Что значит быть «по образу и подобию бога»?

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

Пути достижения подобия Божьего

Стать подобным Богу — это долгий процесс, главной целью которого является усовершенствование человеческих добродетелей. Если разум является одной из божественных качеств, то совершенствование своего разума, развитие умственных способностей, обучение чему-то новому и будет дорогой к проявлению натуры Творца.

Совет! Развитие в себе милосердия, доброты, любви к окружающем также являются путем достижения подобия Господа. Но лучший способ — это исполнение Его заповедей.

Выражение «быть подобием Божием» не означает одномоментное достижение этой цели, т.е. это некий процесс, который длится всю человеческую жизнь. Ведь достичь и занять место Творца по сути невозможно, но приблизится к этому можно. Сам процесс приносит человеку удовлетворение и благословение, ведь именно для этого и был создан он — достигать и стремится к Творцу.

Подобны ли мы Богу? Протоиерей Андрей Ткачев

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Проблема образа и подобия Божия в человеке имеет свои практические аспекты, которые относятся не только к христианам, но и, практически, к каждому человеку: необходимо очищать образ и стремиться к подобию.

Каждый из «сынов и дочерей Адама» является носителем образа Божия, но этот образ нуждается в очищении от последствий грехов. Про Адама в Библии сказано, что он создан по образу Божию, но про сына Адама сказано уже по-другому: «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» (Быт. 5, 3). Это означает, что образ Божий в человеке остался, – ибо он находится в самом человеческом существе – но светлость его затмилась и красота исказилась. Адам прибавил к нему нечто свое, то есть грехи (христ.: Варнава (Беляев). 1995, с.57).

Это то, что в святоотеческой традиции называется прародительским грехом, ибо грех во всех людей перешел от прародителей (Ч. 2: Григорий Богослов. О душе. 1994, с.35). «Человеческое естество бывает грешно от самого зачатия своего. Бог не создал человека грешным, а чистым и святым. Но когда первозданный Адам потерял сию одежду святости, не от другого какого греха, а от одной гордости, и сделался тленным и смертным; то и все люди, происходящие от семени Адамова, бывают причастны прародительского греха от самого зачатия и рождения своего. Кто сим путем родился, хотя бы не сделал еще никакого греха, уже грешен есть тем прародительским грехам» (христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.309).

Образ Божий важен для воспитания и образования. Дореволюционная школа имела две главные задачи: первая – обучение грамоте и нужным предметам; вторая – духовно-нравственное воспитание. В наше время как-то забылось, что «само слово «образование» подразумевало воспитание по образу и подобию Божию» (доп.: Половинкин. 1997, с.15).

Важен образ Божий и для обычной жизни – как основа позитивного отношения к другим людям: «Люди по существу, в глубине все лучше, чем в своем проявлении в жизни. Одно дело – образ Божий и благодать, полученная в таинстве крещения; это и есть личность человека, его «Я». Это великий дар Божий» (христ.: Никон (Воробьев). 1988, с.109).

Именно подход к человеку, как образу Божию, и делает возможным и реальным любовь к любому человеку, независимо от личного к нему отношения. Это та любовь к врагам, о которой говорил Иисус Христос: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 43-44).

Эта любовь распространяется и на заблуждающихся, ибо христианин «помнит, что и его самого, и ближнего сотворил один Бог; поэтому и в заблуждающемся человеке чтит Творца; любит его как своего собрата по изгнанию, сожалеет о его неведении и молится о нем» (христ.: Климент Александрийский. Строматы. 1996, с.281). Своим непочтением к Богу заблуждающиеся наказывают сами себя: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия…» (Рим. 1, 28-29).

Где искать образ Божий

Чтобы быть образом Господа следует знать и понимать о чем идет речь. Для этого следует стремится в Богопознание, стремится к личным глубоким взаимоотношениям с Господом, чтобы не на словах, но на делах понимать сущность Господа Бога. Для этого следует очистить свое сердце, отбросить невежество и примитивные рассказы, и направить свой дух и сердце к Творцу.


Образ Божий заключается в способности души мыслить, чувствовать, исполнять принятые решения

Существует несколько верных способов поиска Господа. Необходимо только быть с открытым сердцем и твердой верой. Лик Бога узнается следующими методами:

  1. Чтение Писания — в Псалмах, Евангелиях, в великих и малых пророках приводится бесчисленное количество примеров того, какой есть Господь. Углубленно изучая святые тексты, можно увидеть Божественные качества.
  2. Молитва — личное общение с Богом помогает познать Его. Когда мы хотим узнать человека, мы проводим с ним большое количество времени в разговорах и совместных занятиях, а с Богом также необходимо разговаривать, открывая Ему свое сердце и стремясь увидеть и услышать Отца Небесного.
  3. Пребывание в общине — посещение богослужений и церковных мероприятий не только полезно для наставления духа, но и помогают познать Господа. Не только из проповедей, чтения текстов святых отцов, акафистов и пр., но и из совместного общения.

Важно! Каждый человек является подобием Бога, поэтому познать образ Его можно и с помощью других христиан. Поиски — это постоянное занятие, требующее усилий и веры

Господа невозможно узнать полностью, Он лишь может открыть некоторые Свои качества для человека. Поиски же Творца занимают всю жизнь, главное — стремится найти Его

Поиски — это постоянное занятие, требующее усилий и веры. Господа невозможно узнать полностью, Он лишь может открыть некоторые Свои качества для человека. Поиски же Творца занимают всю жизнь, главное — стремится найти Его.

По подобию Бога

Когда Бог сотворил человека по Своему подобию, Он хотел, чтобы человек (как мужчин, так и женщина) был определенным образом похож на Бога, и имел определенные Божьи привилегии. Относительно этого можно сделать вывод:

1. Это было не физическое сходство, а…

Более того, человеческое тело было таким, через которое должен был воплотиться Бог-Сын или «сделался подобным человекам» (Филиппийцам 2:7). Таким образом Бог создал человека в таком теле, в котором Он Сам однажды пришел — в форме, в которой Он пожелал явить Себя людям.

2. Подобие мыслей.

Бог одарил человека интеллектуальной способностью, которая намного превосходила и превосходит способность понимать у животных. Таким образом, человеку был дан ум, способный слышать и понимать для того, чтобы общаться с Богом; эмоции, способные отвечать Богу с любовью и преданностью; и воля, благодаря которой он может выбирать, слушаться ли ему Бога. Человек был наделен всем необходимым не только для того, чтобы «любить Бога и вечно слушаться Его», но также и для того, чтобы выполнять Божий замысел на земле — быть Его регентом и управлять творением вместе со своим Творцом.

Это видно из повеления Бога Адаму и Еве, чтобы они владычествовали над всей землей и животными (Бытие 1:26, 28), чтобы Адам ухаживал за садом (Бытие 2:15), и чтобы он дал названия всем животным на земле (Бытие 2:19-20).

Интеллектуальные таланты человека еще больше выражаются в его способности проектировать и создавать различные вещи, ценить красоту, сочинять прекрасную музыку, рисовать картины, писать, считать огромные числа и изучать математику, контролировать и использовать энергию для самого себя (например, огонь, электричество, ядерная энергия), организовывать, мыслить, принимать решения, обладать самосознанием, смеяться над собой и думать абстрактно. Всё это поведение не является инстинктивным (в отличие от животных), и как таковое оно имеет неограниченное многообразие.

3. Моральное подобие.

Из всех сотворённых Богом существ только человек имеет дух или осознание Бога, т.е. способность познавать Его и иметь духовную связь с Ним через молитву, хвалу и поклонение. С момента грехопадения (Бытие, глава 3), человек имеет врождённое моральное понимание добра и зла (совесть), которые он распознает своим духом.

Человек был сотворен не только непорочным (т.е. без греха), но и святым. В противном случае Адам не мог бы иметь общение с Богом, который не может смотреть на злодеяния (Аввакума 1:13). Это еще больше подтверждается в Бытие 1:31, где Бог говорит, что всё, созданное Им (включая человека), было «хорошо весьма». Это не могло бы быть правдой, если бы человек был нравственно несовершенным.

4. Социальное подобие.

Социальную природу Бога и истинную любовь можно увидеть в доктрине Троицы. Бог, суть которого есть любовь, сотворил человека с социальной природой и необходимостью в любви. Утверждение в Бытие 3:8 о том, что «они услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня», указывает на то, что Адам и Ева наслаждались дружбой и общением с Богом, которые они имели, пожалуй, каждый день.

Бог также обеспечил человека очень особенным общением и любовью. До того, как Бог создал Еву, Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Затем Бог создал Еву из ребра Адама (Бытие 2:21-24), и именно этот факт Иисус использовал в разговоре с фарисеями для того, чтобы защитить святость брака и глубину любви в брачных отношениях (Матфея 19:4-6; Марка 10:6-8).

Ссылки:

Два других случая, когда множественная форма слов Бога употребляется в Бытие 3:22 и 11:7.

John Calvin, Genesis, translated and edited by John King, The Banner of Truth Trust, Edinburgh, p. 91, 1965.

Исаия 40:13; Римлянам 11:34.

Иоанна 16:13 указывает, что Святой Дух говорит.

Множественная форма слова «Бог» (Елохім) и множественные «нас» и «наш» используются с глаголом в единичном числе в Бытие 1:26, из чего выводится доктрина Троицы. Сравните Бытие 1:1-3 и Матфея 28:19.

См. также Иоанна 1:3, «Все чрез Него начало быть , и без Него ничто не начало быть, что начало быть.», а также Иоанна 17:24, где Иисус говорит про любов Бога-отца к Сыну «еще до начала мира».

Некоторые комментаторы различают термины «образ» и «подоба» Бога. Другие считают их синонимами, которые усиливают общую идею схожести. Моисей, очевидно, делает следующее: он использует «подобу» как объяснение «образа» в Бытие 1:26 (там нет «и» между двумя фразами на иврите); он использует «образ» дважды, не упоминая «подобу» в Бытие 1:27; он использует лишь «подобу» в Бытие 5:1 и лишь «образ» в Бытие 9:6.

Мы понимаем, что это был Господь Иисус Христос, потому что «ниодин человек никогда не видел Бога» (Иоанна 1:18).

Morris, H., The Genesis Record, Master Books, El Cajon, California, p. 74, 1976

Животные общаются несколькими способами, включая голос, выражение лица, позу и запах, но ни одно животное не может разговаривать граматически понятными фразами и предложениями.

Обратите внимание, что Бытие 1:27 рассказывает нам, что Ева также была сотворена по образу Божьему, а заповедь в Бытие 1:26 и 28 использует множественное «им» (то есть Адаму и Еве), а значит, всем их потомкам (то есть человечеству).

Человеку была дана власть над всеми животными, минералами и растениями – не для личной корысти или тирании, а как Божьему представителю. Это делегированная позиция служителя и распорядителя, и она подразумевает подотчетность

Во всем, что делает человек, он несет ответственность перед Богом (Откровение 20:12).

Человек – триединая сущность, которая состоит из тела, души и духа; Растения имеют тела и ведут несознательный образ жизни; у животных есть тела, и они ведут сознательный способ жизин (на иврите «нефеш» переводится как «душа»); у человека есть тело, сознательная жизнь (или душа, которая проявляется в наличии интелекта или ума, эмоций, чувств и свободы выбора и воли), а также дух (Бого-сознательность). Человек – вечный и уникальный образ Бога во всех трех проявлениях. Некоторые комментаторы сравнивают три аспекта личности человека с Троицей Бога-Отца, Сына и Святого Духа.

Взято с Henry C. Thiessen, Lectures in Systematic Theology, Eerdmans, Michigan, pp. 156-7, 1977.

Сотворение Евы из Адама – это большой камень преткновения для идей теистической эволюции. Кое-что говорит, что «Адам из пыли» символизирует эволюцию от низших форм, но как на счет «ребра Евы»?

Показать больше

Сотворение человека

Человек — венец Божьего творения. Бог поставил его главой над всей землей.

Созданы по образу и подобию Бога

Согласно Священному Писанию, Бог создал человека на шестой день творения. Человек стал его заключительной частью. Особенность его в том, что подход к его созданию был совершенно иным, отличным от других живых существ.

Здесь мы видим две важнейшие характеристики человека: он есть образ и подобие Бога и поставлен главенствовать над всем творением. Интересно, что здесь же Библия уточняет, что он был создан разнополым существом как мужчина и женщина. Соединяясь вместе и образуя семью, мужчины и женщины сотрудничают в исполнении возложенной на них Богом миссии — размножаться, плодиться, наполнять землю и управлять ею.

Небесный Отец

Бог Библии активно участвует в жизни творения, в том числе, человека. Он не самоустранился, а продолжает направлять и заботиться о нем. Люди не сироты в мире. У них есть Отец на Небесах.

Отношение Бога к человеку сравнивается с отношением отца к детям. Бог знает нас, печется о нас и воспитывает, а мы со своей стороны должны оказывать Ему положенное почтение.

Отцовство Бога подразумевает равенство людей перед Ним. Независимо от национальности, социального статуса, материального состояния или возраста каждый человек — дитя Божье.

Библия призывает нас доверять Небесному Отцу. Христос однажды сказал: “Если вы, будучи злы, умеете давать доброе вашим детям, то тем более Отец Небесный даст блага просящим у Него”.

Для чего создан человек?

Всеобъемлющая цель жизни человека — прославить Бога. Это значит не только воздать Ему хвалу, но и отобразить Его славу. Мы были созданы по образу и подобию Божьему; соответствие этому образу — цель нашей жизни.

Наши мысли, слова, дела и мотивы должны прославлять Бога.

Бог открывает Себя в творении. Но человеку дана свобода выбора — поступать достойно своего Создателя или нет. Как творение Божье, мы призваны прославить Его. Один из способов сделать это — добрые дела. Когда мы делаем добро, то становимся похожими на Небесного Отца.

Итог

Сотворение человека изначально было спланировано Богом. Он благословлен Им размножаться и владычествовать над творением. Цель жизни человека — прославлять Создателя, образ и подобие Которого он носит.

Ссылки и примечания

Два других стиха, где используется множественная форма в речи Бога (совещание): Бытие 3:22 и 11:7.

Джон Кальвин, Бытие, перевод и издание Джона Кинга, издательство The Banner of Truth Trust, Эдинбург, 1965, с. 91.

Исаия 40:13; Римлянам 11:34.

Иоанна 16:13 свидетельствует о том, что Святой Дух говорит.

Множественная форма «Бог» (Элохим) и местоимения во множественном числе «нас» и «наш», используемые с глаголом в единственном числе в Бытие 1:26, предопределяют доктрину Троицы. Сравните Бытие 1:1-3 и Матфея 28:19.

Также смотрите Иоанна 1:3: «Всё чрез Него начало быть (т.е. через Слово = Иисус Христос), и без Него ничто не начало быть, что начало быть», и Иоанна 17:24, где Иисус говорит о том, что Бог Отец возлюбил Сына «прежде основания мира».

Некоторые толкователи Писания различают слова «образ» и «подобие» Бога. Другие рассматривают их как синонимы, желая подчеркнуть идею о сходстве. По-видимому, Моисей больше согласен со вторым мнением: т.е. он использует слово «подобие» как объяснение «образа» в Бытие 1:26 (между двумя фразами в послании к Евреям нет никакого союза «и»); он использует слово «образ» дважды и ничего не говорит о «подобии», о котором говорится в Бытие 1:27; он использует «подобие» (только) в Бытие 5:1, и «образ» (только) в Бытие 9:6.

Мы понимаем, что это был Господь Иисус Христос, поскольку «Бога (Отца) не видел никто никогда» (Иоанна 1:18).

Генри Моррис, Описание Бытия, издательство Master Books, Эль-Каджо, Калифорния, 1976, с. 74.

Животные общаются несколькими различными способами, включая голос, выражения лица, поза тела и запахи, но, ни одно животное не может говорить с помощью грамматических фраз и предложений

Обратите внимание на то, что в Бытие 1:27 говорится, что Ева также была сотворена по образу Бога, а повеление в Бытие 1:26 и 28 находится во множественном числе «их», т.е. касается Адама и Евы, а значит и всех их потомков (всех людей)

Таким образом, человеку был дан во владение весь земной мир (животный, минеральный, растительный) не для того, чтобы он эксплуатировал его для собственной выгоды и вел себя как тиран, но для того, чтобы быть представителем Бога. Это задание, требующее посвящения и ответственности. Человек во всём ответственен перед Богом. (Откровение 20:12).

Человек – это существо, имеющее три составных, т.е. единство тела, души и духа. Растения имеют тело и неосознанную жизнь. Животные имеют тело и осознанную жизнь (с евр.: nephesh, обычно переводится как «душа»). Человек имеет тело, осознанную жизнь (душа, включающая человеческий интеллект или ум, эмоции или чувства, и право выбора или воля), и дух (осознание Бога). Человек – это бессмертный и уникальный образ Бога во всех трёх аспектах. Некоторые толкователи Писания сравнивают это триединство человека с Троицей Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Адаптированная версия работы Генри К. Тейссена, Лекции по систематической теологии, издательство Eerdmans, Мичиган, 1977, сс. 156-7.

Создание Евы из Адама является абсолютным камнем преткновения для толкований теистической эволюции. Некоторые говорят, что «из праха – Адам» символизирует эволюцию от низших форм, но что означает «из ребра – Ева»?

Образ и подобие

Откровение говорит, что человек сотворен по образу и подобию, однако же не раскрывает значений этой пары понятий. Задаваясь вопросом, что же такое образ и подобие Божье в человеке, святые отцы отвечали по-разному. Прежде всего некоторые из них отождествляли эти понятия, то есть считали, что эти термины синонимичны

И такая точка зрения имеет основания, так как в нашем языке нередко употребляется ряд синонимичных понятий для того, чтобы подчеркнуть важность процесса или состояния, о котором говорим. То есть вполне допустимо говорить о совпадении объема смыслов пары понятий образ и подобие(11)

Некоторые отцы различали эти понятия, полагая, что их можно соотносить как статичное и динамичное. У св. Диадоха есть такое выражение: «Все мы, люди, созданы по образу Божию. Быть же по подобию Божию есть принадлежность только тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу»(12). Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Выражение: “по образу” – указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение: “по подобию” – означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека»(13).

Таким образом, большинство святых отцов считали, что образ – это способность двигаться к обожению, а подобие – сам процесс, направленный к обожению. Можно привести сравнение: образ и подобие соотносятся между собой как талант и его развитие в человеке. Многие имеют художественные или музыкальные способности, но только усердные добиваются успехов в этом роде деятельности.

Рассмотрев соотношения пары понятий образ/подобие, зададимся вопросами, что же такое образ Божий в человеке, какое именно смысловое наполнение этого понятия. Нередко святые отцы видели в образе ум, свободу, царственное положение(14), бессмертие или совокупность всех этих свойств(15).

Однако можно предположить, что было бы не совсем корректно поставить знак равенства между образом и одним из или всеми вместе перечисленными выше свойствами. Скорее, следует утверждать, что вышеуказанные отдельные свойства человеческой природы являются способом проявления образа Божьего, сам же образ остается непознаваемым.

Владимир Лосский говорит об определенной растерянности среди многообразных святоотеческих мнений по вопросу, что же такое образ Божий в человеке(16). В результате он приходит к выводу, что «образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и не можем определить, в чем состоит в человеке образ Божий»(17). Несмотря на определенную правильность этого утверждения, все же не следует полагать, что святоотеческое учение по этому вопросу осталось неразработанным и/или спутанным. Многообразие толкований лишь подчеркивает трудновыразимость этой тайны.

Святые отцы практически единогласны в том, что образ Божий относится к душе человека(18). Исключением в данном случае является мнение святого Иринея Лионского(19), полагавшего, что образ Божий включает и телесность человека. Епископ Сильвестр причину такого мнения святого отца видит в полемической необходимости доказать тем, кто отрицал людскую телесность и видел в ней зло, что и тело человека создано Творцом(20).

Важное место в понимании библейского рассказа о сотворении человека по образу Божьему занимает сопоставление библейского повествования о сотворении по образу с апостольскими выражениями о Христе как образе ипостаси Бога Отца (Евр. 1:3; 2 Кор

4:4). Подлинный Образ Бога Отца есть Вторая Ипостась, Божественный Логос. Именно по Образу Логоса сотворен человек(21): «Образ Божий есть Его Слово образ же Слова – истинный человек… который поэтому называется сотворенным по образу и по подобию Бога»(22). Эта идея нашла дальнейшее развитие в учении о том, что человек не просто образ Второй Ипостаси, но образ Воплощенного Логоса(23).

Кроме того, будучи сотворенным по образу Второй Ипостаси – Бога Сына, человек еще и выделяется из общего ряда творения в особое состояние, сыновство, которое было утрачено в следствие грехопадения, но восстановлено во Христе: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26), «Мы в себе стенаем, ожидая усыновления» (Рим. 8:23), «Бог послал Сына Своего (Единородного)… дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4–6), «Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:7)(24).

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Примечания:

Заключение

Когда Бог создавал растения и животных, Он творил их всех «по роду их» (эта фраза встречается в Бытие 1:11-25 девять раз). Когда Бог создал Адама, Он сделал его по образу и подобию Бога (см. Деяния 17:28). После грехопадения, человек всё равно остается творением, созданным по образу (Бытие 9:6; 1 Коринфянам 11:7) и подобию Бога (Иакова 3:9). Однако этот образ был запятнан в момент неповиновения Богу, и все аспекты Божьего образа были испорчены. И, тем не менее, эти аспекты были совершенными в Господе Иисусе Христе, который был и является «образом Бога невидимого» (Колоссянам 1:15), и «образом ипостаси» Бога (Евреям 1:3), как в Своей жизни на земле, так и на Небесах.

Апостол Павел говорит, что через Евангелие мы преображаемся в образ Бога, и что этот образ облекается «в праведность и святость истины» (Колоссянам 3:10; Ефесянам 4:24). Это не свойственно природе человека и он не может достичь этого собственными усилиями. Это является результатом работы Христа через веру и покаяние (Иоанна 1:12; Галатам 2:20). Эту работу совершает в нас Святой Дух (Титу 3:5; Римлянам 8:28-29), который живет в Божьих детях (1 Коринфянам 3:16; 6:19). «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector