Список 100 рекомендуемых песен для вооруженных сил россии
Содержание:
- Презентация на тему: » Песни военных лет…».» — Транскрипт:
- Ехал я из Берлина
- Песни о войне послевоенного периода
- Вечер на Рейде
- Песни военных лет
- Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ О ВОЗВРАЩЕНИИ
- Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ БОРЬБЫ ЗА МИР
- Примечания
- Прочие песни
- Заветный Камень
- Советская песня в послевоенный период. ГИМНИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
- Песни Великой Отечественной войны
- Симфония № 7 «Ленинградская»
- Фронтовые бригады
Презентация на тему: » Песни военных лет…».» — Транскрипт:
1
Песни военных лет…»
2
Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою ОНИ вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с ее жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала…
3
22 июня 1941 года… Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье- все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.
4
Советские люди прощались с родными местами, чтобы, победив, вновь вернуться на отвоеванную и отомщенную землю. Отправлялись эшелоны с защитниками Родины на кровавое поле битвы под марш «Прощание славянки», которую написали В. Лазарев (стихи) и В. Агапкин (музыка).
5
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: – Будем разучивать новую песню – «Священная война». Музыка А.Александрова; Слова В.Лебедева — Кумача
7
сл. М. Исаковского, муз. М.Блантера Все мы любим душеньку Катюшу, Любим слушать как она поет, Из врага вытряхивает душу, А друзьям отвагу придает Если пуля вдруг шальная Настигнет на дальней стороне Не грусти тогда, моя родная Расскажи всю правду
8
Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал. муз. К.Листова, сл. А.Суркова
9
муз. Е. Петерсбурского, сл. Я.Галицкого Двадцать второго июня Ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили Что началася война
10
Одна из самых популярных песен военных лет, «Темная ночь», была написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. Мелодия была написана композитором буквально за один вечер. Но не было текста. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Обратились к нему. Прослушав мелодию, он тут же набросал слова. В таком виде, без всяких изменений песня и вошла в фильм. По свидетельству Константина Симонова весной 1943 года «Темная ночь» «была на устах буквально у каждого фронтовика», потому что «вместила в себя мысли и чувства миллионов людей». слова В. Агатова, музыка Н. Богословского
11
музыка Анатолия Новикова слова — Якова Шведова
12
Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу — все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа… И вот она долгожданная ПОБЕДА!!!
13
Этот день мы приближали как могли… слова В. Харитонова музыка Д. Тухманова
14
Как сказал писатель Илья Эренбург, «не мы хотели этой войны». Но, несмотря на все трудности, долгожданный День Победы настал. Сегодня мы хотим еще раз поблагодарить всех тех, кто даровал нам право на жизнь.
Ехал я из Берлина
Это поистине великое творение Льва Ивановича Ошанина стало одной из первых «победных» песен. Автор лирики рассказывал, как родилась идея о создании композиции: «Однажды утром, я услышал, что наши находятся на подступах к Берлину. И ощущение долгожданной Победы стало зримым, вошло в душу, отодвинуло все беды и печали войны. И я представил себе нашего парня, еще почти мальчишку, но уже зрелого солдата, человека, спасшего родную землю, и человека, у которого ещё всё впереди. И я увидел этого парня в его счастливом, звонком полёте домой. И сама собой пришла ёмкая и гордая строчка – Ехал я из Берлина». Но о своей затее написать стихотворение Ошанин никому не рассказывал до тех пор, пока победа не стала очевидна для всех, чтобы не сглазить.
Ехал я из БерлинаПо дороге прямой,На попутных машинахЕхал с фронта домой.Ехал мимо Варшавы,Ехал мимо Орла —Там, где русская славаВсе тропинки прошла.
Песни о войне послевоенного периода
- «Алеша». Слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского.
- «Баллада о матери». Слова А.Дементьева, музыка, Е.Мартынова.
- «А мы с тобой, брат, из пехоты» («Бери шинель…»). Слова Б.Окуджавы, музыка В.Левашова.
- «Баллада о солдате». Слова М.Исаковского, музыка В.Соловьева-Седого.
- «Воспоминание об эскадрилье «Нормандия-Неман». Слова Е.Долматовского, музыка М.Фрадкина.
- «Враги сожгли родную хату». Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.
- «День Победы». Слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова.
- «Довоенный вальс». Слова Ф.Лаубе, музыка П.Аедоницкого.
- «Если б не было войны». Слова И.Шаферана, музыка М.Минкова.
- «Журавли». Слова Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля.
- «За того парня». Слова Р.Рождественского, музыка М.Фрадкина.
- «Майский вальс». Слова М. Ясеня, музыка И. Лученка.
- «Махнем не глядя». Слова М.Матусовского, музыка В.Баснера.
- «Москвичи». Слова Е.Винокурова, музыка А.Эшпая.
- «Не стареют душой ветераны». Слова Я.Белинского, музыка, С.Туликова.
- «На кургане». Слова Ю.Друниной, музыка А.Петрова.
- «Наш город». (Над заставами ленинградскими). Слова А.Фатьянова, музыка В.Соловьева-Седого.
- «Не могу забыть». Слова В.Харитонова, музыка В.Шаинского.
- «Память сердца». Слова М.Ясеня, музыка И.Лученка.
- «Песня артиллеристов». Слова В.Гусева, музыка Т.Хренникова.
- «Песня десятого десантного». Слова и музыка Б.Окуджавы.
- «Поклонимся великим тем годам». Слова М.Львова, музыка, А.Пахмутовой.
- «Пора в путь дорогу». Слова С.Фогельсона, м узыка В.Соловьева-Седого.
- «Письмо из сорок пятого». Слова М.Ясеня, музыка И.Лученка.
- «Растет в Волгограде березка». Слова М.Агашиной, музыка, Г.Пономаренко.
- «Рязанская мадонна». Слова А. Поперечного, музыка А.Долоуханяна.
- «Снег седины». Слова В.Бокова, музыка Г.Пономаренко.
- «На безымянной высоте». Слова М.Матусовского, музыка В.Баснера.
- «Легендарный Севастополь». Слова П.Градова, музыка В.Мурадели.
- «Мы армия страны — мы армия народа». Слова И.Резника, музыка, Э.Ханка.
- «Я люблю тебя, жизнь». Слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского.
- «Песня о тревожной молодости». Слова Л.Ошанина, музыка, А.Пахмутовой.
- «Надежда». Слова Н.Добронравова, музыка А.Пахмутовой.
- «В путь». Слова М.Дудина, музыка В.Соловьева-Седого.
Вечер на Рейде
Во время Великой Отечественной войны было написано множество чутких и душевных лирических песен. Одну из них написали Ленинградские защитники — композитор Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин.
Композитор вспоминает, как написал эту песню:
Изначально её не принимал Союз музыкантов, на их взгляд, песня была слишком грустной, упаднической и даже без дольки героики. В начале войны приходилось отступать и покидать родные земли. Людям требовался громкий марш, триумфальный гимн, который бы повёл народ к победе, поэтому Вечер на Рейде не находил признания. И только зимой 1942 года Соловьев-Седой лично спел её в солдатской землянке под Ржевом и песня раскрылась. Ход войны изменился — теперь наши солдаты шли вперёд и день за днём давили врага с собственной земли. Больше эта песня не ассоциировалась с отступлением, ведь мы возвращались домой. Документы свидетельствуют, что песня играла и чуть раньше — во второй половине 1941-го, но мало, поэтому автор мог об этом и не знать.
Начальник ансамбля песни и пляски ЦДКЖ Вайнер говорил об этой песне:
«Хорошо помню тот памятный визит к нам Василия Павловича. Был он взволнован и возбужден. А потом до меня донеслись звуки рояля и негромкое пение. Незнакомый напев, задушевный, волнующий, заставил отложить все дела. Это был «Вечер на рейде».
Прощай, любимый город!Уходим завтра в море.И ранней поройМелькнет за кормойЗнакомый платок голубой.
Песни военных лет
В этот раздел включён список песен про войну, написанных не позже 1945 года. Некоторые из них появились на свет до ВОВ, но были очень любимы народом в годы сражений против нацистов.
Тёмная ночь
Она написана в 1943 году для художественного фильма «Два бойца» режиссёра Лукова. Композитор Никита Богословский сочинил музыку, а за слова песни взялся Владимир Агатов. Послушаем, как спел «Тёмную ночь» Марк Бернес, сыгравший одну из главных ролей в кинокартине.
Смуглянка
Все мы любим версию песни «Смуглянка» из фильма «В бой идут одни старики», но эта композиция появилась на свет ещё в 1940 году. Её написали Анатолий Новиков и Яков Шведов для сюиты о Григории Котовском. Однако впервые произведение прозвучало лишь в 1944 году в исполнении Краснознамённого ансамбля. Конечно, всесоюзным шлягером песня стала в послевоенный период благодаря популярной кинокартине Леонида Быкова.
Послушать онлайн песню «Смуглянка».
В землянке
Слова песни в 1941 году написал военный корреспондент Алексей Сурков. Первые строки он сочинил прямо на фронте, когда под осколками добирался в штаб, а потом ночевал в землянке. На музыку стихотворение положил Константин Листов. Так началась славная история всенародно любимой военной песни.
Далее можно послушать «В землянке».
Синий платочек
Это довоенная песня с польскими корнями. Название и первую версию слов сочинил Яков Гольденберг, творивший под псевдонимом Галицкий. Музыку написал Ежи Петерсбурский. Композицию пели многие знаменитые артисты, а на фронте невероятно популярны были версии песни «Синий платочек» Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко.
Предлагаю послушать «Синий платочек» онлайн.
Священная война
Для советского народа эта композиция Александра Александрова на слова Василия Лебедева-Кумача стала настоящим военным гимном. Призыв «Вставай, страна огромная!» разлетелся по всему Союзу и вдохновлял людей из последних сил противостоять захватчикам.
Вспомним великий гимн, послушав онлайн «Священную войну»
Статьи о некоторых вышеперечисленных произведениях будут написаны в ближайшее время.
Катюша
Кто не знает эту прекрасную песню Михаила Исаковского и Матвея Блантера! Хотя она была написана до Великой Отечественной, для многих советских граждан именно она стала главным музыкальным символом той ужасной войны. О её популярности говорят многочисленные версии слов «Катюши» и десятки переводов на иностранные языки.
Давайте послушаем «Катюшу» и вспомним легендарные установки, прозванные «катюшами».
По полю танки грохотали
Эта песня появилась на свет до ВОВ и не имела отношения к армии. Она родилась в народе под названием «Коногон» и была посвящена шахтёрам. Но в годы войны по стране разлетелась её версия «По полю танки грохотали», а позже люди дописали другие вариации текста.
Предлагаю послушать онлайн песню «На поле танки грохотали».
Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ О ВОЗВРАЩЕНИИ
Советский плакат «Красной Армии — слава!».
Художник Голованов Л. 1946 год
В центре послевоенных песен стоит образ фронтовика, возвратившегося в родные
края с полей военных сражений. Чувства воинов, чей путь лежит домой из-за
рубежа, передают «Ходили мы походами» Листова — Жарова,
Дунаевского — Ошанина. Каждая из них
по-своему преломляет типичные для походных маршей интонации в лирическом ключе. И вместе
с тем и в той и другой присутствуют упругость и удаль плясовых
ритмов. О долгожданной встрече с отчим краем рассказывает песня
(Фрадкин — Матусовский).
Написанная в вальсовом ритме, она отличается широчайшим мелодическим размахом.
Чистотой сокровенного чувства овеяны песни о ждущих и дождавшихся, об
ожидании встречи с любимой или о самой встрече, такие, как «Ласковая песня»
Фрадкина — Долматовского, «Где ж ты, мой сад»
Соловьева-Седого — Фатьянова.
Немало песен о возвращении с войны написано в стиле музыки для
джаз-оркестра. Лучшие из них встречали теплый отклик слушателей и
надолго сохранили популярность, несмотря на резкую, часто несправедливую
критику, исходившую от противников всяческого намека на «зарубежность».
Таковы уже упоминавшиеся «Ласковая песня» Фрадкина,
его же «Здравствуй, здравствуй» (стихи В. Винникова),
«Днем и ночью» Богословского — Дыховичного.
Нетрудно заметить, что даже самые светлые и энергичные «песни возвращений»
нередко подернуты дымкой грусти. Ведь они повествуют о тех или от имени тех
людей, у кого за плечами нелегкий путь войны, горечь многих потерь.
Об этом с большой силой, страстностью и прямотой напоминают песенные
образы композитора Блантера. К ним относятся и скорбный сказ
(стихи Исаковского), и медленный вальс-баллада
«Грустные ивы» (стихи Жарова), и стилизованная под старинные духовые
марши России лирико-патриотическая песня
(стихи Исаковского), и наполненный лирическим волнением походный
марш «Солнце скрылось за горою» (стихи А. Коваленкова).
Все они, разные по характеру и содержанию, предельно «наэлектризованы»
энергией. Свойственная им целеустремленность идет от твердой опоры
на упругие ритмоформулы бытовых жанров. На фоне строго размеренных
ритмических контуров с особенной яркостью вырисовываются моменты
острых ладовых тяготений. Например, интервал малой ноны, возникающий
на кульминационной точке маршево-танцевального движения в песне
«Летят перелетные птицы». Или выразительно подчеркнутое синкопой
острое вводнотоновое сочетание VI и V ступеней в песне «Солнце
скрылось за горою».
Сердца людей, пришедших с войны, еще полнились воспоминаниями о
фронтовом содружестве, о боевых спутниках, с которыми пройдены были все
испытания и тяготы военной жизни. Вот почему так естественно входит
в послевоенные песни элегическое начало, всегда сопутствующее
настроению светлой грусти. Элегична песня Соловьева-Седого «Где же
вы теперь, друзья-однополчане?» (стихи Фатьянова) с ее мягкими,
вопрошающе-мечтательными интонациями. Властвует это настроение и в
мужественной, романтической песне Молчанова «Вот солдаты идут»
(стихи М. Львовского).
А
«Дороги» Новикова — Ошанина — первая песня-воспоминание о войне
— это не только взгляд в недавнее прошлое, но и осмысление
пережитого. Линия музыкального развития выдержана в точном
драматургическом соответствии со стихотворным содержанием.
Медленный запев ведет повествовательную линию — в нем оживают эпизоды войны.
Более подвижен припев, собственно он и знаменует собою движение от одной
картины-воспоминания к другой. Мелодия близка старинным лирическим
песням, но в отличие от них по-военному собранна, сурова и
сдержанна. В неспешной пульсации трехдольного ритма, в сползающих
басах есть нечто от старинного жанра пассакальи. И вместе с тем это
безусловно российская солдатская песня, в размашистые, широкие
фразы которой четко впечатана тяжелая поступь походного шага.
Диапазон песенного искусства А. Новикова представлен самыми разными жанрами
— от торжественного гимна, воинской песни до эстрадной бытовой лирики.
То же самое следует отнести к творчеству его постоянного соавтора, поэта
Л. Ошанина, Оба они — создатели
«Гимна демократической молодежи мира»
— открывают одну из значительных страниц советской песенной культуры.
Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ БОРЬБЫ ЗА МИР
Советский плакат «Не балуй!».
Художник Говорков В. 1948 год
Песни борьбы за мир — молодежные политические песни. Их история неотъемлема
от международного движения против новой военной угрозы. Поэтическое
выражение нашли в них важнейшие идеи и лозунги сторонников мира.
Большое влияние на развитие этой новой разновидности массовой песни
оказали международные фестивали молодежи.
1947 год. I Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Праге. Песню
Новикова и Ошанина, распечатанную на тысячах листовок, мгновенно
приняли, подхватили и разнесли по свету участники форума юности. С тех пор
звучит на
множестве языков как символ солидарности всех мирных сил планеты.
Новаторскую интерпретацию получили в нем выразительные средства
боевого гимнического мелоса — те самые, что на протяжении десятилетий
формировались в европейских (в том числе и русских) революционных
песнях, а затем в советских молодежных маршах 30-х годов,
антифашистских песнях Г. Эйслера, демократических
мелодиях разных стран.
Суров и сосредоточен запев — призыв к единению против поджигателей войны.
Многократная повторность звуков, предельные рельефность и лаконизм
мелодических звеньев непосредственно отражают особенности скандированной
речи. Именно так — отчетливо и раздельно чеканит слоговые рельефы лозунгов
и призывов тысячеголосное единство современных фестивальных колонн.
Характерное свойство этого гимна заключено и в крутой смене
ритмических рисунков, ведущей к обособленности и контрастности
интонационных звеньев мелодии. Такой «многосоставный» строй
интонаций напоминает о многокрасочности плакатов и лозунгов,
скандируемых на разных языках в интернациональных молодежных
колоннах. Отсюда же — эхообразные повторы слов («молодежь», «не
убьешь» — в припеве), словно подхваченных разными группами
демонстрантов.
«Гимн демократической молодежи» послужил образцом для многих песен
борьбы за мир. В конце 40-х — начале 50-х годов на международных молодежных форумах
зазвучали «Мы за мир» (Туликов — Жаров), «Гимн международного
союза студентов» (В. Мурадели — Ошанин), «В защиту мира»
(Белый — Жаров), «Дай руку, товарищ далекий» (Кац — Софронов).
Общей чертой этих песен является сопоставление контрастных начал — тревога, гнев,
протест и светлый жизнеутверждающий призыв к единению. Широко и
быстро распространившийся тип маршево-гимнических песен вскоре
привел к закреплению стереотипных приемов и довольно ощутимому
однообразию. Впрочем, творческий поиск шел разными путями. Появилась
первая лирическая песня о мире — «Летите, голуби»
(Дунаевский — М. Матусовский) для смешанного хора. Спокойно-величавая,
с напевной, мягкой мелодией, плывущей в волнах прозрачной хоровой фактуры.
Широкую известность завоевал торжественный эпический гимн Шостаковича на стихи
Долматовского «Песня мира». Это произведение высоко ценил и включал
в свои концертные программы выдающийся американский певец Поль Робсон.
Примечания
- Марш посвящён лётчику дальней авиации, герою Великой Отечественной войны, совершившему на подбитом и загоревшемся тяжёлом бомбардировщике таран скопления наземной техники противника.
- Хотя песня была изначально написана о событиях Гражданской войны, но была впервые исполнена во время Великой Отечественной войны как песня об этом времени.
- Бомбардировочная авиация США, помимо активных действий в Западной Европе, приняла некоторое участие и непосредственно в Великой Отечественной войне при выполнении «челночных» полётов, когда взлетавшие в Западной Европе бомбардировщики, отбомбившись, садились в СССР, а следующей ночью летели назад. Песня была переведена ещё во время войны и исполнялась также в двуязычном варианте.
Великая Отечественная война |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Прочие песни
«Брестская крепость» |
«Партизанская борода» |
«Севастополь» А. Маршал |
«Он не вернулся из боя…» |
«Наша гвардия» |
«Песня о военных строителях» («Когда тумана клочья…») |
«Баксанская» — песня, сочинённая отрядом военных альпинистов на музыку Б. Терентьева (1943) |
«Малая земля» (песенная версия) музыка А. Пахмутова, слова Н. Добронравов (1974) исполняет И. Кобзон |
«А зори здесь тихие-тихие» («На заре ты ходил…»Исполнение — Н. Расторгуев и «Любэ», А. Филатов и офицеры группы «Альфа») |
«Вечный огонь» («От героев былых времён…»Исполнение — Владимир Златоустовский) |
Заветный Камень
В 1943 году в газете Красный флот композитор Борис Мокроусов, который и сам был защитником Севастополя, прочитал поразительный рассказ боцмана: «Обычный моряк оказался зажат во вражеском кулаке вдали от Севастопольских берегов. В шлюпке посреди огромного синего моря он медленно умирал. Лишь частичка его родной земли — гранитный осколок, не давал ему навечно сомкнуть глаза. Последним желанием усталого моряка было вернуть этот камень на свою Родину. Ему, к великому сожалению, не удалось сделать это лично, поэтому его дорогие товарищи поклялись довести дело до конца. Они дали обещание очистить Севастополь от врага и вернуть осколок домой. До самого последнего метра они передавали друг другу эту частичку русской земли, словно самую дорогую вещь. Они вернулись, они выгнали фашистов из своего дома — они победили…»Этот рассказ тронул композитора до глубины души и вместе со своим боевым товарищем, поэтом Александром Жаровым, они решили написать песню, основой для которой и стала эта история.
Он камень сжимал посиневшей рукоюИ тихо сказал умирая:«Когда покидал я родимый утес,С собою кусочек гранита унес…Затем, чтоб вдалиОт крымской землиО ней мы забыть не могли.
В памяти русского народа навсегда сохранилась эта песня. Ведь она рассказала нам о той вечной любви наших людей к русской земле, о той железной верности своему Отечеству, а главное — самому себе.
Советская песня в послевоенный период. ГИМНИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Удельный вес гимнических песен в песенном творчестве послевоенных лет
весьма велик. Яркие образцы этого жанра представлены упомянутыми выше
песнями борьбы за мир. Однако ведущей в области гимнов остается
традиция песен-славлений, посвященных широкоохватным общественным
темам.
К ним принадлежат песни о коммунистической партии, такие, как
«Партия — наш рулевой» (Мурадели — Михалков),
«Мы — коммунисты» (Туликов — П. Градов).
К концу первого послевоенного десятилетия гимническая песня претерпела
известные изменения. В нее чаще проникают певучие лирические интонации, и
одновременно она обретает концертный размах. Таковы посвященные теме
Родины гимны Новикова
(слова Ошанина), «Россия» (слова
Алымова), отличающиеся подчеркнутым народно-песенным характером.
Середина 50-х годов
открывает песенную Лениниану. К лучшим принадлежат «Песня о Ленине»
(А. Холминов — Ю. Каменецкий),
«Ленин всегда с тобой»
(Туликов — Ошанин) — выразительные примеры концертного гимна.
Пример светлой
лирической гимничности — песня Шостаковича на стихи Долматовского
«Родина слышит». Как это свойственно песенному стилю Шостаковича, ее
отличает лучистый диатонический колорит, афористичная отточенность фразы. Не случайно
первая фраза мелодии использована советским радиовещанием в качестве позывных.
Песни Великой Отечественной войны
- «Священная война». Слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова.
- «Вася-Василек». Слова С.Алымова, музыка А.Новикова.
- «Вечер на рейде». Слова А.Чуркина, музыка В.Соловьева-Седого.
- «В лесу прифронтовом». Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.
- «Давай закурим». Слова И.Френкеля, музыка М.Табачникова.
- «Дорога на Берлин». Слова Е.Долматовского, музыка М.Фрадкина.
- «Дорожка фронтовая». Слова Б.Ласкина и Н.Лабковского, музыка, Б.Мокроусова.
- «Дороги». Слова Л.Ошанина, музыка А.Новикова.
- «Ехал я из Берлина». Слова Л.Ошанина, музыка И.Дунаевского.
- «Заветный камень». Слова А.Жарова, музыка Б.Мокроусова.
- «Казаки в Берлине». Слова Ц. Солодаря, музыка Дм. и Дан. Покрассов.
- «Катюша». Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.
- «Корреспондентская застольная». Слова К.Симонова, музыка М.Блантера.
- «Любимый город». Слова Е.Долматовского, музыка Н.Богословского.
- «Матросские ночи». Слова С.Фогельсона, музыка В.Соловьева-Седого.
- «Моя Москва». Слова М.Лисянского и С.Аграняна, музыка И.Дунаевского.
- «На солнечной поляночке». Слова А.Фатьянова, музыка В.Соловьева-Седого.
- «Огонек». Слова М.Исаковского, музыка народная.
- «Песня защитников Москвы». Слова А. Суркова, музыка Б. Мокроусова.
- «Песня о Днепре». Слова Е.Долматовского, музыка М.Фрадкина.
- «Песня о Ладоге». Слова П.Богданова, музыка Л. Шенберга и П. Краубнера.
- «Прощайте, скалистые горы». Слова Н.Букина, музыка Е.Жарковского.
- «Самовары-самопалы». Слова С.Алымова, музыка А.Новикова.
- «Смуглянка». Слова Я.Шведова, музыка А.Новикова.
- «Синий платочек». Слова М.Максимова, музыка Г.Петерсбургского.
- «Солдаты идут». Слова М.Львовского, музыка К.Молчанова.
- «Где ж вы, где ж вы, очи карие». Слова М.Искаковского, музыка М.Блантера.
- «Ой туманы мои». Слова М.Исаковского, музыка В.Захарова.
- «Темная ночь». Слова В.Агатова, музыка Н.Богословского.
- «Шумел сурово Брянский лес». Слова А.Сафронова, музыка С.Каца.
- «Случайный вальс». Слова Е.Долматовского, музыка М.Фрадкина
- «В землянке». Слова А.Суркова, музыка К.Листова.
Симфония № 7 «Ленинградская»
Шостаковичу неоднократно предлагали эвакуироваться, но, несмотря на эти предложения, композитор остался в осажденном Ленинграде. Летом 1941 года первая часть произведения была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации.
О своей работе над написанием симфонии композитор говорил: «Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».
Симфония имела громкое название — Ленинградская. Его она получила от известной русской поэтессы Анны Ахматовой. Эта композиция стала символом сопротивления советского народа фашистским агрессорам. Так воспринимали её не только на Родине, но и во многих странах мира.
Впервые симфония была исполнена 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии. К этому дню в осажденном городе командующим Ленинградским фронтом было приказано огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку. Дата исполнения выбрана не случайно, потому что именно этот день был по плану немцев «заключительным» — подразумевался захват Ленинграда. Главнокомандующим их армии даже раздавались пригласительные в популярный в то время ресторан Астория. Столь нагло они собирались праздновать свою возможную победу. Таким образом немцы стали невольными слушателями этого произведения. В день премьеры всем стало понятно, кто победит в битве за город и кто победит в этой страшной войне. Один из немцев после победы СССР признался:«Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть
На момент исполнения симфонии в Куйбышеве среди слушателей оказался специальный корреспондент популярнейшего английского издания Time. Он был поражён той энергетикой, которой был наполнен зал. Яркая, выразительнейшая композиция доводила людей до слёз — они не могли не гордиться своей страной. Творческий триумф действительно восхитил британцев, и в 1942 году вышел выпуск журнала с изображением Дмитрия Шостаковича.
Ленинградская симфония была написана в блокадном городе как ответ немецкому нашествию. Она продемонстрировала сопротивление российской культуры захватчикам, отражение агрессии на высоком, духовном уровне, на уровне музыки. Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения создала огромный резонанс в мире. Эта композиция, наряду с песней Священная война, стала знаменем веры русского народа в свою победу.
Фронтовые бригады
Словно под аккомпанемент веры и надежды всего своего народа солдаты шли под выступления фронтовых исполнителей. За годы войны артисты провели для советских военных 1 миллион и 350 тысяч спектаклей, концертов и творческих встреч – не было ни одной военной части, где бы не побывали «бродячие» театры и творческие бригады. Вместе с Красной Армией они прошли весь путь войны. Из самых знаменитых артистов Вахтанговского, Малого, Ленинградского театра драмы им А.С. Пушкина, Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького и др. были созданы фронтовые филиалы. К работе таких бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде – на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах. Всего работало около 4 тысяч фронтовых объединений, в которых приняли участие 42 тысячи актёров и музыкантов, многие из них выступали по 300 раз. Мы считаем важным упомянуть хоть нескольких из них:
Владимир Петрович Баталов — советский режиссёр театра и кино, актёр и защитник отечества. Во время Великой Отечественной войны он возглавлял фронтовые бригады. А остаток жизни руководил народным театром при заводе имени Лихачёва.
Евгений Прокопьевич Бусыгин — казанский этнограф и профессор Казанского университета. В ноябре 1940 года был призван в армию, где отслужил в музыкальном взводе. Во время военных выступлений Евгений Прокопьевич играл на трубе. В 1941 году его 93-я дивизия участвовала в Битве за Москву. Вскоре под Малоярославцем он был ранен в голову, но чудом остался жив. После выздоровления музыкант был прикреплён к Ансамблю песни и пляски 20-й Армии. Коллектив обслуживал фронтовые бригады артистов и много гастролировал. Стараниями этого ансамбля в солдатах нашей армии никогда не гас огонёк надежды вернутся домой.
Клавдия Шульженко — выдающаяся советская певица и актриса. С детства она с упоением и высокими мечтами слушала игру своего отца на духовых инструментах. Она влюбилась в музыку и театр, поэтому посвятила им всю свою жизнь. В первый год ленинградской блокады героиня дала 500 концертов и сотни раз выезжала на фронт вместе со своим джаз-оркестром, выступая перед бойцами. В 1942 году была награждена медалью За оборону Ленинграда, а 9 мая 1945 года – орденом Красной Звезды.
Со скрипкой в руках и нежным звоном своих голосов эти герои помогали своему народу не меньше, чем солдаты клинка и пороха.