в Успенском кафедральном соборе города Иваново внутреннего и наружного благолепия.
Известно, что Николай Терентьевич лично финансировал роспись храма, для выполнения которой были приглашены мастера из Москвы, и оплатил установку новых глав собора, а также строительство каменной церковной ограды
При этом он и его жена Софья Михайловна уделяли большое внимание воспитанию собственных детей, которых у них было пятнадцать человек. Судьба каждого из них сложилась по-разному, но все они выросли истинно верующими и благочестивыми людьми
История собора
К концу XIX века в моду вошел архитектурный стиль, подражающий русским постройкам. Зодчество XVII века, прерванное реформами Петра I, было очень популярным и считалось вершиной проявления национальных талантов и духовности. В работах старых мастеров архитекторы усматривали основной источник для творческого вдохновения и постоянно стремились воспроизвести в своих проектах отдельные элементы древнерусских построек, старинные инженерные решения и богатую отделку. Явное возрождение допетровской архитектуры в конце XIX века происходило не только в крупных городах, но и в российской провинции.
Преображенский собор с высоты птичьего полёта
Новую Преображенскую церковь начали строить в конце августа 1889 года. Ктитором дорогостоящего строительства стал богатый ивановский фабрикант Мефодий Никонович Гарелин — владелец большой текстильной мануфактуры. А проект храма подготовил известный архитектор Александр Степанович Каминский. В Москве он был признанным мастером стиля «поздняя эклектика» и прославился также созданием первого здания Третьяковской галереи и главного храма в Николо-Угрешском монастыре.
Новую каменную церковь возводили четыре года и освятили в конце августа 1993 г. В ней создали три придела. В главном установили величественный трехъярусный иконостас, а в боковых, посвященных Иверской иконе Богоматери и преподобномученику Никону, — иконостасы поменьше, в два яруса. Рисунки, по которым мастера-резчики делали эти иконостасы, были также подготовлены архитектором А.С. Каминским. А иконы для церкви написал известный мастер из Москвы Я.И. Ручкин. Помимо этого, семья Гарелиных передала в дар храму старинные иконы, которые хранились в их фамильной молельне. Стены внутри здания поручили расписать художнику-иконописцу И.В. Белоусову. Позже ктитор и его супруга были с почетом погребены во дворе храма, напротив церковного алтаря.
Общий вид Преображенского собора с улицы Колотилова
Новый храм предназначался для жителей деревни Рылиха, находившейся на окраине города Иваново-Вознесенска и известной по писцовым книгам с XVII века. Когда церковь построили, деревня получила статус села и была переименована в Преображенское. В состав Иваново это поселение вошло в феврале 1917 года.
В начале 30-х годов прошлого века вокруг храма было много конфликтов, вызванных тем, что пользоваться этой церковью власти разрешили сразу двум приходским общинам – традиционной и общине обновленцев. Чтобы ситуация не усугублялась, в 1940 году местная власть закрыла храм для верующих и уничтожила его внутреннее убранство. После этого в областном центре не осталось ни одной действующей церкви. Так продолжалось почти пять лет.
Святые ворота
В 1944 году горожане обратились к государству с просьбой открыть храм, и церковные службы в нем возобновились. Однако, сделано это было не сразу, а только в январе 1945 года, так как помещения церкви находились в крайне запущенном состоянии.
В 1946 году, когда образовали местную епархию, Преображенский храм получил статус кафедрального собора, и его боковые приделы переосвятили в честь иконы Казанской Богоматери и Николая Чудотворца. Следующие 45 лет Белая церковь была единственным действующим православным храмом в областном центре. Конечно, одной относительно небольшой церкви для Иваново было недостаточно, ведь в городе проживало около 480 тысяч человек.
Реставрационно-восстановительные работы в храме начали проводить, когда закончилась Великая Отечественная война. Постепенно подновили роспись на его стенах и приобрели необходимую богослужебную утварь. В 1956 году сюда перевезли красивый трехярусный позолоченный иконостас, вырезанный в стиле барокко. До этого иконостас находился в храме Казанской иконы Божией Матери села Сараево, расположенного в Приволжском районе области. Интересно, что в прежние времена этим селом владел великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.
В конце XX века церковная жизнь в епархии активно возрождалась. И Преображенский храм с трудом выполнял функции кафедрального, так как не имел достаточных размеров и приспособленной инфраструктуры. Поэтому с 2014 года роль кафедрального храма стал играть Успенский собор.
Вид на северный фасад церкви
История Введенской церкви
В 1900 году прошел сход крестьян Ушаково и Яма, и они приняли решение построить в посадской части города новый храм. Участок под церковь был выделен по распоряжению графа Сергея Дмитриевича Шереметьева, а средства для нее решено было собирать при помощи частных пожертвований. За сбор денег взялись строительная комиссия из крестьян, управляющий вотчинной конторой Шереметьевых К.Ф. Кнорре, а также Павел Никанорович Дербенев — городской голова тогдашнего Иваново-Вознесенска.
Свято-Веденский монастырь в городской застройке
Дербенев принадлежал к богатому роду владельцев текстильной промышленности, и его дед – Тимофей Васильевич организовал первую ткацкую мастерскую еще в 30-е годы XIX века. Стараниями семьи Дербеневых к началу XX века их мануфактурное производство в Иваново-Вознесенске сильно выросло, и на текстильных фабриках работали почти 6,5 тыс. человек.
Кроме городского головы, честь спонсирования строительства принадлежит местным фабрикантам И.К. Маракушеву, Н.Г. и Н.Х. Бурылиным, И.А. Соколову, М.Н. Гарелину и П.И. Витовой. Деньги для храма давали также городские служащие, работники мануфактур и анонимные жертвователи.
Общий вид Свято-Веденского монастыря
Проект новой церкви выполнил Петр Густавович Беген — губернский архитектор, который построил много зданий в Владимирской губернии и в самом Иваново-Вознесенске. Наконец, в 1901 году прошла торжественная закладка храма, и начались строительные работы, непосредственное руководство которыми поручили архитектору Алексею Федоровичу Снурилову.
Спустя шесть лет храм освятили. На деньги, пожертвованные промышленниками Бурылиными, в художественной мастерской А.И. Шорохова для новой церкви вырезали красивый трехярусный иконостас. А с юга-запада от основного здания поставили деревянную колокольню.
Вид Свято-Веденского монастыря с Шереметевского проспекта
В церкви обустроили три придела. Центральный посвятили Введению во Храм Божией Матери, а боковые – Святителю Николаю и великомученику Феодору Тирону. Новый храм получился очень красивым, и особенно впечатлял его пол, который покрывала разноцветная метлахская плитка. Из церковной летописи известно, что первым священником храма стал Михаил Степанович Кохомский.
Введенская церковь стояла на небогатой, рабочей окраине города, и у его приходской общины постоянно возникали проблемы со средствами. Из-за недостатка финансов храм не стали расписывать, а богослужебную утварь и необходимые стройматериалы прихожане приобретали в кредит.
Вид Свято-Веденского монастыря с улицы Спартака
В 1914 году община получила разрешение церковных властей и стала искать средства, чтобы построить каменную колокольню. Спустя два года штатный архитектор епархии Л.М. Шерер создал ее проект. Однако, власти сочли, что место выбрано неудачно, и колокольню так и не построили.
В 1918 году во Введенской церкви побывал патриарх Тихон (Беллавин) и провел здесь службу. К середине 30-х годов прошлого века власти передали отделениям обновленческой церкви сначала один из пределов, а потом и весь храм целиком. Но в 1938 году церковь закрыли, а ее внутреннее убранство и иконы были разграблены.
Вид на монастырскую колокольню на фоне церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы
В середине Великой Отечественной войны по инициативе горожан предпринимались попытки возобновить богослужения, но это так и не было сделано. Более 50 лет храм, как культовое здание, бездействовал и использовался для областного государственного архива. Церковные службы стали проводится здесь только с 1990 года.
Архитектура храма Преображения в Иваново
Если вы посмотрите на храмовый комплекс, то увидите, что он выдержан в бело-голубом цвете. По этой причине местные жители прозвали религиозное сооружение Белой церковью. Однако цвет — это не единственное, чем примечателен собор.
Интерес представляют и многочисленные декоративные элементы, придающие постройке праздничный вид. К ним относятся, например, килевидные и полукруглые кокошники, украшающие фасады комплекса. Компанию им составляют пышные и очерченные карнизы, наличники, ажурная металлическая решётка, которой огорожена территория церкви.
Обращает на себя внимание и колокольня, крышу которой вместо куполов венчают шатры. Внутри помещения раньше располагалось 12 колоколов
Шатровую тему продолжают и три входа в церковь. Один из них, тот, что с западной стороны, отличается высокой аркой и небольшой маковкой. Однако само здание храма лишено шатров, вместо этого — пять глав на гранёных барабанах. По типу архитектурной композиции постройка представляет собой восьмерик.
Все эти детали свидетельствуют о принадлежности постройки к «русскому» архитектурному стилю — получил распространение в конце XIX века. Известно, что сторонники этого течения перенимали черты древнерусского зодчества XVII века.
Из общей композиции выбиваются двухэтажный кирпичный приходской дом, сторожка, а также постройки на южной стороне комплекса. Построены в тот же период, что и собор.
Андрей Лупин
Гибель уникального памятника старины
Пожар в Успенской церкви в Иваново произошёл в период проводившихся в ней реставрационных работ, начатых ещё в 2013 году. В процессе восстановления интерьера помещения под слоями старой штукатурки мастера обнаружили фрагменты древней росписи, о существовании которой ничего не было известно. Для детального изучения находки работы были приостановлены, и продолжить их предполагалось не ранее 2021 года. Однако трагедия, разыгравшаяся вечером 18 ноября 2015 года, перечеркнула все планы.
Пожар в Успенской церкви в Иваново полностью уничтожил постройку, исключив возможность её восстановления. Сегодня городские власти совместно с руководством РПЦ планируют возведение на прежнем месте точной копии утраченного храма. Предполагается даже использовать при её строительстве сохранившиеся фрагменты сгоревшей церкви, а те, что по своему состоянию негодны для монтажа, оставить как святыни будущего храма.
Следствие, проведённое специалистами МЧС, пришло к заключению, что Успенская церковь (Иваново) сгорела ввиду замыкания электропроводки, но не исключается и версия умышленного поджога. Работа комиссии ещё не завершена, и окончательные результаты расследования не опубликованы. Однако, независимо от её выводов, следует с горечью констатировать, что невосполнимый урон историческому и культурному наследию России нанёс происшедший в Иванове пожар. Успенская церковь являлась не только культовым сооружением, но и уникальным историческим памятником федерального значения.
История
Современный храм Святой Троицы в Иваново заложен в 2000 году. В основе проекта, разработанного А. В. Пашковым, — образ Троицкого храма в Сергиевом Посаде. Церковь имеет верхний и нижний приделы, в каждом из них регулярно проходят службы. С 2006 года при храме работает воскресная школа.
Но история Троицкого храма началась давным-давно, еще в стенах Покровского мужского монастыря. На юго-востоке города (тогда села) стояла мужская обитель, построенная князьями Черкасскими в память о взятии Казани. Монастырь назвали Покровским, так как великое военное событие произошло в праздник Покрова Божией Матери. В летописях 1632 года встречается первое упоминание о Троицком храме — небольшой деревянной церкви. В XIX веке деревянную церковь разобрали и перенесли на территорию Успенского погоста, а на ее месте возвели кирпичный храм. Новый храм выполнялся по проекту итальянского архитектора Маричелли. Храм был построен в стиле провинциального классицизма и являлся самым интересным архитектурным памятником в Иваново. Несмотря на то, что Троицкий храм был признан памятником архитектуры, советские власти приняли решение снести его, и еще одну религиозную постройку — Покровский собор. В 1931 году они были уничтожены, а на их месте возвели Дворец искусств.
Внутреннее убранство храма, Официальная группа Троицкого храма Иваново вконтакте
Современный храм не похож на своего предшественника из XIX века. Новая церковь выполнена в древнерусском стиле с узкими оконными проемами и одноглавым куполом.