Как «батюшки в погонах» окормляют российское воинство

Примечания

  1. [odonvv.ru/forum/25-116-1 Священники в армии]
  2. [andrei-stoliar.ru/post178168318/ Воинская присяга в русской армии]
  3. Невзоров Н. «Исторический очерк управления духовенством военного ведомства в России.» СПб., 1875. С. 64.
  4. Ключарев Н. Чем занимались в русской армии священнослужители // Армия. 1992. № 19. С. 42.
  5. [www.rusfront.ru/3393-polkovye-svyaschenniki-v-rossiyskoy-armii.html Полковые священники в Российской Армии.]
  6. [rusplt.ru/region-news/ufa/predstaviteli-bashkirii-prinyali-uchastie-v-zasedanii-mejreligioznogo-soveta-rossii-421417/ Итоги заседания МСР от 27.08.2015]
  7. 1234 [www.pokrov.all-nsk.ru/publics/newspaper_01/text_11.htm С именем святого Георгия]
  8. [www.pokrov.all-nsk.ru/publics/newspaper_02/text_11.htm С именем святого Георгия]
  9. [krymology.info/index.php/%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85_%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_(%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2) Иеромонах Иоанникий (Савинов)]
  10. [www.church.by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0087.html Из истории военного духовенства]

Литература

  • Сост. Григорьев А. Б., «История флотского духовенства», серия «Крест и якорь» (Вахтенный журнал), изд. «Андреевский флаг», г. Москва, 1993 г.
  • Ред. кол. Гаєцький Роман, Закаляк Ярослав, Тимкевич Антін, Шипайло Євген; «Ювілейний збірник 50 ліття (Братство колишніх Вояків 1-ої Української Дивізії Української Національної Армії 1943—1993 SS-Freiwilligen Division Galizien)», Крайова Управа ЗСА, Printed in USA.
  • Д-р І. Нагаєвський (Rev. I. Nahayewsky Ph.D.), «Спогади польового духовника (A Soldier Priest Remembers)», вид. «Українська книжка» (Published by Ukrainian Book Co.), Торонто (Toronto-Ontario), 1985 р.
  • Ред. Мчедлова М. П., Аверькова Ю. И., Басилова В. Н. и др., «Религии народов современной России. Словарь. (А—Я)», изд. «Республика», г. Москва, 1999 р.
  • Ред. Колодний А., Лобовик Б. (Українська асоціація релігієзнавців Відділення релігієзнавства Інституту філософії НАН України), «Релігієзнавчий словник», вид. «Четверта хвиля», м. Київ, 1996 р. — 389 с.
  • Шевченко В. М., «Словник-довідник з релігієзнавства», вид. «Наукова думка», 2004 р. — 557 с.
  • Яблоков И. Н., «Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению», изд. «Гардарики», 2000 г. — 536 с. ISBN 5-8297-0060-3.

Средневековье: благочестивые христианские воины

Христианские священники видели в средневековых армиях один из лучших объектов для проповеди. Тем более что после крещения варварских князей и королей их воины в глубине души всё равно оставались язычниками. Этого не следовало допускать. К тому же дружинники быстро превращались в графов, баронов и бояр — и, приобщившись к новой вере, могли нести её свет уже в собственные земли.

Священники продолжали сопровождать войско в походах и после распространения христианства по всем уголкам Европы. Герцог или князь, выступая на войну, брал с собой несколько клириков, которые и проводили церковные службы для солдат.

Положение дел изменилось с началом эпохи Крестовых походов. Во-первых, войско теперь сопровождали официальные посланники папы римского. А во-вторых, появились духовно-рыцарские ордена, воины которых были монахами. Некоторые из них были рукоположены в священники и могли с полным правом исполнять все христианские обряды.

«На курс — первопроходцы»

— Отец Святослав, в чем главная особенность курсов повышения квалификации в новом духовно-просветительском центре?

— Наш курс — первопроходцы двухмесячной программы обучения на базе нового учебного комплекса. Мы живем, учимся, питаемся в одном месте, здесь есть большая электронная и бумажная библиотека. Все слушатели курса — священники, которые уже закончили семинарии, духовные академии и назначены на должности в военных частях.

Здесь нас обучают для того, чтобы нам было проще работать с военнослужащими, чтобы мы понимали, на каком языке они общаются, изучали этику, военную тактику, военную историю, оказание первой медицинской помощи, основы милосердия. К нам приезжали военные профессора, мы посещали культовые места: Бородино, военные памятники. Частично какая-то информация у нас была, но для тех, кто не служил в армии, все было интересно и познавательно. С точки зрения военного дела, мы совершенно точно открыли для себя новую страницу знаний.

— Правильно ли я понимаю, что слушатели этого курса уже работают с военнослужащими в частях?

— Да, у нас уже есть своя практика, свои наработки, и, кстати, здесь мы поделились друг с другом опытом работы. Каждый работает в своем подразделении: кто-то в ВМФ России, кто-то в танковых войсках, кто-то в артиллерии. Но суть вопроса не меняется: мы работаем не просто с военнослужащими, а с человеком, как с личностью.

Работа у нас у всех одинаковая. Где-то мы помогаем военным с религиозной точки зрения, где-то — с психологической. Поддерживаем личный состав, поддерживаем боевой дух воинских частей. Целей и задачей в армии у священников предостаточно, и сейчас нам дали конкретику: как и что мы должны делать, чем руководствоваться при работе в частях.

На смерть вместе с паствой

Но для простых солдат и матросов, как и для большинства офицеров, все эти пертурбации были чем-то далеким и неважным — гораздо важнее было то, какие конкретно люди окормляли их роту или корабль. И надо отметить, что среди флотских и армейских священников большинство всегда составляли такие, кто мог не только утешить мятущуюся душу, но и вдохновить на подвиг, а то и повести за собой.

История русского военного духовенства знает не один подобный пример — и не один пример того, как проявившие себя в боях священники становились кавалерами военных орденов. Так, первым среди них ордена Святого Георгия IV степени был удостоен в 1813 году полковой священник 19-го Егерского полка Василий Васильковский. Вместе со своей паствой он принимал участие во всех сражениях Отечественной войны 1812 года, проявив необычайную храбрость и стойкость, поскольку не покидал строя даже после нескольких ранений. О награждении отличившегося в битве под Малоярославцем ходатайствовал другой герой того же сражения – генерал от инфантерии Дмитрий Дохтуров, который так писал в своем прошении на имя фельдмаршала Михаила Кутузова: «Священник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». Это ранение вкупе с другими ранами и привели к тому, что 24 ноября 1813 года во время Заграничного похода русской армии уже на территории Франции отец Василий умер, но полка своего он так и не оставил.

А первым среди флотских иеромонахов высочайшей воинской награды был удостоен иеромонах 45-го флотского экипажа Иоанникий (Савинов). Он был отмечен, согласно представлению к награде, «за совершение отличного подвига при вылазке с 10 на 11 марта 1855 года» во время обороны Севастополя. Когда сопротивление противника стало слишком уж ожесточенным, и русские моряки пали духом, иеромонах в полном облачении и с поднятым к небу крестом буквально повел их за собой, и воспрянувшие воины выбили французов из траншей

Но и после этого отец Иоанникий не оставил поля боя, обратив свое внимание на раненых, не делая различий между русскими и французами, и трудился над ними до тех пор, пока не потерял сознания вследствие тяжелой контузии

Офицеры крейсера «Варяг», в первом ряду второй слева — командир корабля капитан первого ранга Всеволод Руднев; крайний справа — корабельный священник иеромонах Михаил (Руднев)

Всего орденом Святого Георгия VI степени с 1812 по 1904 годы были награждены пятеро армейских и флотских священников. А в годы Первой мировой войны это число выросло еще на 11 человек! Тогда же золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте — аналога золотого георгиевского оружия «За храбрость», заслужить которое в русской армии почиталось за особую честь, — удостоились еще 227 представителей армейского духовенства (а за всю историю этой награды ее получили 538 священнослужителей). Но цена, заплаченная за эти подвиги, была большая: свыше 4000 военных священников погибли или были искалечены на фронтах Первой мировой.

Новое время: под знамёнами императоров и королей

В Новое время, с появлением абсолютистского государства и регулярных армий, военному уставу стали подчиняться малейшие нюансы солдатской службы. В том числе вопросы духовной жизни.

Так в XVII веке в полках европейских армий появились капелланы — священники, постоянно приписанные к отдельной воинской части.

Большие военные молитвы перед сражением совершались наподобие парадов: с построением войск ровными линиями, в парадной форме, под развёрнутыми знамёнами. Такие обряды стали обязательным элементом военного пейзажа XVII–XIX веков.

Россия здесь не уступала Западу: полковые священники были узаконены военным уставом 1647 года. Пётр Великий, с его любовью к артикулу, детально описал структуру и задачи военного духовенства в документе 1716 года. Отныне каждая армия получала обер-полевого священника, который командовал полковыми священниками.

Оный имеет управление над всеми полевыми Священниками… Такожде в сумнительных делах имеют от него изъяснение получать… Когда ссоры и несогласии между полковыми священниками произойдут, тогда должен он оных помирить и наставлять их к доброму житью; пачеже сам он в достоинстве чина своего учен, осмотрителен, прилежен, трезв и доброго жития должен быть, дабы он ни в чем собою к соблазну другим случая не подал, чтоб об о его чину с поруганием и соблазном не рассуждали.

При Павле I обер-священник стал старшим уже не в полевой армии, а над всеми духовными лицами армии и флота.

Следующих реформ пришлось ждать почти целый век. Император Александр III учредил звание протопресвитера военного и морского духовенства. В его подчинении оказалось всё духовенство, служившее в полках, на кораблях, в крепостях, гарнизонах и военных учебных заведениях. Пресвитер стал высшим церковным чином, который мог получить простой священник, не становясь монахом. А объёму его полномочий и числу подчинённых могли позавидовать многие митрополиты.

Перерывов на обед не бывает

То, что имам в своё время в армию не попал, не помешало ему в полной мере оценить все «тяготы и лишения воинской службы». Хотя он, как и православные священники, формально относится к гражданскому персоналу, но традиционного графика работы — с 9.00 до 17.00 и два выходных — у него нет. В любой момент могут вызвать в часть, пригласить для беседы с солдатами, попросить провести тот или иной обряд.

Когда идут учения, Ильдар хазрат Синдикаев вместе со своими подопечными глотает пыль на воинских полигонах, месит грязь, питается сухим пайком — и при этом ещё успевает отправлять обряды и отвечать на вопросы, которые встают перед солдатами-мусульманами. А вопросов — масса.

Типичный пример — армейское питание. Хотя в ВС РФ сейчас кормят достаточно разнообразно, система тем не менее не может учитывать вкусы и пристрастия каждого отдельного военнослужащего. Поэтому бывает, что солдату-мусульманину вручают банку свиной тушёнки. Как быть?

«Если человек соблюдал нормы ислама изначально, то, конечно, ему надлежит выполнять все предписания и далее. Слава богу, сейчас в армии всегда есть альтернатива, потому вопрос так остро не стоит, как его иногда пытаются обозначить. Если же мы видим, что у солдата случился „приступ имана“ (веры), т. е. он никогда не соблюдал предписаний своей религии, а тут решил манипулировать, используя религиозные чувства, и тем самым как-то себя показать перед сослуживцами, то, беседуя с ним, мы говорим: выполняй приказы, соблюдай дисциплину», — объясняет Синдикаев.

Статья по теме

«В воздухе неверующих нет». 69-летний имам учит кадетов прыгать с парашютом

Бывают, впрочем, и более серьёзные проблемы — некоторые призывники приносят с «гражданки» в казармы либо опасные привычки вплоть до алкоголизма и наркомании, либо удивительные (назовём их так) взгляды на жизнь. И служба в армии, по мнению имама Синдикаева, часто меняет мировоззрение таких молодых людей.

«У нас же служат ребята не только из больших городов — иногда попадаются и парни из совсем дремучих уголков

И для них как раз крайне важно общение с военным духовенством — с православным батюшкой или с имамом, в зависимости от веры. Мы духовно укрепляем наших подопечных, объясняем им основы веры, при необходимости указываем на грехи, которые надо преодолеть

Раньше некоторые мусульмане не хотели идти в Российскую армию, а теперь, когда они видят, что в войсках есть имамы, что есть молельные комнаты, возможность соблюдать пост, что их никто не заставляет отказываться от веры, — они, напротив, идут и служат с удовольствием», — говорит Ильдар хазрат Синдикаев.

История

Знак Архиепархии капелланов ВМС США. Знак Департамента капелланов УГКЦ (Украина) 2011 год. Происхождение термина «капеллан» связано с именем св. Мартина Турского. По легенде, в один из дней святой встретил нищего, и нищий стал умолять его, чтобы святой дал ему что-нибудь из своей одежды, дабы прикрыть лохмотья. Мартин разрезал свой плащ на две части и передал просившему одну. На следующую ночь епископу был сон, что в тот день Иисус Христос предстал перед ним в виде нищего. Вторая часть плаща св. Мартина Турского стала реликвией Меровингов и называлась «капа» (доныне капа — часть облачения католических священников). Короли франков брали капу в боевые походы, где она должна была сохранить их от опасности. Священник, отправляющийся вместе с войском, со временем стал называться капеллан, то есть «хранитель капы».

У католиков капеллан (позднелат. capellanus, clericus de capella) в Средние века (первое свидетельство термина относится к 781 году) — духовное лицо, относящееся к составленной из аристократов и церковных иерархов придворной капелле, позднее, вплоть до XVII века — «домашний» священник, совмещавший церковные обязанности (руководство «частным» богослужением) с обязанностями секретаря. При больших средневековых дворах со временем выделился верховный капеллан (archicapellanus, в должности епископа или аббата), в обязанности которого могли входить не только богослужение и управление делами патрона, но и его официальное представительство за границей (наподобие современных дипломатов). По мере расширения и статусного роста придворных капелл возникло разделение обязанностей; так, в позднем средневековье (первое свидетельство — в 30-х годах XIV века) руководство музыкальным сопровождением богослужения было отделено от капеллана и вверено «магистру капеллы» (magister capellae), капельмейстеру, административно подчинявшемуся (архи)капеллану. Отдельную должность занял (также подчинявшийся верховному капеллану) руководитель канцелярии, канцлер. Со временем придворная канцелярия, как и музыкальная придворная капелла, приобрели самостоятельный статус. В конце концов (примерно с XVIII века), должностные обязанности капеллана были сведены к богослужению. Согласно современному Каноническому праву (ККП 564) капеллан — «священник, которому поручено постоянное пастырское попечение о какой-либо общине или особой группе христиан, осуществляемое по нормам универсального и партикулярного права».

История

Присяга новобранцев 3-го гренадерского Перновского короля Фридриха-Вильгельма IV полка.

В 1647 году во втором военном уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданном Московской типографии в царствование Алексея Михайловича, в главе, определяющей жалование воинским чинам, уже значится полковой священник.

С 1706 года с приходов стал взиматься специальный сбор — подможные деньги — в пользу полковых священников и флотских иеромонахов. До XIX века военные священники подчинялись местному епархиальному начальству по месту расположения частей войск.

В 1797 году во главе всего Военного и морского духовенства в административном и судебном отношениях был поставлен обер-священник армии и флота, ему было поручено «главное начальство» над полковыми священниками. Первым обер-священником русской армии и флота высочайше утверждён протоиерей Павел Озерецковский, ему было дано право прямого доклада Императору, минуя Святейший Синод.

Полковые священники представляли наиболее многочисленный отряд военного духовенства, они приравнивались к офицерам в чине капитан и получали практически полный капитанский рацион: жалованье в сумме 366 рублей в год, столько же столовых, не считая других видов довольствия. За выслугу устанавливались прибавки к жалованью: за 10 лет службы в военном ведомстве — 25 % от жалованья, за 20 лет — половина жалованья.

К концу XIX века в русской армии и на флоте насчитывалось около 5 тысяч лиц из числа военного духовенства. Численный состав священников в русской армии определялся штатами, утвержденными военным министром.

Главной задачей священника в военное время, кроме совершения богослужений, было влияние на свою паству личным примером, твердостью духа в сложнейших ситуациях, стойкостью в исполнении воинского долга. Они участвовали также в принятии присяги новобранцами.

В бою место нахождения полкового священника должно было быть на передовом перевязочном пункте, где скапливались раненые, нуждавшиеся в моральной поддержке и медицинской помощи. Поэтому от священника требовалось помимо выполнения своих прямых функциональных обязанностей уметь выполнять обязанности медперсонала. В случаях необходимости, когда того требовали обстоятельства, полковые священники находились и среди сражающихся.

В русской армии полковыми священниками были священнослужители разных конфессий — христианства, иудаизма, ислама (полковой мулла).

Современность

24 января 2010 года Министром обороны Российской Федерации — России подписано положение «Об организации работы священнослужителей с военнослужащими в воинских частях Российской Федерации», на основании чего в вооружённых силах вводится должность полковых священников (в тех частях, где существуют для этого предпосылки). Инициатива исходила от Министерства обороны. Независимо от этого, во всех епархиях давно и плодотворно работают отделы по взаимодействию с вооруженными силами России.

В августе 2015 года на заседании Межрелигиозного совета России было рассмотрено предложении о создании неформальных рабочих групп из представителей традиционных религий при помощниках начальников территориальных УФСИН по работе с верующими и воинских частях. Высказываясь относительно состава групп, культуролог Юсуф Малахов отметил, что в штат режимных учреждений для исполнения целей нравственного направления не должны назначаться духовные лица во избежание конфликта интересов различных централизованных организаций, когда каждая из них будет пытаться назначить своего человека, и предложил определить на эти позиции действующих офицеров, которые смогли бы совмещать привычную службу с религиозной деятельностью, тем самым можно избежать и лишних расходов на подготовку новых кадров.

Другие статьи из рубрики «Крупный план»

18 мая 2015
Последние герои
В Санкт-Петербургской митрополии остались считанные клирики, принимавшие участие в Великой Отечественной войне. Среди них протоиереи Василий Стойков и Иоанн Миронов.

18 марта 2015
Возвращение из рабства. История первая.
О проблеме алкоголизма и наркомании лучше всего могут рассказать люди, которые сами были подвержены сильной страсти, устояли в борьбе с ней и сумели построить жизнь без нее.

Шотландские встречи
Несколько лет, проведенных в Великобритании или «на Островах», как часто говорят русские, живущие здесь, не только открыли мне мир британского православия, но и британского христианства во всем его многообразии. Богом мне была подарена редкая возможность — посмотреть на жизнь британцев не глазами туриста, эмигранта, а изнутри. …

20 марта 2012
В поисках полноты
Женский монастырь, если посмотреть чуть отстраненным взглядом, — весьма экстремальное заведение. Большое количество женщин собрано вместе (известно, как женщинам трудно ладить между собой), руководитель — тоже женщина. Здесь, наверное, хорошо изучать особенности психологии слабого пола… Уединенная созерцательная жизнь — разве это женское …

25 февраля 2016
ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ (ЧАСТЬ 1)

Этот журнал еще на закате советской власти говорил о жизни во Христе. Его читали не только в Петербурге, но и в разных уголках России, Западной Европы, Америки. Многие из тогдашних неофитов называют его своим духовным учебником. Весной 1991 года, четверть века назад, начал выходить журнал …

«Содержать себя в добром порядке во образ другим»

Появление второго царского распоряжения было связано с тем, что у так называемого «белого» (то есть женатого) духовенства идея службы на флоте поддержки поначалу не нашла. И тогда было принято решение к службе на флоте привлекать «черное» духовенство, то есть монахов, не имеющих семей и больше привычных к уставной строгости.

Отвечать за отбор и отправку священников на флот доверили архимандриту Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге Феодосию (Яновскому). Выбор этот не был случайным: архиепископ Феодосий был весьма близок к Петру, а кроме того, отличался высокими организаторскими способностями. Потому государь и повелел священников на флот «брать из Александро-Невского монастыря», поскольку люди эти были уже привычны к суровому балтийскому климату и отличались преданностью своему настоятелю. К тому же еще в 1718 году старшим над теми «39 священниками», которых надлежало иметь на кораблях, был назначен насельник Александро-Невской лавры отец Гавриил (Бужинский).

Светлая заутреня на рейде Порт-Артура. Иллюстрация из журнала «Огонек» 1905 года, художник Алексей Ганзен

В январе 1720 года Петр Первый утверждает своим указом первый в истории русского флота важнейший документ — «Морской устав». В этом всеобъемлющем своде морских правил, законов и требований уже содержится отдельный пункт, касающийся священников на кораблях: глава IX «О священниках». Ее первый пункт касается начального священника – того, который «имеет управление над всеми священниками во флоте» и должен находиться на корабле аншеф-командующего флотом. Второй и третий пункты называются «О священнике на каждом корабле» и определяют нормы и правила поведения флотских священников. Им, в частности, предписывалось «содержать себя в добром порядке во образ другим… дабы не прельщать людей непостоянством или притворною святостью и бегать корысти, яко кореня всех злых».

Отдельно оговаривались требования к службам. Священнику надлежало «отправлять службу Божию по надлежащему». Как гласил устав, «на котором корабле будет определена церковь, тогда священник должен оную в добром порядке иметь и в воскресные и в празднуемые дни, ежели жестокая погода не помешает, литургию отправлять». Ему же предписывалось «поучение словесное, или на письме читать в наставление людям, а в прочие дни молитвы положенные».

С крестом на груди и парашютом на спине

Октябрьская революция вместе с прежней русской армией уничтожила и институт военного духовенства, в который к тому времени входили не только православные священники, но и другие христианские капелланы, а также муллы и раввины. Только в начале 1990-х годов в российскую армию вновь вернулись священники, начавшие окормлять «христолюбивое воинство», как поминают защитников России на церковных службах. В 1995 году в Московском патриархате появился специальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, а десять лет спустя воссоздали Военное благочиние Санкт-Петербургской епархии.

Полковые священники ВДВ готовятся к зимним прыжкам

Несмотря на долгий перерыв, вернувшиеся в российскую армию военные священники мало чем отличаются от своих предшественников прежних веков. Как и они, современное военное духовенство готово сопровождать своих подопечных где угодно: известны случаи, когда полковые священники ВДВ вместе с обыкновенными бойцами совершают прыжки с парашютом, а уж в том, чтобы вместе с паствой отправиться на маневры, для них и вовсе нет ничего необычного. Восстанавливаются полковые церкви и появляются варианты мобильных полевых церквей (в том числе и десантируемых), спуск на воду новых кораблей российского ВМФ не обходится без обязательной молитвы и благословения, да и в дальних походах моряки могут исповедаться и причаститься у корабельного священника.

Заслуги военных священников оценены не только орденами и золотыми наперсными крестами. Например, на Братском кладбище на Северной стороне Севастополя, где похоронены участники Первой обороны, есть памятник полковому священнику Брянского егерского полка протоиерею Василию Смирнову, умершему от болезни и контузии 21 декабря 1855 года и перезахороненного на Братском кладбище в 2005 году. А 5 октября 2014 года на центральной площади Малоярославца Российское военно-историческое общество установило скульптурную композицию «Полковому священнику». Она возведена напротив монумента Героям Отечественной войны 1812 года, а прообразом священника, попирающего французские пушки и вздымающего православный крест, стал первый священник-кавалер ордена Святого Георгия отец Василий Васильковский.

Монумент «Полковому священнику», установленный РВИО в Малоярославце

Виды капелланов

Военное дело

Наиболее распространено современное значение слова «капеллан» — священник в армии, авиации и на флоте (должность приравнена к заместителю командира полка или батальона, которому предоставляется личный вооруженный адъютант). Ответственный за воспитание рядовых солдат, матросов, офицеров и их семей. В его функции входит богослужение среди военнослужащих, контроль над их моральным состоянием, отпевание умерших (погибших) и т.п. Кандидаты от священников отбираются среди магистров наук и по рекомендации епископа. Проходят сертифицированную подготовку.

Должность капеллана в армии и флоте Российской империи была до 1917 года[источник не указан 1127 дней]. В 1914 году в рядах Русской императорской армии насчитывалось около 730 священников, 150 дьяконов и псаломщиков, а в разгар войны количество капелланов в ней составляло около 5 тыс. человек. Первый в Российской империи Всероссийский съезд военного и морского духовенства состоялся в Санкт-Петербурге с 1 по 11 июля 1914 года, в нем участвовали 49 капелланов, представлявших все 12 военных округов государства. На нем был определен круг обязанностей военного духовенства: помимо непосредственно священнических задач, капелланам предписывалось оказывать помощь в перевязке ран, помогать при эвакуации убитых и раненых солдат, извещать родных и близких убитых воинов о смерти солдат, участвовать в организации обществ помощи инвалидам, а также заботиться об обустройстве походных библиотек и воинских захоронений.

Капелланы были в армиях РОА («власовцев») (—), «Украинских сечевых стрельцов» (—), УГА (—), у Сечевых Стрельцов УНР (—), в УПА (—) и т. д. Должность капеллана предусмотрена в ограниченном контингенте войск ООН, от всех государств участников. В Российской Федерации, Украине (и в странах бывшего «Варшавского Договора») возрождают институт капелланства. Современный опыт Украины в этом в Косово, Ираке и других «горячих точках» мира.

В ВДВ Российской Федерации появились авиадесантируемые православные храмы.

В ряде государств практикуется поддержка объединяющихся по религиозному принципу военнослужащих — последователей новых религиозных движений и различных течений язычества. В частности, в декабре 2018 года в армии Великобритании начали действовать Языческая сеть Министерства обороны, объединяющая в основном виккан и последователей неодруидизма, и Сеть растафарианцев британских Вооруженных сил. В 2011 году на территории Кадетской часовни академии ВВС США был сооружен и освящен Круг Сокола, в котором совершать молитвы могут виккане, неоязычники, неодруидисты и другие последователи «землецентричной спиритуальности» (англ. «earth-centered spirituality»). В 2019 году в Вашингтоне, округ Колумбия, планируется открытие мемориала коренным американцам — ветеранам боевых действий, который также будет местом совершения обрядов для последователей племенных религий американских индейцев. Одним из лоббистов необходимого для этого законодательства был сенатор Джон Маккейн. С 2007 года викканская пентаграмма является в США одним из религиозных символов, которые официально разрешено изображать на надгробиях ветеранов, которые устанавливаются за счет государства.

Галерея

Гражданская служба

  • Священник в полиции (пенитенциарных учреждениях), в пожарной охране, больнице (госпитале) и в других общественных учреждениях.
  • В протестантских церквях — священник, общающийся с заключёнными в местах лишения свободы.

Помощник приходского священника (приходской викарий).

Храм в юрте

После возвращения на «гражданку» Баир поступил в буддийскую школу при Иволгинском дацане и стал монахом.

Город Кяхта, где теперь служит капеллан, расположен на границе с Монголией. На территории части нет дацана, потому всё, что нужно для проведения молебнов, обустроили в юрте. По словам ламы, служивые нуждаются в духовной поддержке не меньше гражданских, поэтому такой полевой храм очень востребован. Баир-лама регулярно совершает религиозные обряды и ритуалы с солдатами и их родственниками. Иногда приходится выезжать домой к молодым людям, чтобы благословить родных и близких. Также он посещает госпиталь и медчасть, чтобы подбодрить захворавших ребят. Рады ламе и на полигоне, где он в походных условиях совершает богослужения и общается с военными в индивидуальном порядке. Солдаты и офицеры интересуются в основном сутью ритуалов или просят «посмотреть», что ожидает их в этом году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector