Парсуна
Содержание:
- ОТ ИКОННОГО ОБРАЗА К ПАРСУНЕ
- Воображаемая царица
- Словари и значения слова «партер»
- Пояснения от словарей
- Как связаны литература и «партер»?
- Значение слова «парсуна» в словарях русского языка
- Термин[править | править код]
- Характеристика
- Характерные черты жанра
- Особенности нового жанра
- Из истории возникновения
- История происхождения
- Типы
- Отрывок, характеризующий Парсуна
- ПЕРВЫЕ ИКОНЫ
ОТ ИКОННОГО ОБРАЗА К ПАРСУНЕ
Неизвестный художник КНЯЗЬ М.В. СКОПИН-ШУЙСКИЙ Около 1630 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея
Парсуна — это особая форма портретной живописи, переходная от иконы к светскому портрету. Появилась парсуна в XVII в. Конечно, изображения известных исторических лиц существовали и раньше. Но художники изображали людей, так сильно идеализируя их, что они становились абсолютно непохожими сами на себя. Парсуна же обычно писалась с натуры и показывала не идеального героя, а конкретного человека — персону, с его собственной внешностью и характером. Создавалась парсуна по особым правилам. Поза человека должна быть застывшей. Костюм делался плоскостным, а лицо, наоборот, объёмным. Очень много внимания художники уделяли тщательной проработке предметов, богатых узорчатых тканей и драгоценных камней.
Первые парсуны создавались в технике иконописи, на доске темперными красками. Одна из самых ранних работ — изображение Благоверного князя М. В. Скопина-Шуйского — известного государственного деятеля конца XVI — начала XVII в., стольника царя Бориса Годунова.
Поделиться ссылкой
Воображаемая царица
Не гнушались портретисты и созданием вымышленных картин. В императорском дворце было принято украшать стены многочисленными изображениями предков. Если никто доподлинно не знал, как выглядела прапрапрапрабабушка, то живописец просто придумывал ее образ и переносил на холст.
Например, на портрете Софьи, размещенном в Эрмитаже, изображена юная барышня в мантии из горностая. Однако во времена ее правления подобные одеяния не носили даже знатные дамы. На другом холсте Софья Алексеевна предстает в овальном медальоне, помещенном на груди двуглавого орла. Царевна изображена в короне, со скипетром и державой, хотя она не была коронована.
Исследователи живописи считают, что образ регентши воссоздавали с гравюры Леонтия Тарасевича. А царская атрибутика все лишь художественная фантазия автора. В вещах, не соответствующих эпохе, изображали не только сестру Петра 1. В шикарную мантию нарядили и царицу Евдокию Стрешневу, вторую супругу Михаила Федоровича.
Ее прическу венчает драгоценный головной убор, напоминающий по внешнему виду тиару Папы Римского. Возможно, в реальности его вовсе не существовало. Ведь в старинных летописях встречается описание лишь одного женского венца, ставшего подарком Ирине Годуновой от патриарха из Константинополя Еремея II. |
Словари и значения слова «партер»
Партер имеет несколько значений. В этом можно убедиться, изучив несколько словарей. Приведём несколько примеров, чтоб читатели имели возможность убедиться в многозначности этого слова.
Владимир Иванович Даль составил «Толковый словарь живого великорусского языка», поэтому главному собирателю слов можно доверять. А Даль сначала выделяет партер так:
Партер в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького, Москва, Россия / blog.ufs-online.ru
В переносном значении учёный относил к партеру непосредственно самих зрителей. Составитель словаря слышал и другое значение партера: это цветник или грядки для цветов в саду,
Версальский парк – идеальный партер / Clark Van Der Beken / kptml46.threewhales.org
Д. Ушаков, Ожегов С. И. Шведова и Ефремова высказывали аналогичное толкование для слова «партер», но Ожегов указал на произношение этого слова с таким звуком: . Т. Ф. Ефремова указала ещё одно значение:
Так выглядит партер в спорте / sytycd.ru
Пояснения от словарей
«Словарь терминов» очень конкретно высказался по поводу происхождения слова «парсуна»: в нём сказано, что оно является искажением от «персоны». Таким портретным жанром рисовали светские парадные портреты, которые стали только-только появляться.
Из «Энциклопедического словаря» мы узнаём, что такая портретная живопись, как парсуна, возникла на Руси, в Белоруссии и на Украине. Остальные словари не открыли ничего нового из толкования такого устаревшего слова, как «парсуна».
Портрет царя Алексея Михайловича в большом наряде, вторая половина XVII векаМестонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия
Как связаны литература и «партер»?
Писатели и поэты, которых по праву считают классиками, очень внимательно следили за новыми словами и их значениями, а потом смело использовали их в своих произведениях. Знаток русской лексики Александр Пушкин считал своим долгом в романе – энциклопедии русской жизни «Евгении Онегине» использовать лексику, пришедшую к нам из других языков:
Большой театр. Как не вспомнить пушкинское “Театр уж полон; ложи блещут…” / RIANOVOSTI
За ним последовали Лев Толстой, Александр Куприн и другие известные всем авторы. У Толстого мы встречаем упоминание о партере во втором томе «Войны и мира»:
и в «Анне Карениной»:
Гиляровский подтвердил театральность значения слова в произведении «Люди театра»:
Эту же нить прослеживал и Александр Иванович Куприн:
Партер дворцового парка Линдерхоф, Этталь, Германия / askideas.com
Судя по литературным и историческим источникам, можно сделать один, но конкретный и самый правильный вывод. Слово «партер» имеет большее право считаться театральным термином. Оно имело прямое отношение к рассадке зрителей в театре.
Значение слова «парсуна» в словарях русского языка
Парсуна
Парсу́на (искажённое — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
Первоначально синоним современного понятия «портрет» вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.
Википедия
ж. устар.Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI — XVII вв.
Большой современный толковый словарь русского языка
ж. устар. Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI в.-XVII в.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
парс`уна, -ы
Словарь русского языка Лопатина
(искажение слова «персона») , условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16-17 вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой.
Современный толковый словарь, БСЭ
парсуна ж. устар. Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI в.-XVII в.
Толковый словарь Ефремовой
(искажение слова ‘персона’, от лат. persona — личность, лицо), произведение русской портретной живописи 17 в. Первые П. ни техникой исполнения, ни образным строем фактически не отличаются от произведений иконописи (П. царя Федора Ивановича, 1-я половина 17 в., Исторический музей, Москва). Во 2-й половине 17 в. развитие П. идёт по двум направлениям. Первому присуще ещё большее усиление иконного начала, черты реального персонажа как бы накладываются на идеальную схему лика его святого патрона (П. царя Федора Алексеевича, 1686, Исторический музей). Второе направление, не без влияния работавших в России иностранцев, постепенно усваивает приёмы западноевропейской живописи, стремится к передаче индивидуальных особенностей модели, объёмности форм, вместе с тем сохраняя традиционную застылость в трактовке одежд (парсуна Г. П. Годунова). Во 2-й половине 17 в. П. иногда пишут на холсте масляными красками, порой с натуры. Как правило, П. создавались живописцами Оружейной палаты (С. Ф. Ушаковым, И. Максимовым, И. А. Безминым, В. Познанским, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым и др.).Лит.: Новицкий А., Парсунное письмо в Московской Руси, ‘Старые годы’, 1909, июль — сентябрь; Овчинникова Е. С., Портрет в русском искусстве XVII века, М.,
1955. Л. В. Бетин.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Термин[править | править код]
В 1851 году выходит богато иллюстрированное издание «Древности Российского государства». В IV отделении этого издания, составленного И. М. Снегиревым, есть очерк, который является первым опытом обобщения материалов по истории русского портрета. Как считает Е. С. Овчинникова, именно Снегирев в данном очерке, говоря о портретах XVII века, ввёл в научный оборот термин «парсуна». Хотя справедливо было бы утверждать, что именно Е. С. Овчинникова ввела в научный оборот данный термин, позже широко распространившийся в литературе по русскому искусству для обозначения ранних русских портретов.
Характеристика
Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке . Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV-XVII веков, часто также относимые к парсунным.
В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.
Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатленные черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности» .
Типы
На сегодняшний день парсуну по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории:
- Надгробные портреты, темпера на доске
(Скопин-Шуйский, Фёдор Иванович, Фёдор Алексеевич и т. д.) - Парсуны маслом на холсте:
-
с изображением царей
(Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Иван Алексеевич и т. д.) -
с изображением князей, стольников, дворян и т. д.
(галерея Репниных, Нарышкин, Люткин и т. д.) -
с изображением церковных иерархов
(Никон, Иоаким)
-
с изображением царей
Feodor I of Russia (parsuna, 1630s, Moscow History museum).jpg
Федор Иванович
Alexis I of Russia (1670-1680s, GIM).jpg
Алексей Михайлович
Ivan borisovich repnin.jpg
Portrait of Patriarx Nikon.jpg
Прежде всего упомянем группу «иконных» парсун — изображений царей Ивана Грозного и Фёдора Ивановича, а также князя М. В. Скопина-Шуйского. Эта группа была выделена Е. С. Овчинниковой в её основополагающей работе «Портрет в русском искусстве XVIII в.» Для парсуны на холсте важна её атрибуция русскому или иноземному мастеру. Изучение русской парсуны требует объединенных усилий искусствоведов, историков, реставраторов. Только использование всех методов в комплексе способно принести новые результаты в этой пока ещё мало изученной области отечественного искусства.
Характерные черты жанра
Данный тип живописи появился в переходной период русской истории, когда мировоззрение людей стало претерпевать изменения, что способствовало возникновению новых идеалов в сфере художественного искусства.
Считается, что первопроходцами парсуны были живописцы Оружейной палаты: С. Ф. Ушаков, И. А. Безмин, М. И. Чоглоков и т. д. Однако в то время создатели полотна не подписывали свои произведения, по этой причине крайне сложно подтвердить или опровергнуть авторство той или иной работы.
Также на картине не указывали дату написания портрета, что составляло дополнительные трудности при установлении хронологической последовательности создания шедевров. |
Парсуна относится к портретному жанру живописи, который развился под влиянием западной школы. Манера и стиль написания полотен передается в ярких и пестрых оттенках. При этом в каждом произведении сохраняются традиции иконописи. Парсуны неоднородны в технологии и стилистике.
В большинстве случаев художники используют масляные краски для создания портрета на холсте. Сходство с реальным персонажем достаточно условно, часто применяются подписи или атрибуты, что помогает определить, кто именно изображен на картине.
По словам доктора-искусствоведа Льва Лифшица, авторы парсуны не стремились на 100% скопировать черты лица или достоверно передать душевное состояние изображаемой личности. Главным они считали соблюдение канонов трафаретной презентации модели, которая соответствует сану или чину героя картины (князь, посол, воевода).
Особенности нового жанра
Одновременно мастера парсуны старались реалистично изображать своих героев с натуры, добавляя объём, рисуя на холсте с использованием масляных красок. В этом стиле изображали царя Ивана Алексеевича, князя Ивана Репнина, воеводы Нащокина.
Иногда в парсуне трудно было определить тех, кого изображали из-за условности портретного сходства. В этом случае на помощь приходила подпись или указания в одежде, в специальных атрибутах на головных уборах, в руках тех, кто был изображён на парсуне.
Парсуна Ивана Грозного. Конец XVI – начало XVII векаМестонахождение: Национальный музей, Копенгаген, Дания
Из истории возникновения
Западное искусство смогло повлиять на русскую живопись. Ещё в 15 веке в европейских странах в культуре началась эпоха Возрождения. Живопись получила бурное развитие, появились новые жанры и стили в этом виде искусства. Иконопись занимала главное место в изобразительном искусстве.
Церковь возражала против появления новых видов живописи, она развивала традиции иконописи. Первыми стали писать портреты мастера, работающие в Кремлёвской Оружейной палате. Для русских живописцев приглашали иностранных художников, чтобы заграничные мастера передавали своё умение и европейские приёмы живописи.
Эти нововведения пришлись на правление российского царя Петра I. Конец 17 века ознаменовался крупными реформами в культурной сфере и в других направлениях жизни страны.
Парсуна царицы Евдокии Лопухиной, XVIII векМестонахождение: Чухломский краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл., Россия
История происхождения
В театре Древнего Рима для сенаторов выделялась специальная скамья для просмотра представления. Эта скамья и явилась родоначальницей партера. 17 век впервые создал специальное ярусное театральное здание. Партер стал современнее, но изначально он не имел мест для сидения зрителей, такие люди были низшего сословия и смотрели всё, что происходило на сцене, стоя.
Дроллинг Мишель Мартен Выдающийся французский архитектор Клод Николя Леду (1790 год), который впервые спроектировал партер с креслами для зрителей для театра в Безансоне / art-portal.tilda.ws
В 18 веке в партере места для сидения появились в театрах Англии. Лавки подставлялись по мере накопления зала. Встроенные ряды появились гораздо позже.
Сейчас места расположены рядами. Ряды повышаются от первых мест около сцены по направлению к амфитеатру. Между рядами имеются проходы, чтобы можно было выйти из партера.
Партер в самом распространённом, театральном значении этого слова / fotostrana.ru
Типы
Чтобы упорядочить произведения парсуны, искусствоведы выделили ряд категории портретной живописи тех времен. В основе классификации лежит техника написания и центральные герои картины:
- Темпера на доске, портреты для надгробий.
- Изображение высокопоставленных особ: дворяне, князья.
- Картины с ликами церковных иерархов.
- «Парсунная» икона.
Отдельное внимание хочется уделить последнему типу портретной живописи. На полотне живописец изображал святых
Для написания картины применялись масляные краски. Техника исполнений икон максимально приближена к европейской классике.
«Парсунные иконы» относят к переходному периоду художественного искусства. Выделяют две техники масляной живописи, которые в то время использовали для изображения ликов святых:
- Картина на холсте с применением темного грунта.
- Иконопись на основе из дерева с использованием светлого грунта.
Отрывок, характеризующий Парсуна
Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Человечество старалось запечатлеть окружающий мир, свои мысли и переживания. Прошло немало времени, прежде чем наскальные рисунки преобразились в полноценные картины. В средние века портретная живопись выражалась преимущественно в изображении ликов святых — иконописи. И лишь с конца 16 века художники приступают к созданию портретов реальных людей: политических, общественных и культурных деятелей. Такой вид искусства получил название «парсуна» (фото работ представлены ниже). Этот тип портретной живописи получил широкое распространение в российской, белорусской и украинской культуре.
ПЕРВЫЕ ИКОНЫ
БОГОМАТЕРЬ БЕЛОЗЕРСКАЯ (Умиление)
XIII в. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Считается, что первым изображением Иисуса Христа был образ Спаса Нерукотворного, — об этом повествует церковный историк Евсевий Кесарийский. Эдесский царь Авгарь был тяжело болен и не мог сам прибыть к Иисусу Христу, чтобы получить от него исцеление. Тогда он отправил художника сделать для него изображение Иисуса. Но сколько ни пытался мастер, образ Христа у него не получался. Тогда Иисус утер своё лицо белым платом, и на нём появилось изображение. Сделанное не руками, а чудесным образом, оно получило название «нерукотворного» образа. То же предание рассказывает и о первой иконе Богоматери, написанной евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершали домашние трапезы Христос с Матерью. Списком (или копией) с неё признается икона Богоматери Владимирской.