Текст молитвы, которую читают в православной церкви при венчании

Содержание:

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания 

Брак как духовное единство установлен Господом еще в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2, 18–24). 

В Ветхом Завете после грехопадения смыслом брака было продолжение рода. Каждый надеялся, что именно в его роду когда-то воплотится Спаситель. Отсутствие детей считалось Божией карой за грехи. В библейской истории есть свидетельства о том, что некоторые евреи имели наложниц, бывали случаи развода. Но, даже несмотря на это, семья как неразделимый союз двух людей оставалась образцом. Седьмая заповедь Моисея гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14). Супружеские союзы ветхозаветных праведников пророка Захарии и Елисаветы, богоотцов Иоакима и Анны и по сей день для христиан являются идеалом устроения супружеской жизни.

С пришествием Христа нравственные требования к хранению душевной чистоты в браке возрастают: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5, 2728). В Новом Завете высшим стремлением названо бесстрастие и целомудрие, но брак указан как посильный для всех  путь ко спасению.Иоанн Златоуст ишет: «Девство я считаю гораздо досточтимее брака; и однако чрез это я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его».

Широко известно упоминание в Евангелии момента, когда Господь Исус Христос почтил своим присутствием брак в Кане Галилейской. Как пишет блаженный Августин, «Христос явился на брак (в Кане), чтобы подтвердить, что Он Сам в Раю установил брак». Упоминание о столь рядовом житейском, казалось бы, событии свидетельствует о его огромной значимости. Со временем брак был признан одним из семи церковных таинств, совершаемых над человеком, к которому взрослый христианин прибегает по его желанию, поскольку в отличие от других таинств, таких как Крещение, Миропомазание, Покаяние и Причащение, таинство брака не является необходимым для спасения.

Значение молитвы в таинстве Православной церкви

Обряд венчания – это таинство, основу которого составляют особые молитвы. Два любящих человека по доброй воле скрепляют свой союз во время чтения обрядовых молитв. Они вступают в брачный союз для продления рода, чтобы в семье царили любовь и согласие.

В венчальных молитвах священник обращается к Богу, чтобы он соединил их сердца и научил создать крепкие семейные узы, где муж будет терпелив и снисходителен, а жена мудра, смиренна и не сварлива. Жениху и невесте следует внимательно вслушиваться и запомнить венчальную молитву, в которой священник молится об их будущей супружеской жизни.

Популярное за 7 дней

О силе молитвы «Да воскреснет Бог»
26.09.21 23:09

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

Митр. Антоний (Паканич): Любовь земная не должна заслонять любовь Божественную
27.09.21 21:35

Дорога в пропасть, или Антихристианская сущность современного гуманизма
26.09.21 22:36

Отношение в православной церкви к разводам

Православная церковь относится к разводам крайне негативно. Считается, что человек обязан вступать в брак зрелым и принимать осознанное решение, которое он не захочет поменять через несколько месяцев или лет. Поэтому не стоит сочетаться неразрывными узами, если вы не уверены в своём избраннике и в том, что прожить с ним всю жизнь – благо.

Проблемы, которые начались после бракосочетания, являются испытанием от Бога, которое необходимо пройти с честью, достойно. Недопустимо прекращать любые попытки всё наладить сразу же после первых сложностей. Компромиссы, смирение, готовность понимать и принимать – вот что ставится во главе угла как главные ценности православной семьи. «Не сошлись характерами» или «мало зарабатывает» не являются уважительной причиной, чтобы оставить человека, выбранного своим супругом перед лицом Бога.

Даже более серьёзные прегрешения, такие, как алкоголизм, наркомания, семейное насилие церковь сначала пытается решить в рамках супружества, достучаться до виновной стороны, и одобряет развод, только если ничего не помогает.

Невиновная сторона распавшейся семьи тоже обязана посетить исповедь и покаяться, ведь в любых конфликтах пары, по мнению православия, всегда виноваты двое.

Обязательно почитайте! Как продать долевую квартиру: особенности и порядок продажи в 2020 году

Околоцерковный символизм

Не нужно додумывать или самим пытаться дополнить символизм действий, совершаемых во время таинства. Свечу задуло сквозняком или она упала — ничего страшного здесь нет, ваша вечная любовь не погаснет преждевременно. Не нужно гадать по таинству — это грех язычества, которое не подобает христианам

Как правило, во время этого важного события все волнуются. Могут упасть кольца, пролиться вино, жених или невеста упасть в обморок (особенно если в храме жарко и душно)

На моей памяти много раз сознание теряли дружок или дружка. Что это означает в символике совершаемого таинства? Абсолютно ничего! Ничего страшного в этом нет. Если люди пришли с чистым сердцем просить благословения Божия, стоят и молятся Богу, не играет абсолютно никакой роли, упало что-то или не упало. Привносить своё в символизм таинства Божия — большой грех.

Часто молодые пытаются совершить свои какие-то обряды во время таинства: играют в игру, кто первым вступил на рушник или быстрее допил чашу, положил свою руку поверх руки другого. Господь не смотрит на эти моменты и не даёт главенство в семье в зависимости от того, кто первый что-то сделал. Не занимайтесь мистикой! Кто будет главой семьи, зависит от чисто психологических характеристик супругов. У кого-то характер жёсткий, у кого-то помягче. Есть те, кто любит доминировать, и те, кто предпочитает подчиняться в каких-то бытовых вопросах. Это ни в коей мере не зависит от того, кто первым наступит на полотенце или откусит больше от каравая.

Не нужно до или во время таинства придумывать какие-то свои обряды: смотреть или не смотреть друг другу в глаза, признаваться в любви, глядя в колодец, или оплакивать свою незамужнюю жизнь

Как совершается Таинство венчания

Сейчас принято сначала посещать ЗАГС, потому что священники требуют свидетельство о браке. Это объясняется тем, что бывают такие случаи, когда венчание совершать нельзя (обманывают священников, что пойдут в ЗАГС, а сами расходятся через некоторое время после венчания, или же имеют другую семью).

Обычно пары приходят в храм нарядные, невеста – в белом платье. Но иногда священникам приходится венчать и пожилых людей, проживших вместе много лет. Бывает даже, что венчание совершается на дому, потому что один из супругов уже не может встать с кровати. Также существует чин венчания людей, вступающий в брак второй раз. Все эти чины имеют разное чинопоследование.

Чин состоит из трех частей:

  1. Обручения.
  2. Венчания.
  3. Общая чаша.

Начинается чин венчания с обручения. Перед этим священник спрашивает: по доброму ли произволению жених берет эту невесту, и не обещался ли другой девушке. Тот же вопрос задается невесте. Молодоженам надо иметь при себе кольца. Священник относит их в алтарь, чтобы освятить. Есть такой народный обычай – стелить под ноги венчающимся белое полотенце. Это – знак чистых семейных отношений.

Кольца жених и невеста надевают друг другу. Это – символ, взятый из культуры Древнего Рима, означающий добровольное рабство. Это значит, что муж и жена уже не принадлежат друг себе, а только супругу. Священник читает молитвы о семейном мире и благополучии, любви и взаимопонимании супругов, о даровании детей и долгой жизни. Потом священник благословляет их венцами, которые подразумевают награду за целомудрие до брака. Читают Апостол и Евангелие. Потом поется молитва «Отче наш».

Затем выносится чаша с вином, которую жених с невестой должны выпить. Это символизирует будущие испытания, которые они вместе должны перенести. На самом деле венчание напоминало древнюю вечерю любви – агапу.

Иногда венцы держат над головами поручители. Раньше они играли роль свидетелей, которые расписывались в церковной книге. Они назывались «шаферами».

Потом пара, взявшись за руки, ведомые священником, обходят вокруг аналоя с пением тропарей («Исайа ликуй» и др.). Иногда поручители идут вслед за ними, держа над их головами венцы.

Венчание второбрачных отличается тем, что в нем нет обручения. А венчание тех супругов, которые прожили вместе много лет, отличается тем, что содержит покаянную молитву, и в нем отсутствует молитва о даровании чад. И эти чинопоследования намного короче основного.

После венчания муж и жена становятся одной плотью.

Что надо принести с собой на венчание

Жених и невеста должны иметь при себе:

  • икону Христа;
  • икону Пресвятой Богородицы;
  • венчальные свечи;
  • обручальные кольца;
  • белое полотенце.

Всё это можно приобрести в церковной лавке. Перед венчанием хорошо пройти Таинство исповеди и причастия.

Кому нельзя проходить венчание

По правилам православной церкви нельзя венчаться:

  • тем, кто уже состоит в браке, гражданском или церковном;
  • кровным родственникам по прямой или косвенной линии;
  • крестника с крестными родителями;
  • лицам, не достигшим восемнадцати лет;
  • не проходившим Таинство крещения;
  • священнослужителям, начиная с иподиаконского чина;
  • тем, кто уже был в гражданских браках более трех раз;
  • принявшим иноческий чин;
  • лицам, сменившим пол;
  • психически недееспособным лицам;
  • приемных родителей со своими приемными детьми.

Также не разрешается венчать без согласия жениха или невесты.

Когда можно венчаться

Венчание не совершается в один из четырех постов, а также накануне однодневных постов и праздников (в том числе воскресных дней). Т.е. венчаться можно в мясоед по понедельникам, средам, пятницам, воскресеньям.

Невесты должны быть в телесной чистоте. Лучше заранее обговорить со священником день венчания.

Устав Всенощной для клироса

Бдение – одна из самых сложных по своей структуре служб с разнообразным богослужебным материалом. При этом хор играет особую роль в совершении службы, исполняя ее важнейшие песнопения.

Когда бдение окончательно утвердилось в Русской Церкви, к началу XVI в. появляются специальные книги для клироса – Певческие Обиходы, содержащие песнопения суточного круга, литургии, всенощной. Они расположены по порядку совершения службы. Первоначально Обиходы представляли песнопения в так называемой «крюковой» нотации, в новейших их изданиях обычно следует текст песнопения, после него – он же, положенный на более привычные современному человеку ноты.

Кроме этого, существует целый ряд пособий для клироса, посвященных всенощной. Они особенно популярны у учащихся духовных школ – семинарий, регентских курсов. Они могут представлять собой:

  • полное последование, по которому можно видеть общую схему, порядок службы; как правило, здесь приводятся тексты молитв, псалмов, ектений, но при этом имеются богослужебные указания для поющих;
  • ноты важнейших песнопений, расположенные по порядку бдения;
  • наконец, есть пособия, совмещающие оба подхода; здесь помещено как сама последовательность всенощной, так и ноты, песнопений; как правило, одно песнопение может быть представлено в разных вариантах, положенное на музыку разными авторами. Такие пособия сближаются с собственно богослужебной книгой «Обиход».

Итак, мы с Вами рассмотрим полное Таинство Венчания с обручением

Таинство может быть совершено как с хором, так и без него, как с диаконом, так и без него, как с пономарем, так и без него — другими словами, один священник может совершать таинство, но с хором и диаконом намного торжественнее и молитвеннее.

Молодые встают лицом к Алтарю

Прежде всего молодые встают у входа храм, лицом к алтарю, либо в задней части храма у дверей , жених с правой стороны, невеста — с левой. Где начнется таинство, заранее Вам подскажут в храме, оба варианта не будут ошибкой, но наиболее практично для удобства венчающихся и гостей начинать действия в самом храме.

К встрече молодых в Храме уже все подготовлено, остаются некоторые нюансы

Заранее подготовлен столец в середине храма, длинное полотенце перед ним, священник на специальной тарельце положил кольца жениха и невесты на престол, а рядом с ними нам престоле поставлены иконы Спасителя и Божией Матери — которые на престоле освящаются таким образом: открываются Царские Врата, включается в храме весь свет, священник выносит Евангелие и Крест и возлагает их на подготовленный столец. Подходит к венчающимся, благословляет их возжигает им свечи и дает в руки.

Каждение

Кадилом крестообразно совершает каждение. Здесь, на усмотрение конкретного священника, может и не совершаться каждение, а может совершаться не только каждение венчающихся, но и «малое каждение храма». В данном случае это не критично.

Священник: Благословен Бог наш всегда: Ныне и присно и во веки веков.

— Хор или народ: Аминь

Миром Господу помолимся!

— Хор или народ: Господи, помилуй!

Важно молиться всем предстоящим

Народ же стоит, не потупивши взгляд, а раскрывая свой слух, внимая в каждое слово сказанное священником, которое на данный момент обращено и к людям, в конце каждого прошения мы слышим «Господу помолимся» — это прямое обращение к народу о молитве.

Священник возглашает многократно различные прошения во всеуслышание

Священник, возглашая ектению, произносит ее в общепринятом для церкви ритме, бодро, не раздражая слух молящихся, но при этом не монотонно, для того чтобы не растерять человеческое внимание

О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся!

О мире всего мира, Благостоянии Святых Божиих Церквей и Соединении всех, Господу помолимся!

— Хор или народ: Господи, помилуй!

О Святем Храме сем, с Верую Благоговением сходящих в онь Господу помолимся!

Сама ектения очень похожа на мирную, но по случаю обручения добавлены специальные прошения, о молодых супругах.

Часть прошений мы рассматривать не будем, так как основная задача — раскрыть смысл таинства, а не рассматривать скрупулезно весь чин.

О еже податися им чадом в приятие рода и всем яже ко спасению прошением, Господу помолимся!

Некоторые прошения, например, в чине таинства венчания, предназначенном для людей, так скажем, поживших в браке лет тридцать будут иными, потому как, если венчающимся по 65 лет, то о каком деторождении у Бога просить, они заменены на прошения, необходимые конкретному возрасту или опущены вовсе. Сделано это для того, чтобы не бросать напрасные прошения перед Богом и не вводить молящихся в недоразумение.

О еже низпослатися им любви совершенней, мирней, и помощи, Господу помолимся!

О еже сохранитися им в единомыслии и твердей вере Господу помолимся!

О еже сохранитися им в единомыслии и твердей вере, Господу помолимся!

Яко да Господь Бог наш дарует им брак честен и ложе нескверное, Господу помолимся!

О избавитися нам от всякие скорби гнева и нужды Господу помолимся!

Заступи, Спаси, Помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию!

Два последних прошения, которые мы здесь рассматриваем, затрагивают интересы не только молодоженов, но и всех предстоящих и молящихся людей.

ВЕНЧАНИЕ БРАКА

После «Отче наш» — тропари «Исаие, ликуй…». Первыми после клириков причащались молодые. Вместо заамвонной молитвы были прочитаны оставшиеся молитвы из чина венчания[3].

8 мая 2016 года в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова впервые в истории Санкт-Петербургской Духовной Академии была совершена венчальная Литургия[4].

Элладская Церковь

Порядок современной греческой венчальной Литургии таков (обручение совершается перед нею): к мирной ектении прибавляются прошения чина венчания; перед каждым из антифонов (текст антифонов особый) вместо обычных молитв во всеуслышание читаются по одной из трех первых молитв венчания; после малого входа и тропарей архиерей венчает и благословляет молодых, следуют Трисвятое и служба чтений (венчания); к сугубой ектении после Евангелия прибавляются особые прошения; вместо молитвы прилежного моления возгласно читается четвертая молитва венчания; далее Литургия идет по обычному чину вплоть до Причащения мирян; новобрачные причащаются первыми; молитва на общую чашу, вкушение от чаши и оставшиеся части чинопоследования венчания бывают после заамвонной молитвы; отпуст Литургии складывается из обычного и венчального[5].

Сколько раз можно?

Церковь уверяет, что грех двоежёнства не столь тяжёл, как те грехи, которые может совершить человек, остающийся в невыносимом браке или в одиночестве. Поэтому возможность создания второй семьи предусмотрена церковным законодательством. Третьей – с большими сложностями. А вот четвёртой и последующих – нет.

Несмотря на то что любое нарушение клятвы о целостности семейного союза в глазах церкви – грех, шанс на повторный брак даётся. Но разрешение на это можно получить только от высокого священнического чина – епархиального архиерея. Простой батюшка в силах лишь поговорить с вами, помочь облегчить душу или попытаться найти иное решение проблемы.

Интересно! Самый лёгкий способ – если один из супругов не был в браке, а второй – овдовел или развёлся не по своей вине и инициативе. Тогда венчание проводится по первому чину, словно предыдущей семьи не было.

Что нужно для венчания в церкви?

Правила подготовки к венчанию в православной церкви заключаются главным образом во внутреннем осознании и ответственности за этот шаг. В понимании, что назад пути нет и все трудности характера, притирки, разногласия – не могут теперь быть поводом для расторжения союза, который освятил Бог.

Это серьезный шаг, но многие сегодня легкомысленно идут на него, не рассчитывая силы и крепость чувств. К сожалению, такие люди не понимают, что после разрыва венчанного союза сделать гармоничной следующую семью будет сложнее и следует беречь то, что имеется.

И уже во вторую очередь необходимо подготовить наряд, документы, предметы для таинства и прочие вещи, необходимые в этот день.

Что нужно для венчания в православной церкви, список:

  1. Свидетельство о регистрации брака. Согласно правилам, установленным Священным Синодом, незарегистрированные в органах ЗАГСа браки не могут быть венчаны. Такие условия диктуются в первую очередь серьезностью намерений молодоженов, ведь после революции и распада Российской Империи церковь утратила полномочия влияния на права и обязанности сторон, функцию регулировки законных отношений теперь выполняет именно ЗАГС.
  2. Иконы Спасителя и Божией Матери. Какие иконы нужны для венчания? Подойдут любые образы и оклады, но главное, чтобы их можно было без проблем взять в руки. Эта благочестивая традиция раньше означала благословение родителей на брак и передавалась по наследству – со стороны невесты икона Пресвятой Богородицы, а со стороны жениха икона Спасителя. Благословение родителей имело сакральную ценность и свято соблюдалось.
  3. Золотые обручальные кольца. Раньше женское кольцо для венчания было серебряным, напоминая о том, что в христианской семье женщина является помощницей мужу и подчиняется любящему супругу. У мужа было золотое кольцо, что соответствовало символике царского металла – как Христос, муж обязан любить свою жену, которая символизирует собой Церковь. Именно муж будет нести ответственность за свою семью перед Богом на Суде.
  4. Венчальные свечи. Их можно приобрести на месте в храме. Являются символом благодати Святого Духа, Который невидимо предстоит и освящает.
  5. Белый плат. Это может быть как обычное покупное полотенце белого цвета, так и вручную расшитое невестой полотно (что раньше часто практиковалось). Можно также приобрести на месте в Храме. Его стелют на пол и встают во время определенного момента в процессе таинства. Плат символизирует чистоту помыслов и устремлений венчающихся.
  6. В некоторых храмах существует фиксированный размер пожертвований для таинства. Стоимость необходимо оплатить перед таинством, чтобы не забыть об этом после. Если фиксированной платы нет, то можно оставить добровольное пожертвование после венчания. Следует помнить, что государство не снабжает работников церкви зарплатами и их проживание зависит от наших пожертвований.
  7. Достойный внешний вид венчающихся. У девушки (женщины) должен быть головной убор (платок или более пышная фата для венчания), закрытые плечи, наряд должен быть скромным, закрывающим колени и не имеющим глубокого декольте. Мужчина должен быть в брюках. Шорты, бриджи и другие укороченные варианты, обнажающие ноги, для мужчины в храме не допускаются. Цвет наряда для невесты лучше выбрать светлых, пастельных тонов. Традиционно, чистая целомудренная девушка подчеркивает свою невинность абсолютно белым платьем и живыми цветами в руках. Обувь для невесты лучше выбрать удобную, на плоской подошве, чтобы без проблем отстоять службу.

После потери церковью законной гражданской силы, способной регулировать юридические вопросы, наличие свидетелей не является обязательным и носит, скорее, характер благочестивой традиции. Свидетели были поручителями брачующихся, хорошо их знали. Приглашали умудренных опытом, имеющих собственные семьи свидетелей, которые в трудные ситуации смогли бы дать дельный совет.

Сколько длится подготовка и идет сам обряд венчания в церкви?

Длительность подготовительного периода зависит только от самих молодоженов. За это время им предстоит приобрести все, что нужно для венчания, познакомиться со священником, который будет проводить обряд и расскажет, как праздновать венчание и выбрать наряд.

Сами обряды обручения и венчания в церкви длятся по времени столько, сколько потребуется на пошаговое совершение всех вышеперечисленных процедур. Как правило, это происходит в течение от сорока минут до одного часа.

Согласно требованиям некоторых священников, пары обязаны полностью отстоять службу с самого утра и причаститься. Только после этого они допускаются к обручению и венчанию. В этом случае процедура может продлиться до пяти часов. Как отмечать совершение ритуала венчания, и стоит ли вообще это делать, молодожены уже решают самостоятельно, четких правил по этому поводу нет.

Венчание в православной традиции – это очень ответственная церемония, которая имеет свой четкий регламент и драматургию. Портал svadbagolik.ru уверен, что пройдя через нее, вы заключаете союз перед Богом и даете начало счастливой семье.

Атрибуты ритуала и их символика

Использование атрибутов во время таинства имеет сакральный смысл, символика которого уходит в глубину веков.

Обручальные кольца

Обручальные кольца – символ того, что брачный союз нельзя расторгнуть. Обменивающиеся кольцам молодожены подтверждают готовность к полному доверию и единению друг с другом.

Раньше кольцо жениха делалось из золота. Это значило, что муж, как солнце, будет освещать жену благочестием. Колечко новобрачной – из серебра. Подобно луне, жена будет отражать свет солнца и покоряться ему.

Сейчас материал для колец выбирают не так строго, поэтому они могут быть изготовлены из любых металлов, но предпочтение все же отдают золотым или серебряным колечкам.

Венчальные свечи и венцы

Свечи означают, что венчающиеся чисты и целомудренны перед Богом, а их желание сочетаться браком является искренним.

Пламя венчальной свечи символизирует начало новой жизни, освященной благодатью.

Венцы символизирует корону, а их надевание – коронование. Молодые знаменуют собой венец творения Божьего – первых людей, Адама и Еву.

Также венцы надеваются в качестве награды за целомудрие и стремление к освященному союзу. И еще они напоминают о мученичестве, о том, что супружеская жизнь – это добровольное несение трудностей, умение прощать и понимать супруга.

Рушники, кагор, каравай

В ритуале обязательно используют два белых полотенца или два отреза белой ткани. Одно из них обрамляет иконы. На другое – встают молодые во время таинства. Рушники символизируют такую же чистоту мыслей четы, как и белоснежный плат на голове новобрачной.

Кагор олицетворяет кровь Христа. Сладкое крепленое вино молодожены троекратно испивают из чаши в конце церемонии.

Каравай олицетворяет тело Христа. Батюшка в конце церемонии благословляет его. Обычно каравай оставляют в храме в знак благодарности.

Прочие

В набор для венчания входят и другие обязательные атрибуты:

  • Брачующиеся и свидетели непременно надевают нательные крестики;
  • Нужна также освященная икона Спасителя (для жениха) и Божьей Матери (для невесты);
  • Могут понадобиться белые платочки, чтобы держать венцы и свечи.

Совет! Каждая церковь может вводить небольшие корректировки в традиционный набор обязательных для венчания принадлежностей, поэтому лучше обсудить с батюшкой список необходимых предметов заранее.

Особенности процедуры

Рекомендуется записаться на церемонию заранее, минимум за неделю, чтобы выбрать подходящий день и обсудить со священником все детали.

В России венчают тех, кто предварительно заключил официальный брак в загсе. Только церковный брак в России не имеет юридической силы. В храм нужно принести паспорта и брачное свидетельство. Будет ли официальная регистрация и венчание в один день или в разные – это решают брачующиеся.

В качестве редкого исключения возможно венчание без официальной регистрации. Священнослужители могут пойти навстречу, если сложились экстремальные обстоятельства. Например, одному из желающих заключить брак предстоит срочная опасная операция. Тогда разрешение сможет выдать епархиальный архиерей.

Запретные дни

Дни, когда нельзя венчаться:

  1. Периоды, пока идут четыре длительных поста;
  2. От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
  3. Масленичная неделя (Сырная седмица) перед Великим постом;
  4. Светлая (Пасхальная) седмица после Пасхи;
  5. Во вторник, четверг и субботу;
  6. В день перед великими церковными праздниками;
  7. Накануне и в дни, когда празднуется Воздвижение Креста Господня и Усекновение Главы Иоанна Предтечи (идет строгий пост);
  8. Перед престольными храмовыми праздниками. Они в каждой церкви бывают свои, следует предварительно уточнять;

Кого не обвенчают?

Венчанный брак не заключается в случаях:

  1. Кто-либо из венчающихся является атеистом и пришел в церковь, подчиняясь принуждению;
  2. Кто-либо из пары уже связан браком;
  3. Брачующиеся находятся в родственной связи. Нельзя жениться родственникам вплоть до троюродных братьев и сестер;
  4. Брачующиеся состоят в духовном родстве (крестные и крестники). Раньше это правило строго соблюдалось, сейчас в порядке исключения можно получить разрешение архиерея;
  5. Не совершат обряд над некрещеными;
  6. Венчаться можно только три раза, четвертый раз запрещено.

На всю жизнь

Венчание — это на всю жизнь. Ведь, когда мы рожаем ребёнка, мы понимаем, что он будет ночами не спать и с ним будет очень тяжело? Но мы к этому готовимся. Точно так же и в венчании: рождается новый брак, и назад уже пути нет. В Церкви нет «развенчания». Часто люди спрашивают: как развенчаться? Ответ здесь простой: никак. Венчают навсегда. Кто может отменить благословение Бога? Никто.

Бывают ситуации, когда людям приходится вступать во второй брак. Церковь со снисхождением и любовью относится к таким людям. Над ними совершается особый чин венчания «о второбрачных». Такая пара должна подать прошение на имя правящего архиерея, и он рассмотрит причину, по которой кто-то из брачующихся хочет вступить второй раз в брак. Причины, когда Церковь разрешает это, бывают разными. Например, один из супругов остался вдовцом или развёлся не по своей инициативе. В единичных и исключительных случаях допускается и третий брак.

Чин «о второбрачных» отличается от первого венчания отсутствием молитв о целомудрии и некоторыми другими моментами. Над теми, кто уже прожил долгое время в первом браке и решил повенчаться, они тоже не читаются. Тем, кто пришёл венчаться после первого или второго брака, не нужно стоять с потухшими глазами и покаянным, скорбным видом. Свечи будут гореть, хор будет петь, а невеста может надеть свадебное платье.

История таинства венчания

Как мы знаем из Библии, а конкретно — из книг Ветхого Завета, брак появился еще в раю до грехопадения первых людей — Адама и Евы. И создал брак сам Господь. Что касается описания обряда заключения брака, в Ветхом Завете его не найти, но по некоторым косвенным цитатам можно заключить, что исторически он состоял из двух разграниченным по времени действий: обручения (помолвки) и, собственно, свадьбы. Это схема была универсальна и для иудеев, и для всего греко-римского мира, а потом, вместе с распространением христианства по миру, пришла в другие страны, в том числе на Русь.

В Новом Завете мы также не найдем четкого описания чина брака. Тем не менее известно, что у первых христиан уже существовало такое понятие как «церковный брак». В конце I — начале II века Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу писал, что «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господи, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию».

При этом мужчина и женщина, которые единожды приняли Таинство Крещения и стали членами христианской общины, а потом вступили в церковный брак, параллельно должны были легализовать свой союз перед светским законом. Христианская апологетическая литература, к примеру, послание к Диогнету (около 200 года после Рождества Христова), говорит, что христиане «заключают браки как все». Послание Афинагора (около 180 года после Рождества Христова) утверждает, что «каждый из нас имеет жену, на которой женился по установленным нами законам, с целью деторождения».

Чин христианского брака стал оформляться ближе к IV веку. К примеру, появилась традиция приглашать на брачный пир епископа или священника. Священник читал особую молитву на домашнем празднике, тем самым освящая брак молодоженов. Разделение семейного торжества и церковного Таинства произошло позже. Появились специальные молитвы для этого Таинства и чинопоследование (последовательное подробное изложение какого-либо богослужения).

Для начала стоит узнать, что существует несколько вариантов Благословения на брак

  1. Таинство венчания для молодоженов,
  2. Таинство венчания для людей, вступающих в брак во второй раз,
  3. Таинство венчания для зрелых, поживших в браке людей, у которых дома уже царит детский смех внуков.

Мы не будем рассматривать отдельно каждый вариант, а рассмотрим «Таинство Венчания для молодоженов», которое является основополагающим для двух других вариантов.

Отличия двух других от основополагающего логичны. Для второженцев и для людей, поживших в браке, у которых уже за плечами много опыта, опускается «Обручение», и молитвы читаются совсем другие, нежели для молодых, они сменяются прошением о прощении грехов, о старости, об их поколении — на усмотрение священника, но мне попадалась в требниках различная практика, в одном варианте возложение венцов не использовалось, во втором использовалось — это не будет ошибкой, в данном случае наиболее важным и неизменяемым является так называемая формула венчания: «Господи Боже Наш, славою и честию Венчай я». Поэтому доверяйте грамотности священников на Вашем приходе.

История и значение

Толкование всенощного бдения очень простое — это ночная молитва, совершаемая христианами на коленях. Многие великие святые считали, и до сих пор считают, что молитва является высочайшей из добродетелей. Делами можно помочь человеку, но когда мы молимся, Сам Бог нисходит и помогает. О некоторых молитвенниках в истории говорилось что враги боялись их молитв больше чем десятитысячной армии.

Читая Писание, несложно заметить рассказы о такой практике уже в ветхозаветной церкви. Например, Иосиф, сын Израиля, имел обычай выходить в ночное время для молитвы и рассуждений. И также Царь Давид часто не давал себе уснуть для того, чтобы побыть наедине и молится. Наиважнейшим подтверждением является Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы.

Но исторически, всенощное бдение было определено и официально признано Церковью во времена Иоанна Златоуста. Со временем порядок этого богослужение был улучшен и обогащён и другими святыми, как Иоанн Дамаскин и Федор Студит. Бдение часто связывают с призванием христиан к тому, чтобы быть всегда трезвыми, молится непрестанно и помнить о том, что Господь грядёт.

Особенно во времена гонений христиане собирались на всеобщую молитву именно в ночное время. Их часто обвиняли в том, что они развращают детей, в атеизме, людоедстве, и в других ужасных вещах. Так как приходилось прятаться от властей, они выбирали более тайные места, в катакомбах и на кладбищах.

Во II—III вв. еках очень распространилось движение отшельников и монахов. Помимо аскетизма, они часто проводили всю ночь в молитве, пении и в восхвалении. Для отцов Церкви бдение имело эсхатологические оттенки. Бдение считалось образом духовной жизнь. Христианин должен всегда помнить о кресте Христовом, о Святом Евангелии, о прощеных грехах и о награде на небесах за верность. Греческий термин «агрипния» встречается в записях Василия Великого. Он писал о том что такого рода собрания проводились во многих местах на Востоке и происходили накануне воскресных дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector