Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о рыбаке и рыбке — краткое содержание сказки Пушкина

 
Около синего моря живут старик и старуха, в землянке. Старик ловит неводом рыбу, тем и живут. Один раз пошёл старик ловить рыбу. Несколько раз закидывал невод и ничего не словил. В третий раз закинул, попалась ему рыбка золотая. Заговорила на человеческом языке и попросила старика отпустить её назад в синее море, а взамен даст три желания. Стало жалко старику золотую рыбку, отпустил её и отказался от желаний.
Прийдя домой, старик, рассказывает старухе всю историю. Как начала бабка ругать деда, говорит, нужно было новое корыто попросить. Пошёл к синему морю, стал звать рыбку. Рыбка выплыла из пучины морской и спросила сто ему нужно, он отвечает, что старуха хочет новое корыто. Рыбка сказала деду спокойно идти домой. Когда дед пришёл домой, увидел, что бабка стирает в новом корыте.
Старуха на этом не остановилась, начала кричать на старика, говорить, что он простофиля. Сказала бабка деду, иди опять к морю и проси у рыбки избу. Расстроился дед, голову опустил и пошёл к морю. Когда пришёл, смотрит море волнуется, начал звать рыбку.Она выплыла и интересуется, что ему нужно. Старик просит рыбку не гневаться, и говорит, что бабка, хочет новую избу. Рыбка просит деда не расстраиваться и идти домой. Старик приходит к дому, а на его месте стоит новая красивая изба, а бабка сидит под окном. Увидев деда начала его ругать. Назвала его дураком и простофилей и заявила, что желает быть дворянкой. Отправила деда обратно к золотой рыбке.
Старик расстроился ещё больше. Подходит к синему морю, смотрит, что оно разбушевалось более прежнего. Начал звать золотую рыбку. Рыбка приплыла, дед ей низко поклонился и просит не злится. Говорит, что бабка совсем с ума сошла, требует сделать её дворянкой. Рыбка говорит, чтоб дед не печалился и отправлялся домой. Приходит домой, видит на месте избы стоит резной терем. Стоит старуха на крыльце, с жемчугами на шее, в красных сапогах, разодета в дорогие одежды, бранит слуг. Отправила старика за конями смотреть.
Проходит немного времени, старуха зовёт деда и опять отправляет его к золотой рыбке. Говорит, что хочет быть царицей. Старик идёт к синему морю, зовёт золотую рыбку, низко кланяется и говорит, что старуха опять бунтует, хочет быть царицей. Рыбка просит старика не расстраиваться и спокойно идти домой. Приходит старик и видит перед собой царские палаты, вокруг бабки дворяне и стража, спрашивает у бабки, довольна ли она теперь. В ответ старуха прогнала деда.
Проходит ещё пару недель. Нашла старуха деда и говорит, что теперь хочет быть царицей морской, чтоб рыбка золотая была у неё на службе. И отправила опять к синему морю. Приходит дед, видит море почернело и бушует, зовёт рыбку. Рассказал рыбке о новом желании бабки, но рыбка ничего не ответила, махнула хвостом и уплыла. Не дождавшись ответа ушёл домой. Приходит и видит старую землянку и старуху у разбитого корыта.
Жадность ни к чему хорошему не приведёт
 
Возможно использование данного текста для читательского дневника
 


Читать краткое содержание других сказок ПушкинаЧитать полные версии сказок Пушкина

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке» — самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Он написал ее в 1833 г. в Болдино. За основу поэт взял одну из сказок братьев Гримм, но серьезно ее переработал в духе русских национальных традиций.

Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. В центре сюжета – бедные старик со старухой, прожившие у моря всю свою жизнь. Несмотря на то, что оба работали в поте лица, они так и не нажили хоть какого-нибудь состояния. Старик продолжает ловить рыбу для пропитания, а старуха целыми днями сидит за «своей пряжей». Пушкин не указывает причины, но у бедных стариков нет детей, либо они давно покинули своих родителей. Это еще больше увеличивает их страдания, так как надеяться им больше не на кого.

Старик часто остается без улова, но однажды ему улыбается удача. Невод приносит волшебную золотую рыбку, которая в обмен на свободу предлагает старику исполнить любое его желание. Даже бедность не способна уничтожить в старике чувства добра и сострадания. Он просто так отпускает рыбку, говоря «Бог с тобою».

Совсем другие чувства рождаются в душе у старухи при известии об улове мужа. Она обрушивается на него с яростной руганью, обвиняя старика в глупости. Но сама, видимо, до конца не верит в волшебное обещание, так как для проверки просит всего лишь новое корыто.

После исполнения желания старуха входит во вкус. Ее аппетит разгорается, и с каждым разом она посылает старика с еще большими запросами. Причем становится заметна убогость мышления человека, вся жизнь которого прошла в бедности. Ей не хватает ума, чтобы сразу попросить, к примеру, много денег, которые бы надолго избавили старика от постоянных обращений к рыбке. Старуха постепенно просит новый дом, дворянство, царскую власть. Высшим пределом мечтаний для нее становится желание стать морской царицей.

Старик безропотно исполняет каждое желание старухи. Он чувствует свою вину перед ней за все годы безрадостной жизни. При этом ему стыдно перед рыбкой, которая не выказывает недовольства от новых запросов. Рыбке жаль старика, она понимает его зависимость от старухи. Но последнее безумное желание доводит и ее терпение до конца. Она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту.

Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок. Всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за жадности своими руками уничтожила плывущие в руки власть и богатство.

В чем польза Сказки о рыбаке и рыбке?

Спешим обрадовать тех родителей, которые скрупулезно подбирают чтение для малышей, исходя исключительно из его полезности. Вы нашли не просто увлекательное чтиво – но и уникальное по своей дидактической и воспитательной направленности. Онлайн сказка о рыбаке и рыбке научит малыша соизмерять желания с возможностями, не жадничать и не быть заносчивым.

Доброта и острый ум – вот что поможет не остаться малышу у разбитого корыта! Ваш ребенок, непременно, усвоит это, если вы разрешите ему читать восхитительную историю о рыбаке и рыбке онлайн.

Знакомство со Сказкой о рыбаке и рыбке может стать тем мостиком, который приведет вашего ребенка в чудесный мир, созданный всемирно признанным русским поэтом. Наверняка малышу захочется познакомится и с другими произведениями А.С. Пушкина и, тем самым, невероятно обогатить свою литературную грамотность.

Золотая Рыбка в сказках разных стран

Сюжеты историй, в которых человек вылавливает рыбку и сталкивается с волшебством, возникли в отдаленных уголках планеты, причем совершенно обособленно. По большей части мораль каждой притчи сводится к тому, что неуемные потребности главных героев приводят к «разбитому корыту».

В Малайзии есть предание, которое созвучно с пушкинской сказкой. В отличие от русского произведения, героями становятся молодая пара — рыбак с женой. Парень достает из воды рыбку, которая сообщает, что она — королева моря. За спасение волшебный персонаж сулит исполнение трех желаний с одной лишь оговоркой: если он придет за четвертым, то все наколдованное исчезнет.

Как водится, жена рыбака не знает меры. Богатство, слуги, новый дом — она быстро использует дозволенный ресурс, но после желает еще и высокого положения в обществе. Рыбак просит у королевы моря еще одно желание, и, как и было предречено, волшебство рассеивается.

В отличие от старика и старухи, молодые сделали выводы из ситуации. Они стали упорно трудиться и смогли достичь того, что далось им по мановению «волшебной палочки».

В абхазских народных сказках тоже есть место этому персонажу. Главным героем становится царевич, который ловил рыбу для отца-царя. В сетях оказалась маленькая рыбка. Но парень пожалел животное и выпустил его обратно.

Царь разгневался этому и выгнал сына из дома. Блуждая по свету, царевич встретил парня, сильно похожего на него. Тот пообещал стать ему верным другом и помогать во всех делах.

Однажды царевич услышал, что в соседнем государстве живет принцесса, которая уже 300 раз выходила замуж. Ее супруги не доживали до утра по неизвестной причине. Герой пошел пытать счастья и свататься к дочери царя. Загадочный друг разгадал тайну: ночью изо рта новобрачной вылезают змеи. Отрубив им головы, он избавляет товарища от неминуемой смерти.

Конечно, тем самым спасителем и было некогда спасенное животное. Рассказав царевичу правду, парень пояснил, что теперь он «вернул долг» и, обратившись, скрылся в волнах.

В китайской притче рыбак Гуань целый день рыбачил, но только под вечер на его удочку попалась удивительно красивая рыба с тремя золотыми перьями. В обмен на свободу она сказала взять ее перья, чтобы зарыть одно на участке дома, второе бросить в пруд, а третье положить рядом с женой. Волшебное животное пообещало огромное счастье рыбаку, но все изменится, если свет золота затмит его глаза.

Золотая рыбка и старик Гуань исполнил завет. На следующее утро, проснувшись, обнаружил новорожденную девочку с золотистыми глазами. Во дворе росла невиданной красоты лилия, а в пруде резвилась золотая рыбка. Супруги зажили счастливо, а дочка росла и становилась еще прекраснее.

Вскоре к дочке Гуаня стали свататься женихи. Родители отказывались отдавать дочь. Но потом с моря приплыл неизвестный мужчина, который одарил рыбака мешком с золотом. Свет драгоценного металла ослепил старого рыбака, и он согласился отдать дочь замуж.

Богачом оказался царь моря, который спрятал жену в замке глубоко под водой. Гуань понял, что совершил ошибку, и обитательница пруда пришла ему на помощь, чтобы спасти дочку. Счастливый отец возвращает девушку домой, а мешок с золотом превращается в песок.

Еще более схожа с сюжетом книги «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина индийская народная сказка. Герои жили бедно и питались только за счет улова. Но счастливый случай — и в сети рыбака попался сам золотоликий бог Джала Камани. Тот пообещал еды и одежд, если старик его отпустит.

Бог сдержал обещание, но вот старухе этого было мало. Запросила жена дом побольше, слуг и целый амбар риса, а также чтобы муж ее стал старостой в деревне. Через месяц и это жадной женщине показалось мало. Затребовала она, чтобы старик стал махараджей всей земли. Но золотоликий бог больше не явился, а после забрал все дары.

Возвращаясь к русскому персонажу, стоит сказать, есть мнение, что Пушкин позаимствовал сюжет у братьев Гримм. У этих авторов исполняет желания волшебная камбала. В остальном же ситуация тождественна.

Но такие суждения не имеют никаких официальных подтверждений. Более того, похожие сюжеты возникали по всему миру и передавались из уст в уста. Поэтому склонно предполагать, что источником пушкинской сказки стали рассказы Арины Родионовны.

Благодаря проекту «Сказочная карта России» можно узнать, какое место считать родиной волшебного персонажа. Точным местом происхождения официально назвали село Большое Болдино, где Александр Сергеевич и сочинил бессмертное произведение.

Православное объяснение Сказки о рыбаке и рыбке. Монах Константин Сабельников

Старик (ум) со старухой (сердцем) жили у моря 33 года. Это означает, что человек прожил сознательную жизнь (жил умом и сердцем) и стал готов к тому, чтобы поверить в Господа Иисуса Христа, Который в возрасте 33-х лет умер и воскрес.
Старуха пряла пряжу — в этой жизни каждый человек своими мыслями, словами и делами создает себе нравственное состояние души, которое будет ее одеждой в вечности.
Старик ловил рыбу — каждый человек ищет себе блага в земной жизни.

Однажды он сначала вытащил невод с тиной и травой, а затем с золотой рыбкой — однажды человек понимает временность временной жизни, а это помогает ему поверить в вечность и в Бога.

Рыба — древний символ Христа, а золото — символ благодати. Рыбка попросила отпустить ее, хотя в этом не нуждалась, потому что имела власть даже над судьбами людей — Господь призывает человека проявить милосердие к кому-то, а оно более всего приближает к Богу, открывает сердце для веры в Него.

Старуха заставила старика прежде всего попросить корыто — человек, придя к вере, начинает духовную жизнь с очищения своей совести от грехов. Ап. Петр сказал уверовавшим иудеям: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» (Деян. 2:38). Неверующие люди не имеют таких средств и не знают, как можно облегчить совесть.

Старуха ругает старика и называет его «дурачиной», потому что человек действует по велению сердца и, как сказал Ларошфуко, ум всегда в дураках у сердца. Когда старик пошел просить корыто, море разыгралось — потому что Богу неугодно, когда человек, уверовавший в Него, хочет не служить Ему, а использовать Его для своих личных целей, пусть даже и благих.

Получив новое корыто, старуха не поблагодарила рыбку, а послала старика с другой просьбой — верующие редко искренно благодарят Бога за то, что Он дает возможность очиститься от грехов в таинстве Исповеди. Начав церковную жизнь, они, как правило, начинают просить у Бога здоровья и благополучия в семье и на работе (новую избу).

Затем старуха потребовала быть дворянкой и царицей — человек начинает просить у Бога того, что служит к удовлетворению тщеславия и гордости (в данном случае властолюбия). Господь иногда попускает человеку получать просимое, чтобы, получая, он возрос в вере в Бога, а затем, познав свои страсти, стал бороться с ними и ради Бога отказался от того, что питает их.

Когда старуха стала дворянкой, она стала бить слуг, потому что когда человек получает честь и славу и питает ими свое тщеславие, его сердце ожесточается по отношению к людям. Она ударила старика, который пытался спорить с ней — потому что когда страсть тщеславия усиливается, она сильнее подчиняет себе ум человека.

Старуха потребовала стать царицей — от желания славы человек переходит к желанию власти. Старуха потребовала власти над золотой рыбкой — авва Дорофей говорит, что гордость перед людьми приводит к гордости перед Богом.
Старик не смог понять, что главной его проблемой был характер бабки. Он должен был просить золотую рыбку изменить старуху, но он только жаловался на нее.

Так и человек должен понять умом, что главная его проблема — это страсти сердца, и, придя к вере, он не просто должен исповедоваться в своих грехах (жаловаться на старуху), а просить у Бога изменить свое сердце.

В сказке показано, что происходит с людьми, которые пытаются с помощью Божией изменить свою жизнь, но не себя. Сначала у них действительно улучшается жизнь, но потом они служат не Богу, а своим страстям, хотя сами они этого не замечают. Если человек не борется со страстями, то они борют его. Господь сказал: «кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Авва Дорофей сказал, что в духовной жизни человек не может стоять на месте, он становится или хуже, или лучше.

Третьего не дано. Из-за гордости человек остается у разбитого корыта. Со временем он все равно теряет земные блага: с уходом на пенсию или из-за болезни теряет должность, влияние на людей. Потеряв эти блага, он понимает, что, получив на время в этой жизни многое, он не получил самое главное — он не стал другим.

Краткий пересказ

«Сказка о рыбаке и рыбке» была написана Пушкиным в октябре 1833 года, а позднее издана в журнале «Библиотека для чтения». Сюжет произведения не нов и встречается в некоторых древних источниках, к примеру, в русской народной сказке «Жадная старуха».

План и содержание сказки:

  1. Автор представляет читательскому взору нищенский быт и знакомит с характеристиками главных героев, уже более 30 лет живущих в убогой землянке возле моря. Старик занимается рыбной ловлей, а старуха сидит дома, изготавливая пряжу.
  2. Затем описывается процесс рыбалки. Герой дважды безрезультатно забрасывает невод в море и лишь на третий раз в сети попадает Золотая Рыбка. Улов умеет разговаривать и просит о пощаде взамен на исполнение любых пожеланий. Удивлённый столь неординарным событием рыбак отпускает чудесное создание обратно в воду.
  3. Придя домой ни с чем, старик рассказывает жене о странном событии. Старуха бранит мужа за то, что он не попросил никакого откупа от рыбки, указывая на разбитое корыто.
  4. Получив взбучку, дед снова отправляется к морю и встречает там рыбку. Он рассказывает ей о гневе своей супруги и просит корыто.
  5. Вернувшись, он обнаруживает новое корыто и старуху в ещё большем гневе, вызванном столь глупой просьбой. Женщина возмущается тем, что они живут в покосившейся землянке и требует приличную деревянную избу.

Последующие желания главной героини:

  1. Изменение статуса чёрной крестьянки на столбовую дворянку. После этого героиня ненадолго успокоилась, но через несколько недель вновь послала мужика к рыбке.
  2. Стремление к безграничной власти в образе вольной царицы.
  3. Последнее требование новоиспечённой царицы заключалось в том, чтобы стать владычицей морской, подчинив себе Золотую Рыбку. В противном случае она обещает жестоко наказать несчастного старика.

Михаил Семёнович Казиник, скрипач, лектор-музыковед, педагог, писатель-публицист

Спросите у любого учителя-филолога в школе, о чем сказка Александра Сергеевича Пушкина о рыбаке и рыбке? Все скажут: «Сказка эта о жадной старухе, которая осталась у разбитого корыта».

Мои хорошие, глупость очередная! Это Пушкин будет тратить время на то, чтобы осуждать очередную жадную старуху! Это сказка о любви. О безусловной любви старика. Легко любить красивую, щедрую, умную женщину. Вы попробуйте любить старую, грязную, жадную старуху. А доказательства вот: я спрашиваю у любого филолога, как начинается сказка о рыбаке и рыбке.

Мне все говорят: «Жили…». Да, правильно. «Жили-были старик со старухой у самого синего моря!», правильно? «Правильно!», — говорят филологи. «Правильно!», — говорят академики. «Правильно!», — говорят профессора.

«Правильно!», — говорят ученики. «Жили были старик и старуха у самого синего моря. Старик ловил неводом…». Не-пра-виль-но! Это был бы не Пушкин. «Жили-были старик со старухой» — это самое обыкновенное начало сказки. Пушкин: «Жил старик со своею старухой». Разницу чувствуете? Потому что еще пока своя! Пушкин дает код! Своя, родная: тридцать лет и три года вместе. Плоть от плоти! Жадная — бывают и такие старухи! Лю-би-ма-я! Читайте еще: Сказка Колобок.

Дальше: где они жили? У самого синего моря. Спрашиваю у филологов: где? — «Ну как, у моря. У самого моря!». Неправда. У самого синего моря. Это второй код Пушкина. По мере желаний старухи, она перестает быть «своей», а море меняет цвет. Помните? «Помутнело, почернело синее море». Море перестает быть синим.

Альтернативный анализ произведения

Вся необычность сказки заключается в многообразии интерпретаций, которые зависят от возраста, пола, образования, моральных ценностей и социального класса читателя. Одни проявляют больше сострадания старухе, тогда как другие, напротив, старику. Кому-то жаль всех, включая Золотую Рыбку. А некоторые могут думать, что героям досталось поделом.

Для примера можно провести разбор сказки с учётом особенностей гендерной принадлежности читателя. Женщины полагают так:

  1. Глава семьи — это неудачник, не умеющий и не желающий повысить своё благосостояние. Всё что он может — это только сидеть и ждать у моря погоды. Он совершенно не понимает свою жену и является типичным подкаблучником.
  2. Герой страдает именно из-за своей глупости и неумения удовлетворить все запросы супруги.
  3. Старуха сумела добиться хоть чего-то от рыбки и пожила в своё удовольствие, в то время как дед получил одни проблемы — удел неудачника.
  4. Главная загвоздка видится в непомерных амбициях героини. В то же время большинство дам считает, что они не отказались бы от Золотой Рыбки, использовав её более продуманно и целесообразно.

Мужская интерпретация:

  1. Старуха — эгоистичная женщина, которая целыми днями сидит у разбитого корыта и ждёт, пока муж принесёт улов.
  2. Старик — честный труженик, который по доброте душевной вынужден исполнять прихоти жены.
  3. В итоге героиня расплачивается за свою непомерную жадность и остаётся с носом.
  4. Вывод — не следует требовать слишком много.

Определённый круг читателей может воспринять сказку как проявление сексизма. Ведь очевидно, что автор назначает отрицательным персонажем старуху. Она постоянно бранит доброго и бескорыстного мужа и даже выгоняет его на конюшню, за что её настигает возмездие. Финал произведения наглядно показывает, что удел женщины — сидение у корыта. Нет шансов на перемены, ведь рыбка не приплывёт домой.

Ход СОД

Вводная часть

Воспитатель: — Ребята, сегодня к нам пришло смс- сообщение от Буратино. Давайте его прочтём?

«Здравствуйте, ребята группы «Рябинка». Совсем недавно у меня был День рождения. Мои друзья – Мальвина и Пьеро, подарили мне в подарок книгу. Она такая красивая, с красочными иллюстрациями. Мне так хочется узнать о чем она, но я еще выучил не все буквы. Что же мне делать?».

Воспитатель: — Ребята, а мы можем помочь Буратино? Как? (Мы можем прочитать ему эту книгу).

Воспитатель: — Давайте мы прочитаем Буратино эту книгу. Я буду читать и записывать всё на камеру, а затем мы отправим видео – сообщение Буратино, тогда он узнает, о чём же эта книга.

Основная часть

Воспитатель показывает детям обложку книги.

Воспитатель: — Ребята, если внимательно посмотреть на обложку книги, можно догадаться, какая сказка в ней спрятана? (Можно, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Воспитатель: — Вы верно угадали – это «Сказка о рыбаке и рыбке». А написал эту сказку русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. (Воспитатель размещает портрет А. С. Пушкина на магнитной доске)

Воспитатель: — Теперь я прочитаю вам эту сказку, а вы слушайте её внимательно. При прочтении сказкинам встретятся незнакомые слова:

землянка – жилище, углублённое в землю;

невод – сеть для ловли рыбы;

пряжа – нити;

тина – водоросли;

старче – старик;

простофиля – глупый, несообразительный человек;

дворянка – женщина из хорошей семьи;

крестьянка – бедная женщина, занимающаяся сельским хозяйством;

Воспитатель читает сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Физкультминутка «Рыбки»

Рыбки весело плескались «Плывём» как рыбы, выполняя волнообразные

В чистой свеженькой воде. движения

То согнутся, Наклоняем туловище вперёд

Разогнутся. Выпрямляемся

То зароются в песке. Приседаем, руки – «домиком»

Сколько рыбок здесь у нас, Прыжки на месте

Столько мы подпрыгнем раз.

Беседа по содержанию сказки.

— Кто герои этой сказки? (Старик, старуха, золотая рыбка)

— Где жили старик со старухой? (У самого синего моря)

— Что делал старик? (Закидывал невод и поймал золотую рыбку)

— Сколько раз закидывал невод старик? (Три раза)

— Что сказала рыбка старику? (Отпусти меня, старче)

— Что пообещала рыбка старику? (Исполнить его желание)

— Что сделал старик с рыбкой? (Отпустил её в море)

— Чего пожелала старуха? (Новое корыто, новую избу, быть столбовою дворянкой, быть владычицей морскою)

— Какое желание рыбка не исполнила? (Последнее, чтобы старуха стала владычицей морскою)

— А почему рыбка не исполнила последнее желание старухи? (Потому что старуха была жадной, ей всего было мало)

Воспитатель: — Да, ребята, потому что старуха пожадничала. Ей было всего мало. И она пожелала быть на месте самой золотой рыбки. Чему учит нас эта сказка? (Ответы детей)

Воспитатель: — Да, она учит нас не быть жадными, радоваться тому, что у нас есть сейчас.

— Чем закончилась сказка? (Старуха осталось у разбитого корыта)

Воспитатель: — Ребята, а сейчас давайте мы с вами попробуем перевоплотиться в героев это сказки. Кто – то из вас будет «стариком», а кто – то «золотой рыбкой». «Старик» будет закидывать невод в море, а «рыбка», обращаясь к «старику»,с мольбой в голосе произносит: «Отпус-ти ты, старче, меня в море!». «Старик» изображает глубокое удивление (широко открывает глаза, поднимает брови, приоткрывает рот, а руки разводит в стороны).

Инсценировка отрывка из сказки.

Упражнение «Исполнение любых желаний»

Воспитатель: — Представьте себе, что вы стали золотой рыбкой. Для вас нет ничего невозможного, вы можете осуществить любое желание. Подумайте, что бы вы сделали, если бы были золотой рыбкой? Кто ответит?

Воспитатель по очереди передает ребятам золотую рыбку из бумаги, и каждый начинает говорить. Рыбка переходит от одного к другому ребенку и т. д. Воспитатель благодарит детей за занятие и заканчивает его.

Рефлексия

— Что мы делали на занятии?

— Для кого читали сказку?

— Чему учит эта сказка?

Литературная игра викторина с ответами, 2 класс. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Игра I

Простые вопросы:

1) Назови сказку:

«Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит».    («Сказка о рыбаке и рыбке».)

2) Жил старик со своею старухой у какого моря: синего моря, Чёрного моря или Красного моря? (Синего моря.)

3) Как старик понимал рыбку? (Она голосом молвила человечьим.)

4) Что было на руках старухи — столбовой дворянки? («На руках золотые перстни».)

5) Старуха захотела стать владычицей морского, а где она собралась жить? (В океяне-море.)

Сложные вопросы:

1) Что поймал старик во второй раз? (Траву морскую.)

2) Что посулила рыбка старику, когда он её поймал? (Откуп.)

3) Какая труба была в новой избе старухи? (Кирпичная, белёная.)

4) Чем заедала старуха-царица заморские вина? (Пряником печатным.)

5) Сколько желаний исполнила рыбка? (4.)

Очень сложные вопросы:

1) Чем ловил старик рыбу? (Неводом.)

2) С какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка».)

3) Где стояла старуха — столбовая дворянка, когда воротился старик ко старухе? («На крыльце стоит его старуха».)

4) Какие желания старухи исполнила рыбка? (Дала корыто, избу, сделала старуху столбовой дворянкой, вольною царицей.)

5) Какой приказ старухи выполнял старик и от этого почернело синее море? (Просил у рыбки, чтобы его старуха стала вольною царицей.)

Суперигра. Продолжи фразу:

«А народ над стариком насмеялся:

“Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука…”».

(«Не садися не в свои сани».)

Варианты ответов:

1. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

2. Не садися не в свои сани.

3. Не всё коту масленица.

4. Лень и труд всё перетрут.

Игра II

Простые вопросы:

1) «Старик ловил неводом рыбу, старуха…» («Пряла свою пряжу».)

2) На какой раз старик поймал рыбку? (На третий.)

3) К кому обращены эти слова:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука — Не садися не в свои сани!»? (К старику.)

4) Какого цвета были сапожки у старухи — столбовой дворянки? (На ногах красные сапожки.)

5) Какое желание не исполнила рыбка? (Не сделала старуху владычицей морскою.)

Сложные вопросы:

1) Назовите первоначальное место жительство старика и старухи в сказке. (Землянка.)

2) Что случилось с корытом старухи, зачем ей понадобилось новое? (Старое корыто раскололось.)

3) Как называла в гневе старуха старика? (Дурачина, простофиля.)

4) Старуха не хотела быть чёрной крестьянкой, а хотела быть… (Столбовою дворянкой.)

5) Что ответила золотая рыбка на последнюю просьбу старика? (Ничего не сказала рыбка.)

Очень сложные вопросы:

1) Сколько времени старик со старухой прожили в землянке? (33 года — 30 лет и 3 года.)

2) Продолжи фразу:

«За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она …» («…пряником печатным».)

3) Какого ядовитого растения объелась старуха, по мнению старика? (Белены.)

4) Сколько прошло времени с момента, как старуха стала столбовою дворянкой и новым желанием стать царицей? (Две недели: «…вот неделя, другая проходит».)

5) Как старик называл золотую рыбку? («Государыня рыбка».)

Суперигра. Из чего была сшита душегрейка старухи, ставшей 

Варианты ответов:

1. Горностая.                        3. Соболя.

2. Белки.                               4. Чернобурки.

Игра III

Простые вопросы:

1) Назови злого, сварливого героя сказки. (Старуха.)

2) Какую рыбку поймал старик? Не простую, а…? (Золотую.)

3) Назовите первое желание старухи. (Новое корыто.)

4) Что держала стража на своих плечах, охраняя старуху-цари- цу? (Топорики.)

5) За что таскала старуха своих слуг, когда стала столбовою дворянкой? (За чупрун.)

Сложные вопросы:

6) Старуха прикрикнула на старика. И куда послала его служить? (На конюшню.)

7) Какой приказ старухи выполнял старик и от этого море слегка разыгралось? (Новое корыто.)

3) «Не хочет она корыто, а хочет…», («..новую избу».)

4) Из какого дерева были тесовые ворота перед новой избой? (Из дуба. «Дубовые ворота».)

5) Какое желание не выполнила золотая рыбка? (Чтобы старуха стала владычицей морскою.)

Очень сложные вопросы:

1) Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жили-были старик со старухой…».)

2) Что поймал старик в первый раз? (Тину.)

3) Что сказала золотая рыбка, когда старик её поймал? («Отпусти ты, старче, меня в море».)

4) Когда старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» стала столбовой дворянкой, она была одета так: «В дорогой собольей душегрейке, / Парчовая на маковке кичка…». А что такое кичка? (В старину — головной убор замужних женщин, шапочка с двумя выдающимися вперёд остриями.)

5) Какое украшение было на царице-старухе? (Жемчуг. «…Жемчуга огрузили шею».)

Суперигра. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря? (Шесть раз.)

Варианты ответов:

1. 3 раза.                     3. 5 раз.

2. 4 раза.                     4. 6 раз.

Любопытные факты

Считается, что за основу для своего сочинения Пушкин взял сказку братьев Гримм «О рыбаке и его жене» об этом говорит несомненное сходство сюжетных линий. А ещё Золотую рыбу можно встретить в древнем индийском фольклоре. Здесь она представляет собой воплощение всемогущего подводного духа.

В произведении немецких сказочников героиня становится главой католической церкви — римским папой, а затем желает быть самим богом. Интересный факт — в дневнике Александра Сергеевича была найдена черновая запись с описанием сидения старухи на вавилонской башне с папской тиарой на голове. Однако этот фрагмент не вошёл в окончательный вариант из-за того, что не вписывался в общую концепцию сочинения и портил общий русский колорит.

Сказка Пушкина буквальна пропитана символизмом и скрытым философским смыслом. В качестве примера можно привести тройное закидывание невода и великолепное изображение водной поверхности. Настроение моря, по мере развития событий и новых желаний старухи, угрожающе меняется:

  • Просьба о корыте — слегка разыгралось.
  • Изба — помутилось синее море.
  • Дворянка — неспокойно.
  • Царица — почернело.
  • Последнее желание — чёрная буря.

Все творения Пушкина, написанные в жанре сказки, — это настоящая головоломка для каждого, кто решится их анализировать. На первый взгляд, они переполнены простодушием, благодаря чему с успехом преподаются в младших классах. Но с другой стороны — это сложнейшие символические полотна, полные серьёзности и глубокомыслия, разгадка которых невероятным образом ускользает от самых искушённых исследователей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector