Памятник минину и пожарскому (нижний новгород)

Памятник и его создатели

Победителем конкурса стал проект известного скульптора-монументалиста Ивана Петровича Мартоса. Памятник собирались установить в 1812 году, к двухсотлетию победы над поляками. Но помешала война с французами. А после победы над Наполеоном возведение монумента стало делом национального масштаба. Ведь в будущей скульптуре русское общество видело символ крепости русского духа и консолидации всего народа перед лицом чужеземных захватчиков. Поэтому памятник решено было устанавливать не в Нижнем Новгороде, как планировалось вначале, а в центре Москвы, где и совершались все судьбоносные для страны события как в 1612, так и в 1812 годах.

Основание памятника украшено двумя горельефами работы скульптора Ивана Мартоса, один из которых изображает сбор народного ополчения. И, хотя события относятся к 1612 году, на нем скульптор изобразил себя самого, провожающего двоих своих сыновей на войну с Наполеоном. На втором горельефе князь Пожарский изгоняет польских интервентов из Москвы.

Пьедестал, который состоит из трех цельных кусков гранита, изготовил мастер Самсон Суханов. Затем готовый памятник из Санкт-Петербурга отправили водным путем в Москву.

Памятник-обелиск Минину и Пожарскому

Руководители второго народного ополчения в Смутное время староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский навечно остались в сердцах не только земляков-нижегородцев, но и всего Отечества. Имена их в истории Российского государства неразделимы, а память о них увековечена в памятнике-обелиске Минину и Пожарскому, установленном в 1828 году в Нижегородском Кремле неподалеку от Михайло-Архангельского собора. Торжественная церемония открытия состоялась 15 августа с освящения обелиска и парада гарнизона Нижегородского Кремля. Это самый старый монумент Нижнего Новгорода. Изначально планировалось установить памятник бесстрашным спасителям Отечества работы И.П. Мартоса в Нижнем Новгороде, но в 1811 году указом Императора Александра I монумент решено было установить у Собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, а в Нижнем предполагалось соорудить обелиск. В 1818 году, после того, как памятник Минину и Пожарскому был установлен в Москве, известнейший скульптор И.П. Мартос начал работать над барельефом для обелиска. Но установку монумента затянулась и в 1825 году Академия художеств вновь объявляет конкурс на создание обелиска в Нижнем Новгороде, на котором побеждает проект русского архитектора, академика Петербургской Академии художеств А.И. Мельникова. Уже через несколько месяцев — 31 октября 1825 года — был утвержден выполненный совместно И.П. Мартосом и А.И. Мельниковым проект обелиска и барельефов. В 1826 году были отлиты плиты с надписями по проекту Мартоса и две плиты с барельефными портретами героев. Сам же обелиск был готов только к 1828 году, поэтому дата на плитах не соответствует дате установки.

Памятник представляет собой обелиск, вырубленные из карельского гранита и доставленного по воде в Нижний Новгород. При транспортировке верхняя часть гранитной плиты была отколота, но отколовшуюся часть посадили на металлический штырь и заполировали швы. В результате монумент потерял в размере 2 метра. По бокам обелиска располагаются два бронзовых барельефа с изображениями Минина и Пожарского и мифологическими гениями, держащими над их головами лавровые венки. Над барельефом с одной стороны обелиска, обращенной к Волге, на бронзовой выгравирована доске надпись: «Гражданину Минину благодарное потомство. 1826 г.». С противоположной стороны монумента, обращенной к городу, также на бронзовой доске, высечена вторая надпись: «Князю Пожарскому благодарное потомство. 1826 г.». Вокруг памятника в XIX веке был разбит Мининский сад.

Подробности про Минина и Пожарского

Призыв патриарха Гермогена оказывается услышанным на востоке страны, в Нижнем Новгороде. Нижегородский земский староста, мещанин Кузьма Захарович Минин (Сухоруков), обращается ко всему народу со страстным призывом собрать средства на то, чтобы вооружить новое ополчение, которое освободило бы Москву и навело бы порядок в стране.

Воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский, которого Минин знал лично, и к которому решено было обратиться с просьбой возглавить ополчение, к тому времени уже прославился знанием тактики и личной храбростью. Согласившись повести ополчение на Москву, он с первых дней показал себя незаурядным стратегом и искусным политиком.

Ополченцы, двигаясь на север, а затем к Москве, проходят через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому, Ярославль. К ним присоединяются всё новые и новые отряды. За полгода ополчение превращается в большую армию, которая подходит к Москве и осаждает ее. В результате второе ополчение выполняет свою миссию.

«Поляки сдают Кремль, и наступает совершенно новый период в развитии страны, – говорит Игорь Данилевский. – Теперь встает вопрос, кто же станет новым царем. Среди прочих претендентов в этих выборах участвовал и князь Дмитрий Пожарский. Но в последний момент на заседание Земского собора, который должен был решить этот вопрос, приходят казаки, которые предлагают своего кандидата. И этот кандидат устроил всех. Юный Михаил Романов, сам еще почти мальчик, но сын Филарета Романова, авторитет которого признают все слои общества. И на российском престоле оказывается новый царь, который стал родоначальником династии Романовых. Этим и завершается длительная эпоха смутного времени».

О каких событиях напоминает монумент

Почему же Минин и Пожарский оказались так любимы в народе? Ведь средства на памятник в их честь собирали всем миром. Пожертвования приходили от земств и частных лиц даже из самых дальних уголков России.

Известно, что эти герои возглавили народное ополчение, которое в 1612 году освободило Москву от польской интервенции. Именно этим событиям посвящен и День народного единства, который мы отмечаем ежегодно 4 ноября.

В этих условиях страна стала крайне уязвимой, чем тут же воспользовались соседи, захватившие часть русских земель. Вот что говорит в одной из своих лекций доктор исторических наук Игорь Данилевский: «Шведы на севере, поляки на западе, в Смоленске, где они захватили русскую делегацию во главе с Филаретом Романовым. Делегация эта вела переговоры с представителями польского короля Сигизмунда III. Польский король желал посадить на русский трон своего сына, малолетнего королевича Владислава».

Страна оказалась безо всякого руководства. По всей России в это время действуют самые разные вооруженные отряды. Кого там только не было. Это литовские банды, польские и шведские военные отряды, недовольные казаки, которые ходили поддерживать Лжедмитрия, но остались ни с чем. И все эти отряды безнаказанно грабили местное население по городам и деревням.

А что же в Москве? Там правила боярская Дума. Но возле столицы стояли отряды, верные Лжедмитрию II, и московские бояре их очень боялись. Поэтому они пригласили в Москву отряды поляков, захвативших Смоленск. «Оккупация поляками Кремля началась с приглашения, которое они получили от боярской Думы, а точнее, от временного правительства, которое называлось семибоярщина. Это была роковая ошибка, и последствия ее пришлось оплачивать кровью», – говорит доктор исторических наук Николай Борисов.

В этих условиях на волне народного недовольства стихийно собирается первое народное ополчение, состоящее из дворян и их холопов, казаков и необученных военному ремеслу слоев населения. Это ополчение доходит до Москвы и даже занимает Белый город, но затем встречает отпор от поляков. Но, хуже того, в их рядах начинаются принципиальные разногласия, поскольку руководители ополчения не могут найти между собой общего языка. Дворянство поссорилось с казачеством, началась взаимная резня и ополчение распалось.

Зачем коммунисты подвинули памятник

Сейчас памятник Минину и Пожарскому стоит не там, где он был первоначально установлен. «И это символично, — говорит член Ассоциации искусствоведов, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. – Сейчас он находится перед храмом Василия Блаженного, и Минин рукой показывает то ли на ГУМ, то ли на Исторический музей. А раньше памятник стоял спиной к месту, на котором теперь находится ГУМ, и Минин показывал Пожарскому рукой на Кремль: «Иди и освободи!». Передвинули памятник большевики в 1931 году в связи со строительством мавзолея». Еще бы, ведь если бы памятник остался на прежнем месте, то Минин, вкладывая меч в руки Пожарского, указывал бы ему прямо на мавзолей, что рождало бы в обществе нездоровые ассоциации и новые присказки. Этого большевики никак не могли допустить. Были даже проекты по сносу и переплавке памятника. Но в результате ограничились его переносом поближе к храму Василия Блаженного.

«И это символично, – говорит Александр Копировский, – ведь в нашей стране большевики действительно многое сдвинули со своего законного и исторического места, в том числе и церковь, и народное единство, и лучшие качества народа, с которыми это единство было связано, посеяв в людях страх, вражду и недоверие. Сегодня этот, как и многие другие памятники, уцелевшие, разрушенные и перемещенные, должен напомнить нам о той России, которую мы потеряли. Пусть обращение к нашей подлинной истории ставит перед нами вопрос о том, как возродить в народе красоту, доброту, как вернуть на место то, что было «сдвинуто» и до сих пор не возвращено на свое место».

Подпишись на нас в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector