Писатели по фамилии толстой: сколько их было

4. Детство

Биографическая повесть, опубликованная в «Современнике» в 1952 г., открывает трилогию, повествующую о настроениях, душевных порывах, огорчениях, смущенности и неловкости мальчиков, которые болезненно переживают чувство несправедливости и первой детской влюбленности. Автор концентрируется на развитии личности Николеньки, последовательно отслеживая шаги взросления детской души. Он строго судит своего героя с этической точки зрения.

Мальчик растет в дворянской семье с установленным навсегда размеренным порядком быта. В детях воспитывали заботу о внешности и манерах, но не уделяли внимания внутреннему миру ребенка, его интеллекту. Индивидуальность образа Николеньки заключается в детальном изображении его духовного развития. Мастерство Толстого в описании психологии героя делает повесть привлекательной для современных читателей.

Сказка Три медведя русская народная текст

русская народная сказка

Сказка «Три медведя» рассказывает о девочке, которая убежала из дому заблудилась в лесу и нашла домик, в котором жили медведи. Медведей не было дома и девочка зашла. Она вела себя плохо: ела из каждой чашки, поломала стульчик, лежала на всех кроватях. Мишки вернулись домой голодные и уставшие. Они разозлились, увидев, что кто-то ел из их чашек, поломал их стульчик. А, когда зашли в спальную увидели, что кто-то еще и лежал на кроватях. Вдруг Мишенька увидел девочку и закричал. Девочка выскочила в окно и убежала.

Эта сказка учит не только тому, что надо слушаться родителей и не входить в чужой дом без приглашения, но и учит счету до трех и понятию размеров: большой, средний, маленький.

Сказка Три медведя читать:

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла.

В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и её звали Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты. Девочка вошла в первую комнату и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановича. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Ивановича; другой поменьше — Настасьи Петровны, а третий, маленький, с красненькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иваныча; другая средняя — Настасьи Петровны; третья — Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

— Кто хлебал в моей чашке?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

— Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидал свою пустую чашку и запищал тонким голосом:

— Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал?

Михаило Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

— Кто сидел на моём стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую горницу.

— Кто ложился на мою постель и смял её? — заревел Михаило Иваныч страшным голосом.

— Кто ложился на мою постель и смял её? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

— Кто ложился на мою постель?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел ее укусить.

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, девочка выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

kinderbox.ru

Николай Степанович Гумилев

Мы уже рассказывали вам о том, как Зинаида Гиппиус, ничтоже сумняшеся, после знакомства с Гумилевым назвала его стихи «выдающейся дрянью». Но даже если вы, как и «декадентская мадонна», не особенно жалуете гумилевскую поэзию, его биография не может не вызывать по меньшей мере восхищения.

Азартный путешественник, бесстрашный разведчик, создатель школы акмеизма, возродившей русскую поэзию после декадентских экспериментов, муж Анны Ахматовой (в последнюю очередь) — и это всё о нем. 

Гумилев в Африке (фото 1913 года)

На Первую мировую он отправился добровольцем. Критик Андрей Левинсон, работавший в журнале «Аполлон», вспоминал:

Фото слева: с поэтом Сергеем Городецким

За ночную разведку уже в 1914 году Гумилев получил Георгиевский крест 4-й степени, а уже в 1915 году — и второй, и третий, уже 3-й степени. Но из-за болезни легких ему в конце концов пришлось оставить службу на передовой и вернуться к активной общественной и литературной деятельности.

Октябрьскую революцию Гумилев встретил в Париже (лучше бы там и оставался). Вернулся в Россию и даже не пытался скрывать свое неуважение к новой власти — «а за что их, собственно говоря, уважать»? Из-за этого неоднократно подвергал себя опасности. 3 августа 1921 года поэта арестовали, 24 августа вынесли смертный приговор, и 26 августа он был расстрелян.

Последними словами Гумилева были: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь».

За словом в карман не лезший

Даже превратившись в «святого старца», Толстой отличался потрясающей резкостью суждений, в том числе, по отношению к друзьям и близким людям. Например, с Тургеневым он дружил много лет. Но когда первый однажды пожаловался Льву Николаевичу на бронхит, Толстой, который сам лечился кумысом от страха смерти, тут же назвал друга слишком мнительным.

Тогда Тургенев стерпел. Но когда в другой раз Толстой при всех принялся распекать его за плохие отношения с внебрачной дочерью, Иван Сергеевич в гневе ушёл, пообещав прислать секундантов для дуэли. Позже поединок двух классиков удалось отменить – но больше Тургенев и Толстой не общались.

Александр Сергеевич Грибоедов

Тот самый Александр Сергеевич, который почему-то всегда и совершенно незаслуженно оказывается «в тени» другого Александра Сергеевича. Между тем, жизнь и судьба Грибоедова, пожалуй, не менее увлекательны и еще более трагичны, чем у его великого тезки.

Поэт, композитор, дипломат. В шесть лет владел тремя языками, в юношеском возрасте — уже шестью. В совершенстве знал английский, французский, немецкий, итальянский, понимал латынь и греческий. Оказавшись по делам службы на Кавказе и в Персии, выучил языки местных народов. 

«Один из самых умных людей в России» — сказал о нем Пушкин, а ближайший конкурент в дипломатической карьере Николай Муравьев-Карский признавал: «Образование и ум его необыкновенны».

Но война 1812 года не оставила молодому человеку выбора: Грибоедов поступил на военную службу. Впрочем, в боевых действиях участвовать его полку не довелось.

С одной стороны, Грибоедова привлекала научная деятельность, с другой — он был поставлен перед необходимостью служить стране сначала в армии, а затем — в дипломатическом корпусе. 

А еще Грибоедов был заядлым дуэлянтом и как-то раз выступил в роли секунданта в дуэли с участием четырех человек. Обменялся выстрелами с секундантом противника, отделавшись травмой мизинца. Именно по этому признаку спустя годы опознали тело Грибоедова после резни в посольстве в Персии…

О судьбе Грибоедова и судьбе его героя — Чацкого — более подробно в нашем посте Чацкий и Грибоедов: чужие среди своих.

Литература

В 1851 году брат писателя – офицер Николай Толстой – уговорил Льва ехать на Кавказ. Три года Лев Николаевич жил в станице на берегу Терека. Природа Кавказа и патриархальная жизнь казачьей станицы позже отобразились в повестях «Казаки» и «Хаджи-Мурат», рассказах «Набег» и «Рубка леса».

Лев Толстой в молодости

На Кавказе Лев Толстой сочинил повесть «Детство», которую опубликовал в журнале «Современник» под инициалами Л. Н. Вскоре написал продолжения «Отрочество» и «Юность», объединив повести в трилогию. Литературный дебют оказался блестящим и принес Льву Николаевичу первое признание.

Творческая биография Льва Толстого развивается стремительно: назначение в Бухарест, перевод в осажденный Севастополь, командование батареей обогатили писателя впечатлениями. Из-под пера Льва Николаевича вышел цикл «Севастопольских рассказов». Сочинения молодого литератора поразили критиков смелым психологическим анализом. Николай Чернышевский нашел в них «диалектику души», а император Александр II прочитал очерк «Севастополь в декабре месяце» и выразил восхищение талантом Толстого.

Писатель Лев Толстой

Зимой 1855 года 28-летний Лев Толстой прибыл в Петербург и вошел в кружок «Современник», где его радушно встретили, назвав «великой надеждой русской литературы». Но за год писательская среда с ее спорами и конфликтами, чтениями и литературными обедами надоела. Позже в «Исповеди» Толстой признался:

Осенью 1856 года молодой писатель уехал в имение Ясная Поляна, а в январе 1857 – за границу. Полгода Лев Толстой путешествовал по Европе. Побывал в Германии, Италии, Франции и Швейцарии. Вернулся в Москву, а оттуда – в Ясную Поляну. В родовом имении занялся обустройством школ для крестьянских ребятишек. В окрестностях Ясной Поляны с его участием появилось двадцать учебных заведений. В 1860-м писатель много путешествовал: в Германии, Швейцарии, Бельгии он изучал педагогические системы европейских стран, чтобы применить увиденное в России.

Лев Толстой за работой

Особую нишу в творчестве Льва Толстого занимают сказки и сочинения для детей и подростков. Писатель создал для маленьких читателей сотни произведений, среди которых добрые и поучительные сказки «Котенок», «Два брата», «Еж и заяц», «Лев и собачка».

Школьное пособие «Азбука» Лев Толстой написал для обучения детей письму, чтению и арифметике. Литературно-педагогическая работа состоит из четырех книг. Писатель включил в нее поучительные истории, былины, басни, а также методические советы учителям. В третью книгу вошел рассказ «Кавказский пленник».

Роман Льва Толстого «Анна Каренина»

В 1870 годы Лев Толстой, продолжая учить крестьянских детей, написал роман «Анна Каренина», в котором противопоставил две сюжетные линии: семейную драму Карениных и домашнюю идиллию молодого помещика Левина, с которым отождествлял себя. Роман лишь на первый взгляд казался любовным: классик поднял проблему смысла существования «образованного сословия», противопоставив ему правду мужицкой жизни. «Анну Каренину» высоко оценил Федор Достоевский.

Перелом в сознании писателя отразился в произведениях, написанных в 1880-ых. Духовное прозрение, меняющее жизнь, занимает центральное место в рассказах и повестях. Появляются «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и рассказ «После бала». Классик российской литературы рисует картины социального неравенства, бичует праздность дворян.

Лев Толстой и Максим Горький

В поисках ответа на вопрос о смысле жизни Лев Толстой обратился к Русской православной церкви, но и там не нашел удовлетворения. Писатель пришел к убеждению, что христианская церковь коррумпирована, а под видом религии священники продвигают ложное учение. В 1883 году Лев Николаевич основал издание «Посредник», где изложил духовные убеждения с критикой Русской православной церкви. За это Толстого отлучили от церкви, за писателем наблюдала тайная полиция.

В 1898 году Лев Толстой написал роман «Воскресение», получивший одобрительные рецензии критиков. Но успех произведения уступал «Анне Карениной» и «Войне и миру».

Последние 30 лет жизни Лев Толстой с учением о ненасильственном сопротивлении злу признан духовным и религиозным лидером России.

Три медведя сказка Льва Толстого

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня.

Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки. И Мишуткина похлёбка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит — у стола три стула: один большой, Михайлы Иванычев, другой поменьше, Настасьи Петровнин, и третий маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин.

Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась, — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлёбку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михайлы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, третья маленькая — Мишенькина. девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

— Кто хлебал в моей чашке?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

— Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

— Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал? Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

— Кто сидел на моём стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую горницу.

— Кто ложился в мою постель и смял её? — заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

— Кто ложился в мою постель и смял её? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

— Кто ложился в мою постель?

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-я-яй! держи! Он хотел её укусить. девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали её.

vsebasni.ru

Сказка Три медведя русская народная текст

русская народная сказка

Сказка «Три медведя» рассказывает о девочке, которая убежала из дому заблудилась в лесу и нашла домик, в котором жили медведи. Медведей не было дома и девочка зашла. Она вела себя плохо: ела из каждой чашки, поломала стульчик, лежала на всех кроватях. Мишки вернулись домой голодные и уставшие. Они разозлились, увидев, что кто-то ел из их чашек, поломал их стульчик. А, когда зашли в спальную увидели, что кто-то еще и лежал на кроватях. Вдруг Мишенька увидел девочку и закричал. Девочка выскочила в окно и убежала.

Эта сказка учит не только тому, что надо слушаться родителей и не входить в чужой дом без приглашения, но и учит счету до трех и понятию размеров: большой, средний, маленький.

Сказка Три медведя читать:

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла.

В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и её звали Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты. Девочка вошла в первую комнату и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановича. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Ивановича; другой поменьше — Настасьи Петровны, а третий, маленький, с красненькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нём было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иваныча; другая средняя — Настасьи Петровны; третья — Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

— Кто хлебал в моей чашке?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

— Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидал свою пустую чашку и запищал тонким голосом:

— Кто хлебал в моей чашке и всё выхлебал?

Михаило Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

— Кто сидел на моём стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

— Кто сидел на моём стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую горницу.

— Кто ложился на мою постель и смял её? — заревел Михаило Иваныч страшным голосом.

— Кто ложился на мою постель и смял её? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

— Кто ложился на мою постель?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел ее укусить.

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, девочка выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

kinderbox.ru

Три медведя

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла.

В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михаилы Иваныча, другой поменьше — Настасьи Петровнин, и третий маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул — на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, а третья маленькая — Мишенькина. Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ? Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко: — КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ? А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом: — КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ? Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом: — КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА? Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко: — КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА? Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал: — КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?

Медведи пришли в другую горницу. — КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? — заревел Михайло Иваныч страшным голосом. — КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? — зарычала Настасья Петровна не так громко. А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом: — КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ? И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут: — ВОТ ОНА! ДЕРЖИ, ДЕРЖИ! ВОТ ОНА! ВОТ ОНА! АЙ-Я-ЯЙ! ДЕРЖИ!

Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала.

И медведи не догнали ее.

— КОНЕЦ —

Сказка. Иллюстрации: Васнецова Ю.

Дальние родственники

Алексей Николаевич Толстой — русский и советский писатель, общественный деятель и Лауреат трех Сталинских премий первой степени издавался в Советском Союзе гораздо большими тиражами, чем его знаменитый дальний родственник (Алексей Николаевич Толстой приходится в четвертом поколении внучатым племянником Льву Николаевичу). Обсуждаются слухи о том, что биологическим отцом писателя был его отчим, и тогда он вовсе не «третий Толстой» в русской литературе, но подтверждения этим спорным фактам пока нет. Алексей Николаевич является автором очень разноплановых произведений: романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» стали классикой советской научной фантастики, «Пётр Первый» — эталоном исторического романа, а эпопея «Хождение по мукам» — переосмыслением целой эпохи. Ну, и, конечно, нельзя забывать о Буратино, который для всех советских людей затмил своего гораздо более нравоучительного предшественника Пиноккио.

Алексей Николаевич Толстой

«Четвертым Толстым» русской литературы называли писателя Сергея Николаевича, принадлежащего к нетитулованной тверской ветви рода Толстых. Вероятно, этот советский поэт, драматург, переводчик, эссеист, философ и литературовед мог бы достичь больших успехов на литературном поприще, если бы не Великая Отечественная война и материальные трудности, из-за которых талантливый автор не смог окончить литературный институт и работал инженером, часто отдавая творчеству лишь ночные часы.

Татьяна Толстая

Татьяна Никитична Толстая является внучкой Алексея Николаевича. Российская писательница, телеведущая, публицист и литературный критик заслужила несколько литературных премий и в 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России». Успех пришел к ней после первого же рассказа «На золотом крыльце сидели…». Одним из самых известных ее произведений является роман «Кысь», опубликованный в 2000-м году.

Кавказ, военная служба

Праздностью своей жизни умудренный молодой человек был не доволен, он хотел изменить свой жизненный уклад совершенно. Старший брат Льва был военным и в свой отпуск приехал навестить непутевого брата в 1851 году. Николай уговорил младшего брата поехать на Кавказ, где в то время проходил службу.

Лев поселился в Пятигорске, много охотился в местных лесах, хотел присоединиться к брату и поступить на службу, но не получилось из-за отсутствия нужных документов. Так прошли аскетичные кавказские полгода в жизни Толстого.

Лев предпринял ещё одну попытку поступить на службу и ему это удалось. Особо активных военных действий не велось в ту пору на Кавказе и у писателя было много свободного времени, чтобы уделить его творчеству. Именно там из-под пера Толстого вышла знаменитая повесть «Детство».

Артиллерийский офицер Лев Толстой во время Крымской войны

Юноша решает отправить свою повесть в журнал «Современник», там её хорошо приняли, положительно оценил сам Некрасов, который был на тот момент редактором. Рукопись напечатали, этот первый успех вдохновил Льва на продолжение писательства, благодаря чему вскоре появились «Отрочество» и «Юность».

Кавказский период жизни оставил Толстому много впечатлений, благодаря которым он, в последствии, напишет свои, ставшие одними из самых известных, произведения «Хаджи-Мурат» и «Казаки». Критики очень лестно отзываются о произведениях юного писателя и прочат ему большое будущее.

После начала активных военных действий в период Крымской войны, Толстой попадает на службу в Севастополь, где участвует в его обороне. Эта война даст писателю материал для «Севастопольских рассказов», которые прочитает сам император и оценит полевое творчество офицера-писателя.

Лев Николаевич храбро и отважно прошел Крымскую войну, был награжден. Ему уже сулили блестящую карьеру военного, но он написал сатирическое произведение, которое оскорбило ряд высокопоставленных военных и на этом поприще его уже никто не ждал

После этого события он уезжает в Петербург.

Иллюстрация к «Севастопольским рассказам» Льва Толстого / В.Зворыкин / онлайн-читать.рф

Убегавший в старости из дома

И без того прохладные отношения Льва Николаевича с супругой Софьей Андреевной к старости ухудшились настолько, что они несколько раз были на грани развода. В конце концов, писатель решил, что с него хватит, собрал личные вещи и среди ночи сбежал из дома. На тот момент ему было 82 года! Что интересно, вместе с ним уехали младшая дочь Александра и его личный доктор. Возможно, последний поехал специально, чтобы не упускать беспокойного пациента из вида. Но всё равно в этом не преуспел – в поезде писатель сильно простудился и им пришлось сойти на железнодорожной станции Астапово, куда, узнав о прибытии великого литератора, рванули за сенсацией толпы журналистов, зевак и, собственно, родственники.

Прибывшая Софья Андреевна попыталась уговорить супруга возвратиться домой – но болевший Толстой наотрез отказался. Писатель умер 20 ноября 1910 года в доме начальника местной станции. Причиной смерти стала тяжёлая форма пневмонии. После того, как Толстой скончался, начальник вышел на платформу и остановил часы на здании станции. С тех пор они всегда показывают одно и тоже время – 6 часов 5 минут утра.

Личная жизнь

На 18-летней Лев Толстой женился в 1862 году, когда ему исполнилось 34 года. Граф прожил с супругой 48 лет, но жизнь пары трудно назвать безоблачной.

Софья Берс – вторая из трех дочерей врача Московской дворцовой конторы Андрея Берса. Семья жила в столице, но летом отдыхала в тульском имении неподалеку от Ясной Поляны. Впервые Лев Толстой увидел будущую жену ребенком. Софья получила домашнее образование, много читала, разбиралась в искусстве и окончила Московский университет. Дневник, который вела Берс-Толстая, признан образцом мемуарного жанра.

В начале супружеской жизни Лев Толстой, желая, чтобы между ним и женой не было тайн, дал Софье прочитать дневник. Шокированная супруга узнала о бурной молодости мужа, увлечении азартными играми, разгульной жизни и крестьянской девушке Аксинье, ждавшей от Льва Николаевича ребенка.

Первенец Сергей родился в 1863 году. Вначале 1860-х Толстой взялся за написание романа «Война и мир». Софья Андреевна помогала мужу, несмотря на беременность. Всех детей женщина учила и воспитывала дома. Пятеро из 13 детей умерли в младенческом или раннем детском возрасте.

Проблемы в семье начались после окончания работы Льва Толстого над «Анной Карениной». Писатель погрузился в депрессию, выражал недовольство жизнью, которую так старательно обустраивала в семейном гнезде Софья Андреевна. Нравственные метания графа привели к тому, что Лев Николаевич потребовал от родных отказаться от мяса, алкоголя и курения. Толстой заставлял жену и детей одеваться в крестьянскую одежду, которую сам мастерил, и пожелал отдать нажитое имущество крестьянам.

Софья Андреевна приложила немалые усилия, чтобы отговорить мужа от идеи раздать добро. Но произошедшая ссора расколола семью: Лев Толстой ушел из дома. Вернувшись, писатель возложил обязанность переписывать черновики на дочерей.

Смерть последнего ребенка – семилетнего Вани – ненадолго сблизила супругов. Но вскоре взаимные обиды и непонимание отдалили их окончательно. Софья Андреевна находила утешение в музыке. В Москве женщина брала уроки у преподавателя, к которому появились романтические чувства. Их отношения остались дружескими, но граф не простил жене «полуизмены».

Роковая ссора супругов случилась в конце октября 1910 года. Лев Толстой ушел из дома, оставив Софье прощальное письмо. Он написал, что любит ее, но иначе поступить не может.

«Война и мир»

Лев Толстой недолюбливал свой роман «Война и мир», называя эпопею «многословной дребеденью». Произведение классик писал в 1860-х, живя с семьей в Ясной Поляне. Первые две главы, названные «1805 год», напечатал «Русский вестник» в 1865 году. Спустя три года Лев Толстой написал еще три главы и завершил роман, вызвавший бурные споры критиков.

Черты героев произведения, написанного в годы семейного счастья и душевного подъема, романист взял из жизни. В княжне Марье Болконской узнаваемы черты матери Льва Николаевича, ее склонность к рефлексии, блестящее образование и любовь к искусству. Чертами отца – насмешливость, любовь к чтению и охоте – писатель наградил Николая Ростова.

При написании романа Лев Толстой трудился в архивах, изучал переписку Толстых и Волконских, масонские рукописи, побывал на Бородинском поле. Молодая жена помогала ему, переписывая черновики набело.

Роман читался взахлеб, поразив читателей широтой эпического полотна и тонким психологическим анализом. Лев Толстой характеризовал произведение как попытку «написать историю народа».

По подсчетам литературоведа Льва Аннинского, к концу 1970 годов только за рубежом произведения российского классика экранизировали 40 раз. До 1980-го эпопею «Война и мир» сняли четырежды. Режиссеры Европы, Америки и России сняли 16 фильмов по роману «Анна Каренина», «Воскресение» экранизировано 22 раза.

Впервые «Войну и мир» экранизировал режиссер Петр Чардынин в 1913 году. Более всего известен фильм, снятый советским режиссером в 1965 году.

Основные произведения

Романы:

  • «Семейное счастье» (1859)
  • «Декабристы» (1860—61, не­законч., опубл. 1884)
  • «Война и мир» (1863— 1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867—69, 3 изд. исправл. 1873)
  • «Анна Каренина» (1873— 1877, опубл. 1875—77)
  • «Воскресение» (1889— 1899, опубл. 1899)

Повести:

  • Трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857; вся трил.—1864)
  • «Два гусара», «Утро помещика» (обе — 1856)
  • «Казаки» (незаконч., опубл. 1863)
  • «Смерть Ивана Ильича» (1884—86)
  • «Крейцерова соната» (1887—89, опубл. 1891)
  • «Дьявол» (1889—90, опубл. 1911)
  • «Отец Сергий» (1890—98, опубл. 1912)
  • «Хаджи-Мурат» (1896—1904, опубл. 1912)
  • «Посмертные записки старца Федора Кузьмича…» (незаконч., 1905, опубл. 1912)

Рассказы, в т. ч.:

  • «Набег» (1853)
  • «Записки маркёра», «Рубка леса» (оба — 1855)
  • Цикл «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», оба — 1855; «Севастополь в августе 1855 года», 1856)
  • «Метель», «Разжалованный» (оба — 1856)
  • «Люцерн» (1857)
  • «Три смерти» (1859)
  • «Холстомер» (1863—85)
  • «Франсуаза» (пе­ределка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891)
  • «Кто прав?» (1891—93, опубл. 1911)
  • «Дорого стоит» (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901)
  • «После бала» (1903, опубл. 1911)
  • «Фальшивый купон» (кон. 1880-х гг. — 1904, опубл. 1911)
  • «Алеша Горшок» (1905, опубл. 1911)
  • «Корней Васильев», «Ягоды», «За что?», «Божеское и человеческое» (все — 1906)
  • «Что я видел во сне» (1906, опубл. 1911)
  • «Ходынка» (1910, опубл. 1912)
  • «Нечаянно» (1910, опубл. 1911)

Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:

  • в «Азбуке» (кн. 1—4, 1872), «Новой азбуке» (1875) и четырех «Русских книгах для чтения» (1875):

    «Три медведя», «Фили­пок», цикл рассказов о Бульке, «Кавказский пленник» и мн. др.

  • Философско-нравоучительные рассказы и притчи, в т. ч.:
    • «Чем люди живы» (1881)
    • «Где любовь, там и бог», «Вражье лепко, а божье крепко», «Упустишь огонь — не потушишь», «Два старика» (все — 1885)
    • «Два брата и золото», «Ильяс», «Свечка», «Три старика», «Много ли человеку земли нужно», «Крестник» (все—1886)

Драматургия:

  • комедии
    • «Зараженное семейство» (1864, опубл. 1928)
    • «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886)
    • «Плоды просвещения» (1891)
    • «От ней все качества» (1910, опубл. 1911)
  • драмы
    • «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887)
    • «Живой труп» (1900, не­законч., опубл. 1911)
    • «И свет во тьме светит» (1880-е—1900-е гг., опубл. 1911)

Публицистика, в т. ч.:

«Исповедь» (1879—82; опубл. 1884, Женева, в России — 1906)

  • статьи
    • «О переписи в Москве» (1882)
    • «Так что же нам делать?» (1882—86; опубл. полн. 1906)
    • «О голоде» (1891; опубл. на англ. яз. 1892, на рус. яз. полн. 1954)
    • «Николай Палкин» (опубл. в Женеве 1891)
    • «Стыдно» (1895)
    • «Рабство нашего времени» (1900; в России опубл. ч. 1—1906, полн.—1917)
    • «Не убий» (опубл. за границей 1900, в России — 1917)
    • «Царю и его помощникам» (опубл. за границей 1901)
    • «Не могу молчать» (опубл. за границей 1908, в России до 1917 распрост­ранялась нелегально)

Педагогические сочинения, в т.ч.:

ст. «Прогресс и определение образования» (1863) и др.

Религиозно-философские сочинения:

  • «Исследование догматического богословия» (1879—80)
  • «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880—81)
  • «В чем моя вера» (1884)
  • «Царство Божие внутри вас» (1893, на франц. яз.; в России запрещено, опубл. 1906) и др.

Критика, в т.ч.:

  • «Речь в Обществе любителей российской словесности» (1859, опубл. 1928)
  • «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862)
  • «Об искусстве» (1889, незаконч., опубл. 1927)«Что такое искусство?» (1897—98)
  • «О Шекспире и о драме» (1906)
  • «О Гоголе» (1909)

Дневники (1847—1910)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector