Православие и русское воинство

Агиография

В поздней античности другие христианские писатели- агиографии , такие как Сульпиций Северус в его описании героической военной жизни Мартина Турского , создали литературную модель, которая отражала новые духовные, политические и социальные идеалы постримского общества. В исследовании англосаксонских солдатских святых (Damon 2003) Дж. Э. Деймон продемонстрировал стойкость литературной модели Сульпиция в превращении благочестивых, мирных святых и добровольных мучеников позднеантичной агиографии в христианских героев раннего средневековья. которые апеллировали к новообращенным обществам, возглавляемым профессиональными воинами, и которые продемонстрировали согласие и, в конечном итоге, активное участие в священных войнах, которые считались справедливыми.

Турниры

После крестовых походов среди европейского рыцарства стали особенно модными и распространёнными рыцарские турниры. Были ли русские всадники-дружинники рыцарями? Да, были и по вооружению, которым они не уступали западноевропейцам и по мироощущению, и даже потому, что точно так же, как и рыцари в Европе, витязи участвовали в рыцарских турнирах. Об этом нам сообщает наша история.

В летописи был описан турнир, который устроил сын Михаила Черниговского Ростислав под стенами города Ярославля — Галицкого, который сам и осаждал. Он устроил турнир, чтобы устрашить осажденных, а заодно и повеселить гостей. Вот только сам русский князь выступил на нем неудачно: был сбит с коня предводителем поляков, а при падении повредил себе плечо. Произошло этот турнир в 1249 году.

Попал в историю и поединок между московским воеводой Родионом и бывшим дружинником Александра Невского Аканфом Великим. Этот турнир закончился гибелью последнего.

Почти столетием ранее прошел менее известный рыцарский турнир в самом Киеве: временно захвативший его с «уграми и ляхами» князь Изяслав, соперник Долгорукова, на центральной площади города, на демонстрировал, как венгерские рыцари «на скаку копьями играли». Событие датируется 1150 годом.

Так что, как и по остальной Европе, в XII-XIII веках на Руси достоверно зафиксированы случаи рыцарских турниров. Причем надо учесть, что еще больше их просто не попало в летописи. «Ответственная» за них Церковь (точно так, как и в Западной Европе) не могла одобрять подобных светских забав и незначительные случаи княжеских «сомнительных» развлечений. Эти события просто не вносились в летописи. Хотя известно, что внука Владимира Мономаха князя Всеволода новгородский летописец порицал за «игрушки военные с вельможами».

Рыцарские турниры на были редкостью. В основном были кулачные бои и поединки перед битвой.

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле

Кулачные бои обычно проводились по праздникам с Рождества до Троицы, местами до Петрова дня, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах.

Васнецов. Кулачный бой

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Вид кулачного боя «сцеплялка-свалка» в действительности — самостоятельное единоборство, бой без правил.

Кто сегодня идет в армию

Современные юноши, к большому сожалению, не очень-то спешат пополнять ряды военнослужащих. И причина этому не всегда лежит в лени и нежеланию «брать тяжелого в руки». К сожалению, современная армия очень часто далека от идеала того места, где юнец превращается в мужа. Дедовщина, издевательства, грубость, взятки — очень многие военнослужащие сталкиваются с подобным.


Православная церковь считает, что обязанность каждого мужчины — защищать свою Родину

Как на это все должен смотреть православный христианин? Он должен довериться Богу. Конечно, с негативными и противозаконными действиями в современной армии можно и нужно бороться, для этого есть компетентные органы, куда нужно обязательно обращаться в случае выявления фактов нарушений. Но верующий человек, тем более мужчина, не должен бояться взять на себя ответственность за защиту своей Родины.

Несмотря на имеющиеся проблемы, в настоящее время наблюдается повышение патриотических настроений в обществе, что не может не радовать. Медленно, но армия начинает повышать свой статус среди молодежи

Да и власти обратили свое внимание на насущные проблемы, которые много где удалось преодолеть

Когда молодой человек собирается уйти на службу, очень хорошо взять на это благословение у священника. На солдате обязательно должен быть нательный крест, который нельзя снимать ни при каких обстоятельствах. Нам известен пример русского солдата Евгения Родионова, который поплатился жизнью в войне на Кавказе за отказ снять с себя нательный крест. Теперь этот юноша местночтимый святой, мученик за веру.

В современной же армии сегодня, наоборот, очень поощряется участие солдат в церковных службах, молебнах. Поэтому каждый мужчина имеет возможность без внутреннего конфликта на почве веры отдать свой долг Отечеству.

Как церковь относится к службе в армии? Ответ священника

Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич

Всем известно, что мы обязаны князю Владимиру верой во Христа и нашей великой русской культурой.

В молодости же князь Владимир был язычником и часто его поступки были жестокими и неблагородными. Но, познав истинную веру, князь прошёл через глубочайшие внутренние духовные изменения, стал постоянно молиться, заниматься благотворительностью, строить храмы и княжеские училища в городах Руси.

Благодаря своему крещению и обращению Руси в Православие, святой князь сумел заключить союз с Византией — самым сильным и культурным государством того времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной.

Но Господь благоволил святому князю Владимиру и на воинской стезе: князь основательно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство русское, присоединил земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье.

А также, святой Владимир утихомирил беспокойных соседей с востока из Великой степи, которые докучали постоянными грабительскими набегами: кроме того он в нескольких походах разбил волжских булгар и хазар и заключил с ними выгодный мир, при этом обложил кочевников данью.

За его апостольскую деятельность и благочестивую жизнь после принятия крещения, а также заботу о благе и безопасности своего народа Православная Церковь причислила князя Владимира к лику святых.

СинодикО упокоении воинов, на Куликовом поле за Веру и Отечество души своя положивших

  1. Схимонахов:
  2. Александра Пересвета
  3. Андрея Осляби
  4. Князей:
  5. Димитрия Донского
  6. Владимира Серпуховского
  7. Андрея Полоцкого
  8. Феодора, Мстислава и Иоанна Тарусских
  9. Феодора
  10. Симеона
  11. Феодора
  12. Иоанна
  13. Константина
  14. Димитрия Брянского
  15. Андрея
  16. Романа и Василия Ярославских
  17. Феодора и Максима Бозерокских
  18. Димитрия
  19. Андрея Кемского
  20. Романа Прозоровского
  21. Льва Курбского
  22. Димитрия и Андрея Ростовских
  23. Романа и Глеба Брянских
  24. Святослава и Иоанна Смоленских
  25. Иоанна Холмского
  26. Георгия Мещерского
  27. Феодора Елецкого
  28. Василия Кашинского
  29. Андрея Стародубского
  30. Андрея Муромского
  31. Глеба Каргопольского
  32. Стефана Новосильского
  33. Симеона, Иоанна и Феодора Моложских
  34. Димитрия и
  35. Владимира
  36. Боляр:
  37. Димитрия Боброка
  38. Андрея
  39. Михаила
  40. Симеона
  41. Михаила
  42. Тимофея
  43. Николая
  44. Михаила Бренка
  45. Михаила
  46. Льва
  47. Льва
  48. Льва
  49. Василия и Василия тысяцких
  50. Константина
  51. Димитрия
  52. Иоанна
  53. Даниила
  54. Иоанна
  55. Димитрия
  56. Даниила
  57. Феодора
  58. Феодора
  59. Елевферия
  60. Константина и
  61. Захарии
  62. Воинов:
  63. Иоанна
  64. Климента
  65. Василия
  66. Андрея
  67. Иродиона
  68. Иакова
  69. Григория
  70. Игнатия
  71. Фомы
  72. Петра
  73. Карпа
  74. Петра
  75. Фомы
  76. Григория
  77. Феодора
  78. Григория
  79. Василия
  80. Тимофея
  81. Исидора
  82. Димитрия
  83. Константина
  84. Иоанна
  85. Космы
  86. Михаила
  87. Симеона
  88. Дометия
  89. Иоанна
  90. и всех православных воинов побоища Мамаева

Приложение II.

Миролюбие и меч

Христианское учение миролюбиво. Не допускается не только убийство живой твари, но и насилие. Причём не только физическое, но и нравственное. «Вложи меч свой в ножны» (Ин. 18:11) – говорит Иисус своему ученику Петру, когда он попытался защитить своего Учителя. К миру призывает Господь. К миру на земле и к миру в душе. В этом есть путь спасения.

Но мир во зле лежит
со дня грехопадения. И вся история человечества наполнена войнами и
смертоубийствами. Перед христианином часто встаёт жестокий и неизбежный вопрос
убивать или не убивать своего соперника? Не убивать – взывает его совесть. И он
милует противника.

Но если твоей жизни угрожает смертельная опасность, то твоя обязанность
защитить тот дар, который тебе вручил Господь – живую душу.

Христос пожертвовал своей жизнью ради спасения всех людей. Многие святые следовали его примеру. Но распятие и предшествующее этому пленение в Гефсиманском саду были не первой угрозой Его жизни. В праздник Обновления в притворе Соломоновом Он прошёл сквозь толпу, желавшую побить Его камнями (Ин. X,). Значит, есть причины, по которым христианин обязан сохранять свою жизнь ради указанной Христом цели.

Более того, есть исключительные случаи, когда меч из ножен доставали монахи, да ещё по благословению смиреннейшего миролюбивого игумена Сергия. Какой же это исключительный случай, когда монах становится воином?

Ответ в самой нашей истории. Преподобные Пересвет и Ослябя вышли на поле Куликово, чтобы защитить тех, кому грозила смертельная опасность. Тысячи убитых невинных людей, тысячи пленённых, тысячи надругательств над жёнами, несчётное число сирот, сожженные города и веси, поруганные храмы – вот что неизбежно грозило Русской земле, не встань на пути мамаевых полчищ христолюбивое воинство князя Димитрия.

Многие тогда отдали жизнь «за други своя» (Ин. 15:13). Их подвиг священен.
И память о них священна. Этим героям обязана Русь своим спасением.

Житие праведника Иоанна Воина

Этот справедливый праведник родился в IV столетии. В годы правления Юлиана, которого звали Отступником (361 — 363 гг.), служил военачальником при императорском дворе. Правитель Византии давал приказы своему главнокомандующему по физическому устранению христианских общин.

Однако святой Иоанн имел противоположные взгляды и, являясь глубоко верующим человеком, помогал тем, кого должен был убить. Он стремился известить несчастных о близкой угрозе, чтобы дать возможность укрыться от преследования. Многих преподобный Воин освобождал после насильственного захвата.

Читайте о святом:

  • Акафист святому мученику Иоанну Воину
  • Молитвы святому Иоанну Воину
  • Икона святого мученика Иоанна Воина

На заметку! Византийского императора Юлиана прозвали Отступником потому, что этот правитель предал истинную веру во Всеединого и Всемогущего Господа, желая распространить на территории государства языческий культ. Юлиан являлся прямой противоположностью своего предшественника, Константина Великого, мудрое правление которого дало христианам 40 лет мирного процветания. Когда Юлиан Отступник получил информацию о том, что святой Иоанн Воин отказывается подчиняться прямым приказам государственного правителя, он в срочном порядке призвал военачальника к себе. На пути в столицу Византии угодник испытывал на себе жестокое обращение: его считали политическим преступником, не давали пищи и воды, а также наносили увечья. Когда мученик был доставлен в Константинополь, император Юлиан совершал поход против персидского царя, поэтому угодника посадили в темницу.

Житие святого Иоанна Воина подтверждает, что в условиях холода, голода и темноты Божий угодник испытал страх перед мученической смертью и претерпел множество лишений. Несколько месяцев его держали закованным в железных цепях. В его уме возникали сомнения, нужно ли менять относительно спокойную жизнь при дворе на лютые страдания.

В суровой борьбе с искушениями Иоанну Воину помогала искренняя молитва. Всевышний Господь укреплял веру преподобного и давал силы.

Святого освободили из заточения после смерти Отступника. Помня об испытанных мучениях, очищенный страданиями Иоанн Воин посвятил дальнейшую жизнь исключительно служению Господу и всем людям. Собственное имущество он раздал страждущим нищим, которые видели в его лице защитника и утешителя.

На заметку! Имя Иоанн имеет древнееврейские корни, оно означает: «дар или благодать Божья». Русская модификация Иван появилась в XIV столетии.


Икона Иоанна Мученика

Пророк Илия: покровитель Воздушно-космических сил и Воздушно-десантных войск

Илия является одним из главных пророков Ветхого Завета – он родился за 900 лет до Рождества Христова. Его отцу в тот момент было послано видение свыше: мудрые мужи беседовали с младенцем, пеленая его огнем и питая живым пламенем. Уже в юности он поселился в пустыне, чтобы жить подвигом поста и молитвы. Господь послал Илию к царю Ахаву, который поклонялся Ваалу – солнечному богу язычников, чтобы пророк предупредил о жестоком голоде, если жители не обратятся в истинную веру.

Его не послушали, и страну действительно накрыли страшная засуха и голод. Все это время Илия жил в пустыне, где его кормили вороны. Чтобы доказать израильтянам, что они заблуждаются в своей вере, пророк предложил совершить два жертвоприношения – Ваалу и Богу, говоря:

«…и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог» (см. 3 Цар. 24).

Как ни старались Вааловы жрецы, с неба не сошел огонь, чтобы принять в жертву быка от язычников, когда же Илия сделал свой жертвенник, полив дрова водою, прежде чем начал молиться Богу, с неба сошло пламя. Оно приняло и жертву, и дрова, и даже камни вокруг. После этого чуда народ Израиля снова уверовал в истинного Бога.

Пророк был взят на небеса живым – он вознесся туда на огненной колеснице, поэтому он и считается покровителем Воздушно-космических сил и Воздушно-десантных войск.

Главные события в военное и мирное время

X век. Вещий Олег назначает Киев столицей. Св.Ольга мстит древлянам за смерть мужа Игоря и потом принимает христианство по православному обряду в Киеве. Князь Святослав положит конец господству хазар, а так же завоюет Болгарское царство на Дунае. Но потом будет вытеснен греческим императором Иоанном Цимисхием.

XI век. Ярослав Мудрый победит печенегов при городе Киеве. Так же он основал город Ярославль и город Юрьев. Положил начало разделению Руси.

XII век. Юрий I Долгорукий основал город Москва. Андрей Боголюбский со своим войском совершит погром в Киеве, позже в 1169 году примет титул великого князя. Великий Новгород достигнет наивысшего торгового могущества.

XIII век. Было первое появление татар и их победа на реке Калке над Галицким князем Мстиславом Удалым и другими южными князьями. В 1237 году произойдет гибель князя Владимирского в сражении с татарами. Александр Ярославич в 1240 г. победит шведов, а также одержит победу над ливонскими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище).

XIV век. Появится Литовские князья — Гедимин, Ольгерд и Витовт. В 1380 году 8 сентября произошла знаменитая Куликовская битва, где Русь победила под предводительством Дмитрия Донского.

XV век. В 1480 году Русь освободилась от Ордынского ига.

XVI век. Василий III присоединил Псков, Рязань, Новгород и отвоевал у Литвы Смоленск. Иоан IV примет титул царя в 1547 г. А в 1552 г. завоюет Казань, Астрахань и будет участвовать в последней войне с Ливонией. В 1598 году прекратят царствовать Рюриковичи. В 1569 году произойдет соединение великого княжества Литовско — Русского с царством Польским.

Борьба за подлинность русской истории

В работе над книгой выявилась одна очень важная особенность в
борьбе за подлинность русской истории

Каждая личность и каждое важное событие
непременно оспаривается «объективными» учёными. Если не получается оспорить, то
«ставится под сомнение»

Если не срабатывает ни то, ни другое, то применяется
обыкновенная подтасовка или искажение. Так происходит с князем Смоленским
Ростиславом, который впоследствии стал великим князем Киевским. Украинские
«патриоты» приватизировали это имя и всячески вымарывают смоленское прошлое
князя Ростислава. И это не единственный случай.

Кстати и былинного Илью Муромца свидомые западэнцы  переселили на Украину. Их не смущает что точно
указано место рождение богатыря – село Карачарово у города Мурома. В народном
сознании былинный герой соединился с реальной исторической личностью
преподобным Илией Муромцем, чьи мощи почивают в Антониевой пещере
Киево-Печерской лавры.

Здесь же обрёл покой преподобный Феодор, Князь Острожский, после нескольких летупорной борьбы с поляками, получившими власть над княжествами киевской Руси после монгольского разгрома.

На примере святых
подвижников можно проследить направление внутреннего переселения русских людей.
В первые века Руси все пути вели в Киев. Затем из киевских пределов во
Владимирскую Русь. Первым проложил путь в Залесье князь Андрей Боголюбский. По
сути, он перенёс столицу из погрязшего в междоусобице Киева во Владимир на
Клязьме. С его правления начинается возвышение нового центра Руси.

Но междоусобие захватило
всю русскую землю. Не смогли князья объединиться даже перед угрозой
монгольского нашествия. Русские княжества были разорены поодиночке. В схватке с
монголо-татарскими войсками сложили свои головы великий князь владимирский
Юрий, его сыновья Владимир, Всеволод и Мстислав, князь Василько Ростовский.

Но Русь не погибла. Владимирская, а вскоре Московская Русь становится центром притяжения русского и всех окрестных народов.

Конец эпохи витязей

Военное формирование средневековой Руси было аналогично войскам феодальных государств Востока и Запада, но качественно превосходила их. И на Руси и в государствах Европы существовала особая категория бойцов — профессионалов, ими были тяжеловооруженные всадники.

В течение сотен лет развивались традиции русских витязей. Эти традиции витязи передавали из поколений в поколения. Высокие нравственные каноны и высокая военная подготовка бойцов, в конечном итоге, создали феномен русского богатырства. Раздробленность государства и княжеские междоусобицы в XII веке сделали Русь слабой, беззащитной перед лицом внешней угрозы. В этих условиях именно витязи и спасли родную землю, являясь не только сильным войском, но и живым примером, хранимыми древние воинские традиции.

Символичным эпизодом стала последняя битва богатырей у реки Калке. В XIII веке до Руси дошли смутные слухи через купцов и кочевников о том, что на Востоке возникла новая могущественная держава. Речь шла о созданной Монгольской империи. Монголию от русских земель отделяли многие тысячи километров. Монголы, как и все степные кочевники, славились бесстрашием и высоким воинским искусством, умением легко и быстро маневрировать в степи, используя сложную боевую атаку. Под руководством Чингисхана монголы стали мощной, дисциплинированной армией.

Чингисхан

В связи с нарастающей раздробленностью Русь просто потеряла возможность собрать многочисленные войска и для нее монгольское войско, спаянное железной дисциплиной, стало угрозой.

Русь поспешила собрать свое войско, вступить на половецкую территорию, чтобы первыми напасть на монголов. К Руси присоединились половецкие ополчения. Известно, что почти половину военной армии русских на тот момент были княжеские и боярский дружины.

Воины Чингисхана были своего рода бойцами-универсалами. У каждого воина были лук, сабля и копьё. Таким образом, монгольский воин мог вступить в бой и обстреливать противника на расстоянии. На Руси не знали о таком мощном и подготовленном войске монголов.

На реке Калке между русскими князьями начались разногласия. Одни предлагали ждать, когда монголы первыми нападут, другие же предлагали первыми атаковать. Никто из князей не хотел уступать. В итоге войско русских разделилось пополам. Одни остались на берегу реки Калке, другие перебрались через реку, и это их и погубило.

В конце концов, 31 мая 1223 года монгольское войско победило в войне с русскими. В этой войне полегли лучшие богатыри — витязи русского воинства. С ними ушла целая эпоха. После 1223 года русское богатырство, как уникальное военно-духовное явление исчезло. Дух древнего богатырского братства ушел безвозвратно, сохранившись лишь в старых былинах.

Также уже при Петре I была упразднена должность воеводы после проведения областной реформы. На смену профессиональным воинам приходит на государственную службу мало обученный простой люд, с которого снимают все доспехи и защиту, дав взамен обмундирование, сделанное из простой ткани.

P.S. Сегодня подвергается сомнению утверждения, что монголо-татарское войско имело 600 000 воинов, что в Куликовской битве татаро-монголы сражались с русскими, хотя бы потому, что русских и татар было с обеих сторон примерно поровну: С одной стороны это войско москвича Дмитрия Донского и хана Тохтамыша, а с другой – армия новгородских князей и хана Мамая. Утверждается, что Куликовская битва была не на Дону, а в Москве у реки Поддон, что хан Батый и Александр Невский одно лицо и много чего еще. Но самое главное, принято решение считать, что все события, связанные с монголо-татарским игом, являются выдумкой, мифом.

Подробнее о монголо-татарском иге можно прочитать в книге И.С. Прокопенко «Незримая война» в главе 17 «Мифы о Руси».

В годы нашествие Батыя

В чёрный год Батыева нашествия многие русские земли были
разорены, погибло множество безвинных людей. Семья великого князя Георгия
Всеволодовича ожидала своей участи в стольном граде Владимире под защитой
воеводы и присмотром епископа Митрофана.
Во время штурма, оставшиеся в живых владимирцы затворились в Успенском соборе.
Они поднялись на хоры храма, но монголы зажгли собор. Епископ Митрофан
благословил всех на смерть неизбежную: «Господи,
простри невидимую руку Свою и приими в мире души рабов Твоих». Все погибли
в огне «з детми, и со снохами и со
внучаты». Накануне они приняли иноческий облик и причастились Святых Христовых
Тайн. Позже княгиня Агафья и погибшие вместе с нею были причислены к лику
святых (Владимирские мученики).
Епископ Митрофан в древних святцах упоминался вместе со святыми.

Перед
знаменитой Невской битвойкнязь Александр Ярославич молился Спасителю в соборе Святой Софии
Новгородской. Святитель Спиридон благословил князя: «Да не убоитесь врага многочисленного и одолеете его мышцею своею…» и осенил
князя образами Александра Воина и Геор­гия Победоносца. Вместе с благословением
святитель Спиридон даровал Алексан­дру серебряную ладанку с власами князя
Владимира.

Выйдя из собора, Князь Александр обратился к новгородцам:

Святитель
Спиридон благословил княжескую дружину на брань.
Князь Александр разгромил непрошенных гостей на берегах Невы. Надменные шведы
бежали из русских пределов, надолго забыв дорогу на Русь. Великий князь
Александр с тех пор стал называться Невским.

Александр Невский

Оценки личности и результатов правления

По результатам широкомасштабного опроса россиян 28 декабря 2008 года Александр Невский был выбран «именем России». Однако в исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков на его личность разные, порой прямо противоположные. Веками считалось, что Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви. Подобная канонизация Александра Ярославича со временем стала вызывать отпор. Как констатирует руководитель кафедры отечественной истории МГУ Н. С. Борисов, «любители разрушать мифы постоянно „подкапываются“ под Александра Невского, и стараются доказать, что и брата он предал, и татар он навёл на русскую землю, и вообще непонятно, за что его великим полководцем считают. Такая дискредитация Александра Невского постоянно в литературе встречается. Каким он был на самом деле? Источники не позволяют на 100 % сказать».

Каноническая оценка

Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон — католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

Евразийская оценка

Лев Гумилёв как представитель евразийства видел в Александре Невском архитектора гипотетического русско-ордынского альянса. Он категорически утверждает, что в 1251 г. «Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 г. привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем». С точки зрения Гумилёва и его последователей, дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном Сартаком и преемником — ханом Берке позволили наладить с Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточнославянской и монголо-татарской культур.

Критическая оценка

Третья группа историков, в целом соглашаясь с прагматичным характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России. Скептически настроенные историки (в частности Феннел,а вслед за ним Игорь Данилевский, Сергей Смирнов) считают, что традиционный образ Александра Невского — как гениального полководца и патриота преувеличен

Они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчёт масштаба ливонской угрозы Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере

Согласно их трактовке, серьёзной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причём Ледовое побоище не являлось крупной битвой), а пример Литвы (в которую перешёл ряд русских князей со своими землями) по мнению Данилевского показал, что успешная борьба с татарами была вполне возможна. Александр Невский сознательно пошёл на союз с татарами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование на Руси деспотической власти.
Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил татарскую власть на Новгород, который никогда не был завоеван татарами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких.
— Валентин Янин, академик РАН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector