Почему возникли обновленческие движения в церкви

В чем суть обновленчества, откуда взялись обновленцы и кто они были такие?

Елена Горькова

Здравствуйте, батюшка. В чем суть обновленчества, откуда взялись обновленцы и кто они были такие? Где можно прочесть сергианскую декларацию?

Ответ отца Олега Моленко:

Суть обновленчества в неверии и гордыне, на основании чего обновленцы – или церковные модернисты – пытаются заменить неприятную и непонятную для них неизменяемую Церковь Божию на церковь человеческую, чем по сути разрушают Церковь Божию в данной церковной структуре, превращая ее в антихристову. Идеология обновленчества – церковный модернизм – происходит из протестантской идеологии, которая была незаметно усвоена под православным видом многими клириками Российской церкви еще до революции 1917г. Революция лишь позволила этим клирикам всплыть на поверхность и попытаться захватить власть в церкви. Вышли обновленцы из лона давно отступавшей от Христа Российской церкви весной 1922г.

Первоначально обновленчество существовало в виде реформаторских групп «Живая церковь», «Союз церковного возрождения», «Союз общин древлеапостольской церкви», «Народная церковь» и множества других более мелких образований подобного типа. Ими был создан общий орган руководства церковью – Высшее церковное управление (ВЦУ, позже ВЦС), призванное заменить патриарха. Каждая группа этих церковных революционеров-разрушителей разработала программу церковных «преобразований», рассчитанную на коренное обновление (т.е. уничтожение) Российской церкви, что всеми силами поддерживали большевики и прочие богоборцы. Патриарх Тихон поначалу принял обновленчество, убоявшись народу, но когда увидел, что его «самого» хотят упразднить, отошел от них, не признал их соборных решений 1923г. (поддержка Сов. власти, низложение патриарха) и предал их анафеме.

В конце 1923г. лидерами обновленчества было принято решение о роспуске обновленческих групп и объединении в обновленческую церковь, которую вскоре стали называть «православной». «Живая церковь» этому решению не подчинилась и продолжала функционировать самостоятельно. На смену ВЦС пришел обновленческий синод с «митрополитом» во главе: до 1925г. этот пост занимал Евдоким (Мещерский), до 1930 – Вениамин (Муратовский), а после – Виталий (Введенский). В 1925г. обновленцы созвали следующий «поместный собор», на котором рассчитывали примириться с тихоновцами, лишившимися своего лидера. «Собор» официально отказался от проведения реформ не только в области догматики и богослужения, но и в укладе церковной жизни. Практически это означало ликвидацию обновленчества как идейного течения. Неуспех обновленцев объяснялся тем, что из-за их открытых и грубых действий верующие не приняли их церковного «реформаторства», усмотрев в нем порчу православия и отказ от веры отцов и дедов.

Тогда на смену старым неудачным обновленцам, с помощью большевиков пришли новые тихие, хитрые и незаметные для большинства обновленцы – сергиане, т.е. последователи митрополита Сергия Страгородского, узурпировавшего власть в церкви. Они не называли себя «обновленцами» и сохранили церковные декорации отцов и дедов (для вящего обмана), но сделали то, что не удалось открытым обновленцам – разрушили Российскую церковь и подменили ее на лжецерковь «МП», в состав епископата и лидирующего духовенства которой вошло много старых «покаявшихся» за «шалости» обновленцев.

организации

  • Голгофские христиане.
  • Группа 32-х.
  • Живая церковь.
  • Крестовоздвиженское трудовое братство.
  • Религия в сочетании с жизнью.
  • Священнический союз (Свещенически съюз) ( — ).
  • Союз демократического православного духовенства и мирян.
  • Союз общин Древле-апостольской церкви.
  • Союз религиозно-трудовых общин.
  • Союз церковного возрождения.
  • Союз Церковного обновления.
  • Христианское братство борьбы.
  • Христианское содружество учащейся молодежи мужских учебных заведений (1903 — 1916).
  • Христианское содружество учащейся молодежи женских учебных заведений (1905 — ).
  • Церковь и перестройка.
  • Секта священника Георгия Кочеткова.
  • «Группа исследований относительно обновления Церкви» (Grupul de Reflecţie pentru Înnoirea Bisericii) .
учебные заведения
  • Киевская высшая богословская школа.
  • Ленинградский богословский институт
  • Московская богословская академия.

Благоволение коммунистов к церковным консерваторам

Между тем, большевики видели, что обновленческая церковь пользуется довольно большой поддержкой верующих (на Соборе 1923 года было представлено больше 12 тысяч приходов) и, вместо того, чтобы убить, как они рассчитывали, церковь как таковую, придаёт ей новую жизнь. Обновленческую церковь было сложно обвинять в ретроградстве и косности, а ведь именно это и было теми болевыми точками, по которым била антицерковная пропаганда. Поэтому руководство большевиков принимает решение частично легализовать традиционную церковь с её консервативной иерархией и застойными обычаями.
Уже в июне 1923 года они освободили из заключения патриарха Тихона и разрешили служение его клирикам. Многие верующие стали возвращаться к традиционалистам. Какое-то время большевики разжигают конкуренцию между обеими церквами. Обновленцы пытаются заручиться поддержкой Константинопольского патриархата, созвать Вселенский собор православных церквей в Иерусалиме, отсуживают (при помощи советской дипломатии) ряд зарубежных приходов, созывают, наконец, в октябре 1925 года свой последний поместный собор. На нём уже виден упадок обновленческой церкви. С конца 20-х годов она влачит жалкое существование. В конце 30-х годов развёртываются репрессии против многих её иерархов, особенно тех, кто ранее сотрудничал с большевистской тайной полицией – НКВД убирает свидетелей. Обновленческие храмы в массе закрываются.
С началом Великой Отечественной войны обновленческая церковь, как и традиционная, переживает подъём. Но в 1943 году Сталин делает окончательный выбор в пользу традиционалистов. Усилиями государства в 1946 году обновленческая церковь исчезает, её уцелевшие клирики и прихожане переходят в РПЦ МП или отходят от религии.
Главной причиной краха обновленческого движения следует считать то, что оно оказалось тесно связано с большевистской охранкой и не могло дать людям духовной альтернативы установившейся над Россией диктатуре. В то время приверженность традиционному православию стала одной из форм пассивного сопротивления большевизму. Те же, кто лояльно относился к советской власти, в большинстве своём не нуждались в религии. При иных же условиях обновленчество могло иметь большой потенциал.

***

«Власть понимала низкий авторитет
нового обновленческого Синода среди верующих, серьезного
прежнего раскола уже не получалось».

Лидер «Живой церкви» Владимир Красницкий
продолжал надеяться, что власть снова сделает ставку на
его группу, в своем докладе Е. А. Тучкову в начале июля
1923 г. он писал: «За пережитые 10 дней тихоновцы
чрезвычайно обнаглели, держатся вызывающе и готовы
перейти к избиению». Красницкий предлагал применить к
«тихоновцам» самые решительные меры . Но в данном
случае власть уже не видела смысла сотрудничать с
человеком, замаравшим свою репутацию в церковных кругах
и в народе. Помимо этого Красницкий выступал против
Александра Введенского, чем подрывал авторитет человека,
который по замыслу ГПУ должен был войти в состав нового
обновленческого руководства. И в начале августа 1923 г.
Красницкий не был допущен в обновленческий Синод и уехал
в Петроград. Он отказался последовать указу Синода о
роспуске всех обновленческих групп и в сентябре 1923 г.
во главе группы «Живая Церковь» ушел в раскол.

Слева направо: В.Д. Красницкий, Петр
Блинов и епископ Антонин в кулуарах собора за беседой. РГАКФД. арх. № 3-4054

Нововведения обновленцев на Втором Поместном Всероссийском соборе пошатнули его позиции

На нём обновленцы вынесли решение об извержении из сана патриарха Тихона. Также введены следующие изменения:

1923
в апреле этого года прошел Второй Поместный Всероссийский Собор который стал первым обновленческим

  • упразднено патриаршество;
  • вынесена резолюция о поддержке Советской власти;
  • церковь перешла на григорианский календарь;
  • узаконено второбрачие клириков;
  • монастыри закрыли;
  • женатых и безбрачных епископов стали считать равнозначными;
  • высшее церковное управление преобразовали в Высший Церковный Совет;
  • участники Собора в Сремских Карловцах отлучены от Церкви.

Собор в Сремских Карловцах — также известен как Первый Всезарубежный собор.

Его организовали в 1921 году после того, как Белое движение проиграло в Гражданской войне.

Это было по большей части политическое мероприятие, где озвучивались призывы к свержению нового режима мировыми державами для восстановления прежней власти на русских землях.

Эти решения не способствовали укреплению позиции обновленцев среди верующих. Курс нового руководства разочаровывал всё больше людей и вызвал критику среди управляющего духовенства. Например, архимандрит Палладий (Шерстенников) отмечал следующие негативные стороны новой церковной политики:


Палладий (Шерстенников)
архимандрит

Другие священнослужители тоже замечали, что саны, награды и титулы раздают, кому попало. Исчезло всякое представление о постепенном восхождении по службе. Новоиспечённые священники не хотели ждать годы.

Им позволяли «перескочить» через сан епископа сразу в архиепископы, лишь бы потешить самолюбие. В итоге представителей высшего духовенства накопилось до безобразия много.

Но образ жизни этих людей далеко не соответствовал обычному представлению о священниках. Напротив, всюду в рясах ходили пьяницы, которые не то, что слушать Бога, но даже долг свой перед паствой выполнять не умели.

Обновленцы раздавали церковные саны и титулы кому попало.

В 1923 году патриарх Тихон вышел из заключения. Его власть всё ещё признавалась Церковью, а он, в свою очередь, не признавал обновленчество. В итоге многие священники начали каяться.

Православная Церковь возрождалась в привычную, патриаршую. Советская власть не приветствовала это, не признавала, но и остановить не могла. Максимум, что смогли большевики, — объявить старую Церковь нелегальной.

Однако, позиция Советской власти — это не так страшно, как та участь, которая постигла обновленчество. Оно стало терять приверженцев и переживало кризис.

Оценка

Хотя в его рядах было много искренних и преданных священнослужителей, обновленческое движение с самого начала обнаружило некоторые слабости, которые фактически подорвали его призыв к обновлению церкви. Его поддержка Советским правительством не способствовала продвижению его дела. Напротив, обновленцы встретили массовое сопротивление со стороны тихонитских церковников и мирян, которые считали Живую Церковь агентами советских спецслужб. Точно так же ослабление канонических ограничений в отношении клерикального брака привело многих к тому, что движение в целом было движимо в основном неудовлетворенными амбициями женатых священников. Сомнительный моральный статус многих обновленческих лидеров, таких как Введенский (трижды женат, имел много внебрачных связей) или Платонов ( агент ГПУ и, в конечном итоге, отступник ), запятнал имидж обновленческой церкви в глазах верующих.

Некоторые современные церковные историки рассматривают обновленческое движение как отход от более искренних и обоснованных попыток церковных реформ в начале 20 века. В то время как первоначально реформы действительно лежали в основе, по крайней мере, некоторой части обновленчества, позже именно вопрос бесконечной лояльности любой ценой советскому режиму стал главным разделителем. Когда, в конце концов, Патриаршая церковь нашла пути для некоторого сближения с Советской властью, смысл существование для раскола прекратило свое существование , и он пошел на спад.

Революция 1917 года

После Февральской революции 1917 года обновленчество приобрело большую силу и популярность, но действовало пока в рамках единой церкви. Иные из обновленцев сочувствовали революции из идейных побуждений, считая нужным совместить христианство с его заповедью «не трудящийся да не ест!» и социализм. Другие надеялись сделать с помощью новых властей карьеру в церковной иерархии. Отдельные лица стремились прямо к политической карьере. Так, протоиерей Александр Введенский организовал «Рабоче-крестьянскую христианско-социалистическую партию», которая даже выставила свой список на выборах в Учредительное собрание осенью 1917 года.
Те и другие возлагали большие надежды на Поместный собор Православной Российской церкви, открывшийся в августе 1917 года в Успенском соборе Московского кремля. Обновленцев поддерживал член Временного правительства, обер-прокурор Синода В. Львов.
Большинство Собора заняло консервативную позицию. Восстановлением патриаршества Собор разочаровал обновленцев. Зато им понравился декрет Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства. В нём они увидели возможность осуществления церковных преобразований при новой власти.
Во время гражданской войны большевикам было не до системной борьбы против традиционной церкви. Когда упомянутый Александр Введенский (будущий глава обновленческой РПЦ в сане митрополита) в 1919 году посетил председателя Петросовета и Коминтерна Г.Е. Зиновьева и предложил ему заключить «конкордат» между обновленческой церковью и советской властью, авторитетный большевик ответил, что это пока неуместно. Но если обновленцам удастся создать сильную организацию, она получит поддержку власти, заверил Зиновьев.

Обновленчество постепенно угасало, а традиционное православие возвращало влияние, пока Церковь снова не объединилась в 1946 году

В том же году большевики придумали новую стратегию — объединить все обновленческие организации, сделать их управляемой структурой, поддерживать её, поработать над привлекательностью обновленчества для верующих.

1924
в этом году Патриарх Тихон запретил в служители представителей Обновленческой Церкви

ВЦС переименовали в Священный Синод, поставили нового митрополита во главу. Но суть осталась прежней. Организацией всё так же управлял Александр Введенский, а Обновленческая Церковь более не желала идти на поводу у власти.

В 1924 патриарх Тихон пошёл на ещё более суровые меры, чем раньше. Отныне он запрещал в служители представителей Обновленческой Церкви.

Советская власть попыталась распространить обновленчество за границу, но смогла лишь немного преуспеть в США.

Лидеры обновленцев: Виталий (Введенский), Филарет (Яценко), Андрей (Расторгуев) и Александр Введенский

Даже смерть патриарха Тихона не смогла исправить дела Обновленческой Церкви.

1927
в этом году патриаршая церковь была легализована

1927 году патриаршая церковь была легализована. С этого момента советская власть уже не нуждалась в обновленцах. Их стали подвергать арестам и преследованиям. Уменьшалось и их территориальное влияние.

Постепенно Обновленческая Церковь разрушалась, какие бы шаги не предпринимала. Но, тем не менее, она смогла даже пережить Великую Отечественную войну. И всё же никакие потуги не помогли обновленцам вернуть власть.

После смерти Александра Введенского в 1946 году русская православная Церковь снова стала единой. Лишь единичные архиереи отказались принести покаяние. Но они уже не имели достаточно ресурсов, чтобы спасти положение. Последний обновленческий лидер, митрополит Филарет Яценко, умер в 1951 году.

Примечания и использованная литература

1. Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 86.

2. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки
по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое
патриаршее подворье, 1996. — С. 305-306.

3. Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 86.

4. Одинцов М.И. Власть и религия в
годы войны. Государство и религиозные организации в годы
Великой Отечественной войны. 1941-1945. — М.: Российское
объединение исследователей религии, 2005. — С. 110-111.

5. Регельсон Л. Трагедия Русской
Церкви. — М.: Издательство Крутицкого подворья, 2007. —
С. 289.

6. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки
по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое
патриаршее подворье, 1996. — С. 324.

7. Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 87.

8. Русская Православная Церковь XX век.
— М.: Сретенский монастырь, 2008. — С. 178.

9. Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 88. / ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 4. Л. 151.

10. Виноградов В., протопресвитер. О
некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона
(1923-1925) // Церковно-исторический вестник. 1998. №1.
С. 11. // Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006.

11. Там же. С. 12.

12. Там же.

13. Следственное дело. С. 731-741 и др.
// Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и обновленческий
раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад, 2006. — С. 109.

14. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 565а. Л.
58 // Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и обновленческий
раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад, 2006. — С. 110.

15. Там же. Л. 54 // Там же.

16. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 13. Л.
127-127 об; Опубл.: следственное дело. С. 369.// Там же.
С. 112.

17. Там же. Л. 127 об // Там же.

18. ЦА ФСБ. Д. Р-35561. Т. 1. Л. 10 //
Там же. С. 113.

19. ЦА ФСБ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 372. Л. 201
// Там же.

20. Следственное дело. С. 775 // Там
же. С. 114.

21. ЦА ФСБ. Д.Н-1780. Т. 5. Л. 175-177
об; Опубл.: Следственное дело. С. 733-736 // Там же.

22. Там же. Л. 173-174; Опубл.:
Следственное дело. С. 733 // Там же.

23. Виноградов В., протопресвитер. О
некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона
(1923-1925) // Там же. С. 29.

24. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т.13. Л.124;
Опубл.: Следственное дело. С. 741-742 // Там же. С. 123.

25. Известия ЦИК. № 117. 24 мая 1924 г.

26. Следственное дело. С. 777 //
«Патриаршая Церковь и обновленческий раскол в 1922-1925
гг.», с.124.

27. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т.5. Л.161;
Опубл.: Следственное дело. С.379.// Сафонов Д.
В. Патриаршая Церковь и обновленческий раскол в
1922-1925 гг. — Сергиев Посад, 2006. — С. 124.

28. Шкаровский М.В. Обновленческое
движение в Русской Православной Церкви XX века. — СПб.,
1999. — С. 38.

29. Кузнецов А.И. Обновленческий
раскол в Русской Церкви. — М.: Издательство Крутицкого
подворья, 2002. — С. 401.

30. Шишкин А.А. Сущность и критическая
оценка «обновленческого» раскола Русской Православной
Церкви. — Казанский университет, 1970. — С. 279.

31. Кузнецов А.И. Обновленческий
раскол в Русской Церкви. — М.: Издательство Крутицкого
подворья, 2002. — С. 380-382.

32. ЦА ФСБ. Д. Н-3677. Т. 4. Л. 291;
Акты. С. 418-420 // Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 133.

33. ЦА ФСБ. Д. Н-3677. Т. 4. Л. 293 //
Там же.

34. Совершенно секретно: Лубянка —
Сталину о положении в стране (1922-1934гг.) // Там же.
С. 135.

35. Санкт-Петербургская епархия в
двадцатом веке в свете архивных материалов. 1917-1941 /
Сост. Черепнина Н. Ю., Шкаровский М. В. — СПб., 2000. —
С. 138. // Там же. С. 135.

36. Русская Православная Церковь XX
век. — М.: Сретенский монастырь, 2008. — С. 201.

37. Левитин-Краснов А., Шавров
В. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.:
Крутицкое патриаршее подворье, 1996. — С. 513-514.

38. Кузнецов А. И. Обновленческий
раскол в Русской Церкви. — М.: Издательство Крутицкого
подворья, 2002. — С. 435.

39. Русская Православная Церковь XX
век. — М.: Сретенский монастырь, 2008. — С. 202.

40. Левитин-Краснов А., Шавров
В. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.:
Крутицкое патриаршее подворье, 1996. — С. 455.

41. Совершенно секретно: Лубянка –
Сталину о положении в стране (1922-1934гг.) // Сафонов
Д. В.Патриаршая Церковь и обновленческий раскол в
1922-1925 гг. — Сергиев Посад, 2006. -С. 138.

42. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 775. Л.
41 // Там же. С. 138.

43. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 113. Д. 353. Л.
9 // Там же.

44. Шкаровский М.В. Обновленческое
движение в Русской Православной Церкви XX века. — СПб.,
1999. — С. 41.

Раскол в расколе

Но движение обновленцев обладало рядом недостатков, которые позже очень сильно сказались на их деятельности и существовании вообще. Например, у обновленческой православной церкви отсутствовала четкая структурная организация. К тому же, многие обновленцы тянули одеяло на себя, что вело ко внутренним раздорам. Вот епископ Антони создал свой «Союз церковного возрождения» — организация, которая была намерена опираться на мирян, а не на клириков. А другие обновленцы присоединялись к Введенскому и Александру Боярскому, основавшим «Союз общин древнеапостолькой церкви».

Короче говоря, внутри обновленчества царила раздробленность: было множество кружков и группировок, которые по-разному смотрели на развитие церкви. Тогда как одни выступали за ликвидацию монастырей и института монашества в принципе, другие стремились к некому синтезу коммунизма и демократического уклада жизни первых христиан.

Карикатура на русскую православную церковь. (network.biz)

Обновленцы, стараясь закрепиться в сознании простых обывателей, продолжали борьбу против остатков патриаршества. Поместный Собор обновленцев, открытый в Москве в апреле 1923 года, объявил заключенного патриарха Тихона «отступником от подлинных заветов Христа». Но несмотря на это, патриарх Тихон того же года был освобожден из заключения, что было большим ударом по обновленческой церкви. Многие иерархи, клирики и священники каялись в своем грехе отступничества и переходили на сторону Тихона. Кризис внутри обновленческого нарастал все сильнее, ведь его лидеры из-за собственных амбиций не желали идти на компромисс друг с другом. Вскоре освобождённый патриарх запретил иметь с его противниками молитвенное общение вообще. Кто знает, как бы в дальнейшем развивалась борьба между двумя церквями, если бы не скорая смерть Тихона.

Обновленцы называли Тихона «отступником от подлинных законов Христа»

Преисполненные чувства энтузиазма от смерти патриарха, обновленцы провели новый собор, однако это было последним событием для этой церкви такого масштаба. Приглашенные на собрание единомышленники Тихона отказывались пойти на мировую. Да и такие резкие реформы как разрешение второбрачия и переход на григорианский календарь не встретили ожидаемой поддержки у населения.

Обновленчество неуклонно шло на спад. Массовые репрессии НКВД в 1930-е годы нанесли невосполнимый урон обновленцам, хоть они и охотно сотрудничали с властями. Еще позже Советы взяли курс на сближение с патриаршеством, оставив реформаторов вне зоны своего внимания. К осени 1944 года от всего этого движения остался единственный приход в Москве, где служил идейный вдохновитель течения Александр Введенский. Его смерть два года спустя ознаменует собой конец истории русской обновленческой церкви.

Лидер обновленцев — Александр Введенский: незаурядный, но честолюбивый священник

Советской власти даже не пришлось ничего изобретать, так как на примете уже имелись священники, недовольные текущим положением дел в Церкви. Главным идеологом раскола стал священник Александр Введенский.

Александр Введенский — идеолог и лидер обновленческого движения

При всём том, что он сыграл негативную роль в истории православной Церкви, нужно отдать ему должное — это был выдающийся человек. Вот интересные факты о его личности:

  • умный и харизматичный;
  • отличный оратор;
  • талантливый актёр, способный расположить к себе;
  • обладатель шести дипломов о высшем образовании.

Александр Введенский мог цитировать целые страницы на чужих языках. Однако современники отмечали, что этот священник страдал от честолюбия.

Он был радикально настроен против патриаршества, хотя со сторонниками составлял меньшинство. В своём дневнике он как-то сделал запись:

Александр Введенский
церковный деятель

Введенский — не единственный противник патриаршества, у него хватало сторонников среди духовенства. Однако обновленцы не спешили устраивать раскол. Кто знает, какое развитие получила бы вся история, если бы не вмешалась большевистская власть.

одобрение революции октября 1917 года

Один из самых влиятельных деятелей обновленчества — о. Иоанн Егоров — приветствовал октябрьскую революцию 1917 года, осудил нейтралитет духовенства в классовой борьбе и подчеркнул, что главная обязанность духовенства – служение миру.

«Проект докладной записки во ВЦИК, исходящей от некоторой части духовенства и мирян православной церкви», составленный С. В. Калиновским в начале мая 1922 г., предусматривал «выделение из общей массы православного духовенства и мирян тех лиц, которые признают справедливость Российской социальной революции и лояльны по отношению к советской власти; ограждение их от церковных решений и судебных кар со стороны патриаршего управления».

Уже в первом программном воззвании обновленцев «Верующим сынам Православной Церкви России» (13 мая г.) содержится оценка октябрьского переворота и осуждение контрреволюции в Церкви:

Живая церковь

Епископы Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) в своем заявлении в Петроградский совет (сентябрь 1922 года) «признают социальную справедливость Октябрьской революции и считают капиталистический строй греховным… отрекаются от Карловацкого Собора и не имеют ничего общего с духовными вождями, ставшими на путь контрреволюции».

Обновленчество не имело единой идеи и быстро дробилось на мелкие организации

Однако не стоит переоценивать успех обновленчества. Большевики не сильно заботились об участи обновлённого христианства. Отношение к духовенству осталось пренебрежительным. Атеисты высмеивали «попов» в карикатурах. Свою роль новая Церковь уже сыграла, а её дальнейшая судьба власть не сильно беспокоила.

Большевики воспользовались обновленцами, но никогда не прекращали атеистическую пропаганду

Также возникли внутренние проблемы внутри самой новой Церкви. Не только причины того, почему возникли обновленческие движения в Церкви, у каждого были свои, но и взгляды на то, как поступать дальше, различались.

Разногласия достигли такого масштаба, что от обновленцев стали отделяться другие религиозные организации:

  • союз церковного возрождения;
  • союз общин Древлеапостольской Церкви.

И всё это уже в августе 1922! Образованные структуры принялись сражаться между собой за влияние. Не исключено, что ГПУ само спровоцировало эти междоусобицы. В конце концов, большевики никогда не заявляли о намерении позволить какому-либо религиозному течению мирно продолжать действовать на территории Советского Союза.

Обновленчество дробилось на мелкие организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector